Подгорная Л.Ю.
Пожарная безопасность как предмет правового регулирования
Ускорение научно-технического прогресса, связанное с применением новых процессов производства, вовлечение в область производства возрастающего количества горючих веществ и материалов, влияние негативных сторон человеческого фактора (недооценка вопросов пожаровзрывоопасности, административные правонарушения и преступления) способствуют росту пожаров и взрывов, влекущих причинение значительного материального ущерба и человеческие жертвы.
Мировая статистика показывает, что ежегодно на Земле происходит более 6 млн пожаров, травмируется свыше 6 млн и гибнет более 50 тыс. человек.
Охрана общественной безопасности и национального богатства от пожаров в современных условиях интенсивного развития научно-технической революции относится к числу наиболее важных социально-экономических и хозяйственных задач. Точное и неукоснительное соблюдение особых мер пожарной безопасности является необходимым условием предотвращения наступления общественно опасных последствий. Последствия нарушения правил пожарной безопасности заключаются в том, что в результате этого происходят пожары, в которых гибнут люди, уничтожаются или повреждаются материальные ценности, на создание которых затрачены огромные человеческие усилия и денежные средства. Кроме того, в результате пожаров дезорганизуется нормальная производственная и иная деятельность людей, государственных и коммерческих предприятий, что делает их еще более опасными и разрушительными.
Проведенное исследование позволяет констатировать, что около 40 % всех последствий пожаров в России обусловлено нарушением правил пожарной безопасности.
В настоящий период правовая система России адаптирует новые принципы построения взаимоотношений между человеком и государством, основывающиеся на приоритете прав человека, признании их первичности, что для нашей страны представляет принципиальную новизну. За последние годы в России радикально изменились уголовное, уголовнопроцессуальное, гражданское, арбитражное и административное законодательство, а также ведомственная нормативная база. Анализ показывает, что возникает множество проблем при разграничении состава нарушения правил пожарной безопасности и уголовно-правовых норм, предусматривающих нарушение других различных специальных правил в сложности единообразного толкования уголовно-правовых норм.
Преступления, связанные с нарушением специальных правил безопасности, посягают на специфическую группу общественных отношений, являющихся частью отношений общественной безопасности и регламентирующих порядок производства отдельных видов работ, а также связанных с этим порядком правил безопасности труда. И в том случае, если были нарушены общие правила предосторожности на производстве вместе с правилами пожарной безопасности, на нарушение последних, как правило, не обращают внимания.
Научному осмыслению нарушения правил пожарной безопасности уделяется пристальное внимание на страницах специальной литературы.
В научных работах, посвященных исследованию данной проблемы, высказываются различные точки зрения, касающиеся юридической природы рассматриваемого деяния. Проводимый анализ свидетельствует, что, несмотря на многообразие источников, в современный период отсутствуют монографические исследования, посвященные уголовно-правовой характеристике нарушений правил пожарной безопасности. Существуют лишь общетеоретические подходы в изучении конкретных элементов нарушения правил пожарной безопасности. Однако приходится констатировать, что результаты изучения рассматриваемой проблемы достаточно противоречивы, и остаются вопросы, требующие дополнительного изучения.
Под правилами пожарной безопасности следует понимать комплекс положений, устанавливающих обязательные требования пожарной безопасности, содержащийся в Федеральном законе РФ «О пожарной безопасности» [1].
Сущность нарушения правил пожарной безопасности заключается в регламентации неосторожного деяния, совершенного в сфере обеспечения пожарной безопасности государства, в
результате которого происходит пожар или создается угроза его возникновения, повлекшие причинение вреда здоровью или гибель людей, предусмотренные уголовным законодательством.
Основу нарушения правил пожарной безопасности составляют пожар или угроза его возникновения. По нашему мнению, пожар следует признать обязательным признаком состава нарушения правил пожарной безопасности, т.к. после него наступают последствия в виде причинения вреда жизни или здоровью человека. По мнению И.А. Попова, «преступление, связанное с пожарами, - это виновно совершенное общественно опасное деяние (действие, бездействие), запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания, которое повлекло или могло повлечь наступление, предусмотренных его особенной частью последствий» [2, с. 17]. И.И. Коваленко полагает, что пожар следует понимать «как результат общественно опасного, противоправного деяния лица, которое по неосторожности или умышленно нарушило или не выполнило требования правил безопасности, создало специальные условия для горения и причинило материальный ущерб или повлекло другие общественно опасные последствия» [3, с. 15]. Практически это определение пожара близко к определению преступления.
Законодательно определение пожара закреплено в ст. 1 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности»: «Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства». Этим же законом регламентированы права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.
На основании ст. 38 названного выше Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности приказом по предприятию или организации; ответственные квартиросъемщики или арендаторы квартир (комнат) в домах государственного, муниципального или ведомственного жилищного фонда, если иное не предусмотрено соответствующим договором; должностные лица в пределах их компетенции.
Вышеперечисленные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Нормативно-правовое регулирование в области пожарной безопасности в настоящее время представляет собой принятие органами государственной власти актов по пожарной безопасности. К ним согласно ст. 20 ФЗ «О пожарной безопасности» относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. В настоящее время на всей территории Российской Федерации действуют Правила пожарной безопасности в Российской Федерации - ППБ-01-03 [4]. При обеспечении пожарной безопасности наряду с данными Правилами следует также руководствоваться государственными стандартами, строительными нормами и правилами, нормами технологического проектирования, отраслевыми и региональными правилами пожарной безопасности и другими, утвержденными в установленном порядке нормативными документами, регламентирующими требования пожарной безопасности.
Вышеназванный нормативно-правовой акт устанавливает требования пожарной безопасности на всей территории Российской Федерации, являющиеся обязательными для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреждениями, иными юридическими лицами независимо от их организационноправовой формы и формы собственности, их должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также их объединениями.
Субъекты Российской Федерации также вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности при условии, что последние не будут снижать требования пожарной безопасности, установленные федеральными нормативными
документами. Нормативные документы по пожарной безопасности подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.
Место правил, норм и стандартов, обеспечивающих пожарную безопасность, в системе действующего законодательства определяется тем, что они, подкрепляясь правовыми санкциями (административными наказаниями в виде предупреждения или административного штрафа), стоят в ряду тех нормативных правовых актов, соблюдение которых обеспечивается принудительной силой государства. Исследуя механизм правового регулирования обеспечения пожарной безопасности, следует отметить, что вышеуказанные общественные отношения, в зависимости от характера взаимосвязей между их участниками, подвержены регулированию со стороны различных отраслей права. Поэтому правовой основой обеспечения пожарной безопасности является совокупность правовых норм разной отраслевой принадлежности, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения пожарной безопасности.
Административно-правовым регулированием охватываются те нарушения правил пожарной безопасности, которые применяются преимущественно органами исполнительной власти, исполнительными органами местного самоуправления (при воздействии на поведение людей и деятельность юридических лиц, не находящихся с ними в субординационном подчинении), а также должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, администрациями предприятий и учреждений (при воздействии на своих подчиненных),
общественными объединениями и иными социальными образованиями (в отношении участников этих коллективов).
«Кодекс об административных правонарушениях» содержит три состава нарушений правил пожарной безопасности:
- статья 8.32 - предусматривает административную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах;
- статья 11.16 - за нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном видах транспорта;
- статья 20.4 - является общей нормой о возможных административно наказуемых
правонарушениях правил пожарной безопасности. К примеру, она предусматривает
административную ответственность не только за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, но и за выдачу сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен; продажу продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации, без сертификата соответствия; несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленным для пожарных машин и техники [5].
Предусматривая административную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в различных отраслях хозяйственной деятельности, КоАП РФ оставляет
регламентацию этих отношений за отраслевым законодательством. Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 КоАП РФ, является пожарная безопасность, понимаемая как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Как непосредственный объект административного нарушения требований пожарной безопасности она представляет собой совокупность общественных отношений по предотвращению пожаров и воздействия их опасных факторов на людей, материальные ценности и нормальную деятельность различных объектов. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, заключается в нарушении требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами, правилами. Такое ее построение вызвано практической невозможностью включить в КоАП РФ все положения из многочисленного перечня противопожарных нормативно-правовых актов (ГОСТов, Правил пожарной безопасности, Строительных норм и правил, отраслевых и региональных правил пожарной безопасности и т.д.).
Субъектом данного правонарушения могут выступать как физические лица, так и юридические.
Согласно ч. 1 ст. 2. 5 КоАП РФ военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовноисполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов
ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, совершенное по месту службы, несут в соответствии с нормативно- правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. Так, например, сотрудники органов внутренних дел за совершение проступка, ответственность за который предусмотрена ч. 1 комментируемой статьи, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии со ст. 38 «Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» [6]. Однако если все вышеперечисленные категории лиц, на которых по общему правилу распространяется действие дисциплинарных уставов и положений о прохождении службы, совершают нарушения требований пожарной безопасности вне места службы, то они несут административную ответственность на общих основаниях. При этом к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, не может быть применено наказание в виде административного штрафа. Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, может быть также и юридическое лицо.
Таким образом, административная ответственность за проступки в области пожарной безопасности представляет собой субъективную юридическую обязанность лица, признанного виновным в совершении указанного административного правонарушения, претерпеть установленные административным законодательством негативные правовые последствия, связанные с восстановлением нарушенных общественных отношений, выраженную в применении к нему уполномоченным органом или должностным лицом административных взысканий и реализуемую посредством административных правоотношений материального и процессуального характера.
Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности предусмотрена и уголовным законодательством. О.Л. Дубовик совершенно справедливо отмечает, что разграничение уголовной и административной ответственности за нарушения пожарной безопасности должно проводиться по объективной стороне, а именно, по последствиям, и дополнительно - по признакам специального субъекта [7, с. 657].
Если рассмотреть современное российское уголовное законодательство, то можно с уверенностью констатировать, что к таким преступлениям, по российскому уголовному законодательству, может быть отнесено только преступление, предусмотренное ст. 219 УК РФ, -«Нарушение правил пожарной безопасности» [8].
Основным непосредственным объектом нарушения правил пожарной безопасности выступают общественные отношения пожарной безопасности. Факультативным обязательным объектом состава нарушения правил пожарной безопасности являются: по ч. 1 ст. 219 УК - здоровье потерпевшего, по ч. 2 и 3 ст. 219 УК - жизнь потерпевшего. В настоящее время, когда последствия по составу, предусмотренному ст. 219 УК, связаны только с физическим лицом и причинением ему физического вреда, следует констатировать, что потерпевший по составу, т.е. физическое лицо, - обязательный признак состава преступления. Им может быть любое лицо. Поскольку объектом анализируемого преступления выступают общественные отношения по обеспечению пожарной безопасности, постольку следует признать, что они страдают и в случаях, когда причинен вред здоровью самого виновного. Уголовный закон не должен оставаться безучастным к таким ситуациям, но тот факт, что вред был причинен самому виновному, должен быть учтен на законодательном уровне, с понижением мер уголовного наказания, которые должны быть назначены.
Субъектом преступления, предусмотренного ст. 219 УК РФ, является лицо, на которое была возложена обязанность исполнять (постоянно или временно) утвержденные и зарегистрированные в установленном порядке правила пожарной безопасности (например, руководители предприятий и организаций всех форм собственности и уполномоченные ими лица, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ в силу действующих нормативно-правовых актов и инструкций непосредственно обязаны выполнять соответствующие правила либо обеспечивать их соблюдение на определенных участках работ; собственники имущества, в том числе жилища, наниматели, арендаторы и др.). Поскольку эти правила обязан соблюдать каждый член общества, можно утверждать, что субъектом может быть любое лицо. Другое дело, что круг конкретных правил, предназначенных для разных категорий граждан, - разный, и субъектом, по ст. 219 УК РФ, может выступить лицо, которое не соблюдает предназначенных именно для него правил.
Статья 219 УК РФ призвана служить весомым профилактическим фактором, обеспечивающим соблюдение должностными лицами и отдельными гражданами мер пожарной безопасности, снижение количества пожаров и тяжести их последствий. Однако на практике правоприменительная деятельность в этом направлении очень ограничена, а число возбуждаемых уголовных дел, тем более дошедших до суда, составляет единицы. Причины этого - в правовой и технической неподготовленности основной массы пожарных дознавателей и следователей органов внутренних дел к работе по данной статье, в неумении оперативно и целенаправленно выявлять и закреплять признаки состава преступления, устанавливать виновных лиц.
Сущность анализа вышеназванных нормативно-правовых актов в области пожарной безопасности, по нашему мнению, состоит в его направленности на совершенствование деятельности органов дознания государственного пожарного надзора и органов внутренних дел по расследованию пожаров, повышении эффективности расследования преступлений, связанных с нарушением правил пожарной безопасности, путем применения специальных знаний на различных этапах расследования и унификации процедуры их использования, а также в выработке методических подходов по расследованию пожаров, связанных с нарушением правил пожарной безопасности.
Литература
1. Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 го-да № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // http: //www .mnogo zakonov.ru
2. Попов В.И. Расследование преступлений, связанных с неосторожным обращением с огнем: Методические рекомендации. М.: ВНИИПО, 2003.
3. Коваленко И.И. Борьба с умышленным уничтожением или повреждением имущества путем поджога (уголовно-правовые и криминологические вопросы): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1995.
4. Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ-01-03) // Российская газета. 2003. 4 июля.
5. Кодекс об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря.
6. Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1 // КонсультантПлюс
7. Дубовик О.Л. Учебный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.Э. Жалинский. М.: Изд-во «Эксмо», 2005.
8. Уголовный Кодекс РФ от 13 июля 1996 года № 63-ФЗ // http://base.garant.ru/10108000/