Научная статья на тему 'Культурологическая семантика моделей долголетия'

Культурологическая семантика моделей долголетия Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
164
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ДОЛГОЛЕТИЕ / СОЦИУМ / ФАКТОР / КУЛЬТУРА / СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ / ТРАДИЦИИ / MODEL / LONGEVITY / SOCIETY / THE FACTOR / CULTURE / AVERAGE LIFE EXPECTANCY / TRADITIONS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Шааб Кира Сергеевна

В статье рассматривается социокультурологическое содержание и значение моделей долголетия. Исследуется общая модель долголетия, включающая целый спектр факторов, ее различные варианты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culturological semantics of longevity models

In the article social-culturological contents and value of longevity models are considered. The general longevity model including the whole spectrum of factors, its various variants is investigated.

Текст научной работы на тему «Культурологическая семантика моделей долголетия»

УДК 008

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА МОДЕЛЕЙ ДОЛГОЛЕТИЯ

© К.С. Шааб

В статье рассматривается социокультурологическое содержание и значение моделей долголетия. Исследуется общая модель долголетия, включающая целый спектр факторов, ее различные варианты.

Ключевые слова: модель; долголетие; социум; фактор; культура; средняя продолжительность жизни; традиции.

Жизнь человека делится на ряд возрастных периодов: детство, отрочество, юность, зрелость, старость. В соответствии с этим различают качественные состояния человека, обозначаемые специальными понятиями: ребенок, мальчик, юноша, взрослый человек, старик. Каждый из этих возрастов изучает особая наука. Например, ювенология изучает юношеское состояние человека, акмеология -зрелость, геронтология имеет своим предметом старость и старение, прежде всего с естественнонаучной точки зрения, рассматривает человека преимущественно в биомедицинском аспекте, стремясь выявить механизмы старения организма. Однако было бы неправомерно ограничивать представления о долголетии человека лишь его биологической составляющей, поскольку человек -существо не только и не столько биологическое, но и социальное и его жизнь, возраст, старость, имеет как социальную значимость, так и культурологическую. Давно известно, что биология человека является социальной, социальность же имеет культурологическое измерение, заключает в себе культурологический смысл. Социальность «погружена» в экзистенциал культурного бытия человека. А культура есть способ осуществления социальности человека, причем тип культуры накладывает свой отпечаток на проявление социальности, на особенности ее реализации в обществе. Потому, говоря о возрасте человека, его долголетии, необходимо учитывать принадлежность его жизни тому или иному культурно-историческому типу, в зависимости от которого варьируется сам характер жизни человека, задаются жизненные ориентиры, ритмика жизни, ее заполненность событиями, а также внутреннее чувство бытийной вписанности в культуру, ощущение сопричастности всему, что случается вокруг. Это обстоятельство обязывает исследовать

социокультурное содержание и значение факторов долголетия. Академик Н.М. Амосов справедливо заметил, что «вся эволюция организмов и история человечества связана с информацией и моделями» [1]. Для того чтобы подробно изучить причины долгой жизни, необходимо рассмотреть общую модель долголетия, которая включает основные элементы, а затем различные ее варианты.

Общая модель долголетия включает в себя целый спектр факторов (табл. 1).

Все вышеперечисленные факторы составляют «совершенную модель» долголетия, где каждая составляющая обеспечивает целостность системы. Если все факторы или большая их часть присутствуют в других вариантах моделей, то вероятность долголетия высока, если же эта причинная цепочка нарушается, то, соответственно, и путь к долгой жизни может сократиться.

Городская модель долголетия лишена многих составляющих причин долголетия. Жизнь в городе, особенно в мегаполисе, отличается напряженностью: человек оторван от естественной среды обитания, карьера оказывает сильное влияние на самооценку личности. Совокупность этих факторов вызывает в обществе нарастание конфликтных ситуаций и социальной неуравновешенности. Но наряду с этим городская жизнь включает и положительные факторы, например, развитая инфраструктура, которая дает человеку больше возможностей для развития и совершенствования. Еще в конце XVIII в. английский философ (один из первых теоретиков анархизма) и писатель У. Годвин (17561836) и французский философ, ученый и политик Ж. Кондорсе (1743-1794) связали возможность продления жизни с социальным прогрессом. Годвин в своих работах указал на то, что желание продлить жизнь есть часть естественного стремления человека к

Таблица 1

Факторы долголетия

Фактор Составляющая фактора

Генетический Существенная связь между долгожительством предков и их потомков

Экологический Благоприятный климат: особенности почвы, воздуха, воды

Традиционное питание Корригирующее и сбалансированное питание

Психо физиологический Уравновешенный и жизнерадостный нрав, любознательность, чувство свободы и востребованности, пониженная восприимчивость к стрессовым факторам

Трудовой Физический и интеллектуальный труд как источник творческих и физических сил

Волевой Образ мышления, сила мысли, позитивный настрой

Досуговый Активный отдых, общение, развлечения, социальная активность

Технологический Развитие научных технологий, совершенствующих и продлевающих жизнь, развитая инфраструктура

Духовный Гармония с собой и миром, духовно-нравственный смысл поступков, гуманизм

совершенству [2]. Поэтому Годвин подчеркивал важность самоконтроля психических процессов для увеличения продолжительности жизни, называя это психосоматической медициной и умственной гигиеной. Кондор-се, как и Годвин, был теоретиком социальных преобразований, но во главу угла он ставил не личность, а общество, что отразилось и на его воззрениях на проблему продления жизни. Он связывал возможность продления жизни с общественным прогрессом. В совершенном обществе наука познает законы материи, следствием которых является старение, сможет управлять ими, тем самым поддерживая человека в состоянии вечной молодости.

До определенного времени активная городская жизнедеятельность устраивает человека, он привыкает к ней. Но когда случается какое-либо нарушение и здоровье становится под угрозу, люди начинают задумываться о своем образе жизни. Возникает необходимость перемены и переоценки жизнедеятельности. Яркий пример этому академик А. А. Микулин, который восстановил с помощью своей методики организм, собственным примером убеждая бороться за активную долгую жизнь. Подобные методики расписывают почасово занятия своим здоровьем, но невозможно следовать всем этим указаниям, т. к. долголетие - это не только забота о своем здоровье, но и множество других интересов. Поэтому каждый человек выбирает сам те методики, которые ему подходят. Приняв неизбежность роста мегаполисов и тот факт, что сегодня основная масса жителей сосредоточена в крупных городах, общество должно сформировать определенную

стратегию, способную, сохранив основные преимущества жизни в городах, в максимальной степени уменьшить негативные последствия такой жизни. Нам представляется, что преодолеть ряд неблагоприятных факторов можно в рамках новой структуры социальных отношений, смены основных ценностей. Общество должно понимать и принимать только те ценности, которые помогут обеспечить долгую жизнь.

Принято считать, что старение населения обусловлено причинами медицинского и экономического характера - увеличение средней продолжительности жизни человека, повышение качества жизни и т. д. Однако, на наш взгляд, оно также есть отражение ценностных ориентиров, присущих тому или иному типу общества. Процесс демографического «старения» не характерен для целого ряда регионов, таких как страны Африки, Азии, Ближнего Востока и др., где сильны традиционные ценности и вся социальная жизнь регулируется определенными догмами. Высокий уровень рождаемости, определяющий демографическую «молодость» этих стран, обусловлен, главным образом, социокультурными установками, характерными для традиционного общества, и религиозными убеждениями, сложившимися в сфере идеологического сознания. Следует отметить, что в системе воспроизводства культуры традиционного общества «третий возраст» обладает особым статусом хранителя и транслятора ценностей, определяя тем самым авторитет и престиж старости. Напротив, в регионах, где доминируют ценности индустриальной культуры, характерной чертой является низкий уровень рождаемости. На наш

взгляд, это результат проявления социокультурной установки на самореализацию и достижение личностного успеха, с одной стороны, и желания полноценного обеспечения подрастающего поколения благоприятными условиями для этого, с другой стороны. Увеличение средней продолжительности жизни -также одна из сущностных характеристик экономически развитых стран. В России сегодня также преобладают ценности индустриальной и начинают проявляться признаки постиндустриальной культуры, поэтому

можно с уверенностью сказать, что проблема старения населения есть и будет одной из острейших. Ситуация осложняется «маргинальным», по выражению некоторых исследователей (И.С. Кон, Е.Р. Ярская и др.), положением российских пожилых людей, значительно отличающимся от образа благополучной старости, присущего западной культуре. Параллельно с процессом старения населения происходит трансформация механизмов передачи социокультурного опыта. Мы вступаем в эпоху утверждения новой, «префигуративной», по выражению М. Мид, модели культуры, где люди старшего поколения, или «третьего возраста», постепенно утрачивают свою традиционную роль субъекта трансляции социокультурных ценностей и превращаются в ее объект. В результате рвутся традиционные связи, становится недоступным приобщение к новым ценностям культуры и пожилые люди оказываются в условиях культурной изоляции. В современном обществе понятие «старость» позиционируется как синоним неудачи, неуспеха, потери, отсталости, консерватизма. Другими словами, старость олицетворяет все то, что вступает в противоречие с актуальными ценностями индустриального и постиндустриального социума, такими, как личный успех, достижения, результат, материальное благосостояние, динамичность, мобильность и т. п. Мы стали свидетелями возникновения некоего антагонизма «молодость - старость», который в некоторой степени определяет облик современной культуры. Как писал знаменитый философ X. Ортега-и-Гассет, «сегодня все от мала до велика подались в молодые» [3], и это высказывание очень точно отражает возрастные приоритеты индустриальной культуры. «Третий возраст» как потенциальная возможность развития человечества в

современной культуре не только негативизи-руется, а скорее игнорируется или даже отрицается, что совершенно неправильно. Социокультурный феномен нынешнего поколения российских пожилых людей состоит еще и в том, что эпоху переломов и кризисов в духовной жизни общества они застали будучи абсолютно сложившимися личностями, с устоявшейся системой жизненных ценностей, во многом противоречащих современным. В этой ситуации согласиться с несостоятельностью все еще актуальных для них «старых» ценностей было бы признанием бесполезности собственной прожитой жизни. Поэтому, сохраняя свои прежние ценностные ориентации в новых условиях, старшее поколение существует в рамках внутреннего ценностно-смыслового конфликта. Это важнейший субъективный фактор, определяющий степень социального взаимодействия и толерантности в обществе.

Совершенно иначе выглядит модель долголетия горцев. Важным фактором, способствующим долголетию на Кавказе, кроме природных условий - горно-морского климата и ионизированного воздуха - является правильный режим дня с ритмичным чередованием труда и отдыха, усвоенный местным населением в течение всей жизни. Многие исследователи, используя специальные тесты среди сельских долгожителей Кавказа, установили, что долгожители склонны считать все, что происходит в их жизни, результатом своих собственных действий, а не каких-либо внешних сил. Одна из важных причин кавказского долголетия заключается в особенностях жизненного уклада горцев, социальной организации и культуре. Особое отношение к старшим, к старикам связано и с той ролью, которую они играют в семейном быту. У различных народов Кавказа исследователями зафиксировано существование больших семей, в которых под одной крышей жили и вели совместное хозяйство три-четыре поколения кровных родственников -родители и взрослые дети со своими семьями, внуки. Руководство такой семейной общиной осуществлял самый старший мужчина. Он распределял обязанности между младшими братьями и сыновьями, следил за их надлежащим исполнением, распоряжался всеми доходами. И задача примирения кровников также возлагалась на самых уважае-

мых представителей старшего поколения. Главным критерием при выборе старейшин, как отмечает А.Г. Булатова на примере ру-тульцев, населяющих высокогорную часть Южного Дагестана, была безупречная репутация [4]. В случае его смерти место руководителя семейной общины должен был занять следующий по старшинству мужчина. То же самое было и на женской половине дома. Там распределением женских работ и контролем за их выполнением занималась самая старшая из женщин, жена основателя первоначальной семейной ячейки. С особым отношением к старшим, почитанием стариков на Кавказе тесно связано долгожительство. Можно выделить факторы, способствующие формированию этого феномена:

- геронтократический характер традиционной этнической культуры (обычаи, совет старейшин и др.);

- сохранение за старыми людьми значимых социальных ролей в жизни семьи и сельской общины;

- психологический комфорт стариков как важный компонент герогигиены, обусловленный, в частности, высокой мерой их включенности в социальные коммуникации внутри семьи и за ее пределами.

С этим тесно связана большая плотность семейно-родовых связей по сравнению с вне-семейными социальными коммуникациями, существование в абхазской традиционной культуре навыков «антистрессового поведения» [5]. Значимость социальной роли старых людей обеспечивает им психологический комфорт, сохраняет за ними часть реальной власти, обусловливает лучшие бытовые условия, питание и уход. Сочетание всех этих факторов может само по себе воздействовать на увеличение продолжительности жизни. Активное участие абхазских долгожителей в делах своей семьи, их включенность в социальную сеть и после прекращения трудовой деятельности в общественном производстве является важным психологическим фактором герогигиены. Народные обычаи включают «психотерапевтические» способы, установленные путем долговременного опыта, снятия или ослабления сверхсильных отрицательных эмоций. Традиция предписывает определенную дифференциацию форм поведения ближайших родственников покойного и других знавших его людей. Их

сдержанное публичное поведение позволяет им как бы переложить часть эмоциональной тяжести на окружающих и сочувствующих им людей. В кавказской модели долголетия присутствуют многие факторы общей модельной системы. Быт горцев налажен таким образом, что все излишества отсутствуют, вместо этого есть доброжелательность и взаимопомощь, которая создает определенный психологический настрой, который служит источником здоровья, человек пребывает в гармонии с природой, он становится мыслителем.

Народы Севера имеют свою вариативную модель долголетия. Северные жители отличаются отменным здоровьем и нередко достигают столетнего рубежа благодаря своим особенностям. Закаливание организма - одна из основных традиций. Приучают к холоду уже в раннем детстве. Якуты трое и более суток по несколько раз в день натирали новорожденных снегом или обливали холодной водой. Остяки и тунгусы погружали младенцев в снег, обливали ледяной водой и закутывали затем в оленьи шкуры. Всем видам передвижения якуты предпочитают бег, но также и присутствует привычка якута петь во время длительных поездок на оленьих упряжках, описывая все, что он видит в пути, происходит переключение сознания на восприятие природы для исключения его влияния на подсознательную саморегуляцию организма. Такое переключение происходит и у человека, когда он выражает свое восприятие природы в форме песни. Что особенно важно. человек поет, не напрягая голоса, практически на одной ноте. А с физиологической точки зрения это не что иное, как продолжительный выдох, превышающий по длительности вдох. Именно на таком принципе построены все восточные дыхательные упражнения. Общее в стиле жизни с горцами у них - это нормированная жизнь, физический труд на всем ее протяжении.

Все модели долголетия так или иначе основаны на здоровом образе жизни, который предусматривает совокупность внешних и внутренних условий жизнедеятельности человеческого организма, при которых все системы работают надежно, а также совокупность рациональных методов, способствующих укреплению здоровья, гармоничного развития личности, методов труда и отдыха.

Таким образом, в тех этнических моделях, где присутствует целостная система долголетия, жизнедеятельность отличается своей долготой и активностью, а если система нарушена или лишена некоторых составляющих, то, соответственно, и уровень жизни, и ее продолжительность становится низкой.

1. Амосов Н.М. Будущая кибернетика в будущей медицине // Прогресс биологической и медицинской кибернетики / под ред. А.И. Берга, С.Н. Брайнеса. М., 1974. С. 111-154.

2. Kovalenko S.A. Age-associated tissue bioener-getic decline and extensive mitochondrial DNA rearrangements // Успехи геронтологии. 1999. Т. 3. С. 81-87.

3. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Избр. труды / пер. с исп.; сост., предисл. и общ. ред. А.М. Руткевича. М., 1997. С. 43-163.

4. Булатова А.Г. Рутульцы в XIX - начале XX в.: Историко-этнографическое исследование. М., 2003. С. 210.

5. Старовойтова Г. В. Этнопсихологические аспекты изучения долгожительства // Абхазское долгожительство. М., 1987. С. 248.

Поступила в редакцию 1.G2.2G1G г.

Shaab K.S. Culturological semantics of longevity models.

In the article social-culturological contents and value of longevity models are considered. The general longevity model including the whole spectrum of factors, its various variants is investigated.

Key words: model; longevity; society; the factor; culture; average life expectancy; traditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.