Научная статья на тему 'Нина Кирсанова, прима-балерина, хореограф и педагог'

Нина Кирсанова, прима-балерина, хореограф и педагог Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3807
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИНА КИРСАНОВА / БАЛЕРИНА / ХОРЕОГРАФ / ПЕДАГОГ / РУССКАЯ БАЛЕТНАЯ ТРАДИЦИЯ / ЗАРУБЕЖНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / NINA KIRSANOVA / BALLERINA / CHOREOGRAPHER / BALLET TEACHER / RUSSIAN BALLET TRADITION / ENGAGEMENT IN OTHER COUNTRIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Папо Эдина

Нина Васильевна Кирсанова, русская по происхождению, родилась в 1898 году в Москве. Балетное образование получила в балетной школе Лидии Нелидовой, в Московском театральном училище у педагога Веры Мосоловой и в классе усовершенствования в Большом театре у педагога Александра Горского. Была принята в балетную труппу Большого театра. Однако ангажементу не суждено было осуществиться из-за вызванных Октябрьской революцией событий и неблагоприятных обстоятельств, вынудивших Кирсанову внезапно покинуть Москву. Балерина эмигрировала из России в 1921 году и никогда больше не возвращалась. Работая в Польше, Кирсанова приезжает в Белград. В Югославии, кроме Белграда, Кирсанова работала в Риеке, Сараево и Скопье. Зарубежная деятельность Кирсановой включает работу в нескольких балетных трупах и театрах, а также самостоятельные гастроли во многих странах мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nina Kirsanov, prima ballerina, choreographer and teacher

Nina Vasilievna Kirsanova, was Russian, born in Moscow in 1898. She received ballet training at the Lydia Nelidova Ballet School, at the Moscow Theatre School from Vera Mosolova, and then at the Upper Study Department of The Bolshoi Theatre under teacher Aleksandr Gorsky. She was danced at The Moscow Bolshoi Theatre Due to the unstable conditions of the ongoing October Revolution and also for reasons of her sudden departure from Moscow, her engagement was not realised. She emigrated from Russia in 1921 and was never to return. She was work in Poland from where she arrived in Belgrade. Apart from Belgrade, Kirsanova worked within Yugoslavia, in Rijeka, Sarajevo, and Skopje. The ballet angagement of Kirsanova included several ballet troupes and theatrical institutions as well as independent tours in countries.

Текст научной работы на тему «Нина Кирсанова, прима-балерина, хореограф и педагог»

Эдина Папо

НИНА КИРСАНОВА, ПРИМА - БАЛЕРИНА, ХОРЕОГРАФ

И ПЕДАГОГ

Нина Васильевна Кирсанова, русская по происхождению, родилась в 1898 году в Москве. Балетное образование получила в балетной школе Лидии Нелидовой, в Московском театральном училище у педагога Веры Мосоловой и в классе усовершенствования в Большом театре у педагога Александра Горского. Была принята в балетную труппу Большого театра. Однако ангажементу не суждено было осуществиться из-за вызванных Октябрьской революцией событий и неблагоприятных обстоятельств, вынудивших Кирсанову внезапно покинуть Москву. Балерина эмигрировала из России в 1921 году и никогда больше не возвращалась. Работая в Польше, Кирсанова приезжает в Белград. В Югославии, кроме Белграда, Кирсанова работала в Риеке, Сараево и Скопье. Зарубежная деятельность Кирсановой включает работу в нескольких балетных трупах и театрах, а также самостоятельные гастроли во многих странах мира.

Ключевые слова: Нина Кирсанова, балерина, хореограф, педагог, русская балетная традиция, зарубежная деятельность.

Нина Васильевна Кирсанова, русская по происхождению, родилась 21 июля 1898 года. Родители ее были Василий Ванер и Зинаида, урожденная Симис [1]. Ее отец был немецкий витен-бергский подданный (крестное имя его - Вильгельм), евангели-стского вероисповедания, а мать ее, Зинаида, была православного вероисповедания. Нину крестили 20 августа того же года в Московской Николаевской церкви у Боровицких ворот.

Балетное образование получила в балетной школе Лидии Нелидовой, в Московском театральном училище педагога Веры Мосоловой и в классе усовершенствования в Большом театре у педагога Александра Горского. Она начала свою карьеру в Студии молодых артистов балета под руководством балетмейстера Лаврентия-Лоран Новикова [2], Новиков содействовал ее дебюту в балете «Лебединое озеро» 1 октября 1916 года. Затем Кирсанова танцевала на сценах нескольких московских театров: Большой театр, Музыкальный театр, драматический и другие [3]. В 1921 году Нина успешно проходит пробное испытание перед

комиссией, в которую входили Василий Тихомиров и Александр Горский, и была принята в балетную труппу Большого театра. Однако ангажементу в Большом театре не суждено было осуществиться из-за вызванных Октябрьской революцией событий и неблагоприятных обстоятельств, вынудивших Кирсанову внезапно покинуть Москву. Балерина эмигрировала из России в 1921 году и никогда больше не возвращалась в Россию, где в начале своего жизненного и творческого пути, соприкасаясь с замечательным балетным искусством, она приобрела основную творческую ориентацию, которой оставалась верна на протяжении всей своей карьеры.

В Польше, куда она выехала из России, работала с 1921 по 1923 гг. Танцевала на концертах в разных театрах и разных городах: в Варшаве, Кракове и Львове. В городе Львове работала и сотрудничала с известным артистом и балетмейстером Александром Фортунато. Сам Фортунато учился в Москве.

После двухлетней работы в Польше, Кирсанова приежает в Югославию. Путешествовала через Берлин, Париж и Вену, а затем в Дубровник. Гастроли в Загребе в Национальном театре был очень важными для нее и А. Фортунато. Они станцевали «Коппелию» Л. Делиба [4]. После Загреба Н. Кирсанова приезжает в Белград, где со временем становится одной из выдающихся балерин Национального театра. Ее многогранная и плодотворная деятельность в Белграде и в Югославии продолжалась с краткими или более длительными перерывами с 1923 до 1962 года. В этот период Кирсанова была прима-балериной, хореографом, руководителем балета и балетным педагогом.

В Югославии, кроме Белграда, Кирсанова работала в Городах Риеке (Хорватия), Сараево (Босния и Герцеговина) и Скопье (Македония), участвуя, в основном, как хореограф, в пятнадцати постановках. Творческая деятельность Кирсановой в Югославии считается отечественной деятельностью, поскольку в 1924 году она приняла югославское гражданство. Своим приездом к нам и опыт, приобретенный на разных сценах Югославии, позволил ей стать ведущей балериной, а затем и хореографом и руководителем ансамбля за рубежом. Так Кирсанова приехала в Сараево.

Нина Кирсанова сыграла значительную роль в основании профессионального балетного ансамбля в Сараево в 1950 году. Эта встреча с Национальным театром в Сараево не была первой. Свое балетное искусство в качестве прима-балерины она уже показала на сцене Национального театра в Сараеве два раза до Второй мировой войны. Первый раз это случилось в 1925 году на гастролях белградского Народного театра. Тогда же она выступила в роли Сванильды, в балете «Коппелия» Л. Делиба и сольных номерах в ряде операх. Хотя ансамбль балета был молодым, он имел солидную основу русской школы классического балета. Солистка Нина Кирсанова выразила себя как молодая, темпераментная и очень талантливая балерина с богатым опытом [5]. Балет из Белграда на своих первых гастролях в Сараево получил отличную критику, достиг большого успеха и оставил глубокие впечатления. Вызвал удивление и аплодисменты полного зрительного зала. Критики писали: «На первом же месте стоит впечатление, которое оставила госпожа Нина Кирсанова. Прима-балерина Кирсанова -артистка большого стиля располагает сильной техникой с изящными и легхими движениями» [6]. Новые гастроли были уже в ноябре 1925 года. Н. Кирсанова и А. Фортунато с 14ю артистами балета и дирижером Ловро Матачич подготовили балетный дивертисмент с достаточным набором классических и характерных балетных танцев. Все номера публика сопровождала большими аплодисментами, танцы Кирсановой и Фортунато, весь зрительный зал встал. Далее Н. Кирсанова и А. Жуковский гастролировали в 1935 году, в июне 1937, в мае 1938 и в январе 1940 года [7].

После войны Нина Кирсанова со своим ангажементом приехала в Сараево с целью оказать помощь балету Национального театра и в этом преуспела. Именно Н. Кирсанова сделала огромный шаг в формировании Балета Сараево и его хореографического ансамбля. Она внесла большой вклад в осуществлении первого самостоятельного многоактного балетного спектакля. Она использовала художественный потенциал, свой накопленный балетный опыт как танцовшица, уважаемый педагог и хореограф. Ее приезд в Сараево был не только в качестве

хореографа, но и в качестве педагога. Педагогика и ещё балетная - это серьезное дело. Кирсанова полностью понимала свою задачу, которая представляла собой большой и значительный подвиг. Создать ансамбль балета, взять из школы молодежь, обучить ее танцу и ставить спектакли - это могла только женщина с большим сердцем.

Для первого многоактного балета в Сараево Н. Кирсанова была приглашена ставить балет «Жатва», известного композитора Бориса Папандопуло. Сама Нина участвовала в разработке либретто, и в структуре музыкальной драматургии многоактного спектакля и определила состав исполнителей в спектакле. Спектакль был показан впервые 25 мая 1950 года. Дирижировал сам автор музыки маэстро Папандопуло. Художник по декорациям Миомир Денич, а по костюмам Милица Бабич-Иованович были приглашены из Белграда. В ансамбле приняли участие более тридцати танцоров, большей частью очень молодых, только что закончивших балетную школу. В главных ролях выступили: Фердо Имамович (Пастух), Иитка Ивелья (Велика и Аленка), Франьо Хорват (Бродяга), Хелена Хорват (Весна) и другие.

Первое исполнение «Жатвы» было одновременно и появлением первого национального балетного спектакля в Югославии после Второй Мировой войны. Эта тоже означало начало самостоятельной работы балетного ансамбля Национального театра Сараево. В настоящем музыкальном произведении композитора Бориса Папандопуло Кирсанова использовала и поставила хореографию на основе комбинации двух стилей - классического танца (в втором действии) и стилизации наших народных танцев и пляски [8].

Балет «Жатва» композитор Папандопуло сочинял музыку по хореографическим замыслам Нине Кирсановой с декабря 1947 года до декабря 1949 года. Его музыка была написана на основе богатых народных и фольклорных элементов из разных живописных областей нашей страны. Однако, все эти элементы югославских мелодий и ритмов, которые служили для осуществления этих произведений, здесь даны в совсем иной стилизованной форме музыкального искусства. Аналогично и самой

хореографической концепции - доминируют больше всего ритм и насыщенный звуковой колорит [9].

Основная идея спектакля: выдвинуть позитивную и конструктивную идею о работе, которая каждому человеку нужна как самая высшая цель в современой действительности. Главный образ этого балета - Бродяга. Это человек, испытавший заблуждения, попал в плохую компанию, отгородившись от всего окружающего мира. Пережив внутреннюю эволюция, он возвращается к обществу, которое его принимает и дает ему возможность исправиться, чтобы начать новую жизнь.

О своей работе над спектаклем «Жатва», Кирсанова говорила по поводу 25-летия Сараевского балета: «Приступив к хореографии «Жатвы», я столкнулась со следующей обстановкой: балетного ансамбля в настоящем смысле не было. Кроме нескольких танцовщиц с кое-где приобретенной скромной техникой и двух солистов «современного направления», я застала только одну настоящую профессиональную балерину. Это была Иитка Ивельа. Тогда же она была руководителем маленького сараевского ансамбля. Однако, это были молодые энтузиасты, между которыми своей музыкальностью, красотой и талантом выделился тоже танцовщик Сречко Чурич. Благодаря настойчивости и напряженной работе и при всесторонней помощи на репетициях Иитки Ивельи, которая исполняла главную роль, мы успели поставить спектакль, чья премьера состоялась 25 мая 1950 года. Публика сердечно приняла настоящего балетного «первенца», с которым в том же году в рамках гастролей Сараевской Оперы, мы появились в Белграде [10].

В течение своей долголетней работы Нина Кирсанова кроме Белграда, работала много и в других городах, где начали свою жизнь балетные ансабли и теперь уже существуют как признанное искусство.

Так Национальный Театр «Иван Племенити Зайц» в Риеке (Хорватия) пригласил Нину ставит «Лебединое озеро» П.И. Чайковского в 1949 году. Она согласилась, приехала со своими учениками. Кроме «Лебединого озера» был поставлен и балет

«Балерина и Бандиты», этот балет ставил Ратко Андрич-Дрнда-ревич с Кирсановом.

Македонский Национальный Театр Скопье, в котором Кирсанова работала в 1950, 1954-1957, 1959 и I960 гг.[11] как балерина и хореограф, был ей тоже домом. Там она поставила: «Коппелию», «Спящую красавицу», «Жизель», «Штраусиану», «Сильфиду» (Шопениана), «Фантастический магазин», «Пятую симфонию» П.И. Чайковского и т.д. Она также поставила много балетов в операх в Скопье. Работа Нины Кирсановой в Театре Македонии был весьма полезна и театру, и всей труппе. Все вместе они создали Балетный театр, который работает и сегодня.

Зарубежная деятельность Кирсановой включает работу в нескольких балетных труппах и театрах, а также самостоятельные гастроли во многих странах мира. Наиболее богатой и длительной была ее деятельность в Европе, где она проявила свое многогранное дарование в семнадцати странах [12].

По ангажементу Кирсанова выступала в таких всемирно известных труппах, как Русская опера в городе Ницце (1926), Gran Compañía Lírica (1927), а также в знаменитой Труппе Анны Павловой - Anna Pavlova Company (1927-1931). Имела ангажемент в следующих театрах: Румынская опера в Бухаресте (1923-1924), L Opera de Monte Carlo (1934-1937), Литовская опера в Каунасе (1937-1938), Болгарская опера в Софии (1940-1941), и Афинский фестиваль в театре «Олимпия» (1961-1962) [13].

Помимо ангажемента Кирсанова много раз гастролировала самостоятельно, с партнером или с группой танцовщиков по всей Европе. Работа в прославленной труппе Анны Павловой была наиболее значительной. Она танцевала как прима-балерина в спектаклях, составленных из известных балетных произведений, и в дивертисментах, основанных на подлинной хореографии. Рядом с ней и вместе с ней работали великие мастера того времени: Анна Павлова и знаменитый Лаврентий Новиков, а тaкже Петр Владимиров, Мечислав Пьяновский, Леон Войци-ховский, Фелья Дубровская, Хильда Бутсова, Харкорт Альгера-нов, Эдуард Боровански и др. [14].

Кирсанова сотрудничала с известным балетмейстером Иваном Клустиным. В этой труппе она овладела целым рядом подлинных хореографий, которые впоследствии переносила или брала в качестве образца для собственных хореографий.

Очень интересным является то, что о Нине Кирсановой зарубежная пресса того же времени, пишет с таким восторгом как и о уже знаменитой балерине Анне Павловой. Так гамбургские газеты писали: «Нина Кирсанова вносит индивидуальную ноту своим изысканным исполнением характерных и классических партий». А в «Восточных танцах» Нина Кирсанова получила заслуженный успех. Кромы Анны Павловой, она самая яркая личность искусства...» [15].

Исключительно выразительно Кирсанова представлена в Сиднейской газете (Австралия), написанной Б. Н. Зо^ег. Автор текста после интервью с Кирсановой дал заключение: «Танец Кирсановой - это поэзия движения, она танцовщица с горячей кровью, а ее явление весьма примечательное» [16].

Исследователи уже отмечали, что особое внимание она уделяла характерным танцам, более всего соответствовало ее танцевальному темпераменту. Будучи фанатиком постоянного совершенствования танца, Кирсанова продолжает работать и в качестве балерины, а затем и хореографа, а также развивает богатую концертную деятельность. Завершив карьеру балерины и хореографа, Кирсанова посвятила себя педагогической работе в собственной балетной студии, которой руководила десять лет, а затем в государственных балетных школах Белграда и других городов бывшей Югославии.

Мы здесь видим, с одной стороны, прима-балерину, танцовщицу, опирающуюся на закономерное продолжение и развитие традиций русской балетной школы. Ее творчество было направлено на совершенствование техники и выразительности классического и характерного танца. С другой стороны, возникает аналогия с тем, как она работала над хореографией, которую переносила от таких мастеров как М. Петипа, М. Фокин, Л. Мясин. Это очень сложно, но она стремилась связать все элементы воедино - сюжет, движение, музыка.

Как балетмейстер Кирсанова воплотила на сцене тридцать хореографий в балетах, двадцать восемь в балетах в операх и десять в дивертисментах. Постановка балета «Тайная Пирамида» Николая Черепнина была осуществлена впервые в мире в 1932 году. По словам автора Николая Черепнина [17], это музыкальное произведение создано из отрывков ряда балетов, и эпизодов из балета «Павильон Армиды», «Дионис», «Нарцисс» и других балетов, в которых выступила славная балерина Анна Павлова. Она-то и вдохновила его на их сочинение.

Развивая идеи о классическом балете в русских традициях, Кирсанова продолжает важный эстетический принцип академической классики, создание идеала, красоты и воспевания вечных духовных ценностей человечества.

Педагогический метод работы Нины Кирсановой был очень ясный. Всю свою жизнь старалась как танцовщица, а так же и как хореограф и педагог балета демонстрировать высокий уровень танца: соблюдать форму классического па, позы, прыжки, танец на пальцах, стремительные туры, и т.д.

В течение двадцати пяти лет она передавала свой богатый опыт новым поколениям учеников, которые впоследствии пополнили многие балетные ансамбли по всему миру. Кирсанова понимала, что без борьбы в балетном зале, результата и счастья не добиться, даже если тебе во всем помогают накопленные знания и опыт мастера.

О некоторых деталях из класса и работы Кирсановой во время постановки балета «Жатва» в Сараеве вспоминает танцовщик Мурис Муфтич [18]: «Я помню, что госпожа Кирсанова была очень строгой и очень требовательной. Свое знание она переносила с исключительной энергией, желанием и в хорошем настроении, и это мы очень уважали. Каждую комбинацию, новое движение она очень четко и основательно и даже быстро показывала. Также вспоминаю, что с большой грацией, с пышным необыкновенным темпераментом отличной балерины, движеньями корпуса, головы, длинными руками, показывала самые сложные комбинации. В тоже время от нас молодых

ожидала, что бы полностью себя передали искусству балета, если мы балет выбрали как свое будущее. Она любила работать, и очень уважала всех, кто работает. Обязательно сначала делали урок, класс, а потом репетиции.

Кирсанова, естественно, хотела, чтобы балетное искусство жило в театрах. Все художественные задания балета, перевоплощения, создание образа, единство действия, стиля все эти мысли волновали ее. Поэтому очень старалась сохранить, насколько это можно точно, русские балетные традиции и наследие. Она верна изысканой старой школе танца, которую получила у своих славных педагогов Л. Нелидовой, В. Мосоловой, А. Горского, А. Павловой. Она понимала балетную технику так, как и великий Блазис признавал: «...должно делать рКа1 во всех позициах, никогда не отделяя пятки от пола» [19].

Нина Кирсанова была на редкость многогранная личность. Когда Кирсановой было далеко за шестьдесят, она профессионально занялась археологией, окончила Философский факультет и получила научную степень магистра археологии. Она владела несколькими языками и была разносторонне образована. С большим энтузиазмом Кирсанова занималась и гуманитарной работой как добровольная медсестра и донор [20].

Н. Кирсанова, как русская и как человек балетного искусства, оставила огромное интеллектуальное наследие в научном и культурном значении. Ее творческое продолжение и развитие традиций, и тогда же, и современных идей балетного театра основывалось на богатом искусстве русской балетной школы и ее традициях.

Нина Кирсанова работала и жила в сложные для балетного театра годы. Балерина, хореограф, педагог искала истоки происходящего и своими спектаклями, своей балетной школой и своей работой в разных театрах бывшей Югославии, в том числе, и в Сараеве. Желание хоть каким-то образом создать балетные труппы и вернуть театру Балета былую славу. Историческую роль здесь сыграл приезд русских балетных артистов, художников. Он стал значительным событием в театраль-

ном искусстве. Свою роль сыграло влияние русской школы психологического реализма, «системы» Станиславского и многих других новаций в театральном и других видах искусства. Это обусловило значительные перемены [21] в искусстве Боснии и Герцеговины. Роль Нины Кирсановой в развитии искусства балета в Боснии и Герцеговине и, в частности, в городе Сараеве является решающей.

Для того чтобы артисты получили возможность полно раскрыть лучшие черты своих дарований, Кирсанова постоянно помнила об особенностях каждого исполнителя, обо всех сильных и слабых сторонах их выразительных актерских качеств и танцевального технического мастерства. Это видно по репертуару, который она ставила на многих сценах, по выбору артистов и, наконец, по ее ученикам, которые были выдающимися солистами в разных странах Европы и у нас.

Почетная и благородная задача стала основой в творческих поисках балерины. Только усилиями всех тех, кто окружал и работал в тот время, когда и Кирсанова, она преуспела в своих намерениях. Успела нам передать и сохранить традицию классического танца именно из России.

Все, что сделала для нас Кирсанова, увеличило степень воздействия балетного искусства на зрителей, необычайно подняло общественное значение хореографии, обусловила появление и творческого роста новых замечательных танцоров, балетмейстеров и мастеров танца.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Свидетельство (метрическая выписка)// Московская духовная консистория, № 1026, заверенная копия, наследие МПУС (Музей Театрального искусства Сербии).

2. Балет: Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1981. - С. 374.

3. Вырезка из газет. Наследие Нины Кирсановой, МПУС.

4. Ежегодник Hrvatsko Narodno Kazaliste Zagreb, в сезонах: 1914/191S -1924/192S. Редактор Июлие Бенешич. Издательство Театр 1926. - С. 409.

5. Slobodanka Grbiaf - Soffitf. Osvajanje igre. - Svjetlost, Sarajevo 1986. - S. 109.

6. Гастрол Опере из Белграда, «Манон», «Коппелия». Печатление гастро-ла. Югославский лист, 12. OS. 192S.

7. Slobodanka Grbiff - Softic. Osvajanje igre. - Svjetlost, Sarajevo 1986. - S. 112.

8. Список премьеры. Наследие МПУС.

9. Из программки балета «Жатва». Музей Литературного и Театрального искусства Сараево.

10. Ксения Шукульевич-Маркович. Нина Кирсанова. - Белград МПУС 1999. - С. 8O.

11. Там же.

12. Ксения Шукульевич-Маркович. Нина Кирсанова. - Белград МПУС 1999. - С. 1S7.

13. Там же.

14. Там же.

15. Газета Hamburger Frendenblat, 1928. Наследие Нины Кирсановой, МПУС.

16. Вырезка из газеты Сидней, 1929. Наследие МПУС.

17. Алексей Кеуньин: Разговор с композитором Черепнином. Политика, 23.O4.1921.

18. Свидетельство записала Э. Папо в Сараеве в 2O1O г.

19. Л.Д. Блок. Классический танец - история и современность. - М.: Искусство. 1987. - С. 226.

20. Ксения Шукульевич-Маркович. Нина Кирсанова. Белград МПУС. 1999. - С. 1S8.

21. Slobodanka Grbiff - Softic. Osvajanje igre. - Svjetlost Sarajevo 1986. - S. 4S.

Abstract

Nina Vasilievna Kirsanova, was Russian, born in Moscow in 1898. She received ballet training at the Lydia Nelidova Ballet School, at the Moscow Theatre School from Vera Mosolova, and then at the Upper Study Department of The Bolshoi Theatre under teacher Aleksandr Gorsky. She was danced at The Moscow Bolshoi Theatre Due to the unstable conditions of the ongoing October Revolution and also for reasons of her sudden departure from Moscow, her engagement was not realised. She emigrated from Russia in 1921 and was never to return. She was work in Poland from where she arrived in Belgrade. Apart from Belgrade, Kirsanova worked within Yugoslavia, in Rijeka, Sarajevo, and Skopje. The ballet angagement of Kirsanova included several ballet troupes and theatrical institutions as well as independent tours in countries.

Keywords: Nina Kirsanova, ballerina, choreographer, ballet teacher, Russian ballet tradition, engagement in other countries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.