Научная статья на тему 'Долгосрочный уход за престарелыми пациентами за рубежом и в Республике Беларусь: состояние и проблемы'

Долгосрочный уход за престарелыми пациентами за рубежом и в Республике Беларусь: состояние и проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1017
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛГОСРОЧНЫЙ УХОД / LONG-TERM CARE / МЕДИЦИНСКИЕ СЕСТРЫ / MEDICAL NURSES / ПРЕСТАРЕЛЫЕ ПАЦИЕНТЫ / ELDERLY AND OLD PATIENTS / СИДЕЛКИ / SICK-NURSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвейчик Т.В.

Проанализирована проблема предоставления долгосрочного ухода за престарелыми пациентами за рубежом и в Республике Беларусь. Сделан вывод о необходимости своевременного совершенствования опыта различных стран с учетом демографической ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Long-term care for elderly patients in Belarus and abroad:current situation and problems

The problem of providing a long-term care of elderly patients abroad and in the Republic of Belarus has been analyzed. Based on this analysis, a conclusion about the need for timely improving the experience of different countries with due account of a demographic situation has been made.

Текст научной работы на тему «Долгосрочный уход за престарелыми пациентами за рубежом и в Республике Беларусь: состояние и проблемы»

Долгосрочный уход за престарелыми пациентами за рубежом и в Республике Беларусь: состояние и проблемы

Матвейчик Т.В.

Белорусская медицинская академия последипломного образования, Минск

Matveychik TV.

Belarusian Medical Academy of Post-Graduate Education, Minsk Long-term care for elderly patients in Belarus and abroad:

current situation and problems

Резюме. Проанализирована проблема предоставления долгосрочного ухода за престарелыми пациентами за рубежом и в Республике Беларусь. Сделан вывод о необходимости своевременного совершенствования опыта различных стран с учетом демографической ситуации. Ключевые слова: долгосрочный уход, медицинские сестры, престарелые пациенты, сиделки.

Медицинские новости. — 2014. — №11. — С. 38 -42. Summary. The problem of providing a long-term care of elderly patients abroad and in the Republic of Belarus has been analyzed. Based on this analysis, a conclusion about the need for timely improving the experience of different countries with due account of a demographic situation has been made. Keywords: long-term care, medical nurses, elderly and old patients, sick-nurses. Meditsinskie novosti. - 2014. - N11. - P. 38 -42.

Важным аспектом национальной безопасности страны является демографическая политика, включая представление о подвижности и обратимости процессов демографического старения [2].

Демографическая старость считается подвижной, если число лиц старше 60 лет составляет от 12 до 14%, поскольку в этом случае нужны срочные государственные меры по повышению рождаемости и росту благосостояния. Демографическая старость стабильна, если лица старше 60 лет составляют 15-19% в структуре населения (т.е. число рождений равно числу смертей). Суженное воспроизводство наблюдается при недостаточной замене родительского поколения, депопуляция -при превышении показателей смертности над показателями рождаемости [3]. Самый серьезный признак демографического старения - сенильная депопуляция при доле лиц старше 60 лет более 20%. Задуматься о последствиях этих процессов в плане влияния на общественное здоровье человечество заставили эксперты ООН в середине прошлого столетия, когда границей демографической старости приняли 65 лет. Исходя из этого тезиса, демографическая структура населения может быть представлена наиболее просто в исчислении демографической старости по шкале Дж. Сандберга: лица от 0 до 15 лет; лица от 15 до 59 лет; лица 60 лет и старше. По мнению Дж. Санд-берга, демографически старым считается население, если в первой группе его доля

будет меньше 30%, а в последней - больше 15%.

Некоторые данные свидетельствуют о больших демографических изменениях в странах Западной Европы, аналогичных демографической ситуации в Беларуси. Количество и соотношение престарелых людей будет значительно увеличиваться, вместе с тем будет расти и потребность в долгосрочном уходе за ними [5, 7].

Оказание такого вида помощи возможно двумя способами. Первый подразумевает оказание медико-социальных услуг в стационарных учреждениях, когда создается среда, в которой концентрируются социально уязвимые категории для получения медико-социальных услуг (больницы и отделения сестринского ухода, хосписы, отделения круглосуточного пребывания территориальных центров социального обслуживания, дома-интернаты). Второй - оказание медико-социальных услуг на дому. Этот способ приближает услуги к потребителям в привычной для них среде, позволяет сохранять и поддерживать устоявшийся уклад жизни, социальные связи, не истощая функциональные резервы на привыкание к новым условиям, что неизбежно при переселении в стационарные учреждения. Уход на дому не только более гуманный, но и экономически эффективный.

Во всем мире потребности престарелого населения в различных видах помощи (в том числе в уходе) значительные, поэтому государственные органы многих стран оказывают разнообразную поддержку

своим жителям. Программа медицинской помощи неимущим «Медикэйд», осуществляемая в США при финансовой поддержке федеральных властей независимо от уровня доходов пациентов, были они бедными или стали таковыми, учитывает, что совместное проживание доступно состоятельным клиентам, способным оплачивать уход. Такой вид помощи редко доступен для людей со скромными или низкими доходами. Аналитики подсчитали, что рынок услуг совместного проживания составляет от 13 до 15 млрд долларов. Ожидается, что к 2020 г. он возрастет до 20 млрд условных единиц. Неясно, останется ли эта услуга в основном альтернативой для состоятельных пациентов или будет предложен спектр услуг для небогатых пожилых людей с ограниченными способностями и финансовыми возможностями.

Взаимодействие Министерства здравоохранения и социальных служб США и Министерства жилищного развития заключается в расширении служб ухода на дому в семьях с низким доходом при помощи программы «Медикэйд». Эти меры могут помочь развитию доступного совместного проживания для пожилых людей со скромными или низкими доходами. Телемедицина вносит новую ноту в проблему ухода за старыми людьми и инвалидами, становится более усовершенствованной, доступной, забота о пациентах на расстоянии станет реальнее для официальных и для неофициальных помощников пожилым людям. В Беларуси набирает обороты информатизация отрасли здра-

воохранения, а с нею и консультирование на расстоянии.

Будущая потребность и обеспеченность медицинской помощью, осуществляемой сиделками и медицинскими сестрами служб долгосрочного ухода, должна стать главной заботой политиков и потенциальных потребителей. Сиделки и медицинские сестры обеспечивают 80% непосредственного ухода в домах престарелых и около 90% официальных услуг на дому (Atchley, 1996).

Рост потребности в уходе за престарелыми пациентами на дому обусловлен как старением населения, так и возросшим доверием пожилых людей к услуге ухода на дому как альтернативе госпитализации и помещению в дом престарелых [14]. Уходу на дому в рамках программ «Медикер» и «Медикэйд» (федеральные программы льготного медицинского страхования для лиц старше 65 лет и инвалидов, учрежденные Конгрессом США в 1965 г.) отдают предпочтение большинство немощных людей и их семей (Бюро трудовой занятости 1999; Burbridge, 1993).

Здравоохранение для пожилых включает широкий спектр услуг: острый и хронический уход, амбулаторную, кратковременную и долговременную помощь, социально ориентированную персональную помощь на дому или в общине. В Великобритании отмечается рост числа дневных стационаров: в 1969 г. их было 90 [10]. К 1995 г. стало около 400 гериатрических и 200 психо-гериатрических дневных госпиталей. В Голландии 87,3% пожилых людей от 65 лет и старше осматриваются врачом общей практики каждые 12 мес. и имеют в среднем 6,7 врачебных контактов в год. В Великобритании 75% пожилых старше 65 лет осматриваются врачом общей практики 1 раз в год, осмотры пожилых занимают 27% врачебного времени. Амбулаторную помощь в Чехии получают только 4% лиц 65 лет и старше, в Голландии - 10%, в Великобритании и Швеции - 7%.

В США 85% всей системы здравоохранения ориентировано на развитие помощи на дому и амбулаторную службу. Появляется тенденция к сокращению койко-дней в больницах США - в среднем 6,3 дня. Так, только 5% пожилых людей старше 65 лет в США находится в домах по уходу, 22% из них - лица старше 85 лет. Значительное большинство пожилых людей продолжает жить дома. Профессиональные услуги помощи на дому в США предоставляют сертифицированные агентства помощи на дому, которые могут быть частными или некоммерческими. В Швеции за два

последних десятилетия снизилось число старых людей, проживающих в домах по уходу: так, в 1980 г. 26% лиц 80 лет и старше пребывали в домах по уходу, в 1991 г. их число сократилось до 15%, к 1995 г. лишь 5-7% старых людей находились в домах по уходу.

По мнению Горчаковой А.Г. (2003), Карюхина Э.В. (2004), Липтуги М.Е. (2006), развитие помощи на дому ассоциируется с уменьшением использования домов ухода и аналогичных институтов, но увеличит функционирование ухода на дому, дневных стационаров, долговременных интернатов для престарелых, больниц сестринского ухода как наиболее экономически выгодных. Определенное место занимает и самопомощь - это мероприятия, направленные на активизацию личности, семьи, на улучшение и поддержание здоровья, предупреждение и ограничение заболеваний.

О правильности такого подхода свидетельствует заключение вОз (2005): если в силу сложившихся обстоятельств человека преклонного возраста поместить в дом-интернат, оторвать от привычной социальной среды и связей, то, несмотря на хорошие условия проживания, полноценное питание и культурный досуг, в среднем он живет на 7-12 лет меньше.

В соответствии с исследованиями 1996-2006 гг., полученными Бюро трудовой статистики, в 1998 г. ожидался рост индустрии обслуживания до 18,1% (во всех остальных профессиях - 14%). Индивидуальный медико-социальный уход и уход на дому - это четвертый по скорости роста вид занятости, с уровнем ожидаемого в ближайшее десятилетие роста 84,7%. Индустрия помощи в домах престарелых (домах-интернатах) увеличится до 25,4% [20].

Наличие сиделок и медицинских сестер в большой мере зависит от экономики государства (АйМеу, 1996). Во время мирового экономического бума конца 90-х, когда уровень безработицы был относительно низким, поставщики столкнулись с большими трудностями при найме на работу и удержании работников, особенно в службах ухода на дому. Это обусловлено тем, что сектор сферы обслуживания очень чувствителен к конкуренции среди низкооплачиваемых работ.

В будущем наличие сиделок и медицинских сестер по уходу будет находиться под влиянием иммиграционной политики. Иммигранты составляют до 40% рабочей силы США. Они пополняют текущий и будущий общий фонд персонала низкой квалификации, включая службы долго-

срочного ухода за пациентами [10, 18-20]. Стратегия контроля въезда низкоквалифицированных иммигрантов, в частности с ограничением въезда семьями, может снизить общий фонд рабочих мест сестринской помощи и сиделок по уходу на дому (Камарота, 1998).

Некоторые поставщики долгосрочного ухода за престарелыми пациентами настолько обеспокоены текущей нехваткой рабочей силы, что предложили ослабление иммиграционного права для привлечения притока иностранных рабочих, которые могли бы стать сиделками. Другие страны, имеющие более старое население, чем в США, уже осуществили это. Италия нанимает рабочих из Перу, Япония начала поставку женщин для этой работы из Филиппин. Этот способ единственный, чтобы расширить общий фонд рабочей силы в государстве. Сложно предугадать, какой вид финансирования и система решения проблемы дефицита подобных служащих может появиться в будущем.

После 30-летних дебатов о финансировании долгосрочного ухода за стареющим населением почти точно можно предположить, что США будет и впредь придерживаться комплексного подхода, не тратя попусту общественные и частные субсидии. Большинство авторов высказывают идею о сохранении использования бесплатного труда жен и взрослых дочерей. Закон США 1993 г. о медицинском отпуске и отпуске по семейным обстоятельствам дает право попечителям, работающим на работодателя, у которого не менее 50 служащих, брать отпуск за свой счет до 12 недель в год по уходу за серьезно больным супругом или родителем. Это недорогие способы показать, что все осознают важность семьи, приоритет развития которой является основополагающим в политике многих государств. Значительные льготы для лиц, осуществляющих долгосрочный уход, будут включать требование к работодателю предоставлять оплачиваемый отпуск по уходу за заболевшим членом семьи, включая накопленные годы попечительства в расчеты на получение государственного пенсионного обеспечения [13].

Обеспеченные и более образованные престарелые жители в перспективе захотят большего выбора услуг по уходу. Некоторые страховщики (например, Unum and Aetna) в частном порядке предлагают услугу долгосрочного ухода, которая оплачивается беспроцентно в соответствии с уровнем болезней, а не как доступ к отдельным услугам.

В законе США 1993 г. обсуждены некоторые направления по оказанию ухода и

взаимодействию разных сфер деятельности. Политическим деятелям рекомендовано рассмотреть вопрос о разграничении финансирования долгосрочного ухода от оплаты, проживания и питания. Это сможет помочь уравнять разницу между опекой в специализированных учреждениях (домах-интернатах) и уходом на дому, так как цены на жилье рассматриваются только в отношении домов престарелых (домов-интернатов).

В Национальном обзоре долгосрочного ухода за пациентами (1999) Бюджетным управлением Конгресса США подсчитано, что ежегодно с 2000 по 2040 г. урегулированные инфляцией расходы на долгосрочный уход за стариками, согласно модели финансирования подобного ухода, будет расти на 2,6%. Ожидаемые расходы достигнут к 2020 г. 207 млрд долларов, к 2040 - 346 млрд. Авторы с большой осторожностью прогнозируют рассмотрение этих вопросов на следующие двадцать лет, что обусловлено неопределенностью в требованиях, природе демографических изменений, ценах на подобные услуги в перспективе. Предполагается, что широкая распространенность хронических неинфекционных заболеваний станет снижаться в среднем на 1,5% ежегодно. Если запланированная пожилая часть населения в 2040 г. будет иметь такой же уровень болезней, как планировалось на 2000 г., весь объем расходов на долгосрочный уход станет на 40% выше. Согласно прогнозу ученых, если к 2050 г. продолжительность жизни людей возрастет на 3 года по сравнению с нынешним прогнозом, то цена старения населения вырастет на 50%.

Нехватка медицинских сестер по уходу и сиделок в агентствах по уходу в настоящее время критична для всего европейского региона. Медицинские сестры по уходу и сиделки находятся среди самых низкооплачиваемых профессий в секторе услуг («Who makes that», 1998). К непривлекательным особенностям работы можно отнести низкую зарплату и премии, отсутствие возможностей карьерного роста, высокую возможность повреждений при уходе вследствие нарушений эргономики и большую предрасположенность к эмоциональным стрессам, а также риск развития синдрома эмоционального выгорания [20]. Между тем известно, что 1 доллар, вложенный в улучшение условий труда работников здравоохранения, приносит прибыль в 75 центов [12].

В мире высокий психосоциальный риск работы в отдельных отраслях. Сектор здравоохранения в 2005 г. был в числе первых

по распространенности стресса на работе: 28,5% против 22% среди всех работающих в Евросоюзе. При этом каждый 5-й работник образования и здравоохранения сообщил о наличии стресса, связанного с работой. На 2009 г. наиболее высокие показатели были отмечены в Словении, Греции и Латвии [20]. Последствиями стресса являются ошибки, ведущие к снижению производительности труда, высокой текучести кадров, невыходу на работу [18]. Уровень травм и заболеваний, ведущих к потере рабочих дней, у медперсонала самый высокий среди всех работников сектора услуг всех категорий ^Иа, 1998). Уровень получения профессиональных травм персонала на полной занятости в 1996 г. составил 16,2% для работников домов престарелых и 8,6% для работников по уходу на дому. Самой распространенной проблемой были травмы спины в результате неправильного поднятия и переноса клиентов как следствие незнания элементов эргономики или нарушения ее требований, а также отсутствия средств малой механизации. Специалисты по долгосрочному уходу также страдают из-за оскорблений, наносимых умственно недееспособными пациентами с серьезными поведенческими проблемами [11]. Риск насильственных действий и профессионального заражения в Германии косвенно можно оценить по таким сведениям. Установлено ежегодное число травм острыми предметами, которое составляет 500 тыс. При этом издержки на один случай составляют от нескольких тысяч до миллиона евро [15, 18].

Высокие нормативы нагрузки, повышение риска совершения ошибки при оказании медицинского ухода, большие объемы тяжелой работы, отсутствие уважения, независимости и возможностей карьерного роста, недостаток внешнего вознаграждения в виде достойной оплаты труда и пособия по болезни, а также наличие других возможностей трудоустройства привело к высокому уровню миграции из системы долгосрочного ухода. Текучесть кадров вызывает финансовые и психологические затраты поставщика услуг подобного рода. Это увеличивает объем работы и ухудшает состояние дел оставшихся в системе лиц [10-12, 16, 19]. Считается, что набор персонала и его удержание в системе оказания долгосрочного ухода может улучшиться при определенных условиях: конкурентоспособные зарплаты, возможность карьерного роста; станет ясным понятие необходимости участия помощника либо средств малой механи-

зации. Также улучшению ситуации может способствовать вовлечение волонтеров в планирование долгосрочного ухода и поощрение успешных производственных отношений с медсестринским составом (Feldman, 1994; Banaszak-Holl, Hines, 1996) [17, 18].

Парадокс современности для систем здравоохранения разных стран состоит в том, что растущий спрос на долгосрочный уход они вынуждены удовлетворять на фоне ограниченных ресурсов. Для Беларуси эта проблема также актуальна: по оценкам ученых, к 2030 г. доля лиц пенсионного возраста превысит 30% общей численности населения [8].

Возрастание численности престарелых пациентов в стране требует организационных и иных мер по восполнению потребности этой категории населения в доступном медицинском уходе на долгосрочный период. Для определения размеров и видов помощи в уходе необходимо изучить потребности различных служб долгосрочного ухода.

Так, Европейское региональное бюро ВОЗ прогнозирует до 2020 г. дефицит кадров в сфере здравоохранения, который для Евросоюза составит 8 млн должностей, из которых 590 тыс. составят медицинские сестры. Форма оказания этих услуг в разных государствах постоянно изменяется; управляемое попечительство может быть вариабельным. Опыт государств, ранее нас столкнувшихся с подобными вопросами, может быть полезен для решения проблем отечественного здравоохранения, а также множества других заинтересованных ведомств, поскольку этот груз только для медицины непосилен. Проблема борьбы с хроническими неинфекционными заболеваниями может быть решена лишь при участии структур власти всех уровней и широкой общественности, на что нацелена социальная политика нашей страны [1, 2, 4, 6].

Для нашего государства тенденцией является центральная роль семьи и друзей в оказании долгосрочного ухода немощным инвалидам. Несмотря на мифы о «заброшенности» семей, нет причин полагать, что в будущем в семьях что-то изменится. Говоря о перспективах развития Беларуси, Президент страны неоднократно подчеркивал, что и для государства, и для каждого человека главное - полноценная семья, в которой растут и воспитываются дети. Семья - важнейшая ценность общества. Скоординированная роль средств массовой информации, учреждений образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты и институтов граж-

данского общества поможет в решении такой непростой задачи, как обеспечение потребности населения в социальных услугах на основе государственного заказа. Пионер в предоставлении этих услуг в Беларуси - Белорусское Общество Красного Креста.

Так, согласно исследованиям 19902008 гг., динамика коэффициента демографической нагрузки в стране свидетельствует о том, что обязательства по отношению к декретированным слоям населения в социально ориентированном государстве будут выполнены [3, 8].

Удельный вес одиноких пенсионеров и инвалидов I и II группы в Республике Беларусь составляет 6,4% от общего числа получателей государственной адресной социальной помощи. Численность получателей этой помощи в 2012 г. по сравнению с 2006 г. увеличилась почти в 3 раза, объем в денежном выражении - в 11 раз, что свидетельствует о внимании государства к отдельным незащищенным группам населения и каждому человеку в отдельности [8] .

По мере приближения к 2025 г. общий потенциал взрослых детей, которые смогут осуществлять уход за своими старыми родителями, начнет сокращаться, что в Беларуси обусловлено тем, что не рожденные в период социально-экономического кризиса 90-х годов дети не родят теперь новое поколение. До настоящего времени семьи незначительно снизили уровень участия в уходе за пожилыми людьми и стариками, но если тенденции продолжатся, может появиться большая потребность в официальном секторе помощи, чтобы помочь справиться с перегрузками семей [22].

Социальная защита пожилых людей и ветеранов в Беларуси - одно из приоритетных направлений социальной политики государства и находится под контролем Президента и Правительства. Правовые основы и меры социальной защиты пожилых людей и ветеранов определены Законом Республики Беларусь «О ветеранах», соглашениями государств-участников СНГ о взаимном признании льгот и гарантий инвалидов и участников Великой Отечественной войны, семей погибших военнослужащих и лиц, приравненных к ним. В новой редакции Закона «О ветеранах» предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки данной категории граждан. Учитывая особый статус ветеранов войны, к их трудовой пенсии установлены повышения в размере от 250 до 500 процентов минимальной пенсии по возрасту.

Предпринятый в Беларуси опыт рентных отношений согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 8 июня 2011 г. №738 «О проведении эксперимента по внедрению новых форм социального обслуживания и предоставления социальных услуг» со временем докажет свою эффективность и востребованность у населения.

Опыт Минска в течение пяти лет поможет отработать механизм предоставления нетрудоспособным людям новых видов социальных услуг на основе договоров пожизненного содержания с иждивением либо краткосрочного пребывания в учреждениях социального обслуживания на платной основе. Для этого с стране существует 74 стационарных учреждения социального обслуживания, образцовым стал Городской дом-интернат для ветеранов войны и труда «Св1танак» на 107 коек. Здесь проживают одинокие пожилые граждане и инвалиды, которыми в обмен на переданное государству по договору ренты жилье получено специальное жилое помещение государственного жилищного фонда и разные виды социально-бытовых и медицинских услуг. В 2012 г. в стране было 110 больниц сестринского ухода. Есть основания считать, что обеспечение потребности в домах-интернатах полное, кроме организаций для пациентов с хронической психиатрической патологией, к этому привела динамика демографического старения.

В Беларуси имеют место определенные особенности партнерства государства и общества [6]. С помощью государственно-частного партнерства решается традиционная задача государства по обеспечению адекватного финансирования социально значимых программ и проектов.

Государственно-частное партнерство - это юридически оформленное на определенный срок взаимовыгодное сотрудничество органов и организаций светской власти и субъектов, занимающихся бизнесом, но в сфере непосредственно государственного интереса и контроля. При этом подходе принципы, влияющие на белорусскую действительность, аналогичны западноевропейским: законность на основе соблюдения норм права; государственная поддержка партнерства с учетом инициативы населения; учет интересов и потребностей людей; консолидация финансовых, материальных и организационных ресурсов партнеров, бюджетных средств и государственного имущества для эффективности результатов; взаимная выгодность отношений государства и бизнеса по справедливости

и добросовестности исполнения обеими сторонами [9].

Политики и организаторы здравоохранения должны предвидеть будущий для Беларуси и уже начавшийся в Западной Европе сценарий дефицита сестринских кадров, пересмотреть материальные и иные стимулы, нормативные документы по миграции сестер за рубеж, опыт привлечения сиделок и сестер по уходу из третьих стран. Следует иметь в виду, что не многие медицинские работники имеют квалификацию по гериатрии (до 5%). Недостаточно материальных и финансовых стимулов получать образование, строить карьеру по уходу за престарелыми людьми с ограниченной дееспособностью или хронически текущими инвалиди-зирующими заболеваниями. Нехватка специалистов по уходу, высокий уровень текучести кадров вызваны тяжелыми условиями труда, отсутствием преимуществ и социальных гарантий при получении профессионально обусловленной патологии, недостойным заработком, малым уровнем профессионального одобрения в обществе и недостаточными возможностями карьерного роста. Прогноз сектора здравоохранения Европейского Союза до 2020 г. свидетельствует о потребности в 3 млн кадров средней квалификации и 200 тыс. человек низшей квалификации (ВОЗ, 2012).

Полезным для решения проблемы станет объединение в координирующей программе не менее 4-5 ведомств и общественных организаций потенциальных потребителей, министерств труда и социальной защиты, финансов, МВД, образования, здравоохранения, Белорусского Общества Красного Креста. Это может быть проект уровня «Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы» с соответствующими разделами по решению организационных, правовых, финансовых, иных вопросов повышения качества жизни старых людей и их семей в стране. Универсальная система долгосрочного ухода должна отвечать определенным требованиям: подходить людям всех возрастов, соответствовать потребностям пациентов с различными степенями физических и умственных отклонений; быть восприимчивой к потребностям подопечных и их семьям. Набор услуг по уходу должен включать в процесс оказания помощи семью; предоставлять пациентам варианты ухода, подходящие по жилищным и финансовым требованиям; быть достаточно динамичным, чтобы справляться с интенсивными, хроническими

и не медицинскими социальными потребностями. Больные старики получат возможность быть более независимыми, включая возможность управления здоровьем и безопасностью. В идеальном варианте общественные и личные деньги должны быть у человека, а не у представителя медико-социальных услуг. Люди и их семьи должны иметь возможность выбора того, что отражает их предпочтения и ценности, без финансовых ограничений, установленных общественными программами и их частными источниками.

Опыт других европейских стран свидетельствует о наибольшем эффекте от применения комбинированного подхода к решению проблемы предоставления долгосрочного ухода за престарелыми пациентами, при котором наравне с незначительным увеличением домов-интернатов происходит перепрофилирование госпитальных коек в сестринские (больницы сестринского ухода) и совершенствование законодательства по защите семьи, имеющей престарелого родственника. Формы социальной защиты для родных и близких престарелого пациента разнообразны. Это оплата государством или страховыми компаниями социальных отпусков для ухаживающих родственников, рост финансовых преференций за организацию внутрисемейного ухода, финансирование труда сиделок (сестер по уходу) из комбинированных источников, включая благотворительные фонды. При этом в накопительной форме сохраняется стаж, полученный от ухода за престарелым родственником, для возможности своевременного выхода на пенсию и получения ее в полном объеме и др.

Для минимизации административных цен и расширения числа профессиональных работников по уходу в ряде стран будет продолжено частичное страхование долгосрочного ухода за пациентами, а также начнутся разработки путей финансирования доступного специализированного фонда жилья для пациентов старого воз-

раста со скромными и низкими доходами. Предполагается работать не только в государственном, но и в частном и общественном секторе, предлагая бесплатное обучение волонтерам, осуществляющим уход за лицами с ограниченными способностями. Основные этапы обучения для специалистов по уходу будут сопровождаться возможными финансовыми и нравственными стимулами на основе всеобъемлющего охвата для поддержки желания работать в гериатрии и партнерства [11, 14]. На это направлен Указ Президента Республики Беларусь №278 от 1995 г. «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь» и другие документы [4], обеспечивающие совершенствование механизмов социального партнерства в виде охраны труда, правовой защиты и заработной платы.

Долгосрочный уход за престарелым пациентом становится одним из главных вызовов 21-го века для государства и общества. Необходимо предупредить наступление кризиса и активно развивать финансирование, предоставление услуг и использовать разнообразные стратегии, построенные на уроках, извлеченных из успехов и неудач других стран.

В Беларуси предпосылки для упреждающей и адресной политики медицинской и социальной защиты существуют в виде прочных традиций и ментальности общества к престарелым пациентам, кадрово-организационных ресурсов и созданного экономического потенциала.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Европейское региональное бюро ВОЗ. Стратегии развития кадров здравоохранения в Европейском регионе: Доклад, представленный Региональному комитету, 57-я сессия, Белград, Сербия, 17-20 сент. 2007 г.; http:// www.euro.who.int/_data/assets/pdf_file/0005/ 74543/RC57_rdoc09.pdf. по состоянию на 3 января 2011г..

2. Жарко В.И. // Вопр. организации и информатизации здравоохранения. - 2013. - №1. - С.3-12.

3. Матвейчик Т.В, Вальчук Э.Э. Управление сестринским процессом в стационаре: монография [электрон. ресурс]. - Минск: БелМАПО, 2009. - 216 с. Режим доступа: http:// www.belmapo. by/downloads/oziz/2012/nursing_management_in_a_ hospital.pdf.

4. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10 янв. 2013 г. №3 «О некоторых вопросах организации медицинской помощи и предоставления социальных услуг» (Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь от 13.02.2013 г. №8/26902).

5. Совещание главных государственных медицинских сестер Европейского региона ВОЗ. Цели и задачи. Варшава, Польша, 7-8 окт. 2011 г. - ВОЗ, 2011.

6. Тур А.Н. // Пробл. управления. - 2011. - №2. -С.31-36.

7. Укрепление сестринского и акушерского дела: A64/VR/10 // 54-я сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения. 24 мая 2011 г. Десятое пленарное заседание.

8. Щеткина М.А. // Пробл.управления. - 2011. -№2(39) . - С.23-30.

9. Buchan J. How can the migration of health service professionals be managed so as to reduce any negative effects on supply. - Copenhagen: WHO, 2008.

10. European Agency for Occupational Safety and Health. OSH in fugures: stress at work - facts and figures. Luxembourg, Office for Official Publications of the European Communities, 2009 (European Risk Observatory Report, EN 9; http://osha. europa. eu/en/ riskobservatory, аccessed 8 April 2010).

11. EPSU and HOSPEEM. Strengthening social dialogue in hospital sector in the new Member states and candidate countries. EPSU and HOSPEEM, 2007 (http://www. hospitalsocialdialogue.eu, last update 9 July 2007).

12. Fleming, V Стратегические направления развития сестринского дела и акушерства в Европе / V Fleming // Совещание главных медицинских сестер, Варшава, 7-8 окт. 2011. - ВОЗ, 2011.

13. Hurwitz B. // Qual. Saf. Health Care. - 2004. -V13. - P.90-91.

14. Miller J.F Coping with chronic illness: overcoming powerlessness. - Coping, 1992.

15. Munoz de Bustillo M. et al. Indikators of job quality in the European Union. Brussels, European Parlament, 2009 (http:// www. europarl. europa.eu/activities/ committees/studies. Do&language=EN, accessed 17 April 2010).

16. McClure M. et al. Magnet hospitals; attraction and retention of professional nurses. - Kansas Cyti, American Academy of Nursing, 1983.

17. Organization for Economic Co-operation and Development. The looming crisis in the health workforce how can OECD countries respond? - Paris, 2008.

18. WHO Increasing access to health workers in remote and rural areas through improved retention. Background paper for the first expert meeting to develop evidence-based recommendations to increase access to health workers in remote and rural areas through improved retention; Geneva, 2-4 February 2009. - Geneva: WHO, 2009 (http://who. int/hrh/migration/background_paper.pdf., accessed 20 April 2010).

19. Wilson Т., Sheikh A. // BMJ. - 2002. - V324. -P.584-587.

20. Wiskow C. ed. Health worker migration flows in Europe: overview and case studies in selected SEE countries - Romania, Czech Republic, Serbia and Croatia. - Geneva, Int. Lab. Office, 2006.

Поступила 17.12.2013 г.

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

В Национальной академии наук Беларуси 13-14 ноября избраны 16 академиков и 28 членов-корреспондентов. Из них 7 - медики.

Среди новых академиков детский нефролог Александр Сукало, ныне заместитель председателя Президиума НАН Беларуси, и Юрий Островский, кардиохирург, заведующий лабораторией хирургии сердца РНПЦ «Кардиология». Теперь медицинское академическое сообщество насчитывает 8 человек.

К тринадцати членам-корреспондентам НАН Беларуси из числа врачей добавились еще пять ученых: Александр Белецкий, директор РНПЦ травматологии и ортопедии; Виктор Снежицкий, ректор Гродненского государственного медицинского университета; Сергей Красный, заместитель директора по научной работе РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им. Н. Н. Александрова; Александр Воробей, заведующий кафедрой хирургии БелМАПО; Станислав Третьяк, заведующий кафедрой хирургических болезней №2 БГМУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.