Научная статья на тему 'Пожарная безопасность в системе образования'

Пожарная безопасность в системе образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1341
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОВОДИТЕЛЬ / LEADER / ИНСТРУКТАЖ / МАРШРУТЫ ЭВАКУАЦИИ / EVACUATION ROUTES / ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ РЕЖИМ / FIRE FIGHTING REGIME / ПОДГОТОВКА / PREPARATION / BRIEFING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дрягин Владимир Александрович

В работе рассматриваются основные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в образовательных учреждениях. Автор рассматривает этот процесс как обязательный для всех учреждений независимо от формы собственности с учетом их особенностей. Главным элементом процесса является система своевременного и качественного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fire safety in the education system

The paper considers the main measures to ensure fire safety in educational institutions. The author considers this process as binding for all institutions regardless of the form of ownership, taking into account their characteristics. The main element of the process is a system of timely and quality training.

Текст научной работы на тему «Пожарная безопасность в системе образования»

УДК 614.8

В.А. Дрягин, г. Шадринск

Пожарная безопасность в системе образования

В работе рассматриваются основные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в образовательных учреждениях. Автор рассматривает этот процесс как обязательный для всех учреждений независимо от формы собственности с учетом их особенностей. Главным элементом процесса является система своевременного и качественного обучения.

Руководитель, инструктаж, маршруты эвакуации, противопожарный режим, подготовка.

V.A. Dryagin, Shadrinsk

Fire safety in the education system

The paper considers the main measures to ensure fire safety in educational institutions. The author considers this process as binding for all institutions regardless of the form of ownership, taking into account their characteristics. The main element of the process is a system of timely and quality training.

Keywords: Leader, briefing, evacuation routes, fire fighting regime, preparation.

Обеспечение пожарной безопасности образовательных учреждений (ОУ) является важнейшей задачей руководителей органов управления и учреждений образования.

Деятельность любого учебного заведения при наличии нарушений правил и норм пожарной безопасности недопустима. Только системность действий обеспечивают эффективность пожарной безопасности образовательных учреждений.

Образовательные учреждения относятся к объектам повышенной опасности из-за большого скопления людей на ограниченной территории. Такое положение требует особого отношения к обеспечению безопасности работников и обучающихся. В ст.32 закона РФ «Об образовании» указано, что все образовательные организации отвечают за жизнь и здоровье работников и обучающихся во время нахождения их в учреждении [1]. Обеспечение пожарной безопасности является довольно существенной составной частью обеспечения комплексной безопасности ОУ.

В условиях ограниченных финансовых ресурсов перед ОУ будут возникать новые задачи по обеспечению пожарной безопасности и только при эффективном применении имеющихся средств эти задачи можно выполнить. Для этого необходимо основные ресурсы использовать в системе предотвращения пожара. Причинами сложившегося положения становятся не только недостаток финансовых средств, но и недоработки со стороны руководителей и специалистов самих учебных заведений.

Важной частью решения проблемы пожарной безопасности является принятие правильных управленческих решений. Наличие в образовательном учреждении нормативно-правовых актов и методических рекомендаций по вопросам пожарной безопасности является строго обязательным.

Деятельность по обеспечению безопасности ОУ следует начинать с ознакомления с этими документами. На их основе могут разрабатываться правила пожарной безопасности, учитывающие специфику образовательного учреждения. В настоящее время официально

утвержденные отраслевые правила пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений образовательных учреждений отсутствуют. Однако существуют Правила пожарной безопасности ППБ-С-1983, которые можно адаптировать ко всем учебным заведениям.

Нельзя требовать соблюдения тех или иных требований безопасности, если работники и обучающиеся не осознают значимость последних и той опасности, к которой приводит их нарушение. В соответствии с действующим законодательством руководители ОУ периодически обязаны обучать своих сотрудников, в частности мерам пожарной безопасности. Следовательно, сам руководитель должен иметь необходимые знания.

Реально должен работать принцип, заложенный в законодательстве: руководители и их подчиненные, не обладающие требуемым объемом знаний, не могут быть допущены к выполнению своих обязанностей.

Правилами противопожарного режима установлено, что «руководитель организации назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте» [2]. Руководитель ОУ может найти работника, которому можно делегировать часть обязанностей по обеспечению пожарной безопасности. Однако следует помнить, что всю ответственность несет первое лицо. Кодексом об административных правонарушениях установлена степень ответственности физических и юридических лиц.

Ежегодно приказом руководителя для каждого помещения определяются лица, на которых возлагается ответственность за поддержания противопожарного режима. Этим же приказом может быть создана пожарно-техническая комиссия. Комиссия один раз в три месяца обязана проверить все помещения на предмет нарушения противопожарных требований. Приказ является документом, определяющим порядок пожаротушения силами своих работников.

В обязательном порядке разрабатываются и вывешиваются на хорошо просматриваемых местах планы (схемы) эвакуации персонала и обучающихся в случае возникновения пожара и чрезвычайной ситуации.

Дополнительно к плану, размещенному на схеме, готовится инструкция, которая определяет каким образом необходимо действовать для того, чтобы быстро эвакуировать персонал и обучающихся при этом гарантированно обеспечить их полную безопасность.

Инструкция должна учитывать особенности зданий и помещений. Пути эвакуации, находящиеся в помещениях, должны гарантировать безопасность эвакуации. Это с учетом того, что средства пожаротушения не планируется применять.

Пути эвакуации вне помещений нужно планировать с учетом численности эвакуируемых, пожарной опасности помещений, степени огнестойкости здания, класса пожарной опасности, с учетом общего количества выходов из здания и с каждого этажа. Необходимо помнить, что не все пути могут быть эвакуационными.

Руководитель ОУ утверждает подготовленные документы. Эти документы нужны для создания системы личной ответственности и контроля за обеспечением пожарной безопасности.

Маршруты эвакуации для спасения людей должны быть реалистичными. Комиссарова А.А. говорит, что «практическая отработка планов эвакуации - важная составная часть подготовки, является основной формой контроля подготовленности» ОУ к

ликвидации возникшего пожара. Правильная подготовка и правильная организация противопожарной тренировки гарантирует эффективность их проведения. По окончании тренировки необходимо провести ее разбор. Рассмотреть действия персонала во время тренировки и правильности принятых решений.

Тренировки по эвакуации проводятся не реже одного раза в полугодие, а в общежитиях ОУ - ежеквартально. Эффективность мероприятий очень часто зависит от эффективности проведенных занятий.

Существенным вкладом в обеспечение безопасности ОУ стала ежегодная проверка готовности ОУ к новому учебному году. Важное место для обеспечения пожарной безопасности в ОУ имеет установленный противопожарный режим, в том числе -определение лиц отвечающих за проведение занятий, определение правил проведения противопожарных инструктажей, проведения обучения по пожарно-техническому минимуму.

Статистика показывает, что основная масса пожаров возникает по вине человека.

Наиболее часто это происходит из-за незнания и не соблюдения, как утверждает Каляева Я.Ю., «элементарных правил пожарной безопасности и бесконтрольности со стороны должностных лиц». Неправильные действия лиц, обнаруживших пожар, пассивность окружающих усугубляют ситуацию.

В ОУ должна быть организована система проведения инструктажей работников и обучающихся по пожарной безопасности. На инструктаже доводятся требования пожарной безопасности, изучаются средства противопожарной защиты и действий в случае возникновения пожара. В зависимости от характера и времени проведения инструктаж может быть вводным, первичным, повторным, плановым, целевым.

Повторный инструктаж с сотрудниками ОУ целесообразно проводить один раз в шесть месяцев совместно с инструктажем по охране труда, с учащимися инструктаж проводится один раз в год, целесообразнее всего это делать в начале учебного года. Для лучшего усвоения учащимися излагаемого материала необходимо излагать его последовательно, добиваться внимания и активности учащихся.

Установилось понятие, что «правило необходимо соблюдать, помня, что никакие средства педагогического воздействия не обеспечат глубоких и прочных знаний, если учащиеся будут пассивны».

Выполнение требований пожарной безопасности в целом не представляет особых трудностей. Несмотря на это в некоторых случаях не удается добиться желаемого результата.

Ни один сотрудник ОУ и учащийся не должен приступить к работе или к занятиям, не уяснив своих действий в случае пожара, не разобравшись, где находятся средства спасения и пожаротушения и как ими пользоваться. Работники образовательных учреждений допускаются к исполнению своих обязанностей утверждает Никольская С.А. «только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходят дополнительное обучение».

Таким образом, можно утверждать, что только система пожарной безопасности образовательного учреждения позволит принять своевременные противопожарные меры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : [web-сайт]. - Режим доступа: http://zakonobobrazovanii.ru. - 28.11.2017.

2. Правила противопожарного режима в Российской Федерации [Электронный ресурс] : утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012г. №390 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902344800. - 28.11.2017.

УДК 374

Э.Б. Жавкин,

А.А. Старцев г. Шадринск

Психолого-педагогическая поддержка детей как условия организации

отдыха в летнем лагере

В статье говорится о необходимой совокупности четко разработанной комплексной воспитательно-оздоровительной программы и профессиональной психолого-педагогической поддержки ребенка как системы педагогических условий, способствующих правильной организации оздоровительно-воспитательной работы с детьми в летних лагерях.

Оздоровление, здоровый образ жизни, воспитательно-оздоровительная программа, летний лагерь.

E.B. Zhavkin, A.A. Starcev Shadrinsk

Psychological-pedagogical support of children as the conditions for recreation

in summer camp

The article refers to the necessary set of clearly developed a complex educational-recreational programs and professional psychological and pedagogical support of the child as a system of pedagogical conditions conducive to the organization of health educational-recreational work with children in a summer lager.

Keywords: recovery, healthy lifestyle, educational-recreational, summer camp.

Сегодня есть множество подходов к организации работы в летних лагерях. Их различают, прежде всего, цели и задачи, которые ставятся перед педагогическим коллективом, соответственно, пути их реализации. Есть подход, в котором забота коллектива сводится к организации воспитательного воздействия на социальную сторону развития личности, который имеет право на существование. Мы же подошли к организации летнего отдыха с комплексных позиций - воспитания и здоровьесбережения детей. Этот подход имеет право на свое существование потому, что дети возвращаются домой из лагеря окрепшие, оздоровленные, получившие «уроки жизни», «уроки взросления». Важно, чтобы дети в лагере почувствовали себя взрослыми и в то же время остались детьми со своими радостями и интересами. Вместе с тем привитие навыков самооздоровления и оказания квалифицированной медицинской заботы о здоровье детей позволяют наиболее продуктивно реализовать идеи воспитания, создание комфортных условий для самореализации ребенка и активного детского отдыха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.