Научная статья на тему 'Пожарные автомобили для защиты пожароопасных объектов'

Пожарные автомобили для защиты пожароопасных объектов Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
462
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Ю. Ф. Яковенко, К. Ю. Яковенко

Рассмотрены структура парка объектовых пожарных автомобилей и проблемы его модернизации. Дан анализ тенденций развития этих автомобилей. Проведено обсуждение прогрессивных технических решений, реализованных в современных отечественных и зарубежных пожарных автомобилях, предназначенных для защиты пожароопасных объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fire-Fighting Automobiles Designed for Protection of Fire-Hazardous Objects

The structure of fire-fighting automobile fleet and problems of its modernization have been studied. Progressive technical solutions implemented in modem home and foreign fire-fighting automobiles designed for protection of fire-hazardous objects have been considered.

Текст научной работы на тему «Пожарные автомобили для защиты пожароопасных объектов»

Пожарная техника

УДК 614.846

ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ПОЖАРООПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ

Ю. Ф. Яковенко, К. Ю. Яковенко

Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России

Рассмотрены структура парка объектовых пожарных автомобилей и проблемы его модернизации. Дан анализ тенденций развития этих автомобилей. Проведено обсуждение прогрессивных технических решений, реализованных в современных отечественных и зарубежных пожарных автомобилях, предназначенных для защиты пожароопасных объектов.

Пожары на промышленных объектах, число которых в общем количестве происходящих в стране пожаров относительно невелико, в случае развития их до крупных размеров могут принести значительный ущерб экономике страны.

Поэтому предприятия, прежде всего имеющие пожароопасное производство, вынуждены содержать на своем балансе объектовые подразделения ГПС, оснащенные активными средствами борьбы с пожарами — пожарными автомобилями (ПА) различного класса и функционального назначения. При этом состоящие на вооружении ПА должны быть адекватны тем задачам, решению которых они служат. Причем речь идет не только о технических параметрах, но и о надежности как отдельных тактических единиц, так и парка ПА в целом.

СОСТОЯНИЕ ПАРКА ОБЪЕКТОВЫХ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

События начала XXI в. показали, что Россия находится в зоне риска, сопровождающейся чередой техногенных и экологических катастроф. Одной из причин сложившейся ситуации является изношенность основных фондов промышленных объектов.

Многие из "проблемных" промышленных объектов относятся к пожароопасным, аварии и катастрофы на которых сопровождаются возгоранием с последующим быстрым развитием и распространением пожара, при определенных обстоятельствах способного перерасти в крупный.

Ожидается, что ближайшие годы могут стать высшей критической точкой катастрофической ситуации в стране. Поэтому должны быть приняты экстренные меры к тому, чтобы обеспечить готовность оперативных служб страны, в том числе по-

жарной охраны, к решению этой проблемы. Одной из первоочередных таких мер является полная модернизация действующего парка ПА объектовых подразделений ГПС.

Анализ показывает, что состав, качественный уровень и возрастная структура парка ПА не адекватны складывающейся оперативной обстановке с пожарами на объектах и не способствуют решению обозначенной выше проблемы.

Прежде всего, парк объектовых ПА однороден по моделям и состоит на 80% из пожарных автоцистерн (АЦ) среднего класса, преимущественно на шасси ЗИЛ (4 х 2 и 6 х 6). Такой состав парка отражает структуру производства ПА в СССР в 80-е гг. прошлого века и не соответствует реальным потребностям пожароопасных объектов в обеспечении их эффективной противопожарной защиты [1].

Кроме того, все АЦ, находящиеся на вооружении объектовых подразделений ГПС, оснащены насосами серии ПН-40 (подача 40 л/с при напоре 100 м вод. ст.), которые устарели технически и морально, отличаются невысоким качеством производственного исполнения и не соответствуют требованиям, предъявляемым к объектовым ПА по величине подачи.

Есть и другая проблема. В ходе разработки "Типажа пожарных автомобилей на 2001 - 2005 гг." [2] ВНИИПО МЧС России была проведена оценка возрастной структуры парка объектовых ПА. Оказалось, что парк стремительно стареет; это видно из представленных в табл. 1 данных.

По состоянию на 2001 г., около 65% ПА, входящих в парк, имели возраст более 10 лет и, согласно действующим нормам [3], подлежали списанию. Еще более 25% ПА в возрасте от 5 до 10 лет должны

ТАБЛИЦА 1. Возрастная структура парка пожарных автомобилей объектовых подразделений ГПС

Возрастные группы ПА

Количество ПА, % от общего парка

До 5 лет

10

Свыше 5 до 10 лет

25

Зона списания:

свыше 10 до 15 лет

40

свыше 15 лет

25

быть списаны (или подвергнуты коренной реконструкции) в ближайшие годы; около 25% (четверть парка) имеют возраст более 15 лет и не подлежат реконструкции.

Как следует из табл. 1, лишь 10% ПА, входящих в парк, имеют возраст не более 5 лет и сохраняют, таким образом, ресурс работоспособности.

Если сохранится существующая "вялая" динамика восполнения количественного состава парка объектовых ПА, деградация парка продолжится.

Поскольку состояние парка во многом определяет пожарную безопасность объектов, можно ожидать, что в ближайшее время будут приняты радикальные меры по модернизации парка ПА объектовых подразделений ГПС с доведением его количественного, возрастного и качественного состава до уровня современных требований.

При этом величина потребности в ПА (если полагать, что существующий парк априори оптимален по численности) определяется необходимостью решения главной проблемы — восстановления возрастной структуры парка в течение ближайших лет до уровня нормативных требований к его надежности: возраст каждой модели в парке, определяющий необходимость ее списания, не должен превышать 10лет [3].

Безусловно, структура парка ПА крупных нефтедобывающих компаний России может существенно отличаться от данных, представленных в табл. 1. В некоторых из этих компаний происходят качественные преобразования существующей системы обеспечения пожарной безопасности, с заменой ее на корпоративную систему. При этом возможности для технического перевооружения пожарных подразделений, защищающих объекты таких компаний, существенно выше по сравнению с объектами защиты других компаний.

В качестве примера можно сослаться на опыт НК "ЮКОС" — первой отечественной компании, создавшей Центр пожарной безопасности и аварийно-спасательных работ [4]. Этот Центр — главное звено единой корпоративной системы обеспечения пожарной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Региональные отделения Центра, в функции которых входит оперативное реагирование на возни-

кающие нештатные ситуации, включая тушение пожаров и ликвидацию последствий аварий, оснащены парком современных ПА нового поколения как отечественных, так и зарубежных: НК "ЮКОС" имеет для этого соответствующие ресурсы.

Другие компании таких ресурсов не имеют и вынуждены ориентироваться на оснащение объектовых пожарных подразделений, исходя из собственных финансовых возможностей и производственных возможностей отечественных производителей ПА. И здесь существуют значительные проблемы, о чем свидетельствуют результаты исследований, проведенных ВНИИПО.

В ходе разработки прогноза потребности в ПА ВНИИПО МЧС России провел мониторинг объектовых подразделений ГПС регионов (АТС) России по данной проблеме с использованием экспертного метода прогнозирования.

Полученные экспертные оценки отражают суждения специалистов относительно состояния и перспектив развития парка ПА, состоящих на вооружении объектовых подразделений ГПС, и основаны на мобилизации профессионального опыта и интуиции этих специалистов.

Оказалось, что для защиты объектов (в первую очередь машиностроения и аналогичных им) по-прежнему наиболее востребованными являются ПА среднего класса (с полной массой до 14 т). На защищаемых объектах такие ПА используются в качестве автомобилей быстрого реагирования для выполнения работ средней сложности.

Неожиданно высокой оказалась доля востребованных ПА тяжелого класса (свыше 14 т), составившая 20% от всего числа ПА, требуемых для восполнения парка (рис. 1).

Иными словами, по мнению экспертов, качественный состав парка ПА должен быть подвергнут существенной реконструкции за счет введения в его состав многофункциональных ПА тяжелого класса, максимально приспособленных к выполнению всего спектра работ, выполняемых при возникновении ЧС на пожароопасных объектах [5].

РИС.1. Диаграмма распределения потребности объектовых подразделений ГПС в пожарных автомобилях различных классов и функционального назначения: 1 — АЦ легкого класса (Ь класс) = 3%; 2 — АЦ тяжелого класса (Б класс) = = 20%; 3 — АЦ среднего класса (М класс) = 70%; 4 — АЛ и АПК = 5%; 5 — другие

3

4

1

5

2

ТАБЛИЦА 2. Требования объектовых подразделений ГПС к многофункциональному ПА тяжелого класса

Параметры ПА Значения параметров

Тип шасси 6 х 6 или 8 х 8

Подача насоса, л/с 60...80

Вместимость цистерны для 6...10

воды, м3

Вместимость пенобака, м3 0,6.1,0

Пропускная способность 40.80 (комби)

лафетного ствола, л/с

Боевой расчет, чел. 1 + 2 или 1 + 4

Дополнительное Генератор 4.6 кВт.

оборудование Световая мачта.

Аварийно-спасательный

инструмент

Требования к климати- 1. Утепление цистерны,

ческому исполнению пенобака, насосного отсе-

ка, салона.

2. Подогрев воды и пено-

образователя

Основные требования, сформулированные экспертами объектовой пожарной охраны к таким ПА, приведены в табл. 2.

Подобные многофункциональные ПА в России не производятся, прежде всего по причине отсутствия серийного выпуска насосных установок соответствующего модельного ряда. Поэтому определенный интерес представляет анализ мирового опыта и тенденций создания аналогичных ПА для защиты пожароопасных объектов или зон промышленного риска, как их называют за рубежом.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ

Расширение функций пожарной охраны и изменение условий тушения пожаров поставили перед пожарной охраной глобальный вопрос: по какому пути должно идти дальнейшее развитие ПА для защиты объектов — по пути совершенствования тактико-технических характеристик существующих моделей или создания принципиально новых моделей.

Ответ был найден на рубеже веков: развитие пошло по пути создания объектовых ПА новой идеологии. При этом ведущие мировые производители в течение короткого времени сделали своего рода прорыв в техническом уровне, дизайне, технологии производства объектовых ПА нового поколения.

Свидетельством высокого уровня выпускаемой зарубежными фирмами продукции является то обстоятельство, что большинство из них сертифици-

рованы на соответствие качества производства ПА требованиям стандартов ИСО серии 9000.

Пожарные автомобили, выпускаемые мировыми производителями, имеют свой фирменный стиль, дизайн и технические решения. Но можно выделить и общий концептуальный подход к таким автомобилям, объединяющий ПА разных производителей и позволяющий сформулировать тенденции их развития.

Рассмотрим эти тенденции поэлементно.

Идеология создания. Создатели объектовых ПА нового поколения базируются на "адресной концепции", согласно которой эти автомобили должны быть предназначены исключительно для защиты промышленных объектов (зон промышленного риска) и не рекомендуются для применения в городских условиях: такая универсализация считается экономически неоправданной.

Соответственно, в программах производства фирм-изготовителей особо выделяется вся гамма ПА для защиты пожароопасных объектов. Характерно, что в этих программах практически отсутствуют некогда популярные тяжелые ПА порошкового тушения (3 - 5 т порошка) по причине "безадресности" разработки и невостребованности их пожарной охраной.

Базовые шасси. Важным моментом создания объектовых ПА является выбор типа базового шасси. Как правило, тип шасси определяет заказчик: он или соглашается с предложением фирмы-изготовителя, или оговаривает собственный вариант, учитывающий требования и ограничения разработчика ПА.

С учетом многообразия применения существуют конфигурации объектовых ПА на 2-, 3- или 4-осных шасси, исполненных как в полноприводном (4 х 4, 6 х 6, 8 х 8), так и неполноприводном (4 х 2, 6 х 4, 8 х 4) вариантах.

По требованию потребителя шасси могут оборудоваться как однорядной (боевой расчет 1 + 2), так и двух- или трехрядной (1+5 или 1 + 8) кабинами.

Исполнение шасси — коммерческое, в отличие от городских ПА, где преимущественно используются специальные шасси.

Типаж объектовых ПА нового поколения базируется на использовании "базисной" концепции, которая была разработана руководителями военизированной и объектовой пожарной охраны Германии и Великобритании.

Смысл концепции состоит в переходе от существующего широкого ассортимента объектовых ПА к универсальным базисным ПА трех классов: легким, средним и тяжелым, оснащенным необходимыми средствами тушения (вода, пенообразователь, порошок, СО2, АРБР в разных комбинациях) и оборудованием для аварийно-спасательных работ

РИС.2. Объектовый пожарный автомобиль быстрого реагирования (легкого класса) на шасси Steyr с системой многокомпонентного тушения (фирма Розенбауэр, Австрия)

(встроенный и выносной электрогенераторы, световая мачта, аварийный инструмент и т.д.).

Идеология оперативного использования этих автомобилей следующая.

Легкий ПА (полная масса до 7,5 т, боевой расчет 3-6 человек) есть по сути автомобиль быстрого реагирования (АБР), рассчитанный на введение в первой, решающей стадии тушения пожара. В его комплектации: многокомпонентные средства тушения, насосная установка (стационарная или переносная), электрогенератор, катушка первой помощи и другое оборудование.

Пример легкого объектового АБР показан на рис. 2. На этом автомобиле, смонтированном на шасси Steyr 10.224 (4 х 2), вывозится четыре вида огнетушащих веществ: вода (300 л), пенообразователь (20 л), порошок (750 кг), углекислота (180 кг). Автомобиль, созданный фирмой Розенбауэр (Австрия), оснащен высоконапорной малорасходной мотопомпой UHPS этой же фирмы (подача 38 л/мин при напоре 1000 м вод. ст. — новое слово в технологии пожаротушения) с пеносмесителем и катушкой первой помощи (длина шланга 60 м), порошковым лафетным стволом (расход 2400 кг/мин), генератором (4 кВт), электродымососом, двумя порошковыми катушками (по 30 м) с ручными стволами, катушкой и стволом для углекислоты, пневматической световой мачтой.

Практически этот мультифункциональный ПА призван решать все оперативные задачи при возникновении загорания и не дать распространиться пожару до прибытия основных сил и средств.

Средний ПА (полная масса до 14 т) предназначен для выполнения оперативных задач начальной и средней сложности. На них также применяют многокомпонентные средства тушения, встроенные насосные установки и лафетные стволы, стационарные электрогенераторы и другие компоненты. Боевой расчет на таких ПА — 3 или 6 чел. (одинарная или двойная кабины).

Варианты объектовых ПА среднего класса на двухосных шасси показаны на рис. 3.

На верхнем снимке представлен автомобиль пе-нопорошкового тушения серии BULL фирмы Ма-

РИС.3. Объектовые пожарные автомобили среднего класса на двухосных шасси.

Верхний снимок: автомобиль серии Bull на шасси 4 х 2 или 4 х 4. Варианты с боевым расчетом 1+5 или 1+2 чел. (фирма Магирус, Германия).

Нижний снимок: автомобиль типа 1000/750/750 с многокомпонентной системой тушения — вода, пена, порошок, AFFF ("легкая вода") (фирма Камива, Франция)

гирус (Германия). Используя модульную технологию, фирма предлагает гамму подобных ПА на 2- и 3-осных шасси (полно- и неполноприводных), с цистерной различной вместимости, насосами с подачей от 3000 до 10000 л/мин, лафетными стволами и порошковыми установками. Боевой расчет натаких ПА — 3, 6 или 8 чел.: его численность определяет потребитель.

На нижнем снимке показан автомобиль среднего класса фирмы Камива (Франция) с многокомпонентной системой тушения. Система тушения включает:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• цистерну вместимостью 1000 л;

• резервуар для порошка массой 750 кг;

• резервуар для "легкой воды" (фторсинтетиче-ский пленкообразующий пенообразователь "легкая вода" по международной классификации обозначается кодом AFFF), вмещающий 750 л раствора AFFF.

РИС.4. Пожарный автомобиль тяжелого класса для защиты объектов с боевым расчетом 7 чел. (фирма Циглер, Германия)

Сочетание на одном ПА четырех видов огнету-шащих веществ (ОВ) делает данный автомобиль многофункциональным, приспособленным в том числе и для тушения углеводородов и полярных жидкостей — спиртов, полярных растворителей, высокооктановых бензинов и т.п. — без разбавления.

Для подачи ОВ на этом ПА используется лишь 2 ствола: водопенный (с расходом 2000 л/мин) и для подачи порошка и раствора АРБЕ (с расходом соответственно 1000 кг/мин и 1000 л/мин).

Тяжелый класс объектовых ПА (полная масса выше 14 т) рассчитан на использование при выполнении оперативных задач любой степени сложности.

Как правило, такие ПА вывозят большое количество ОВ (до 15000 л воды, пенообразователя или их растворов), оснащены мощными насосами (до 12000 л/мин) и лафетными стволами, расход которых адекватен подаче насоса, а модели нового поколения — встроенным электрогенератором мощностью от 20 до 80 кВт.

Широкая комплектация этих ПА, включающая гидравлический спасательный инструмент, пнев-моподушки, вентиляторы, выносные электроагрегаты и другое оборудование, позволяет использовать их не только при тушении пожаров на защищаемых объектах, но и проведении аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара.

Вариант технического исполнения объектового ПА тяжелого класса, изготавливаемого фирмой Циглер (Германия), показан на рис. 4. Этот автомобиль, оснащенный мощным насосом (подача 5000 л/мин при напоре 100 м вод. ст.), вывозит 5000 л воды и 500 л пенообразователя, оснащен во-допенным стволом и катушками быстрого реагирования. На нем смонтирован электрогенератор мощностью 20 кВт, имеется 8-тонная лебедка, расположенная на переднем бампере.

Отличительной особенностью этого автомобиля является увеличенный боевой расчет (7 чел.), что нехарактерно для ПА этого класса; обычно боевой расчет на них составляет 3 чел. (1 + 2).

РИС.5. Пожарные автомобили с подъемной стрелой для подачи огнетушащих веществ на высоту. Верхний снимок: многоцелевой пожарный автомобиль фирмы Розенбауэр (Австрия) с комбинированной подъемной стрелой высотой 32 м.

Нижний снимок: пожарный пеноподъемник высотой 37 м на гусеничном шасси (ОАО "Пожтехника", Россия)

Особый класс объектовых ПА представляют многофункциональные пожарные автомобили для подачи средств тушения на высоту. Они предназначены для защиты резервуарных парков и высотных технологических установок.

Концепция многофункциональности таких ПА, снабженных подъемной стрелой высотой до 42 м, базируется на совмещении ими до 5 функций, а именно:

• пеноподъемника с высотой подъема огнетуша-щего реагента до 42 м и дальностью струи до 60 м (с учетом вылета стрелы), что позволяет осуществлять тушение, не входя в обвалование;

• автомобиля пенного тушения: на большинстве моделей таких ПА установлены цистерны для воды и пенообразователя с общей вместимостью до 6000 л;

• пожарной насосной станции: автомобили этого класса снабжены насосами с подачей до 6000 л/мин;

• аварийно-спасательного автомобиля: нанекото-рых моделях этих ПА установлены встроенные электрогенераторы мощностью до 30 кВт, а в комплектацию входит аварийно-спасательный инструмент;

• автомобиля спасания с высоты до 12 этажа: для этого ПА оборудуются спасательной люлькой, а на некоторых моделях применена современная система ALP, в которой совмещены функции телескопического подъемника и стрелы-лестницы. На рис. 5 (верхний снимок) показан вариант компоновки такого автомобиля — это ПА модели GB 32-2000, на шасси MAN, созданный фирмой Розенбауэр для химического концерна Байер (Германия).

Данный ПА снабжен комбинированной стрелой системы ALP высотой 32 м, насосной установкой среднего расположения с подачей 6000 л/мин при напоре 100 м вод. ст. (с автоматической системой пеносмешения), цистерной для пенообразователя (2000 л). Имеется также встроенный генератор мощностью 20 кВт, а также переносной электроагрегат. Для подачи пены служит лафетный ствол, смонтированный на вершине стрелы.

К числу оригинальных отечественных технических новинок этого класса пожарных машин следует отнести пожарный пеноподъемник ПП-37, созданный объединением "Пожтехника" на базе гусеничного транспортера МГТ-Т (рис. 5, нижний снимок).

Принцип работы ПП-37 заключается в подъеме стрелы с пеногенераторами, лафетным стволом или установкой УКТП "Пурга" на высоту до 37 м и подаче через подводящую магистраль пеноподъемни-ка раствора пенообразователя или воды.

Управление всеми движениями пеноподъемни-ка осуществляется с выносного пульта с расстояния до 50 м. После оперативного использования он приводится в транспортное положение (убираются опоры и стрела) также с выносного пульта. Это позволяет при необходимости оперативно эвакуировать пеноподъемник с места операции, уменьшая время нахождения водителя-оператора в непосредственной близости от очага пожара.

Модельные ряды. Модельные ряды объектовых ПА строятся по величине их главного параметра, в качестве которого выступает суммарное количество вывозимых огнетушащих веществ. Для тушения пожаров на объектах используются традиционные ОВ: вода, пенообразователь (ПО), раствор AFFF, огнетушащие порошки, газовые составы (преимущественно СО2). Отличаются лишь соотношение вывозимых ОВ и способы их подачи в очаг пожара (табл. 3).

На все рассмотренные ПА могут быть установлены порошковые модули, что расширяет тактические возможности автомобилей и позволяет квалифицировать их как ПА пенопорошкового тушения (см. табл. 3).

За рубежом принята концепция, согласно которой объектовые ПА должны иметь техническую возможность единовременной подачи в зону туше-

РИС.6. Пожарные насосы для комплектации объектовых пожарных автомобилей (фирма Розенбауэр, Австрия). Верхний снимок: малорасходная высоконапорная мотопомпа для комплектации автомобиля быстрого реагирования (подача 38 л/мин, напор 1000 м вод. ст.). Нижний снимок: пожарный насос Я600 для ПА тяжелого класса (подача 6000 л/мин, напор 1000 м вод. ст.)

ния пожара достаточно большого количества ОВ от одной тактической единицы. Это относится, в первую очередь, к ПА для защиты объектов химии и нефтехимии, которые оснащаются насосными установками с подачей до 10 - 12 тыс. л/мин.

Насосы нового поколения, применяемые на объектовых ПА, развивают напор до 17-20 бар (кгс/см2) в области средних подач (до 50% от номинала) и классифицируются фирмами-изготовителями как насосы среднего давления (в отличие от на-

ТАБЛИЦА 3. Обобщенный модельный ряд современных пожарных автомобилей для защиты объектов и их компонентов

Компоненты, параметры Модельные ряды

Вода + пенообразователь, 2000, 3000, 4000, 5000, 6000, суммарный объем, л 8000, 10000, 12000, 15000

Порошковые модули, 500, 750, 1000, 1500, 3000 масса порошка, кг

Насосные установки, 1800, 2400, 3000, 4000,

подача, л/мин 6000, 10000, 12000

Лафетные стволы, 2000, 2400, 3000, 4000,

расход, л/мин 6000, 10000

ТАБЛИЦА 4. Модельный ряд лафетных стволов фирмы 1УЕСО М^кш для установки на пожарные автомобили для защиты объектов

Компоновка, тип ствола

Расход, Дальность струи воды /

л/мин пены / порошка, м

Техническое исполнение

4000

72/65

С постоянным диаметром выходного отверстия, ручным управлением

А1со

1600

60/50

Складной, с ручным управлением

W 1

1600

55/50

С изменяющимся диаметром выходного отверстия, ручным управлением

W 15

2000 4000

72/65

W 12

С дистанционным управлением из кабины, электроуправлением

4000

60/55

С ручным управлением

1М 2

4000

60/55

С ручным управлением и дистанционно с пульта из кабины

1М3

4500 Тройной лафетный ствол (вода / пена

(1600 кг/мин 80/60/40 / порошок) с электроуправлением из

— порошок) кабины

1М 4

6000

75/70 С электроуправлением из кабины

1М 5

1000

(установка на бампере)

45/40

С электроуправлением из кабины

1М 1

сосов "низкого" давления с напором 8-10 бар). Они имеют пологие характеристики, что позволяет обеспечивать устойчивую подачу воды из лафетных стволов в распыленном состоянии при давлении 15 - 17 бар (рис. 6).

Лафетные стволы, устанавливаемые на объектовых ПА, по пропускной способности (расходу) адекватны подаче применяемых насосных установок. Они могут подавать воду или пену в виде сплошной, плоской или распыленной струй. Даль-

ность сплошной водяной струи может достигать 100 м и более, пенной — 70 м. Управление лафетным стволом — ручное (с рабочей площадки на крыше автомобиля) или дистанционное (из кабины водителя или с помощью выносного пульта). В последних моделях ПА применяется беспроводное радиоуправление лафетными стволами.

На некоторых ПА устанавливают "тройной" лафетный ствол (вода + пена + порошок), изготовленный в виде единого блока, с расположением порошкового ствола над пенным. Такую конструкцию имеет лафетный ствол 1М4 фирмы Магирус (расход по воде или раствору ПО — 4500 л/мин, по порошку — 1600 кг/мин) с электроуправлением из кабины. Полный модельный ряд лафетных стволов фирмы Магирус представлен в табл. 4.

На объектовых ПА нового поколения широко используют также встроенные электрогенераторы; их модельный ряд (по величине мощности, кВт) имеет следующий вид: 12; 20; 30; 40; 60; 80

Дополнительные компоненты. Пожарные автомобили нового поколения предназначенные для защиты пожароопасных объектов, могут включать элементы самозащиты от воздействия мощных тепловых потоков. Система самозащиты предполагает применение передних подбамперных насадок для распыления воды по фронту автомобиля, тепловую

защиту колес и топливных баков, расположение рамповых распылителей по верхней периферии ПА.

В качестве опционов в комплектацию объектовых ПА включают световые мачты с прожекторными установками, выносные генераторы мощностью до 8 кВт, синоптические табло, другое оборудование, необходимое потребителю.

РЕЗЮМЕ

Таковы основные тенденции развития современных пожарных автомобилей, предназначенных для защиты пожароопасных объектов. Они воплощены в конкретных конструкциях, в которых реализована идеология нового времени — многофункциональность ПА.

Новая идеология, сформированная под влиянием требований рынка, нашла поддержку у работников пожарной охраны: растущее число предприятий с присутствием риска возникновения пожаров требует применения более функциональных, мощных, надежных и эффективных пожарных машин.

В то же время проведенный анализ делает еще более явной проблему: необходима структурная реконструкция парка объектовых ПА, направленная не только на его обновление, но и на увеличение в нем доли многофункциональных ПА новой генерации, выполненных на уровне современных требований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пожары и пожарная безопасность в 2001 году: Статистический сборник / Под общей ред. Е. А. Серебреникова, А. В. Матюшина. — М.: ВНИИПО, 2000. — 270 с.

2. Типаж пожарных автомобилей на 2001 - 2005 гг.//В кн.: Пожарные автомобили предприятий России: Сборник нормативныхдокументов. Вып. 8. — М.: ВНИИПО, 2000. — С.29 - 118.

3. НПБ 163-97. Пожарная техника. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний.

4. Новый уникальный пожарный полигон // Пожарное дело. 2002. № 8.С.6 - 7.

5. Необходима структурная реконструкция парка объектовых пожарных автомобилей / Ю. С. Кузнецов, Ю. Ф. Яковенко,Н. В. Навценя, К. Ю. Яковенко // Пожарное дело. 2001. № 6. С. 36 - 39.

6. Материалы реферативного журнала ВИНИТИ "Пожарная охрана".

7. Проспектные и информационные материалы фирм-изготовителей пожарных автомобилей.

Поступила в редакцию 03.07.03.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.