Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230
ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МИНИ-ФУТБОЛИСТОВ
ВЫСОКОГО КЛАССА
Физический компонент тренировочных нагрузок направлен на развитие всех физических способностей квалифицированных футболистов в рамках смешанной физиологической направленности, а технический и тактический компоненты сконцентрированы на совершенствовании командных взаимодействий квалифицированных футболистов в игровых упражнениях.
Ключевые слова: Мини-футбол, индивидуальная подготовка, форма организации, физическая и техническая подготовленность.
Известно, что одним из основных принципов спортивной тренировки являются направленность на максимально возможные достижения, углубленная специализация и индивидуализация. В отличие от других видов деятельности задача спорта достижение максимально возможных результатов. И хотя этот максимум для каждого спортсмена индивидуально различен, закономерно 110 стремление каждого индивидуума достичь в конкретный отрезовремени максимально возможного для него спортивного результата. В связи с этим многие специалисты подчеркивают важность индивидуальной подготовки. Особую значимость индивидуальной подготовки неоднократно отмечали специалисты по футболу [4-6, 8, 11 и др.].В педагогической науке индивидуальный подход считается одним из основных принципов воспитательной деятельности. Он предполагает не приспособление целей и основного содержания обучения технико-тактическому мастерству и развития физических способностей к отдельным индивидам, а применение методов и форм работы к этим индивидуальным особенностям, для того чтобы обеспечить всестороннее и гармоническое развитие личности спортсмена..Индивидуально-самостоятельной форме организации подготовки футболистов отводится 31,8 % общего объема тренировочного времени, а индивидуально групповая и индивидуально-командная занимают 33,1 и 35,1 % соответственно. Однако сама специфика соревновательной деятельности игроков в мини-футболе требует более широкого применения в учебнотренировочном процессе
Илхом Тоштемирович Арислонов
Каршинский инженерно-экономический институт ilhom [email protected]
АННОТАЦИЯ
CENTRAL ASIAN ACADEMIC JOURNAL ISSN: 2181-2489
OF SCIENTIFIC RESEARCH VOLUME 2 I ISSUE 10 I 2022
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230
подготовки квалифицированных спортсменов индивидуально групповой и индивидуально-командной форм организации подготовки. Максимальное использование только индивидуально-самостоятельной формы организации учеб норенировочного процесса в командных игровых видах спорта не способствует совершенствованию коллективных взаимодействий квалифицированных футболистов [3, 7, ].
Организация исследования. Для выявления эффективности влияния на подготовленность квалифицированных футболистов различных форм индивидуальной подготовки был проведен педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие 28 квалифицированных спортсменов (16 мастеров спорта, 12 перворазрядников) основного и дублирующего составов минифутбольной команды «Насаф» (г.Карши). Команда«Насаф»участвовала в высшем дивизионе первенства по мини футболу Республики Узбекистон. Педагогический эксперимент длился 29 дней (специально подготовительный этап). В КГ учебно-тренировочный процесс был организован в форме индивидуально-самостоятельных (51,8 % общего времени), индивидуально -групповых (23,6 %) и индивидуально-командных занятий (24,6 %). Учебно тренировочный процесс был направлен на устранение лимитирующих звеньев в интегральном уровне подготовленности квалифицированных футболистов в рамках самостоятельной деятельности. Тренировочные нагрузки и методы ее организации подбирались с учетом индивидуальных возможностей квалифицированных футболистов. Характеристика учебно-тренировочного процесса ЭГ и КГ представлена в таблице. В течение 25 тренировочных дней в ЭГ и КГ было проведено соответственно 42 и 41 занятие с общим объемом тренировочной нагрузки 63 и 61,5 ч. В течение всего педагогического эксперимента было запланировано 5 товарищеских игр и 4 дня отдыха. Устранение лимитирующих звеньев в уровне подготовленности квалифицированных футболистов ЭГ и КГ осуществлялось в основном путем специализированных тренировочных нагрузок.
Результаты исследования и их обсуждение. В конце педагогического эксперимента было проведено тестирование уровня подготовленности квалифицированных футболистов ЭГ и КГ. Анализ полученных данных показал неоднозначное влияние различных формы организации индивидуальной подготовки квалифицированных спортсменов, специализирующихся в минифутболе. Так, индивидуально-групповая и индивидуально командная форма организации процесса подготовки квалифицированных футболистов дает более высокий тренировочный эффект,
101
UZBEKISTAN | www.caajsr.uz
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230
чем 112 индивидуально самостоятельная работа соревновательным результатом футболистов является счет матча (количество забитых и пропущенных мячей в игре). Однако известно, что счет игры не всегда отражает истинное соотношение сил соперничающих команд. Поэтому в целях объективизации показателей соревновательной деятельности футболистов кроме счета игры регистрируют количественные и качественные характеристики, которые отражаются данными ндивидуальных и командных техникотактических действий игроков. В заключение следует отметить, что индивидуальная подготовка квалифицированных спортсменов в мини-футболе проводится в трех формах организации учебно-тренировочного процесса: индивидуально самостоятельной, индивидуальногрупповой и индивидуально-командной. Вышеуказанные формыорганизации индивидуальной подготовки применяются в учебно-тренировочном процессе квалифицированных футболистов примерно в одинаковых объемах. Однако использование в учебнотренировочном процессе индивидуально-групповой и индивидуально-командной форм организации подготовки сопровождается более значительным тренировочным эффектом. После применения индивидуально-групповой и индивидуальнокомандной форм организации занятий уровень подготовленности квалифицированных футболистов становится более однородным.
Литература
1. Бобомуродов Н. Ш. Физическая реабилитация борцов с нарушениями в позвоночнике у квалифицированных борцов //Academic research in educational sciences. - 2021. - Т. 2. - №. 2. - С. 874-879.
2. Бобомуродов Н. Ш. Technique of Recording Technical and Tactical Actions in Fight Turon //Eastern European Scientific Journal. - 2018. - №. 4. - С. 16-19.
3. Бобомуродов Н. Ш. Юкори малакали курашчиларнинг техник-тактик харакатларини ривожлантириш методикаси //Педагогик таълим" Илмий-назарий журнал. Тошкент. - 2011.
4. Бобомуродов Н. Ш. Контроль и анализ действий в борьбе турон //Фан-спортга" илмий-назарий журнали. Тошкент. - 2011.
5. Бобомуродов Н. Ш. Физиологический подход в прогнозировании перспективности борцов-туронистов //МуРаллим х, ем узликсиз билимлендириу" илмий-методикалык журнал. Нукус.-2019. - 2019.
6. Халмурадов Р. Н., Махмудов В. В., Арисланов И. Т. О значимости использования информационных технологий в образовательном процессе по
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=2223Q
физической культуре учащейся молодёжи //Молодой ученый. - 2017. - №. 15. - С.
7. Арисланов И. Т. Тактическая подготовка квалифицированных спортсменов по мини-футболу на основе специальных упражнений: состояние проблемы и перспективы ее решения //Fan-Sportga. - 2020. - №. 2. - С. 17-20.
8. Эрдонов О. Л., Махмудов В. В., Арисланов И. Т. Соревнования по мини-футболу как эффективное средство физического воспитания студентов технического вуза //Молодой ученый. - 2015. - №. 3. - С. 886.
9. Сафронов А. А., Арисланов И. Т. Динамика физического развития и физической подготовленности учащихся 5-6 классов //Молодой ученый. - 2013. -№. 7. - С. 455-458.
10. Курбонов И. К. Факторы, влияющие на подготовку к гандбольной тренировке: развитие скорости и подвижности спортсменов на соревнованиях //Вестник науки. - 2021. - Т. 1. - №. 6-1 (39). - С. 305-310.
11. Курбонов И. К. Юкори малакали гандболчиларнинг ракабатдошлик фаолиятида самарали хдракатларни куллаш //Academic research in educational sciences. - 2021. - Т. 2. - №. 2. - С. 533-538.
12. Курбонов И. К. Педагогико-психологические аспекты профессиональной подготовки будущих спортивных тренеров //Вестник науки. - 2022. - Т. 3. - №. 3 (48). - С. 52-56.
684-686.