Научная статья на тему 'Позднее духовное творчество Н. В. Гоголя. Визуальный аспект'

Позднее духовное творчество Н. В. Гоголя. Визуальный аспект Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
302
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНОСТЬ / КИНЕМАТОГРАФИЧНОСТЬ / МОНТАЖ / ПАНОРАМА / ОБЩИЙ ПЛАН / КРУПНЫЙ ПЛАН / ДЕТАЛЬ / ПОРТРЕТ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тарасов Александр Валентинович

Мы рассмотрим особенности проявления визуальности и кинематографичности текста в позднем духовном творчестве Н.В. Гоголя. Кинематографические особенности: визуальность стиля, монтажность, чередование планов разной крупности, особый ритм повествования являются проявлением творческой манеры Гоголя на протяжении всей творческой жизни, но мы остановимся лишь на его произведениях зрелого периода творчества. Выявить особый, отличающий его от многих других авторов, элемент стиля, как один из наиболее важных для восприятия творческого мира автора. Материал может быть интересен культурологам, филологам и киноведам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Позднее духовное творчество Н. В. Гоголя. Визуальный аспект»

УДК 304.2

Тарасов Александр Валентинович

кандидат культурологии, старший научный

сотрудник Центра кризисологических исследований

Шуйского филиала Ивановского государственного университета

alekst [email protected]

Alexander V. Tarasov

Candidate of cultural science,

Senior research associate of the Center krizisologicheskikh of researches of Shuysky branch of Ivanovski of the state university al ekst_24 @mail .ru

Позднее духовное творчество Н.В. Гоголя. Визуальный аспект N. V. Gogol's late spiritual works. Visual aspect

АННОТАЦИЯ. Мы рассмотрим особенности проявления визуалъности и кинематографичности текста в позднем духовном творчестве Н.В. Гоголя. Кинематографические особенности: визуалъностъ стиля, монтажностъ, чередование планов разной крупности, особый ритм повествования являются проявлением творческой манеры Гоголя на протяжении всей творческой жизни, но мы остановимся лишь на его произведениях зрелого периода творчества. Выявить особый, отличающий его от многих других авторов, элемент стиля, как один из наиболее важных для восприятия творческого мира автора. Материал может быть интересен культурологам, филологам и киноведам.

Ключевые слова: визуальность, кинематографичность, монтаж, панорама, общий

план, крупный план, деталь, портрет.

Annotation. We will consider features of manifestation of a vizualnost and a text kinematografichnost in N. V. Gogol's late spiritual works. Cinema features: the style vizualnost, montazhnost, alternation of plans of a different krupnost, special rhythm of a narration are manifestation of a creative manner of Gogol throughout all creative life, but we will stop only on his works of the mature period of creativity. To reveal special, distinguishing it from many other authors, a style element, as one of the most important for perception of the creative world of the author. The material can be interesting to culturologists, philologists and film experts.

Keywords: VIZUALNOST, KINEMATOGRAFIChNOST, MONTAZH, PANORAMA, OBSHCHIYPLAN, KRUPNYYPLAN, DETAL, PORTRET.

Отличительными чертами визуальности и кинематографичности творческого мышления являются визуальность художественных образов и картин, монтажность их построения, построение образов и картин путем чередования визуальных планов, а так же способность художника создавать и поддерживать ритм внутри происходящего действия. Способность художника

видеть мир и воплощать его на книжных страницах путем чередования планов - организация зрительского воображения автором-писателем вербальным путём, через чередование общих, крупных и средних планов, подчиняясь логике заданного ритма действия.

Рассмотрим особенности проявления визуальности в позднем духовном творчестве Гоголя, как элемента творческого стиля автора.

Николай Васильевич Гоголь в последние годы своей жизни мало и трудно пишет на темы, которые волновали его в начале творческого пути и в зрелые годы. Постепенно меняется и язык писателя. Истоком и причиной этих изменений становятся известные события жизни Гоголя. Но, вместе с тем, Н.В. Гоголя всё больше захватывают мысли о духовном, напряжённый поиск нравственного идеала. В свет выходят «Выбранные места из переписки с друзьями». Известно, что выход этой книги был встречен настороженно и даже резко критически. Современники упрекали писателя в том, что он пренебрёг своим творческим даром. Главный упрёк Гоголю, главное критическое замечание было высказано В. Белинским в «Письме к Гоголю» и состояло в падении художественного дарования: «Какая это великая истина, что когда человек весь отдаётся лжи, его оставляют ум и талант!». К. Мочульский пишет об этом так, «Распространенное представление о Гоголе как о суровом аскете, постепенно погружающегося во мрак религиозного помешательства, совершенно ложно». [5. с.124] Архимандрит Феодор (А.М. Бухарев) один из немногих, кто понял тогда духовную перемену писателя и видел внутреннюю цельность, связь и последовательность мыслей в книге «Выбранные места из переписки с друзьями».

В сложных и очень важных размышлениях Гоголя о России, её культуре, быте и искусстве отражённых в книге «Выбранные места из переписки с друзьями» отметим мысли писателя, посвященные Слову. Он пишет, что Слово «...есть высший подарок Бога человеку» [1. с.37] Утверждая тем самым визуальность, надмирность, божественный характер происхождения Слова. Святой Иоанн Дамаскин говорит об этом так - «Но Он всегда имеет Свое Слово, Которое от Него рождается и Которое не - безлично, как наше слово, и не изливается в воздухе, но - ипостасное, живое, совершенное, помещающееся не вне Его, но всегда пребывающее в Нем». [4. с.83]

Много размышляет Н.В. Гоголь о писателе, его ответственности за взятое у Бога и употреблённое в творческом порыве Слово: «Беда произносить его (слово) писателю в те поры, когда он находится под влиянием страстных увлечений, досады или гнева, или какого-нибудь личного нерасположения к кому бы то ни было.». Гоголь отмечает необходимости бережного, трепетного отношения к божественному дару. Он пишет, что прикасаться к слову надо лишь тогда, когда «.пришла в стройность его собственная душа.», а то «..из него такое выйдет слово, которое всем опротивеет. И тогда с самыми чистейшими желаниями добра можно произвести зло». [1. с.37] Тем самым Гоголь выделяет и слово самого писателя, подобранное и обработанное им самим. Об этом слове автор пишет с особой строгостью. Это слово должно быть не менее чистым и здоровым, как и Божье Слово. Н.В. Гоголь отмечает,

что «.поэт на поприще слова должен быть так же безукоризнен, как и всякий другой на своём поприще» Тем самым, если писатель говорит о вещах важных «святых и возвышенных», он не должен избирать среди своих слов «гнилых слов», «.пусть уже лучше раздаётся гнилое слово о гнилых предметах».

К труду произнесения Имя и Слова Божия приступать надо подготовленным, как священнослужитель готовится к совершению Литургии. Считается, что священнослужители, приготовляясь к свершению литургии, накануне службы вечером прочитывают положенные для духовной подготовки молитвы и воздерживаются от пищи и вина. В «Размышлениях о Божественной Литургии» Гоголь визуально описывает процесс подготовки: «Священник, которому предстоит совершать Литургию, должен ещё с вечера трезвиться телом и духом, должен быть примирён со всеми, должен опасаться питать какое-либо неудовольствие на кого бы то ни было».[2. с.266] Подготовленным вполне и душой и телом - «Почтим же его [т. е., таинство] всякою чистотой, как душевной, так и телесной; ибо оно - двояко». [4. с.296]

Позднее Н.В. Гоголь обращается в «Размышлениях о Божественной литургии» к самой Божественной Литургии, как к «вечному повторению великого подвига любви» для разъяснения Великого Слова Божия «для начинающих и юношества». И тем самым Слово является одним из важнейших действующих лиц Литургии. А Слово, как писал св. Иоанна Дамаскина, «Слово.как бы свет и сияние.». [4. с. 112-113] «Бог есть свет, а потому и мы должны стремится к свету». [3. с.325] Точно и ярко, по своему, но в соответствии с писаниями Святых Отцов и Учителей, трепетно используя Слово Божье и своё авторское слово, визуально и кинематографично передаёт он ход Литургии и размышляет о значении каждого фрагмента, каждого Слова в ходе священнодействия.

Вот как, последовательно чередуя планы, кинематографически рисует Гоголь процесс чудесного преображении Слова Божьего - Евангелия в самого Бога Иисуса Христа в момент появления Святого Евангелия в Храме. Священник берёт с престола Евангелие и вручает его дьякону. Дьякон выносит Святое Евангелие через северные ворота на середину церкви, перед ним младший служащий храма несёт светильник. А вот как об этом пишет Н.В. Гоголь - «собрание молящихся взирает на Евангелие, несомое в руках смиренных служителей Церкви, как бы на Самого Спасителя, исходящего в первый раз на дело Божественной проповеди: исходит он тесной северной дверью, как бы неузнанный, на середину храма, дабы, показавшись всем, возвратиться во святилище царскими вратами». [2. с.281] Слово, исходящее от Бога, молитвами прихожан и священнослужителей, зримо обращается в самого Бога и торжественно шествует в Храме. Визуально встаёт перед читателями образ Иисуса Христа, созданный талантом великого писателя.

Визуально описывая дьякона и употребив известное в православной литургике сравнение дьякона и ангела Божия, Гоголь использует для создания образа дьякона-ангела его одеяние - подробно и ярко, описывая одежды и размышляя над их символикой. Но сначала представим эти одежды: стихарь -это верхняя одежда дьякона, она шьётся из ткани светлых тонов и напоминает

собою о непорочности и чистоте сердца, требуемых для священника. Орарь -длинная узкая лента и носится дьяконом на левом плече, он служит для подачи особого знака дьяконом народу о времени молитвы. Последовательно, в ритме Литургии, описывает эти одежды Гоголь - «...дьякон надевает стихать, подризник блистающего света, во знаменование светоносной ангельской одежды и в напоминание непорочной чистоты сердца, какая должна быть неразлучна с саном священства.», затем берёт и, поцеловав, накидывает на себя орарь, «.узкое длинное лентие, развивающееся при хождении на манер ангельского крыла.»; кинематографически крупно Н.В. Гоголь показывает, как перемещается дьякон - быстро, как бы летая по храму «.быстрым хождением своим по церкви изобразует он, по слову Златоуста, ангельское летание.», [2. ^267-268] постоянно во время священнодействия, служа священнику, как ангел Господу. И вот он в центре храма, весь устремленный ввысь, взявшись «тремя перстами» и подняв «узкое лентие» вверх, как ангельское крыло, призывает к молитве.

Во время Божественной Литургии и священник, и диакон, и молящиеся, именно так часто называет Гоголь пришедших на Литургию в Храм, возносят молитвы. А молитва - «.есть восхождение ума к Богу.». [6. ^263] Молится обо всех наиважнейших для верующего человека, стремящегося к духовной чистоте вещам, «о свышнем мире и спасении душ наших, о мире всего мира, о граде.». И этот трудный и подчас невыполнимый для нас путь, «.бессилье наших молений, которым недостаёт душевной чистоты и небесной жизни.» и здесь важно искренне обратиться своей мыслию к тем, кто «.умели лучше нашего молится.». [2. ^278] Чтобы с этими чистыми, искренними и сильными голосами наша скромная молитва со Словом Божьим и нашими словами взошла к Богу.

Часто во время Литургии священник в алтаре возносит молитву и слово неслышно или внутренне. И молящиеся самые искрение прошения возносят из самого сердца, не слышно, не произнося вслух эти слова. Проявляется внутреннее слово, «.бывает слово внутреннее, произносимое в сердце». [4. ^112-113] А внутренне слово - самое главное, самое прочувствованное, «.внутреннее слово есть движение души.». [4. ^163]

Воздействие Божественной Литургии на искренне и глубоко молившегося производит огромное, глубокое и таинственное впечатление. Все сложности мира становятся простыми, и тяготы несёт он легко и с пониманием своего долга. «Если только молившийся благоговейно и прилежно следит за всяким действием, покорный призванию диакона, - душа приобретает высокое настроение, заповеди Христовы становятся для него исполнимы, иго Христово благо, и бремя легко». [2. ^318]

Обращаясь к духовным темам, Гоголь не только не терял своего художественного дара, и стал духовным и крайним физическим аскетом, словами К. Мочульского - «К концу жизни Гоголь представляется нам духовно просветленным, радостным, внутренне удовлетворенным: плоть свою он не умерщвляет, мира не проклинает, а, напротив, страстно любит природу, цветы, песни, детей; становится проще и добрее». [5х.124] Он обогащал свой дар, своё

художественное слово новым знанием, более тонким, требовательным и внутренне ясным пониманием слова и желанием донести Великое Слово до читателей.

Писатель, как считал Л.Н. Толстой, должен уметь мыслить, не только словесно, но и яркими зрительными образами, воссоздавая в своем воображении картины жизни героев, и так же визуально представлять их в своём творчестве. Тем самым истинный художник, по мнению Толстого, является одновременно мыслителем и художником, ученым и философом. «Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как легкие и сердце, так что если один орган извращен, то и другой не может правильно действовать». [7. с. 464.]

Литература

1.Гоголь Н.В. Избранные места из переписки с друзьями. // В кн.: Гоголь Н.В. Избранные места из переписки с друзьями: Духовная проза. - М., 1993.

2.Гоголь Н.В. Размышления о Божественной Литургии. // Гоголь Н.В Избранные места из переписки с друзьями: Духовная проза. - М., 1993.

3.Гоголь Н.В. Правило жития в мире // Гоголь Н.В Избранные места из переписки с друзьями: Духовная проза. - М., 1993.

4.Св. Иоанн Дамаскин Точное изложение православной веры. М. 1992.

5.Мочульский К. Духовный путь Гоголя. М., 1934.

6.Краткое ученье о богослужении православной церкви. Сост. протоиереем, магистром А. Рудаковым. М., 1991.

7.Толстой Л.Н. Так что же нам делать? // Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. М. Л., 1928 -1958. Т. 16.

Literature

1 . Gogol N. V. The chosen places from correspondence with friends. // In book: Gogol N. V. The chosen places from correspondence with friends: Spiritual prose. - M, 1993.

2 . Gogol N. V. Reflections about the Divine Liturgy. // Gogol N. in the Chosen places from correspondence with friends: Spiritual prose. - M, 1993.

3 . Gogol N. V. The rule of life in the world//Gogol N. in the Chosen places from correspondence with friends: Spiritual prose. - M, 1993.

4 . St John Damaskin Exact statement of orthodox belief. M1992.

5 . Mochulsky K. Gogol's spiritual way. M, 1934.

6 . The short doctrine about church service of orthodox church. Сост. archpriest, master A. Rudakov. M, 1991.

7 . Tolstoy L.N. So to do to us? // Tolstoy L.N. Half-N собр. соч. : In 90 t. M. L, 1928 -1958. T. 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.