Научная статья на тему 'О проблеме размещения вновь создаваемых пожарных частей на территориях регионов'

О проблеме размещения вновь создаваемых пожарных частей на территориях регионов Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
583
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОЖАРНАЯ ЧАСТЬ / ДИСЛОКАЦИЯ / РАЙОН ВЫЕЗДА / ПОЖАРНАЯ УЯЗВИМОСТЬ НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА / FIRE DEPARTMENT / ACCOMMODATION / DISTRICT / VILLAGE OF VULNERABILITY

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Таранцев А. А.

Рассмотрены различные подходы к определению необходимого количества пожарных частей в городских и сельских населенных пунктах. Дана сравнительная оценка подходов, основанных на нормативных документах (ГОСТ, федеральный закон, свод правил), на применении компьютерной имитационной системы и на расчете пожарной уязвимости населенных пунктов. Обоснована возможность поэтапного наращивания числа пожарных частей на территориях регионов в населенных пунктах с наибольшей пожарной уязвимостью. Предложена оптимизация районов выезда пожарных частей по двум критериям — общему снижению пожарной уязвимости в регионе и равномерности нагрузки на пожарные части.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Таранцев А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF PLACING NEWLY CREATED FIRE BRIGADES IN THE TERRITORIES OF THE REGIONS

Discusses various approaches to determining the required number of lire brigades in urban and rural localities. Comparative estimation approaches-approaches based on normative documents (state standart, federal law, set of rules), on the application of computer simulation and calculation of lire system vulnerabilities. Justification to increase the number of fire brigades in the territories of the regions in the localities with the highest fire vulnerability. To optimize the locations of fire exit parts on two criteria — for the general decline in the region's vulnerability to fire and fluidity of workloads to the fire brigade.

Текст научной работы на тему «О проблеме размещения вновь создаваемых пожарных частей на территориях регионов»

А. А. ТАРАНЦЕВ, д-р техн. наук, профессор, профессор ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России (Россия, 196105, г. Санкт-Петербург, Московский просп., 149; e-mail: t 54@mail.ru)

УДК 614.841.33(045)

О ПРОБЛЕМЕ РАЗМЕЩЕНИЯ ВНОВЬ СОЗДАВАЕМЫХ ПОЖАРНЫХ ЧАСТЕЙ НА ТЕРРИТОРИЯХ РЕГИОНОВ

Рассмотрены различные подходы к определению необходимого количества пожарных частей в городских и сельских населенных пунктах. Дана сравнительная оценка подходов, основанных на нормативных документах (ГОСТ, федеральный закон, свод правил), на применении компьютерной имитационной системы и на расчете пожарной уязвимости населенных пунктов. Обоснована возможность поэтапного наращивания числа пожарных частей на территориях регионов в населенных пунктах с наибольшей пожарной уязвимостью. Предложена оптимизация районов выезда пожарных частей по двум критериям — общему снижению пожарной уязвимости в регионе и равномерности нагрузки на пожарные части.

Ключевые слова: пожарная часть; дислокация; район выезда; пожарная уязвимость населенного пункта.

Введение

Обеспечение безопасности людей при пожарах — важнейшая задача пожарной охраны (ПО). В ГОСТ 12.1.004-91* [1] указано, что "уровень пожарной опасности для людей должен быть не более 10-6 воздействия опасных факторов пожара (ОФП), превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на каждого человека". К сожалению, печальный опыт пожаров 2010 г. показал, что эти требования выполнить практически невозможно.

Известно, что успех борьбы с пожарами напрямую зависит от времени прибытия пожарных караулов к месту вызова. Это во многом обуславливается количеством пожарных частей (ПЧ) и их размещением. В п. 6 прил. 1* "Противопожарные требования" к СНиП 2.07.01-89* [2] было даже определено, что "радиус обслуживания пожарного депо не должен превышать 3 км". Разумеется, напрямую выполнить эти требования не представлялось возможным даже в городах (не говоря уже о сельской местности), поскольку это привело бы к необходимости создания огромного числа новых ПЧ, что было неподъемным для бюджета даже такой сверхдержавы, как СССР. К тому же километры километрам рознь: наличие водных преград и железнодорожных путей с малым числом переездов приводит к значительному увеличению времени следования пожарных караулов к месту вызова.

Конечно, решению проблемы, как обеспечить скорейшее прибытие пожарных караулов при ограниченном числе ПЧ, были посвящены усилия многих специалистов ПО. В связи с вышеизложенным представляется целесообразным рассмотреть мето-

© ТаранцевА. А., 2013

дики определения числа ПЧ и их размещения на территориях городов и в сельской местности.

Определение числа ПЧ и мест их дислокации

1. Федеральный закон № 12Э-ФЗ [3]. В настоящее время это—основной документ, в котором содержатся требования к числу ПЧ и их размещению. В п. 1 ст. 76 [3] указано: "Дислокация подразделений ПО на территориях поселений и городских округов определяется из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 мин, а в сельских поселениях — 20 мин".

Руководители ПО в регионах, имея планы городских и сельских поселений, карты местности, координаты мест дислокации действующих ПЧ и информацию о климатических особенностях региона, должны определить места оборудования новых ПЧ, чтобы выполнить указанное требование федерального закона [3] (далее — ФЗ).

Но, во-первых, 20 мин следования пожарного караула летом и 20 мин следования зимой — это для сельской местности совершенно разные расстояния. Особенно, если принять во внимание еще и весеннее половодье, и осеннее бездорожье... Во-вторых, строгое выполнение требований ст. 76 ФЗ [3] возможно только в отдаленном будущем, поскольку оборудовать тысячи новых ПЧ1 при нынешнем со-

1 Только в относительно благополучной Ленинградской области свыше двух тысяч населенных пунктов (НП), время следования к которым из ближайших ПЧ может превышать 20 мин.

стоянии экономики страны в целом и регионов в частности нереально, даже при наличии частной и добровольной ПО. В-третьих, не учитываются особенности защищаемых населенных пунктов — степень огнестойкости и этажность строений, количество находящихся в них людей, категории взрывопо-жарной и пожарной опасности производственных и складских помещений, частота возникновения пожаров и т. п.

2. СП 11.13130.2009 [4] — это другой важный документ, регламентирующий в настоящее время порядок определения мест дислокации ПЧ и включающий соответствующую методику. Свод правил (СП) предлагает определять минимально допустимое расстояние от места дислокации ПЧ до объекта предполагаемого пожара исходя из условий его ликвидации, прежде чем:

а) площадь пожара превысит площадь, которую может потушить один караул;

б) наступит предел огнестойкости строительных конструкций в помещении пожара;

в) ОФП достигнут критических для жизни людей значений.

Расчет допустимых расстояний предполагает сбор информации о видах, количестве и размещении пожарной нагрузки на объектах (категории взрывопожарной и пожарной опасности? — Авт.); выбор класса пожара и схемы его развития.

Нахождение допустимого расстояния Ьа для условия "а" предполагает, кроме того, расчет площади свободного развития пожара (и площади тушения? — Авт.) на момент подачи стволов прибывшим пожарным караулом. При определении допустимого расстояния Ьб для условия "б" необходимо также учитывать пределы огнестойкости конструкций объекта возможного пожара. Нахождение допустимого расстояния Ьв для условия "в" предполагает сбор информации о количестве людей в помещениях защищаемого объекта, об их размещении и о группах мобильности [5,6], а также расчет необходимого времени эвакуации людей из помещений тн6 согласно рекомендуемому приложению А к СП [4] (с использованием упрощенной интегральной модели развития пожара [6]. — Авт.).

Таким образом, СП [4] требует, во-первых, проведения достаточно трудоемких расчетов и постоянной корректировки сведений о зданиях, сооружениях и других объектах в НП. Тем более если рассматривать все здания жилого сектора как объекты предполагаемых пожаров (см. п. 2.5 [4]). Во-вторых, если учитывать большую динамичность обстановки (одни объекты строятся, другие сносятся, третьи перепрофилируются и т. п.), то может получиться парадоксальная ситуация: только начнется строительство ПЧ в соответствии с расчетом по

СП [4], а обстановка изменится, и строительство ПЧ нужно будет переносить в другое место. В-третьих, в соответствии с СП [4] может потребоваться строительство столь большого числа ПЧ, что ни федеральный бюджет, ни бюджеты регионов не смогут в настоящих условиях выделить требуемые средства. В-четвертых, СП [4] допускает некоторую неопределенность вариантов размещения ПЧ (см. п. 6.2): рекомендуемые по расчету места их дислокации могут оказаться физически непригодными для строительства ввиду сложного рельефа местности, отсутствия необходимой инфраструктуры и водоисточников, наличия других строений и т. п. Указанные обстоятельства затрудняют эффективное применение СП [4].

3. Компьютерная имитационная система С18-К08МА8® (сайт http://www.academygps.ru). Эта система, разработанная в Академии ГПС МЧС России (ранее — ВИПТШ МВД РФ) коллективом под руководством проф. Н. Н. Брушлинского, нашла широкое применение в РФ и за рубежом. Она предназначена для обоснования численности сил и средств экстренных и аварийно-спасательных служб города, исследования процессов их функционирования и экспертизы проектных, организационных и управленческих решений, связанных с оперативной деятельностью этих служб, чаще всего ПО. Город (территория) представляется в виде графа уличной сети (в "векторном" виде) и непрерывного пространства заданной конфигурации, на котором определены места дислокации различных городских объектов, больниц, подразделений экстренных и аварийно-спасательных служб, районы их обслуживания, техника, размещенная в каждом депо, и др. В основе С18-К08МЛ8® лежат статистические закономерности случайных процессов возникновения пожаров и ЧС, а также процессов функционирования экстренных и аварийных служб города (применительно к ПО — время следования караула, ликвидации пожара и возвращения в ПЧ).

Система С18-К08МЛ8® позволяет решать следующие основные задачи:

а) моделировать различные реальные и гипотетические ситуации, которые возникают или могут возникнуть в городе при изменении параметров городской среды или экстренной службы;

б) оптимизировать места дислокации новых депо, распределение техники по пунктам дислокации, определение вариантов диспетчеризации, графиков дежурств персонала и др.;

в) анализировать статистические данные, накопленные в процессе моделирования;

г) производить расчет числа оперативных отделений различных типов и числа депо в за-

висимости от времени следования подразделений к месту вызова;

д) определять зоны покрытия города в зависимости от времени следования к месту вызова и оптимальные границы районов обслуживания подразделений;

е) определять временные и вероятностные характеристики реакции оперативных подразделений на различные по сложности ситуации, возникающие на городских объектах.

Эффективное решение задач в интересах ПО с использованием системы С18-К08МЛ8® под силу только научному коллективу под руководством проф. Н. Н. Брушлинского. Однако и при использовании С18-К08МЛ8®, как правило, следует вывод, что, для того чтобы удовлетворить требованиям ФЗ [3], придется оборудовать слишком большое число новых ПЧ в сельской местности. Кроме того, в СК-К08МА8® по аналогии с [4] также желательно применительно к НП в сельской местности учитывать степень огнестойкости и этажность строений, количество находящихся в них людей, категории взрывопожарной и пожарной опасности.

4. Методика СПбУ ГПС МЧС России [7]. Эта методика, в отличие от [3] и [4], предусматривает следующий подход: во-первых, позволяет объективно определить, где лучше всего разместить новую ПЧ, если на ее создание выделены средства, и, во-вторых, как затем рационально изменить границы районов выезда ПЧ. Методика [7] рассчитана на поэтапное наращивание числа ПЧ в гарнизонах ПО с учетом возможностей федерального бюджета и бюджетов регионов вплоть до выполнения требований нормативных документов [1,3].

В методике [7] вводится понятие уровня пожарной уязвимости НП, который может зависеть от множества факторов. Основными из них являются: расстояние до ближайшей ПЧ х1, число жителей в НП х2, число важных объектов х3 (больницы, памятники архитектуры и т. п.), частота возникновения пожаров х4, среднегодовое число погибших от ОФП х5 и др. Количественно уровень пожарной уязвимости для каждогоу'-го НП в сельской местности, не имеющего своей ПЧ, может быть оценен по выражению [7]:

M

= X wiXjl i=i

j = 1.....N,

(1)

где М — число факторов, влияющих на пожарную уязвимость (в рассмотренном случае М = 5);

— "вес" г'-го фактора; Хц — нормированная величина г'-го фактора для у'-го НП;

N — число НП в гарнизоне ПО, не имеющих ПЧ.

"Веса" факторов, обуславливающих пожарную уязвимость НП, определяются экспертными методами [8, 9] и являются положительными величинами, а их сумма равна единице: w1 + w2 + ... + wM = 1. В первом приближении можно полагать wt = 1/М, i = 1, ..., М. Нормировка факторов {xji} проводится из условия 0 < Xji <1 с использованием выражения

0,5(1 - к)хmax - 0,5(1 + к)хmin + kxji

Xji =

j =1,

, N, i =1,

, М,

(2)

где к—коэффициент, равный +1, если при увеличении i-го фактора пожарная уязвимость НП возрастает, и -1, если она снижается; xi max, xi min — наибольшее и наименьшее значения г-го фактора по перечню из N рассматриваемых НП.

Для вышерассмотренных пяти (М = 5) факторов к = +1, поскольку при увеличении любого из факторов x1-x5 пожарная уязвимость НП возрастает. Выражение (2) в этом случае принимает вид:

Xji =

j =1, ..., N, i =1,

5. (3)

Из выражения (1) также следует, что величина иу лежит в пределах от 0 до 1: чем дальшеу'-й НП от ближайшей ПЧ, чем больше в нем жителей и важных объектов, чем чаще случаются пожары и гибнут люди, тем пожарная уязвимость этого НП выше.

На основании вектора значений [и1, ..., и^, полученного по выражениям (1)-(3), можно оценить и пожарную уязвимость гарнизона ПО в целом:

N

UP = X Uj/N,

(4)

j = 1

где Р — индекс, означающий число ПЧ в гарнизоне ПО.

Имея вектор значений [и1,..., им], можно принять обоснованное решение по размещению новой ПЧ в НП с наибольшим значением ит = тах(и1,..., им). Затем оставшиеся пожароуязвимые НП перезакрепляются за действующими и вновь созданной ПЧ (пожарная уязвимость ит для НП, где создана новая ПЧ, приравнивается 0). Рациональность изменения таким образом районов выезда ПЧ оценивается по двум критериям: по снижению пожарной уязвимости НП в зоне, обслуживаемой гарнизоном ПО, АЦ ипо равномерности нагрузки на ПЧ. Величина АЦ оценивается как разность между прежним и новым уровнями пожарной уязвимости НП в гарнизоне:

AU = Up - UP+ 1,

(5)

а нагрузка на каждую ПЧ определяется как сумма уровней пожарной уязвимости НП в районе выезда

Сравнительные данные методик определения мест дислокации ПЧ

Особенности методики Методика

СП [4] ФЗ [3] С18-К08МЛ8® СПбУ ГПС МЧС РФ [7]

Что позволяют Определять необходимое число ПЧ, места их дислокации и границы районов выезда Находить рациональные места дислокации дополнительных ПЧ, корректировать районы выезда ПЧ

Исходные данные Дорожная сеть, координаты НП и других объектов, места дислокации существующих ПЧ, скорость движения пожарных автомобилей,

частота возникновения пожаров,

продолжительность тушения районы выезда существующих ПЧ, численность жителей в НП, число погибших от ОФП

Недостатки Для выполнения требований ФЗ [3] и СП [4] потребуется создание слишком большого числа ПЧ Не предусматривается немедленное выполнение требований ФЗ [3] и СП [4], не учитывается продолжительность тушения

Большая трудоемкость, необходимость постоянного сбора данных и корректировки расчетов Не учитываются частота возникновения пожаров и продолжительность тушения Требуется наличие лицензионной программы, мощного ПК и квалифицированного программиста

Не учитываются степень огнестойкости и этажность строений, число людей в них, категории взрывопожарной и пожарной опасности

этой ПЧ: 51, Б2,..., +1. Неравномерность этих нагрузок может быть оценена через среднеквадрати-ческое отклонение:

_-> -10,5

а =

S12

'р +1

Р

(6)

В результате может быть рассмотрено несколько вариантов (как правило, их число или очень ограниченно, или вариант вообще один) с различными сочетаниями {Л и, а}. После этого принимается окончательное решение о границах районов выезда всех (Р +1) ПЧ гарнизона, исходя из конкретных особенностей региона (административного района, области).

Достоинства методики [7] заключаются в следующем:

а) она рассчитана на поэтапный ввод в строй дополнительных ПЧ вплоть до выполнения требований ФЗ [3] и ГОСТ 12.1.004-91* [1] с учетом возможностей федерального бюджета и бюджетов регионов;

б) методика позволяет количественно и объективно оценить эффект от ввода в строй дополнительных ПЧ и изменения границ районов их выезда;

в) методика доступна (может применяться в гарнизонах ПО, поскольку не требует сложных компьютерных программ — достаточно Ехсе1), "прозрачна" (все расчеты могут быть проверены на любом этапе) и "открыта" (могут быть скорректированы данные о НП и,

при необходимости, учтены дополнительные факторы — степень огнестойкости зданий и сооружений в НП, категории их взрывопо-жарной и пожарной опасности, этажность, достаточность противопожарного водоснабжения и др.);

г) с ее использованием в гарнизонах ПО могут быть предварительно проработаны варианты оперативного перезакрепления НП за свободными ПЧ, если караул какой-либо ПЧ убывает на тушение пожара в своем районе выезда.

Методика [7] была апробирована специалистами СПбУ ГПС МЧС России на примере Ленинградской обл. и показала свою эффективность. Это дает основание рассмотреть вопрос о внесении ее в качестве рекомендуемого приложения в ФЗ [3] и СП [4].

Выводы

Таким образом, в настоящее время разработаны несколько подходов и реализующих их методик, заданных нормативно и отработанных практически, позволяющих решать проблему рационального размещения вновь создаваемых ПЧ в регионах РФ. Использование методик специалистами ПО совместно с администрацией регионов позволяет снизить уровень пожарной опасности НП в сельской местности и добиться в перспективе выполнения требований ФЗ № 123 [3] и ГОСТ 12.1.004-91* [1]. Для удобства сравнительные данные методик сведены в таблицу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГОСТ 12.1.004-91*. ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования. — Введ. 01.07.1992 г. — М. : ИПК Изд-во стандартов, 2002. — 91 c.

2. СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений : постановление Госстроя СССР от 16.05.1989 г. № 78; введ. 01.01.1990 г. — М. : ГП ЦПП, 1994.

3. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности : Федер. закон от 22.07.2008 г. № 123-Ф3; принят Гос. Думой 04.07.2008 г.; одобр. Сов. Федерации 11.07.2008 г. // Собр. законодательства РФ. — 2008. — № 30 (ч. I), ст. 3579.

4. СП 11.13130.2009. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения : приказ МЧС России от 25.04.2009 г. № 181; введ. 01.05.2009 г. — М.: ВНИИПО, 2009.— 14 с.

5. О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска : постановление Правительства РФ от 31.03.2009 г. № 272; введ. 01.05.2009 г. // Российская газета. — 8 апреля 2009 г. — Федер. вып. № 4884.

6. СП 59.13330.2011. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения : приказ Минрегиона России от 27.12.2011 г. № 605; введ. 01.01.2013 г. — М. : ООО "Аналитик", 2012.— 58 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Методические рекомендации по определению рациональной дислокации вновь создаваемых пожарных частей в населенных пунктах районов и областей и оптимизация районов обслуживания : учебное пособие / Под ред. В. С. Артамонова. — Спб : СПбУ ГПС МЧС России, 2010.

8. Доброе Г. М., Ершов Ю. В., Левин Е. И., СмирновЛ. П. Экспертные оценки в научно-техническом прогнозировании. — К. : Наукова думка, 1974. — 160 с.

9. Саати Т. Л. Принятие решений. Метод анализа иерархий. —М.: Радио и связь, 1993. —278 с.

Материал поступил в редакцию 12 марта 2013 г.

— English

ON THE PROBLEM OF PLACING NEWLY CREATED FIRE BRIGADES IN THE TERRITORIES OF THE REGIONS

TARANTSEV A. A., Doctor of Technical Sciences, Professor, Professor of Saint Petersburg University of State Fire Service of Emercom of Russia (Moskovskiy Avenue, 149, Saint Petersburg, 196105, Russian Federation; e-mail address: t 54@mail.ru)

ABSTRACT

Discusses various approaches to determining the required number of fire brigades in urban and rural localities. Comparative estimation approaches-approaches based on normative documents (state standart, federal law, set of rules), on the application of computer simulation and calculation of fire system vulnerabilities. Justification to increase the number of fire brigades in the territories of the regions in the localities with the highest fire vulnerability. To optimize the locations of fire exit parts on two criteria — for the general decline in the region's vulnerability to fire and fluidity of workloads to the fire brigade.

Keywords: fire department; accommodation; district; village of vulnerability.

REFERENCES

1. State Standard 12.1.004-91*. Occupational safety standards system. Fire safety. General requirements. Moscow, IPK Izdatelstvo Standartov Publ., 2002. 91 p. (in Russian).

2. Construction Norms and Rules 2.07.01-89*. Municipal engineering. Planning and building up for urban settlements and rural villages. Moscow, GP TsPP Publ., 1994 (in Russian).

3. Technical Regulations on Fire Safety: Law of Russian Federation on 22.07.2008 No. 123. Collection of Laws of the Russian Federation, 2008, no. 30 (part I), art. 3579 (in Russian).

4. Set of Rules 11.13130.2009. Location offire service divisions. Procedure and methods of determination. Moscow, All-Russian Research Institute for Fire Protection of Emercom of Russia Publ., 2009. 14 p. (in Rissian).

5. O poryadke provedeniya raschetov po otsenke pozharnogo riska [About procedure for carrying out calculated fire risks]. Rossiyskaya gazeta — Russian Newspaper, 8 April 2009, no. 4884.

6. Set of Rules 59.13330.2011. Accessibility of buildings and structures for persons with disabilities and persons with reduced mobility. Moscow, Analitik Ltd. Publ., 2012. 58 p. (in Russian).

7. Artamonov V. S. (ed.). Metodicheskiye rekomendatsiipo opredeleniyu ratsionalnoy dislokatsii vnov sozdavayemykh pozharnykh chastey v naselennykh punktakh rayonov i oblastey i optimizatsiya rayonov obsluzhivaniya: uchebnoye posobiye [Guidelines on detection of rational dislocation of newly established fire departments in district and regional residential places and optimization of service areas. Tutorial]. Saint Petersburg, Saint Petersburg University of State Fire Service of Emercom of Russia Publ., 2010.

8. Dobrov G. M., Yershov Yu. V., Levin Ye. I., Smirnov L. P. Ekspertnyye otsenki v nauchno-tekhniche-skomprognozirovanii [Expert judgements in scientific and technological forecasting]. Kiev, Naukova DumkaPubl., 1974. 160 p.

9. Saaty T. L. Prinyatiye resheniy. Metod analiza ierarkhiy [Decision-making. Analytic Hierarchy Process]. Moscow, Radio i Svyaz Publ., 1993. 278 p.

Издательство «П0ЖНАУКА»

А. Я. Корольченко, 0. Н. Корольченко

СРЕДСТВА ОГНЕ- и БИОЗАЩИТЫ

Изд. 3-е, перераб. и доп. - 2010. - 250 с.

В третье издание внесены существенные изменения: включена глава, посвященная механизму огнебиозащиты древесины, расширена глава по анализу требований, содержащихся в нормативных документах по средствам огнезащиты, и их применению в практике строительства. Приведена информация ведущих производителей средств, предлагаемых на отечественном рынке для огнезащиты: древесины (пропитки, лаки и краски), несущих металлических конструкций (средства для конструктивной огнезащиты, огнезащитные штукатурки, вспучивающиеся покрытия), воздуховодов, кабелей и кабельных проходок, ковровых покрытий и тканей. Представлены также биозащитные составы для древесины.

Информация о средствах огне- и биозащиты вкючает данные о рекомендуемых областях их применения, эффективности, технологии нанесения, организациях-производителях.

Издание предназначено для работников проектных организаций, специалистов в области огне- и биозащиты и пожарной безопасности.

121352, г. Москва, а/я 43; тел./факс: (495) 228-09-03; e-mail: mail@firepress.ru; www.firepress.ru

ВНИМАНИЕ! Распространяется БЕСПЛАТНО!

Средства огне- и биозащиты

f

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.