Научная статья на тему '"Пойте ребята хорошенько" (из истории Новгородского архиерейского хора XVIII - начала XIX века)'

"Пойте ребята хорошенько" (из истории Новгородского архиерейского хора XVIII - начала XIX века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
100
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВГОРОД / NOVGOROD / СОФИЙСКИЙ СОБОР / ST. SOPHIA CATHEDRAL / АРХИЕРЕЙСКИЙ ХОР / ПЕВЧИЕ / РУКОПИСИ / MANUSCRIPTS / ПАРТЕСНЫЙ СТИЛЬ / PARTESNY STYLE / ARCHIEREUS' CHOIR / CHURCH SINGERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Плотникова Наталья Юрьевна

Статья представляет материалы о певчих Новгородского архиерейского хора из различных исторических документов и нотных рукописей XVIII начала XIX века. Публикуются записи певчих, обнаруженные в партесных рукописях, алфавитный список певчих (129 имен).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Sing Brothers Properly" (From the History of Novgorod Archiereus'' Choir of the XVIII - Early XIX Century)

The paper presents materials on the Novgorod Archiereus’ Choir singers from various historical documents and musical manuscripts of XVIII early XIX century. The author publishes church singers marginalia found in partesny manuscripts, an alphabetical list of church singers (129 names).

Текст научной работы на тему «"Пойте ребята хорошенько" (из истории Новгородского архиерейского хора XVIII - начала XIX века)»

Н. Ю. Плотникова

«ПОЙТЕ РЕБЯТА ХОРОШЕНЬКО» (Из истории Новгородского архиерейского хора XVIII - начала XIX века)

Изучение певческих центров российских городов XVIII в. -сложная многосторонняя проблема. С одной стороны, необходим поиск певческих рукописей, их серьезный анализ, исследование музыкального материала. С другой - требуется изыскание исторических документов, связанных со структурой и численным составом хоров, видами и размерами жалованья певчих, их социальным происхождением и положением и т. п.

Данная статья посвящена певчим архиерейского хора Великого Новгорода. Город с древнейшими певческими традициями, родина русского многоголосия, в XVIII в. Новгород стал крупнейшим центром партесного пения1. О высокой певческой культуре хора Софийского собора свидетельствуют 15 комплектов рукописей: из Отдела рукописей Государственного исторического музея (ОР ГИМ), Синодального певческого собрания, № 354, 355, 356, 357, 358, 359, 360, 706, 707, 709, 710, 711, 712, 713, а также Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки (ГЦММК), ф. 283 («Культовая музыка»), № 590. Состав сборников, проблемы датировки рукописей были подробно рассмотрены в специальной статье2. К числу наиболее ранних, конца XVII - начала XVIII в., на наш взгляд, принадлежат Син. певч. 360, а также 706,

1 См.: Плотникова Н. Ю. Певческие центры России XVIII века // Вестн. Право-слав. Свято-Тихон. гуманит. ун-та. V: Музыкальное искусство христианского мира. М., 2008. Вып. 1(2). С. 31-43.

2 См. нашу статью: «Певческая культура Великого Новгорода (По материалам партесных рукописей XVIII века)» в настоящем сборнике.

348

707, 709 и 712. Прочие рукописи создавались во время правления Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Важно подчеркнуть: почти все комплекты оставались в певческом обиходе Софийского собора до начала XIX в., что подтверждает жизнеспособность партесного пения. «Долгожителем» является самый крупный по составу сборник Син. певч. 355, содержащий около 250 произведений крупнейших мастеров партесного письма первой половины XVIII в. на 12 голосов; последние певческие пометки в нем датированы 1814 г.

Состав рукописей демонстрирует смену поколений композиторов партесного стиля: от мастеров из Речи Посполитой второй половины XVII в. (Ф. Шеверовского, А. Цыбульского), композиторов малороссийского происхождения, чей жизненный путь окончился в XVII в., - С. Пекалицкого, Н. Дилецкого, до авторов середины XVIII в.: Н. Калачникова, Заюшевича, Виноградского, В. К. Тре-диаковского, Колпенского, Герасима (Завадовского), Ф. Редрикова, И. Взорского, протодиакона Ростовского. Первое место в репертуаре Новгородской Софии занимали творения Василия Титова на 8, 12, 16 и 24 голоса, они включены почти во все сборники коллекции.

История рукописей, их пути в коллекцию Новгородского архиерейского хора не всегда ясны. Какие сборники создавались в самом хоре, какие были заимствованы из других хоров, - эти вопросы требуют дополнительного исследования книг, особенностей их оформления, почерков и т. д. Ряд певческих книг мог появиться в Новгороде благодаря смоленским певчим (иеродиакону Александру с украинскими монахами и певчими), которые служили у смоленского митрополита Варлаама (Косовского), а после его кончины в 1721 г. были направлены в дом Феофана Прокоповича, когда он был еще архиепископом Псковским и Нарвским3.

В данной статье особое внимание уделено записям и пометам певчих, сохранившимся на полях, переплетных листах, обложках рукописей. Д. С. Лихачев был убежден, что подобные записи «очень ценны во многих отношениях. Они ценны в отношении языка, так как обычно они писаны без всяких претензий на литературность, обычным разговорным языком. Затем, в них содержатся сведения о времени и месте написания рукописей, об их переписчиках, о владельцах рукописей»4.

3 РГИА. Ф. 796. Оп. 1. Д. 355; Оп. 4. Д. 357 // Цит. по: Чудинова И. А. «Горе вам, бедныя воспеваки...»: Синодальные и архиерейские певчие в Петербурге XVIII века // Невский архив: Ист.-краевед. сб. М.; СПб., 1995. [Вып.] 2. С. 291.

4 Лихачев Д. С. Текстология: На материале русской литературы X-XVII веков. М.; Л., 1962. С. 158. Редким примером анализа маргиналий в нотных книгах партесного стиля является статья Н. А. Герасимовой-Персидской, посвященная руко-

349

Записи имен певчих в некоторых случаях позволяют определить место создания рукописи. Например, Н. А. Герасимова-Персидская, комментируя публикацию «Препорциальной» службы Ди-лецкого из Син. певч. 712, указала, что «происхождение рукописи неизвестно»5. Мы относим ее к новгородским, так как в ней встречаются росписи певчих Софийского собора, в частности Егора Иванова Салтыкова, известные нам по семи нотным сборникам новгородской коллекции. С другой стороны, в настоящее время пока невозможно установить, все ли певчие, оставившие пометки в рукописях, входили в состав именно Новгородского архиерейского хора. Данная статья является одним из первых шагов к решению этой комплексной проблемы.

Известные нам исторические документы относятся к первой половине XVIII столетия, а пометки певчих в рукописях - преимущественно ко второй половине XVIII - началу XIX в. С целью соблюдения хронологии появления источников целесообразно начать с обзора исторических сведений.

Один из первых важных документов - «Переписная книга Новгорода Великого» дьяка Дмитрия Екимова и подьячего Федосея Евстафьева 1707 г. В ней зафиксированы следующие имена «Со-фейских» (или «Софейского дому», или «соборных») певчих: Алексей Логинов, Феодор Михайлов, Степан Варламов, Василий Быков, Григорий Григорьев, Григорий Иванов, Матфей Лвов, Андрей и Егор Карповы, Иван Фомин, Аврам Семенов, Кондратей Володиме-ров, Степан Евдокимов6.

Следующая группа документов связана с учениками греко-славянской школы, организованной митрополитом Иовом и братьями Софронием и Иоанникием Лихудами. Известно, что в год основания школы (1706) в нее поступило 100 человек: «"Довольное число митрополит набрал из людей церковного причта, приказав им учиться"; между ними были софийские певчие, подьяки, новгородские диаконы, дьячки»7. Двое певчих, указанных в переписи 1707 г., - Стефан Варламов и Стефан Евдокимов, стали первыми учениками

писям киевского собрания (см.: Герасимова-Персидская Н. А. Записи на певческих рукописях XVII-XVIII вв. // ПКНО. 1976. М., 1977).

5 Дилецкий Н. Хоровые произведения / Сост., ред., вступ. ст. и коммент. Н. А. Герасимовой-Персидской. Киев, 1981. С. 198.

6 Писцовые и переписные книги Новгорода Великого XVII - начала XVIII в.: Сб. док. / Сост. И. Ю. Анкудинов. СПб., 2003. С. 285, 287, 311, 316, 321, 388, 400, 405, 425, 432, 433, 445.

7 Прилежаев Е. Новгородские епархиальные школы в Петровскую эпоху // Христианское чтение. 1877. Март-апрель. С. 333.

350

греческой школы и участвовали в переписке «Грамматики» братьев Лихудов, начатой не ранее 1708 г.8

Сопоставление некоторых опубликованных архивных документов, содержащих сведения об учениках новгородской школы в 1717-1723 гг.9, с именами певчих в нотных книгах и других документах позволило сделать вывод, что в 1716-1718 г. в школе учились певчие Стефан Иванов, Варфоломей Федоров, Иван Иванов, Иван Григорьев, Максим Лукин1 . Стефан Иванов к декабрю 1718 г. изучил «грамматику и пиитику». (Заметим, что этот певчий благодаря своим знаниям сделал неплохую карьеру: в 1723 г. он был взят в Синод, так как «не токмо греко-славянскую грамматику, но и риторику в Велико-Новоградской домовой Его Преосвященства школе произошел». И потому «ради искусснейшего в правописании употребления и большаго в школьном учении знания» оказался выше вызванного в то же время из Москвы от греческой школы Илии Прокопиева. Ему было поручено «лучших подканцеляристов и копиистов учить грамматике, а прочих одной только орфографии»11).

В 1723 г. один из певчих, 19-летний Иван Григорьев, числился в «Табели великоновгородския грекославянския школы учеников гречески учащихся»12. Известно также, что с 1718 г., когда школу возглавил ее выпускник, один из лучших учеников Лихудов Федор Максимов, с ним «труды обучения делил певчий Варфоломей Фе-доров»13. Разумеется, это лишь малая часть имен певчих, получивших образование в новгородской школе. Дальнейшее изучение архивных документов позволит существенно расширить данный список.

8 Вознесенская И. А. Новгородская школа братьев Лихудов // НИС. СПб., 2005. Вып. 10 (20). С. 211-212.

9 Салоников Н. В. Новгородская школа братьев Лихудов в 1717-1723 гг. (По данным ГАНО) // Лихудовские чтения: Материалы науч. конф. «Вторые Лихудов-ские чтения». Великий Новгород, 24-26 мая 2004 г. / Отв. ред. В. Л. Янин, Б. Л. Фонкич. Великий Новгород, 2009. С. 51-53.

10 Стефан Иванов поступил в школу в 1711 г., Варфоломей Федоров, Иван Иванов и Иван Григорьев - в 1714 г. См.: Вознесенская И. А. Новгородская школа братьев Лихудов. С. 212.

11 Смирнов В. История Новгородской духовной семинарии // НЕВ. 1894. № 7. С. 261. Имя Стефана Иванова вновь встречается в ведомостях 1736 г. Можно предположить, что певчий вернулся в хор после периода работы в Синоде, либо речь идет о его однофамильце.

12 Салоников Н. В. Новгородская школа братьев Лихудов. С. 53. Впоследствии Иван Григорьев «учительствовал в Тихвине, с 1726 г. - подьячий» См.: Вознесенская И. А. Новгородская школа братьев Лихудов. С. 213.

13 Смирнов В. История Новгородской духовной семинарии. // НЕВ. 1894. № 7. С. 261.

351

Сведения о певчих Новгородского архиерейского хора в 17241734 гг. имеются в трудах И. А. Чудиновой. В конце 1724 г. в Петербург в дом архиепископа Новгородского Феодосия Яновского были посланы новгородские соборные певчие, в том числе «Григорий Нерединский, Стефан Евдокимов, Федор Дмитриев, Иван Фомин, Федор Яковлев, Афанасий Евстафьев, Федор Логинов, под-дьяки Федор Михайлов, Герасим Стефанов, Никита Ресцов, Дмитрий Спиридонов, Василий Михайлов, Ананья Евстигнеев, Елизар Иванов, Василий Григорьев, Иван Иванов, Мина Сергеев, Федор

Петров»14.

Традицию торжественных архиерейских богослужений в Петербурге продолжил Феофан Прокопович, занимавший новгородскую кафедру в 1725-1736 гг. И. А. Чудинова подчеркивает: «Хор Феофана Прокоповича состоял частью из великоновгородских соборных, частью из смоленских певчих. Ученики Карповской семинарии при доме архиепископа также составляли певческий хор»15.

31 декабря 1725 г. архиепископ Феофан издал указ, в котором повелел всем служащим Архиерейского дома объявить, «от кото-раго кто времени и по чьим писмянным или словесным определением и у каких домовых дел обретается» и какое жалованье получает16. В деле названы все служители, обретающиеся в доме новгородского архиерея, в т. ч. среди «соборныя Софийския церкви служителей» перечислены имена десяти певчих: Григорий Нередицкой, Стефан Евдокимов, Максим Васильев, Федор Дмитриев, Иван Фо-

14 РГИА. Ф. 796. Оп. 4. Д. 588. Л. 1-3. Цит. по: Чудинова И. А. «Горе вам, бед-ныя воспеваки....... С. 291. Имя В. Григорьева встречается также в одной из рукописей: «Поет Новгородскаго Софийского Собора Диакан Василей Григорьев» (ГЦММК. Ф. 283, № 590. Л. I).

15 Чудинова И. А. «Горе вам, бедныя воспеваки.». С. 290. Чудинова называет имена 19 учеников из карповской семинарии, «всегда поющих» при архиерее (данные 1734 г.): Иван Никифоров, Иван Иванов, Петр Михайлов, Григорий Николаев, Семен Иванов, Мартиниан Ильин, Яков Осипов, Яков Юрьев, Трофим Ульянов, Иван Матвеев, Алексей Флоров, Прокофий Макаров, Федор Алексеев, Семен Романов, Сергей Львов, Василий Алексеев, Алексей Васильев, Наум Еремеев, Александр Андреев См.: РГИА. Ф. 796. Оп. 15. Д. 44. Л. 8-8 об. Цит. по: Чудинова И. А. «Горе вам, бедныя воспеваки.» ... С. 288.

16 Копия указа архиепископа Феофана и сказки служащих архиерейского дома, состоящих на хлебном довольствии (декабрь 1725 - март 1726 гг.) // ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 124. Информацию об этом документе, его содержании, а также имена певчих любезно предоставил нам доцент НовГУ, кандидат исторических наук Н. В. Салоников, за что мы выражаем ему огромную благодарность.

352

мин, Афанасий Евстафьев, Варфоломей Федоров, Федор Яковлев, Федор Логинов, Федот Алексеев 7.

Подробные документальные сведения о певчих относятся к 1736 г. Из ведомости Новгородского архиерейского дома следует, что в это время в хоре было восемь певчих, подьяков первой и второй станицы - по пять, третьей станицы - три, меньших станиц -пять. Таким образом, архиерейский хор в это время состоял из 26 человек18.

Сопоставление оплаты певчих с оплатой других священно- и церковнослужителей позволяет сделать выводы об их социальном положении. За 1736 г. получили: «протопоп (1) - 12 руб., ключари (2) - по 10 руб., священники (6) - по 8 руб., протодиакон (1) - 7 руб., иеродиаконы Федор Максимов, Семен Семенов, Григорий Иванов - по 6 руб., певчие Григорий Нередицкий, Стефан Евдокимов, Федор Дмитриев, Максим Васильев, Григорий Карпов, Иван Фомин, Федор Яковлев, Варфоломей Федоров - по 7 руб.; поддьяки первой станицы Герасим Стефанов, Дмитрий Спиридонов, Федор Михайлов, Федор Логинов, Никита Иванов - по 6 руб.; поддиаки второй станицы Василий Михайлов, Родион Тихонов, Дмитрий Федоров, Стефан Иванов, Федор Алексеев - по 5 руб.; третья станица -Елизар Иванов, Иван Михайлов, Иван Евдокимов - получали по 4 руб.; меньшие станицы: Петр Псковитин, Василий Григорьев, Ста-хий Андреев, Петр Корова, Максим Лукин - по 2 руб.; псаломщики: Петр Ильин, Иван Прокофьев - по 3 руб.; придельные дьячки: Иван Павлов, Петр Иванов - по 2 руб.; пономари: Козма Никитин, Иван Кононов - по 3 руб.»19

24 мая 1740 г. был высочайше утвержден «штат Новгородского Архиерейского дома». Помещенная в Полном собрании законов Российской империи таблица (см. ниже) показывает количество священно- и церковнослужителей, положенное по штату, в третьем столбце - их жалованье в рублях в год, в четвертом и пятом - количество четвертей ржи и овса, положенное по штату данному чину20.

17 ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 124. Л. 4 об. В деле есть сказки всех певчих, кроме сказок Максима Васильева и Федора Дмитриева (Л. 38-45), из которых следует, что большинство певчих было «поставлено в должность» при митрополите Иове.

18 Столетием раньше в хоре Новгородской Софии певчих было на 6 человек меньше: «В сметном за 1637 год списке значатся протоиерей и протодиакон, 4 священника, 2 диакона, певчих дьяков и подьяков двадцать человек, псаломщиков два, дьячков и понамарей четыре» // Соловьев П. И. Описание Новгородского Софийского собора. СПб., 1858. С. 31.

19 РГИА. Ф. 796. Оп. 17. Д. 318. Л. 588-589, 596-596 об. Цит. по: Чудинова И. А. «Горе вам, бедныя воспеваки....... С. 301. Автор подчеркивает, что в архиерейских

домах труд певчих оплачивался хуже, чем при царском дворе.

20 ПСЗ. Т. 44, ч. 2, № 8118. СПб., 1830. С. 4. Таблица воспроизведена нами не полностью, исключены сведения о протодиаконе, иподиаконах, пономарях, сторо-

353

Певчие составляли самую большую группу церковнослужителей Новгородского Софийского собора - 25 человек из 53 положенных по штату. В документе показано различие в чинах певчих: во главе стоит регент или уставщик, жалованье певчих уменьшается от станицы к станице. Положение регента довольно высоко: его денежное жалованье на 5 рублей превышало заработную плату главы Архиерейского дома - протопопа (хотя уступало в мерах зерновых). Заметим, что в штате Новгородского Софийского собора, Высочайше утвержденном в 1764 г., это число певчих и деление на станицы сохраняется21.

Таблица

Человек Жалованья одному

Звание лиц руб- хлеба четвертей

ли ржи овса

Протопоп 1 15 10 10

Ключарей 2 12 8 8

Священников 5 8 7 7

Диаконов 4 6 6 6

Певчих

Регент или уставщик Которой должен уметь 1 20 6 6

знаменное и партесное пение

Первой станицы поддьяков 8 6 6 6

Второй станицы поддьяков 8 5 5 5

Третьей станицы поддьяков 8 3 3 3

Псаломщиков 2 5 5 3

Звонарей 4 3 3 3

Увеличение числа певчих, обновление репертуара архиерейского хора требовало создания новых рукописей, необходимых для

жах, просфирне. Кроме того, в ПСЗ таблица содержит 7 столбцов, два последних нами опущены - в них приводились «примерные цены» на рожь и на овес. Сведения о певчих выделены нами жирным шрифтом.

21 «А в 1764 году по учиненному при Новгородском Софийском соборе штату положено быть двенадцать человеков соборян: один протопоп, один ключарь, священников четыре, один протодиакон, диаконов три, иподиаконов два. Певчих и прочих чинов: один уставщик, первой станицы восемь человек, второй станицы восемь же человек; третьей станицы восемь же человек подьяков. Псаломщиков два, понамарей два же. <. .> Жалованья им. <. .> Певчим и уставщику сорок рублей, первой станицы по тридцати рублей, второй станицы по двадцать четыре рубля, третьей станицы подьяком по пятнадцати рублей» (Романцев И. С. Описание Новгородского Софийского Кафедрального собора. М., 1914. С. 78-79).

354

сопровождения богослужения. Один из документов демонстрирует эту сторону деятельности певчих. В «Описи имущества новгородского Софийского собора 1736 года» была обнаружена расписка следующего содержания: «1743 года генваря 21 дня дому его преосвященства певчей Прокопий Макарьев взял для переписки нотных двенатцать книг соборныя церкви Премудрости Божии у ключаря Марка Иванова в чем сию и росписку я, Прокопий Макарьев, дал своеручную, а, конечно, в месец, которое после онаго сроку, возвратить немедленно.

Еще ж к тому взяты тритцеть четыре книги партесных, певчий Прокопий Макарьев росписался»22.

Имена архиерейских певчих встречаются в архивных документах Новгородской консистории. Так, в «Ведомости на выплату жалованья священноцерковнослужителям, служащим и мастеровым Новгородского архиерейского дома» 1751 г. названы певчие Стефан Владимиров, Матфий Иванов, Самсон Никифоров, Тихон Яковлев23. В нотных рукописях имена этих певчих отсутствуют.

Обратимся теперь к нотным рукописям из Синодального певческого собрания ГИМ, акцентируя внимание на пометках певчих.

Син. певч. 354 (сборник 16- и 24-голосных партесных сочинений). Наиболее важная для датировки запись помещена в партии четвертого баса на Л. I: «Начаты писат / 1754 года»24. Благодаря певческим записям известно, что этот памятник имел долгую жизнь. В партии первого тенора на л. I об. записано: «Сии книги называемые Титовы Новгородскаго Архиерейскаго дому Певческаго хора казенные. 1801-го Года декабря 12 дня finis». Похожие записи содержит партия шестого тенора (Л. I, I об.). Возможно, название «Титовы» свидетельствует о том, что произведения, авторство которых в рукописи не указано, также принадлежат Титову. Впрочем, название «Титовы» может обозначать и условное название сборника в певческом обиходе, так как открывается он Службой именно Ти-

това25.

Рукопись сохранила для нас имена певчих. В партии первого тенора на Л. I дан список: «Сего голоса пели 1 Василей Мелетиев

22 Опись имущества новгородского Софийского собора 1836 г. // Описи имущества новгородского Софийского собора XVIII - начала XIX в. / Сост.: Э. А. Горди-енко, Г. К. Маркина; вступ. ст. Э. А. Гордиенко; отв. ред. В. Л. Янин. М.; Л., 1988. С. 123.

23 ГАНО. Ф. 480. Оп. 1, № 768. Л. 2, 13 об.

24 Здесь и далее все цитаты из певческих рукописей приводятся с сохранением орфографии первоисточника (титла раскрываются) и с использованием современного шрифта.

25 Надпись «Титовы» имеется и на обложке одной из партий в Син. певч. собр. 712.

355

2 Никифор Ферапонтов 3 Федор Николаев 4 Степан Иванов», затем добавлено: «5. Сего голоса поет певчей Егор Иванов Салтыков 1801го года июня 6 дня» и «Сего голоса поет певчей Никита Дубровский» (зачеркнуто). Запись певчего Е. И. Салтыкова в конце этого же сборника: «Сего голоса поет певчей Егор Иванов Салтыков 1801го года месяца декабря 12 дня» (Л. II) говорит о том, что сборник использовался неоднократно в течение года. На Л. II об. также имеется запись: «Сего голоса поет певческаго хора певчей Осип Григорьев». В партии второго тенора сохранилась подпись другого певчего: «Пел сего голоса василей баскаков» и ниже «Тенор а поет ево василей баскаков весма искустно и повижыно [подвижно?]».

Син. певч. 355 (сборник 12-гол. сочинений). Содержит наибольшее количество записей певчих, относящихся к началу XIX в. Единственный раз во всей коллекции упоминается «реент» (регент, руководитель хора), причем в одной партии первого баса (355-к) подписались два регента: Василий Иванович Вытегорский и Иван Фомин (возможно, это тот певчий, имя которого фигурировало уже в переписной книге 1707 г., либо его родственник, либо однофамилец, живший в начале XIX в.).

355-а, Д 126: «Лука Кокусов с 1808 года пел» (Л. I об.), «Лука Кокусов / Василий Зверев (?) Федор Рожественский» (Л. II); 355-б, Д 2: «Василей Екимов поет сего голоса», «Василей Екимов поет 1793 года», «Поет сего голоса Лука Иванов», «Поет сего голоса певчей Ефрем Михаил Феринский» (Л. I), «Поет сего голоса Лука Иванов», «Поет сего голоса Стефан Екимов» (Л. II), «Василей Еки-мов поет сего голоса дышканта», «Егор Иванов / Ефрем Зверинский / Михаил Феринский» (Л. II об.); 355-г, А 1: «Сего Голоса поет Иван Калинин с 1808-го Года до 1814-го Года», «1 Влас Фомин господин Добронравов 1805-го года Марта 27-го дня / 2 Василей Куженский господин Алт 1806-го года октября 18 дня / 3 Петр Липецкий господин альт 1808-го года февраля 18-го дня / 4 Иван Калинин марта 9 дня 1808-го года / 5 Иван Солов'ев (?) Альт 1809-го года сентября 11-го числа / 6 Альт Александр Троицкий 1811-го года Августа 9-го числа» (Л. I), «Сего голоса поют Михаил Козмин Петр Рахинский Андрей <нрзб.> Влас Фомин Г. Добронравов 1805 года» (Л. I об.); 355-д, А 2: «Никита Фера[понтов] Иван Калинин / Василий Куженский поет» (об. верхней крышки), «Сего голоса поет Егор Иванов», «Сего голоса поет Никита Пахомов с 1795-го до 1798-го года месеца Маия 3 дня», «1800-го года марта 27 дня» (об. нижней крышки); 355-е, А 3: «Влас 1804 / Василей К 1806 / Петр Л 1807 / Иван К 1806 / Иван С 1809 / Александр Т 1811-й» (л. II); 355-ж, Т 1: «Егор Ива-

26 Здесь и далее используются сокращенные обозначения голосов хора: Д - дискант, А - альт, Т - тенор, Б - бас.

356

нов», «Василей Баскаков пел, Никифор Ферапонтов пел, Иван Фомин пел» (об. верхней крышки), «Федор Шишкин» (Л. I), «Поет сего голоса Егор Салтыков / поет сего голоса Егор Иванов Салтыков / 1802 года генваря 15 дня» (Л. I об.), «Сего голоса пели тенора 1. Василей Мелетиев 2. Никифор Ферапонтов 3. Степан Иванов 4. Федор Николаев 5. <стерто> 6. Осип Григорьев 7. Василей Родионов», «1812 года Апреля 8 дня Прохор Александр певчий Иванов» (Л. 246), «Прохор Иванов поет сего голоса 1812 года Апреля 6-го дня», «Тенор первый поет сего голоса певчей Егор Иванов 1801 Года маия 1 дня» (Л. 246 об.); 355-з, Т 2: «Михаил Сталеев», «Сего голоса пел певчий Егор Иванов», «Сего голоса поет Никита Пахо-мов Дубровской 1801-го года ноября 19 дня» (Л. I); «Поет сего голоса Егор Иванов 1802 года февраля 25 дня», «Тимофей Егоров Г-н Обрезкин» (Л. I об.), «Поет Сего Голоса певчей Егор Иванов Салтыков 1802-го года Генваря 22 дня» (об. последнего листа), «Господин Василий Баскаков поет сего голоса / Поет Степан Иванов Едровский / Иван Дмитриев поет» (об. нижней крышки); 355-и, Т 3: «Поет сего голоса певчей Осип Григорьев Знаменский» (Л. I); 355-к, Б 1: «Пел сего голоса реент диакон Василий Иванов Вытегорский» (об. верхней крышки), «Реент Иван Фомин» (Л. I, I об.), «Поет сего голоса Новгородского архиерейского дому диакон Иоанн Марков 1801-го года апреля «1» дня», «Врет он Марков Я луче пел то есть Василий Иваныч Вытегорский»; 355-л, Б 3: «Сего голоса пел Иван Калинин» (Л. I), «Поет сего голоса Балтийского Острова <...> Александр Цветиков (?) (Л. 284 об.).

Син. певч. 356 представляет собой список известных по всей России гармонизаций песнопений двунадесятых праздников греческого роспева на 8 голосов. Имеются следующие записи: в партии второго дисканта: «Дышкант II Егор Иванов поет» (Л. I), «Сего голоса поет певчей Егор Иванов дышкант фторой», «новгородски» (Л. II), в партии второго альта: «Пойте робята хорошенко а нет лоза» (Л. II), в партии первого тенора: «писал Василей Баскаков» (Л. 121 об.), в партии первого баса: «Сия книга из певческой библиотеки» (Л. II), в партии второго баса «новгородски» (Л. I).

Син. певч. 357 (сборник 12-гол. сочинений). Сохранились записи в партии второго альта: «Сего голоса поет певчей Степан Иванов» (Л. III), «Иван Ровенский» (об. нижней крышки); в партии первого тенора: «Сего голоса поет Певчей Осип Григорьев», «Поет сего голоса певчей Егор Иванов Салтыков» (Л. I), в партии второго тенора «Поет сего голоса тенора втораго певчей Егор Иванов Салтыков 1802-го Года февраля 18 дня».

Син. певч. 358 (сборник 12-гол. сочинений). Датировать рукопись помогает запись в партии второго тенора на Л. 73 киноварью: «Начата сия служба писать и совершена 1746 года августа месяца».

357

Певческие пометки представлены в нескольких партиях. В партии Д 1 на Л. I: «Сей голос поет певчей Филип Сколов», далее другим почерком продолжено: «Пел а ныне уже тот сел ныне поет Стефан Гагарин». Две записи разного времени имеются и на Л. II; более ранняя: «Сия книга № двенадцать голосов Ковгородскаго Архие-рейскаго дому казенная», более поздняя: «Антоновской Новгородской семинарии». Несколько записей оставили певчие в партии первого альта: «Сей голос Стефан соколов поет певчей Василей Савин» (об. верхней крышки), «Сей голос поет певчей Василей Савин» (Л. I), «Сия книга певчево Василея Козмина» (об. нижней крышки). Записи певчих сохранились также в партии второго альта: «Сей голос Леонтия Александрова» (об. верхней крышки), второго баса: «Сей голос поет Яков Самуилов 1777 году» (об. нижней крышки).

Син. певч. 359 («Блаженны» и 29 концертов на 12 голосов). Пометку оставил самый активный в этом отношении певчий: «Поет Сего Голоса певчей Егор Иванов Салтыков 1802-го Года Генваря 4 дня» (партия Т 1, Л. I).

Син. певч. 360 (сборник 8-голосных концертных сочинений на тексты стихир, ирмосов («Катавасии»), посвященных различным праздникам, вечерни, службы Божии «Воскресная», «Органка» и «названная слеза» А. Цыбульского, песнопения венчания). Несмотря на раннее время создания, сборник содержит только поздние записи в партии второго дисканта: «Сего голоса пел певчей Стефан Бодров или [нрзб.] писал 1787-го года марта 3-го дня» (Л. II), «1770 году писали» (Л. II об^).

Син. певч. 706 27 (сборник содержит две Службы Божиих В. Титова на 12 голосов и его концерты, а также сочинения анонимных авторов). Почти во всех партиях имеются записи певчих, преимущественно позднего времени. Самая ранняя дата, 1776 г., зафиксирована в партии первого альта (706-г). Приведем эти записи: 706-а, Д 1: «Поет сего голоса Павел Федоров 1791-го года» (Л. I); 706-б, Д 2: «Дышкант второй 1781-го года октября 24-го дня поет сего голоса второго дышканта певчей Василей Афанасьев» (Л. I), «Пел Михаил Заха[рь]ев 1796-го года до 1800-го» (Л. I об.); 706-г, А 1: «Поет сего голоса певчей Н. К.», «новгородскаго певче: хору Сии книги» (Л. 88), «1776 года Генваря 30 дня», «1779-го года Августа 30 дня», «Сего голоса поет Егор Иванов» (88 об.), «певчей Никита Пахомов» (об. нижней крышки); 706-е, А 2: «Поет сего голоса Петр Иванов» (Л. I об.); «Поет Егор Иванов сего голоса», «Поет Егор Беневоленский» (Л. II), «Милостивейшему моему благодетелю желаю многолетнаго здравия Петр Забойкин [18?]21 года 22

27 В этой единице хранения партия третьего дисканта не соответствует комплекту прочих партий, в ней содержатся только концерты, Службы отсутствуют.

358

дня» (Л. II об.); «Сего голоса поет Егор Иванов с 1795-го году до 1798-го году» (Л. III), неоднократные росписи «Егор Иванов», «Никита Пахомов», «Поет сего голоса Егор Иванов Алт 2», «Поют изрядно» (Л. III об.); 706-ж, Т 1: «Поет сего голоса Василей Баскаков» (об. верхней крышки); «Сего голоса поет Осип Григорьев» (об. нижней крышки); 706-з, Т 2: «Сего голоса поет Никита Пахомов Дубровский 1801го года Марта / 1-го дня», «Сего голоса поет певчей Егор Иванов Салтыков / 1802-го года Маия 31 дня» (Л. I), «Новгородскаго архиерейскаго хора», «Василей Мелентиев поет сего голоса» (об. нижней крышки), «Сия книга партесная нотнаго пения тенор [нрзб] 1796 года Месеца маия» (Л. II об.); 706-и, Т 3: «Поет Никита Дубровский Воинов» (Л. I); 706-л, Б 2: «Поет сего голоса певчей Иван Григорьев» (Л. I).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Син. певч. 707, содержащий «Сигмовую» и «Препорциаль-ную» Службы В. Титова на 12-голосов, а также ряд концертов анонимных авторов, возможно, создавался в Смоленске. Помета «Косовской» в партии Б 3 на полях (707-ж, Л. 2), возможно, является упоминанием имени смоленского митрополита Варлаама (Косовского). Имена других певчих записаны в партии первого баса, 707-б: «Сей голос поет Иван Лукин» (Л. IV); первого тенора, 707-в: «Поет Петр Шишов» (Л. 1); второго тенора, 707-д: «Иван Канпанатор-ский» (Л. I); второго альта, 707-е: «Иван Алексеев» (оборот нижней крышки); третьего альта, 707-и: «Сей голос поет Игнатий Илмен-ской», «Панасий [?] Кириловский» (Л. I), «Сей голос поет певчей Яков Иванов» (Л. III), второго дисканта, 707-к: «Сей голос поетъ Алексий Черницкий да Василей Синицын» (Л. 2), третьего дисканта, 707-л: «Поет сей голосъ Григорий Герасимовъ», «Ефим Стефанов», «Cantat gregorius herasimov», «Cantat euphimo stefanov» (Л. II), «Сей голос поет певчей Стефан Федоров» (Л. III).

Син. певч. 709 включает в себя около 100 произведений, в том числе целый ряд 8-голосных сочинений Василий Титова, среди которых две «Службы Божиих» (одна из них имеет название «Рекви-риальная»), «Вечерня», «Догматы» (догматики), концерты двунадесятым праздникам. Большинство произведений имеет следующее указание на авторство: «Кампазиа ВТ», то есть «Сочинение Василия Титова». Укажем наиболее важные певческие записи. В партии дисканта (709-а) на обороте верхней крышки записано: «Кантычка дышкант «А», а также имеются подписи певчих: «Сей голос поет дышкантъ Алекса[ндр] в[о]смиголосно», «Сей голос поет Иван Стеф[анов?]», на обороте нижней крышки: «Сии кантыки архиерейского дому». В партии второго альта, 709-г: «Сей голос поет Пимин Чайкин весма хорошо» (об. верхней крышки), «Здана архива певчему Якову Самуилову [нрзб.] 1777 года месяца марта 31 дня в вечер в день пятничной [нрзб] недели великаго Поста» (Л. I). Благода-

359

ря записи в партии первого тенора (709-в, Л. I) мы узнаем о происхождении рукописи: «Сии книги осмоголосные новгородскаго Архиерея», «великаго нова града».

Время создания сборника Син. певч. 710 можно отнести к периоду архиерейства Амвросия Юшкевича (1740-1745) согласно следующей записи: «Сии книги Новгородскаго архиерейского дому называемыя амвросиевския» (Б 1, Л. I). Сохранились следующие записи певчих: в партии первого баса, 710-а: «Бас / Григорьев» (об. верхней крышки), «Бас первой поет Ефим Федоров весма премудро и чудно» (Л. III); первого альта, 710-б: «Алт первой», «Иван Гаврилов Забойкин» (об. верхней крышки); второго альта, 710-е: «алт 2 голос певчего Андрея, «сей голос Ефима Перекомского его козённая» (об. верхней крышки), «Сей голос пел Леонтий Александров его козенная» (об. нижней крышки); второго баса, 710-з: «бас вторый поет сего голоса певчей Иван Григорьев» (Л. II); третьего тенора, 710-к: «Сия книга глаголемая тенор третий поет Его Александр Кандратьев». В партии третьего альта имеется поздняя дата: «1789 Года» (710-л, об. нижней крышки).

Син. певч. 711 (сборник 12-гол. сочинений). Здесь обнаружены следующие записи: 711 -а, Д 1: «Старорускаго уезда», «Старо-рускаго погоста» (об. верхней крышки); 711 -б, Д 2: «Сего голоса Степан Екимов» (об. верхней крышки); 711-в, А 1: «Сего голоса поет Лука Антонов» (об. верхней крышки), «Иван Павлов», «Поет сего голоса Иван Гаврилов», «Поет сего голоса Иван Алексиев» (Л. I), «Сего голоса поет Лука Антонов» (Л. I об.), «Сей голос Луки Антонова он его поет / альт» (Л. 180 об.); 711-г, А 2: «Старорусского» (несколько раз на Л. I), «Поет сего голоса певчей Ефим Максимов», «Поет сего голоса / Василей Родионов Иван / Дмитриев», «Поет сего голоса певчей Тимофей Иванов» (Л. I об.); «Поет сего голоса Тимофей Иванов» (об. нижней крышки); 711 -д, Т 1: «Герасим Иванов Заболоцкий / тенор 1», «Поет сего голоса Осип Григорьев» (Л. 195 об.); 711-е, Т 2: «Певчий Андрей Сандыриов / Андрей Соколов» (об. верхней крышки), Андрей Соколов (Л. I), «Пойте ребята хорошенько / а естли не будете петь / хорошенько, то вам будут / лозы майские» (Л. I об.), «Пойте ребята хорошенько / а нет лозы майские / тенор первой» (Л. II)28, «Поет Сего Голоса певчей Егор Иванов 1802-го Года Апреля 7 дня» (об. нижней крышки); 711-ж, Б 1: «Старорусскаго» (об. верхней крышки, несколько раз, Л. I об.), «Сего голоса Василей Баскаков Бас Первой», «Бас первой поет сего голоса Яков Егоров» (Л. I), «диакон Иван Фомин» (об. нижней крышки).

28 Наставление петь «хорошенько» с напоминанием о лозе встречается также в Син. певч. 356.

360

Сборник Син. певч. 712 является редким списком Служб Бо-жиих С. Пекалицкого, «Препорциалной» Н. Дилецкого, «Реквири-алной» В. Титова, а также включает в себя концерты В. Титова. В записях встречаются знакомые по прежним комплектам имена певчих конца XVIII - начала XIX в: «Поет Сего Голоса Салтыков» (712-г, Л. I об.), «Сего голоса поет Кикита Пахомов» (712-д, Л. 48 об.). Записи свидетельствуют о продолжительном использовании рукописи в этот период: «Тенор первый Поет сего Голоса Певчей Егор Иванов Салтыков с 1795 Года до 1802 года месяца Генваря 31 дня» (712-г, Л. I). Новые имена встречаются в следующих записях: «Дышкант вторый Поет сего голоса певчей Анисим Филипов Муравьев» (712-а, Л. I), «Александра Григорьева / Роман Алексиев» (712-б, Л. I). В партии второго тенора сохранилась запись: «Протоиерей Петр Никифоров / Секретарь Семен Иванов / Регистратор Светлов» (712-д, Л. I), видимо, относящаяся к тому времени, когда эта рукопись уже находилась в епархиальном архиве.

Син. певч. 713 представляет собой сборник концертов, среди которых выделяются произведения Ивана Хоржевского, вероятно созданные во время правления Анны Иоанновны. Росписи певчих имеются в партиях первого дисканта: «Сии книги Новгородскаго архиерейскаго дому» (713-в, об. верхней крышки), второго дисканта: «Сей голос поет Алексий Черницкой», «Сий голос поет Алексий Михайлов», «Сей голос поет Василей Афанасьев» (713-б, об. нижней крышки), первого альта: «Сей голос поет Роман Алексеев изрядно» (713-е, Л. II), второго альта: «Поет сего голоса певчей Михаил Захариев Фроловский (713-д, об. нижней крышки), первого тенора: «Поет Сего Голоса певчей Егор Иванов Господин Салтыков 1801-го Года !юля 19 дня» (713-ж, Л. I), третьего тенора: «Тенор Третей Поет Фадей Степанов Торопчанин и великомучанин» (713-и, Л. I), третьего баса: «Сии книги дому архиерейскаго собственные и казенные» (713 к, Л. I). В партии третьего дисканта расписался также «Староста церковный Староста Иван Михеев» (713 а, Л. I).

Итак, изучение истории архиерейского хора Великого Новгорода требует комплексного подхода. Во-первых, выявление, систематизация и анализ исторических документов, связанных с деятельностью хора и отдельных певчих, позволяют сделать выводы о составе хора, уровне образования его участников, их социальном положении и т. п. Во-вторых, изучение маргиналий в певческих рукописях дает представление о времени бытования рукописей, о связи репертуара сборников с датами певческих записей, о самоидентификации исполнителей («певчей», «реент»), их принадлежности к определенным партиям хора (тенора, басы) и пр. Продолжение исследования, начатого в данной статье, может создать более четкие представления о различных этапах истории Новгородского архиерейского хора в XVIII - начале XIX в.

361

В заключение приведем алфавитный список певчих, имена которых встречаются в рукописях Новгородского архиерейского дома и в перечисленных выше документах. Курсивом выделены имена певчих, зафиксированные только в документах. В скобках поставлены даты документов, в которых присутствуют имена этих певчих: 1707 («Переписная книга»), 1708, 1711, 1714, 1716-1718, 1723 (различные материалы, связанные со школой братьев Лихудов), 1724 (список софийских певчих, посланных в Петербург к Феодосию Яновскому), 1725-1726 (сказки певчих, составленные по указу Феофана Прокоповича), 1736 (ведомости, РГИА), 1743 (расписка в получении нотных книг), 1751 (ведомости, ГАНО). Все прочие даты встречаются в собственноручных записях певчих в нотных рукописях.

1. Александров Леонтий

2. Алексеев (Алексиев) Роман

3. Алексеев Федор (Федот?) (1725-1726, 1736)

4. Алексиев (Алексеев) Иван

5. Андреев Стахий (1736)

6. Антонов Лука

7. Афанасьев Василей

8. Баскаков Василей

9. Беневоленский Егор

10. Бодров Стефан (1787)

11. Быков Василий (1707)

12. Варламов Степан (1707, 1708 [Стефан])

13. Васильев Максим (1725-1726, 1736)

14. Владимиров Стефан (1751)

15. Воинов Никита Дубровский (см. Дубровский Никита Пахомов, Па-хомов Никита)

16. Володимеров Кондратей (1707)

17. Вытегорский Василий Иванов (Иваныч), регент

18. Гаврилов Иван

19. Гагарин Стефан

20. Герасимов Григорий

21. Григорьев Александр

22. Григорьев Василий (1724, 1736)

23. Григорьев Григорий (1707)

24. Григорьев Иван (1714, 1716-1718, 1723)

25. Григорьев Осип (см. Знаменский Осип Григорьев)

26. Дмитриев Иван

27. Дмитриев Федор (1724, 1725-1726, 1736)

28. Добронравов Влас Фомин (1804, 1805)

29. Дубровский (Дубровской) Никита Пахомов (см. Воинов Никита Дубровский, Пахомов Никита)

30. Евдокимов Иван (1736)

31. Евдокимов Стефан (1707 [Степан], 1708, 1724, 1725-1726, 1736)

32. Евстафьев Афанасий (1724, 1725-1726)

362

33. Евстигнеев Ананья (1724)

34. Егоров Яков

35. Едровский Степан Иванов (см. Иванов Стефан (Степан))

36. Екимов Василей (1793)

37. Екимов Стефан (Степан)

38. Забойкин Иван Гаврилов

39. Забойкин Петр (1821)

40. Заболоцкий Герасим Иванов

41. Заха[рь]ев Михаил (1796-1800)

42. Зверев (?) Василий

43. Зверинский Ефрем Михаил

44. Знаменский Осип Григорьев (см. Григорьев Осип)

45. Иванов Григорий (1707)

46. Иванов Елизар (1724, 1736)

47. Иванов Иван (1714, 1716-1718, 1724)

48. Иванов Лука

49. Иванов Матфий (1751)

50. Иванов Никита (1736)

51. Иванов Петр

52. Иванов Прохор (1812)

53. Иванов Стефан (Степан) (1711, 1716-1718, 1736) (см. Едровский Степан Иванов)

54. Иванов Тимофей

55. Иванов Яков

56. Илменской Игнатий

57. Калинин Иван (1806, 1808-1814)

58. Кандратьев Александр

59. Канпанаторский Иван

60. Карпов Андрей (1707)

61. Карпов Григорий (1736)

62. Карпов Егор (1707)

63. Кириловский Панасий [?]

64. Козмин Василей

65. Козмин Михаил

66. Кокусов Лука (1808)

67. Корова Петр (1736)

68. Куженский Василей (1806)

69. Липецкий Петр (1807, 1808)

70. Лвов Матфей (1707)

71. Логинов Алексей (1707)

72. Логинов Федор (1724, 1725-1726, 1736)

73. Лукин Иван

74. Лукин Максим (1716-1718, 1736)

75. Макарьев Прокопий (1743)

76. Максимов Ефим

77. Марков Иоанн, диакон (1801)

78. Мелентиев Василей

79. Михайлов Алексий

80. Михайлов Василий (1724, 1736)

81. Михайлов Иван (1736)

82. Михайлов Федор (1707, 1724, 1736)

83. Муравьев Анисим Филипов

363

84. Нерединский (Нередицкий, Нередицкой) Григорий (1724, 17251726, 1736)

85. Никифоров Самсон (1751)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

86. Николаев Федор

87. Обрезкин Тимофей Егоров

88. Павлов Иван

89. Пахомов Никита (Воинов Никита Дубровский, Дубровский (Дубровской) Никита Пахомов) (1795-1798, 1801)

90. Перекомский Ефим

91. Петров Федор (1724)

92. Псковитин Петр (1736)

93. Рахинский Петр

94. Ресцов Никита (1724)

95. Ровенский Иван

96. Родионов Василей

97. Рож[д]ественский Федор

98. Савин Василей

99. Салтыков Егор Иванов (1795-1802, 1801, 1802)

100.Самуилов Яков (1777)

101.Сандыриов Андрей

102.Семенов Аврам (1707)

103. Сергеев Мина (1724)

104.Синицын Василей

105. Сколов [Соколов?] Филип

106.Соколов Андрей

107.Соколов Стефан

108.Соловьев Иван (1809)

109. Спиридонов Дмитрий (1724, 1736)

110.Сталеев Михаил

111. Степанов Фадей / Торопчанин

112. Стефанов Герасим (1724, 1736)

113. Стефанов Ефим

114. Тихонов Родион (1736)

115. Троицкий Александр (1811)

116. Федоров Варфоломей (1714, 1716-1718, 1725-1726, 1736)

117. Федоров Дмитрий (1736)

118. Федоров Ефим

119.Федоров Павел (1791)

120.Федоров Стефан

121.Ферапонтов Никифор

122. Фомин Иван (1707, 1724, 1725-1726, 1736), регент

123.Фроловский Михаил Захариев

124. Чайкин Пимин 125.Черницкой Алексий

126.Шишкин Федор

127.Шишов Петр

128.Яковлев Тихон (1751)

129.Яковлев Федор (1724, 1725-1726, 1736)

364

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.