Научная статья на тему 'Появление русских артистов балета в Боснии и Герцеговине'

Появление русских артистов балета в Боснии и Герцеговине Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
333
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОСНИЯ / ГЕРЦЕГОВИНА / КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ / РУССКАЯ БАЛЕТНАЯ ТРАДИЦИЯ / ХОРЕОГРАФИЯ / БАЛЕТНЫЕ ПЕДАГОГИ / BOSNIA AND HERZEGOVINA / CULTURAL LIFE / RUSSIAN BALLET TRADITIONS / CHOREOGRAPHS / BALLET PEDAGOGIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Папо Эдина

Балет в Боснии и Герцеговине вместе с остальными искусствами составляет художественную и культурную жизнь нашего общества. Русская балетная традиция уже давно вошла в историю мировой науки о балете. Особенность этой школы и ее стиля заключается, прежде всего, в их универсальности. Русская школа объединила в себе мастерство танцоров, хореографов, балетных педагогов, балетмейстеров и великих гениев балета. Русская школа принесла перелом в балетный театр Боснии и Герцеговины. Это был, прежде всего, перелом в техническом смысле: выработка устойчивости, постановка корпуса будущего артиста балета, работа стоп, адажио, прыжки, вращения и т. д. Русская традиция принесла энтузиазм, образный стиль, манеру исполнения все то, что до сих пор существует в балетном искусстве Боснии и Герцеговины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Ballet art in Bosnia and Herzegovina together with another arts are linking artistic and cultural life in our society. Long ago Russian Ballet traditions are coming in world history, like famous world science about dance. Characteristic on the Russian ballet school and her style, conclude, before everything are her universality. The Russian school embrace in the same time mastering of the ballet dancers, choreographs, ballet pedagogies, ballet masters and big genius of the ballet art. Appropriate and proved thru history, Russian tradition with her manners, importance and serious, bring in the ballet theatre Bosnia and Herzegovina most important turn round in the best. Turn round in techniques means: work on the corpus stability, to put up of body, developing of the foot, adagio, jumps, turns, everything what we need for professional dancers. Russian tradition brings us enthusiasms, expressions, style, manners of the performing. Thanks fool for that, all that until to-day existing in the ballet art in Bosnia and Herzegovina.

Текст научной работы на тему «Появление русских артистов балета в Боснии и Герцеговине»

Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 229

Э. Папо

ВЛИЯНИЕ РУССКИХ БАЛЕТНЫХ ТРАДИЦИЙ НА БАЛЕТНОЕ ИСКУССТВО БОСНИИ И ГЕРЦЕГОВИНЫ

Балет в Боснии и Герцеговине вместе с остальными искусствами составляет художественную и культурную жизнь нашего общества. Русская балетная традиция уже давно вошла в историю мировой науки о балете. Особенность этой школы и ее стиля заключается, прежде всего, в их универсальности. Русская школа объединила в себе мастерство танцоров, хореографов, балетных педагогов, балетмейстеров и великих гениев балета. Русская школа принесла перелом в балетный театр Боснии и Герцеговины. Это был, прежде всего, перелом в техническом смысле: выработка устойчивости, постановка корпуса будущего артиста балета, работа стоп, адажио, прыжки, вращения и т. д. Русская традиция принесла энтузиазм, образный стиль, манеру исполнения -все то, что до сих пор существует в балетном искусстве Боснии и Герцеговины.

Ключевые слова: Босния, Герцеговина, культурная жизнь, русская балетная традиция, хореография, балетные педагоги.

Традиции русской балетной школы уже давно вошли в историю мировой науки о балете. Особенность этой школы и ее стиля заключается, прежде всего, в их универсальности. Русская школа объединила в себе мастерство танцоров, хореографов, балетных педагогов, балетмейстеров и великих гениев балета.

И именно русская школа - со своей манерой, значением в мировой культуре и академизмом, всей историей своего существования - совершила перелом и в истории балетного искусства Боснии и Герцеговины.

Босния и Герцеговина - одна из стран Балкан в сердце южной Европы. Название «Босния» первый раз появляется в V веке у Константина Порифрогенита I1. Его «земля» Босния занимала центральное положение в пространстве бывшей Югославии. Из этого территориального ядра начинается расширение границ средневековой Боснии. В XIII и XIV вв., во времена Бана Кулина (1180-1203) и его наследников, Босния постепенно развивается в отдельное южнославянское государство. Расцвет средневековой

230 Сохранение традиций петербургского балета

Боснии заканчивается в период правления боснийской королевы Катарины. 1463 г. Босния попала под власть Оттоманской империи. В 1878-1918 гг. Боснией и Герцеговиной правила Австро-Венгрия, которая захватила страну и ввела свое управление. 28 июня 1914 г. произошло Сараевское покушение на эрцгерцога (наследника престола) Франца-Фердинанда, что было поводом к развязыванию Первой мировой войны.

В 1918 г. Босния освобождается и объединяется с другими южнославянскими странами в совместное государство. Многонациональный город Сараево и Национальный театр (1921) росли и развивались среди западной культуры Вены и восточного Стамбула, украшенного 700-ми минаретами и 172-мя колокольнями христианских церквей. У такого маленького города, каким был Сараево (около 66 500 жителей), были Городская управа, учрежденная в 1892 г., Великая гимназия (1893 г.), Православная церковь (1872 г.), Католическая соборная церковь (Катедрала) - 1889 г., Часовая башня рядом с мечетью Гази Хусревбега XVI столетия (1531 г), которая строилась под влиянием средневековых итальянских городов, Общественный дом (позднее здание Национального театра), Музыкальный павильон (1911 г.), Дом просвещения, гостиница «Европа» (1882 г.), Музыкальная академия, свои газеты2.

После Второй мировой войны (1941-1945) Босния и Герцеговина является одной из шести республик в составе Социалистической Федеративной Республики Югославии. И, наконец, в 1992 г., Босния и Герцеговина стала самостоятельным, независимым государством, дорого заплатившим за свою самостоятельность развалом Югославии и кровавой войной.

В такой обстановке и в таких условиях начинает развиваться национальное культурное сознание. Наше наследие порождает чувство гордости и ответственности. Мы, которые любим и восхищаемся танцем, изучая историю балета, расширяем горизонты балетного искусства. Открываются новые художественные кругозоры искусства при помощи обмена знаниями, стилями школы и традициями. Принцип развития балета заключался во введении и воспитании нового зрителя, в знакомстве с танцем,

Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 231

то есть балетом, как комплексной музыкально-сценической формой - от классической к современной.

У каждого народа свои особенности, на основании которых этот народ определяется как одно психологическое и социальное единство. Эти особенности выражаются манерами, обычаями и привычками, миропониманием - всем тем, что в повседневной жизни называется нравственностью или моралью. Творческая сила отдельных народов представляет величину, направляющую духовное и нравственное развитие, которое постигается в источниках, а такие источники можно найти в больших странах Европы, в том числе и в России.

Заслуги в существовании балетного искусства в Боснии и Герцеговине принадлежат гастролирующим труппам и артистам балета, сильным личностям. Имена и фамилии знаменитых балерин и танцоров с уважением будут вспоминать все поклонники балетного искусства.

В Боснии и Герцеговине русские артисты внесли крупный вклад в развитие хореографического искусства. Во времена, когда в тогдашней Югославии после Первой мировой войны открываются новые театры без нужных специалистов, с непрофессиональными постановщиками из странствующих трупп и с актерами-импровизаторами, артисты-эмигранты, с их опытом, преданностью, театральным образованием, страстной верой в театр, были не только драгоценной помощью и первыми учителями наших молодых и неопытных ансамблей, но и основными побудителями модернизации сценического образа нашего театра.

В Боснии и Герцеговине после распада Австро-Венгерской монархии происходят крупные изменения в общественно-политической, экономической и культурной жизни. Попытки установить истину о судьбе русских театральных деятелей, которые после Октябрьской революции эмигрировали за границу, в центральную Европу и на Балаканы: в Болгарию, Сербию, Хорватию, Словению, Чехию, Словакию, то есть в новообразованную Югославию - Королевство сербов, хорватов и словенцев, - обычно сводятся к информации об их участии в различных мероприятиях.

232 Сохранение традиций петербургского балета

Революционные общественные изменения в России «выбросили» в эмиграцию тех представителей хореографического искусства, которые свою творческую жизнь связали с новой средой, а своим опытом и эстетикой поделились с новым миром. Они неясно представляли себе свое будущее, но одно им было понятно: надо защитить и сберечь классическое наследие, с одной стороны, и с другой стороны - экспериментировать в области содержания и формы.

Таким образом, многие страны, в том числе и бывшая Югославия, а потом и Босния и Герцеговина, с приездом русской эмиграции получили в наследство сокровищницу классического репертуара и замечательную исполнительскую традицию. Русская эмиграция способствовала значительному развитию балетного искусства в славянских столицах и вознесла балетный академизм до уровня профессионализма.

Нужно добавить, что присутствие и работа русской эмиграции в странах Европы не принадлежит истории только этих стран. Все это является неотъемлемой частью истории и русского театра и русского балетного искусства.

Несмотря на большие усилия получить как можно больше информации об отдельных балетных артистах и их работе в Боснии и Герцеговине, документы просто нельзя было получить, потому что они сгорели в большом пожаре Национальной и университетской библиотеки во время войны в Боснии и Герцеговине 1992-1995 гг. Но некоторые сведения все-таки сохранились.

Нельзя забывать, что маленькие европейские страны после окончания Первой мировой войны 1918 г. находились в состоянии разоренности и бедности, так что, принимая на работу эмигрантов из России, театральная администрация, выплачивая минимальную зарплату, получала превосходно образованных, замечательных артистов.

Многочисленные русские артисты - эмигранты из Царской России после Октябрьской революции были приняты на работу в театр в качестве актеров, музыкантов, певцов, танцовщиков,

Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 233

хореографов, художников. Они приносили с собой богатство своего таланта, опыта, знаний. Вдохновенное искусство было в состоянии захватить людей и преодолеть языковые, национальные и политические барьеры.

Метаморфозы связаны с глубокими изменениями в общественной и художественной жизни тогдашней России. Накануне Русской революции 1917 г. менялись веками установленные смысл, значение и место искусства вообще.

В балетах Михаила Фокина отражались художественные тенденции мирового балетного искусства. Сергей Павлович Дягилев и его выставки русских художников в Париже, сезоны русских композиторов и русской оперы привели к созданию триумфальных «русских балетных сезонов». Русские балетные сезоны от 1909 вплоть до 1929 гг. аккумулировали новейшие открытия в искусстве и поэзии, в русском изобразительном искусстве (Бенуа, Рерих, Бакст), в русской музыке, потому что с 1909 года композитором антрепризы Дягилева был Стравинский. Балетные сезоны отразили интенсивность развития искусства и культуры России тех лет.

Несмотря на многочисленные различия в эстетике русского балета XIX и XX вв., эта область искусства осталась до сегодняшнего дня верной принципу истинной театральности. В идеальном смысле следовать этому принципу значит слить воедино выразительность пантомимы и танца и подчинить их закону музыкальной выразительности3.

Выйдя из придворного балета, русские создадут новый балет буржуазной Европы. В этом и интересный исторический парадокс, и определенная закономерность.

Весной 1920 г. во время гастролей по Югославии, после Загреба и Белграда, в зале Общественного дома (сегодняшнего Национального театра Сараево) выступила группа Марии Юрьевой. Это была первая возможность увидеть представителей русского балета. Состоялись два балетных концерта - 23 и 24 апреля 1920 года, и оба вечера зал Общественного дома был переполнен.

234 Сохранение традиций петербургского балета

Мария Юрьева, первая балерина Московского театра и Галина Арцибушева, балерина Московского театра, характерная танцовщица и шеф и хореограф труппы, а так же Елизавета Козловская и Петр Лени, вызвали настоящее воодушевление у зрителей. Хроникеры дневных газет были единодушны в оценке: их танец был уникальным балетным событием по виртуозности и субтильности, нечто, что первый раз можно было увидеть на сцене Общественного дома4.

Танец Марии Юрьевой, техническое и художественное его совершенство, а также и вид самой танцовщицы были восприняты как что-то сверхестественное, до тех пор невиданное. Публика наградила ее овациями, а критики сравнивали с великой русской балериной Анной Павловой. Красоту и гармонию ее движений и музыки, особенно в «Танце скелетов» и «Умирающем лебеде» Сен-Санса, критик Йован Палавестра назвал «симфонией тела»5.

На основании первых записанных сведений о гастролях Русского балета и русских балетных артистов можно сказать, что эти гастроли являются только началом долгого шествия русских артистов со своей традицией и школой, которые оставят нестираемые следы в балетном стиле и манере танцевания в Боснии и Герцеговине, где балетное искусство является относительно новой сценическо-музыкальной формой. Они приехали на гастроли и решили подарить богатство своей души Сараево, Загребу и Белграду.

После гастролей и концерта балерин Марии Юрьевой и Клавдии Исаченко, на сцене Общественного дома выступила и первая балерина из Сараево Рики Леви. На концерте 20 июля 1920 года ее балетная программа состояла из шести танцев - седьмой танец был выполнен на бис.

Рики Леви продолжает свой художественный подъем до солистки Белградского балета. Она ангажирована в Белградском балете от сезона 1923/1924 и остается в этом балете вплоть до 1935 г., когда из-за повреждения бедренной кости прекращает карьеру балерины. Время, которое Рики Леви провела в Белгра-

Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 235

де, было для нее временем роста до солистки балета, временем высоких художественных результатов.

В это время в Югославии, а точнее, в Белграде, работают русские балетные педагоги, в том числе Елена Дмитриевна Полякова, Александр Фортунато, Маргарита Фроман и Нина Кирсанова. Работа с этими замечательными педагогами не осталась без результатов для Рики Леви, потому что ей было чему у них научиться, когда речь шла о балетной технике и выразительности танца. Ее педагоги из России были балетные танцоры - известные артисты, которых знал весь балетный мир Петербурга и Москвы. Их влияние было очень сильным, и Рики Леви получила исключительную возможность учиться и развиваться.

Тот факт, что балетное искусство, особенно после Первой мировой войны, развивается и становится все популярнее, не мог не отразится и на репертуаре Национального театра, где в спектаклях - сперва драматических, а потом и в оперетточных -все чаще появляются балетные номера. От актеров все более требуются и танцевальные способности, а на афишах в качестве рекламной приманки стоят пометы: «балет подготовил...», «балетные номера исполняют...», «спектакль с балетом и музыкой...».

На долгом пути развития балетного искусства в Боснии и Герцеговине актеры-танцоры, исполнители-интерпретаторы балетных номеров в опереттах были смелыми пионерами балета. Национальный театр вынужден был принимать любителей, учившихся в частных школах, и тех танцоров, которые в данный момент находились в Сараево.

На сцене Национального театра публика имела возможность, кроме наших танцоров, видеть великие оперные и балетные ансамбли, хорошие профессиональные балетные труппы и солистов из Югославии и из других европейских центров.

Гастроли профессиональных трупп внесли новую жизнь в сараевский театр, а потом и в другие югославские театры: появилась совсем свежая оригинальная нота, совсем новый стиль.

236 Сохранение традиций петербургского балета

Нина Кирсанова родилась в Москве 21 июля 1898 года. Родители ее были Василий Ванер и Зинаида, урожденная Си-мист. Ее отец был немецким (витенбергским) подданным еван-гелистского вероисповедания, крестное имя его было Вильгельм, а мать, Зинаида, была православного вероисповедания. Нину крестили 20 августа того же года в московской Николаевской церкви у Боровинских ворот. Крестил ее священник Сергий Милославин, а крестными родителями были Николай Иванович Дяговиченко, почетный гражданин, кандидат коммерции, и Надежда Петровна Симис, гражданка Гамбурга7.

Балетное образование Нины Кирсановой началось поздно, в двенадцать лет, после того как она пообещала закончить гимназию, потому что ее отец Василий не хотел, чтобы дочь занималась балетом8.

Нина поступила в частную балетную школу Лидии Ришар-довны Нелидовой (1863-1929), балерины и педагога, у которой была в Москве своя частная балетная школа в 1908-1929 гг.9, а затем в Московское театральное училище, где училась у педагога Веры Ильиничной Мосоловой (1875-1949)10.

Нина продолжает обучение на высших курсах училища, которое после Октябрьской революции, с 1918 г., переведено в ведение Большого театра. В течение года она брала уроки классического танца у Александра Горского. Она окончила училище в 1919 г.

Контракт балетного педагога в своей балетной студии и в государственных балетных школах в Белграде, а также в разных балетных центрах в Югославии предоставил ей возможность передать балетное наследие и создать несколько поколений балетных танцоров, солистов и первых танцовщиков, которые потом пополняли тетральные ансамбли на территории всей Югославии.

Кирсанова полностью понимала свои задачи: ей предстоял большой и значительный подвиг - и мужественно выдержала все, особенно в области педагогики. Педагогической работой она начала заниматься еще до Второй мировой войны, а с мая 1940 г. руководила своей балетной студией, находившейся на

Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 237

улице Рига од Феры № 2 в Белграде11. В этой белградской студии обучались ученики, ставшие потом танцорами, в том числе Милорад Мишкович, Милан Момчилович и Душица Сиф-ниос, и ставшие потом известными балетными деятелями.

Для показа первого полного вечернего балетного спектакля в Сараево Кирсанова выбрала «Жатву» композитора Бориса Папандопуло, написала либретто и поставила хореографию балета в трех действиях.

Елена Дмитриевна Полякова (1884-1972) появилась в Боснии и Герцеговине в качестве балерины Мариинского императорского театра в Санкт-Петерсбурге. Она приехала на гастроли и решила поселиться в Белграде и передать богатство своего искусства и своей души местным танцовщикам и зрителям. Осталась она на двадцать лет, но затем неожиданно, по непонятным причинам, уехала сначала в Австрию, затем в Чили -еще дальше от своей родины России. Кто эта бесстрашная женщина? Елена Дмитриевна Полякова была дочерью Димитрия Полякова, гражданина среднего сословия из Рыбинска. Родилась 7 мая 1884 года12. Закончила Петербургское театральное училище 1902 в класе педагога Клавдии Михайловны Кули-чевской. Училась вместе на одном курсе и дружила с Тамарой Карсавиной, ставшей потом великой известной балериной. Артисткой Мариинского императорского театра в Петерсбурге стала 1 июня 1902 г., с зарплатой 600 рублей в год13.

Она танцевала и со своими коллегами по классу, и рядом с уже прославленными балетными артистами, исполнявшими главные роли, в том числе с Преображенской, Кшесинской, Легатом, Егоровой, Вагановой, Павловой и другими. Танцевала в оригинальных авторских постановках Иванова, Петипа, Горского и многих других, что было очень важно для ее танцевальной, а потом и балетмейстерской и хореографической работы.

Елена Полякова внесла значительный вклад не только в развитие балета Боснии и Герцеговины, находящейся в то время в составе Королевства Югославии, но и в развитие балета в Македонии, Словении и Сербии.

238 Сохранение традиций петербургского балета

Полякова умерла в Сантьяго в 1972 году.

Заслуга Елены Поляковой состоит в расцвете балета у нас в период между двумя мировыми войнами, во внедрении театральной профессиональности и артистической зрелости. Скромно, честно, профессионально чисто и в строгом стиле она воспитала целые поколения балетных артистов. Педагогическое влияние Поляковой чувствуется до сегодняшнего дня.

Влияние русских артистов и их академизма сказалось не только и исключительно через балетных танцоров, педагогов и хореографов. Важной частью всеобщего представления о русской театральной культуре являются сценография и костюмы.

Балет в Боснии и Герцеговине вместе с остальными искусствами составляет художественную и культурную жизнь нашего общества.

При становлении балета в Боснии и Герцеговине для формирования ансамбля не было особенных условий: не было помещений, не было материальных средств, иногда не хватало энтузиазма, иногда не было и настоящей поддержки от государства, не было постоянного воспитания балетных артистов, обучения танцовщиков и педагогов. Однако в самые трудные моменты, в минуты поиска выхода из сложных ситуаций балет всегда захватывал какой-то неожиданный энтузиазм, превращаясь в традицию.

Вероятно, самый большой успех мирового балета заключается в том, что в своих лучших постановках он стал равным вершинам драматического театра. Кроме того, надо добавить, что речь идет о триумфальном возвращении танцевального искусства, которого добивались две тысячи лет. Это очень длительный период, во время которого от коло, нищих балаганов, буффонады, жонглеров, шутников, гистрионов, колдунов и волшебников оно поднималось на театральный Олимп.

Классическому балету понадобилось около четверти века, чтобы получить свое место среди остальных театральных видов и жанров14.

События в области балетного искусства между двумя мировыми войнами показывают, что Босния и Герцеговина, и осо-

Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 239

бенно Сараево как ее культурный и административный центр, была открытой средой для осуществления изменений во всех областях культуры. Вопреки тому, что Босния и Герцеговина по своему социально-экономическому положению занимала второстепенное место и находилась на «боковой дороге», она все-таки успевала, благодаря своему интеллектуальному, культурному и художественному потенциалу, следить за течениями и достижениями европейской культуры, принимая то, что действительно ценно, отбрасывая то, что ложно принималось за ценность. Сколь бы неоднородной ни была публика, она широко, открыто и с любовью приняла балет и балетных артистов и очень быстро победила предрассудки, относящиеся к этому виду искусства.

В первые годы после войны 1992-1995 гг. балет в Сараево существовал с почти «погашенным» балетным ансамблем. Шесть членов ансамбля из пятидесяти, как это было раньше, в 1996 г. продолжили свою работу вместе с балетным педагогом и балетмейстером Э. Папо, получившей образование в России, которая, сохранив русский академизм, продолжила ранее начатый путь настоящего искусства.

К настоящему времени балетные артисты, окончившие балетную школу и балетную студию в Сараево, вместе со своими коллегами - танцовщиками из России, Румынии, Италии, Австрии, снова сформировали балетный ансамбль, который сегодня входит в 60-летие работы.

Балет в Боснии и Герцеговине переживал и падения, и взлеты как на югославской - сегодня боснийской, так и на международной сценах. Создавался репертуар, особенный по стилю, узнаваемый в понятии «Сараевский балет»15.

Искусство нельзя полностью понять, если не учесть обстоятельства, в которых оно развивалось. Первые маленькие балетные школы, первые приезды групп и отдельных русских артистов в Боснию и Герцеговину, приезды знаменитых русских балерин, педагогов и хореографов - все это были звенья цепи событий, способствующих созданию благоприятной атмосферы и развитию знаний, которые развивали интерес к балету.

240 Сохранение традиций петербургского балета

Только само искусство, а не сухая теория, может шлифовать мастерство будущих поколений. Чтобы развиваться, балетному искусству нужны особенные приемы, методы и пути.

Тот факт, что современное искусство сосредоточивается на освоении иных перспектив и часто дистанцируется от истории искусства, приводит к вопросу: понимаем ли мы, что такое искусство и куда оно идет? А может быть, на то, что нам в настоящий момент кажется исторической пустотой, нужно смотреть как на повторное изменение системы ценностей.

Однако бесспорным является тот факт, что искусство всегда существовало и продолжит существовать, а качество его будущих произведений в основном будет зависеть от общественных, нравственных, политических и технологических перемен. Что бы будущее ни принесло с собой, балетные артисты точно так же, как и писатели, композиторы, живописцы, будут, как и до сих пор, участвовать в художественной традиции сохранения окружающего их мира и будут дарить свои произведения людям во все времена.

Искусство беспощадно. Ему недостаточно только добродушной симпатии, с ним нельзя кокетничать, и если мы ожидаем любви от него, то должны полностью отдать свое сердце выбранному нами искусству. Этой же цели - развитию и будущему расцвету балетного искусства Боснии и Герцеговины -должно служить и настоящее исследование, потому что изучение истории балета, особенно его русских корней и традиций, сегодня одна их самых актуальных задач боснийского балетоведения.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Enciklopedija leksikografskog zavoda br. I. Zagreb. 1946. - S. 461.

2 Prstojevic M. Zaboravljeno Sarajevo. - Lubljana: Optima. 1999. - 352 s.

Q Красовская B.M. Русский балетный театр. Начало XX века.Хореографы. -Л.: Искусство. 1971. Т. 2. - С. 105.

4 Palavestra J., Plesacice. Sa sjevera // Narodno jedinstvo, III,. 1920. - S. 84.

Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 241

5 Там же. - С. 2.

6 Свидетельство о рождении (метрическая выписка) // Московская духовная консистория, № 1026.

7 Там же.

8 Мемуарная звуковая запись от 19 мая 1970 г. Музей Театральных Искусств Сербии.

W Балет: энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1981. - С. 107.

10 Там же.

11 Sukljevic-Markovic К. Nina Kirsanova. - Sremska Mitrovica: Grafoofset. 1999. - S. 71.

12 Biblioteka sverusko teatarsko opstinstvo (udruzenje) Moskva. Kartoteka licnosti: Jelena Poljakova i Mihail Borisoglebskij. Materijali za istoriju ruskog baleta, tom II (1888-1918). - Lenjingrad, 1939. - S. 161.

13 CGI A SSSR-a, Moskva, fond licnosti № 497, opis S, PG.HR.-2S2S, Potvrde № 1SS9, 1883, 1830, 191S.

14 Cohen S.G. Ples kao kazalisna umjetnost. - Zagreb: Cekade. 1992. - S. 294.

15 Grbic-Softic S. Osvajanje igre. - Sarajevo: Svjetlost. 1986. - S. 223.

Abstract

The Ballet art in Bosnia and Herzegovina together with another arts are linking artistic and cultural life in our society. Long ago Russian Ballet traditions are coming in world history, like famous world science about dance. Characteristic on the Russian ballet school and her style, conclude, before everything are her universality. The Russian school embrace in the same time mastering of the ballet dancers, choreographs, ballet pedagogies, ballet masters and big genius of the ballet art. Appropriate and proved thru history, Russian tradition with her manners, importance and serious, bring in the ballet theatre Bosnia and Herzegovina most important turn round in the best. Turn round in techniques means: work on the corpus stability, to put up of body, developing of the foot, adagio, jumps, turns, everything what we need for professional dancers. Russian tradition brings us enthusiasms, expressions, style, manners of the performing. Thanks fool for that, all that until to-day existing in the ballet art in Bosnia and Herzegovina.

Keywords: Bosnia and Herzegovina, cultural life, Russian Ballet traditions, choreographs, ballet pedagogies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.