DOI: 10.12731/2077-1770-2016-3-1-134-147 УДК 130.2
ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ И ЕГО КУЛЬТУРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Овсянникова Н.В.
Цель работы. Цель данного исследования состоит в том, чтобы дать анализ пожилого возраста и его культурного содер-ржания. Возраст является важной характеристикой человека. Достойная старость во многом зависит от усилий человека по саморазвитию на протяжении всей жизни и достигнутого им культурного уровня. Каждый следующий шаг человечество делает, используя все ранее накопленное культурой, поэтому культурное содержание пожилого возраста непосредственно влияет на качество сохранения и передачи базовых ценностей другим поколениям. Важность темы исследования диктуется необходимостью выработки новой культурной парадигмы развития в условиях демографического кризиса. Старение общества выдвигает новые требования к пожилому человеку, предписывающие быть активным творцом постиндустриальной цивилизации. В качестве гипотезы выдвигается идея о привлечении духовной энергия «третьего возраста» для конструирования и совершенствования новых элементов культурного кода.
Методы и методология проведения работы. Характер исследования проблемы старости в системе культуры обусловил необходимость междисциплинарного подхода, позволяющего исследовать ее в комплексе. Для решения поставленной исследовательской задачи используется сочетание нескольких мето-
дологических подходов: культурологического, исторического и системного.
Результаты. Для полноценного развития люди должны иметь контакты со всеми носителями культуры, т.е. живущими ныне поколениями. Это уникальный для каждого человека «режим жизни», который детерминирован как внешней средой, так и внутренней логикой саморазвития. Благоприятные социально-экономические, политические и социокультурные условия позволяют пожилому человеку формировать стратегию активной старости, оставаться полноценным членом общества иреализовывать личный социокультурный потенциал. Чем больше поколений вовлечены в культуротворчество, тем надежнее функционируют системы морали и нравственности, явственнее просматриваются национальные цели и качественнее решаются текущие задачи. Настоящее требует устойчивого развития, что предполагает динамичное соотношение традиционности, поддерживающей стабильность, и инноваций, благодаря которым общество продвигается вперед. Стабилизирующую роль в этих процессах играют люди старшего поколения, и она будет только возрастать. Современные «отцы и дети» при совместной генерации новаций могут с удвоенной силой осуществить радикальные преобразования общества.
Область применения результатов. Полученные результаты могут применяться в философских и культурологических исследованиях, служить теоретической базой для организации социально-политического проектирования элементов общественного развития.
Ключевые слова: возраст; культурное развитие, старость; «третий возраст»; старшее поколение, межпоколенное взаимодействие; отбор вариантов развития; современная культура.
ELDERLY AGE AND ITS CuLTuRAL CONTENT
Ovsyannikova N.V.
Purpose. Age is an important characteristic of a person. The worthy old age depends largely man's efforts to self-development throughout his life and the cultural level he has reached. Every next step, humanity makes using all previously accumulated culture, so the cultural content of the elderly directly affects the quality ofpreserving and transmitting the core values to other generations. The importance of the research topic is dictated by the need for a new cultural paradigm of development under conditions of demographic crisis. The ageing of society poses new challenges to the elderly person prescribing to be an active creator of post-industrial civilization. As a hypothesis, the idea of bringing the spiritual energy of the "third age" for the construction and improvement of new elements of the cultural code is put forward. On this basis the aim of this work was to analyze the cultural content of the elderly and its ability to transform the modern world.
Methodology. The nature of the study of the problem ofold age in the culture system necessitated an interdisciplinary approach that allows to explore it in the complex. To solve the problem of the research, a combination of the principle of historicism with cultural methodological approach is used, that allows for a fresh look at the noted issues.
Results. For full development people must have contacts with all bearers of culture, i.e. the present generations. It is unique "mode of life" for each person, which is determined by both the external environment and the internal logic of self-development. Favorable socio-economic, political and socio-cultural conditions allow an elderly person to form the active aging strategy to be a productive member of society and to realize personal socio-cultural potential. The more generations are involved
in cultural creativity, the more secure the system of morality and ethics are functioning, national objectives become distinctly visible and current problems are solved better quality. This requires a sustainable development, which implies a dynamic ratio of tradition, maintaining stability and innovation, thanks to which the society moves forward. A stabilizing role in these processes is played by people of the older generation, and it will only grow. Modern "fathers and sons" in co-generation of innovations can bring about radical transformation of society with a vengeance.
Practical implications. The obtained results can be used in philosophical and cultural studies and serve as the theoretical basis for the organization of socio-political design elements of social development.
Keywords: age; cultural development, old age; «third age»; the older generation, intergenerational interaction; the selection of development options; modern culture.
Возраст человека является универсальной категорией, он описывается в биологических, социально-психологических, демографических, философских категориях и обладает культурно-исторической и национальной спецификой. Особенности возрастного развития фиксируются в системе культуры. Каждая национальная культура формирует свои представления о возрасте, статусно-ролевых ожиданиях, возрастной символике и ритуальной общественной практике. В процессе реализации возрастных функций индивид неизбежно испытывает на себе влияние культурной среды. Период старости и детства наиболее зависимы от окружающей их среды [5]. Причем для успешного функционирования этих возрастов она должна быть благоприятной. Остановимся на анализе благоприятных социально-экономических, политических и социокультурных условий, позволяющих пожилому человеку формировать стратегию активной старости, оставаться полноценным членом общества и реализовывать личный социокультурный потенциал.
Характер исследований проблем старости в системе культуры обуславливает необходимость междисциплинарного подхода, позволяющего рассмотреть их в комплексе. Для решения поставленной задачи потребовалось сочетание нескольких методологических подходов: культурологического, исторического и системного.
Пожилой человек, как правило, принадлежит ко многим социальным группам одновременно, и в каждой из них роль возраста в определении его положения может быть различной. В семье измерение его социально-возрастной позиции основано, прежде всего, на принадлежности к генеалогическому поколению, в то время как за пределами дома, в сфере общественно-трудовой деятельности, - на хронологическом и пенсионном возрасте [1, с. 63]. Следует отметить, что эта проекция является одновременно индивидуальной, возраст-но-групповой и социально-исторической, поскольку она складывается из личного опыта человека, тех установок, которые приняты у людей его возрастной группы, а также норм и стереотипов, существующих в данной социальной среде и исторических условиях.
Особенностью процесса культурного развития человека является непрерывность, невозможность окончательной культурной фиксации его способностей. Это уникальный для каждого человека «режим жизни», который детерминирован как внешней средой, так и внутренней логикой саморазвития [8]. Уровень культурного развития в старости характеризуется наличием и степенью сохранности определенных качеств, которые позволяют пожилому человеку быть активным творцом своей жизни, «задавать и удерживать метафизические, экзистенциальные вопросы» [13, с. 36].
Пожилые люди с древних времен играли существенную роль в сохранении и передаче базовых ценностей другим поколениям. Межпоколенная передача жизненно важного опыта и знаний осуществляется как вертикально от «отцов к детям», так и горизонтально через информационное взаимодействие. Через обратные связи
информационного взаимодействия осуществляется также влияние и на старшее поколение.Эти процессы обостряют взаимодействие поколений и приводят к нарушению традиционных ценностных и этических представлений. Для полноценного развития люди должны иметь контакты со всеми носителями культуры, т.е. живущими ныне поколениями [6]. Этот тезис мотивируется тем, что передача ценностей осуществляется, в основном, «из рук в руки».
В соответствии с законом роста [4] развитие цивилизации как бы самоускоряется, и каждый следующий шаг человечество делает, используя все ранее накопленное культурой. Однако культура в ее современном варианте уже не справляется с глобальными вызовами. Видимо, если не сменить парадигму развития, то мир окажется в расширяющемся поле конфликтов, стержнем которых будет борьба за ресурсы. Главным ресурсом современности является информация. Сузить поле конфликтов способно общество разумных потребностей, которое может быть результатом духовной революции [10].
Анализ имеющейся у автора историко-культурной информации позволяет предположить, что формирование культуры иной, альтернативной цивилизации находится в зачаточном состоянии, а для ее формирования потребуется последовательная работа 3-4-х поколений (примерно 60-70 лет). Выработку новой культурной парадигмы развития, взамен современной «цивилизации потребления», необходимо осуществить силами ныне живущих поколений из элементов индустриальной цивилизации. Надежным механизмом для конструирования и совершенствования новых элементов культурного кода может стать духовная энергия всех без исключения поколений, но, естественно, содержание этапов их жизненного цикла должно быть изменено.
Однако такое развитие социокультурных процессов таит некоторые опасности. Поспешные, разрушающие действия в рамках межпоколенных связей грозят «падением за горизонт событий» [15], т.е. в «черную дыру» истории, откуда нет выхода. Упасть за горизонт со-
бытий - значит разрушить прежнюю мораль, подменяя историю «отцов героев» на альтернативную, виртуальную историю «антигероев», уже использовавших свою попытку. Это путь национального разрушения, так как институты (образование, просвещение, политические партии, конфессии), опирающиеся на доминирующие ранее моральные нормы, перестают эффективно работать, а выстроить новые препятствует нравственность, которая во время крушения общественных моральных устоев еще больше укрепляется. Однако в историческом, долговременном плане, без опоры на традиционные ценности, перемены могут оказаться радикальными. Российское общество, подменив реальные «цели развития» на ложные, может не попасть в узкий «коридор» эволюции и лишиться будущего [9, с. 74.]. Поэтому, чем больше поколений вовлечены в культуротворчество, тем надежнее функционируют системы морали и нравственности, явственнее просматриваются национальные цели и качественнее решаются текущие задачи. Видимо, имманентное стремление к максимальной свободе должно гармонично уравновешиваться ресурсами и пассионарно-стью. Стабилизирующую роль в этих процессах людей старшего поколения трудно переоценить и она будет только возрастать.
В современном мире все отчетливее ощущается связь технологического прогресса и старения населения. Способность к инновационной деятельности имеет возрастные ограничения, хотя деловые навыки, которые человек получает ценой собственного опыта, с возрастом только совершенствуются. Создается некое противоречие, тормозящее развитие бизнеса и предпринимательства. С одной стороны, молодые и креативные еще не обладают навыками, необходимыми для создания и управления успешным бизнесом, с другой, - пожилые люди редко решаются открыть свой бизнес, тем более, инновационный [14]. Приструктурные изменения общества в сторону увеличения численности пожилых людей приведет к их доминированию в области управления по причине более высокого профессионализма этого
возраста. С успехами медицины у старшего поколения будет расти и продуктивный период, что превратит работу до почтенного возраста в норму. Можно предположить, что такое развитие цивилизации замедлит научно-технический прогресс из-за снижения креативности населения. Это в свою очередь значительно снизит шансы молодых людей преуспеть в неуклонно стареющем обществе.
В условиях демографического перехода ключевым моментом является изменение принципов отбора новых вариантов общественного развития. Причем в сложившейся ситуации они приобретают смысл и значение только в виде вариантов выживания [11, с. 16]. Такие варианты в перспективе могут стать общекультурными ценностями. Выявление и фиксация ценностей, способствующих успешному выживанию, как правило, осуществляется на завершающих стадиях жизненного цикла творческими личностями. В то же время любая деятельность старшего поколения в этом контексте является полезной, создавая своеобразное поле межпоколенного культурного взаимодействия. Это значительно расширяет возможности российской социокультурной системы и обуславливает оригинальное сочетание традиций и инноваций в ней.
Высказанный тезис имеет опору в идеях М. Вебера, который считал, что реальная жизнь состоит из сознательной, ценностно-ориентированной деятельности [2]. Общественную жизнь нельзя представлять себе и как «равнодействующую» индивидуальных устремлений. В этой связи, видится уникальным феномен русской культуры - соборность. Развивая идеи славянофилов XIX века, будем понимать его в нашей работе как сомыслие, т.е. способность не только совместно трудиться, но и соединять интеллект для решения особо трудных задач. Настоящее требует устойчивого развития, что предполагает динамичное соотношение традиционности, поддерживающей стабильность, и инноваций, благодаря которым общество продвигается вперед. Поэтому российскому обществу не-
обходимы носители этих системных качеств, включая старшее поколение. Занятие ниши, связанной с традиционностью, исторически закреплено за пожилыми людьми. Однако от них, видимо, в современном мире требуется дополнительная «работа» по формированию особого социокультурного ответа на вызовы времени.
В процессе своего развития национальные культуры выявили и закрепили распределение ролей между поколениями, которое базировалось на совместном проживании трех поколений - детей, родителей и бабушек с дедушками. Наличие трех поколений - неотъемлемая, сущностная часть любого человеческого сообщества, достигшего определенной зрелости. Такое сочетание молодости и старости диктуется самим ходом истории. От каждого поколения ожидается воспроизведение наиболее типических черт, в нашем случае - национальных особенностей и образцов поведения. Однако учета культурно-исторической динамики в образцах поведения при сохранении этой модели ожидать не стоит. Можно предположить, что в этом случае из имеющихся национальных элементов и форм может быть построена единственно возможная социокультурная система, адекватная насущной среде, т.е. трехуровневое межпоколенное взаимодействие.
Индустриальный тип культуры значительно поколебал, но окончательно не разрушил, традиционный образец этого взаимодействия. Однако постиндустриальное общество не сможет состояться без радикального решения проблемы «третьего возраста». Ее суть состоит в том, что современный мир находится на пороге появления четвертого поколения, как полноправного субъекта истории. Прабабушки и прадедушки займут нишу людей преклонного возраста, разделив ее с дедушками и бабушками. Но уже сегодня «третий возраст» не хочет стареть и стремится остаться в нише со своими детьми, нередко жестко конкурируя с ними.
В этом смысле вновь придется вернуться к проблеме «отцов и детей», решая ее под конкретные задачи постиндустриальной цивилиза-
ции. На этом этапе совместного развития (коэволюции) природы и общества как никогда необходим коллективный разум и воля (сомыслие). Такое развитие социума возможно при дружеском взаимодействии всех поколений, их плодотворном взаимодополнении. Отцы и дети, способные к генерации новаций духовного и материального свойства, могут объединиться в инновационный процесс с удвоенной силой и осуществить радикальные преобразования общества [16, с. 44].
Возрастные изменения могут протекать с различной скоростью, в результате чего психологические свойства человека, зачастую, отстают или, наоборот, опережают его биологическое развитие. Асинхро-ния во многом детерминируется социальными и культурными факторами, что проявляется на уровне не только отдельных индивидов, но и в обществе целиком. Поэтому возраст продолжает определять, по сути дела, все сферы жизнедеятельности современного человека. В процессе жизненного цикла траектории биолого-психологического и культурного развития людей пересекаются с фазами их социального положения. Биологическая эволюция человека, начинающаяся рождением и заканчивающаяся смертью, - автономный процесс. В то же время, с самых ранних стадий, она насквозь пронизана социальными связями [7, с. 2072-2073].
Социальное развитие человека может не совпадать с тем, которое предусматривается культурой каждого конкретного общества. Помимо социально-возрастного регулирования, которое в современном обществе, во многом, осуществляется государством, каждый социум имеет свое культурное «возрастное расписание» жизненного пути индивида. Этот путь во многом строится на сложившихся в обществе традициях [11, с. 16]. Однако осознание возрастных различий членами общества и их важности в процессе передачи культурного опыта со временем менялось: от наивысшей степени ритуа-лизации и символизации возраста в традиционных обществах до его формализации и нивелирования в индустриальных и постиндустри-
альных обществах. Таким образом, культурное содержание возраста тесно связано с реализацией механизма овладения культурой и ее преемственности [3, с. 90].
Суммируя сказанное, отметим, что существенные преобразования в российском обществе, во много обусловленные демографическим переходом, требуют новых решений во взаимодействии между поколениями. Пожилые люди продолжают играть существенную роль в сохранении и передаче базовых ценностей. Выработку новой культурной парадигмы развития, следует осуществить силами всех поколений, учитывая тесную связь технологического прогресса и старения населения. Сегодня сохраняется важность стабилизирующей роли в государстве людей старшего поколения, которая будет только возрастать.
Список литературы
1. Бочаров В.В. Антропология возраста. СПб., 2001. 192 с.
2. Вебер М. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб.: Университетская книга, 1999. 565 с.
3. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. 415 с.
4. Капица С.П. Синергетика и прогнозы будущего. М.: Едиториал УРСС, 2003. 288 с.
5. Кон И.С. Социологическая психология. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МО-ДЭК»,1999. 560 с.
6. Лепешкина Л.Ю. Обряды жизненного цикла как алгоритм преодоления критических ситуаций // Общество: философия, история, культура. 2016. № 1. С. 98-102.
7. Лепешкина Л.Ю. Представления о жизненном цикле человека в современной культуре // В мире научных открытий. 2014. № 3.5 (51). С. 2061-2073.
8. Мухранова Е.Н. Возраст как феномен культуры: автореф. дис... канд. культурологии. СПб., 2006. 22 с. URL: http://cheloveknauka. com/vozrast-kak-fenomen-kultury (дата обращения: 18.05.2016).
9. Овсянников В.П. Белые пятна и черные дыры истории или как можно заблудиться целым поколением // Запад-Россия-Восток: политическое, экономическое, техническое и культурное взаимодействие: сборник статей V международной научно-практической конференции / Поволжский гос. ун-т сервиса. Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2011. С. 70-76.
10. Овсянников В.П. Культурология: учебное пособие. Тольятти : Изд-во ПВГУС, 2009. 363 с.
11. Овсянников В.П. Некоторые направления культурологических исследований региональной культуры с использованием постне-классических методов // Этносоциуми межнациональная культура. 2013. № 3 (57). С. 12-37.
12. Пригожин И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М. : Прогресс, 1986. 431 с.
13. Смирнов С.А. Культурный возраст человека. Философское введение в психологию развития. Новосибирск, 2004. 261 с.
14. Флорида P. Креативный класс : люди, которые меняют будущее. М.: Издательский дом «Классика-ХХ1» , 2007. 421 с. URL: http:// www.ruthenia.ru/logos/kr/florida pdf (дата обращения: 18.05.2016).
15. Хокинг С. Черные дыры и молодые вселенные. СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2008.166 с.
16.Явон С.В. Жизненное самоопределение молодежи: монография / С.В. Явон. М.: Изд-во гуманит.ун-та, 2012. 170 с.
References
1. Bocharov V.V. Antropologiya vozrasta [Age Anthropology]. St. Petersburg, 2001. 192 p.
2. Veber M. Izbrannoe: Krizis evropeyskoy kul tury [Selected works: The Crisis of European Culture]. St.-Petersburg: Universitetskaya kniga, 1999. 565 p.
3. Kagan M.S. Filosofiya kul 'tury [Philosophy of Culture]. St.Petersburg, 1996. 415 p.
4. Kapitsa S.P. Sinergetika i prognozy budushchego [Synergetics and Forecasts of the Future]. Moscow: Editorial, URSS, 2003. 288 p.
5. Kon I.S. Sotsiologicheskaya psikhologiya [Sociological Psychology]. Moscow: Moskovskiy psikhologo-sotsial'nyy inst.; Voronezh: NPO «MO-DEK» publ., 1999. 560 p.
6. Lepeshkina L.Yu. Obshchestvo:filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016. № 1, pp. 98-102.
7. Lepeshkina L.Yu. Vmire nauchnykh otkrytiy. 2014. № 3.5 (51), pp. 20612073.
8. Mukhranova E. N. Vozrast kak fenomen kul'tury [Age as a Cultural Phenomenon]. http://cheloveknauka.com/vozrast-kak-fenomen-kultu-ry (accessed May 18, 2016).
9. Ovsyannikov V.P. Belye pyatna i chernye dyry istorii ili kak mozh-no zabludit'sya tselym pokoleniem.; Zapad-Rossiya-Vostok: politich-eskoe, ekonomicheskoe, tekhnicheskoe i kul'turnoe vzaimodeystvie: sbornik statey V mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferen-tsii [White Spots and Black Holes of History or How You Can Get Lost a Whole Generation.; West-Russia-East: political, economic, technical and cultural cooperation: a collection of articles of the fifth international scientific-practical conference]. Togliatti: PVGUS publ., 2011, pp. 70-76.
10. Ovsyannikov V.P. Kul'turologiya: uchebnoe posobie [Cultural Studies. Tutorial]. Togliatti: PVGUS publ., 2009. 363 p.
11. Ovsyannikov V.P. Nekotorye napravleniya kul'turologicheskikh issle-dovaniy regional'noy kul'tury s ispol'zovaniem postneklassicheski-kh metodov [Some areas of cultural studies of regional culture, using
post-non-classical methods]. Ethnosocial and international culture. № 3 (57). 2013, pp. 12-37.
12. Prigozhin I. Poryadok iz khaosa. Novyy dialog cheloveka s prirodoy [Order out of chaos. Man's new dialogue with nature]. Мoscow: Progress Publ., 1986. 431 p.
13. Smirnov S.A. Kul 'turnyy vozrast cheloveka. Filosofskoe vvedenie v psik-hologiyu razvitiya [Cultural age of the person. A philosophical introduction to the psychology of development]. Novosibirsk, 2004. 261 p.
14. Florida P. Kreativnyy klass : lyudi, kotorye menyayut budushchee [Creative Class: People Who Change the Future]. http://www.ruthenia.ru/ logos/kr/florida pdf. (accessed May 18, 2016).
15. Khoking S. Chernye dyry i molodye vselennye [Black Holes and Baby Universes]. St.-Petersburg. Amfora. TID Amfora, 2008. 166 p.
16. Yavon S.V. Zhiznennoe samoopredelenie molodezhi: monografiya [Vi-tal Self-Determination of Youth: Monograph]. Moscow. Humanitarian Univ., publ., 2012. 170 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Овсянникова Наталья Валериевна, доцент кафедры «Социально-культурная деятельность», кандидат исторических наук, доцент Поволжский государственный университет сервиса ул. Гагарина, 4, г. Тольятти, Самарская область, 445017, Российская Федерация [email protected]
DATA ABOuT THE AuTHOR
Ovsyannikova Natal'ya Valerievna, Associate Professor, Department of Socio-Cultural Activity, Candidate of Historic Sciences
Volga Region State University of Service
4, Gagarin St., Togliatti, Samarskaya oblast, 445677, Russian
Federation