constructing this type of test. One way to a better designing of aptitude tests is, according to Suskie [3], focusing on various aspects according to the specific tasks for which a candidate is being trained. To conclude, we can conceive that interpreting the results of diagnostic tests the teachers apart from predicting why the student has done the exercises the way s/he has, but not the other, will receive a significant information about his/her group s/he is going to work with and later use the information as a basis for the forming syllabus.
References
1. Huba M. and Freed J. (2000). Learner-Centered Assesment on College Campuses. Shifting the Focus from Teaching to Learning. Allyn and Bacon (Available in the Institutional Assessment Program).
2. Maki P. (2004). Assessing for Learning: Building a Sustainable Commitment Across the Institution. Stylus, Sterling, Virginia. (Available in the Institutional Assesment Program).
3. Suskie L. (2004). Assessing Student Learning. A Common Sense Guide. Anker Publishing Co. (Available in the Institutional Assessment Program).
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПРИ РАБОТЕ НАД ЭТЮДАМИ Рахимова Н.К.
Рахимова Нигина Кахрамонжоновна - преподаватель, кафедра подготовки учителей вокального и инструментального исполнительства, Институт исскуства узбекской национальной музыки им. Ю. Ражаби, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье говорится, как передать студентам комплекс исполнительских навыков и умений, обучить их техническим приёмам, необходимым для профессионального исполнения высокохудожественных произведений фортепианной литературы, а также повысить уровень их профессионально технической подготовки. Применяется поэтапная методика разучивания инструктивных этюдов: разучивание фрагментов этюдов в медленном темпе, использование в процессе разучивания упражнений, способствующих более успешному освоению различных видов фортепианной техники, постепенный переход к разучиванию в более подвижных темпах более продолжительных фрагментов этюдов. Обучение студентов умению слышать и оценивать своё исполнение, ощущая взаимосвязь реального звучания и музыкально-слуховых представлений. Ключевые слова: этюды, фортепиано, техника, навыки, исполнение, студенты.
УДК 372.878
В процессе обучения используется большой по объёму репертуар. На протяжении всего периода обучения студенты изучают и исполняют произведения детского репертуара, а также пьесы, полифонические произведения, крупную форму, ансамбли, этюды. В данной статье рассматривается проблема повышения уровня технической подготовки студентов в музыкально-исполнительской деятельности при работе над инструктивными этюдами. Проблема эта актуальна, поскольку обучаются студенты с разным уровнем подготовки. Именно изучение и исполнение этюдов разной степени трудности является важным педагогическим условием эффективного повышения уровня технической подготовки студентов, необходимой в дальнейшем для качественного исполнения высокохудожественных музыкальных произведений
разных стилей и жанров. Пианист и педагог, профессор Е.Я. Либерман писал о соотношении музыкальных и технических задач в пианистическом труде: «Когда говорят о фортепианной технике, то имеют в виду ту сумму умений, навыков, приёмов игры на рояле, при помощи которых пианист добивается нужного художественного, звукового результата. Вне музыкальной задачи техника не может существовать» [1]. О необходимости наличия у исполнителя музыкально-слуховых представлений писал выдающийся пианист Иосиф Гофман: «При разучивании нового произведения настоятельно необходимо, чтобы в уме сложилась совершенно ясная звуковая картина, прежде чем начнётся механическая работа» [2].
Крупными композиторами прошлого и современности создано огромное количество инструктивных этюдов на самые различные виды фортепианной техники: гаммы, арпеджио, двойные ноты, аккорды, пассажи, октавы, трели, репетиции. Назовём таких известных композиторов, как К. Черни, М. Клементи, Л. Шитте, И.Б. Крамер, М. Мошковский, Ж. Дювернуа, Ф. Лекуппэ, Е.Ф. Гнесина, А. Гедике, А. Николаев, К.А. Лёшгорн, А. Лемуан, Е.Б. Кобылянский, Г. Беренс, Ш.Л. Ганон, С. Геллер, И.Н. Гуммель, А. Бертини, Г. Шмидт и др. В процессе работы над этюдами у студентов развивается ощущение контакта с клавиатурой, координация, пальцевая моторика, умение играть свободной кистью, чувство ритма и гармонический слух, пианистическая выносливость, точность движений, ровность в исполнении пассажей, а также умение слушать себя как бы со стороны. Следует отметить, что именно известная простота этих произведений — а сравнительно лёгкие инструктивные этюды создавались чаще всего на какой-либо один вид один вид фортепианной техники, на один пианистический приём, реже — на два вида — стимулирует у ученика способность довольно быстро и успешно овладеть этим видом техники.
Одно из произведений классических композиторов должно быть изучено и исполнено наизусть. Обучение игре на музыкальных инструментах, безусловно, требует в первую очередь формирования навыков искусной игры. Интерпретация в соответствии с содержанием произведений, исполняемых в разных жанрах, - это задача, стоящая перед каждым исполнителем. Эффективные результаты в этом направлении, безусловно, будут зависеть от проводимой работы по воспитанию исполнительских навыков. Для этого рекомендуется использовать упражнения и этюды, которые помогут в дальнейшем сформулировать навык исполнения [3].
При работе над этюдами у студентов также совершенствуются волевые качества -стремление к преодолению технических трудностей, целеустремлённость. Если в начале такой работы студенты часто испытывают неуверенность в своих исполнительских способностях, а также порой некоторое разочарование, связанное с известным однообразием музыкального материала, то в дальнейшем, в процессе упорной и продуктивной работы, эти чувства сменяются радостью от приобретённых под руководством педагога навыков игры и совершенствующихся пианистических приёмов, «когда этюд начинает получаться и всё выходит», и студент чувствует в себе возможности изучать и исполнять более сложные высокохудожественные произведения, у него появляется профессиональный азарт и вера в свои силы и способности. Конечно, это происходит не сразу, а очень постепенно, у разных студентов неодинаково, что связано с разным уровнем их подготовки. Опытный и чуткий педагог должен здесь прийти на помощь студенту как в вопросах выбора соответствующего репертуара определённой степени трудности, выбора этюда на определённый вид техники, так и в методическом отношении. Когда советы педагога, показ и всевозможные указания — начиная от аппликатурных, артикуляционных, динамических, педализации, и заканчивая способами разучивания этюдов и их фрагментов или разделов, работы над ровностью звучания, в конечном итоге приводят к положительным, продуктивным результатам, показывают студенту направления, в которых он должен работать, идеал, к которому нужно стремиться. Требования, предъявляемые к студентам при исполнении инструктивных этюдов,
36
прежде всего состоят в ровности звучания во времени и в динамической ровности, когда при интонировании пассажей исполнитель ощущает ладовые тяготения от неустойчивых звуков к устойчивым, применяя при этом crescendoи diminuendo. Характер и фактура данного этюда также могут подсказать выбор окраски звука, его тембра и связанную с этим артикуляцию - legato, nonlegato, staccato, portamento, и так далее.
Предъявляются требования также и к знанию темпа этюда, указанного в авторском обозначении, который всегда связан с ощущением ритмической пульсации и энергии движения. Начинать разучивать этюды целесообразно в медленном темпе, в котором руки успевают приспособиться к фактуре, к мелодическому рисунку пассажей, ощутить все «интонационные изгибы», почувствовать и «запомнить» разнообразные движения. Только после этого можно постепенно переходить к более подвижному темпу, в котором полезно учить этюд небольшими отрывками. В дальнейшем следует увеличивать продолжительность отрывков и темп. В быстром темпе необходимо играть иначе, чем в медленном, «ближе» к клавиатуре, более «лёгкими» пальцами -тогда руки меньше устают и сохраняется точность движений. Особое внимание следует также уделить своевременной смене позиций рук в пассажах.
Список литературы
1. Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой, РАМ им. Гнесиных. Изд. Фигаро-центр. М., 1996.
2. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., 1961.
3. Хакимова Ф.А. Некоторые аспекты обучения студентов инструментальному исполнительству. / Some aspects of teaching students instrumental Performance». «Проблемы современной науки и образования». № 5 (150), 2020.
THE QUALITY OF TRAINING SERVICE AND LEARNER SATISFACTION AT NON-PUBLIC UNIVERSITIES Kieu Lan Huong
Kieu Lan Huong - Postgraduate, DEPARTMENT OF INTERNATIONAL BUSINESS, FACULTY OF BUSINESS ADMINISTRATION, HO CHI MINH CITY UNIVERSITY OF TECHNOLOGY (HUTECH), HO CHI MINH, SOCIALIST REPUBLIC OF VIETNAM
Abstract: in the past, education was considered a non-commercial and non-profit training activity. However, under the influence of external factors and especially the impact of the market economy, education has been considered as an "educational service" in which customers (students and parents) can invest and choose a service provider (universities) that they think is the most suitable. Universities need to focus on service quality and improve learner satisfaction to survive and develop. They will be able to make timely adjustments to enhance the quality of training based on learner satisfaction. This article develops a model of the factors affecting the quality of training service and their impact on student satisfaction and studies some cases of private universities.
Keywords: service quality, quality of training, higher education, satisfaction, learner satisfaction, education in Vietnam.
DOI: 10.24411/2410-2881-2021 -10401