Научная статья на тему 'Появились первые типовые нормы труда в сфере здравоохранения: какова сфера их применения?'

Появились первые типовые нормы труда в сфере здравоохранения: какова сфера их применения? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
845
448
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НОРМЫ ТРУДА / ТИПОВЫЕ НОРМЫ ТРУДА / НОРМЫ ВРЕМЕНИ / НОРМЫ НАГРУЗКИ / НОРМЫ ЧИСЛЕННОСТИ / КАДРОВАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ / CORE WORKING HOURS / STANDARD WORK HOURS REGULATIONS / TIME MANAGEMENT STANDARDS / WORKLOAD STANDARDS / NORMS FOR POPULATION / STAFF PROVISION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кадыров Ф.Н.

Произошло событие почти «исторического» значения впервые в здравоохранении появились типовые нормы труда. В рамках резко возрастающей роли нормирования труда этот приказ имеет большие, но порой неоднозначные перспективы. Принятие приказа, утвердившего типовые нормы труда, имеет непростую историю, но явно демонстрирует стремление Минздрава России поддерживать первичное звено здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кадыров Ф.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New standard guidelines for labor norms emerged in the health care system: what is their sphere of application?

First time ever working hours standards were introduced to the health care system. In light of an increasing role of labour rate setting this order has significant, and yet uncertain perspectives. The passing of the order, that set standard labour regulations, has complex history and clearly demonstrates aspiration of Russian Ministry of Health Care to support the primary network of health care professionals.

Текст научной работы на тему «Появились первые типовые нормы труда в сфере здравоохранения: какова сфера их применения?»

Ф.Н. Кадыров,

ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия

появились первые типовые нормы труда в сфере здравоохранения: какова сфера их применения?

УДК 614.257

Кадыров Ф.Н. Появились первые типовые нормы труда в сфере здравоохранения: какова сфера их применения? (ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия)

Аннотация. Произошло событие почти «исторического» значения -впервые в здравоохранении появились типовые нормы труда. В рамках резко возрастающей роли нормирования труда этот приказ имеет большие, но порой неоднозначные перспективы. Принятие приказа, утвердившего типовые нормы труда, имеет непростую историю, но явно демонстрирует стремление Минздрава России поддерживать первичное звено здравоохранения. Ключевые слова: нормы труда, типовые нормы труда, нормы времени, нормы нагрузки, нормы численности, кадровая обеспеченность.

Статья 161 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает: «Для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда. Типовые нормы труда разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».

Указанный порядок был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. № 804 «О правилах разработки и утверждения типовых норм труда».

Однако только спустя более 10 лет, а именно, 31 мая 2013 г. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от № 235 были утверждены «Методические рекомендации для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда, утвержденные».

В свою очередь, порядок использования типовых норм труда на уровне государственных (муниципальных) учреждений был определен в приказе Минтруда России от 30 сентября 2013 г. № 504 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях».

В последнее время Минздрав России активно занимается вопросами нормирования, в том числе, разработкой типовых норм труда. Минздравом России издан приказ от 2 июня 2015 г. № 290н «Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера-гине-

© Ф.Н. Кадыров, 2015 г.

№8 Менеджер

2015 адравоохрвнвния /

колога» (далее -Приказ № 290н). Это первые появившиеся типовые нормы труда в сфере здравоохранения.

Закономерно возникает вопрос о том, каков статус этих норм, насколько они обязательны для исполнения?

На эти вопросы в Приказе № 290 был дан четкий ответ. Пункт 2 устанавливал: «Нормы времени носят рекомендательный характер, являются основой для расчета норм нагрузки, нормативов численности и иных норм труда врачей медицинских организаций, оказывающих первичную врачебную и первичную специализированную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях, и не применяются для определения времени приема врачом-специалистом конкретного пациента».

Однако Минюст России не зарегистрировал приказ в данной редакции, посчитав недопустимым устанавливать нормативным актом федерального органа исполнительной власти нормы труда, носящие рекомендательный характер.

Минздрав России внес изменения в свой приказ, исключив фразы, выделенные выше курсивом. В итоге пункт 2 был изложен в следующей редакции: «Нормы времени являются основой для расчета норм нагрузки, нормативов численности и иных норм труда врачей медицинских организаций, оказывающих первичную врачебную и первичную специализированную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях».

Тем не менее, Минздрав России придерживается четкой позиции - типовые нормы труда носят рекомендательный характер. [7]

Да и в самом тексте приказа имеются положения, свидетельствующие об этом. Речь идет о том, что нормы времени могут корректироваться «с учетом плотности проживания и половозрастного состава населения, а также с учетом уровня и структуры заболеваемости населения».

Далее. При корректировке Приказа № 290н был также исключен пункт 6 следу-

ющего содержания: «Нормы времени при посещении одного пациента на дому с учетом времени, затрачиваемого на дорогу к месту проживания пациента (в том числе затраты времени на оформление медицинской документации):

а) врача-педиатра участкового -30 минут;

б) врача-терапевта участкового -30 минут;

в) врача общей практики (семейного врача) -33 минуты».

Следует обратить внимание на то, что в отношении этого пункта 6 в Приказе № 290н имеется неточность -пункт был удален, нумерация пунктов изменилась, а ссылки на нормы времени на посещение на дому (на прежний пункт 6) сохранились. Кстати, в п. 1 сохранилась также утратившая смысл фраза о том, что утверждены типовые нормы времени «при посещении врачом-специалистом одного пациента на дому» -в новой редакции приказа нет норм времени при посещении на дому.

Однако исключение пункта 6 вряд ли стоит рассматривать как серьезную проблему -нормы времени при посещении пациента на дому врачом-педиатром участковым и врачом-терапевтом участковым и ранее составляли 30 минут. [5]

Следует добавить следующее. Вышеуказанная возможность корректировки норм времени с учетом плотности проживания актуальна прежде всего для норм времени при посещении пациента на дому. Поэтому вынужденные корректировки приказа отчасти нарушили его общую логику.

С учетом доработок Приказа № 290н он был зарегистрирован в Минюсте России 24.08.2015, регистрационный № 38647). В настоящее время этот приказ вступил в силу.

Актуальным является вопрос: достаточно ли отводится времени для врачебных приемов в соответствии с только что появившимися типовыми нормами?

Как говорится, все познается в сравнении. Какими ранее были типовые нормы труда? Уже отмечалось, что раньше типовых норм труда в здравоохранении не было вообще.

Таблица 1.

Сопоставление норм времени на врачебный прием в соответствии с различными приказами

Врачи, ведущие амбулаторный прием Нормы времени в соответствии с приказом:

Минздрава СССР от 23.09.1981 № 1000 Минздрава России от 2.06.2015 № 290н

врач-педиатр-участковый 12 15

врач-терапевт участковый 12 15

врач общей практики (семейный врач) - 18

врач-невролог 7,5 22

врач-оториноларинголог 7,5 16

врач-офтальмолог 12 14

врач-акушер-гинеколог 12 22

Для врачей, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, нормы времени (в виде числа посещений на 1 час работы) были утверждены приказом Минздрава СССР от 23.09.1981 № 1000 «О мерах по совершенствованию организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений» (приложение № 59). В последующем, в связи с расширением прав главных врачей, приказом Минздрава СССР от 22.07.1987 № 902 данные нормы были признаны утратившими силу, однако продолжали использоваться в качестве информационных материалов для расчетов потребности во врачебных кадрах, необходимых для удовлетворения объемов помощи, предусмотренных Территориальными программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. [7]

Сопоставление норм времени на врачебный прием в соответствии с рассматриваемыми приказами приведено в Таблице 1.

Как видим, нормы времени, установленные в качестве типовых норм, стали гораздо более «комфортными» для работников.

Можно сказать, что появившиеся типовые нормы -это определенный компромисс, неизбежный в нынешней ситуации. С одной стороны, качественное оказание медицинской помощи требует увеличения времени на врачебный прием (что объективно подтверждается результатами фотохрономе-

тражных наблюдений, послуживших основой для принятия приказа). Увеличение времени на врачебный прием -это одновременно еще и мера, направленная на снижение необоснованных различий в интенсивности труда отдельных работников (у работников первичного звена она, как правило, очень высока), что должно способствовать улучшению условий труда этих специалистов и, как следствие, сделать работу более привлекательной, привлечь молодые кадры.

С другой стороны, увеличение времени на врачебный прием означает уменьшение нагрузки (числа посещений на каждого из них) и, соответственно, рост потребности в кадрах, в финансовых ресурсах (в условиях, когда обеспечить предусмотренный Указами Президента уровень заработной платы даже имеющихся сотрудников не всегда удается). Более того, введение новых норм труда приведет к резкому (порой формально многократному) росту дефицита кадров. Арифметика простая: если на 10 ставок имеется 8 сотрудников, то дефицит составляет 2 ставки. Если нормы времени увеличить лишь на 20% (соответственно, определяя потребность во врачебных кадрах в 12 ставок), то дефицит составит 4 ставки, то есть увеличится в 2 раза по сравнению с первоначальным. Путем передергивания фактов это может быть использовано для критики Минздрава России и руководства страны.

№ 8 Менеджер

2015 здравоохранения /

Поэтому нужно отдать должное Минздраву России, принявшему непростое для себя решение. Но это правильное решение, отражающее общую стратегию на развитие первичного звена. Без этого шага трудно было бы рассчитывать на успех реформ.

Как на практике могут использоваться типовые нормы труда?

Пунктом 9 «Методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях» (далее - Методические рекомендации), утвержденных приказом Минтруда России от 30 сентября 2013 г. № 504 определено: «На основе типовых норм труда могут быть определены для применения в учреждении:

- нормы времени (затраты рабочего времени на выполнение единицы работы (функции) или оказание услуги одним или группой работников соответствующей квалификации);

- нормы обслуживания (количество объектов (рабочих мест, оборудования, площадей и т.п.), которые работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени);

- нормы численности (установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ».

В Методических рекомендациях приведены примеры (алгоритмы) расчета норм труда путем коррекции типовых норм труда с учетом организационно-технологических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении.

Как видим, у учреждений здравоохранения имеется достаточно много возможностей для применения на практике типовых норм труда.

Тем не менее, следует отметить, что утвержденные типовые нормы -это нормы на перспективу. Они носят рекомендательный характер и субъекты (в том числе в рамках тарифных соглашений), а также конкретные

учреждения сами решают для себя: есть ли возможность (как финансовая, так и кадровая, организационная -в виде кабинетов для дополнительных врачей и т.д.) для введения этих норм труда.

Поэтому хотелось бы предостеречь как учреждения, так и конкретных работников от надежд на то, что «с сегодня на завтра» все нормы труда (времени, нагрузки, численности и т.д.), тарифы, подушевые нормативы и т.д. будут пересмотрены с учетом данного приказа.

Типовые отраслевые нормы времени носят рекомендательный характер и предназначены для определения потребности во врачебных кадрах в рамах формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на уровне субъекта Российской Федерации, а также для установления конкретных норм труда врачей-специалистов, принимаемых работодателем непосредственно в медицинских организациях локальными нормативными актами с учетом организационно-технических условий и мнения представительного органа работников, что предусмотрено статьей 162 Трудового кодекса Российской Федерации. [7]

Поэтому типовые отраслевые нормы времени должны быть адаптированы на уровне медицинской организации в том числе путем проведения собственных хронометражных исследований деятельности соответствующих врачей-специалистов.

Типовые отраслевые нормы времени, утвержденные приказом, разработаны Минздравом России в соответствии со статьей 161 Трудового кодекса Российской Федерации по результатам фотохронометражных исследований деятельности указанных врачей-специалистов, проведенных в 2014 году Центральным научно-исследовательским институтом организации и информатизации здравоохранения Минздрава России в пилотных субъектах Российской Федерации.

Необходимо особо отметить, что подобные фотохронометражные исследования для целей нормирования труда медицинских работников не проводились в отечественном здравоохранении с 70-х годов и с 2014 года возобновились на плановой основе.

В 2015 году в пилотных субъектах Российской Федерации проведены фотохрономе-тражные исследования, по результатам которых разрабатываются типовые отраслевые нормы времени на посещение одним пациентом врача-эндокринолога, врача-кардиолога, врача-стоматолога-терапевта.

В 2016 году планируется проведение фотохронометражных исследований деятельности врачей-фтизиатров, врачей-дерматовенерологов, врачей-эндоскопистов, врачей-хирургов и последующая разработка типовых отраслевых норм времени приема одного пациента в медицинских организациях указанными врачами-специалистами. [7]

По поводу принятия Приказа № 290н на сайте Минздрава России опубликован пресс-релиз.

Ниже приводится текст Приказа № 290н.

1. Трудовой кодекс Российской Федерации;

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. № 804 «О правилах разработки и утверждения типовых норм труда»;

3. Приказ Минтруда России от 31 мая 2013 г. № 235 «Об утверждении методических рекомендации для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда»;

4. Приказ Минтруда России от 30 сентября 2013 г. № 504 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях»

5. Приказ Минздрава СССР от 23.09.1981 № 1000 «О мерах по совершенствованию организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений»;

6. Минздравом России издан приказ от 2 июня 2015 г. № 290н. «Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера-гинеколога»;

7. http://www.rosmmzdrav.ru/news/2015/09/10/2530-vstupil-v-silu-prikaz-mmzdrava-rossii-utverzhdayuscMy-tipovye-otraslevye-normy-vremem-poseschemya-patsientom-ryada-vrachey-spetsialistov

UDC 614.257

Kadirov F.N. New standard guidelines for labor norms emerged in the health care system: what is their sphere of application? (Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health Development of the Russian Federation, Moscow, Russia)

Abstarct. First time ever working hours standards were introduced to the health care system. In light of an increasing role of labour rate setting this order has significant, and yet uncertain perspectives. The passing of the order, that set standard labour regulations, has complex history and clearly demonstrates aspiration of Russian Ministry of Health Care to support the primary network of health care professionals.

Keywords: Core working hours, standard work hours regulations, time management standards, workload standards, norms for population, staff provision

№ В Менеджер

2015 адравоохрвнвщ/т /

Зарегистрировано в Минюсте России 24 августа 2015 г. № 38647

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

приказ

от 2 июня 2015 г. № 290н

об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога,

врача-офтальмолога и врача-акушера-гинеколога

В соответствии с пунктом 3 Правил разработки и утверждения типовых норм труда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. № 804 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 46, ст. 4583), и пунктом 19 плана мероприятий («дорожной карты»)«Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2599-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 2, ст. 130; № 45, ст. 5863; 2014, № 19, ст. 2468), приказываю:

Утвердить по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации прилагаемые типовые отраслевые нормы времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера-гинеколога.

Министр В.И. СКВОРЦОВА

Утверждены

приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 июня 2015 г. № 290н

типовые отраслевые нормы времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога,

врача-офтальмолога и врача-акушера-гинеколога

1. Типовые отраслевые нормы времени (далее - нормы времени) на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера-гинеколога (далее - врач-специалист), применяются при оказании первичной врачебной и первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях (не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе при посещении врачом-специалистом одного пациента на дому<*>.

2. Нормы времени являются основой для расчета норм нагрузки, нормативов численности и иных норм труда врачей медицинских организаций, оказывающих первичную врачебную и первичную специализированную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях.

3. Нормы времени на одно посещение пациентом врача-специалиста в связи с заболеванием, необходимые для выполнения в амбулаторных условиях трудовых действий по оказанию медицинской помощи (в том числе затраты времени на оформление медицинской документации):

а) врача-педиатра участкового - 15 минут;

б) врача-терапевта участкового - 15 минут;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) врача общей практики (семейного врача) - 18 минут;

г) врача-невролога - 22 минуты;

д) врача-оториноларинголога - 16 минут;

е) врача-офтальмолога - 14 минут;

ж) врача-акушера-гинеколога - 22 минуты.

<*> Пункт 2 части 3 статьи 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2012, № 26, ст. 3442, 3446; 2013, № 27, ст. 3459, 3477; № 30, ст. 4038; № 39, ст. 4883; № 48, ст. 6165; № 52, ст. 6951; 2014, № 23, ст. 2930; № 30, ст. 4106, 4244, 4247, 4257; № 43, ст. 5798; № 49, ст. 6927, 6928; 2015, № 1, ст. 72, 85; № 10, ст. 1425; № 14, ст. 2018).

№ 8 Менеджер

2015 адравоохрвнвщ/т /

4. Нормы времени на повторное посещение врача-специалиста одним пациентом в связи с заболеванием устанавливаются в размере 70-80% от норм времени, связанных с первичным посещением врача-специалиста одним пациентом в связи с заболеванием.

5. Затраты времени врача-специалиста на оформление медицинской документации с учетом рациональной организации труда, оснащения рабочих мест компьютерной и организационной техникой, должны составлять не более 35% от норм времени, связанных с посещением одним пациентом врача-специалиста в связи с заболеванием в соответствии с пунктами 3 и 6 настоящих норм времени.

6. Нормы времени на посещение одним пациентом врача-специалиста с профилактической целью устанавливаются в размере 60-70% от норм времени, связанных с посещением одним пациентом врача-специалиста в связи с заболеванием, установленных в медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность (далее - медицинская организация), в соответствии с пунктами 3 и 6 настоящих норм времени.

7. В медицинских организациях, оказывающих первичную врачебную и первичную специализированную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях, нормы времени, указанные в пунктах 3 и 6, устанавливаются с учетом плотности проживания и половозрастного состава населения, а также с учетом уровня и структуры заболеваемости населения путем суммирования корректирующих коэффициентов норм времени.

При этом применяются следующие корректирующие коэффициенты:

а) плотность проживания прикрепленного населения выше 8 человек на кв. км: -0,05;

б) плотность проживания прикрепленного населения ниже 8 человек на кв. км (за исключением районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей): +0,05;

в) уровень заболеваемости населения выше на 20% среднего значения по субъекту Российской Федерации: +0,05;

г) уровень заболеваемости населения ниже на 20% среднего значения по субъекту Российской Федерации: -0,05;

д) доля лиц старше трудоспособного возраста среди прикрепленного населения выше 30%: +0,05 (для врача-педиатра участкового - доля детей в возрасте до 1 года среди детей в возрасте до 14 лет выше 8%: +0,05);

е) доля лиц старше трудоспособного возраста среди прикрепленного населения ниже 30%: -0,05 (для врача-педиатра участкового - доля детей в возрасте до 1 года среди детей в возрасте до 14 лет ниже 8%: -0,05).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.