Научная статья на тему 'Социальная защита престарелых: на примере Республики Узбекистан'

Социальная защита престарелых: на примере Республики Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1806
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЗБЕКИСТАН / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ / ПРЕСТАРЕЛЫЕ ЛЮДИ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / UZBEKISTAN / DEMOGRAPHIC PROCESSES / SENIOR CITIZENS / ELDERLY / SOCIAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абдураманов Х.Х.

В статье рассмотрены, на основе анализа демографических процессов и существующей демографической ситуации, вопросы социальной защиты престарелых в Республике Узбекистан в современных условиях. Проведен анализ и систематизация мер социальной поддержки престарелы, разработаны предложения и рекомендации по совершенствованию социального обслуживания пожилых людей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social protection of the elderly: case of the Republic of Uzbekistan (Uzbekistan, Tashkent)

Based on the analysis of demographic processes and the existing demographic situation, the article discusses the issue of present-day social protection of the elderly in the Republic of Uzbekistan. The author analyzes and systematizes measures of the elderly support, and develops suggestions and recommendations to improve the existing mechanism

Текст научной работы на тему «Социальная защита престарелых: на примере Республики Узбекистан»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИх

зарубежных СТРАН

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПРЕСТАРЕЛых: НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Х.Х. Абдураманов,

доцент Ташкентского государственного экономического университета,

кандидат экономических наук abduramanov.xamid@mail.ru

2698.9; 8.7%

Старше трудоспособного возраста

Моложе трудоспособного возраста

В статье рассмотрены, на основе анализа демографических процессов и существующей демографической ситуации, вопросы социальной защиты престарелых в Республике Узбекистан в современных условиях. Проведен анализ и систематизация мер социальной поддержки престарелы, разработаны предложения и рекомендации по совершенствованию социального обслуживания пожилых людей.

Ключевые слова: Узбекистан, демографические процессы, пожилые люди, престарелые люди, социальное обеспечение

УДК 369.8 ББК

С момента приобретения независимости в 1991 г. Республика Узбекистан приступила к реализации национальной экономической модели, направленной на преобразование экономики, уделяя при этом большое внимание обеспечению социальной стабильности. Основой «узбекской модели стало развитие промышленного и производственного потенциала преимущественно аграрной экономики. К важнейшим направлениям этой модели относится повышение уровня жизни населения и обеспечение его занятости с одновременной защитой уязвимых социальных групп от бедности.

С 1991 по 2015 гг., согласно официальной статистике, население республики выросло более чем на 50%: с 20607,7тыс. чел. до 31022,5 тыс. чел. При этом чуть более половины населения сегодня живет в городах и поселениях городского типа (51%). Остальные 49% населения проживают в сельских населенных пунктах (села, аулы) [1].

Во многом резкий рост численности городского и сокращение сельского населения объясняется административным переводом 965 кишлаков в городские поселки. За годы независимости в Республике Узбекистан численность городского населения увеличилась на 89,6%, а численность сельского населения — лишь на 24,1% (данные 2015 г. по сравнению с 1991 г.) [2]. Несомненно, условия жизни населения, уровень благоустройства территории и предоставления жилищно-коммунальных услуг в городских населенных пунктах намного выше, чем в сельских.

Согласно трудовому законодательству Республики Узбекистан, население разделяется на три группы по трудовой способности:

- моложе трудоспособного возраста (0-15 лет);

-трудоспособного возраста (женщины в возрасте 16-54

лет, мужчины в возрасте 16-59);

- старше трудоспособного возраста (женщины в возрасте 55 лет и старше, мужчины в возрасте 60 лет и старше) [3].

Анализ данных Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике в отношении численности каждой из названных групп показывает, что наибольшая доля принадлежит населению трудоспособного возраста (рис. 1).

Положительной выглядит и общая тенденция сокращения демографической нагрузки на тысячу населения трудоспособного возраста в Республике Узбекистан (число нетрудоспособного населения на каждую 1000 человек трудоспособного возраста) за период 1991-2014 гг. (рис. 2).

© ПСЭ, 2016

Рис. 1. Структура населения по признаку трудоспособности в 2014 г., чел.

1990

1994

1999 2004 Год

2009

2014

Рис. 2. Динамика демографической нагрузки на тысячу чел. трудоспособного возраста в Республике Узбекистан

(число нетрудоспособного населения на каждую 1000 человек трудоспособного возраста) в 1991-2014 гг., чел.

Важно отметить, что современная цивилизация, развитие мировой экономики обеспечили населению земли более высокий жизненный уровень и увеличивающуюся продолжительность жизни. Уже сейчас и в перспективе имеет место тенденция роста численности, а следовательно и доли пожилых людей,

1 93

т.е. тенденция старения населения. Эта тенденция коснулась и Республики Узбекистан.

В настоящее время численность группы людей старше трудоспособного возраста в структуре населения в Республике Узбекистан увеличивается высокими темпами, так как на пенсию выходят те, кто был рожден в годы высокой рождаемости (демографического взрыва) после окончания Второй мировой войны. Так, число лиц старше трудоспособного возраста в 2014 г. увеличилось на 65% по сравнению с показателем 1991 г. и составило 8,7% населения страны.

Увеличение числа людей старше трудоспособного возраста (пожилых) в структуре населения связано также с продолжительностью жизни, ожидаемой при рождении. Если в Республике Узбекистан продолжительность жизни, ожидаемой при рождении в 1991 г., составила 69,3 года [4], то к 2014 г. этот показатель достиг 73,5 лет [5] или, другими словами, за рассматриваемый временной отрезок она увеличилась на 4,2 года.

Следует отметить, что доля людей старше трудоспособного возраста выше в городе Ташкенте (14,3%), Ташкентской (10,2%), Бухарской (9,1%) и Ферганской (9,0%) областях. Самые низкие показатели наблюдаются в Сырдарьинской (7,0%), Сурхандарь-инской (7,0%) и Кашкадарьинской (7,0%) областях.

Ожидается, что и в дальнейшем доля людей старше трудоспособного возраста в структуре населения будет расти как в отдельных областях, так и в стране в целом. Как показывают демографические прогнозы, предполагается, что доля людей в возрасте 65 лет и старше в структуре населения будет составлять в 2020 г. 5,0%, в 2025 г. - 6,4%, а в 2030 г. достигнет 7,5%.

Анализ современных тенденций демографических процессов, происходящих в республике, показывает, что уменьшается доля людей моложе трудоспособного возраста в возрастной структуре населения и, наоборот, возрастает доля трудоспособного возраста и старше. Это, в свою очередь, требует преобразований в сфере социально-экономического развития страны, обеспечения работой населения трудоспособного возраста, а также разработки проектов и программ социальной защиты пожилых людей.

Демографами ООН разработана трехэтапная шкала для оценки уровня демографического старения. Согласно этой шкале, если доля людей в возрасте 65 лет и старше в структуре населения страны меньше 4%, то это молодое население, если от 4% до 7% - на пороге демографического старения, если больше 7%, то население является старым [6].

Если разделить страны СНГ по этой классификации, то можно увидеть следующее:

- население Украины (15%), Беларуси (14%), России (13%), Армении (11%), Молдовы (10%), Казахстана (7%), т.е. старое население;

- население Азербайджана (6%) — на пороге демографического старения;

- население Республики Узбекистан (4%), Республики Туркменистан (4%), Республики Кыргызстан (4%) и Республики Таджикистан (3%) — молодое население [7].

На сегодняшний день (по данным на конец 2015 г.) в Республике Узбекистан только в структуре населения города Ташкента доля людей в возрасте 65 лет и старше составляет 7,1%. Вместе с тем, динамика увеличения числа пожилых в Республике Узбекистан в ближайшем будущем потребует особого внимания к этой категории населения.

Необходимо отметить, что сегодня в республике создана мощная государственная программа социальной защиты, предназначенная для наиболее социально уязвимых групп населения. По уровню расходов и охвату проблем самой крупной из всех программ такого рода является система пенсионного обеспечения, которая способствует преодолению низкого уровня жизни пенсионеров. Эта программа осуществляется на основе принятого в 1993 г. Закона Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан» [8] и последующих подзаконных нормативных актов. Экономически государственное пенсионное обеспечение граждан опирается на принцип солидарности поколений, когда за счет отчислений, производимых в Пенсионный фонд работающими гражданами,

осуществляется пенсионное обеспечение пожилой нетрудоспособной части населения.

Значительный рост численности пенсионеров и престарелых влечет за собой сложный комплекс социальных последствий, в результате чего существенно меняется роль бытового обслуживания пенсионеров и предоставления им услуг. В связи с этим в Республике Узбекистан принимаются необходимые меры по поддержке данной категории граждан, важнейшими из которых выступает государственное социальное обслуживание пенсионеров и предоставление льгот.

Меры по поддержке пенсионеров и престарелых в Республики Узбекистан:

- Обслуживание одиноких пенсионеров, нуждающихся в постороннем уходе

Одиноким пенсионерам, нуждающимся по состоянию здоровья в постороннем уходе, признается лицо, достигшее 60 лет, или инвалид I и II группы независимо от возраста, не имеющее детей и близких родственников. Уход за одиноким пенсионером и инвалидом может быть осуществлен и при условии, если есть близкие родственники, живущие отдельно, в том случае, если они будут возмещать расходы по уходу.

- Бесплатное санаторно-курортное лечение

Право на получение путевок на санаторно-курортное лечение имеют все пенсионеры без исключения, в равной степени инвалиды Второй мировой войны, инвалиды труда и пенсионеры по возрасту. Инвалиды войны, а также участники войны получают путевки в первоочередном порядке. При необходимости путевка выдается также лицу, сопровождающему инвалида либо участника войны.

- Льготы по лекарственному обеспечению

Ряду категорий пенсионеров предоставлено право бесплатного обеспечения медикаментами по рецептам врачей. К ним относятся инвалиды и участники войны и приравненные к ним лица, родители и жены погибших военнослужащих. 50% скидка со стоимости лекарств, приобретенных по рецептам врачей, предоставляется работавшим в тылу в годы войны и приравненным к ним лицам.

- Льготы по медицинскому обслуживанию и по проезду на транспорте

- Льготы по оплате за эксплуатацию жилья и коммунальных услуг

Отдельным категориям граждан взамен льгот по оплате ЖКУ предоставляются компенсационные выплаты.

- Функционирование домов-интернатов и пансионатов для престарелых и инвалидов

В дом-интернат принимаются престарелые, инвалиды, нуждающиеся по состоянию здоровья в уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи, которым пребывание в доме-интернате не противопоказано по медицинским показаниям и у которых нет трудоспособных детей, обязанных по закону их содержать

Социальной поддержке пожилых уделяется большое внимание представительными органами власти и правительством Узбекистана: в Конституцию Республики Узбекистан внесены такие положения, как «Несовершеннолетние, нетрудоспособные и одинокие пожилые под защитой государства» и «Совершеннолетние, трудоспособные дети обязаны заботиться о своих родителях» [9]. Согласно ряда постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан созданы социальные фонды «Махалля» и «Нуроний», внедрена система оказания социальной защиты одиноким пожилым в домашних условиях.

Президентом Республики Узбекистан И.А. Каримовым 2015 год был объявлен «Годом заботы о старшем поколении». Расходы по реализации мер Государственной программы «Год заботы о старшем поколении» составили 2 246,5 млрд сум. При этом средства бюджетного и внебюджетного фондов составили только 310,3 млрд сум, а средства исполнителей и спонсоров - 995,2 млрд сум, кредиты коммерческих банков — 940,3 млрд сум, гранты и средства международных организаций и финансовых институтов — 0,7 млрд сум [10].

В рамках реализации Государственной программы «Год внимания и заботы о старшем поколении» был создан портал,

призванный помочь пожилым людям с решением информационных вопросов по различным сферам жизни. На портале размещена информация об имеющихся льготах для пожилых людей, пенсионном законодательстве, новости, сведения о возможности получить консультацию по важным вопросам. К ресурсу подключены все территориальные подразделения министерства труда и социальной защиты населения, домов-интернатов и санаториев для престарелых, центров культуры и досуга населения, информационно-ресурсных центров. Планируется также создать на базе портала социальную сеть для людей старшего поколения [11].

В Узбекистане ежегодно растет число пользователей специальной услуги для одиноких престарелых и инвалидов — так называемого «социального такси». Данная услуга появилась в стране в 2011 г. и каждый год отмечается рост спроса на нее со стороны пенсионеров. В 2015 г. ей воспользовались порядка 8 тыс. узбекистанцев. В работе социального такси главная роль принадлежит в первую очередь спонсорам и благотворителям. Роль государства при этом заключается в организационной работе по сведению вместе всех участников этого процесса — спонсоров, пенсионеров и организаций, оказывающих услуги извоза. Этим занимаются Центры содействия занятости и социальной защиты населения, действующие в каждом районе, куда и может обратиться нуждающийся в «социальном такси» пожилой человек [12].

Свое уважение к людям почтенного возраста выражают активисты молодежных групп «Мадад» и «Гамхурлик», организованных по инициативе министерств высшего и среднего специального, а также народного образования и ОДМ «Камо-лот». Они помогают одиноким престарелым и людям с ограниченными возможностями вести домашнее хозяйство, решать социально-бытовые вопросы [13].

С 2016 года усилены действующие меры поддержки и введены новые в отношении представителей старшего поколения, нуждающихся в постороннем уходе, но проживающих без детей и близких, оказывающих им должную поддержку. В отношении этой категории пожилых людей будут разработаны индивидуальные программы социальных услуг, охватывающие удовлетворение нужд в пяти областях: оздоровление, уход на дому, улучшение жилищно-бытовых условий, социальная и правовая защита, расширение круга общения и досуга. В каждой из этих областей для получателей программы предоставляются ключевые социальные услуги и виды социальной помощи, гарантируемые государством и финансируемые из государственного бюджета [14].

С 1 января 2016 года правительством Узбекистана введен перечень из 15 (ранее было 10) основных продуктов питания и товаров гигиены для бесплатного обеспечения одиноких престарелых и инвалидов, нуждающихся в постороннем уходе. К указанной группе отнесены пенсионеры и инвалиды I и II групп, нуждающиеся в постороннем уходе, не имеющие детей, в том числе приемных (за исключением несовершеннолетних или инвалидов), супруга (супруги) и родителей (за исключением престарелых или инвалидов), а также опекунов, попечителей и лиц, на которых судом возложены обязанности по содержанию престарелого или инвалида. Доставка продуктов осуществляется социальными работниками по уходу на дому в течение двух дней со дня получения продуктов питания и товаров согласно ведомостям, получаемым от органов самоуправления граждан [15].

Несмотря на эффективную и комплексную социальную поддержку населения преклонного возраста в Республике Узбекистан, по-нашему мнению, целесообразно реализовать ряд мер для дальнейшего улучшения жизни пожилых в условиях демографической ситуации, сформировавшейся в стране:

1) оптимизация финансового состояния Внебюджетного пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан. Для этого рекомендуется:

- целевое использование средств Пенсионного фонда;

- увеличение размера льготной пенсии;

- уравнивание возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин;

2) дальнейшее усиление адресной социальной поддержки пожилых людей через негосударственные фонды. Для этого необходимо:

- выявление пожилых, действительно нуждающихся в помощи, оказание им помощи и ведение постоянного сопровождающего контроля;

- создание общественных советов, ведущих работу с пожилыми в махаллях;

- создание центра пожилых при органах самоуправления граждан;

- улучшение работ по привлечению спонсорской помощи одиноким пожилым, совершенствование координации работ по этому направлению;

3) создание Гериатрического центра при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан и открытие отделений данного центра во всех районах и городах республики; увеличение видов медицинской помощи, оказываемых указанной категории населения. По-нашему мнению, основной задачей Гериатрического центра должно являться создание оптимальных условий для улучшения здоровья пожилых, привлечение их к активному участию в жизни общества, сохранение их физического и психологического здоровья.

Гериатрическим центрам следует реализовать нижеследующую систему мер для поддержания здоровья пожилых:

- составление списка пожилых, проживающих на данной территории, лечение и постоянное наблюдение хронических больных;

- организация плановых консультаций для пожилых;

- постоянное повышение квалификации участкового врача и других специалистов по гериатрии;

- проведение научно-практических конференций, посвященных актуальным проблемам данного направления;

- внедрение в практику профилактики старения и современных гериатрических методов лечения, новейших достижений герофармакологии.

Важной представляется также организация домов-интернатов малого объема по всей территории республики. В результате организации таких домов, во-первых, одинокие люди останутся в тех районах и городах, где проживали раньше, не будет потребности в адаптации к новым условиям проживания. Во-вторых, в отличие от обычных домов престарелых, где проживают в среднем 200 человек, будет существенно повышена эффективность и качество социальной защиты, организованной за счет улучшения качества оказания услуг одиноким людям в «домах малого объема» (рассчитанных на 5-10 человек).

По-нашему мнению, внедрение вышеуказанных предложений и рекомендаций будет содействовать улучшению социальной защиты пожилых людей, проживающих в Узбекистане.

Литература

1. Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике //www.stat.uz.

2. Население Узбекистана. Статистический сборник. — Ташкент, 2015. — С. 11.

3. Абдурах;монов К.Х., Имомов В.А. Эффективное использование трудового потенциала в Узбекистане и его управление. Монография. — Ташкент: Академия, 2008. — С. 42.

4. Народное хозяйство Республики Узбекистан в 1993 г. — Т.: Госкомпрогнозстат, 1994. — С. 73.

5. Социальное развитие и уровень жизни в Узбекистане. Статистический сборник. — Ташкент, 2015. — С. 94.

6. Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1985. — С. 117.

7. 2015 World Population Data Sheet // http://www.prb.org.

8. Закон Республики Узбекистан № 938-XII от 03.09.1993 г. »О государственном пенсионном обеспечении граждан» (ред. от 04.12.2014) // http://zakonuz.narod.ru/z121.htm.

9. Конституция Республики Узбекистан. — Т.: Узбекистан, 2015. — 28 с.

10. 2015 год объявлен в Узбекистане Годом внимания и заботы о старшем поколении // http://www.uzembassy.ru/100415-oon.htm.

11. Сайт для пожилых людей запущен в Узбекистане // http://d-russia.ru/sajt-dlya-pozhilyx-lyudej-zapushhen-v-uzbekistane.html.

12. В Узбекистане набирает популярность «социальное такси» // http://ru.sputniknews-uz.com/society/20160203/1693189. html#ixzz40sHUPoDM.

13. Опыт и знания — ориентир для молодежи // http://www.uzbekistan.kg/elder-6.php.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. В Узбекистане вводятся новые меры социальной защиты одиноких пожилых людей и инвалидов // http://news.uzreport. uz/news_3_r_134211.html.

15. В Узбекистане одиноких престарелых и инвалидов бесплатно обеспечат продуктами // http://www.ca-news.org/ news:1158917.

РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО АПК

республики Таджикистан

С.Дж. Комилов,

профессор кафедры экономической теории Российско-Таджикского (Славянского) университета (г. Душанбе),

доктор экономических наук sirodj.tj.@mail.ru

М.Б. Фируз,

соискатель Таджикского национального университета (г. Душанбе)

marvorid@mail.ru

В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития конкурентоспособности сельскохозяйственного производства Республики Таджикистан, обосновываются конкурентные преимущества регионального АПК с учетом ресурсной концепции и специфики региона

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, сельскохозяйственный продукт, земельная ресурсная концепция, дехканские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственный рынок, конкурентоспособность, экспортный потенциал

У9(2Т)320,0

За последние годы в экономике Республики Таджикистан произошли существенные социально-экономические преобразования, связанные с трансформацией отношений собственности за счет процессов разгосударствления и приватизации сельскохозяйственных, перерабатывающих, обслуживающих предприятий и их различных объединений. Эти процессы стали определяющими факторами создания многоукладной аграрной экономики — сформировались различные организационно-правовые формы собственности: совместные, частные, унитарные, государственные, акционерные общества разного типа, кооперативные, дехканские (фермерские) хозяйства. Агропромышленный комплекс (АПК) страны стал функционировать в условиях относительной самостоятельности и жесткой конкуренции, что дало сильный толчок развитию его отраслей. Тем не менее, несмотря на позитивные изменения, конкурентоспособность отечественного производства все еще сильно уступает зарубежным1.

Развитие сельскохозяйственных предприятий Республики Таджикистан протекает в сложных условиях, вызванных системными кризисами, болезненными проблемами реформирования экономики страны, сложностями во взаимоотношениях отраслей и структурообразующих производств, ужесточением конкуренции на внешних рынках сельскохозяйственной продукции. Региональным сельскохозяйственным предприятиям в своей производственно-сбытовой деятельности приходится сталкиваться с трудностями, сопряженными с переменами в экономическом пространстве страны и мира.

Экономика страны находится на пути перехода к инновационному развитию и формированию единого экономического пространства. Здесь следует согласиться с мнением профессора Ф.Г. Газизуллина, который отмечает, что нельзя не учитывать еще одно обстоятельство: усиление действия других факторов, наряду с решающими экономическими условиями, на эффективность и конкурентоспособность фирмы. Таковы характерные черты и особенности современной эпохи, ее общественно-политическая и технологическая сущность. Все это не может не найти отражения в экономической науке, моделях экономического развития общества2.

Основой стабильного и устойчивого развития национальной экономики выступает конкурентоспособность отдельных его

отраслей, в том числе и развитие конкурентных преимуществ сельского хозяйства регионов, что является одной из важнейших задач рыночной экономики. Конкурентоспособность рассматривается в системе факторов внешней и внутренней среды бизнеса, что на уровне отдельных регионов предполагает разработку и реализацию стратегических целей развития отдельных отраслей и комплексов. На агропромышленный комплекс, который является составной частью региональной экономики, влияют не только природно-климатические факторы, но и не менее существенные угрозы исходят от реальных и потенциальных конкурентов внешней среды. Последние обуславливают пересмотр стратегических целей развития отрасли с учетом принципов обеспечения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.

Среди ключевых факторов, усиливающих процессы формирования региональных рынков сельскохозяйственных товаров в Таджикистане, значимым является обеспечение развития конкурентных преимуществ сельскохозяйственного производства. Обоснование стратегических направлений в целях повышения конкурентных преимуществ и достижение конкурентного статуса сельскохозяйственного производства на основе диверсификации и интеграции отдельных отраслей приобретает особую значимость, а формирование их теоретических и методических основ является не только приоритетной задачей составляющих АПК Хатлонской области, но и затрагивает интересы всех уровней власти Республики Таджикистан. Усиливается значимость экспорта как фактора стабилизации и поддержания регионального сельскохозяйственного производства, а также источника поступления валюты для удовлетворения внутренних нужд экономики.

Стратегическая роль экспорта заключается в том, что он должен стать инструментом активизации как имеющихся, так и потенциальных конкурентных преимуществ экономики региона, особенно его сельскохозяйственного сектора, которые, в силу своего природно-ресурсного потенциала и наличия конкурентных преимуществ, способны превращаться в полюса и точки роста в территориальной структуре национальной экономики. Однако динамика развития данного сектора в период с 1991 по 2014 г. не внушает оптимистических прогнозов превращения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.