Научная статья на тему 'Повышение внутреннего спроса и импортозамещение на продовольственном рынке в антикризисных мерах государства'

Повышение внутреннего спроса и импортозамещение на продовольственном рынке в антикризисных мерах государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение внутреннего спроса и импортозамещение на продовольственном рынке в антикризисных мерах государства»

Повышение внутреннего спроса и импортозамещение

на продовольственном рынке в антикризисных мерах государства

С.Н. Серегин, д-р экон. наук Министерство сельского хозяйства РФ

В России 2008 г. был провозглашен Годом семьи, и в принятых резолюциях отмечена роль семьи как главного фактора в формировании престижа и достоинства страны, решении демографических проблем. Действия государства в этом направлении осуществлялись в рамках реализации социально ориентированных национальных проектов в здравоохранении, образовании, строительстве жилья, развития АПК.

Сегодня в странах с развитой рыночной экономикой общепризнано, что богатство страны определяется, прежде всего, уровнем человеческого потенциала - государство с большим демографическим ресурсом обладает и более развитой экономикой. Человеческий фактор служит основой экономического развития, поскольку сегодня на две трети он определяет рост ВВП. В основу современной парадигмы развития общества поставлен приоритет человеческой жизни, и идея состоит в том, что экономика лишь расширяет возможности индивида и создает условия для его развития.

Общественное развитие заключается не только в увеличении производства и потреблении благ, но и в праве выбора каждого человека путей решения основных проблем, касающихся поддержания здоровья и увеличения продолжительности жизни, приобретения всесторонних знаний для активной деятельности, доступности к ресурсам для создания своего достойного положения. На такой основе формируются политические и социальные свободы, включая передвижение, определение места жительства, создание семьи, реализацию творчества, гарантии прав человека, уважение окружающих.

Перевод экономики на инновационный путь требует перехода на новые технологии производства, создать которые способно только общество, обладающее высоким интеллектуальным потенциалом населения, а также ростом уровня его образования и квалификационно-профессиональной подготовки.

В настоящее время резко возрастает роль нематериальных факторов в экономическом развитии: способности

производить, накапливать и адаптировать знания, предпринимательской активности, качества социальных отношений, институциональных преобразований, инвестиционного климата и др. Все эти факторы, в конечном счете, отражают качество человеческого потенциала, и сегодня становится очевидным, что исходной и конечной инстанцией общественного богатства и прогресса является накапливаемый из поколения в поколение запас общекультурной и профессиональной компетентности, творческой, предпринимательской и гражданской активности населения.

Раскрытие человеческого потенциала в полной мере, повышение его интеллектуального уровня неразрывно связано с качеством питания, особенно в первой половине жизни человека.

Улучшение качества жизни населения, сохранение его здоровья неразрывно связаны с ростом жизненного уровня, включая значительное увеличение оплаты труда. Только в этих условиях может быть реализована возможность всех социальных слоев населения улучшить качество и сбалансированность питания.

Решение этих ключевых проблем для развития российского государства в условиях глобализации процессов мирового развития нашло отражение в Указе Президента Российской Федерации №537 от 12 мая 2009 г. «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», где одним из приоритетов названо повышение качества жизни российских граждан. Государство, в контексте реализации стратегии, рассматривает продовольственную безопасность как неотъемлемую часть национальной безопасности, которая должна обеспечиваться за счет развития биотехнологий и импортозамещения по основным видам продуктов питания.

Отличительная черта 2008 г., - это быстрое падение темпов производства, вызванное мировым экономическим кризисом, что ставит этот год в особое положение по сравнению с предыдущими годами в развитии отрас-

лей пищевой промышленности. Стремительное развитие кризисных явлений происходило на фоне благоприятной макроэкономической ситуации и профицита бюджета, и всего за полгода падение темпов производства составило более 5 %, чего не наблюдалось за все время проведения рыночных реформ.

Симптомы кризиса стали отчетливо проявляться не только на темпах экономического роста, но и на рынках продовольствия, где ценовая динамика пошла вверх. Экономика пищевой отрасли в этих условиях подверглась шоковому воздействию со стороны совокупного спроса на рынке продовольствия, следствием этого процесса стало падение индексов промышленного производства. В конечном итоге в 2008 г. индекс производства пищевых продуктов составил 101,1 % против 106,1 % в 2007 г. Спад индекса производства достиг 5 % и наблюдался в каждом третьем субъекте Российской Федерации.

В первом квартале текущего года падение индекса продолжилось до уровня 96,4 и продолжает сохраняться на этом уровне до настоящего времени.

Движущей силой докризисного роста стала благоприятная экономическая конъюнктура, условия которой позволяли предприятиям пищевой промышленности пользоваться кредитными ресурсами по низкой процентной ставке, тем самым обеспечивая реализацию инвестиционных проектов как в сфере технической модернизации производства, так и в переводе развития сырьевой базы на рельсы инновационного развития.

Возник криз доверия, возросли процентные ставки, по всем видам кредитов предприятиям не достает оборотных средств, нарастает задолженность по отгруженной продукции. Инвестиционные проекты, реализованные в табачной, чайной, масложировой, пиво-безалкогольной и кондитерской отраслях, с выводом их на уровень мировых стандартов, осуществлялись в основном за счет иностранных инвестиций.

Начало глобальной рецессии и возникновение дефицита платежного баланса, усиление зависимости от притока иностранных инвестиций привели к большим проблемам в реализации многих начатых проектов в пищевой промышленности. В еще более сложном положении находятся проекты, по которым проведена предварительная подготовка, но практические работы не начаты. В этих условиях производственные планы и инвестиционные проекты пересматриваются в сторону сокращения. Кредитными организациями в настоящее время повышены процентные ставки по инвестиционным и

краткосрочным кредитами, ужесточены требования по обеспечению заемных средств залогами.

С целью сохранения инвестиционных процессов Минсельхоз России в рамках созданной межведомственной рабочей группы по оценке инвестиционных бизнес-проектов по развитию животноводства (включая проекты по первичной переработки молока и мяса) рассматривает перспективные проекты и рекомендует банкам оказывать им кредитную поддержку.

В настоящее время правительством РФ разработан и реализуется широкий набор антикризисных мер, к числу приоритетных отнесены: поддержка финансового сектора; социальная поддержка населения, сохранение и создание новых рабочих мест; поддержка отдельных отраслей реального сектора экономики на основе стимулирования внутреннего спроса и импортозамеще-ния; поддержка системообразующих и градообразующих предприятий.

Принимается и ряд других стимулов в области налогообложения, мер по поддержке малого бизнеса, на который возлагаются определенные надежды в решении вопросов по снижению уровня безработицы.

Были разработаны и приняты соответствующие нормативно правовые акты и новые механизмы «ручного управления» для преодоления кризиса в отраслях экономики. В данном случае государство со всей ответственностью заявляет о необходимости проведения активной политики в социальной сфере, результатом которой, несомненно, должно стать повышение уровня жизни за счет различных социальных программ, реализация которых позволит увеличить располагаемые доходы населения.

И все же, несмотря на принимаемые антикризисные меры, ввиду временного разрыва между принятием этих мер и их практической реализацией возникает определенная опасность ухудшения инвестиционного климата как в развитии сельскохозяйственного производства, так и пищевой промышленности. Последствия этих процессов в будущем могут негативно отразиться на объемах производства продукции.

Поддержание определенного уровня спроса на продовольственном рынке -это особая сфера деятельности государства, обусловленная решением объективных задач по продовольственному обеспечению населения. Это незыблемый приоритет любого государства, призванный решать проблемы демографии, и это особенно важно для России, испытывающей в настоящее время деформацию в данном направлении развития общества.

Государственные меры по снижению последствий экономического кризиса в сфере агропромышленного производства в первую очередь должны быть направлены на стимулирование спроса для всех социальных групп населения страны. Только в этом случае рецессия будет замедляться, давая возможность расширению роста производства продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности.

Идеи неолибералов о формах и методах выхода из экономического кризиса не претерпевают существенных

изменений, их парадигма остается прежней с набором стандартных шаблонов - «рыночные силы без внешнего вмешательства обеспечат отбор наиболее эффективных экономических агентов и скорейшее восстановление экономики». Действия государства с их стороны подвергаются резкой критике, объясняется это тем, что вмешательство государства в экономику приведет к повышению рисков и монополизации рынка, снижению эффективности использования выделяемых государством ресурсов, ограничению частной

Life is liquid. (4)

Тренинг для

высококлассных

специалистов

Тот, кто хочет быть впереди, должен подумать об эффективности. Как? Очень просто. С академией КРОНЕС. Она в один миг сделает из Ваших людей профессионалов. Взгляните на нашу программу. От тренинга техников до кузницы стратегов Вы найдёте там всё, что Вам необходимо для Ваших рекордных производственных успехов.

Более подробно: www.krones.com/en/solution5

)( KRONES

собственности. Ничего нового в этих суждениях нет, а то, что действия государства в условиях кризиса должны усиливаться - это хрестоматийная истина экономической науки.

Поэтому сегодня в своей экономической политике государство активно применяет принципы государственного интервенционизма, направленного на развитие экономики страны.

Условия экономического кризиса создают высокую степень неопределенности сценариев дальнейшего развития, и это обстоятельство диктует важность сохранения положительных тенденций в инвестиционном процессе, которые были достигнуты за последние годы. Это особенно важно для таких значимых отраслей как мясная, молочная, сахарная, масложировая, ведь в глобальной экономике ключевой фактор развития и освоения отдельных сегментов рынка определяется конкурентоспособностью продукции, выработка которой должна осуществляться только при использовании инновационных технологий и современного оборудования.

Стратегическая задача, которую необходимо решать в нынешней ситуации, - создание экономических условий для проведения структурной и промышленной политики. Ее разработка и реализация обеспечат приоритетное развитие наиболее важных отраслей сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности, что сделает возможным наполнить внутренний рынок российскими продуктами и ослабить зависимость России от импорта продовольствия.

Для более полного понимания процесса формирования потребительского спроса на продовольственном рынке необходим анализ социологического среза современного российского общества, располагаемых доходов отдельных социальных групп и их использования. С этой точки зрения значительный интерес представляет аналитический доклад, подготовленный Институтом социологии РАН в сотруд-ничествес Представительством Фонда имени Фридриха Эберта в Российской Федерации.

Социологическое исследование «Малообеспеченные в России: Кто они? Как живут? К чему стремятся?» проведено в марте - апреле 2008 г.

Общероссийская репрезентативная выборка исследования, проходившего в 11 территориально-экономических районах страны, показала, что 43 % россиян по уровню жизни относятся к категории малообеспеченных, при этом 16 %, т. е. более трети всех малообеспеченных, - это малообеспеченные, балансирующие на грани бедности (нуждающиеся). Половина российс-

ких пенсионеров являются малообеспеченными и еще 30 % - бедными. Лишь 20 % из них относятся к относительно благополучным слоям населения. В сельской местности уровень бедности наиболее высок.

Ежемесячный собственный уровень доходов (зарплата, пенсия и т. п.), по самооценкам респондентов, составлял (на март 2008 г.) среди бедных в среднем 5338 руб., среди малообеспеченных - 7624 руб., а среди относительно благополучных слоев населения - свыше 13 тыс. руб. Из приведенных цифр видно, что доходы малообеспеченных россиян достаточно скромные.

Материалы исследования показывают, что за последние пять лет ежемесячные среднедушевые доходы малообеспеченных (как, впрочем, и других групп населения) заметно выросли. Средние ежемесячные доходы малообеспеченных россиян за период с 2003 по 2008 г. выросли более чем в 2 раза. Однако на фоне роста этих показателей за указанное время значительно выросли и цены на товары и продовольствие.

За последние пять лет экономическая активность малообеспеченных россиян, особенно тех их представителей, кто балансирует на грани бедности, снизилась. При этом значительно выросла доля тех, кто ничего не предпринимает, так как считает, что не может ничего изменить. Иначе говоря, сократилась вера малообеспеченных в собственные силы и в возможности самостоятельного улучшения своей жизни. Здесь, несомненно, сказалось и изменение ситуации на рынке труда, что привело к сокращению возможностей приработков для малообеспеченных россиян.

Приведенные данные аналитического доклада показывают характерную поведенческую тенденцию последних лет среди малообеспеченных и нуждающихся слоев общества: забота о качественном питании отодвинута ими на задний план, в то время как улучшение жилищных условий, покупка предметов и вещей длительного пользования представляет для них больший интерес, чем забота о поддержании собственного здоровья. Данная тенденция свидетельствует об ухудшении качества жизни малообеспеченных россиян в одном из ее важнейших аспектов.

И вполне понятно, что в сложившейся социально-экономической ситуации этот слой общества не сможет активно влиять на повышение потребительского спроса на продовольственном рынке страны.

Если проанализировать ситуацию со стороны предложения в обеспеченности ресурсами продовольственного

рынка, то можно увидеть, что практически во всех секторах рынка сохраняется уровень насыщения, достаточный для удовлетворения потребностей всех категорий граждан в различных продуктах питания.

Другой вопрос, который, несомненно, должен возникать, касается источников сырьевого обеспечения предприятий пищевой промышленности. И в этом вопросе содержится ряд проблем, которые уже находят свое решение в рамках реализации Госпрограммы развития сельского хозяйства на период до 2012 г. Но и за ее пределами еще имеется много факторов, которые необходимо учитывать для достижения целевых установок по продовольственной безопасности.

Один из наглядных примеров нерешенных проблем - импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья. В 2008 г. Россия завезла их на сумму 35,2 млрд долл. США, что на 27,4 % больше, чем в соответствующем периоде 2007 г. (27,6 млрд долл.). По сравнению с аналогичным периодом 2007 г. возросли физические объемы импортных закупок мяса свежего и мороженого на 14,9 %, молока и сливок - на 21,3, масла сливочного - на 8,1 %. Вместе с тем, сократился ввоз мяса птицы на 5,5 %, пшеницы - в 2,6 раза, ячменя - в 2,1 раза, масла подсолнечного -на 15,2 %, сахара-сырца - на 29,1 %.

Рост импорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия в стоимостном выражении обусловлен ростом мировых цен. Так, средняя контрактная цена на мясо птицы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась в 1,3 раза, пшеницу -в 2,2, масло подсолнечное - в 1,6, изделия и консервы из мяса - в 1,3 раза.

Экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья за аналогичный период вырос на 3,5 % и составил 9,4 млрд долл. США. По сравнению с аналогичным периодом 2007 г. увеличился экспорт пшеницы -на 18,9 %, водки - на 11,5 %.

Ежегодный рост импорта многих товарных групп связан не только с недостатком отечественных ресурсов, но и с активной поддержкой государств-экспортеров своих национальных производителей путем предоставления им экспортных субсидий, а также не всегда оперативным реагированием российской стороны по применению мер защиты внутреннего рынка.

Подтверждение данного тезиса покажем на следующем примере. Комиссия Евросоюза по сельскому хозяйству после провозглашения в ходе «Дохийс-кого раунда» переговоров ВТО по сельскому хозяйству взяла на себя обязательства по последовательному отказу

от экспортных субсидий, которые, по их мнению, в наибольшей степени искажают мировые цены, но уже в текущем году вводит дотации на экспорт, не считаясь с правилами ВТО. Для поддержки молочной промышленности Совет ЕС по сельскому хозяйству в связи с резким падением цен на вырабатываемые продукты в начале года возобновил субсидирование молочной продукции для экспорта в третьи страны. По информации аналитиков продовольственного рынка, суммы дотации предусматриваются в размере 200 евро за 1 т сухого обезжиренного молока, до 500 евро за 1 т масла животного, 260 и 220 евро за 1 т сухого цельного молока и сыров соответственно. При этом самый высокий уровень дотаций предусматривается для экспорта в Россию. Все эти меры направлены на снятие излишков продукции с внутреннего рынка и сохранения стабильности в странах Евросоюза на время неблагоприятной ценовой конъюнктуры.

С ростом курса доллара связаны позитивные прогнозы по увеличению собственного производства сельскохозяйственной продукции и сокращения импорта. Это подтверждают данные ФТС: так, в январе - апреле 2009 г. импорт в Россию мяса (без учета) птицы сократился на 27,5 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, мяса птицы - на 35, масла сливочного - на 30 %. В то же время возросло отечественное промышленное производство мяса на 11,6 %, сыра - на 9,6, цельномолочной продукции - на 2,8 %.

В рамках реализации Программы антикризисных мер проводится таможенно-тарифное регулирование импорта отдельных видов пищевой продукции и сырья, направленное на им-портозамещение и увеличение производства отечественной пищевой продукции.

Так, приняты следующие постановления Правительства Российской Федерации:

от 15 апреля 2009 г. № 325 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин на сахар-сырец тростниковый и отдельные виды сахара и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. № 786 и от 16 сентября 2008 г. № 695»;

от 15 апреля 2009 г. № 328 «О временной ставке таможенной пошлины на кукурузный и маниоковый крахмалы»;

от 22 апреля 2009 г. № 337 «О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов тропических масел»;

от 8 мая 2009 г. № 399 «О временных ставках ввозных таможенных по-

шлин в отношении отдельных видов тропических масел»;

от 8 мая 2009 г. № 406 « О внесении изменений в правила распределения и предоставления в 2009-2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение в части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах организациям агропромышленного комплекса с 1 января 2009 г. на срок до 8 лет на строительство, реконструкцию и модернизацию сахарных заводов».

Проблемы сохранения потребительского спроса на рынке продовольствия следует рассматривать в неразрывной связи с ценовой конъюнктурой, оказывающей ключевое влияние на динамику рынка и покупательную способность населения. Высокая зависимость внутреннего продовольственного рынка от импортных поставок, в условиях девальвации рубля, ведет к повышению цен на отдельные виды продовольствия, ограничивая тем самым потребительский спрос. Это можно наблюдать на примере молочного рынка, где за последние полгода отмечается падение спроса на 8-10 %. Аналогичная картина наблюдается и на рынке мясной продукции, создавая условия для ориентации малообеспеченной категории граждан в дешевом сегменте рынка.

По данным Международного валютного фонда, индекс цен на пищевые сырьевые товары (Commodity Food Price Index) в январе т.г. повысился на 6,4%, особенно весомые повышения отмечались на индекс цен какао (8 %), кофе (9 %), кукурузы (10 %) и соевых бобов (14 %).

Как это отразится на российском потребителе вполне прогнозируемо: сое-вый шрот мы импортируем для производства комбикормов для животноводства и птицеводства, аналогичное положение сложилось и с кукурузой, так как вторичный белковый продукт, получаемый при ее переработке, - глютен, служит ценным компонентом комбикормов. Удорожание комбикормов автоматически приведет к удорожанию продукции животноводства.

Прогнозирует рост цен на сахар известная лондонская компания-трейдер Czarnikow, вторит ей крупнейшая транснациональная компания Cargill Ltd. Можно приводить и другие примеры, сигнализирующие о росте цен на продовольствие на мировых ранках.

Современный уровень развития растениеводства практически полностью закрывает потребности агропродо-вольственного рынка по широкой но-

менклатуре продукции. В прошедшем году увеличилось производство почти всех сельскохозяйственных культур. Валовой сбор зерна в хозяйствах всех категорий составил 108,1 млн т в массе после доработки, что на 26,5 млн т, или 32,6 % больше, чем в прошлом году. Кукурузы на зерно намолочено

6.6 млн т, что на 2,9 тыс. т больше 2007 г. Сахарной свеклы накопано 29,0 млн т, что на 188,0 тыс. т больше уровня прошлого года. Валовой сбор подсолнечника составил 7,3 млн т, превысив уровень 2007 г. почти на

1.7 млн т.

Собранный в 2008 г. урожай зерновых, подсолнечника, сахарной свеклы и других культур вполне достаточен для производства хлебобулочных, крупяных, макаронных и кондитерских изделий, производства растительного масла и масложировой продукции, производства спирта и пива, а также ряда других видов продукции.

Относительно ресурсов сахара как одного из важных и доступных продуктов питания, который широко используется в смежных отраслях пищевой промышленности, положение складывается следующим образом. Из сахарной свеклы пока вырабатывается недостаточно сахара для обеспечения внутреннего рынка готовой продукцией и недостающие ресурсы приходится покрывать за счет переработки сахара- сырца. Но динамика развития свеклосахарного подком-лекса за последние пять лет набрала достаточные темпы, для того, чтобы уже в среднесрочной перспективе закрыть потребности рынка свекловичным сахаром. В 2008 г. по темпам экономического роста среди отраслей, вырабатывающих социально значимые продукты питания, сахарная промышленность стала абсолютным лидером. Общее производство сахара составило 5,869 млн т, в том числе из сахарной свеклы было выработано 3,48 млн т против 3,2 млн т в 2007 г., что позволило довести уровень самообеспеченности сахаром из отечественного сырья до 59 %.

В масложировом секторе в последние годы наблюдается рост объемов производства по широкому ассортименту продукции. В то же время основной объем выработки приходится на масло подсолнечное, его доля в общем объеме производства составляет 94 %. Ежегодные объемы выработки растительных масел доведены до 2,62,75 млн т при потребности до 2 млн т, таким образом, ресурсы внутреннего рынка полностью обеспечиваются за счет переработки отечественного сырья.

Баланс ресурсов растительных масел в последние годы претерпел серьезные изменения за счет увеличения выработки соевого и рапсового масел, а также использования тропических масел в ряде отраслей пищевой промышленности.

В структуре баланса ресурсов масел, вырабатываемых из отечественного сырья, в 2008 г. 86 % объемов пришлось на подсолнечное масло, год назад этот объем составляла 94 %. Общее производство кукурузного, соевого и рапсового масла составляет около 300 тыс. т, 280-290 тыс. т приходится на рапсовое и соевое, на кукурузное -10,5 тыс. т.

Ежегодный импорт растительных масел составляет 1,0-1,1 млн т, основной объем приходится на масла тропического происхождения - 850-900 тыс. т. В то же время 650-700 тыс. т подсолнечного масла российского производства ежегодно экспортируется. Происходит неравноценная замена более качественного российского подсолнечного масла на менее ценные масла тропического происхождения. В стоимостном выражении эта замена оценивается в 360 млн долл. США. Всего ресурсы растительных масел в 2008 г. составили 2950,4 тыс. т.

Годовой объем использования масел тропического происхождения при производстве сливочного масла, плавленых сыров, мороженого, сгущенных консервов, творожных изделий и других продуктов оценивается в 450-500 тыс. т, что сопоставимо с объемами производства 5,3 млн т молока, или 33 % всего товарного молока России.

Ограничение применения масел тропического происхождения в молочной отрасли обеспечит увеличение потребности, прежде всего, в молочном жире для производства молочной продукции и будет способствовать стабилизации ценообразования на рынке сырого молока за счет увеличения ресурсных потребностей молока на сумму более 60 млрд руб. Государственное регулирование импорта тропических масел повысит эффективность использования средств федерального бюджета, выделенных за период 2006-2009 гг. в объеме 54 млрд руб. на обеспечение увеличения объемов производства молока, и будет создавать условия для сохранения инвестиционной привлекательности отрасли молочного животноводства.

Рассматривая ресурсы молочной промышленности, следует отметить, что в настоящее время их недостаточно для обеспечения населения молоком в объемах рекомендуемых рациональных норм потребления. Причина такого положения дел кроется в недостаточном производстве молока-сырья: в

2008 г. во всех категориях хозяйств было произведено 32,382 млн т молока. Если придерживаться рекомендуемых норм, то производство должно быть увеличено до уровня 43-45 млн т. Дефицит молочных продуктов покрывается импортными поставками - сегодня импорт в ресурсах молочных продуктах составляет 16 %.

В то же время положение в молочном животноводстве регионов Приволжского, Сибирского и Уральского федеральных округов, а также Алтайского края позволяет обеспечивать рынок на достаточно высоком уровне, об этом говорят и показатели по потреблению молока и молочных продуктов на душу населения. При среднем по стране годовом потреблении молока -246 кг - во многих республиках и областях он превышает 255-260 кг. Сохраняется позитивная динамика в решении этих вопросов и в ряде регионов Северо-Западного и Южного федеральных округов - Ленинградской, Вологодской, Ростовской областях и Краснодарском крае.

Но в целом ситуация нуждается в корректировке в сторону увеличения предложения молочного сырья для мо-локоперерабатывающих заводов.

Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и Госпрограммы позволили в прошлом году увеличить объем производства мяса в живой массе на 6,5 %.

Ресурсов мяса, производимых отечественными производителями, недостаточно, и зависимость от импортных поставок сохраняется на довольно высоком уровне. В прошлом году в структуре ресурсов мяса доля импорта мяса и мясопродуктов составляла 34,5 %, в том числе говядины - 33, свинины - 30 и мяса птицы - 36 %.

Растущие ресурсы мяса птицы, как более дешевого продукта, приводят к изменению структуры потребления мяса по видам: росту потребления мяса птицы и сокращению потребления говядины. Если раньше в структуре потребления мяса на говядину приходилось 40 %, а на мясо птицы - 23 %, то к 2008 г. доля мяса птицы в структуре потребления увеличилась до 37 %. Рост потребления свинины не столь значителен, ее удельный вес в потреблении вырос с 27 до 31 %.

Для повышения эффективности производства мясного сырья Минсельхоз России разработал проект отраслевой программы ведомства «Развитие первичной переработки скота на 20092011 годы», которая будет рассмотрена на Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса.

Рост безработицы, вызванный экономическим кризисом, его масштабы и

связанные с этим резкое снижение доходов большого слоя населения приводят к падению покупательного спроса на рынке продовольствия. В России на середину марта количество зарегистрированных безработных составило свыше 2 млн человек экономически активного населении, в то же время общая безработица по методологии МОТ насчитывает 6,4 млн человек, или 8,5 % экономически активного населения страны. Для борьбы с безработицей и стабилизации внутреннего спроса в рамках антикризисных мер правительства гражданам, потерявшими работу, будет оказываться помощь; на эти цели из госбюджета будет выделено 43,7 млрд руб. К этой работе будут подключены также региональные и муниципальные власти в рамках своих программ. Если учитывать тот фактор, что проявление массовой безработицы происходит в больших городах, где, в общем-то, и формируется основной объем спроса на продовольственные товары, то этот тренд будет только осложнять ситуацию в области спроса.

Принимаемые правительством антикризисные меры на федеральном уровне и в регионах по сохранению государственной поддержки социальных программ будут создавать условия для повышения объемов выпуска готовой продукции.

Стимулирование спроса на продукцию отдельных отраслей пищевой промышленности, вырабатываемых социально значимые продукты питания, можно обеспечить через госзаказ, но, к сожалению, эта форма господдержки экономики пока не находит своего воплощения.

Насколько эффективными будут принимаемые антикризисные меры покажет время, но вполне убедительной представляется опора на расширение внутреннего спроса за счет отечественных ресурсов агропромышленного производства. Организационно-экономические формы и методы решения данной проблемы могут быть различными, но степень участия государства в этом процессе должна быть усилена как в направлении стимулирования предложения, так и оказания социальной помощи по наполнению продовольственной корзины малообеспеченным слоям населения.

Проведение активной государственной политики по поддержанию спроса на продовольственном рынке России в сочетании с принимаемыми мерами по его защите окажет позитивное воздействие на работу предприятий по выпуску широкой номенклатуры продовольственных товаров и снижение уровня импортных поставок продовольственной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.