Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панова Валентина Спартаковна

В статье рассматриваются вопросы организации волонтерской деятельности как средства повышения уровня социальной активности студенческой молодежи. Представлен опыт решения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE LEVEL OF SOCIAL ACTIVITY OF STUDENTS THROUGH VOLUNTEER ACTIVITIES

The article considers the issues of organization of volunteer activities as a means of improving the level of social activity of the youth. Experience in decision of this problems is the content of this article.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

наполненности. В настоящее время на кафедре разработана методика формирования естественнонаучного мировоззрения студентов при изучении курса КСЕ, включающая цели, содержание, дидактические средства, новые педагогические технологии обучения, систематический контроль усвоения пройденного материала методом тестирования.

Новыми педагогическими технологиями, внедряемыми в настоящее время в процесс преподавания курса КСЕ на кафедре, являются метод проектов [3, С. 31-34] и работа в малых группах [2, С. 109-112]. Эти технологии относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которых является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления. Эти подходы рассматриваются в мировой педагогической практике как альтернативные традиционному подходу, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении. При этом речь идет о смене приоритетов с усвоения готовых знаний в ходе аудиторных занятий на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого учащегося с учетом его особенностей и возможностей. Идея методов состоит в том, чтобы стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность и работу в малых группах, предусматривающих решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Метод проектов и работа в малых группах способствуют развитию познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Это способствует формированию естественнонаучного мировоззрения как системы обобщающих представлений и понятий о действительности, о современной научной картине мира, базирующейся на парадигмальных принципах, необходимых индивиду для

повседневной ориентации, служащих способом осознания человеком своего отношения к окружающей действительности, цели и смысла своей жизнедеятельности. Метод проектов и работа в малых группах всегда предполагают решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей естествознания. Это способствует формированию интеллекта как целеустремленной системы в сфере мысли рефлексирующей личности, направленной на формирование естественнонаучного мировоззрения студентов.

Формирование естественнонаучного мировоззрения у студентов гуманитарных и экономических направлений подготовки - важная и актуальная задача на современном этапе развития общества, которая может успешно реализовываться при изучении курса КСЕ с внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий, соответствующих современным требованиям к качеству содержания образования, формированию высокоразвитой личности.

Список литературы

1. Базаева Г.М. Формирование естественнонаучного мировоззрения у студентов гуманитарных факультетов вузов: автореф. дис. канд. пед. наук / Г.М. Базаева. - М., 2009, - 24 с.

2. Паули И.А., Никитина Е.И. Работа в малых группах -эффективный метод обучения дисциплине «Концепции современного естествознания» // Матер. Междун. науч.-практ. конф. «Теоретические и прикладные аспекты современной науки», Белгород, 31 марта 2015 г. - Белгород: ИП Петрова М.Г., 2015. - Часть V. - С. 109-112.

3. Паули И.А., Федоровская Л.А., Никитина Е.И. Метод проектов в научно-исследовательской работе студентов // Матер. VI городского межвузовского семинара «Современные педагогические технологии в высшей школе», Новосибирск, 17 мая 2012 г. - Новосибирск: Новосиб. гос. аграр. ун-т, 2012. - С. 3134.

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

ПОСРЕДСТВОМ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Панова Валентина Спартаковна

преподаватель, ОГБОУ СПО «Иркутский базовый медицинский колледж», г. Иркутск

INCREASING THE LEVEL OF SOCIAL ACTIVITY OF STUDENTS THROUGH VOLUNTEER ACTIVITIES

C. S. Panova, Regional State budgetary educational institution of secondary professional education "Irkutsk basic medical College", educator, Irkutsk АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы организации волонтерской деятельности как средства повышения уровня социальной активности студенческой молодежи. Представлен опыт решения данной проблемы. ABSTRACT

The article considers the issues of organization of volunteer activities as a means of improving the level of social activity of the youth. Experience in decision of this problems is the content of this article. Ключевые слова: волонтерство, социальная активность. Keywords: volunteering, social activities.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года важнейшим фактором устойчивого раз-

вития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений является эффективная государственная молодежная поли-

тика, одна из основных целей которой - вовлечение молодежи в социальную практику путем развития добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи.

Деятельность волонтеров из числа детей и молодежи по профилактике социальных болезней общества в силу социомобильности данной общественной группы, способной своим личным примером ориентировать остальную часть молодежного населения на здоровый образ жизни, может существенно изменить ситуацию в сторону снижения девиаций в детско-молодежной среде, повышения социальной активности молодежи, а также улучшения здоровья нации в целом.

Волонтерство - это реализация тех личностных качеств, которые зачастую остаются нераскрытыми в повседневной жизни. Студент, включаясь в систему различных видов деятельности, не только совершенствует их, но и совершенствует себя. Волонтерская деятельность при этом не является исключением. При взаимодействии студенческой молодежи с окружающим миром всегда имеет место психологический эффект, выражающийся в изменении личностных особенностей, мотивационно-потреб-ностной и когнитивной сферы, включая ценностные ориентации, интересы и черты характера и др.

Анализ литературы по проблеме исследования позволил сформулировать понятие «социальная активность студенческой молодежи», представленное как ин-тегративное качество личности, соединяющее в себе целостную систему социальных знаний, оценочных суждений и переживаний, мировоззренческих установок, поступков, ориентированных на проявление самостоятельности и инициативы; направленное на взаимодействие с социальной средой и ее преобразование через различные виды деятельности; проявляющееся в гуманистических, деловых и гражданских качествах личности, в результате чего был сделан вывод, что участие в межличностных контактах различных социальных ситуаций способствует развитию таких личностных качеств студенческой молодежи, как уверенность в себе, общительность, бесконфликтность, эмпатия, толерантность.

_Главные причины проявления с

Волонтерская деятельность студентов может рассматриваться как один из путей профессионального становления, оказывающий влияние не только на их социализацию, развитие личностных качеств, но и на формирование профессиональных компетенций будущих специалистов.

Исследование уровня социальной активности студенческой молодежи проводилось на базе Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Иркутский базовый медицинский колледж» с 05.09.14г. по 28.12.14г. В исследовании принимали участие студенты колледжа в количестве 110 человек. Анкетирование студентов колледжа с целью выявления у них уровня социальной активности с помощью анкеты Л.И. Родиной и О.В. Мичиной позволило сформулировать следующие выводы.

Ранжирование по 10-балльной шкале причин, побуждающих быть социально активными, показало, что причины, побуждающие студентов быть социально активными, носят индивидуализированный характер, что свидетельствует о присутствии среди опрошенных студентов с инертным уровнем социальной активности, для которых характерно наличие мотивов самоопределения и самосовершенствования (66 %), студентов с репродуктиным (средним) уровнем активности.

При этом отметим, что 49 %респондентов говорят о том, что студентов к социальной активности побуждают как преподаватели, так и сокурсники, что, в свою очередь, позволяет нам отнести данных опрошенных к студентам с репродуктивным уровнем социальной активности, которые не умеют самостоятельно планировать, организовывать и выполнять работу; безынициативны, равнодушны к делам коллектива или группы; характеризуются эгоистическими наклонностями и безразличным отношением к окружающей действительности.

Таблица 1

й активности студентов_

№ п/п Анализ ответов на вопрос: «Что побуждает Вас быть социально активным студентом?» %

1 Это повышает мой общекультурный уровень 69

2 Это мне необходимо для самосовершенствования 66

3 Это поможет мне в будущей профессиональной деятельности 65

4 Творческой 64

5 Это доставляет мне удовольствие 64

6 Возможность морального поощрения 63

7 Это помогает приобрести авторитет среди преподавателей и сокурсников 63

8 Спортивной 61

9 Это учит решать задачи, которые ставит жизнь 61

10 Общественной 58

11 Это стиль моей жизни 57

12 Участие в коллективных делах 57

13 Возможность материального поощрения 50

14 Программной 50

15 Преподаватели и сокурсники побуждают меня к этому 49

16 Политической 43

Далее участники эксперимента оценивали по 10-балльной шкале причины, побуждающие студентов не быть социально активными (рисунок 1).

Студенты, отнесшие себя к социально активным студентам (36 %) распределили причины, показанные на рисунке 1.

Анализ результатов позволил сделать следующие выводы: главные причины - это «Лень» (83%), «Преподаватели не понимают проявления социальной активности

студента в воспитательной работе» (69%), «Отсутствуют формы внеучебной деятельности, вызывающие интерес у студента» (64%).

Лень Преподаватели не понимают Отсутствуют формы

проявления социальной внеучебной деятельности, активности студента в вызывающие интерес у воспитательной работе студента

Рис.1. Оценка причин не проявления социальной активности студентов

При ответе на вопрос: «Какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать социально активный студент?», мнения студентов распределились следующим образом:

- коллективизм (среднее значение - 84%),

- лидерские качества (среднее значение - 82%),

- организаторские умения (среднее значение - 82%),

- готовность помочь другим (среднее значение

- 81%), коммуникабельность (среднее значение

- 80%).

Следует отметить, что респонденты отметили качества, характерные для студентов с продуктивным (высоким) уровнем социальной активности, которые проявляют творчество и инициативу в деятельности, что связано с желанием сделать что-либо полезное для других людей, овладеть различными способами применения своих знаний и умений, способны принимать самостоятельные решения в ходе работы; самокритичны, требовательны к себе и другим.

Именно поэтому мы считаем, что развитию продуктивного уровня социальной активности у студентов будет способствовать программная деятельность. Участие в программировании ставит людей в позицию «хозяина жизни», когда человек не как исполнитель, а как творец, разрабатывает для себя и других новые условия жизни. Согласно известной философской формуле «изменяя обстоятельства, человек изменяет самого себя», т.е. без внешнего принуждения преобразовывает себя.

Несмотря на опыт внедрения различных форм внеучебной деятельности по развитию социальной активности студенческой молодёжи в колледже - 71% студент, принявший участие в опросе, готов принимать участие в социально ориентированной деятельности.

Экспериментальное исследование было направлено на изучение уровня социальной активности студенческой молодежи.

Полученные данные показывают, что у студентов преобладают инертный (низкий) - 70% и репродуктивный (средний) - 26% уровни социальной активности. Можно отметить лишь незначительное проявление активности у небольшой группы студентов (продуктивный уровень) -4%.

Это позволяет сделать заключение о том, что опрошенные студенты в деятельности проявляют, в основном, активность воспроизведения, их самостоятельность в деятельности невысока, они дисциплинированны, исполнительны, однако не инициативны. Опрошенные осознают собственное участие в общественно-значимой деятельности как способ включения в жизнь учебного заведения. У большинства студентов наблюдается выраженная направленность «на себя», они индивидуалисты, деятельность которых направлена на получение каких-либо привилегий для себя лично.

Тем самым подтверждается наше предположение о том, что необходима программа организации волонтерской деятельности студенческой молодежи, направленная на повышение уровня социальной активности.

Организация добровольческой деятельности - это актуальный вопрос развития социального служения в местных сообществах Российской Федерации, важный фактор становления и развития гражданского общества.

Волонтерское движение представляет собой добровольную консолидированную социально-полезную деятельность самоуправляемых открытых объединений детей и молодежи.

Волонтерство способствует изменению мировоззрения самих людей и тех, кто рядом, и приносит пользу, как государству, так и самим волонтерам, которые посредством добровольческой деятельности развивают свои умения и навыки, удовлетворяют потребность в об-

щении, осознают свою полезность и нужность и развивают в себе личные качества, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности.

Добровольцы всего мира предлагают свою помощь в решении самых насущных проблем современного общества, которые не признают границ: от профилактики распространения наркомании, ВИЧ/СПИДа до предотвращения разжигания межнациональных войн.

Ежедневно миллионная армия добровольцев своей деятельностью подтверждает, что люди в состоянии изменить мир к лучшему. В данной программе было реализовано одно из направлений волонтерской добровольческой деятельности - волонтерское профилактическое движение.

Программа, направленная на повышение уровня социальной активности студенческой молодежи посредством волонтерской деятельности была реализована поэтапно:

1. Подготовительный этап. Мониторинг текущего состояния волонтерской деятельности по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде на территории колледжа, оценка качественного и количественного состава волонтерского профилактического движения, определение перспектив деятельности на год. Разработка программно-методического обеспечения деятельности волонтерских профилактических отрядов (изготовление наглядных информационно-просветительских материалов, агитационно-пропагандистской продукции по профилактике употребления психоактивных веществ и других асоциальных явлений, разработка сценариев профилактических мероприятий, тематическая аудио- и видеопродукция и др.).

2. Основной этап - проведение основных мероприятий программы (согласно разработанному плану областных мероприятий и утвержденным планам мероприятий).

3. Оценка эффективности программы.

В ходе реализации данной программы были проведены следующие мероприятия:

- Участие волонтеров в проведении мотивационной работы с учащимися (студентами), направленной на минимизацию отказов от процедуры тестирования.

- Участие в обучающем семинаре для членов актива волонтерского профилактического движения и специалистов, курирующих волонтерскую профилактическую деятельность.

- Участие волонтеров в студенческих научно-практических конференциях по проблемам, связанным с зависимостями от ПАВ в детской и молодежной среде, и путям их предупреждения.

- Проведение массовой областной профилактической акции, приуроченной к Всемирному дню борьбы со СПИДом.

- Проведение массовых промоакций, приуроченных к Международному Дню Добровольцев и направленных на пропаганду волонтерского движения

- Акция «Здоровые каникулы».

- Акция «Здоровый защитник - опора России».

- Акция «Здоровая мама - здоровое поколение».

- Участие волонтеров в ежегодной Всероссийской олимпиаде научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности.

- Участие волонтеров в проведении акции «Тропинки здоровья».

- Проведение волонтерами профилактических мероприятий в рамках реализации программа профилактической работы с детьми и подростками в период летней оздоровительной кампании «Лето -пора находок, а не потерь!» и др.

В результате реализации программы была сформирована эффективная система организации волонтерского профилактического движения на территории колледжа, объединенного общей идеей, программой и подходами к ее реализации, создан эффективный механизм профилактики употребления психоактивных веществ среди студенческой молодежи в колледже, повышена социальная активность студенческой молодежи путем вовлечения в молодежное волонтерское профилактическое движение.

Проведенное исследование доказало, что участие в волонтерской деятельности является важным компонентом успешного социального развития, способным оказать содействие в решении актуальных социально-экономических проблем государства и повысить качество жизни людей.

В ходе анализа волонтерской деятельности в медицинском колледже выяснилось, что для успешного развития волонтерства среди студенческой молодежи необходимо преодолеть ряд трудностей, а именно: популяризировать этот вид деятельности, координировать волонтерское движение, привлекать учащуюся молодежь к активному участию в социально-значимых проектах волонтерской деятельности.

Литература

1. Ачещенок СВ. Социальное добровольчество в России: состояние и перспективы развития // Ценностный мир современной молодежи. - М.: Социум, 1994.-С.151-153.

2. Барова В.В. Добровольцы в социальных учреждениях. - Тюмень.: БФРГТ.2001.

3. Бубнова И.С. Особенности Я-образа у подростков и его формирование в условиях семейного воспитания: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07/ И.С.Бубнова [Место защиты: Иркут. пед. ин-т].- Иркутск, 2004.- 157 с.

4. Бубнова И.С., Арганова А.Н. Школьная медиация как технология разрешения конфликтов в подростковой среде// Психология в экономике и управлении, 2013. - №2. С.90-93

5. Бубнова И.С., Терещенко А.Г. Проблема виктим-ного поведения подростков и его социально-педагогическая профилактика//Психология в экономике и управлении. 2014. №1.С.89-93

6. Вовлечение граждан в решение местных проблем: описание модели, апробированной в городе Калуга. - М.: НППГИ "фокус", 2000.

7. Волонтер и общество. Волонтер и власть: Научно-практический сборник/ Сост. СВ. Тетерский; под ред. Л.Е. Никитиной. - ML: "ACADEMIA", 2000.

8. Рерке В.И., Бубнова И.С. К вопросу о жизнестойкости в структуре личностных ресурсов лиц с наркозависимым поведением //Вестник ВосточноСибирской государственной академии образования. 2012. № 17. С. 70-74.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.