Научная статья на тему 'ПОЖИЛОЙ ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: ОТ КОНКРЕТНО-НАУЧНОЙ К ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ'

ПОЖИЛОЙ ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: ОТ КОНКРЕТНО-НАУЧНОЙ К ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
273
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖИЛОЙ ЧЕЛОВЕК / ФЕНОМЕН ВОЗРАСТА / ФИЛОСОФИЯ ВОЗРАСТА / ВОЗРАСТ КАК ПРЕДМЕТ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАБОТЫ / ОТНОШЕНИЕ "Я И ВОЗРАСТ"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калугина Татьяна Аркадьевна

Возраст представлен как феномен, в изучении и осмыслении которого органично соединяются возможности теоретического и эмпирического уровней научного познания, конкретно-научного и философского уровней рефлексии, теоретического знания в целом и многообразия социальных и культурных практик. Показано, что в конкретно-научных исследованиях пожилых людей внимание в основном сосредоточено на заботе об их здоровье; возможности участия в экономических, политических, социальных, культурных событиях; потребностях в обучении, общении. В философии тема возраста как имманентного свойства человека проблематизируется в разных аспектах. С точки зрения философской антропологии возраст не является безличным, анонимным атрибутом. Являясь одним из ключевых измерений индивидуальности, он уникален, как уникален сам человек. Пожилой человек осмыслен как человек в переходном периоде жизни, что вновь предполагает необходимость самоидентификации, самоорганизации мира своей жизни, самоопределения, актуализацию вопросов о ценностных приоритетах и смысле продолжающейся жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN ELDERLY PERSON AS AN OBJECT OF STUDY: FROM A SPECIfiCALLY SCIENTIfiC TO A PHILOSOPHICAL AND ANTHROPOLOGICAL INTERPRETATION

The article presents age as a phenomenon in the study and understanding of which the possibilities of theoretical and empirical levels of scientific knowledge, specific scientific and philosophical levels of reflection, theoretical knowledge in general and the variety of social and cultural practices are organically combined. It has been shown that in specifically scientific studies of older people, attention is mainly focused on their health; participation in economic, political, social and cultural events; needs for training, communication. From the point of view of philosophy, age is an inherent property of a person. The topic of age is problematic in philosophy in various aspects. In philosophical anthropology, age is not an impersonal, anonymous attribute, being one of the key dimensions of individuality, it is unique, as a person is unique. An elderly person is understood as a person in a transitional period of life, which involves the self-organization of the world of his life, selfdetermination, the actualization of value priorities and the meaning of continuing life.

Текст научной работы на тему «ПОЖИЛОЙ ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: ОТ КОНКРЕТНО-НАУЧНОЙ К ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ»

Вестник Челябинского государственного университета. 2021. № 5 (451). Философские науки. Вып. 60. С. 95-100.

УДК 159.922.63 DOI: 10.47475/1994-2796-2021-10514

ББК 51.204.9

ПОЖИЛОЙ ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: ОТ КОНКРЕТНО-НАУЧНОЙ К ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ

ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Т. А. Калугина

Южно-Уральский государственный медицинский университет, Челябинск, Россия

Возраст представлен как феномен, в изучении и осмыслении которого органично соединяются возможности теоретического и эмпирического уровней научного познания, конкретно-научного и философского уровней рефлексии, теоретического знания в целом и многообразия социальных и культурных практик. Показано, что в конкретно-научных исследованиях пожилых людей внимание в основном сосредоточено на заботе об их здоровье; возможности участия в экономических, политических, социальных, культурных событиях; потребностях в обучении, общении. В философии тема возраста как имманентного свойства человека проблематизируется в разных аспектах. С точки зрения философской антропологии возраст не является безличным, анонимным атрибутом. Являясь одним из ключевых измерений индивидуальности, он уникален, как уникален сам человек. Пожилой человек осмыслен как человек в переходном периоде жизни, что вновь предполагает необходимость самоидентификации, самоорганизации мира своей жизни, самоопределения, актуализацию вопросов о ценностных приоритетах и смысле продолжающейся жизни.

Ключевые слова: пожилой человек, феномен возраста, философия возраста, возраст как предмет индивидуальной заботы, отношение «Яи возраст».

Феномен возраста — один из тех, в изучении и осмыслении которого органично соединяются возможности теоретического и эмпирического уровней научного познания, конкретно-научного и философского уровней рефлексии, теоретического знания в целом и многообразия социальных и культурных практик. Будучи имманентным свойством человека, возраст давно является объектом внимания философов, тема возраста проблематизируется в самых разных аспектах. В настоящее время философия возраста — одно из динамично развивающихся направлений философских исследований. В силу объективных тенденций, связанных с демографическим смещением в сторону увеличения продолжительности жизни людей, с возможностями современных биомедицинских технологий всё большую актуальность приобретают научные исследования в области философии старения, философии пожилого возраста. Подобные исследования, предполагающие обозначение и разработку концептуальных философских подходов к осмыслению, пониманию, интерпретации феноменов возраста, старости, тем более значимы в ситуации возрастающей популяризации в публичном пространстве всего многообразия тем и практик, связанных с ними, а также включения этих тем в новые государственные программы и проекты.

С точки зрения социальной практики увеличение доли пожилых людей в населении многих стран мира ставит перед современным обществом вопросы не только о предоставлении этим людям доступа к медицинским услугам, о социальной защите и помощи, но также, что является актуальным, о возможностях в получении образования, участии в общественной и культурной жизни. Тенденция старения населения в РФ обусловливает трансформацию системы здравоохранения, социальной защиты, развитие специализированной медико-социальной помощи для пожилых людей. С этой тенденцией связаны необходимость систематизации мер, направленных на повышение качества жизни пожилых, анализ эффективности действующих региональных программ, направленных на увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни1. Изменения в экономике, новые технологии на рынке труда требуют от человека мобильности и гибкости в работе, этому

1 Паспорт национального проекта «Демография» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16)). URL: http://static.govemment.ru/media/files/Z4OMjDgCae ohKWaA0psu6lCekd3hwx2m.pdf (дата обращения: 13.05.2021).

способствует обучение на протяжении всей жизни. Устойчивое развитие российского общества, на наш взгляд, невозможно без решения проблем занятости и профессиональной переподготовки пожилых людей, связанной с продолжением трудовой деятельности; достижения подходящего уровня пенсии для обеспечения достойной жизни в пожилом возрасте и старости; пересмотра негативных представлений о старении и разработки стратегий для повышения информированности о вкладе пожилых людей в жизнь общества, экономику и об их потенциале. В настоящее время наблюдается всё больше пожилых людей, строящих планы на будущее и включённых в продуктивную деятельность, несмотря на свой возраст.

Феномен возраста — это междисциплинарный объект научных исследований. При этом в различных областях конкретно-научного познания не столько феномен возраста сам по себе, сколько различные проблемы, связанные с особенностями индивидуальной и коллективной жизни людей разных возрастов, становятся предметом внимания исследователей. Так, например, в социологии исследуется социальный статус людей различных возрастов; в психологии предметом изучения становятся психические реакции, скорости переключения, интенсивность внимания и памяти, ориентировка в пространстве; в педагогике рассматриваются возможности обучения в соответствии с возрастом; физиология в изучении процессов жизнедеятельности человеческого организма и составляющих его физиологических систем определяет биологический возраст, опираясь на соответствующие возрасту особенности организма; демография, изучая переход из одной возрастной группы в другую, формирует демографические когорты; геронтология, разделившая процесс старения на физиологический и патологический, дала возможность говорить об активном долголетии человека.

В конкретно-научных и философских исследованиях, посвящённых возрасту, одним из важных вопросов является вопрос о его «периодизации». Л. С. Выготский исследовал переходы между возрастными ступенями, выделяя периоды стабильного и кризисного развития человека [3]. Основываясь на ведущей деятельности человека (познавательной или мотивацион-ной), Д. Б. Эльконин разработал периодизацию психического развития разных возрастов [11]. Э. Х. Эриксон в своей теории психосоциального развития описывает восемь стадий развития

человека в соответствии с возрастом [13]. В периодической таблице возрастов М. Н. Эпштейн, используя теорию фрактальности, выявил циклическую организацию времени человеческой жизни: каждый возрастной период вмещает все фазы: от детства до старости [12]. При всех различиях в существующих периодизациях можно заметить, что строятся они на основе представления о жизни человека как процессе развития любого живого организма, где есть периоды роста, расцвета и угасания, смерти. В целом такой подход к периодизации может быть обозначен и в терминах Гераклита: «путь вверх» и «путь вниз». В этом случае пожилой возраст — это недолгий период своеобразного «плато», после которого начинается «путь вниз».

В настоящее время меняются представления о границах разных возрастных периодов: в 2020 г. Госдума РФ приняла закон о повышении возраста молодёжи до 35 лет включительно1, во многих странах мира отодвинуты границы наступления пенсионного возраста. С увеличением численности пожилых людей связаны важные социально-политические решения и государственные программы. В Федеральном проекте «Старшее поколение» до 2024 г. установлены цели и задачи в отношении пожилых людей: увеличение продолжительности здоровой жизни и активного долголетия, разработка системы долгосрочного присмотра, разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни, организация мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию и др.2 Эффективность реализации поставленных задач, на наш взгляд, зависит не только от усилий государственных и иных включённых в данную работу структур, но и от личного участия самих пожилых людей. Важно, чтобы пожилые люди, имея большой индивидуальный жизненный опыт, не рассматривали его как совершенно достаточный и окончательный по содержанию, чтобы были готовы и стремились не только к применению, использованию уже имеющегося, но и к дальнейшему движению. Это означает, что актуальность приобретают экзистенциально-антропологические

1 Замахина Т. Плюс пять лет. Госдума повысила возраст молодёжи до 35 лет // Российская газета. 2020. № 291. URL: https://rg.ru/2020/12/23/vozrast-molodezhi-povysili-do-35-let-vkliuchitelno.html (дата обращения: 13.05.2021)

2 Паспорт национального проекта «Демография».

аспекты исследования жизненных проблем людей этого возраста.

Существует ряд актуальных вопросов, связанных с пожилыми людьми, которые требуют решения в социальной практике различных институтов и структур. Однако эффективность любых практически значимых решений зависит в конечном счёте от того, насколько учтены их «базисные» общие основания. Такие основания определяются на общетеоретическом и философском уровнях рефлексии. Философия возраста вносит в это свой вклад.

Философско-антропологический аспект философии возраста обозначен в исследованиях С. А. Лишаева, К. С. Пигрова, А. К. Секацкого, и др. [6; 8]. Для философской антропологии пожилые люди — это те, кто соответствуют не «возрасту дожития», а те, чья жизнь продолжается на новом её этапе, где постепенно изменяется содержание, строй, ритм, темп и др. характеристики жизни человека. Проблематика философской антропологии в этом случае пересекается с проблемой и понятием жизненного пути. Феномену жизненного пути посвящены многочисленные философские исследования. Жизненный путь в исследованиях В. С. Невелевой, Д. А. Мордови-ной показан «в единстве его внешнего содержания (событийной стороны) и внутреннего движения («путь к себе»; «путь от себя») через событие бытия, события собственного Я» [7]. К. А. Абуль-ханова выявила индивидуальные способы организации человеком жизненного пути и его становления субъектом в ситуации меняющегося социума [1]. По мнению Ю. М. Резника, жизненный путь — индивидуальная траектория жизни, которая лучше всего выражается биографическим аспектом жизни человека в сочетании двух сторон: социальной биографии и динамики его личностных свойств. При этом «связующим звеном» между личностным и социальным, экзистенциальным и трансцендентным бытием человека выступает трансперсональность [10].

Понятия пожилого возраста и пожилого человека при кажущейся очевидности их содержания оказываются при специальном рассмотрении не настолько ясными. В зависимости от выбора исследовательских задач выделяют различные границы возраста пожилого и старого человека (их количественное и качественное определение). Всемирная организация здравоохранения считает пожилой возраст временем жизни: женщин от 55 до 75 лет, мужчин от 61 до 75 лет, а начало вре-

мени старости — с 75 лет. Геронтолог-теоретик Джеймс Биррен, исследуя процессы старения людей, возраст от 50 до 75 лет назвал «поздней зрелостью», а возраст после 75 лет — как «старость». Согласно классификации английского психолога Д. Б. Бромли, старение состоит из трёх фаз: от 65 до 70 лет — «удаление от дел» (от активной профессиональной трудовой деятельности); от 70 и более лет — старость; около 110 лет — дряхлость, болезненная старость и смерть. В классификации Э. Эриксона возраст от 65 лет и старше — это «поздняя зрелость». Г. Крайг выделяет периоды взрослости: возраст 40-60 лет — средняя взрослость; от 60 лет и далее — поздняя взрослость [5]. В проекте «Демография» термин «старше трудоспособного возраста» употребляется в отношении женщин, достигших возраста 55 лет и старше, и мужчин, достигших возраста 60 лет и старше1. Таким образом, можно сделать вывод, что вопросы о возрастных границах, критериях и основаниях их выделения должны ставиться заново и ответы на них уточняться.

Демографы в своих исследованиях выявили, что формирование трудовых ресурсов в настоящее время происходит в сложных экономических, политических, социальных и демографических условиях, связанных с сокращением численности населения трудоспособного возраста. На компенсацию этого разрыва направлена пенсионная реформа в России, которая подразумевает с 2019 г. повышение возраста выхода на пенсию по старости на 5 лет, таким образом уменьшая разрыв между населением трудоспособного возраста в старых и новых границах. Таким образом, пожилые люди с точки зрения демографии — это опытные возрастные «кадры», помогающие замещать рабочие места в сфере услуг, здравоохранении, образовании, науке и относятся к активному населению страны.

Благополучие пожилого человека зависит от влияния многих моментов: сохранность здоровья, экономический фактор, выраженный уровнем благосостояния и достижением желаемого материального достатка, образование также является базой для дальнейшего улучшения качества жизни. Поэтому особую важность приобретает готовность пожилых людей к обучению, решая этим свои не только профессиональные, но и жизненные задачи. Исследуя проблемы обучения пожилых людей, Е. А. Ермакова, Т. И. Касьянова,

1 Паспорт Национального проекта «Демография».

Г. Е. Зборовский, П. А. Амбарова выявили, что обучающие проекты должны решать конкретные проблемы пожилого человека и учитывать медицинские, возрастные, социально-психологические показатели. Разрабатывая концепцию информального образования, Е. Г. Королёва, Т. В. Мухалева раскрывают возможность использовать жизненный и профессиональный опыт пожилых людей в процессе их обучения [4]. О. В. Агаповой, Т. М. Кононыгиной выделены сдерживающие факторы в образовании пожилых людей: проблемы со здоровьем, подавленность настроения, неблагоприятный опыт обучения, недостаточная уверенность в возможности обучения, непонимание цели обучения, а также развивающие факторы: уровень образования, осознание потребности в обучении, особенности личности и социально-экономический достаток. В связи с вышеизложенным можно выделить особенности пожилых людей, получающих образование, — это активные люди, которые хотят и могут обновлять свои знания, желающие лучше ориентироваться в быстро меняющемся мире, укреплять свою независимость, демонстрирующие продуктивную деятельность, помогающую противостоять физиологическим и психологическим изменениям.

В современной психологии в исследованиях пожилых людей ведущее место занимают проблемы самооценки внутреннего мира, самосознания и переживания себя активным началом в общении с внешним миром [2]. В исследовании психологических особенностей психокоррекции пожилых людей О. И. Политика, Э. Р. Нагумано-ва, А. И. Валитова обследовали психически здоровых людей, обратившихся за психотерапевтической помощью. Эти люди в большинстве своём живут прошлым и перестали развиваться в личностном плане. Отмечены когнитивные и поведенческие расстройства, изменение характера пожилого человека, выделены психологические особенности: негативное отношение к попытке руководства ими, нетерпимость к советам, к попытке проектировать их жизнь, амбициозность, обидчивость [9]. Также можно отметить противоположное, когда психологи не отмечают деформации личности: пожилой человек выступает как личность и субъект своей деятельности, индивид, стремящийся расширить количество своих связей с другими людьми, выполняющий социальные функции. Актуально в наше время положение Б. Г. Ананьева, что даже в ус-

ловиях общественных кризисов человек в этом возрасте может найти новые пути вовлечения в общественную жизнь, быть субъектом своих отношений с миром. Таким образом, можно утверждать, что психологическая сохранность личности в пожилом возрасте зависит от степени социальной активности, умения извлечь опыт из своего жизненного пути, пересмотреть определённые позиции, взгляды, выстроить свою индивидуальность, заново организовать свой жизненный мир.

В отличие от конкретно-научных подходов при изучении пожилого человека, философская антропология определяет пожилого человека как человека в целостности его существа и существования, определяя специфику мира человека этого возраста и его бытия-в-мире, выявляя характеристики всех элементов внутреннего и внешнего мира человека как мира его жизни, рассматривая его как объект и субъект жизни. Важным для антропологической онтологии является вопрос об идентичности (во всех её аспектах) человека пожилого возраста. Пожилой человек — это человек определённого возраста, где возраст имеет как количественную (количество прожитых лет), так и качественную (индивидуально-содер-жательную) составляющие в их единстве. Возраст объективно неотделим от человека, человек всегда живёт в определённом возрасте. Но возраст — не анонимный атрибут человека, он лич-ностен, индивидуален во всех своих характеристиках. У каждого человека уникальный опыт проживания и переживания собственного возраста, особенно, если речь идёт о тех периодах жизни человека, где возраст начинает «заявлять» о себе, а человек — воспринимать всё происходящее в нём и вокруг него через посредство своего возраста. Применительно к пожилым людям возраст становится самостоятельно осознаваемым и требующим учёта фактором, обусловливающим особенности осуществления различных видов деятельности, иногда выступает в качестве объяснительного основания каких-либо особенностей жизни человека. В самовосприятии человека пожилого возраста возникает своеобразное диалектическое отношение «Я и возраст», в котором есть моменты различия, тождества, взаимоопосредования этих сторон. В экзистенциальном опыте пожилых людей становится важным выработать к возрасту собственное осознанное отношение. Возраст становится предметом самостоятельной индивидуальной заботы человека,

«заботы о себе», которая проявляется в разных жизненных практиках: приятие или неприятие собственного возраста проявляется в скрывании возраста, борьбе с возрастными изменениями, подчёркиванием значимости приобретённого с возрастом опыта и т. д.

Пожилой человек — это человек с уникальным социокультурным и экзистенциальным опытом, определённым образом относящийся к новым обстоятельствам и условиям своего существования. Для него вновь актуальными становятся вопро-

сы о самоорганизации мира своей жизни, самоопределении, ценностных приоритетах, смысле продолжающейся жизни. Всё это свидетельствует о том, что пожилой возраст — переходный период в жизни человека, где для него открывается возможность иметь свободу в том, чтобы «сделать» себя тем, кем хочется быть самому и находить в этом счастье. Без этого невозможно обеспечить действительной жизни и удовлетворённости ею, избежать ухода жизни в прошлое, только в воспоминания о ней.

Список литературы

1. Абульханова К. А. Методологический принцип субъекта: исследование жизненного пути личности // Психологический журнал. 2014. Т. 35, № 2. С. 5-18.

2. Анцыферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. 2-е изд., доп. М. : Ин-т психологии РАН, 2015. 324 с.

3. Выготский Л. С. Лекции по психологии : курс лекций. СПб. : Союз, 1997. 144 с.

4. Королёва Е. Г., Мухлаева Т. В. Образование для пожилых в контексте концепции «благополучного старения» // Человек и образование. 2018. № 4. C. 147-151.

5. Крайг Г. Психология развития. СПб. : Питер, 2000. 992 с.

6. Лишаёв С. А. Философия возраста в пространстве экзистенциальной аналитики: экзистенциальная аналитика и региональная онтология // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. 2015. № 1 (17). С. 33-42.

7. Невелева В. С., Мордовина Д. А. Онтологическо-антропологическая интерпретация жизненного пути современного человека // Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 5. С. 9-13.

8. Пигров К. С., Секацкий А. К. Бытие и возраст. Монография в диалогах. СПб. : Алетейя, 2017. 311 с.

9. Политика О. И., Нагуманова Э. Р., Валитова А. И. Психологические особенности психокоррекции лиц пожилого возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-1. С. 412414.

10. Резник Ю. М. Жизненный выбор человека: сущность и стратегии реализации // Личность. Культура. Общество. 2012. Т. 14, вып. 2. С. 123-136.

11. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М. : Педагогика, 1989. 557 с.

12. Эпштейн М. Н. К философии возраста. Фрактальность жизни и периодическая таблица возрастов // Бюллетень сибирской медицины. 2006. № 5. С. 48-57.

13. Эриксон Эрик // Большая психологическая энциклопедия. URL: https://rus-big-psyho.slovaronline. сот/3329-Эриксон%20Эрик (дата обращения: 14.05.2021).

Сведения об авторе

Калугина Татьяна Аркадьевна — начальник отдела лицензирования и аккредитации, Южно-Уральский государственный медицинский университет. Челябинск, Россия. chibrikta@chelsma.ru

100

T. Ä. Kany^Ha

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2021. No. 5 (451).

Philosophy Sciences. Iss. 60. Pp. 95-100.

AN ELDERLY PERSON AS AN OBJECT OF STUDY: FROM A SPECIFICALLY SCIENTIFIC TO A PHILOSOPHICAL AND ANTHROPOLOGICAL INTERPRETATION

T. A. Kalugina

South-Urals State Medical University. Chelyabinsk, Russia. chibrikta@chelsma.ru

The article presents age as a phenomenon in the study and understanding of which the possibilities of theoretical and empirical levels of scientific knowledge, specific scientific and philosophical levels of reflection, theoretical knowledge in general and the variety of social and cultural practices are organically combined. It has been shown that in specifically scientific studies of older people, attention is mainly focused on their health; participation in economic, political, social and cultural events; needs for training, communication. From the point of view of philosophy, age is an inherent property of a person. The topic of age is problematic in philosophy in various aspects. In philosophical anthropology, age is not an impersonal, anonymous attribute, being one of the key dimensions of individuality, it is unique, as a person is unique. An elderly person is understood as a person in a transitional period of life, which involves the self-organization of the world of his life, self-determination, the actualization of value priorities and the meaning of continuing life.

Keywords: elderly person, phenomenon of age, philosophy of age, age as the subject of individual care, relation "I and age "

References

1. Abul'hanova K.A. (2014) Psihologicheskij zhurnal, no. 2, pp. 5-18. [in Russ.].

2. Ancyferova L.I. (2015) Razvitie lichnosti i problemy gerontopsihologii [Personality development and problems of gerontopsychology]. Moscow, 324 p. [in Russ.].

3. Vygotskij L.S. (1997) Lekcii po psihologii [Lectures on psychology]. St. Petersburg, Sojuz Publ. 144 p. [in Russ.].

4. Koroleva E.G., Muhlaeva T.V. (2018) Chelovek i obrazovanie, no. 4, pp. 147-151 [in Russ.].

5. Krajg G. (2000) Psihologija razvitija [Developmental psychology]. St. Petersburg, Piter Publ. 992 p. [in Russ.].

6. Lishaev S.A. (2015) Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Serija: Filosofija. Filologija, no. 1 (17), pp. 33-42 [in Russ.].

7. Neveleva V.S., Mordovina D. A. (2016) Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 5, pp. 9-13 [in Russ.].

8. Pigrov K.S., Sekackij A. K. (2017) Bytie i vozrast. Monografija v dialogah [Being and age. Monograph in dialogues]. St. Petersburg, Aletejja Publ. 311 p. [in Russ.].

9. Politika O.I., Nagumanova Je.R., Valitova A. I. (2018) Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obra-zovanija, no. 61-1, pp. 412-414 [in Russ.].

10. Reznik Ju.M. (2012) Lichnost'. Kul'tura. Obshhestvo, no. 2, pp. 123-136. [in Russ.].

11. Jel'konin D.B. (1989) Izbrannye psihologicheskie trudy [Selected psychological works]. Moscow, Peda-gogika. 557 p. [in Russ.].

12. Jepshtejn M.N. (2006) Bjulleten' sibirskoj mediciny, no. 5, pp. 48-57 [in Russ.].

13. Jerikson Jerik. Bol'shajapsihologicheskajajenciklopedija, available at: https://rus-big-psyho.slovaron-line.com/3329-Эрнксон%20Эрнк (accessed 14.05.2021). [in Russ.].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.