Научная статья на тему 'ПЛАНИРУЙТЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ НАГРУЗКИ ЮНЫХ САМБИСТОВ'

ПЛАНИРУЙТЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ НАГРУЗКИ ЮНЫХ САМБИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Естественные и точные науки»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спортивно / здоровительный этап / игровые заданияюные / самбисты / координационные / особности / техническиедействия.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЛАНИРУЙТЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ НАГРУЗКИ ЮНЫХ САМБИСТОВ»

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

ПЛАНИРУЙТЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ НАГРУЗКИ ЮНЫХ САМБИСТОВ

Ключевые слова: спортивно, здоровительный этап, игровые заданияюные, самбисты, координационные, особности, техническиедействия.

Актуальность исследования. Для современного спорта характерно постоянное повышение требований к всесторонней подготовленности спортсменов. В этих условиях большое значение приобретает глубокое изучение пропедевтики технических действий юных самбистов на спортивно-оздоровительном этапе. Физические качества у детей в разные возрастные периоды формируются неодновременно. Для развития каждого качества имеются определенные сенситивные периоды, когда может быть получен его наибольший прирост. Они имеют специфические особенности проявления и генетически определяемую индивидуальную программу развития .В младшем школьном возрасте у детей значительно повышается ознавательный интерес к разнообразным двигательным действиям. Обострение чувства соперничества аставляет их искать новые движения и овладевать ими, особенностеми, которые еще не знакомы верстникам. Каждый старается не просто познать новое, а овладеть им лучше товарищей. В этом возрасте они без особого труда могут успешно усваивать самые сложные движения. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для воспитания у занимающихся культуры движений, которая, в свою очередь, оказывает значительное влияние на становление технической подготовленности. В этом возрасте имеются биологические предпосылки развития координационных способностей (КС), развитие которых осуществляется на базе образования большого двигательного фонда. Ему удалось выявить большую неравномерность в развитии двигательной функции детей и подростков. Спортивная борьба является ситуационным видом спорта, представляет в контексте деятельности комплекс приемов, связок, переводов, сложных тактико-технических действий и комплексов, каждое из которых характеризуется определенной задачей,силовыми, временными и пространственными параметрами, координационной сложностью и пр .Возраст 610 лет благоприятствует высокому темпу роста ловкости движений.

Rashid Quziyevich Ergashyev

г. ещавЬеууу@тай. ги Каршинский инженерно-экономический институт

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

Поэтому в учебно-тренировочном процессе большое внимание необходимо уделять совершенствованию КС, рассматривать это как один из важных разделов подготовки спортсменов .

Методы и организация исследования. Исследование проводили с целью теоретической разработки с последующей проверкой в опытно -экспериментальной работе эффективности программно методического обеспечения формирования КС у юных самбистов на спортивно-оздоровительном и начальном этапах. В исследовании затронут период занятий детей 8 - 11 лет в течение трех лет - с 2017 по 2020 г. В нем приняли участие 20 мальчиков контрольной (КГ) и 20 - экспериментальной (ЭГ) групп.

Исследование проводили на базе Каршинского в ДЮСШ по борьбе.Юные спортсмены КГ тренировались по программе, предусмотренной по самбо. В программу тренировок ЭГ была включена разработанная нами методика пропедевтики технических действий с применением подводящих упражнений. В нашей методике игр, подводящих упражнений, игровых заданий сохраняется общая структура основного соревновательного движения, внешняя биомеханическая структура технического действия. При их выполнении обеспечиваются условия, облегчающие освоение двигательных действий, реализуется дидактический принцип последовательности и постепенности, большое внимание уделяется развитию КС. Разработка специализированных игр, игровых заданий, подводящих упражнений специальной направленности для развития физических качеств была основана на имитационных упражнениях. Имитационные упражнения были использованы при обучении и совершенствовании техническим действиям спортсменов различной квалификации. Они способствуют приобретению навыков ведения единоборства, улучшению тактического мышления, умению ориентироваться в сложных ситуациях поединка, находить из них нетрадиционные выходы, поддерживают у начинающих борцов дух борьбы, воспитывают чувство готовности к схватке с соперником. Обе группы игр направлены на повышение уровня общей и специальной подготовленности юных самбистов.

Результаты и их обсуждение. Основным направлением в воспитании КС является овладение новыми разнообразными двигательными навыками.Для определения у детей уровня развития КС мы использовали два теста: челночный бег 3х10 м и усложненную пробу Ромберга. Проведенное перед началом эксперимента тестирование показало отсутствие существенных различий в уровне физической подготовленности детей КГ и ЭГ: р>0,05, 1-критерий Стьюдента 0,82 в челночном беге, t = 0,07 - в пробе Ромберга).При воспитании КС использовали

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

упражнения, включающие элементы новизны. Задания, направленные на развитие КС, проводили в начале основной части тренировочного задания, увязываясь с развитием скоростных качеств. Интервалы отдыха были достаточными для относительно полного осстановления. Количество упражнений для развития КС в одном тренировочном занятии было незначительным, но они включались практически в каждое занятие. Основным средством воспитания КС были физические упражнения, направленные на точность и быстроту выполнения движений при жестком ограничении времени, на быстроту реагирования на различные сигналы (свет, звук, движущийся предмет и др.), на дифференцирование в пространстве, продолжительность силовых воздействий при выполнении технических действий, на предвидение возможных положений движущихся частей тела соперника и своевременную коррекциию движений, на риспособление во времени и пространстве к изменяющейся ситуации или необычной постановке задачи.

Выводы. 1. Разработанная методика игр, подводящих упражнений, игровых заданий, сохраняющая общуюструктуру основного соревновательного движения и внешнюю биомеханическую структура технического действия, позволяет создать условия, облегчающие освоение двигательных действий, реализуя дидактический принцип последовательности и постепенности. 2. Данная методика способствует повышению уровня общей и специальной физической подготовленности юных самбистов, расширению двигательного опыта, повышению функциональной и базовой физической одготовленности, приобретению навыков ведения единоборства, улучшению тактического мышления, умению ориентироваться в сложных ситуациях поединка и быстро находить из них нетрадиционные выходы, что позволяет более четко управлять тренировочным процессом на последующих этапах.

Литература:

1. Бобомуродов Н. Ш. Физическая реабилитация борцов с нарушениями в позвоночнике у квалифицированных борцов //Academic research in educational sciences. - 2021. - Т. 2. - №. 2. - С. 874-879.

2. Бобомуродов Н. Ш. Technique of Recording Technical and Tactical Actions in Fight Turon //Eastern European Scientific Journal. - 2018. - №. 4. - С. 16-19.

3. Бобомуродов Н. Ш. Юкори малакали курашчиларнинг техник-тактик харакатларини ривожлантириш методикаси //Педагогик таълим" Илмий-назарий журнал. Тошкент. - 2011.

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

4. Бобомуродов Н. Ш. Контроль и анализ действий в борьбе турон //Фан-спортга" илмий-назарий журнали. Тошкент. - 2011.

5. Бобомуродов Н. Ш. Физиологический подход в прогнозировании перспективности борцов-туронистов //МуРаллим х, ем узликсиз билимлендириу" илмий-методикалык журнал. Нукус.-2019. - 2019.

6. Халмурадов Р. Н., Махмудов В. В., Арисланов И. Т. О значимости использования информационных технологий в образовательном процессе по физической культуре учащейся молодёжи //Молодой ученый. - 2017. - №. 15. - С.

7. Арисланов И. Т. Тактическая подготовка квалифицированных спортсменов по мини-футболу на основе специальных упражнений: состояние проблемы и перспективы ее решения //Fan-Sportga. - 2020. - №. 2. - С. 17-20.

8. Эрдонов О. Л., Махмудов В. В., Арисланов И. Т. Соревнования по мини-футболу как эффективное средство физического воспитания студентов технического вуза //Молодой ученый. - 2015. - №. 3. - С. 886.

9. Сафронов А. А., Арисланов И. Т. Динамика физического развития и физической подготовленности учащихся 5-6 классов //Молодой ученый. - 2013. -№. 7. - С. 455-458.

10. Курбонов И. К. Факторы, влияющие на подготовку к гандбольной тренировке: развитие скорости и подвижности спортсменов на соревнованиях //Вестник науки. - 2021. - Т. 1. - №. 6-1 (39). - С. 305-310.

11. Курбонов И. К. Юкори малакали гандболчиларнинг ракабатдошлик фаолиятида самарали хдракатларни куллаш //Academic research in educational sciences. - 2021. - Т. 2. - №. 2. - С. 533-538.

12. Курбонов И. К. Педагогико-психологические аспекты профессиональной подготовки будущих спортивных тренеров //Вестник науки. - 2022. - Т. 3. - №. 3 (48). - С. 52-56.

684-686.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.