Научная статья на тему 'Тенденции развития современных пожарных автомобилей пенного тушения'

Тенденции развития современных пожарных автомобилей пенного тушения Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
438
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Ю. Ф. Яковенко, К. Ю. Яковенко

Рассмотрены технические проблемы, связанные с тушением пожаров на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся жидкостей и газов. Дан анализ тенденций развития мобильных технических средств тушения пожаров на таких объектах. Проведено обсуждение прогрессивных технических решений, реализованных в современных отечественных и зарубежных автомобилях пенного тушения и их модификациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends of Development of Up-To-Date Fire Fighting Automobiles Equipped with Foam Extinguishing Systems

The technical problems related to fire extinguishing at objects of production, processing and storage of easy flammable liquids and gases have been examined. The trends of development of mobile technical means designed for fire extinguishing at such objects have been analysed. The latest technical solutions implemented in modem domestic and foreign automobiles equipped with foam extinguishing systems as well as in their modifications have been discussed.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития современных пожарных автомобилей пенного тушения»

Пожарная техника

УДК 614.846

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

ПЕННОГО ТУШЕНИЯ

Ю. Ф. Яковенко, К. Ю. Яковенко

ФГУ Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России

Рассмотрены технические проблемы, связанные с тушением пожаров на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся жидкостей и газов. Дан анализ тенденций развития мобильных технических средств тушения пожаров на таких объектах. Проведено обсуждение прогрессивных технических решений, реализованных в современных отечественных и зарубежных автомобилях пенного тушения и их модификациях.

Проблема

Пожары на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся (ЛВЖ) и горючих (ГЖ) жидкостей и газов имеют свои характерные особенности, отличающие их от пожаров на других объектах. Такие пожары развиваются очень быстро, для их тушения требуется сосредоточение значительных сил и средств. Но главное — необходимы специальные технические средства тушения, обеспечивающие единовременную подачу большого количества огнетушащих веществ (ОВ) в зону горения. Применение обычных городских автоцистерн (АЦ) среднего класса при тушении пожаров ЛВЖ и ГЖ оказывается малоэффективным: они не обеспечивают необходимой интенсивности подачи ОВ.

Пожары могут возникать в процессе бурения и эксплуатации нефтяных и газовых скважин (пожары фонтанов), при транспортировке нефти и газа, в процессе их переработки на технологических установках, при хранении в резервуарах и других емкостях.

На пожарах можно встретиться с горением жидкостей и газов следующих видов [1]:

• факельное горение жидкостей и газов, выходящих под давлением в виде струй;

• горение жидкостей на свободной неподвижной поверхности в резервуарах и других емкостях при полностью или частично вскрывшейся крыше этих емкостей;

• горение движущейся жидкости, в том числе стекающей по поверхности технологического оборудования;

• одновременное горение жидкостей и газов всех указанных видов, сопровождающееся в некото-

рых случаях взрывами паровоздушных смесей, а также технологических аппаратов, вскипанием и выбросами нефтепродуктов. В соответствии с основными положениями тактики пожаротушения [1, 2], при ликвидации горения жидкостей и газов, как правило, сочетают подачу пены (или других специальных средств тушения — порошка, газоводяных и газовых струй и т.п.) с одновременным введением:

• водяных стволов с компактными или распыленными струями для охлаждения конструкций, технологических аппаратов и коммуникаций;

• водяных струй в горящий факел для снижения интенсивности его излучения;

• водяных стволов для смыва горящей жидкости или ликвидации факельного горения в местах выхода струй пара или газа из аппаратов, емкостей и трубопроводов.

Эти особенности тушения определяют концептуальные требования к современным автомобилям пенного тушения (АПТ), применяемым для защиты объектов. Заключаются эти требования в обеспечении возможности подачи в единовременном режиме средств тушения и охлаждения от одной тактической единицы.

Речь идет о применении многофункциональных АПТ, в которых определяющей является подача пены, остальные функции — вспомогательные, усиливающие эффект тушения. Это автомобили водопенного, пенопорошкового, водопенопорош-кового тушения. Их конструкция существенно сложнее конструкции монофункциональных автомобилей пенного тушения.

Строго говоря, к АПТ могут быть отнесены все автоцистерны, имеющие пенные баки с запасом пе-

нообразователя, как правило не превышающим 6% от количества вывозимой воды. Это своеобразные пенные огнетушители, рассчитанные на подачу незначительного количества пены для решения частных задач.

Подобный автомобиль выпускался в советское время (с 1974 г.) Торжокским ПО "Противопожарная техника" под маркой АВ-40 (375Н), которая расшифровывалась как "автомобиль воздушнопен-ного тушения с насосом с подачей 40 л/с". Как и на обычной АЦ подобного класса, на нем вывозилось 4000 л раствора пенообразователя (ПО) и 240 л пенообразователя (в пенобаке); от автоцистерны его отличало лишь введение в комплектацию ручного разборного пеноподъемника высотой 13,2 м, который необходимо было собирать уже на месте пожара.

Как это ни покажется странным, подобные автомобили продолжают выпускать и в начале наступившего века: это АВ-40 на шасси Урал 5557 (вывозит 5300 л пенообразователя, насос ПН-40УВ) и АВ-40 на шасси КамАЗ 53215 (7500 л ПО, насос также ПН-40УВ).

Указанные выше автомобили, собственно, и составляют весь парк автомобилей пенного тушения, состоящих на вооружении пожарной охраны страны; о структуре такого парка говорить не приходится — она абсолютно однородна по качественному составу.

Количественный состав и возрастная структура парка

Потребность в автомобилях пенного тушения относительно невелика: количество утвержденных по штату АПТ составляет около 2,5 % от количества автоцистерн, в абсолютных единицах — 377 автомобилей. Кроме того, согласно штатной положен-ности, на вооружении должно находиться 14 автомобилей пенопорошкового тушения и 47 пено-подъемников.

Фактическое состояние парка далеко от оптимального, что следует из представленных в табл. 1 данных.

Из представленных в табл. 1 данных следует, что даже простое восполнение количественного состава парка до утвержденных значений потребует времени и значительных финансовых ресурсов.

Однако это будет решение лишь части проблемы: для качественной реконструкции парка потребуется создание полного модельного ряда АПТ, соответствующего действующему типажу [3].

Более того, потребности пожарной охраны в ПА новой генерации меняются столь стремительно, что отдельные положения Типажа устаревают еще до его реализации. Так, мониторинг объектовых подразделений пожарной охраны, проведенный

ТАБЛИЦА 1. Оснащенность подразделений ГПС пенными и пенопорошковыми пожарными автомобилями (ПА)

Показатели Пенные Пенопорош- Пено-

оснащенности ПА ковые ПА подъемники

Утверждено по 377 14 47

штату, шт.

Наличие, шт. 197 3 13

Подлежит списа- 118 1 10

нию, шт.

Некомплект, шт. 180 11 34

Оснащенность, % 52,3 21,4 27,7

Оснащенность с 21,0 14,3 6,4

учетом списания, %

ВНИИПО, показывает, что наиболее востребованными автомобилями пенного тушения являются модели с цистерной вместимостью 6-10 м3, оснащенные насосными установками с подачей 60 - 80 л/с, генератором мощностью 4-6 кВт, с утеплением салона, насосного отсека и подогревом воды и пенообразователя [4]. Выпуск таких моделей в Типаже даже не предусмотрен.

Среднесрочный прогноз потребности пожарной охраны в автомобилях пенного тушения, полученной по результатам мониторинга, представлен на рис. 1. Основной проблемой при реализации этого прогноза (помимо экономической составляющей) является создание модельного ряда насосных установок с подачей от 60 от 100 л/с и автоматической системой пеносмешения. Работы в этом направлении проводятся.

Пенные ПА (АПТ) Пенопорошковые ПА (АКТ)

Общ 104 ед ая потр 41 ед еб . ность 107 е, 11 40 д. '0 ед. 48 ед. Общая потребность 65 ед. от 38 ед. 27 ед.

4,0 5,0 6,3 8,0 Модельный ряд пенообразователь (раствор), м3 1,0/1000 2,0/1000 Модельный ряд пенообразователь, м3/ порошок, кг

РИС.1. Среднесрочный прогноз потребности пожарной охраны в автомобилях пенного и пенопорошкового тушения на период до 2006 г.

Модельные ряды АПТ

Как уже отмечалось, модельный ряд отечественных автомобилей пенного тушения представлен лишь двумя моделями, причем с одним типом насоса — 40-литровым ПН-40УВ, унаследованным еще с середины прошлого века.

Трудно объяснить эту ситуацию. Россия, крупнейшая нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая страна мира, не выпускает в требуемом количестве и на должном техническом уровне ПА, способные защищать от пожаров ее национальное достояние.

Возможно, причина кроется в отсутствии спроса (пожарная охрана привыкла довольствоваться тем, что предлагает ей производитель), но можно также считать, что спроса нет, потому что нет предложения.

Маркетинговых исследований по данной проблеме никто не проводил, а информационная база, знакомящая потребителей с мировыми тенденциями по данной проблеме, чрезвычайно скудна.

Постараемся частично восполнить этот пробел.

Крупнейшими в Европе производителями пожарных автомобилей для промышленных объектов (for industrial fire brigades) являются фирмы Сидес (Франция), Розенбауэр (Австрия), Камива (Франция). Они предлагают потребителям самые полные модельные ряды таких ПА. Пример наиболее системных модельных рядов фирмы Сидес представлен в табл. 2.

Из всей гаммы выпускаемых фирмой Сидес объектовых ПА лишь 3 модели можно отнести к чисто пенным (монофункциональным): они могут обеспечить подачу пены только при совместной работе с насосной станцией. Остальные модели более функциональны: они обеспечивают подачу водяной, пенной и порошковой струй за счет привезенных средств и являются, таким образом, ПА "первой атаки".

ТАБЛИЦА 2. Модельные ряды автомобилей пенного, водо-пенного, пенопорошкового и водопенопорошкового тушения фирмы Сидес, Франция

Типы пожарных автомобилей Пенные (пенообразователь, м3) 4,0; 6,0; 10,0 Водопенные (вода, м3 + пенообразователь, м3)

_2,0 + 2,0; 3,0 + 3,0; 5,0 + 5,0_

Пенопорошковые (пенообразователь, м3 + порошок, кг)

ТАБЛИЦА 3. Модельные ряды автомобилей пенного и пенопорошкового тушения фирм Камива и Розенбауэр

Фирма Камива, Франция Фирма Розенбауэр, Австрия

Автомобили пенного и водопенного тушения (вода, м3 + ПО, м3)

0 + 8; 3 + 3; 4+ 2; 4 + 3; 0 + 10; 6 + 2; 6,75 + 4,25 1 +2 (съемный кузов);

1+4; 5,5 + 0,5 (ствол-мачта); 8+2; 4 +8

Автомобили водопенопорошкового тушения (вода, м3 + ПО, м3 + порошок, кг)

0 + 1 + 750 + 750 AFFF;

0 + 6 + 2x500; 0 + 2 + 3000; 2 + 0,5 + 2x500; 4,5 + 1,5 +2x500; 5+4 + 2x500

2,5 + 1,5 + 500; 2 + 3 +750; 6,5 + 1,5 + 1500;

5 + 5 + 1000;

4 + 4 + 3000 + 300 кг СО2;

6 + 3 + 3000

30; 35; 37 (на колесном и гусеничном ходу); 50

Характерной особенностью водопенных ПА является наличие на них двух емкостей — для воды и пенообразователя (иногда — в одном блоке), а также двух лафетных стволов (спаренных или комбинированных). На автомобилях водопенопорошкового тушения к вышеперечисленному добавляются порошковая емкость и лафетный порошковый ствол.

Менее систематизированы модельные ряды АПТ фирм Камива и Розенбауэр: очевидно, они формировались с учетом требований (или пожеланий) заказчиков (табл. 3).

Как следует из табл. 3, эти фирмы включили в свои модельные ряды ПА многокомпонентного тушения: вода + пена + порошок + СО2 или раствор АРРБ ("легкая вода") с еще более широким спектром функционального применения.

К особому классу машин пенного тушения следует отнести пеноподъемники. Последние модели этих ПА имеют все функции АПТ: на них устанавливают емкости для воды и пенообразователя, мощные насосные агрегаты, высотную стрелу-пено-подъемник (которая может выполнять функции спасательной установки) с монитором, имеющим дистанционное управление. Концептуальный подход к созданию таких ПА рассмотрен в работе [4].

Наиболее полный модельный ряд пожарных пе-ноподъемников выпускает Торжокское ОАО "Пож-техника", Россия (рис. 2). Он представлен моделями с высотой подъема, м:

4,0 + 1000; 6,0 + 1000; 10,0 + 1000

Водопенопорошковые (вода, м3 + пенообразователь, м3 + порошок, кг)

2,0 + 2,0+ 1000; 3,0 + 3,0+ 1000; 5,0 + 5,0 + 1000

Пеноподъемники на колесных шасси выпускают также некоторые европейские фирмы, в частности Магирус (Германия) и Розенбауэр (Австрия).

РИС.2. Модельный ряд пожарных пеноподъемников, выпускаемых ОАО "Пожтехника", Россия

Компоновочные схемы

Компоновка АПТ определяется рядом факторов:

• оптимальным размещением цистерн для огне-тушащих агентов на раме шасси;

• расположением насосной установки (среднее, заднее);

• численностью личного состава;

• другими факторами.

Автомобили пенного тушения относятся, как правило, к тяжелому классу (с полной массой более 14 т), поэтому создаются они на длинобазных шасси. Это связано с необходимостью рационального использования грузоподъемности шасси при одновременном соблюдении установленных для данного шасси нагрузок по осям.

Существуют модификации АПТ с боевым расчетом как 3(1 +2), так и6(1 +5) человек; в каждом случае оптимальную численность личного состава определяет потребитель, исходя из тактических соображений.

При выборе шасси предпочтение отдается компоновке с кабиной над двигателем, хотя возможны исключения (рис. 3). Размещение кабины над двигателем создает более благоприятные условия для нормативного распределения межосевых нагрузок.

Другие компоновочные решения, особенно на отечественных автомобилях воздушнопенного тушения (серии АВ), в основном повторяют соответствующие решения, использованные на автоцистернах.

На зарубежных АПТ острохарактерным элементом является мощный лафетный ствол (или комбинация таких стволов), размещаемый на крыше кузова, имеющей в этом случае обязательное защитное ограждение (рис. 3, нижний ряд). АПТ с такими стволами становятся узнаваемыми.

Оригинальной компоновкой отличается универсальный автомобиль пенопорошкового тушения PTLF 60/40/40/30 c многокомпонентным огне-тушащим агентом (вода + пена + порошок + СО2), созданный фирмой Розенбауэр (Австрия) на шасси Mercedes MB 3535 (8 х 4) с передней кабиной (рис. 4). Передняя кабина, сдвинутая вперед по сравнению с компоновкой "кабина над двигателем", создала благоприятные условия для оптимального размещения многочисленного оборудования на этом автомобиле: помимо емкостей для огнетушащих агентов на нем вывозится электрогенератор мощностью 9 кВт, 4 прожектора по 1000 Вт, порошковые, углекислотные и водопенные катушки и т.д.

Боевой расчет этого ПА (6 человек) размещен в кабине водителя (1 + 1) и средней модульной кабине (4 человека). Машина оснащена мощным насосным агрегатом (подача 6000 л/мин при напоре 100 м вод. ст.), тремя лафетными стволами с расходами 5000 и 2400 л/мин (пенный и водяной) и 2400 кг/мин (порошковый).

Этот автомобиль наиболее ярко характеризует современную тенденцию создания многофункцио-

РИС.3. Общая компоновка пожарных автомобилей пенного тушения.

Вверху: отечественные автомобили АВ-40 на шасси Урал (слева) и КамАЗ (справа).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внизу: пожарные автомобили фирмы Сидес, Франция, на шасси Рено с водопенным (слева) и пенным (справа) лафетными стволами повышенной дальности подачи

РИС.4. Оригинальная компоновка автомобиля пенного тушения расширенной функциональности (пена, вода, порошок, СО2) с кабиной боевого расчета среднего расположения

нальных и многокомпонентных ПА для защиты пожароопасных объектов добычи и переработки нефти и нефтепродуктов.

Насосные установки и лафетные стволы

Большинство современных зарубежных автомобилей пенного тушения тяжелого класса оснащают высокопроизводительными насосными агрегатами нормального давления (около 100 м вод. ст.) с подачей от 6000 л/мин и выше (до 10000 л/мин) (рис. 5).

Подача насоса прямо зависит от количества вывозимых огнетушащих агентов (вода, пенообразователь или его раствор). Соотношение ориенти-

РИС.5. Высокопроизводительные насосы для автомобилей пенного тушения.

Вверху: НЦПН 100/100 производства ЗАО "Пожгидрав-лика", Россия. Подача — 6000 л/мин. Внизу: Я 1000 фирмы Розенбауэр, Австрия. Подача — 10000 л/мин

ТАБЛИЦА 4. Параметры насосных установок и лафетных стволов автомобилей пенного и пенопорошкового тушения, выпускаемых фирмой Сидес, Франция

Объем Параметры агрегатов Отношение

средств тушения, м3 подача насоса, л/мин расход лафетного ствола, л/мин расхода ствола к подаче насоса, %

2 (вода) + 2 (ПО) 5000 4000 80

3 (вода) + 3 (ПО) 6500 4000 62

10 10000 6000 60

5 (вода) + 5 (ПО) 10000 4500 2 ствола по 45

ровочно следующее: при работе насосав номинальном режиме привезенных средств тушения должно быть достаточно для подачи их в течение около одной минуты. Пример такого соотношения дан в табл. 4.

Как правило, насосы с большой подачей выпускаются двухступенчатыми, с направляющими аппаратами и расположением одной из опор вала в обтекателе крышки (на входе в рабочее колесо первой ступени). Уплотнение вала, изготовленного из нержавеющей стали, торцовое, иногда — с применением каркасных сальников.

Основной тип подвода воды — осевой, запорных устройств — винтовые задвижки с подпружиненными, свободно падающими клапанами тарельчатого типа. При срыве напора на входе в насос эти задвижки закрываются без вмешательства оператора, герметизируя полость насоса на время повторного забора воды.

Для заполнения насоса и его всасывающего трубопровода водой используются вакуумные системы, основным агрегатом которых является вакуум-насос. На современных АПТ наибольшее распространение получили вакуумные системы с шиберными (пластинчатыми), поршневыми и диафрагмен-ными вакуум-насосами. Несколько реже применяются водокольцевые вакуумные устройства.

Все пожарные насосы имеют плоскую характеристику, благодаря чему нивелируются колебания напора воды при изменении подачи.

Практикуется обогрев насосов жидкостью, циркулирующей в системе охлаждения приводного двигателя (в зимний период), или, если имеется необходимость, охлаждение редуктора насоса за счет отбора части перекачиваемой жидкости.

Привод насосов осуществляют преимущественно от транспортных двигателей, которые на современных моделях шасси имеют вполне достаточную для этого мощность. Особо производительные насосы (свыше 10000 л/мин) могут приводиться от

автономного двигателя соответствующей мощности. Такой мотор-насосный агрегат может располагаться в произвольном месте шасси, облегчая тем самым компоновку пожарного автомобиля.

Отрадно, что появился первый отечественный высокопроизводительный пожарный насос нормального давления — НЦПН-100/100, выпуск которого организовало ЗАО "Пожгидравлика" (г. Миасс, Челябинская область). Насос выполнен в виде функционально законченной сборочной единицы (моноблока), обеспечивает подачу 100 л/с (6000 л/мин) при напоре 100 м вод. ст. (см. рис. 5, верхий снимок).

Рабочие органы насоса рассчитаны на работу со значительными запасами по гидравлическим параметрам: при повышении частоты вращения с номинальных 2100 до 2400 об./мин насос выдает напор не менее 140 м вод. ст. при подаче 100 л/с (или напор не менее 100 м вод. ст. при подаче 140 л/с).

Наличие встроенного редуктора дает возможность путем изменения его передаточного числа выпускать по требованию заказчика модификации насоса, рассчитанные на иную частоту вращения приводного вала. Это важно при использовании данного насоса для создания первых отечественных тяжелых АПТ на шасси различного класса.

Насос оснащен эффективной автоматической системой водозаполнения с встроенным автономным электроприводом, работающим от бортовой сети шасси. Вакуумная система обеспечивает ускоренный забор воды из открытого водоема с геометрической высоты всасывания до 9,2 м.

Лафетные стволы. Для подачи пены на значительное расстояние все пенные автомобили оснащаются мощными лафетными стволами. Их устанавливают сверху на кабинах, кузовах и цистернах.

Стволы могут подавать воду и пену как вместе, так и по отдельности; они бывают спаренные и комбинированные.

Спаренные стволы состоят из водяного и пенного стволов, установленных параллельно, распределительного устройства и общего подвода. Распределительное устройство обеспечивает переключение ствола с подачи воды на подачу пены и обратно.

Известны конструкции ПА (фирма Циглер), где стволы расположены параллельно по бортам автомобиля. В этом случае один ствол может работать на тушение, другой — на охлаждение установки.

У комбинированных стволов вода и раствор ПО подаются по общему каналу, а затем через распределительное устройство направляются в водяной или пенный насадки, расположенные соосно.

Расход лафетных стволов составляет от 45 до 80% от номинальной подачи пожарного насоса.

Большинство лафетных стволов снабжаются дефлекторами, позволяющими изменять форму пенной струи — от компактной до широкого веера (рис. 6). Лафетные стволы фирмы Сидес имеют уд-

РИС.6. Лафетный ствол для пенных автомобилей с расходом 6000 л/мин. Вверху: фрагмент оперативного использования и виды струй — сплошная и плоская. Внизу: элементы дистанционного (слева) и радио (справа) управления стволом

линенную направляющую часть, что обеспечивает повышенную длину струи — до 100-115 м (см. рис. 3, нижний снимок).

Управление движениями стволов с большим расходом производится механизмами горизонтального и вертикального наведения с дистанционным управлением и использованием гидро- или электропривода. Процесс управления осуществляется с помощью специального рычага из кабины, причем положение ствола всегда совпадает с положением рычага (см. рис. 6, нижний снимок). С помощью этого рычага осуществляются и другие функции (подача воды и пены, управление дефлектором, выбор величины расхода и т.п.).

В последних моделях АПТ применяется беспроводное управление лафетными стволами с выносного пульта (см. рис. 6).

Системы дозирования пенообразователя

Выбор способа подачи и дозирования пенообразователя определяется условиями эксплуатации АПТ.

Наиболееуниверсальным и прогрессивным способом является закачивание ПО в напорные трубопроводы насосной установки с помощью вспомогательного пенного насоса с автономным приводом от малогабаритного дизеля, создающего более высо-

кое давление, чем основной насос (система "Микс-матик") (рис. 7).

При работе системы ПО при избыточном давлении 4 кг/см2 добавляется к воде в напорных дозаторах "Миксматик" (устанавливаются по одному на каждом патрубке) с подачей от 200 до 400 л/мин.

Система содержит датчик расхода, который управляет дозирующим устройством, обеспечивающим постоянную концентрацию раствора пенообразователя в воде.

Основными преимуществами системы "Микс-матик" являются:

• одновременная возможность пожаротушения пеной и охлаждения водой от одного АПТ;

• пожаротушение одновременно с разной пропорцией дозирования ПО на каждом напорном патрубке;

• обеспечение возможности создания одновременно на одном патрубке водного режима, на другом — пенного;

• автоматическое дозирование ПО во всей рабочей зоне каждого патрубка (3 варианта процентных соотношений);

• возможность ручного управления всеми функциями на случай сбоя автоматической системы управления.

Несомненным достоинством насосно-дозирую-щей системы "Миксматик" является то, что она не вызывает потерь напора или подачи в коммуника-

РИС.7. Варианты конструктивного исполнения пеносмеси-телей, устанавливаемых на современные пенные автомобили: а — "Фоаматик"; б — FIX MIX; в — "Дальтаматик"; г — "Миксматик"

циях основного насоса. Устанавливается система на тяжелых промышленных автомобилях пенного тушения новой генерации.

На АПТ, которые подают пену в основном за счет привезенных средств (автомобили "первой атаки"), предусмотрено наиболее простое решение по дозированию ПО — установка сужающего устройства (инжектора) во всасывающем трубопроводе от цистерны к насосу. Величина возникающего в инжекторе перепада давлений зависит от подачи насоса, что позволяет автоматически дозировать количество ПО.

Система, получившая название "Фоаматик", помимо инжектора, выполняющего функции предварительного насосного дозатора, состоит из двух измерительных заслонок расхода воды, рычажного механизма передачи и заслонки дозирования пенообразователя (см. рис. 7).

Процентное соотношение дозирования может устанавливаться дистанционно с помощью переключателя на 3, 6 и 8% непосредственно во время работы.

Способ смесеобразования с помощью инжектора применяется на практике. Например, в рассмотренном выше российском насосе нового поколения НЦПН 100/100 использован пеносмеситель повышенной мощности, построенный на сдвоенном эжекторе. Благодаря этому насос обеспечивает дозирование ПО с концентрацией 6 % при подаче раствора до 100 л/с. При этом появляется возможность применения пеногенерирующих устройств с большой подачей, например УКТП "Пурга". Заданная концентрация раствора поддерживается автоматически (без участия оператора) при любых изменениях подачи (подключение и отключение пеногене-раторов) и давления.

К системам пеносмешивания, работающим без механического привода, можно отнести систему "Дальтаматик", используемую для АПТ, на которых лафетный и ручные пенные стволы могут вводиться в действие в различных комбинациях (см. рис. 7).

Работу системы "Дальтаматик" обеспечивает дифференциальный двухпоршневой насос, функционирующий с использованием воды, отбираемой из напорного патрубка пожарного насоса. В зависимости от напора и подачи насоса система подает в напорный патрубок заданное количество ПО (от 1 до 10 % с погрешностью до ± 10% от количества ПО).

Перед каждым стволом или группой стволов устанавливают проходной пеносмеситель. При включении любого ствола или группы стволов одновременно вступает в работу соответствующий пено-смеситель и начинает дозировать для них воду и ПО.

Основной недостаток системы — снижение полезной подачи насоса, поскольку часть напорной

г

воды отбирается для работы пеносмесителя (до 140% от количества забираемого ПО), однако вода эта возвращается в цистерну.

Известна также система пеносмешивания FIX MIX с использованием в качестве дозирующего органа для пенообразователя конуса, монтируемого в трубопроводе непосредственно на корпусе насоса. Он рассчитан на работу в двух режимах (3 и 6% ПО) и используется на АПТ преимущественно среднего класса (см. рис. 7).

Выбор того или иного типа пеносмесителя зависит от предполагаемых условий оперативного использования АПТ. Однако их применение может носить комбинированный характер. Например, фирма Розенбауэр создала пенный ПА мод. SLF 6000/3000/3000 с двумя системами пеносмешивания — "Миксматик" и "Фоаматик". Применение такого оригинального технического решения позволяет:

• тушить двумя различными типами пенообразователя одновременно;

• тушить пеной от гидранта (без насоса);

• тушить лафетным стволом при движении АПТ;

• подавать пену одновременно через два лафетных ствола и 12 напорных патрубков. Практически, этот автомобиль представляет собой уже некую передвижную фабрику по производству пен разного качества и состава.

Заключение

Как показал проведенный анализ тенденций, процесс совершенствования ПА пенного тушения проходит в мире достаточно активно, хотя отечественные производители своего места в этом процессе пока не находят.

Возникает вопрос: ищут ли они это место... На рубеже веков парк отечественных АПТ оказался в режиме ожидания коренной качественной реконструкции. Для этого необходимы не только финансовые ресурсы, но и новые концептуальные модели автомобилей пенного тушения, которые смогли бы заменить в парке технически и морально устаревшие автомобили.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кимстач И. Ф., Девлишев П. П., Евтюшкин Н. М. Пожарная тактика: Учебное пособие. — М.: Стройиздат, 1984. — 590 с.

2. Повзик Я. С. Справочник руководителя тушения пожара. — М.: ЗАО "Спецтехника", 2000. — 361 с.

3. Типаж пожарных автомобилей на 2001 - 2005 гг. // В кн.: Пожарные автомобили предприятий России: Сборник нормативныхдокументов. Вып. 8. — М.: ВНИИПО, 2000. — С.29 - 118.

4. Яковенко Ю. Ф., Яковенко К. Ю. Пожарные автомобили для защиты пожароопасных объектов // Пожаровзрывобезопасность. 2003. Т. 12. № 4. С. 85 - 92.

5. Материалы реферативного журнала ВИНИТИ "Пожарная охрана".

6. Проспектные и информационные материалы фирм-изготовителей пожарных автомобилей.

Поступила в редакцию 17.11.03.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.