Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=2223Q
ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Juma Jo'rayevich Tuxtayev
Каршинский инженерно-экономический институт j uma.1515@mail. ru
ANNOTATSIYA
В стате основные задачи, стоящие перед группами спортивного совершенствования слабовидящих легкоатлетов, заключаются в дальнейшем повышении уровня достижения высоких скоростных качеств, выносливости, высоких спортивно-технических результатов, совершенствовании основных умственных качеств и техники.
Ключевые слова: уровень специальной физической подготовленности, спортсмены с нарушением зрения, группа спортивного совершенствования.
Введение. Участие в спортивных соревнованиях, спортивные тренировки предъявляют повышенные требования к организму человека с ограниченными возможностями, функционированию всех его систем. Паралимпийская программа требует от спортсмена регулярной системы тренировки, участия в соревнованиях с использованием всех резервных возможностей организма. Для достижения высоких результатов спортсменам с нарушением здоровья необходим высокий уровень специальной физической подготовленности. Специальная физическая подготовка направлена на развитие двигательных качеств строго в соответствии с требованиями, предъявляемыми спецификой конкретного вида спорта, особенностями соревновательной деятельности. Цель данной подготовки заключается в том, что физические качества следует развивать как можно более равномерно, но с учетом определенного вида легкой атлетики, подготавливая группы мышц, от которых зависит успех в избранном виде легкой атлетики. В группе спортивного совершенствования в процессе подготовки легкоатлетов с нарушением зрения был предусмотрен этап закрепления и дальнейшего совершенствования полученных ранее знаний, приобретенных умений и навыков. Основная задача данного этапа - формирование прочного двигательного навыка, обеспечивающего надежное выполнение технического приема в условиях соревновательной деятельности. Основными задачами, стоящими перед легкоатлетами с нарушением зрения групп спортивного совершенствования, являются дальнейшее повышение уровня развития скоростных качеств, выносливости, достижение высших спортивнотехнических результатов, совершенствование основных психических качеств, техники. Методика. В группе спортивного совершенствования (ГСС) первого года обучения количество часов занятий в неделю - 18, второго года обучения - 20. В
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230
данных группах объем общей физической подготовки (ОФП) по своему воздействию приближается к таковому в избранном виде спорта для здоровых спортсменов и составляет 40 % от общего объема нагрузок. Специальная физическая подготовка (СФП) направлена на развитие специальных физических качеств и совершенствование спортивной техники видов легкой атлетики. Период зимних соревнований увеличивается на один месяц, и соревнования могут быть как подготовительными, так и основными. При планировании учебно-тренировочных нагрузок учитывались закономерности периодизации спортивной тренировки. Основными средствами СФП являлись специальные упражнения, разработанные на основе элементов техники легкоатлетических упражнений. На общеподготовительном этапе динамика тренировочных нагрузок характеризовалась постепенным увеличением объема и интенсивности с преимущественным ростом объема. К концу общеподготовительного этапа объем тренировочных нагрузок стабилизировался. Основной задачей специальноподготовительного этапа было становление спортивной формы с помощью средств специальной физической, технической, психологической, теоретической подготовки и контрольных выступлений. Тренировочные нагрузки на специальноподготовительном этапе характеризовались сначала стабилизацией, а затем снижением объема.
Интенсивность же нагрузок возрастала. Объем нагрузок вначале снижался за счет общеподготовительных упражнений, затем стабилизировался и частично сокращался. Интенсивность нагрузки изменялась прежде всего благодаря повышению удельного веса специальноподготовительных упражнений.
В соревновательном периоде наряду с ближайшими задачами (непосредственная подтовка к соревнованиям) решались перспективные задачи совершенствования техники бега; приобретения соревновательного опыта; дальнейшего повышения уровня физической подготовленности; совершенствования психической подготовленности и специальных знаний, связанных с выступлением на соревнованиях.
В группах спортивного совершенствования тренировочные занятия в годичном цикле направлены на совершенствование техники и поддержание высокой работоспособности спортсменов с нарушением зрения. В данных группах СФП доминирует и составляет в группе спортивного совершенствования первого года обучения 40 %, в группе спортивного совершенствования второго года обучения СФП занимает 30 % времени. На основе анализа научно-методической литературы, анкетных данных были определены соотношения средств общей физической подготовки (ОФП), направленные на развитие физических качеств легкоатлетов с нарушением зрения, специализирующихся в беге на средние дистанции (табл. 1). В группах спортивного совершенствования
CENTRAL ASIAN ACADEMIC JOURNAL ISSN: 2181-2489
OF SCIENTIFIC RESEARCH VOLUME 2 I ISSUE 10 I 2022
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230
тренировочные занятия более специализированны, и поэтому основные средства направлены на развитие выносливости: в ГСС 1 - 50 %, в ГСС 2 - 60 %. Для выявления эффективности предложенной методики был проведен педагогический эксперимент.
Результаты исследования. В эксперименте приняли участие 19 спортсменов с нарушением зрения, имеющие дефект зрения с рождения или с раннего детского возраста, из них 7 составили контрольную группу (КГ), 12 - экспериментальную (ЭГ). Исследование проводилось на базе ДЮСШ и УзДЖТСУ.
По требованиям программы для детских спортивных школ уровень специальной физической подготовленности проверяется по следующим тестам: бег 60 м, бег 300 м и бег 1000 м. Результаты тестирования уровня физической подготовленности спортсменов с нарушением зрения представлены в табл. В результате межгруппового анализа выявлено, что после первого измерения значимых изменений по сравнению с фоновыми показателями не отмечено ни по одному из них (р>0,05). Прослеживается лишь положительная динамика. Достоверно значимые различия по всем показателям были выявлены после второго измерения: бег 60 м - КГ - 8,94±0,06; ЭГ - 8,64±0,03; р=0,002; 300 м - КГ
- 55,9±0,2; ЭГ - 53,7±0,4; р=0,006; 1000 м - КГ - 206,0±0,6; ЭГ - 201,3±0,9; р=0,003. Внутригрупповой анализ результатов КГ выявил достоверно значимые различия по двум показателям из трех: 60 м - 9,07±0,06; 8,94±0,06; р=0,02; 1000 м
- 207,4±0,7; 206,0±0,6; р=0,01. Внутригрупповой анализ результатов ЭГ выявил достоверно значимые различия по всем тестируемым показателям: 60 м -8,92±0,04; 8,64±0,03; р=0,002; 300 м - 55,7±0,3; 53,7±0,4; р=0002; 1000 м -206,3±0,6; 201,3±0,9; р=0,002.
Таблица 1. Соотношение средств, направленных на развитие физических качеств легкоатлетов с нарушением зрения группы спортивного совершенствования, %
№ Физические качества ГСС
1-й год 2-й год
1 Выносливость 50 60
2 Скоростные способности 20 15
3 Силовые способности 15 15
4 Координационные способности 10 5
5 Гибкость 5 5
Итого: 100 100
Заключение. При анализе результатов тестирования уровня специальной физической подготовленности в группах спортивного совершенствования было выявлено, что на начало занятий достоверно значимых различий не обнаружено.
62
UZBEKISTAN | www.caajsr.uz
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230
В конце занятий достоверно значимые различия между группами были выявлены по всем показателям, что говорит об эффективности предложенной методики
Литература
1. Грец Г.Н. Технологии сохранения и восстановления двигательных возможностей инвалидов и спортсменов-инвалидов средствами физической культуры и спорта / Г.Н. // Теория и практика физ. культуры. - 2005. - № 7. - С.
2. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура: учеб. пособие / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. - М.: Советский спорт, 2000. - 240 с.
3. Бобомуродов Н. Ш. Физическая реабилитация борцов с нарушениями в позвоночнике у квалифицированных борцов //Academic research in educational sciences. - 2021. - Т. 2. - №. 2. - С. 874-879.
4. Бобомуродов Н. Ш. Technique of Recording Technical and Tactical Actions in Fight Turon //Eastern European Scientific Journal. - 2018. - №. 4. - С. 16-19.
5. Бобомуродов Н. Ш. Юкори малакали курашчиларнинг техник-тактик харакатларини ривожлантириш методикаси //Педагогик таълим" Илмий-назарий журнал. Тошкент. - 2011.
6. Бобомуродов Н. Ш. Контроль и анализ действий в борьбе турон //Фан-спортга" илмий-назарий журнали. Тошкент. - 2011.
7. Бобомуродов Н. Ш. Физиологический подход в прогнозировании перспективности борцов-туронистов //МуРаллим х, ем узликсиз билимлендириу" илмий-методикалык журнал. Нукус.-2019. - 2019.
8. Халмурадов Р. Н., Махмудов В. В., Арисланов И. Т. О значимости использования информационных технологий в образовательном процессе по физической культуре учащейся молодёжи //Молодой ученый. - 2017. - №. 15. - С.
9. Арисланов И. Т. Тактическая подготовка квалифицированных спортсменов по мини-футболу на основе специальных упражнений: состояние проблемы и перспективы ее решения //Fan-Sportga. - 2020. - №. 2. - С. 17-20.
10. Эрдонов О. Л., Махмудов В. В., Арисланов И. Т. Соревнования по мини-футболу как эффективное средство физического воспитания студентов технического вуза //Молодой ученый. - 2015. - №. 3. - С. 886.
11. Сафронов А. А., Арисланов И. Т. Динамика физического развития и физической подготовленности учащихся 5-6 классов //Молодой ученый. - 2013. -№. 7. - С. 455-458.
12. Курбонов И. К. Факторы, влияющие на подготовку к гандбольной тренировке: развитие скорости и подвижности спортсменов на соревнованиях //Вестник науки. - 2021. - Т. 1. - №. 6-1 (39). - С. 305-310.
42-45.
684-686.
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=2223Q
13. Курбонов и. К. Юкори малакали гандболчиларнинг ракабатдошлик фаолиятида самарали хдракатларни куллаш //Academic research in educational sciences. - 2021. - Т. 2. - №. 2. - С. 533-538.
14. Курбонов И. К. Педагогико-психологические аспекты профессиональной подготовки будущих спортивных тренеров //Вестник науки. - 2022. - Т. 3. - №. 3 (48). - С. 52-56.