Научная статья на тему 'ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ИСТОРИИ ТАДЖИКСКОГО НАРОДА В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (XVI - 60- E ГГ. XIX ВЕКА)'

ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ИСТОРИИ ТАДЖИКСКОГО НАРОДА В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (XVI - 60- E ГГ. XIX ВЕКА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
41
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / ИСТОРИЯ / ТАДЖИКСКИЙ НАРОД / АНГЛОЯЗЫЧНЫЙ / ЛИТЕРАТУРА / АНАЛИЗИРОВАТЬ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / СРЕДНЯЯ АЗИЯ / ЕВГЕНИЙ ШУЛЕР / ЧАРЛЬЗ МАРВИН / ГЕНРИ ЛАНСДАЛЬ / ЮНЕСКО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Каландарова Лутфия

В данной статье освещается политическое положение XVI - 60- х гг. XIX века в Средней Азии. Рассматриваемый период нашел отражение и в работах англоязычных авторов. Автор анализирует работы Евгения Шулера, Чарльза Марвина, Генри Лансдаля и Юнеско.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LATER MIDDLE AGES OF HISTORY OF THE TAJIK PEOPLE IN ENGLISH-SPEAKING LITERATURE (THE XVI - 60S OF THE XIX CENTURY)

In this article is highlighted the political situation of the XVI - 60s of the XIX century in Central Asia. The period under review has reflected in the works of the English-speaking authors. The authors analyses the works of Eugene Schuyler, Charles Tomas Marvin, Henry Lansdell and Unesco.

Текст научной работы на тему «ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ИСТОРИИ ТАДЖИКСКОГО НАРОДА В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (XVI - 60- E ГГ. XIX ВЕКА)»

В статье показано, что философско-метафизическое описание мира Ибн Рушда пронизано отдельными признаками эманации, чуждыми Аристотелю и восточным перипатетикам, но в то же время одобряющими натуралистическую конструкцию человеческого материального интеллекта.

Он также настаивает на возможности наличия у материального интеллекта активного интеллекта как непосредственного объекта мысли и сопряжения с активным интеллектом, понятиями, никогда не выраженными в трудах указанных философов. Конечная модель Вселенной Ибн Рушда отвергает эманационизм и объясняет происхождение живых существ в подлунном мире натуралистически, и всё это тождественно подлинному аристотелевскому учению. Однако он отказывается от прежней натуралистической концепции человеческого материального интеллекта и превращает материальный интеллект в нечто совершенно не аристотельское, единое трансцендентное существо и номинально «спасает» человека с его соединением с активным интеллектом.

Ключевые слова: отдельными признаками эманации, восточные перипатетики, материальный интеллект, активный интеллект, модель Вселенной, деятельный интеллект, даритель форм, нетленный субъект, переосмысление ряда функций, материальная субстрата, первичная материя сублунного мира, промежуточная материя, снабжение внешним началом.

RETHINKING IBN BY RUSHDOM OF A NUMBER OF FUNCTIONS PERFORMED BY AN ACTIVE INTELLECT

The article shows that the philosophical and metaphysical description of the outlook of Ibn Rushd is permeated with individual signs of emanation, alien to Aristotle and Eastern peripatetics, but at the same time approving of the naturalistic construction of human material intelligence.

He also insists on the possibility of a material intellect having an active intellect as a direct object of thought and conjugation with active intellect, concepts that have never been expressed in the writings of these philosophers. The final model of the Universe of Ibn Rushd rejects emanations and its idea and explains the origin of living beings in the sublunary world in a naturalistic way. All this is an identical to the true Aristotelian teaching. However, he abandons the previous naturalistic concept of human material intelligence and turns material intelligence into something completely non-Aristotle, a single transcendental being and nominally "saves" a person with his connection with active intelligence.

Keywords: individual signs of emanation, eastern peripatetics, material intelligence, active intelligence, model of the Universe, active intelligence, donor offorms, imperishable subject, rethinking of a number of functions, material substrate, primary matter of the sublunary world, intermediate matter, supply of an external principle.

Сведение об авторе:

Давлатов Р.Л.- кандидат филисофических наук, доцент кафедры философии

Таджикского государственного педагогического университета им. С.Айни

About the autor:

Davlatov R.L. - Candidate of Philisophic Sciences, Associate Professor of Philosophy, Tajik

State Pedagogical University named after S. Aini

ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ИСТОРИИ ТАДЖИКСКОГО НАРОДА В

АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (XVI - 60- E ГГ. XIX ВЕКА)

Каландарова Л.И.

Таджикский государственный педагогический университет им С. Айни

XVI - 60- e гг. XIX века в отечественной историографии называют поздним средневековьем. В это время в Центральной Азии (Средней Азии) к власти пришла династия Шейбанидов и начала завоевание Мавераннахра. В 1560 г. столицей государства Шейбанидов становится г. Бухара.

Для правления династии Шейбанидов присущи междоусобицы, постоянная борьба за власть. И только одному из представителей династии Шебанидов Абдаллах-хану II удалось прекратить междоусобные войны и закрепить за собой власть, что привело к улучшению хозяйственной жизни.

Однако после смерти Абдаллах-хана II вновь начинается борьба за власть. На смену Шейбанидам приходит династия Джанидов (Аштарханидов). Народам Средней Азии предстояло пережить тяжелые времена. Усиление феодальной реакции, политическая раздробленность, бесконечные междоусобные войны, обезлюдение городов, разорение оседлого населения, подвергавших постоянным поборам со стороны различных феодалов, грабивших оазисы и торговые караваны, - все это характерно для изучаемого периода.

Это и привело в XVIII в. к глубокому хозяйственному упадку и застою, особенно в центральных областях Средней Азии [1, с.567].

В начале XIX в. в Средней Азии существовали три самостоятельных государства: Бухарский эмират, Кокандское и Хивинское ханства, между которыми на всем протяжении первой половины столетия, велись войны из-за мелких соседних владений и городов Ташкента, Джизака, Ура-Тюбе (Истаравшана), Худжанда и др. Они стремились к расширению своих владений за счет этих районов, как дополнительных источников собственного обогащения. Поводом к ведению военных действий, помимо прочих, служили личные обиды ханов, ложные доносы явных и тайных агентов, интриги, переход влиятельных лиц одного ханства на сторону другого, обращение свергнутых правителей отдельных владений за помощью к другим ханам, письма духовных лиц с просьбой о наказании потерявших их доверие правителей и др. [2, с.252-253].

Рассматриваемый период нашел отражение и в работах англоязычных авторов. Труды Эд.Эверсмана, Дж.Гиттона, Ф.Фишера, Дж.Аббота, Дж.Вольфа, Г.Раулинсона посвящены деятельности английских агентов и разведчиков в Бухаре и англо-русскому соперничеству в Средней Азии [3]. Авторы приводят и интересные сведения из жизни среднеазиатских государей.

В 1876 г. издается работа Евгения Шулера "Turkistan. Notes of a journey in Russian Turkistan, Khokand and Kuldja" («Туркестан. Записки путешествия в русский Туркестан, Коканд, Кульджу».). Евгений Шулер - американский ученый, писатель, путешественник и дипломат. Он был переводчиком Тургенева и Толстова и первым американским дипломатом, посетившим Среднюю Азию Российской империи [4].

В этом исследовании есть данные относящиеся к изучаемому периоду. Так, автор говорит о том, что Самарканд посещали европейцы: Н.В.Ханыков и А.Леман в 1841 г., русский офицер Ефремов [5, р.240].

Однако Евгений Шулер только упоминает об этих поездках, поэтому обратимся к другим источникам, чтобы подробнее узнать, что это были за экспедиции.

В 1841 г. миссия К. Бутенева добрались до Бухары, а в августе «горная партия», в которую вошли также А.Леман, Н.В. Ханыков, Г. Богословский, Яковлев отправились в Самаркандский оазис. В сентябре 1841 г. экспедиция двинулась от Самарканда в Пенджикент и, перейдя на правый берег Зеравшана, занялась обследованием горных пород. На обратном пути в Бухару экспедиция целый месяц задержалась в Самарканде, где А.Леман снова делает множество карандашных набросков исторических памятников. Несмотря на кратковременность Зеравшанской экспедиции, А.Леманом и его товарищами были собраны богатые сведения по зоологии, ботанике, геологии, этнографии края. Записки рано скончавшегося Александра Лемана позже были опубликованы на немецком языке в Санкт-Петербурге [6].

В своей работе американский ученый Евгений Шулер приводит генеалогическую таблицу правителей Коканда от Шахрух-бека до Насреддин - хана, также дан список всех европейских путешественников, в Средней Азии начиная с начала XVII века до 1858 года (1690-1858 гг.). Этот список дается под заглавием: «Путешественники средневековья в Средней Азии». Торговцы и агенты совершили путешествия в Хиву, Бухару, Ташкент, Самарканд, Балх, Коканд, Мерв.

Английский путешественник Чарльз Томас Марвин в 1884 г. издал работу под названием "Reconnoitring Central Asia: Pioneering adventures in the region lying between Russia and India" («Разведывание Средней Азии: авантюра в регионе, лежащем между Россией и Индией»).

Чарльз Томас Марвин (1854-1890 гг.) провел детство в России, в середине 1870 гг. вернулся в Англию, получил место в Министерстве иностранных дел, но потерял его, продав в 1878 году копию тайного соглашения лорда Солсбери с Россией редакции газеты "Globe". Он присутствовал в 1883 г. при коронации императора Александра III и посетил Кавказ и Каспийское море, где исследовал залежи нефти [7].

В своей работе автор говорит о завоеваниях России в Средней Азии. В 1860 г. русские захватили кокандские крепости Токмак и Пишпек. Чарльз Марвин указывает, что Среднюю Азию посетили исследователи, среди которых: Бейли Фрейзер, Артур Конолли, Александр Борнс, Вольф, Аботт, Шекспир, Тейлор Томсон. Эти поездки были осуществлены с 1821по 1841 гг. Провал английской экспедиции в Афганистан и жестокое убийство Стоддарта и Конолли в Бухаре, закрепило ужасную репутацию за Средней Азией. Путешественники избегали совершать поездки на эту территорию [8, р. 3].

Чарльз Марвин приводит интересные данные, подтверждающие насколько тяжела, была жизнь простого народа. В 1841 г., когда майор Аботт посетил Хивинское ханство из 2468500

человек населения 700000 человек или каждый третий был рабом. В Хиве проживало 12000 -гератцев и 30000 - персов, остальные рабы были разбросаны по ханству, занимаясь земледелием. Доктор Вольф путешествуя по Бухаре, подсчитал, что 2,5 миллиона человек составляют население Бухары, из них 200000 были рабами [9, р.3].

Следующей книгой, в которой отражен исследуемый период - это "Russian Central Asia, Kuldja, Bokhara, Khiva and Merv" («Русская Средняя Азия, Кульджа, Бухара, Хива и Мерв»), написанная Генри Лансдалем (1841-1919 гг.) - священника англиканской церкви, опубликованная в 1885 г. Генри Лансдаль в 1879 г. и в 1882 г. совершил два долгих путешествия по территории, называвшейся в то время Азиатской Россией: одно в Сибирь, а другое - в Русскую Среднюю Азию [10].

Автор пишет, что Ташкент подчинился Китаю в 1758 г. и после этого беки Андижана и Маргилана послали дань в Пекин.

Генри Лансдаль в своей работе описывает действия Нарбуты-бия, который был из династии Мингов и заложил основы кокандского влияния в Восточном Туркестане. Он установил союз с эмиром Бухары, воевал с правителем Ура-Тюбе и был разбит. В 1779 г. Нарбута-бий направляет экспедицию в Ташкент. Одни исследователи утверждают, что Нарбута-бий умер в 1780 г., другие - в 1806 г. У Нарбуты-бия было три сына. Во время правления одного из его сыновей - Олима, к Коканду были присоединены Ходжент, Ура-Тюбе и Ташкент. Олим был отравлен в 1821г. своим сыном Мухаммад Али, изменивший свое имя на Мадали, который захватил Каратегин и заставил Куляб, Дарваз и Шугнан признать его власть [11, р.505].

Именно при нем были установлены первые дипломатические отношения между Кокандом и Россией в 1835 г. Из-за того что Мадали женился на двух сестрах и на жене своего отца он стал непопулярным среди народа.

Стиль написания англоязычных авторов отличается от работ русских и отечественных историков. Многие англоязычные работы были написаны не профессионалами и по этой причине у них свой стиль изложения материала и свои хронологические рамки, отсутствует общепринятое деление российской и отечественной истории на политическое, общественно-экономическое положение, материальную и духовную культуру общества.

В 2003 году ЮНЕСКО был издан пятый том "History of civilization of Central Asia: Development in contrast: from the sixteenth to the mid-nineteenth century" («История цивилизации Центральной Азии: Развитие в контрасте: с шестнадцатого до середины девятнадцатого века»). Редакторами тома являлись Чабриар Адле из Франции (Директор исследовательского центра) и Ирфан Хабиб из Индии (профессор истории).

Раздел о династии Шейбанидов написан Р.Г. Мукминовой (1922-2007 гг.), историком-востоковедом, известным узбекским специалистом в области позднесредневековой истории Центральной Азии [12]. События освещаются с конца XV в., когда Ташкент перешел в руки Чингизида Юнус-хана, и восточные области Дашт-и Кипчака оккупировали кочевые и полукочевые тюркские племена. Автор описывает приход к власти Мухаммада Шейбани, установление Шейбанидского ханства, Бухарское ханство, его административное деление, социальную и экономическую жизнь.

Советским и таджикским историком, академиком АН РТ А.Мухтаровым (1924-2007 гг.) подготовлен раздел о Мангытах.

Материал о Памире и Шугнане написан известным таджикским историком, член-корреспондентом АН РТ, доктором исторических наук Х.Пирумшоевым. Раздел содержит информацию о Шугнане, Дарвазе, Бадахшане, о проникновении исмаилизма в Шугнан, о завоевании Бадахшана узбеками, персами, афганцами.

Указанный том содержит информацию об Афганистане, колониализме и Центральной Азии, усилении британского колониализма, русской экспансии, статусе женщин в Трансоксонии, Иране, Индии, экономике, товарах и торговле, обществе и технологиях, архитектуре в Трансоксонии и Хорасане.

Таким образом, англоязычными авторами проделана определенная работа и их издания представляют интерес для истории таджикского народа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гафуров Б.Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история.-Москва, 1972. -663 с.

2. История таджикского народа. Позднее средневековье и новое время (XVI в. - 1917 г.). T. IV. - Душанбе, 2009. -896 с.

3. Там же, - С. 21.

4. https://ru.wikipedia.org/

5. Eugene Schuyler. Turkistan. Notes of journey in Russian Turkistan, Khokand, Bukhara and Kuldja. Vol. I. -London, 1871. -411 p.

6. https://www.goole.com/ Academia.edu/ Маликов А.М. Самарканд в начале XIX века.

7. https://www.goole.com/

8. https://www.goole.com/ Charles Marvin. Reconnoitring Central Asia: Pioneering adventures in the region lying between Russia and India. - London, 1884.

9. Там же.

10. https://ru.wikipedia.org/

11. Lansdell H. Russian Central Asia, Kuldja, Bokhara, Khiva and Merv, in two volumes. London. Sampson Low, Marston and Rivingston 188, Fleet Street. 1885. -732 p.

12. https://ru.wikipedia.org/

ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ИСТОРИИ ТАДЖИКСКОГО НАРОДА В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (XVI - 60- E ГГ. XIX ВЕКА)

В данной статье освещается политическое положение XVI - 60- х гг. XIX века в Средней Азии. Рассматриваемый период нашел отражение и в работах англоязычных авторов. Автор анализирует работы Евгения Шулера, Чарльза Марвина, Генри Лансдаля и Юнеско.

Ключевые слова: средневековье, история, таджикский народ, англоязычный, литература, анализировать, политическое положение, Средняя Азия, Евгений Шулер, Чарльз Марвин, Генри Лансдаль, Юнеско.

LATER MIDDLE AGES OF HISTORY OF THE TAJIK PEOPLE IN ENGLISH-SPEAKING LITERATURE (THE XVI - 60S OF THE XIX CENTURY)

In this article is highlighted the political situation of the XVI - 60s of the XIX century in Central Asia. The period under review has reflected in the works of the English-speaking authors. The authors analyses the works of Eugene Schuyler, Charles Tomas Marvin, Henry Lansdell and Unesco.

Keywords: middle ages, history, the Tajik people, English-speaking, analyse, literature, political situation, Central Asia, Eugene Schuyler, Charles Tomas Marvin, Henry Lansdell, Unesco.

Сведения об авторе:

Каландарова Лутфия - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории таджикского народа Таджикского государственного педагогического университета им.С.Айни Республики Таджикистан E-mail-kalandarova61@mail.ru. Тел: (+992) 938082200

About the author:

Kalandarova Lutfiya - Associate professor, Candidate of historical sciences of the historical department of the Tajik State Pedagogical University named after S. Aini e-mail-kalandarova61@mail. ru

ЗАМИНАХ,ОИ ТАЪРИХИИ ПАЙДОИШИ БОЙГОНЩО ДАР ОСИЁИ МАРКАЗЙ ВА ЧУМ^УРИИ ТОЧДКИСГОН

Мухидинов С.Р.

Донишгощ Славянии Россия ва Тоцикистон Обидов Р.%.

Донишго^и давлатии омузгории Тоцикистон ба номи Садриддин Айнй

Дар замони бостон, асримиёна ва ибтидои замони нав бойгонихо мустакил набуданд, вазифахои худро дар таркиби дафтаргузорй ичро менамуданд. Вале асрхои миёна низ, дар рушди бойгонихо тагйиротхои чиддй ворид намешавад. Вазифаи нигахдории санадхо бо тартиби хронологй (солй) ва хифзи онхо аз нобудшавй, асосан тагйир намеёбанд. Давраи дуру дарози бостон ва асри миёнаро хамчун замони ташаккули модели бойгонй, хамчун муассисаи мустакил, чудо аз дафтардорй, бо максади нигахдории хуччатхои мавчуда маънидод кардан мумкин аст.

Дар Россия аз соли 1873 ба хотири чопи маводи хуччатхои таърихй дар сахифахои матбуоти даврй, нашрияи шахсие бо номи «Бойгонии Рус» таъсис ёфт. «Бойгонии рус» мачмуаи таърихй-адабй буда, голибан таърихи Россияро аз асрхои ХУ111-Х1Х инъикос мекард. Бори нахуст мачмуа аз чониби китобдор Чертовский ва баъдан аз тарафи ношири намоён П.И.Бартнев чоп гардид. Аз руи хислати манбаъхо дар мачмуаи мазкур бештар ёддоштхои мухталиф ва мактубхо чоп мегардид. Багайр аз ин дар ин нашрия хуччатхои

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.