Научная статья на тему 'Пожилой человек в структуре современного российского общества (региональный аспект)'

Пожилой человек в структуре современного российского общества (региональный аспект) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
880
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бачин Илья Михайлович

В статье автор на примере Мурманской области рассматривает положение пожилых граждан в современном российском обществе, особенности государственной политики, проводимой в отношении этой категории населения. В данной работе отражена демографическая ситуация, которая обосновывает проблему старения населения как в стране, так и в регионе, и подчеркивает актуальность вопросов социального обеспечения, социального обслуживания пожилых граждан на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пожилой человек в структуре современного российского общества (региональный аспект)»

Семейно-демографическая политика

ПОЖИЛОЙ ЧЕЛОВЕК В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)

И. М. Бачин

В статье автор на примере Мурманской области рассматривает положение пожилых граждан в современном российском обществе, особенности государственной политики, проводимой в отношении этой категории населения. В данной работе отражена демографическая ситуация, которая обосновывает проблему старения населения как в стране, так и в регионе, и подчеркивает актуальность вопросов социального обеспечения, социального обслуживания пожилых граждан на современном этапе.

«...Пожилые люди — это не отдельная категория. Мй все когда-нибудь состаримся, если нам будет дана такая привилегия. Поэтому давайте рассматривать пожилых людей не как людей, живущих отдельно от нас, а как нас самих в будущем. И давайте признаем то, что каждый пожилой человек — это индивидуальность, с личными потребностями и возможностями, а не группа совершенно одинаковых людей в силу своего возраста» (Из выступления Генерального секретаря ООН Кофи Аннана на Второй Всемирной ассамблее по проблемам старения (Мадрид, 8 апреля 2002 г.)).

Мировое сообщество испытывает серьезную обеспокоенность и опасение по поводу негативных последствий проистекающих социально-демографических процессов. Как отмечал Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Кофи Аннан на Второй Всемирной ассамблее по проблемам старения (Мадрид, Испания, апрель 2002 г.), мир находится в процессе беспрецедентного демографического преобразования: к 2050 г. численность пожилых людей увеличится с 600 млн до 2 млрд чел. Менее чем через 50 лет впервые в истории в мире будет проживать больше людей в возрасте 60 лет, чем до 15 лет.

Возрастная структура в современной России характеризуется тем, что люди старше трудоспособного возраста представляют значительную группу — более 20 %. Иначе говоря, пожилые граждане — одна из самых внушительных социальных и демогра-

фических групп населения, состояние которой в нашей стране в последнее время значительно изменилось в худшую сторону. Достижения медицины и здравоохранения ведут к возрастанию средней продолжительности жизни, а неуклонное снижение ре-продуктивности вызывает превышение уровня смертности над уровнем рождаемости. В этой ситуации государственные организации и общество в целом должны создавать условия для настоящего участия пожилых граждан в общественной жизни.

В демографическом развитии России на протяжении уже многих лет сохраняется устойчивая депопуляция, т. е. абсолютное сокращение численности российского населения из-за естественной убыли. Правда за последние два года наметилась тенденция к относительной стабилизации количественного состава населения РФ (табл. 1 [6, с. 77]).

© И. М. Бачин, 2012

161

Табл. 1

Численность населения Российской Федерации (млн чел.) на начало года

Годы 1996 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Население 148,3 146,9 146,3 145,6 145,0 144,2 143,5 142,8 142,2 142,0 141,9 141,9

На общем демографическом фоне в стране демографическая ситуация в Мурманской области складывается так же не

лучшим образом. Тем более что тенденция количественного снижения населения не прекратилась (табл. 2 [2, с. 5]).

Табл. 2

Численность населения в Мурманской области (тыс. чел.) на начало года

Годы 1989* 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Население 1 165 941,1 922,9 892,5 889,8 880,0 872,8 864,6 857,0 850,9 842,5 836,7

* Данные за 1989 г.

это самый высокий показатель численности населения за все годы.

Количество пожилых граждан в Российской Федерации от общей численности населения заметно возросло за последние годы и на сегодняшний день составляет более 20 %. Эта тенденция по всем прогнозам будет продолжаться еще достаточно долго.

В Мурманской области доля граждан старше трудоспособного возраста (от 60 лет и старше) только за последние 5 лет выросла на 2,8 % и составляет на данный момент 16,8 % (табл. 3 [2, с. 6]).

Табл. 3

Население Мурманской области по основным возрастным группам (тыс. чел.)

Годы 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Моложе трудоспособного возраста 183,6 174,2 167,3 159,4 151,4 144,8 139,1 134,6 132,0 131,4 132,1

В трудоспособном возрасте 633,6 626,6 616,0 610,1 609,1 605,9 601,3 594,6 586,4 575,6 564,2

Старше трудоспособного возраста 123,9 122,0 122,5 120,3 119,5 122,1 124,2 127,8 132,6 135,5 140,3

Наше государство переживает сейчас непростое время, но не взирая на немалые трудности, регулярно производит индексации пенсий, которые получают более 29 млн россиян. В стране работают свыше 2 ООО учреждений социального обслуживания, более 232 тыс. чел., нуждающихся в постоянной помощи, проживают в стационарах. Большое количество пожилых граждан проходят курс лечения в различных лечебных и профилактических учреждениях. Общепризнано, что объединенные усилия ведомств различной направленности позволяют с большей отдачей применить выделяемые государством средства и с большим успехом осуществлять деятельность в отношении пожилых людей. Также стоит признать, что внушительная категория наших сограждан, состоящая из людей пожилого и

старческого возраста, испытывает нужду, несмотря на серьезную материальную, социальную и психологическую поддержку. В большинстве своем это люди, закончившие трудовую деятельность (в России работают сейчас только 15 % мужчин-пенсионеров и всего 12 % женщин, что явно недостаточно). У пенсионеров уровень доходов значительно ниже, чем у работающих. В связи с этим меняется их положение в семье, обществе и делает уязвимыми во многих жизненных ситуациях. Вот почему своевременная поддержка пенсионеров государством, предприятиями, на которых они работали, различными фондами играет огромную роль. Главный признак культурного и цивилизованного общества (и социального государства) проявляется в социальных гарантиях и социальной защите пожилых и

162

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2012 | М» 1

престарелых граждан и, конечно же, качество оказываемой им помощи и поддержки. Социальная защита пожилых и престарелых граждан на современном уровне осуществляется по трем основным направлениям:

— социальная защита (предоставление старым людям льгот и преимуществ);

— социальное обслуживание;

— организация пенсионного обеспечения.

Механизм социальной защиты пожилых людей реализуется на государственном (федеральном) и региональном (местном) уровнях. Государственный уровень социальной защиты обеспечивает гарантированное предоставление законодательно установленных пенсий, услуг и льгот в соответствии с установленными денежными и социальными нормативами. На региональном уровне с учетом местных условий и возможностей решаются вопросы дополнительного повышения уровня обеспечения сверх государственного.

Основная проблема состоит в том, что меняется статус пожилых людей, продляется их активная жизнь в старости. Прекращение или ограничение трудовой деятельности требует пересмотра ценностных ориентиров, образа жизни, общения и связано с возникновением различных затруднений в социальной, бытовой и психологической адаптации к новым условиям. Высокая социальная ранимость связана с экономическими факторами: малыми размерами пенсий, слабой возможностью трудоустройства. Серьезной социальной проблемой пожилых граждан становится крушение традиционных семейных устоев. Нередко пожилые люди вообще проживают отдельно от семей и потому им часто не под силу справиться с недугами и одиночеством. Если раньше главная ответственность за пожилых лежала на семье, то сейчас ее функции берут на себя государство, местные органы и учреждения социальной защиты. В наших условиях средняя продолжительность жизни женщин приблизительно на 12 лет больше, чем у мужчин, поэтому пожилая семья чаще заканчивается женским одиночеством. Частые хронические заболевания серьезно снижают способность к самообслуживанию и приспособлению к изменениям. Часто возникают проблемы с окружающими, особенно с близкими, в том числе с детьми и внуками. Психика пожилых и старых людей зачастую определяется повышенной раздражительностью, обидчивостью, нередки случаи депрессии, которые иногда ведут к суициду и уходу из дома. Приход старо-

сти — неизбежный процесс, но объективная ситуация, опыт, взгляды, жизненные ценности — это продукт социальной среды. Сегодня пятая часть жителей России — пенсионеры по старости. На деле в каждой семье есть хотя бы один пожилой человек. Проблемы граждан старшего возраста надо считать всеобщими. Эти люди постоянно нуждаются в повышенном внимании обще- | ства и государства, и являются особым I объектом социальной работы.

В Мурманской области социальное обслуживание реализуется на основании Закона Мурманской области от 28 декабря 2004 г. № 572-01-ЗМО «О социальном обслуживании населения в Мурманской области» [4]. Постановлением Правительства Мурманской области от 24.02.2005 г. № 54-ПП был утвержден территориальный | перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания [1]. В отношении пожилых людей работа ведется по направлениям: 1) оказание материально-бытовых услуг; 2) оказание социально-медицинских услуг; 3) оказание правовых услуг; 4) услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией. |

Но, к сожалению, современная систе- \ ма социальных служб не может полно- | стью удовлетворять потребности населения. Основные причины в нехватке кадров и недостаточном финансировании социальных программ.

С 1997 г. на федеральном уровне попыткой повлиять на демографическую и социальную политику является принятие целевых программ «Старшее поколение», которые исполняются медленными темпами и недостаточно эффективно. В нашей области тоже принимались все эти годы региональные целевые программы аналогичного названия. Последняя была разработана на 2008-2010 гг.

В сентябре 2010 г. была принята но- ( вая долгосрочная целевая программа «Со- I циальная поддержка отдельных категорий 1 граждан» на 2011—2013 гг., в которой уде- ! ляется достаточно большое внимание и гражданам старшего поколения. Вот некоторые положения программы. Цели программы: повышение уровня и качества жизни граждан пожилого возраста путем предоставления различных мер социаль- | ной поддержки на основе индивидуальной оценки нуждаемости в социальном обслуживании, обеспечение доступности куль-

турно-досуговых услуг для граждан пожилого возраста, удовлетворение их культурных запросов.

Задачи программы:

— оказание дополнительных мер социальной поддержки для повышения качества жизни граждан старшего поколения;

— предоставление адресной помощи и социальных услуг, способствующих нормальной жизнедеятельности и достойному образу жизни в пожилом возрасте;

— организация посильной занятости людей пожилого возраста;

— развитие сети и укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания для повышения доступности и качества предоставляемых пожилым людям социальных услуг;

— укрепление здоровья граждан старшего поколения;

— создание условий для самореализации пожилых граждан в жизни общества [3, с. 21].

Будем надеяться, что эта программа не останется декларативной. Безусловно, для оказания необходимой помощи и поддержки граждан старшего поколения в области делается немало: совершенствуется и развивается сеть учреждений социального обслуживания населения в условиях перехода к предоставлению социальных гарантий на адресной основе и перераспределения полномочий федеральных и региональных органов власти. Однако ситуация в отношении пожилых людей и демографии в Мурманской области остается напряженной. Принимаемых программ, финансируемых из областного бюджета, явно недостаточно, чтобы коренным образом изменить положение пожилых людей в обществе. Без серьезной финансовой помощи федерального бюджета многие регионы, включая и Мурманскую область, будут обречены только на подкрепление и незначительное развитие уже существующей системы социальной поддержки пожилых людей.

В современных условиях усиливается значение региональных систем социального обслуживания, так как установление новых общественных отношений, вызванных вносимыми в законодательство изменениями, будет происходить в большей степени на территориях регионов. Там же возможно наибольшее понимание или столкновение интересов конкретных пожилых людей и органов власти.

В приведенной табл. 3 ясно прослеживается постоянное снижение общей . численности населения младшего и трудоспо-

собного возрастов, приведшее в конечном итоге к превышению количества пожилых граждан над лицами моложе трудоспособного возраста. В таблице к населению моложе трудоспособного возраста отнесены лица в возрасте 0—15 лет, трудоспособного возраста — женщины 16 — 54 года, мужчины 16 — 59 лет, старше трудоспособного возраста — женщины 55 лет и старше, мужчины 60 лет и старше. Если учесть, что в Мурманской области пенсия по старости назначается женщинам с 50 лет, а мужчинам с 55 лет, то количество граждан, получающих пенсию по старости на начало 2008 г., составляет 218,3 тыс. чел.

По инициативе Министерства социального развития Мурманской области 31 октября 2008 г. был проведен «круглый стол» с программой «Особенности социального обслуживания пожилых людей и инвалидов», на котором были подведены некоторые итоги деятельности социальных служб области и обсуждены проблемные вопросы. Основными целями и задачами «круглого стола» были обмен опытом работы, развитие сотрудничества в решении задач по обеспечению высокого качества обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания населения Мурманской области, а также поиск, применение и внедрение эффективных технологий оказания услуг, инновационных форм обслуживания.

В структуру Государственной системы социальных служб Мурманской области помимо учреждений социального обслуживания, оказывающих комплексную помощь населению, входят 5 домов-интернатов для престарелых и инвалидов в городах Апатиты, Кандалакша, Ковдор, Мончегорск, Мурманск, 3 психоневрологических интерната в городах Апатиты (2), Кировск и один специальный дом для одиноких престарелых граждан (г. Североморск) [5].

В области остается актуальным развитие и совершенствование именно сектора стационарных учреждений социального обслуживания. Следует отметить, что, несмотря на то что с 2000 г. общее количество койко-мест возросло на 12 %, из года в год остается значительная очередь престарелых граждан в эти учреждения. Существует она, главным образом, из-за недостатка мест для лежачих престарелых граждан и инвалидов. На 1 октября 2008 г. на очереди состояли 505 чел. (в психоневрологические интернаты — 381 чел. и в дома-интернаты общего типа — 124 чел.).

Наряду с определенными успехами в оказании традиционных видов взаимодействия с проживающими в стационарных учреждениях пожилыми людьми участники «круглого стола» рассмотрели причины, препятствующие высокому качеству оказания социальных услуг. Прежде всего, это невозможность осуществлять индивидуальный подход ввиду одновременного проживания большого числа граждан в одном учреждении, применение неоптимальных технологий оказания услуг, слабая материально-техническая база учреждений, неукомплектованность квалифицированными кадрами и отсутствие в системе социального обслуживания службы повышения квалификации персонала. Эти факторы характерны для большинства регионов Российской Федерации.

Какими же видятся пути решения этих проблем? Они очевидны. Это и совершенствование законодательной базы, и укрепление материально-технической базы учреждений, и расширение сети стационарных учреждений через создание домов-интерна-тов малой вместимости, и стандартизация услуг, предоставляемых в учреждениях.

Одним из приоритетных направлений

является поиск и применение эффективных оптимальных технологий оказания услуг, применение комплексного подхода при организации обслуживания. Помимо этого Министерство по социальному развитию Мурманской области свою задачу в решении проблем видит в организации плановой системы повышения квалификации работников социальных служб, проведении плановой работы, в том числе с учебными учреждениями, по привлечению кадров и организации обмена опытом как в Мурманской области, так и с другими регионами РФ.

В научной литературе еще недостаточно внимания уделяется анализу региональной системы социального обслуживания пожилых людей в конкретных условиях современной России. Региональная система социального обслуживания могла бы создать благоприятные условия не только для оптимизации предоставления социальных услуг, но и для активизации социального поведения пожилых людей, при этом стимулируя и мотивируя в них большую степень самостоятельности, ответственности за решение социальных проблем, развивая в них чувство уверенности в себе, в завтрашнем дне.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ассоциация контрольно-счетных органов России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.ach-fci.ru>Murmansk/actions...2006/0tchct2006=5 Москва. — Загл. с экрана.

2. Возрастной состав населения Мурманской области / Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области. — Мурманск, 2010. — 62 с.

3. Долгосрочная целевая программа «Социальная поддержка отдельных категорий граждан» на 2011—2013 годы : Постановление Правительства Мурманской области от 14.09.2010 г. № 116-ПП/14 // Мурм. вестн. [Мурманск]. — 2010. - 16 сент.

4. Закон Мурманской области от 28 декабря 2004 г. № 572-01 -ЗМО «О социальном обслуживании населения в Мурманской области» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.garant.гu>Mypмaнcкaя область>114326. — Загл. с экрана.

5. О социальном обслуживании населения в Мурманской области : Закон Мурманской области от 29.12.2004 г. № 572-01-ЗМО // Ведомости Мурм. обл. думы [Мурманск]. - 2005. -13 апр.

6. Российский статистический ежегодник. 2010 : стат. сб. / Росстат. — М., 2010. — 813 с.

Поступила 28.11.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.