Научная статья на тему 'Меры веса и объема таджиков долины реки Сох в XIX-начале XX веков'

Меры веса и объема таджиков долины реки Сох в XIX-начале XX веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
709
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОХ / ФЕРГАНА / МЕРЫ ВЕСА / МЕРЫ ОБЪЕМА / КОКАНДСКОЕ ХАНСТВО / ВОСТОЧНАЯ БУХАРА / ЗАПАДНЫЙ ПАМИР / SOKH / FERGANA / MEASURES OF WEIGHT / MEASURES OF VOLUME / KOKAND KHANATE / EASTERN BUKHARA / WESTERN PAMIR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Холов Махмуджон Шарипович

В статье рассматривается основная составляющая метрологии таджиков долины реки Сох (Фергана) XIX начала XX веков меры веса и объема сыпучих тел. Показано, что в качестве таких использовались орудия труда (пуштора, сават, галбел, коп, джувол, халта, хурджин), бытовая посуда и утварь (коса, пиёла, хурмача, табак), элементы одежды (токи) и тела человека (каф, мушт), старинные таджикские (харвор, шутурвор) и русские (пуд) меры, а также мусульманские канонические эталоны (мискаль, дирхем, ман). Этими мерами население пользовалось в повседневной жизни и торговле, при уплате налога. На основе рукописи XVIII века «Маджма’ ал-аркам» показан принцип деления главной меры мусульманского веса мана -на кратные и приведены виды мискаля и дирхема.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Measures of Weight and Volume of the Tajiks of the Sokh-River Valley Referring to the XIX-th - the Beginning of the XX-th Centuries

The article dwells on the main component aimed at metrology of the Tajiks of the Sokh-river valley (Fergana) referring to the XIX-th the beginning to the XX-th centuries measures of weight and volume of dry bodies. It is shown that a number of working tools were used as such measures, including (pushtora [load], savat[basket], galbel [sieve] qop[sack], juvol[sack], khalta [sack], khurjin [travel bag]), household utensils and pans (kosa [bowl], piyola [cup], khurmacha [jug], tabaq [plate]), clothing (toqi [cap]) and body details (kaf [handful], musht [fist]), ancient Tajik (kharvor (donkey payload], shuturvor [camelpayload]) and Russian (pud) ones, Muslim canonical standards (mithqal, dirham, mann) as well. The above-mentioned measures were used for everyday life and trade, during the payment of tax by the population. On the basis of the manuscript referring to the XVIII-th century 'Majma 'al-arqam", the author briefly depicts the principle of division of the main Muslim measure of weight mann and adduces the kinds of mithqal and dirham as well.

Текст научной работы на тему «Меры веса и объема таджиков долины реки Сох в XIX-начале XX веков»

УДК 389.1 (091) (574/575) М.Ш.ХОЛОВ

ББК 30.10+63.2 (2 тадж)

МЕРЫ ВЕСА И ОБЪЕМА ТАДЖИКОВ ДОЛИНЫ РЕКИ СОХ В Х1Х-НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

Изучение народной метрологии таджиков представляет значительный интерес, так как этот вопрос в литературе освещен недостаточно. Особенно это касается таджиков, живущих на территории соседних с Таджикистаном стран.

Долина реки Сох расположена в предгорной и горной местности, в юго-западной части Ферганской котловины (7,13).Её центр - кишлак Калъаи Боло (к. Равон) - был расположен на высоте 2126 м над уровнем моря. Главными занятиями населения были земледелие, садоводство и скотоводство.

В XVII - XVIII веках, когда Средняя Азия была политически раздроблена, Сох выделился в независимое бекство, в конце XVIII века вошедшее в состав Кокандского ханства, под эгидой которого оно находилось вплоть до 1876 г., т.е. до присоединения ханства к России.

Таджикское население Соха говорит на диалектах таджикского языка, которые по принятой классификации относятся к «южно-ферганской» группе.

Среди населения Соха выявляются две группы: первая - потомки аборигенов долины, не подвергшиеся тюркизации и ассимиляции со стороны тюркоязычных племен и народов; вторая -потомки выходцев из горных районов, главным образом из Каратегина и в меньшей степени пришельцы из других мест: Самарканда, Сомгара, Ходжента, живущие в верхней и юго-западной части долины.

В своей повседневной жизни - в домашнем быту, в торговле, уплате налогов, севе сельскохозяйственных культур и сборе урожая и пр, население Соха пользовалось народными мерами веса и объема. Далее в статье эти меры приводятся в алфавитном порядке в сравнении с мерами других горно-таджикских бекств.

Мера галбел - от таджикского слова «галбер» (буквально - «деревянное решето»), она служила мерой для сыпучих тел и была двух видов (7,149):

малое решето называлось «ара» и вмещало около 12 кг;

большое решето называлось «чош» и вмещало 20-22 кг, употреблялось для измерения обмолоченного зерна на току и для уплаты налога («кафсан»).

Джувол (Коп)-Джувол или коп (буквально «мешок») - мера для сыпучих тел. В Сохе один мешок зерна равнялся 1 чорйак, т.е. 80 кг (7,149).

Мешок был одним из распространенных мер сыпучих тел в горных регионах. Так, в северовосточных районах Средней Азии для XIX века упоминается коп, равный приблизительно 4 пудам, т.е. около 65-66 кг (13,316). Для Куляба зафиксирован копв два раза тяжелее - 8 пудов (1/2 батмана), т.е. 131 кг (17,65), а для Бальджувана - 6 пудов 16 фунтов, т.е. 104,832 кг (3,311.316).

На Западном Памире мешок назывался «буджин». Он, как другие крупные меры сыпучих тел -пимона и кафч, равнялся 6 растаям, т.е. около 24,57 кг (1,342).

Кадок - распространенная мера веса Средней Азии. В Самарканде и Катта-Кургане в XIX в. был равен 1 фунту, т.е. 409,512 г (6,83). По этнографическим данным в Дашти-Джуме кадок был равен 317 г, а в Оби-Гарме - 634 г, причем единицы были заимствованы из Куляба (15,173-174).В Сохе кадок был равен 20 пайса или приблизительно 400 г (7,149).

Каф-(буквально - «горсть из двух рук») - мера для сыпучих тел, употреблялась населением, когда брали взаймы небольшое количество зерна, муки, фруктов и отмеривали зерновой корм для скота - «ем», была равна приблизительно 0,5 кг (7,148).

Эта мера была распространенной у горных таджиков и называлась: хамб (Дарваз, Каратегин), мут (Западный Памир), гурив (Язгулем), и равнялась тоже 0,5 кг (1,342).

Коса- (буквально - «чаша») - деревянная чашка («косаи гурри») часто применялась для измерения сыпучих тел и вмещала примерно 0,8-1,0 кг муки (7,148). В Каратегине и Дарвазе тоже называлась коса и вмещала 0,5-1,0 кг (15,171).

Ман (Батман) - является одной из главных мер веса позднесредневековой Средней Азии. Ман -старая мера веса мусульманского Востока и восходит к античной мине. Канонически, т.е. согласно шариату, в мусульманских странах в средние века, ман был равен 2 ратлям по 130

дирхемов, или 812,5 г (18,26). Постепенно размеры мана изменялись и появились множество видов манов. В Бухаре XIX - начале XX веков существовали две группы манов (по «большому весу» и по «малому весу») и по несколько манов в каждой группе. Вне зависимости от абсолютных размеров среднеазиатских манов система их деления на кратные была единой. Названия кратных манов в разных местах Средней Азии были то различными (особенно названия мелких кратных), то одинаковыми. С другой стороны, среднеазиатские маны были построены не на дирхемах, а на мискалях или пересчитаны в мискали. Маны различались не только по городам и областям. На рынках одного города или области существовали маны разных размеров, каждый из которых имел свою сферу действия. Иногда маны одного города получали более широкое распространение (как маны Бухары). Некоторые виды манов даже искусственно создавались для удобства торговли с Россией (например, маны в 8 и 16 пудов), и впоследствии занимали прочное место в хозяйственной жизни Средней Азии.

Было выяснено, что все маны Мавераннахра делились на кратные следующим образом: ман состоял из 40 сиров (для шариатского мана вместо сир используется термин «истор»), но основная линия деления осуществлялась не через сир, а через такие единицы, которые позволяли последовательно провести принцип деления на 2 и на 4 (11,90-93). Во многих местах Средней Азии промежуточной единицей был дунимсир (2,5 сира) = 1/16 мана, затем чорйак (или чойрак) = 1/4 дунимсира и т.д. В системах веса некоторых областей сир отсутствует, но основной принцип деления мана на 2 и 4 остается неизменным:

Дунимсир Сир(истор) Чорйак Нимчорйак Нимча Нимнимча Санг

Ман 1/16 1/40 1/64 1/128 1/256 1/512 1/1024

В Бухаре батманы делились на кратные по четверичной системе. Сир, равный 1/40 части всякого батмана, является составляющей единицей, а не простой его кратной. Сир часто фигурирует в разнообразных источниках рассматриваемого и более раннего времени. Однако соотношение сира и батмана полностью не соответствует четверичной системе деления последнего. Поэтому в рассматриваемое время, вероятно, значительно чаще употреблялась единица в 2,5 сира (дунимсир), составляющая 1/16 часть батмана. Она же была положена в основу дальнейшего деления батмана на кратные: чоряк (очень употребительная единица) - 1/4 дунимсира; нимча - 1/4 чоряка; санг - 1/4 нимчи Каждая из этих единиц делилась ещё на половинки (нимчорйак,, нимнимча, нимсанг). Встречаются даже термины «донг» (1/6 часть) и «нимдонг» (1/12 часть) для выражения соответствующих дробных долей батмана. Значение манов Бухары XIX - начала XX веков было равно от 0,864 до 262,088 (шутурвор) кг (5,294-303;19,153-162).В Дарвазе и Каратегине маны были нескольких видов и употреблялись для измерения земельных участков и торговли. 1 ман был равен 16 маленьким табак (блюд), равным приблизительно 4 пудам, или немного больше (15,171).

Точно так же, 16 больших табак (блюд) составляли 1 ман, равный приблизительно 11; 16; 20; 25 пудам. Ман по малому блюду состоял: 1 токи (тюбетейка) = 1 кг 300 г (или 1 кг 330 г); 1 табак = 3 токи = 3 кг 900 г; 1 ман = 16 табак = 62 кг 400 г.

Ман по большому блюду состоял:

а) 9 токи = 1 табак = 11 кг 700 г, 1 ман= 16 табак = 187 кг 200 г.

б) 12 токи = 1 табак = 15 кг 600 г, 1 ман = 16 табак = 249 кг 600 г.

в) 16 токи = 1 табак = 20 кг 800 г, 1 ман= 16 табак = 332 кг 800 г.

г) 20 токи = 1 табак = 26 кг, 1 ман = 16 табак = 416 кг.

В других районах Восточной Бухары, например в Кулябском и Бальджуанском бекствах, размеры мана были иными, причем производилось взвешивание на весах, а также существовали каменные гири. В Сари-Хосоре, Кулябе, Дашти-Джуме батман (ман) в XIX веке весил почти 20 пудов, т.е. 327,6 кг (15,172-174). Но А.Е. Снесарев вес батмана в Кулябском бекстве показывает равным 16 пудам, или 262,088 кг, в Бальджуане равным 124/5 пудам, или 209,664 кг, в Ховалинге -равным 212, 94 кг (17,65).

В Каратегине и Дарвазе ман, по данным Г.А. Арандаренко, был равен 4 пудам, т.е. 65,62 кг. Здесь, как и в бассейне р. Хингоб, 16 табак по 3 токи= 62,4 кг (3,311,316). А.Е. Снесарев и А.А. Семенов называют для Каратегина следующие мань^ в 9 пудов 27 фунтов, т.е. 158,477 кг и в 9 пудов, т.е. 147,42 кг (6,94). В Оби-Гарме существовала своя система веса, а ман равнялся, по данным М.Р. Рахимова, 324,608 кг (15,172). В Вахьё М.С. Андреев застал манв 11 пудов (180,18

кг), ман Язгулема был около 150 кг (1,344).В Сохе батман равнялся 17 чакса, или примерно 100,2 кг (7,149).

Мискаль и Дирхам. Основу всех мусульманских весов составляет мискаль, который основывается на римско-византийской солиде, и дирхам, который восходит к греческой драхме (18,11). Канонически, т.е. согласно шариату, мискаль и дирхем соотносятся как 10:7 (1,43), в то время как на практике 3:2 (1,5). Все остальные определения весов зависят от надежного установления этих двух единиц.

В Бухаре XIX - начала XX веков существовало две местные группы мискалей и дирхемов (5,293-294; 19, 153-162): а) мискаль в 4,8 г и дирхем в 3,36 г («золотой»); б) мискаль в 5,0 г и дирхемв 3,5 г («каменный» или «весовой»).

Мискалипервой и второй группы делились на дробные доли по-разному:

-первый мискаль в 4,8 г равнялся 24 нахудам, или 96 джав, и образовывал, главным образом, единицы «малого веса» («вазни хурд»);

-второй мискаль в 5,0 г равнялся 25 нахудам, или 100 джав, и образовывал, главным образом, единицы «большого веса» («вазни бузург»). _____

Виды донг нимдонг нахуд джав нимча, чорйак сир, дуним сир

мискалей (0,8 г.) (0,4 г.) (0,2 г.) (0,05 г) нимхурд истор 2,5сир

«золотой» в 4,8г. 6 12 24 96 1/20 1/80 1/128 1/320

«каменный» в 5,0г. 6 12 25 100 1/20 1/80 1/128 1/320

Из двух мискалей, как самостоятельных единиц в Бухаре исследуемого периода чаще употреблялся мискаль в 4,8 г. Он был положен в основу монетного чекана (серебряные и золотые монеты весом в 1 мискаль; серебряные монеты весом в 7/10 мискаля, т.е. как дирхем этой группы), употреблялся для взвешивания драгоценных камней, металлов, изделий из них, образовывал более крупные единицы веса (группу единиц «малого веса»), а также служил для уточнения контроля размеров некоторых единиц из групп единиц «большого веса». В XIX - начале XX веков этот мискаль употреблялся не только в самой Бухаре, но и в других городах и областях Средней Азии, т.е. имел статус общесреднеазиатской единицы. Мискаль в 4,8 г вычислен на основании нумизматических данных и свидетельств письменных источников XVI - XIX веков о размерах бухарского мискаля в русских единицах веса (6,94-95).

Мера мискаль в 5,0 г как самостоятельная единица в Бухаре этого периода не употреблялась. Но она была положена в основу крупных местных весовых единиц группы «большого веса», вычислена на основании сравнительного анализа свидетельств письменных источников и результатов изучения размеров и системы построения некоторых крупных единиц группы «большого веса». Мискаль, как мера веса, в Сохе был равен 24 кирот, или 4,68 г (7,149).

Мушт - (буквально - «горсть из одной руки») - мера сыпучих тел, употреблялась в быту и была приблизительно равна 0,1 кг (7,148).Эта мера использовалась и другими горными таджиками. Так, в Каратегине и Дарвазе тоже называлась мушт, в Хуфе (Западный Памир) - кап, в Язгулеме - кух-моти равнялась 0,25 кг (17,174; 1,343).

Нимкадок - (буквально - «половина кадок») в Сохе была равна 10 пайса или приблизительно 200 г (7,149). Эта мера в других местностях не встречается.

Нимхурд - единица веса в системе кратных разных манов. Прямое значение этих терминов одинаково - «половинка». Поэтому оба термина иногда употреблялись параллельно и служили наименованием одной и той же единицы даже в одном и том же городе (6,97). Нимхурд в качестве 1/4 чорйака (т.е. 1/256 мана) употреблялась в системе кратных 16-пудового мана Ура-Тюбе, Самарканда и Бухары (2,5 фунта, т.е. 1,024 кг), а также в системе 8-пудового мана Джизака (1,25 фунта, т.е. 0,512 кг). Аналогичная единица в системе 8-пудового мана Бухары и бухарского мана в 312,5 фунта (128 кг) называлась нимча (16,196; 4,168).

В Фергане и Ходженте нимхурд занимал совершенно другое место в системе кратных крупных единиц. В Ходженте и Коканде нимхурд составлял 1/4 чакса и 1/64 чорйака. Но так как чорйаки в Ходженте и Коканде в XIX веке были разные, размер их нимхурдов тоже был различен: в Ходженте равным 256 г (10 пайса), а в Коканде в пять раз больше - 1,278 кг (50 пайса) (8,28).

В Восточной Бухаре мера нимча, как правило, занимала совсем другое место в системе кратных мана, чаще всего она выступала как 1/8 его части. Согласно юридическим документам нимча Бальджувана и Ховалинга составляла 1/8 мана, т.е. в Бальджуване равнялась 24,57 кг, а в

Ховалинге - 26,618 кг. А.Е Снесарев отмечает, что нимча Кулябского бекства весила 2 пуда (32,76 кг), будучи 1/8 батмана в 16 пудов (6,98). По этнографическим данным нимча Куляба была другой, равна 8 санг или 40 кг (1/8 мана в 20 пудов), а нимча Дашти-Джума - 20 кг (1/16 мана в 20 пудов). Но в Оби-Гарме нимча была всего 0,317 кг, будучи 1/1024 мана. По данным М.Р. Рахимова, нимхурд в Кулябе (бассейн реки Яхсу-Кызылсу) и Дашти-Джуме (долина р. Пяндж) равнялся 32 санг= 160 кг, а в Оби-Гарме - 20,288 кг (15,172-174). Эти нимхурды принципиально отличны от одноименных единиц Мавераннахра и Ферганы и не соответствуют прямому значению самого термина («половинка»). Кроме того, нимхурд и нимча здесь две разные по размерам и кратные друг другу единицы. В Сохе мера нимхурд была приблизительно равна 3,5 кадок или 1,4 кг (7,149).

Пайса - Эта единица веса была весьма употребительна в Фергане, включая Ходжент. Сведения

0 ней в источниках XIX века показывают, что ее размер в разные периоды неодинаков, а одно время имел несколько вариантов.

В Ходженте (1874 г.) пайса равнялась 1/40 чакса, а чакса - 1/16 чорйака в 1 пуд. Следовательно,

1 пайса равна 25,6 г (6,99). В Намангане (1886 г.) 1 пайса равнялась 6 русским золотникам (4,26 г), отсюда пайса равна, как и в Ходженте, - 25,6 г. В Сохе пайса была равна 20 г (7,149).

Пиёла - пиалка, посуда для чаепития, в Сохе вмещала примерно 0,4-0,5 кг риса (7,148).

Пуд - русская мера веса, появилась в Средней Азии после ее завоевания царской Россией и была равна 16,38 кг. В Сохе пуд был равен 40 кадок, или 16 кг (7,149).

Пуштора - (буквально «ноша, носимая на спине человека») - мера веса таджиков Соха, груз, поднимаемый одним человеком на спине, была равна около 80-100 кг (7,149).

Сават - от таджикского слова «сабат», буквально - «плетеная корзина из прутьев», служила мерой ёмкости и употреблялась в быту для учета выпеченных лепешек. Один сават вмещал около 30-40 лепешек (7,149).

Тавок - Мера веса Тавок или лаганд (буквально - «деревянное, фарфоровое блюдо») в Сохе служила мерой сыпучих тел и имела два вида: малый и большой. Малое блюдо - «лаганди ош» («блюдо для плова») вмещало около 3 кг зерна. Большое блюдо - «лаганди чархи» («заточенное блюдо из дерева») вмещало около 8-10 кг зерна (7,149). Большое блюдо как мера сыпучих тел использовалось значительно чаще в торговле, для измерения количества высеваемого зерна, а тем самым и площади засеваемого участка земли.В Восточной Бухаре это блюдо называлось «табак», было употребительной единицей. М.Р. Рахимов в Дарвазе и в Каратегине обнаружил стройную систему мер, в которой табак занимает среднее звено, причем во всех случаях является 1/16 батмана или мана. Для измерения сыпучих тел в Дарвазе употребляли табак двух видов: малый и большой. Малый табак равен 3 токи по 1,3 - 1,33 кг, т.е. был равен 3,9 - 4 кг. Большой табак был нескольких видов и равнялся: 9 токи, т.е. 11,7 - 12 кг; 12 токи, т.е. 15,6 - 16 кг; 16 токи, т.е. 20,8 -21,3 кг; 20 токи, т.е. 26 - 26,6 кг (15,172). Большой табак употреблялся только во время взвешивания или измерения чистого зерна в гумне, когда отделяли 1/10 часть урожая для выплаты натурального налога («ушр»). Этот табак у таджиков данной местности носил название «табаки галласандж» («блюдо для измерения зерна на току») или «табаки нух» («блюдо -девятка»), потому что хозяин гумна, выделяя 1/10 часть урожая в качестве налога, отсыпал для этого 1 блюдо, а 9 блюд брал себе. Мера малый табак, называемая «табаки сетокия» («трехтюбетеечное блюдо»), была основной, наиболее распространенной стандартной и официальной. Им измеряли единицу массы - «ман» (батман), который использовался для измерения земельных участков количеством высеваемого зерна и в торговле. К краю малого блюда приделывалась железная петля - «занджир», чтобы это весовое блюдо отличалось от других. Оно называлось «табаки ман» («блюдо мана») или «табаки савдо» («торговое блюдо»). В каждом кишлаке существовали 2-3 таких блюда, которые являлись официальными стандартными единицами измерения и находились у старосты кишлака («арбоби кишлок»).

Токи (Туппи) - Токи (к. Хушёр) или туппи (к. Сох) (буквально «тюбетейка») - мера сыпучих тел, вмещающая около 1-1,5 кг зерна или сухофруктов (7,148). Имела частое применение и в других горных регионах Таджикистана. Так, в Каратегине и Дарвазе тоже называлась токи и была равна 1,3-1,33 кг (15,171); в Язгулеме называлась такай и равнялась 5 гурив, т.е. около 2,5 кг; в Хуфе (Рушан) называлась токай, в Шугнане - токе и равнялась 4-6 мут, т.е. 2-3 кг (1,342-344).

Халта, Хурджин - В быту таджики Соха в качестве меры веса сыпучих тел применяли «хурджин» - переметную сумку и «халта» - торбу. Одна торба составляла 1/2 чакса, т.е. 2,8 кг (7,149).

ХарборХарбор, или харвор (от таджикского, буквально - «груз осла»), согласно персидским средневековым руководствам по административному делу представлял собой «груз лошади, вола, мула или осла» (18,42). Азуд ад-Даула (949-982) установил в государстве Буидов харвор в 10 фитров по 12 манов. Поскольку ман тогда был равен 5/6 кг, отсюда вес вьюка почти точно равен 100 кг. Около 1300 г. Газан-хан провел реформу системы мер и весов в государстве ильханов, и установил вес вьюка в 100 манов, т.е. 83,2 кг. Эта мера (харвор) для зерна называлась тагор.

Мера харвор на Западном Памире называлась вилог. Это ноша или груз вьючного животного (лошади, осла), и равна 1 амбуну = 24 растаям = 4 пимона или кафча = около 6 пудов, т.е. 96 кг (1, 178,342; 10,343).Харбор как мера сыпучих тел в Сохе равнялась 1 чорйак, т.е. 80 кг (7,149).

Хурмача - глиняная кринка для измерения и хранения жидкостей (масла, молока и др.), в Сохе вмещала примерно 1 литр молока (7,148).

Чакса-мера веса, распространенная в северных регионах Таджикистана и широко употреблявшаяся в Фергане. Согласно источникам XIX века, чакса составляла 1/16 чорйака, но абсолютный размер этой единицы был различным, так как различными были ферганские чорйаки (2,123).

В Ходженте чакса была равна 2,5 фунта, т.е. 1,024 кг. В Коканде и в некоторых других местностях по реке Сыр-Дарья чакса была двух видов: от чорйака в 4,5 пуда (73,71 кг), или в 162 английских торговых фунта (73,506 кг), чакса была равна 11,25 фунта (4,607 кг), или 4,594 кг; от 5-пудового чорйака в 180 английских торговых фунтов (81,673 кг) чакса была равна 12,5 фунта (5,119 кг) или 5,105 кг. В Намангане чакса была равна 13 русским фунтам, т.е. 5,324 кг, а в Касане - 5,46 кг (6,106).В Сохе чакса была равна 14 кадок, или 5,6 кг (7,149).

Чорйак. Чорйак или чойрак - персидская мера, обычно 1/4 любого мана. Чорйак была фиксированной и очень употребительной единицей веса в Средней Азии. Но ее абсолютный размер и даже место в системах единиц веса в разных городах и областях Средней Азии не было одинаковым.В развитых системах веса Бухары, Самарканда и некоторых других городов до Ура-Тюбе и Ташкента включительно чорйак был равен 1/4 дунимсира и 1/64 мана. Чорйаки самых больших манов здесь считались настолько прочными единицами, что при детальной характеристике иногда указывались в мискалях размеры не самих манов, а чорйаков этих манов (6,106).

В Бухаре XIX века зафиксированы несколько видов чорйаков: 4,1088 кг (чорйаки калон); 2,0544 кг (чорйаки хурд); 2,0 кг; 0,4 кг; 0,3125 кг; 0,103 кг. В Ура-Тюбе зафиксирован чорйак в 4,1088 кг; в Ташкенте - 2,687 кг; в Миянкале - 3,082 кг. В XIX веке в Фергане существовали совсем другие и очень крупные чорйаки. В 1830 г. назван чорйак в 2 пуда (32,76 кг); для 1841 г. - 4 пуда (65,52 кг); для второй половины XIX века - 4,5 пуда (73,71 кг), 5 пудов (81,90 кг) и 5 пудов 13% фунта (87,36 кг). Для Коканда Н.И. Потанин нашел в 1830 году чорйак в 2 пуда т.е. 32,76 кг (9,278). Чорйак использовался и в горных районах Восточной Бухары. Так, А.Е. Снесарев зафиксировал в Каратегине чорйак в 5 пудов (17,65). В Оби-Гарме М.Р. Рахимов обнаружил чорйак, который называлсяь «мискинак» и был равен 2 кадок, или 1,268 кг (15,172). В Язгулеме (Западный Памир) А.К. Писарчик зарегистрировала чорйак размером около 5 кг (1,344). В Сохе чорйак был равен 16 чакса, или примерно 80 кг, а в кишлаке Девайрон был зафиксирован в 86 кг (7,149).

Шутурбор- (от таджикского, буквально - «верблюжий вьюк») в средние века в Ираке (называлась химл) теоретически состоял из 300 манов, или 600 ратлейпо 130 дирхемов, т.е. 243,75 кг (18,44). В Египте считали для муки 1 химл в 300 ратлей = 135 кг, для перца в 500 ратлей = 225 кг, для очищенного хлопка в 553% ратля = 249 кг, для полотна и бразильского дерева - в 600 ратлей = 270 кг. В средневековом Иране шутурвор был в полтора раза тяжелее харвора, т.е. 256260 кг. В Сохе шутурбор был равен 3 чорйак, т.е. 240 кг (7,149).

Таким образом, таджики долины реки Сох в Х1Х- начале ХХ веков имели стройную систему мер веса и объема, с помощью которых вели торговлю, платили налоги, сеяли сельхозкультуры и собирали урожаи с них. Мерами служили орудия труда, бытовая посуда и утворь, некоторые элементы одежды и тела человека. Местное население кроме местных и старинных персидско-таджикских мер пользовались русскими и мусульманскими каноническими мерами.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Андреев,М.С.Таджики долины Хуф (верховья Аму-Дарьи)/М.С.Андреев.-Сталинабад,1958.-

526 с.

2. Андреев, М.С. Поездка летом 1928 г. в Касанский район (север Ферганы) / М.С. Андреев. //Известия Общества для изучения Таджикистана и иранских народностей за его пределами.-Ташкент, 1928.-С.122-125.-1. т.

3. Арандаренко, Г.А. Досуги в Туркестане/ Г.А. Арандаренко. - СПб., 1889. - 666 с.

4. Гейер, И.И. Путеводитель по Туркестану /И.И. Гейер. - Ташкент, 1901. - 255 с.

5. Давидович, Е.А. История монетного дела Средней Азии XVII - XVIII вв./Е.А. Давидович. -Душанбе, 1964 - 317 с.

6. Давидович, Е.А. Материалы по метрологии средневековой Средней Азии/Е.А. Давидович. -М.: Наука, 1970. - 147 с.

7. Джахонов, У.Земледелие таджиков долины Соха в конце XIX - начале XX в. / У. Джахонов. -Душанбе: Дониш, 1989. - 216 с.

8. Ершов, Н.Н. Сельское хозяйство таджиков Ленинабадского района Таджикской ССР перед Октябрьской революцией /Н.Н. Ершов.-Сталинабад, 1960. - 174 с.

9. Записки о Коканском ханстве хорунжего Потанина // Вестник Империи Русского географического общества.- 1857. - кн. VI (ч.18). - С. 278.

10.Карамшоев, Д.Шугнанско-русский словарь:в 3т./Д.Карамшоев.-М.:Наука,1988.-576 с.-1т.

11.Мирзо Бадеи Девон. Мачмаъ-ул-арком/Девон Мирзо Баде.-Душанбе:Дониш,2015.-416 с.

12. Наливкин, В. Очерк быта женщины оседлого туземного населения Ферганы/В. Наливкин, М.Наливкина.- Казань, 1886. - 245 с.

13.Небольсин, П.И. Очерки торговли России с Средней Азией/П.И.Небольсин// Записки Империи Русского географического общества. - 1855. - кн. X. - С. 316.

14.Обозрение Коканского Ханства в нынешнем его состоянии// Записки Русского географического общества. - 1849. - кн. III. - С. 211.

15.Рахимов, М.Р. Земледелие таджиков бассейна реки Хингоу в дореволюционный период / М.Р. Рахимов. - Сталинабад, 1957. - 221 с.

16.Соколов, А. Бухара, Самарканд, Келиф в 1813 году/А.Соколов//Труды Самаркандского госуниверситета. Исторические науки.- 14, - 1957. - Т.14.-С. 196.

17.Снесарев,А.Н.Восточная Бухара/А.Е.Снесарев//Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии.-1906-Вып.XXIX.-С. 65.

18.Хинц,В.Мусульманские меры и веса с переводом в метрическую систему/В.Хинц.-М.: Наука,1970.-147 с.

19.Холов, М.Ш. Мискали и маны (батманы) Бухары XIX - начала XX веков. Мероси ниёгон (Наследие предков)/М.Ш.Холов.-Душанбе.-2004.- С.153-162.

20.E. Schuyler.Turkistan.Notes of a journey in Russian Turkistan, Khokand,Bukhara,and Kuldja, 5th ed.,vol.I,London,1876,.201 p.

REFERENCES:

1. Andreev,M.S.Tajiks Khoof valley (headwaters of the Amu-Darya)/M.S.Andreev.-Stalinabad,1958.-526 p.

2. Andreev, M.S. A trip in the summer of 1928 in Kasan district (north of Fergana)/M.S.Andreev. // Proceedings of the Society for the study of Tajik and Iranian nationalities outside. Tashkent, 1928. -V. 1. - P. 122-125.

3. Arandarenko,G.A.Leisure in Turkestan/G.A.Arandarenko.-St.Petersburg,1889.- 666 p.

4. Geyer, I.I. Guide to Turkestan / I.I. Geyer. - Tashkent, 1901.- 255 p.

5. Davidovich,E.A.The history of coinage Central Asian XVII-XVIII centuries./E.A.Davidovich.-Dushanbe, 1964. - 317 p.

6. Davidovich,E.A.Materials for metrology medieval of Central Asia/E.A.Davidovich.-M.:Nauka,1970.-147 p.

7. Jahonov, U. The agriculture tajiks Sokh valley in the late XIX - early XX century/U.Jahonov. -Dushanbe: Donish, 1989.- 216 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Ershov, N.N. The agriculture of tajiks Leninabad region of the Tajik SSR before the October Revolution/N.N.Ershov. -Stalinabad,1960.-174 p.

9. Notes on Kokand Khanate Potanin cornet // Herald of Imperial. Russian Geographical Society: St. Petersburg, 1857. - Vol. VI (P.18). - P. 278.

10.Karamshoev,D.Shughnan-RussianDictionary:in3volumes/D.Karamshoev.-M:Nauka,1988-V.1-576p.

11.Mirza Badeh Devon. Majma-al-arkam/Devon Mirza Badeh.-Dushanbe:Donish,2015.-416 p.

12.Nalivkin, V. Essay sedentary women of the native population of Ferghana / V. Nalivkin, M. Nalivkina.-Kazan,1886.-245 p.

13.Nebolsin, P.I. Sketches of Russia's trade with Central Asia / P.I., Nebolsin // Notes Imp. Russian Geographical Society. - 1855. - V. X. - P. 316.

14.Review of Kokand Khanate in its present condition // Notes of Russian Geographical Society.-1849.-V.III.-P.211.

15.Rakhimov, M.R. Tajik Agriculture Khingou river basin in pre-revolutionary period/M.R. Rakhimov. -Stalinabad, 1957. - 221 p.

16.Sokolov,A.Bukhara,Samarkand,Kelif in 1813/A.,Sokolov//Proceedings of the Samarkand State

University. The new series release. XC. Historical Sciences, Vol. 14 - 1957 - P. 196. 17.Snesarev, A.N. Eastern Bukhara / A.E., Snesarev. // Collection of geographical, topographical and statistical materials in Asia.-1906-Vol.XXIX.-P.65.

18.Hinz,V.Muslim measure and weight with a translation into the metric system/V.Hinz.-M.: Nauka, 1970.- 147p.

19.M.Sh.Kholov. Mithqals and mannes (bathmannes) in Bukhara XIX - early XX centuries. Merosi niyogon (Ancestral Heritage)/M.Sh.Kholov.-Dushanbe, 2004.-Р.153-162.

20.E. Schuyler. Turkistan. Notes of a journey in Russian Turkistan, Khokand, Bukhara, and Kuldja, 5th ed., vol. I, London, 1876.- 201 р.

Меры веса и объема таджиков долины реки Сох в XIX - начале XX веков

Ключевые слова: Сох, Фергана, меры веса, меры объема, Кокандское ханство, Восточная Бухара, Западный Памир.

В статье рассматривается основная составляющая метрологии таджиков долины реки Сох (Фергана) XIX - начала XXвеков - меры веса и объема сыпучих тел. Показано, что в качестве таких использовались орудия труда (пуштора, сават, галбел, коп, джувол, халта, хурджин), бытовая посуда и утварь (коса, пиёла, хурмача, табак), элементы одежды (токи) и тела человека (каф, мушт), старинные таджикские (харвор, шутурвор) и русские (пуд) меры, а также мусульманские канонические эталоны (мискаль, дирхем, ман). Этими мерами население пользовалось в повседневной жизни и торговле, при уплате налога. На основе рукописи XVIII века «Маджма' ал-аркам» показан принцип деления главной меры мусульманского веса - мана -на кратные и приведены виды мискаля и дирхема.

Measures of Weight and Volume of the Tajiks of the Sokh-River Valley Referring to the XIX-th - the Beginning of the XX-th Centuries Keywords: Sokh, Fergana, measures of weight, measures of volume, Kokand Khanate, Eastern Bukhara, Western Pamir.

The article dwells on the main component aimed at metrology of the Tajiks of the Sokh-river valley (Fergana) referring to the XIX-th - the beginning to the XX-th centuries - measures of weight and volume of dry bodies. It is shown that a number of working tools were used as such measures, including (pushtora [load], savat[basket], galbel[sieve], qop[sack], juvol[sack], khalta [sack], khurjin [travel bag]), household utensils and pans (kosa [bowl], piyola [cup], khurmacha [jug], tabaq [plate]), clothing (toqi [cap]) and body details (kaf [handful], musht [fist]), ancient Tajik (kharvor (donkeypayload], shuturvor [camelpayload]) and Russian (pud) ones, Muslim canonical standards (mithqal, dirham, mann) as well. The above-mentioned measures were used for everyday life and trade, during the payment of tax by the population. On the basis of the manuscript referring to the XVIII-th century "Majma 'al-arqam", the author briefly depicts the principle of division of the main Muslim measure of weight - mann and adduces the kinds of mithqal and dirham as well. Сведения об авторе:

Холов Махмуджон Шарипович, кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Института языка, литературы, востоковедения и письменного наследия им. Рудаки Академии наук Республики Таджикистан (Республика Таджикистан, г. Душанбе), E-mail: [email protected] Information about the author:

Kholov Mahmudjon Sharipovich, candidate of physical and mathematical sciences, Leading scientific officer of the Institute of Language, Literature, Oriental studies and Written Heritage named after A. Rudaki under the Tajik Academy of Sciences (Republic of Tajikistan, Dushanbe), E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.