Пожарная техника
УДК 614.846
НАСОСНЫЕ УСТАНОВКИ СОВРЕМЕННЫХ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ: МОДЕЛЬНЫЕ РЯДЫ, ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, ПРОБЛЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА
Ю. Ф. Яковенко, К. Ю. Яковенко
Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России
Рассмотрены классификация и параметрические ряды насосных установок современных пожарных автомобилей. Дан анализ особенностей конструкции насосных установок, выпускаемых отечественными предприятиями и ведущими зарубежными фирмами. Приведены структура потребности подразделений пожарной охраны в насосах различных классов и проблемы их производства.
Введение
На рубеже XX и XXI вв. вода оставалась наиболее широко используемым средством тушения пожаров. Это объясняется ее доступностью и высокой эффективностью: вода оказывает охлаждающее действие на очаг горения и локализует пламя, образуя паровое пространство при испарении.
Важным фактором, определяющим эффективность использования воды при тушении пожаров, является способ подачи ее в очаг горения — в виде компактной или распыленной струи.
Компактная струя обладает достаточно большой кинетической энергией, что позволяет доставлять ее на значительные расстояния с помощью соответствующих технических устройств. Однако коэффициент использования воды (той воды, которая затрачивается непосредственно на тушение) довольно низкий, а проливы незадействованной воды являются причиной больших материальных потерь вследствие порчи имущества.
Распыленная струя лишена этих недостатков — эффективность ее использования близка к оптимальной, поскольку капли, образующие достаточно равномерную аэровзвесь, обладают значительно большей площадью испарения.
В то же время кинетической энергии распыленной струи явно недостаточно для преодоления теплового барьера и конвективных потоков от очага пожара, что является лимитирующим фактором при тушении распыленной водой.
Важным параметром, определяющим эффективность тушения, является размер капель. Попытка уменьшить размер капель для повышения интен-
сивности испарения требует существенного увеличения начальной скорости потока, что ведет к заметному повышению сложности и стоимости распылительных устройств.
Многочисленными исследованиями установлено, что оптимальным является размер капель (100 ± 50) мкм, при этом достигается наибольший эффект тушения чистой (без добавок) водой [1]. Для создания таких струй (равно как и сплошных струй для тушения основного массива пожаров) применяется комплекс технических устройств, основным из которых является насосная установка пожарных автомобилей (ПА).
Насосная установка — основной компонент ПА. Если двигатель базового шасси характеризует скоростные свойства ПА в режиме движения на пожар, то насосная установка, ее технический уровень, совершенство конструкции, уровень надежности определяют эффективность ПА при тушении пожара (основной функции, для выполнения которой он, собственно, и предназначен).
Более того, функциональные возможности и техническое исполнение насосной установки определяют место пожарного автомобиля на рынке продаж: уровень совершенства данного компонента и всей гидравлической системы ПА — это лицо фирмы.
Классификация и основные параметры насосных установок
Насосная установка современного ПА — достаточно сложный комплекс узлов и агрегатов. Она включает основной и несколько вспомогательных насосов, системы привода, управления и контроля,
оборудование для транспортирования и подачи ог-нетушащих жидкостей (воды, раствора пенообразователя). Включение в состав установки систем и устройств автоматики еще больше усложняет ее конструкцию.
Весь комплекс оборудования для подачи и транспортирования огнетушащих веществ, размещаемый на ПА, можно представить в виде трех групп [2]:
• насос — собственно насос и все принадлежащие ему коммуникации, обеспечивающие его работу;
• насосный агрегат — совокупность приводного двигателя (двигателя шасси), дополнительной трансмиссии и насоса, включая все системы, обеспечивающие работу только насосного агрегата;
• насосная установка — совокупность насосного агрегата и оборудования для подачи и транспортирования огнетушащих жидкостей. Непосредственно для подачи огнетушащих
жидкостей используется пожарный центробежный насос, требования к которому у нас в стране установлены в НПБ 176-98 [3]. Для подачи водного раствора пенообразователя, обеспечения работы насоса с больших высот всасывания и уборки пролитой воды применяют комбинацию центробежного насоса со струйными: насосом-пеносмесите-лем, насосом-гидроэлеватором, насосом-водоубо-рочным эжектором.
Работоспособность насосной установки во всех случаях определяется параметрами и безотказной работой центробежного насоса (и его привода), который в данном случае является основным, а струйные — вспомогательными насосами.
Пожарный насос, как и насосная установка ПА в целом, является многопараметрическим изделием, номенклатура показателей которого устанавливается национальными нормативными документами. В России для насосов установлена следующая номенклатура показателей [3]:
• номинальная подачи 0ном, л/с;
• напор в номинальном режиме Нном, м вод. ст.;
• потребляемая мощность в номинальном режиме Ком, кВт;
• номинальная частота вращения пном, об./мин;
• коэффициент полезного действия %;
• другие показатели, включая параметры массы, габаритных размеров, показатели вакуумной системы, системы дозирования пенообразователя и т.д.
Классификация пожарных насосов производится по многим классификационным признакам: области применения, компоновке на автомобиле, типу привода, конструктивному исполнению и др.
Давление на выходе из насоса, кгс/см2
РИС.1. Зависимость размера капель воды и эффективности тушения (теплоотдачи) от давления, создаваемого пожарным насосом
Однако определяющими классификационными признаками являются напор (давление на выходе из насоса) и подача насосной установки: первый параметр определяет тип насоса, по второму строятся модельные ряды насосных установок.
Напор насоса характеризует степень диспергирования (распыла) струи: с повышением давления размер капель уменьшается, соответственно повышается огнетушащая эффективность подаваемой на тушение воды (рис. 1).
По имеющимся отечественным и зарубежным данным, оптимум давления находится в пределах (40 ± 5) кгс/см2: именно при таком давлении обеспечивается наилучшее сочетание огнетушащей эффективности струи и сложности высоконапорной насосной установки, включая ее арматуру.
По величине создаваемого давления насосы пожарных автомобилей делятся натри типа [3]:
• нормального давления;
• высокого давления;
• комбинированные.
Насосы нормального давления — одно- или многоступенчатые насосы, обеспечивающие подачу огнетушащих жидкостей при давлении на выходе до 2,0 МПа (20 кгс/см2). Применяются на большинстве автоцистерн общего применения, в том числе объектовых.
Насосы высокого давления — многоступенчатые пожарные насосы, обеспечивающие подачу воды и огнетушащих растворов при давлении на выходе свыше 2,0 МПа (20 кгс/см2) до 5,0 МПа (50 кгс/см2). Применяются в основном на автомобилях первой помощи (АПП) легкого класса (с полной массой до 7,5 т).
Комбинированные насосы — пожарные насосы, состоящие из последовательно соединенных насосов нормального и высокого давления, имеющих общий привод. Применяются преимущественно на городских ПА среднего класса (от 7,5 до 14 т), а также на некоторых типах объектовых ПА.
Пожарная техника
Модельные ряды насосных установок
Во всех странах модельные ряды насосных установок ПА строятся по величине их главного параметра — подачи насосов различных типов (нормального давления, высокого давления и комбинированных).
Модельные ряды отечественных насосных установок нормального и высокого давления определены требованиями НПБ 176-98 (табл. 1).
В комбинированных насосах параметры ступеней при их раздельной работе соответствуют номинальным значениям, а в случае совместной работы ступеней (комбинированный режим) подача ступени нормального давления снижается более чем в 2,5 раза (табл. 2).
За рубежом модельные ряды насосных установок для пожарных автомобилей определяются требованиями национальных нормативных документов. Как правило, эти документы устанавливают минимальные требования к модельным рядам.
ТАБЛИЦА 1. Модельные ряды отечественных насосных установок нормального и высокого давления
Тип насоса
Подача, л/с
Напор, м вод. ст.
20
100
Нормального давления
40
70
100
400
Высокого давления
20
200
* Насосы типа ПН-20/200 устанавливаются на ПА для тушения пожаров в высотных зданиях (ПА "Высота-Н").
ТАБЛИЦА 2. Модельный ряд отечественных комбинированных насосов [3]
Тип насоса
Раздельная работа Совместная работа
Ступень Подача, Напор, Подача, Напор, л/с м вод.ст. л/с м вод.ст.
20/1002/400
Нормально- 20 го давления
100
7,5
100
Высокого давления
400
400
40/1004/400
Нормально- 40 го давления
100
15
100
Высокого давления
400
2*
400
* Возможно обеспечение подачи 4 л/с при использовании приводного двигателя (двигателя шасси) повышенной мощности.
РИС.2. Модельный ряд насосов, выпускаемых фирмой Ziegler (Германия), для установки на объектовые пожарные автомобили. Насосы нормального давления: а — БР 24/8-2Н (3400/120); б — БР 48/8-2Н (5000/80); в — БР 70/10-1Н (8000/120); г — комбинированный насос БР 16/8-1НН (3400/8-250/400)
а
б
в
2
4
г
2
2
4
На практике же ведущие фирмы-изготовители ПА демонстрируют тенденцию к дальнейшему расширению модельных рядов насосных установок в соответствии с пожеланиями заказчиков и совершенствованию их качественного уровня: конкуренция в этом сегменте рынка значительная.
Модельные ряды зарубежных насосных установок имеют две существенные особенности, отличающие их от модельных рядов аналогичной российской продукции:
• все насосы за рубежом классифицируются на две подгруппы — для городских (или муниципальных) ПА с подачей до 2400 л/мин и для объектовых ПА с подачей от 3000 до 10000 л/мин. (Примечание. В зарубежных нормативных документах подача приводится не в л/с, как в России, а в л/мин — такова международная практика);
• комбинированные насосы со ступенью высокого давления выпускаются не только для городских, но и для объектовых ПА (с подачей ступени нормального давления до 5000 л/мин). Для привода таких насосов требуются шасси с двигателем повышенной мощности (от 230 кВт и выше) [4]. Техническое исполнение насосов, выпускаемых фирмой 21е§1ег (Германия) для объектовых ПА, показано на рис. 2.
Модельные ряды насосных установок, выпускаемых рядом зарубежных фирм, представлены в табл. 3.
Характерно, что на подавляющем большинстве моделей автоцистерн (более 80%), выпускаемых американской фирмой Баг1еу (см. табл. 3), установлены мощные насосы с подачей 1500 гал/мин (95 л/с). Таковы особенности национальной концепции оперативного использования ПА в США [4].
Приведенные в табл. 1-3 значения номинальных подач должны обеспечиваться при геометрической высоте всасывания 3,0-3,5 м. При максимальной высоте всасывания (как правило, 7,0-7,5 м) подача у большинства насосов снижается на 40-50% (у отечественных насосов согласно [3] на
50% при номинальном напоре). Это снижение объясняется как кавитационными свойствами их рабочих органов, так и гидравлическим сопротивлением всасывающих линий.
Достаточно представительна номенклатура комбинированных насосов зарубежных производителей. Модельные ряды насосов таких двух известных фирм, как Ма§1гш (Германия) и Яо8епЪаиег (Австрия), имеют следующий вид (подача, л/мин / напор, м вод. ст.):
Magirus
Rosenbauer
2000/80 - 200/400 2000/80 - 400/400 3200/80 - 400/400 4500/80 - 300/400
1200/100-250/400 2400/100 - 200...400/400 3000/100 - 250...400/400 4000/100 - 250.300/400 5000/80 - 250.400/400
В последнее время модельные ряды зарубежных ПА претерпевают изменения в сторону большего единообразия. Связано это с тем, что с 2000 г. введены европейские нормы БЫ 1846 "Транспортные средства пожарной охраны", определяющие единые требования к ПА, выпускаемым в странах Евросоюза. Часть 3 данного нормативного документа устанавливает требования к встроенному оборудованию ПА, в том числе к насосным установкам [5].
В табл. 4 представлен новый модельный ряд насосных установок фирмы Ма§1гш, гармонизированный с БЫ 1846.
Следует отметить, что евронормы распространяются на параметры насосных установок и не затрагивают их конструкцию. Это позволяет изготовителям использовать апробированные на практике технические решения. В частности, фирмой Ма§ь гш в насосах нового модельного ряда, производство которых уже начато, сохранена автоматическая система удаления воздуха РптаИс, хорошо зареко-
ТАБЛИЦА 4. Модельный ряд насосных установок фирмы Magiгus (Германия), гармонизированный с евронормами БЫ 1846
ТАБЛИЦА 3. Модельные ряды насосных установок зарубежных фирм (насосы нормального давления) Тип насоса Число ступеней Подача, л/с Напор, м вод. ст.
Фирма, страна Модельный ряд, подача, л/мин / напор, м вод. ст. Насосы нормального давления
Magirus, Германия 850/100, 2700/100, 3600/100, 4500/100, 6000/100 EFPN120 2 1500 100
EFPN 230 2 3000 100
Rosenbauer, 1600/80, 2400/100, 3000/80, EFPN 350 2 4000 100
Австрия 5000/100, 6000/100 EFPN 700 2 10000 100
Sides, Франция 500/100, 750/100, 1000/100, 1500/150, 2000/150, 5000/120, 6500/120, 10000/100 Насосы высокого давления
Darley, США 1900/100, 2900/100, 3900/100, 4700/100, 5700/100 EFPN 120 2 250 400
EFPN 230/EFPN 350 2 400 400
мендовавшая себя в эксплуатации, в том числе и в нашей стране. Ранее партия насосов этой фирмы была закуплена для пожарной охраны г. Москвы.
Особенности конструкции и системы автоматики насосных установок
Рассмотрим особенности конструкции и технического исполнения всех компонентов, определяющих понятие "насосная установка пожарного автомобиля".
Привод насоса. Для привода насоса преимущественно используют энергию штатного двигателя базового шасси. Поэтому ПА имеют две трансмиссии: основную и дополнительную, состоящую из коробки отбора мощности и карданной передачи (иногда еще и редуктора).
Некоторая часть ПА (преимущественно с мощными насосами) снабжена мотор-насосными агрегатами, имеющими автономный двигатель.
Дополнительные трансмиссии современных ПА весьма разнообразны по конструкции, зависящей от компоновки (размещения) насоса на шасси, количества потребителей мощности и других факторов.
Существуют три варианта размещения насосной установки на ПА — переднее, среднее и заднее.
Переднее расположение применяют редко -в основном в странах с теплым климатом, поскольку существуют проблемы с утеплением насоса при отрицательных температурах воздуха.
Среднее расположение насоса используют в США, Канаде, Японии, а также на некоторых моделях отечественных ПА, предназначенных для эксплуатации в условиях холодного климата (рис. 3). При такой компоновке насос устанавливают в салоне боевого расчета, тем самым обеспечивая его оптимальный тепловой режим в зимнее время (в холодных и умеренно холодных климатических районах). Всасывающие и напорные патрубки выводят на оба борта, реже — в заднюю часть ПА.
Большинство насосов среднего расположения, выпускаемых в США и Канаде, объединено в один блок с коробкой отбора мощности, которую устанавливают под кабиной и соединяют карданными валами с коробкой передач и задним мостом.
Основной недостаток насосов среднего расположения — сокращение числа мест для боевого расчета в салоне и нарушение требований пассивной (послеаварийной) безопасности личного состава.
Заднее расположение насоса применяют в странах Европы, а также на большинстве отечественных ПА. При этом насос с коммуникациями и приборами размещают в изолированном отапливаемом отсеке и соединяют карданной передачей с коробкой отбора мощности. Такая схема имеет ряд компоновочных преимуществ (сокращение длины во-
а
РИС.3. Варианты размещения серийного пожарного насоса ПН-40УВ на отечественных пожарных автоцистернах: а — заднее размещение в насосном отсеке; б—среднее размещение в салоне боевого расчета
допенных коммуникаций, удобство доступа для ремонта и обслуживания и т.п.). Однако ей присущи и некоторые недостатки (значительная длина карданной передачи, необходимость введения системы дистанционного управления двигателем и дублирующих указателей контрольных приборов, увеличение высоты центра тяжести машины).
Таким образом, выбор схемы расположения и конструкция насоса влияют не только на привод насосной установки, но и на общую компоновку ПА.
Пожарные насосы. Пожарные насосы нормального давления выполняют одно- или двухступенчатыми. Одноступенчатые насосы проще и дешевле, но имеют несколько большие габариты. В качестве отводящих устройств используют преимущественно направляющие аппараты, реже — спиральные отводы. Основные виды подвода: осевой — для насосов заднего расположения, осевой и кольцевой — для насосов среднего расположения. В соответствии с требованиями [3] в подводе (всасывающем патрубке) насоса устанавливается фильтр, размеры отверстий которого должны быть меньше ширины рабочего колеса насоса.
пожаровзрывобезопасность 2'2004
а
Ч > ЗИ^А
-1
РИС.4. Насосы нормального давления, устанавливаемые на российские пожарные автомобили: а — насос ПН-40УВ (40/100); начало серийного производства — 60-е годы прошлого века; изготовитель — ОАО "Ливненский завод противопожарного оборудования"; б — насос НЦП-40/100; год освоения производства — 2001; изготовитель — Варгашин-ский завод ППСО; в — насос БР-8/8-2Н (1800/80) фирмы Ziegler, Германия; устанавливается на ПА, выпускаемых ОАО "Пожтехника"; г — импортный насос N-40 (4000/100); изготовитель — фирма ЯовепЪаиег, Австрия; устанавливается на ПА, выпускаемых ПО "Берег"
Корпусные детали и рабочие колеса большинства насосов нормального давления изготавливают из алюминиевых сплавов (по особому заказу — из бронзы), насосные валы — из нержавеющей, кислотостойкой стали.
Основные типы запорных устройств — винтовые задвижки различных конструкций и шаровые краны. Широко используются также напорные задвижки с падающим клапаном тарельчатого типа. При срыве водяного столба такой клапан под действием пружины закрывается и герметизирует внутреннюю полость насоса на время повторного забора воды.
Техническое исполнение насосов нормального давления, применяемых на отечественных ПА, представлено на рис. 4: разница в качестве отечественных и зарубежного насосов очевидна. Прежде всего, эта разница касается 40-литровых насосов 40/100, которыми оснащен практически весь парк ПА России.
Хотя повод для оптимизма есть. На рис. 5 показаны высоконапорные центробежные насосы нового поколения, производство которых освоено ЗАО
"Пожгидравлика": уровень технического исполнения этих насосов приближен к европейскому.
Высоконапорные насосы (насосы высокого давления — НВД) имеют 2-4 ступени (2 ступени — при использовании их в составе комбинированного насоса). В конструкции таких насосов обязательно предусматривают устройства для их охлаждения, обеспечивающие при нулевой подаче переток жидкости. Например, комбинированный пожарный насос нового поколения НЦПК-40/100-4/400, выпускаемый ЗАО "Пожгидравлика", снабжен бай-пасным клапаном и встроенной системой охлаждения редуктора, которая обеспечивает возможность продолжительной работы на любых режимах (в том числе при нулевой подаче).
Приводной редуктор современных комбинированных насосов (обеспечивающий повышение числа оборотов приводного вала ступени высокого давления в 2,0-2,5 раза) имеет, как правило, большой набор шестерен, обеспечивающих оптимальную адаптацию к различным входным показателям и входным числам оборотов.
Корпусы высоконапорных и комбинированных насосов выполняют, как правило, составными с
РИС.5. Высоконапорные пожарные насосы нового поколения, выпускаемые ЗАО "Пожгидравлика" (Россия): а — насос НЦПВ-4/400 для комплектации автомобилей первой помощи (АПП); б — насос НЦПВ-20/200 для комплектации пожарных автомобилей, предназначенных для тушения пожаров в зданиях повышенной этажности
разъемами в плоскости, перпендикулярной их продольной оси. Стыки уплотняются резиновыми кольцами круглого сечения, которые обеспечивают полную герметичность в широком диапазоне давлений.
Вакуумные системы. Вакуумные системы обеспечивают заполнение водой пожарного насоса и всасывающего трубопровода перед пуском. Основным агрегатом этих систем является вакуум-аппарат. На современных ПА применяют вакуум-аппараты нескольких типов.
На отечественных пожарных автомобилях используются в основном вакуум-аппараты, работающие от выхлопных газов двигателя (газоструйные аппараты). Они имеют простую конструкцию, невосприимчивы к загрязненной воде и отрицательным температурам, в них отсутствуют изнашивающиеся части. Основной недостаток — низкая дол-
РИС.б. Автоматические системы забора воды современных насосных установок: а — система Primatic фирмы Magirus для насосов серии Eurofire нового поколения; б—автономная вакуумная система водозаполнения с электроприводом АВС-01Э (ЗАО "Пожгидравлика", Россия)
говечность, а также возникновение противодавления в выхлопной системе. Газоструйные аппараты относятся специалистами к числу морально устаревших.
На современных зарубежных ПА используют автоматические системы заполнения. В них в качестве вакуумных агрегатов применяют поршневые, водокольцевые, шиберные, мембранные насосы — у каждой фирмы свои традиции. Включение и выключение вакуумной системы может производиться как оператором, так и в автоматическом режиме, например в зависимости от наличия или
а
а
б
отсутствия избыточного давления в напорной полости пожарного насоса (см. пример автоматической системы Рпшайс с мембранным насосом на рис. 6).
Автоматическое управление системой обеспечивает заполнение основного насоса не только в первоначальный момент, но и во время его работы (при срыве столба воды) в случае резкого изменения нагрузки. Оно позволяет также отсасывать воздушные мешки во всасывающей линии при неблагоприятных условиях ее прокладки.
В последние годы автоматическая вакуумная система АВС-01Э, созданная ЗАО "Пожгидравли-ка", появилась и у нас в стране. Это автономная система с электроприводом, работающая от бортовой электросети ПА. В ее состав входят шиберный электронасос, блок управления, вакуумный электроклапан, датчик заполнения (см. рис. 6).
Система АВС-01Э весьма эффективна: забор воды с высоты всасывания 7,5 м осуществляется за 30-35 с.
Системы автоматики. В рекламных и про-спектных материалах ведущих европейских фирм — производителей пожарных машин неизменно подчеркивается, что предлагаемые потребителю ПА оснащены автоматическими насосными установками.
В таких насосных установках автоматизируются практически все системы: управление двигателем, забором воды, дозированием пенообразователя, запорными органами водопенных коммуникаций. ПА оборудуют системами, которые позволяют с рабочего места ствольщика контролировать и регулировать давление на выходе из насоса, а также открывать и закрывать задвижки для подачи воды и раствора пенообразователя.
Для выполнения в автоматическом режиме этих операций используют электропневматические системы с электрическими цепями управления и силовыми пневмоцилиндрами, а также другие системы.
Пульт управления, который представляет собой достаточно сложное техническое устройство, располагают в насосном отсеке (рис. 7), а в случае необходимости дублируют на основании лафетного ствола. На нем размещают манометры для контроля давления в системе, кнопки управления, контрольные лампы, устройства для регулирования подачи топлива в двигатель и другие элементы управления.
Объем журнальной статьи не позволяет подробно описать принципы работы всех автоматических систем. Достаточно сказать, что они реально существуют, конструктивное исполнение их разнообразно, надежность и эффективность подтверждены практикой. Эти системы существенно повышают оперативность использования ПА, и сегодня без
РИС.7. Комбинированный насос Ж 30 (3000/100-400/400) фирмы К^епЬаиег, Австрия: а — общая компоновка (вид со стороны привода); б—пульт управления (в насосном отсеке)
них невозможно представить современные пожарные машины. Подчеркнем, зарубежные пожарные машины, поскольку отечественные производители ПА проблему автоматизации работы насосной установки не считают актуальной.
Потребность и проблемы производства насосных установок
В середине 80-х гг. в СССР производилось около 6,5 тыс. основных ПА, из них свыше 6 тыс. — пожарных автоцистерн (95% штатной положен-ности).
К началу 90-х гг. парк ПА в стране представлял собой монофункциональную систему, на 90% со-
а
6
стоявшую из автоцистерн АЦ-40: именно так (по величине подачи насоса в л/с) строилось обозначение АЦ. "Суперунифицированный" насос ПН-40 (который к началу нового века получил "статус" ПН-40УВ) ставился на все типы шасси — легкие (ГАЗ), средние (ЗИЛ), тяжелые (Урал, КамАЗ).
В 2003 г. уже более десяти российских фирм и компаний производили обширную, на первый взгляд, номенклатуру пожарных АЦ: к этому времени в соответствии с требованиями НПБ 163-97 [6] обозначение автоцистерн строилось по величине главного параметра — объема цистерны, м3, а подача насоса стала вторым параметром.
Кажущееся многообразие производимых АЦ имеет одну большую проблему: подавляющее большинство из них оснащено насосами ПН-40УВ, которые более чем за 40 лет производства не претерпели существенных качественных изменений.
Такая ситуация не отражает фактической потребности пожарной охраны в типоразмерных моделях ПА. Модельный ряд ПА, определенный типажом на 2001-2005 гг. [7], предусматривает создание автоцистерн легкого, среднего и тяжелого классов с насосами, имеющими подачу от 20 до 80 л/с (а для некоторых типов ПА —100 л/с), а также с комбинированными насосами.
Мониторинг региональных подразделений пожарной охраны, проведенный при разработке типажа [7], показывает, что свыше 20% пожарных АЦ целесообразно оснащать комбинированными насосами, преимущественно НЦКП-40/100-4/400 (85%). Что касается насосов нормального давления, то лишь 66% из них должны иметь подачу 40 л/с, а около 30% — от 60 до 80 л/с (рис. 8).
Что же заставляет производителей оснащать выпускаемые ими ПА устаревшими насосами?
Мотивация понятна: он дешевле своих аналогов, зарубежных и отечественных (выпускаемых ЗАО "Пожгидравлика"). Хотя все специалисты пожарной охраны признают, что применение 40-литрового насоса на тяжелых АЦ неэффективно, поскольку он не обеспечивает требуемой интенсивности подачи при тушении пожаров на объектах, для чего, собственно, и предназначены тяжелые АЦ.
Между тем в связи с интеграцией ГПС в систему МЧС России в стране остро стоит проблема структурной реконструкции парка ПА. При этом необходимо решить две проблемы.
Во-первых, для реструктуризации пожарной охране требуются соответствующие финансовые ресурсы. Проведенный МЧС анализ показал, что в 2004-2005 гг. подразделениям ГПС необходимо закупить пожарно-технической продукции на 10,34 млрд руб., в связи с чем совместно с Минфином проводится работа по изысканию дополнительных финансовых ресурсов [8].
Распределение потребности, %
Типы насосов
77%
22%
1%
Насосы нормального давления
66%
5%
18%
11%
Комбинированные
85%
15%
РИС.8. Распределение потребности пожарной охраны в насосах нормального давления (НЦПН), высокого давления (НЦПВ) и комбинированных (НЦПК): 1 — НЦПН; 2 — НЦПК; 3 — НЦПВ; 4 — НЦПН-20/100; 5 — НЦПН-40/100; 6 — НЦПН-60/100; 7 — НЦПН-80/100; 8 — НЦПК-40/100-2/400; 9 — НЦПК-40/100-4/400
Во-вторых, при наличии требуемых ресурсов парк необходимо реконструировать в соответствии с мировым уровнем, для чего потребуется соответствующий научно-технический задел, в значительной степени утерянный, и производственно-технологический потенциал, пока (применительно к насосной группе) явно недостаточный.
Исходя из изложенного, можно утверждать, что применение на большинстве выпускаемых моделей АЦ устаревшего, хотя и более дешевого насоса ПН-40УВ — это тупиковый путь, который не позволит решить проблему качественной реконструкции парка ПА. Он базируется на монопольном положении основного производителя пожарных насосов в стране: когда один монополист покрывает потребность рынка по более низкой цене, он тем самым вынуждает производителя более высококачественной продукции уйти с рынка. Рассматриваемая ситуация подтверждает эту истину.
Известный специалист в области управления качеством продукции Э. Деминг в своей знаменитой книге "Выход из кризиса" сформулировал 14 принципов теории менеджмента качества. Один из основных принципов гласит: "Покончите с практикой закупок по самой дешевой цене и выбора ваших поставщиков только на основе цены на их продукцию. Вместо этого, наряду с ценой, требуйте серьезных подтверждений ее качества" [9].
За рубежом эта проблема давно решена: там объектом конкуренции является качество продукции, а не ее стоимость. В России же проблемы закупок, отношений с поставщиками имеют другой характер: крайне редко потребители вводят в конт-
насосы
3
4
6
8
9
5
7
ракты полноценные требования к качеству закупаемой продукции и тем самым не могут воздействовать на поставщиков-монополистов.
Между тем уровень совершенства насосной установки — это лицо ПА, определяющее его функциональность, общий технический уровень и конкурентоспособность. Понимая это, все ведущие мировые производители ПА в качестве насосных установок используют исключительно изделия собственного производства, постоянно расширяя их модельные ряды, совершенствуя конструкцию и повышая надежность.
Россия пока в стороне от этого процесса. Проведенный анализ позволяет сделать важный вывод: ниша полномасштабного производства пожарных насосов нового поколения еще не занята. Кто ее займет, должно показать уже ближайшее будущее: современные насосные установки относятся к числу островостребованных компонентов при реструктуризации ПА. Не исключено, что будет организовано производство необходимого модельного ряда насосов с использованием зарубежных комплектующих. Это может стать одним из кратчайших путей к решению проблемы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Цариченко С. Г. Тонкораспыленная вода как способ повышения эффективности пожаротушения // Пожарно-спасательные средства на современном этапе развития ГПС МЧС России: Материалы науч.-практ. конф. — М.: ВНИИПО, 2002. — С. 12-13.
2. Эксплуатация пожарной техники: Справочник/ Ю. Ф. Яковенко,А. И. Зайцев, Л. М. Кузнецов и др. — М.: Стройиздат, 1991. —415 с.
3. НПБ 176-98. Техника пожарная. Насосы центробежные пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний.
4. Пивоваров В. В., Яковенко Ю. Ф. Целевая классификация, модельные ряды и базовые параметры современных пожарных автомобилей // Пожарная безопасность. 2003. № 5. С. 76-82.
5. Пивоваров В. В., Яковенко Ю. Ф. Пожарные машины специального назначения // Пожарное дело. 2003. № 10. С. 38-41.
6. НПБ 163-97. Пожарная техника. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний.
7. Пожарные автомобили предприятий России: Сб. нормативных документов. Вып. 8. — М.: ВНИИПО, 2000. — 346 с.
8. Воробьев Ю. Л. Объединение открыло новые возможности // Пожарное дело. 2004. № 1. С. 2-4.
9. Лапидус В. А. Конфликт с постсоветским менеджментом на типичном российском предприятии // Методы менеджмента качества. 2000. Февраль. С. 3-9.
Поступила в редакцию 19.02.04.