Научная статья на тему 'ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ'

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1231
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
сельское поселение / пожар / учёт пожаров / расходы бюджета местной администрации / пожарная охрана / добровольная пожарная команда / требования пожарной безопасности / rural settlement / fire / fire accounting / local administration budget expenditures / fire protection / voluntary fire brigade / fire safety requirements

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миньков Николай Алексеевич

Количество пожаров в сельских населённых пунктах страны относительно проживающего населения значительно превышает аналогичный показатель для городского населения. Основными причинами низкого уровня пожарной безопасности сельских поселений являются низкие доходы сельских жителей и органов местного самоуправления, и как следствие недостаточное выполнение требований пожарной безопасности ими, отсутствие в ряде населенных пунктах добровольных пожарных команд и хозяйствующих субъектов, имеющих приспособленную для тушения пожаров технику, удалённость от крупных населённых пунктов, имеющих подразделения ГПС, низкая плотность населения, слабая профилактическая работа по предупреждению пожаров и низкая культура пожарной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIRE SAFETY OF RURAL LOCATIONS

The number of fires in rural areas of the country relative to the living population is significantly higher than that for the urban population. The main reasons for the low level of fire safety in rural settlements are low incomes of rural residents and local authorities, and as a result, insufficient fulfillment of fire safety requirements by them, the absence in a number of settlements of voluntary fire brigades and business entities with equipment adapted for extinguishing fires, remoteness from large settlements with GPS units, low population density, poor preventive work to prevent fires and a low culture of fire safety. Key words: rural settlement, fire, fire accounting, local administration budget expenditures, fire protection, voluntary fire brigade, fire safety requirements.

Текст научной работы на тему «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10927 МИНЬКОВ Николай Алексеевич,

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности

ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва», e-mail: minkov.nikolay08@yandex.ru

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

Аннотация. Количество пожаров в сельских населённых пунктах страны относительно проживающего населения значительно превышает аналогичный показатель для городского населения. Основными причинами низкого уровня пожарной безопасности сельских поселений являются низкие доходы сельских жителей и органов местного самоуправления, и как следствие недостаточное выполнение требований пожарной безопасности ими, отсутствие в ряде населенных пунктах добровольных пожарных команд и хозяйствующих субъектов, имеющих приспособленную для тушения пожаров технику, удалённость от крупных населённых пунктов, имеющих подразделения ГПС, низкая плотность населения, слабая профилактическая работа по предупреждению пожаров и низкая культура пожарной безопасности.

Ключевые слова: сельское поселение, пожар, учёт пожаров, расходы бюджета местной администрации, пожарная охрана, добровольная пожарная команда, требования пожарной безопасности.

MINKOV Nikolay Alekseevich,

Candidate of technical sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Life Safety FSBEI HE " Mordovian State University named after N.P. Ogareva»

FIRE SAFETY OF RURAL LOCATIONS

Annotation. The number of fires in rural areas of the country relative to the living population is significantly higher than that for the urban population. The main reasons for the low level of fire safety in rural settlements are low incomes of rural residents and local authorities, and as a result, insufficient fulfillment of fire safety requirements by them, the absence in a number of settlements of voluntary fire brigades and business entities with equipment adapted for extinguishing fires, remoteness from large settlements with GPS units, low population density, poor preventive work to prevent fires and a low culture of fire safety. Key words: rural settlement, fire, fire accounting, local administration budget expenditures, fire protection, voluntary fire brigade, fire safety requirements.

Key words: rural settlement, fire, fire accounting, local administration budget expenditures, fire protection, voluntary fire brigade, fire safety requirements.

Введение. Количество пожаров в сельских населённых пунктах страны по отношению к количеству проживающих более чем в 2 раза превышает этот показатель в городских поселениях. При этом при пожаре, большей частью сельский житель лишается не только дома, где проживает, но и животных, хозяйственных построек.

Сельские поселения являются одним из типов муниципальных образований РФ, где для населения характерным является сельский образ жизни. В ст. 2 Ф3-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» дается понятие «сельское поселение». Сельское поселение -один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления [1].

По данным Росстата на 1 января 2019 г. в нашей стране насчитывалось 17380 сельских поселений, а численность сельского населения на эту же дату составляла 25,41 % и оно ежегодно сокращается [2]. Таким образом, свыше 37 млн. жителей нашей страны проживает в сельской местности.

Основная часть. При анализе пожаров, произошедших в РФ, следует обратить внимание, что в соответствии с приказом МЧС России от 8 октября 2018 г. N 431 "О внесении изменений в Порядок учета пожаров и их последствий, утвержденный приказом МЧС России от 21 ноября 2008 г. N 714" с 1 января 2019 года внесены изменения в

порядок учета пожаров и их последствий. В связи с этим, в соответствии с отчетом МЧС России начиная с 2019 года значительно выросло общее количество пожаров в стране. Анализируя изменения в порядке учёта пожаров и их последствий можно сказать следующее.

Из статистического учета пожаров исключается понятие «загорание». Теперь события, ранее относившиеся к категории «загорание», подлежат официальному статистическому учету как «пожары».

В соответствии с принятым приказом не подлежат теперь официальному статистическому учету в том числе [3]:

1) случаи взрывов, вспышек и разрядов статического электричества без последующего горения;

2) пожары, происшедшие на объектах, пользующихся правом экстерриториальности;

3) случаи горения автотранспортных средств, причиной которых явилось дорожно-транспортное происшествие;

4) пожары, причиной которых явились авиационные и железнодорожные катастрофы, форс-мажорные обстоятельства (террористические акты, военные действия, спецоперации правоохранительных органов, землетрясения, извержение вулканов и др.).

В разрезе вышесказанного статистика пожаров в РФ в городских и в сельских поселениях выглядит следующим образом.

Количество пожаров в соответствии с опубликованной статистикой составило [4]: 2018 г. -всего - 131840; в городах - 76661; в сельской местности - 55179; 2019 год - всего - 471426; в городах - 265731; в сельской местности - 205695. Количество пожаров на 1 млн. населения: 2018 год всего - 897,6; в городах - 701,2; в сельской местности - 1469,3; 2019 год всего - 3211,8; в городах - 2427,8; в сельской местности - 5510,6. Здания жилого назначения явились очагами наибольшего числа пожаров от общего количества случаев в зданиях и сооружениях — 117 804 единицы, или 76% от всего количества возгораний, они же стали лидерами по числу погибших — 7 705 человек (94%). Как видно из приведенной статистики соотношение общего количества пожаров, количества пожаров на 1 млн. проживающего населения в городах и сельской местности, как по старому порядку учета, так и по-новому сохраняется. И данные цифры говорят о том, что количество пожаров в сельских населенных пунктах и по абсолютному значению, и по отношению к проживающему населению более чем в 2 раза превышает показатели для городов. Разберём основные причины пожаров в сельских поселениях.

Одна из главных причин пожаров в сельских поселениях - финансовая: это и более низкий уровень заработной платы сельского населения по отношению к городскому населению в целом, и низкие возможности направить доходы бюджета сельского поселения на мероприятия по пожарной безопасности.

Согласно данным Росстата, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в среднем за 2019 год в сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве составила 31 581 руб. В тоже время в других отраслях народного хозяйства она значительно выше [5]:

- обеспечение электроэнергией газом и паром - 50 025 руб.;

- строительство - 41 878 руб.;

- деятельность финансовая и страховая -102 991 руб.;

- добыча полезных ископаемых - 88 909

руб.;

- гос. управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение - 50 988 руб.;

- образование - 37 023 руб.;

- деятельность профессиональная, научная и техническая - 72 939 руб.

В целом по стране среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за 2019 год составила 47 867 руб., т.е. в 1,5 раза больше, чем в сельском хозяйстве (31 581 руб.).

Более низкие доходы сельского населения дают значительно меньшие возможности для своевременной замены и ремонта бытового и хозяйственного электрооборудования и электропроводки, приобретения первичных средств пожаротушения для домовладения.

За сельскими поселениями закрепляются в основном вопросы текущего жизнеобеспечения населенных пунктов, в том числе и в области пожарной безопасности [1]:

- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

- обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

- организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Анализ налоговых поступлений показал, что основным бюджето-образующим налогом для местных бюджетов является налог на доходы физических лиц, поступивший в местные бюджеты. При этом доля указанного налога в налоговых доходах местных бюджетов в 2018 году составила 63,4 % [5]. Отраслевая структура расходов

местных бюджетов в 2018 году приведена на рис.2.

К основным расходам местных бюджетов относятся расходы на образование, ЖКХ, управление, социальную политику, культуру. У большинства местных бюджетов отсутствуют финансовые средства на пожарную безопасность для проведения следующих необходимых для предотвращения и ликвидации пожаров мероприятий:

- создание добровольных пожарных команд, приобретение необходимой пожарной техники и пожарно-технического вооружения, поддержание техники в исправном состоянии;

- оборудование в границах поселений мест забора воды для целей пожаротушения из естественных водоисточников;

Рис. 2. Отраслевая структура расходов местных бюджетов

в 2018 году

- содержание дорог в населенных пунктах в надлежащем состоянии, особенно в зимнее время, для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

- своевременное обслуживание систем оповещения и управления эвакуацией при пожаре в подведомственных учреждениях;

- оснащение подведомственных учреждений системами оповещения и управления эвакуацией при пожаре, первичными средствами пожаротушения, своевременная перезарядка огнетушителей;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

- поддержание территории в безопасном в отношении пожара состоянии (уборка мусора, бурьяна, опашка территории прилегающей к населённым пунктам, участкам леса);

- своевременное обучение по пожарной безопасности руководителей и лиц, ответственных за пожарную безопасность;

- обучение и информирование населения о требованиях пожарной безопасности;

- контроль за соблюдение требований пожарной безопасности.

В качестве ещё одной причины низкого уровня пожарной безопасности сельских поселений следует добавить отсутствие хозяйствующих субъектов во многих сельских населенных пунктах, и, как следствие отсутствие пожарной и приспособленной для тушения пожаров техники.

К этому необходимо добавить значительное уменьшение количества добровольных пожарных команд в 2019 году на 24% по сравнению с 2018 годом (в абсолютных цифрах 8664 и 11416), а численность членов ДПК снизилась на 43% (74397 человек в 2019 году и 130084 в 2018 году).

Отсюда и довольно низкие показатели работы ДПО. Подразделениями ДПО в 2019 году самостоятельно потушено 5 684 пожаров, что составило 1,2% от общего количества пожаров, зарегистрированных на территории Российской Федерации [7]. 9 октября 2019 года принято Постановление Правительства РФ N 1303 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». В соответствии с этим постановлением изменилась периодичность проведения плановых проверок состояния пожарной безопасности объектов. Проведение плановых проверок объектов защиты в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью [8]:

- для категории чрезвычайно высокого риска - один раз в год;

- для категории высокого риска - один раз в 2 года;

- для категории значительного риска - один раз в 3 года;

- для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 5 лет;

- для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 6 лет.

В отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Если рассматривать объекты, размещенные в сельской местности в разрезе этого постановления, то дошкольные учреждения относятся к категории чрезвычайно высокого риска, сельские дома культуры - к категории значительного риска, образовательные учреждения - к категории умеренного риска. В тоже время дома для проживания относятся к категории низкого риска и не подлежат проверке. Органы Государственного пожарного надзора в настоящее время осуществляют профилактические проверки состояния пожарной безопасности частных домов в сельских населенных пунктах без вынесения предписания на устранение нарушений и наказания владельцев.

Заключение. На основании приведённого анализа можно сделать следующие выводы по пожарной безопасности сельских поселений:

- в связи с новой методикой учёта количества пожаров их число увеличилось более чем в 3,5 раза;

- количество пожаров в сельских поселениях в расчёте на количество проживающих жителей более чем в 2 раза выше, чем в городах;

- пожарная безопасность во многом зависит от финансовых возможностей как сельского населения, так и местных сельских администраций;

- отсутствие хозяйствующих субъектов во многих сельских населенных пунктах и, как следствие отсутствие пожарной и приспособленной для тушения пожаров техники;

- отнесение сельских домовладений к категории низкого пожарного риска, который не подлежит проверкам;

- удаленность многих сел от расположения подразделений ГПС;

- низкая плотность населения в сельской местности;

- слабая профилактическая работа по предупреждению пожаров;

- низкая культура пожарной опасности сельского населения.

Список литературы:

[1] Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон № 131-Ф3: [принят Государственной думой 16 сентября 2003 года: одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003 года]. - Москва: Проспект; Санкт-Петербург: Кодекс, 2017. - 158 с. -ISBN 978-5-392-26365-3. - Текст: непосредственный

[2] Федеральная служба государственной статистики [электронный сайт] / Демография. -Режим доступа: http:// rosstat.gov. ru>folder/12781?print=1

[3] Приказ МЧС России от 8 октября 2018 г. № 431 «О внесении изменений в Порядок учета пожаров и их последствий, утвержденный приказом МЧС России от 21 ноября 2008 г. N 714» [зарегистрировано в Минюсте РФ 11.12.2018 № 52973].

[4] Пожары и пожарная безопасность в 2019 году. Статистический сборник / под общей редакцией Д.М. Гордиенко. - М.: ВНИИПО, 2020, - 80 с.

[5] ЕМИСС. Официальные статистические показатели [электронный сайт]. - Режим доступа: http://fedstat.ru>indicator

[6] Министерство финансов Российской Федерации [электронный сайт] / Информация о результатах проведения мониторинга исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональ-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

ном и муниципальном уровнях за 2018 год. -Москва, 2019. - Режим доступа: http://minfin.ru.

[7] Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий (МЧС России) / Анализ развития ДПО в России по итогам 2019 года. - Москва, МЧС России, 2020.

[8] Постановление Правительства РФ от 9 октября 2019 года № 1303 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Spisok literatury:

[1] Rossijskaya Federaciya. Zakony. Ob obshchih principah organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon № 131-FZ: [prinyat Gosudarstvennoj dumoj 16 sentyabrya 2003 goda: odobren Sovetom Federacii 24 sentyabrya 2003 goda]. - Moskva: Prospekt; Sankt-Peterburg: Kodeks, 2017. - 158 s. - ISBN 9785-392-26365-3. - Tekst: neposredstvennyj

[2] Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [elektronnyj sajt] / Demografiya. - Rezhim dostupa: http:// rosstat.gov.ru>folder/12781?print=1

[3] Prikaz MCHS Rossii ot 8 oktyabrya 2018 g. № 431 «O vnesenii izmenenij v Poryadok ucheta

pozharov i ih posledstvij, utverzhdennyj prikazom MCHS Rossii ot 21 noyabrya 2008 g. N 714» [zaregistrirovano v Minyuste RF 11.12.2018 № 52973].

[4] Pozhary i pozharnaya bezopasnost' v 2019 godu. Statisticheskij sbornik / pod obshchej redakciej D.M. Gordienko. - M.: VNIIPO, 2020, -80 s.

[5] EMISS. Oficial'nye statisticheskie pokazateli [elektronnyj sajt]. - Rezhim dostupa: http://fedstat. ru>indicator

[6] Ministerstvo finansov Rossijskoj Federacii [elektronnyj sajt] / Informaciya o rezul'tatah provedeniya monitoringa ispolneniya mestnyh byudzhetov i mezhbyudzhetnyh otnoshenij v sub»ektah Rossijskoj Federacii na regional'nom i municipal'nom urovnyah za 2018 god. - Moskva, 2019. - Rezhim dostupa: http://minfin.ru.

[7] Ministerstvo Rossijskoj Federacii po delam grazhdanskoj oborony, chrezvychajnym situaciyam i likvidacij posledstvij stihijnyh bedstvij (MCHS Rossii) / Analiz razvitiya DPO v Rossii po itogam 2019 goda. - Moskva, MCHS Rossii, 2020.

[8] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 9 oktyabrya 2019 goda № 1303 «O vnesenii izmenenij v nekotorye akty Pravitel'stva Rossijskoj Federacii».

4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЮРКОМ ПАНИ

www. law- books, ru

л_

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.