УДК 340
Магаррамов Магаррам Джабраилович
доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник,
Дагестанский федеральный
исследовательский центр Российской академии наук
Magarram D. Magarramov
Doctor ofPhilosophy, Professor, Leading Researcher,
Dagestan Federal Research Center ofthe Russian Academy of Sciences
Позитивная социализация молодёжи как одно из условий обеспечения безопасности
российского общества и государства
Positive socialization of youth as one of the conditions for ensuring the security of Russian
society and the state
Аннотация. Проблема обеспечения национальной безопасности общества и государства имманентно связана с соответствующей социализацией подрастающего поколения сограждан, целенаправленной работой семьи, институтов образования и воспитания, проводимой в этом направлении. С учетом требования принципов и подходов социальной диалектики, знания относительно уровней, видов, форм общественного сознания, эмпирических данных, автором публикации предпринята попытка выработки наиболее общего знания, направленного на обеспечение безопасности российского общества и государства посредством позитивной социализации современной российской молодёжи.
Ключевые слова. Позитивная социализация личности, формы, уровни и виды общественного сознания, мораль, право, религия, эстетика, политика и философия.
Annotation. The problem of ensuring the national security of society and the state is inherently related to the appropriate socialization of the younger generation of fellow citizens, the purposeful work of the family, educational and upbringing institutions carried out in this direction. Taking into account the requirements of the principles and approaches of social dialectics, knowledge about the levels, types, forms of social consciousness, empirical data, an attempt is made to develop the most general knowledge aimed at ensuring the security of Russian society and the state through the positive socialization of modern Russian youth.
Keywords. Positive socialization of personality, forms, levels and types of social consciousness, morality, law, religion, aesthetics, politics and philosophy.
Проблема обеспечения национальной безопасности общества и государства имманентно связана с соответствующей социализацией подрастающего поколения сограждан, целенаправленной работой семьи, институтов образования и воспитания, проводимой в этом направлении.
Как известно, общество - это совокупность индивидов с их деятельностью и связями, обусловленными этой деятельностью. А аксиологическая (ценностная) социализация
подрастающего поколения в этом обществе есть системный процесс, включающий в себя целенаправленную работу, проводимую соответствующими субъектами, финансируемую обществом и государством, ориентированную на вкрапление в юношеское сознание положительных, обществу приемлемых положительных идеалов, образцов, стереотипов поведения, в конечном счёте, формирующую устойчивую среду для адекватной генерации и воспроизводства всё новых и новых поколений сограждан. Из приведённой выше дефиниции положительной социализации молодёжи становятся очевидными следующие основные её начала, а именно:
- во-первых, это работа носит системный характер, что означает многоаспектность её проведения, включая учёт педагогических, социально-психологических, исторических, религиозных, социокультурных и целого ряда других направлений;
- во-вторых, субъективный состав участников проведения опредмеченной работы включает в себя родителей, законных представителей, религиозных деятелей различных уровней иерархии, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, учителей начальной и средней общеобразовательной школы, средних-профессиональных учебных заведений, колледжей, преподавателей высших учебных заведений, иных работников муниципальных и государственных учреждений воспитания и образования;
- в-третьих, любая сколько-нибудь значимая деятельность лишь тогда приносит ожидаемые результаты, когда такая работа финансово патронируется со стороны её заказчика. В таком случае, становится очевидным основной заинтересованный субъект воспитательной работы - российское общество и государство. Именно для обеспечения их безопасности необходима положительная социализация подрастающего поколения сограждан и результативность такой работы будет тем выше, чем в своей сознательной деятельности работники органов государственной власти и управления будут финансировать такую работу в необходимых, достаточных размерах, а не по остаточному принципу и, наконец;
- в-четвёртых, системность работы, наличие соответствующего субъективного состава участников сознательной деятельности, финансовый его патронаж со стороны государства нацелен на формирование в социуме государством одобряемого поведения, корреспондирующегося с адекватным уровнем общественного и индивидуального сознания, общей правовой и нравственной культурой, заточенной на формирование и генерацию в сознании подрастающего поколения идей патриотизма и общероссийской идентичности.
Из сказанного стало очевидно, что проблема позитивной социализации личности будет эффективно разрешена при условии учёта соответствующими правомочными субъектами соотношения механизмов формирования индивидуального и массового общественного сознания в проекции их форм, включая религиозное, правовое, нравственное, эстетическое, политическое и философское.
Религиозное сознание молодёжи позитивно, если оно основано на представлениях носителей религиозного мировоззрения, базирующихся на добре, правде, гуманизме, патриотизме, любви к своей Отчизне, готовности вступить на её защиту в любую трудную для неё минуту. Именно религиозное сознание людей с момента принятия на Руси христианства было одной из основ их борьбы с татаро-монгольским нашествием, образования впоследствии русского централизованного государства и объединения разрозненных княжеств вокруг Москвы. Именно люди с православным христианским
мировоззрением стали тем костяком, позволившим Руси мобилизовать народное ополчение во главе с Кузьмой Миминым и Дмитрием Пожарским, избавится от польско-литовского нашествия в начале XVII столетия. Консонансное православное, исламское, буддийское и иудаистское мировоззрение предопределили судьбу наполеоновского вторжения в нашу страну - разгром войск Наполеона и последующее развитие нашей страны.
Не без божественного и религиозного мировоззрения шли воины на защиту Отчизны в период первой и второй мировых войн. С соответствующим религиозным мировоззрением сегодня сражаются доблестные российские воины с неофашистами в рамках специальной военной операции, проводимой на территории Украины.
Таким образом, позитивное религиозное мировоззрение является одним из субъективных факторов, детерминирующих безопасность российского общества и государства на протяжении длительного периода исторического времени, требует неустанного его вкрапления в сознание подрастающего поколения сограждан и своей генерации на основе гуманистических начал официально существующих на территории страны вероисповеданий.
Правосознание подрастающего поколения в нашей стране также необходимо, как и религиозное. Представить себе на миг страну без права - значить обречь её на произвол и насилие со стороны антигосударственных и антиобщественных элементов. Такой исход не является путем обеспечения безопасности общества и государства. Поэтому, вкрапление в сознание молодёжи норм права является одной из насущных задач всей системы образования и воспитания, субъектов, задействованных в эту систему. Благо, что правовая система нашей страны является гуманным по своей сути и содержанию, опирается на лучшие традиции романо-германской системы права, выдержала проверку временем, стоит на страже прав и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и публично-правовых образований. По этой причине, правосознание российской молодежи, опирающееся на перечисленные ценности, является позитивным, требует поддержки и дальнейшего развития со стороны общества и государства
Для углубления и развития этического сознания в нашей стране необходимо нравственное взросление людей, начиная с дошкольных образовательных, заканчивая высшими учебными заведениями. И, в самом деле, совесть, как основная этическая категория, как внутренний светильник человеческой души, необходима каждому человеку, но вкрапливать это понятие, его содержание в сознание молодёжи - задача не совсем из легких. Ведь от самого понятия до поведения в соответствии с ним - большое расстояние. Нужно, чтобы поступить с совестью и в соответствии с ней, стало внутренним императивом, тем категоричным требованием, не исполнив которое, человек чувствовал бы себя опустошенным и неудовлетворённым. Именно в таком же ключе необходимо сочетать другие известные этические категории, суть - этическое сознание и нравственное поведение сограждан. Все это, в своей совокупности, повысит нравственную культуру подрастающего поколения, что является одним из маркеров обеспечения безопасности общества и государства
Эстетическое сознание - сознание, основанное на представлениях людей о прекрасном. В своей общей совокупности, эти представления покоятся на знаниях о литературе, театре, кино, элементах материальной и духовной культуры. Понятно, что всё перечисленное можно рассматривать сквозь призму национального и зарубежного. И, что
российскому человеку-патриоту, в первую очередь, близко по своему духу, шире -духовности [1] наши национальные ценности. Именно в этом тот мостик, который отделяет патриотическое эстетическое сознание от космополитичного, общероссийской идентичности и западной, трнсатлантической. Поэтому, сегодня, как и в послеоктябрьский период развития нашей страны, мы можем опять-таки поставить вопрос: С кем вы, мастера культуры? Это, в том числе, для того, чтобы и молодёжь определилась со своим выбором. И недавний раскол представителей культурного сообщества в связи с проведением специальной военной операции - есть соотношение патриотов и космополитов, национального и зарубежного, правды и кривды, жизнеутверждающего и жизнь губящего, прекрасного и позорного.
Политическое сознание подрастающего поколения, зачатки о нём также формируются с самого раннего возраста. В вопросе: Любишь ли ты Россию? Есть уже политический подтекст. Школьники от класса к классу в средней школе проходят учебные курсы «Человек и общество», «История России», «Всеобщая история» и, если на каждом занятии учитель-воспитатель сориентирует учащихся на любовь к своей Родине, Отчизне, то эффект углубления и развития индивидуального патриотического и политического сознания будет налицо. Таким образом, в юношеское сознание вкладываются позитивные ценности об обществе и государстве, в том числе, таким образом, формируется патриотическое сознание - одно из существенных условий обеспечения безопасности общества и государства.
Философское сознание, процесс его формирования и развития, трудно себе представить без философии. На мой взгляд, ранее упомянутый курс, изучаемый в средней общеобразовательной школе, - «Человек и общество», дает ученикам наиболее общие, элементарные знания о любомудрии. Но без философии, без знания его наиболее общих законов развития природы, общества и мышлении, трудно вообразить себе сознательно, рационально управляемый мир. Логика, этика и эстетика до сих пор некоторыми известными учёными-философами справедливо рассматриваются как важные и необходимые философские дисциплины. О некоторых особенностях формирования и значения этического и эстетического сознания в обеспечении безопасности общества и государства мы говорили немного ранее. К сказанному добавим, что каждый сознательный молодой россиянин, получающий высшее образование, проходит курс философии, который способствует формированию у него элементарных основ философского мировоззрения и экзистенциальная его часть - философия существования, обязывает каждого молодого человека жить и служить Родине. Именно тогда жизнь каждого человека обретает свой подлинно значимый смысл - обеспечить безопасность общества, государства, родного дома и отдельно взятой личности.
Литература:
1Юсупова Г.И., Магомедалиева КМ. Духовные ценности сквозь призму «философии смысла жизни» //Научная мысль Кавказа. 2022. № 2 (110). С. 30-34.
Literature:
1. Yusupova G.I., Magomedalieva K.M. Spiritual values through the prism ofthe "philosophy ofthe meaning of life "// Scientific thought ofthe Caucasus. 2022. No. 2 (110). pp. 30-34.