Научная статья на тему 'Участие в волонтерском движении -как условие социально-профессионального становления студента в вузе'

Участие в волонтерском движении -как условие социально-профессионального становления студента в вузе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1125
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие в волонтерском движении -как условие социально-профессионального становления студента в вузе»



УЧАСТИЕ В ВОЛОНТЕРСКОМ ДВИЖЕНИИ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТА

В ВУЗЕ

Э.Д. Ахметгалеев, доцент, декан социально-экономического факультета Академии социального образования (КСЮИ), г. Казань

Ключевые слова: волонтерское движение, благотворительные акции, милосердие.

Современная Россия находится на переходе к становлению нового качества общественной системы, определяемого функционированием и взаимодействием таких подсистем, как правовое государство, рыночная экономика и гражданское общество. Особенно активно в последние годы идут дискуссии по поводу становления гражданского общества в России: нет однозначных теоретических представлений по поводу его развития и формирования, каковы движущие силы и каково место в этом процессе молодого человека, вступающего в самостоятельную жизнь?

Между тем обращение к международному опыту становления гражданского общества знакомит нас с таким ярким феноменом, как добровольчество, «волонтерство». Наиболее существенными качествами добровольческого труда, которые проявляются во всем мире, являются следующие: добровольцы работают не ради денег; они это делают по своей доброй воле без принуждения; этот труд должен приносить пользу обществу.

Американский университет им. Дж. Хопкинса в конце 90-х гг. ХХ века провел исследование в 22-х странах, которое показало, что суммарное количество времени труда волонтеров эквивалентно труду 10,5 миллиона

человек, работающих полный рабочий день. Число волонтеров только в 36 странах мира, по подсчетам того же университета,— свыше 130 миллионов человек.

Труд добровольцев давно получил высокую оценку ООН в силу своего мощного ресурсного потенциала, тема добровольчества за последнее десятилетие неоднократно рассматривалась Генеральной Ассамблеей ООН. Американский ученый Лестер М. Са-ламон говорит даже о современной «глобальной ассоциативной революции», характеризующейся выплеском общественной активности — организованной добровольческой деятельности граждан — структурированной деятельности в рамках гражданского общества.

В современной России добровольчество пока не стало нормой повседневной жизни. Тем не менее, как показывают наши исследования и анализ специальной литературы, эти процессы набирают силу, становясь новым трендом современной российской реальности, что требует его адекватной теоретической оценки со стороны педагогической науки.

Еще пятнадцать лет назад, когда общественный сектор в России находился на стадии становления, несмотря на богатую историю российской

благотворительности и общественного участия в советский период, понятие «добровольчество» только начинало входить в наш лексикон. Независимо от формы — уход за нуждающимися людьми, взаимопомощь, оказание услуг, прямая благотворительность или организация общественных кампаний — добровольчество выражает стремление людей помочь ближнему и добровольно трудиться на благо общества.

В современных российских гуманитарных науках этот феномен изучается мало и односторонне, чаще связываясь с социальной помощью и благотворительностью. Отсутствие социально-педагогической концепции добровольческого труда, волонтерства затрудняет выработку стратегии консолидации субъектов в построении гражданского общества, формировании его взаимодействий с государством и социальными институтами общества.

Мы встречали немногочисленные публикации, где ряд ученых анализирует влияние волонтерства на внутренний мир и ценности человека-гражданина. Однако широкий пласт социальной активности, самоорганизации людей для решения проблем сообщества практически не рассматривается российскими исследователями. Недостаточно, на наш взгляд, исследован и конструктивный зарубежный опыт развития волонтерского движения, в то время как изучение опыта решения данных проблем в других странах позволяет составить более осмысленное и адекватное представление об отечественной системе.

28

Современная социальная ситуация в России требует активного привлечения к участию в волонтерском движении учащейся молодежи. У во-лонтерства очень много своих «плюсов» для подрастающего поколения. Волонтеры — не только альтруисты, они работают ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов. Часто волонтерская деятельность — это прямой путь к оплачиваемой работе, возможность всегда проявить и зарекомендовать себя.

Волонтерство позволяет человеку, «не ломая» свою жизнь, дополнить ее очень значимой частью — реализовать чувство личной гражданской ответственности за происходящее. Волон-терство для молодого человека — это возможность набрать социальный опыт, получить рекомендации для дальнейшего продвижения и карьерного роста.

Волонтерское движение представляется нам одной из наиболее прогрессивных форм проявления студенческой активности. Являясь уникальным социально-педагогическим феноменом, оно не может остаться без внимания отечественных педагогов: будучи формой оказания помощи нуждающимся в ней, волонтерское движение является мощным фактором воздействия на социально-профессиональное становление личности студента. Ведь за годы реформ в студенческой среде накопилось не только недовольство действительностью, но и немалый потенциал социальной творческой активности, и наблюдается растущее стремление к активному участию в жизни общества, во всяком случае,

у части молодежи (при растущем же инфантилизме другой ее части). Молодые люди осознают необходимость «сеять разумное, доброе, вечное», но не верят в собственные силы изменить что-либо. Или ждут, пока их позовут — сажать деревья, ремонтировать ступеньки, устроить праздник, помочь соседу по дому. Всем им хочется задать один короткий вопрос: «Кого же вы ждете?» А что, если действительно начать сегодня?

В данной статье мы хотим представить опыт развития волонтерского движения в вузе как целенаправленной и специализированной деятельности по социально-профессиональному становлению и удовлетворению разнообразных потребностей личности студента на примере организации волонтерского движения в Академии социального образования (КСЮИ).

Приведем некоторые ответы студентов на наш вопрос: «Почему ты до сих пор не волонтер?»

«Оно мне нужно?»

«Денег своих у меня нет, а просить у родителей, чтобы отдать их несчастному бомжу, глупо».

«В нашей жизни бесплатно не работают».

«Не знаю, куда обратиться, чтобы им стать, наконец».

«Иногда задумываюсь: смогу ли я быть действительно полезной? Ведь часто я сама себе помочь не в состоянии».

«Помогаю разным людям и буду помогать, но волонтером быть не хочу».

«Я бы стал волонтером при одном условии: сначала помогите мне так, чтобы денег и на других хватило».

«Только и будешь, что другим помогать. На себя времени не останется».

«Я не волонтер, потому что жизнь такая».

«Чтобы стать волонтером, нужны определенные навыки, умение общаться с людьми. Меня собственные родители не слышат и не воспринимают, что уж говорить о чужих людях».

«Самому нужна помощь».

«Вот вырасту, устроюсь на работу, накоплю денег и сразу начну помогать».

«Идея мне нравится, но какая-то она трудновыполнимая»...

Мотивы для вступления в ряды добровольцев у студентов и преподавателей самые разные: убеждения нравственного и религиозного характера; потребность в общении, активности, реализации своих способностей, общественном и государственном признании; желание приобрести новую работу или профессию. На основе исследований, проведенных в АСО (КСЮИ), Казанском социально-юридическом колледже, На-бережночелнинском педагогическом колледже и других учебных заведениях Республики Татарстан, было выделено шесть причин, которые объясняют, почему молодые люди добровольно оказывают помощь, ухаживая, например, за инвалидами, одинокими престарелыми или больными людьми:

1. Потребность в знаниях: желание лучше понимать людей или чему-то научиться;

2. Карьера: расширить перспективы получения работы, благодаря полученному опыту и связям;

3. Социальная приспособляемость: стать частью какой-нибудь группы и добиться одобрения;

4. Защита своего Я: уменьшение чувства вины или избавление от личных проблем;

5. Потребность в уважении: укрепление чувства собственного достоинства и уверенности в себе;

6. Выражение ценностей: действие в соответствии с общечеловеческими ценностями и забота о других.

Организуется волонтерское движение в вузах через клубы социальной направленности, волонтерские проекты и программы, а также молодежные общественные кампании, завоевывающие все большую популярность. Обычно кампанию в учебном заведении «запускают» для решения или привлечения всеобщего внимания к социально-профессиональной проблеме, требующей немедленного действия, массовой поддержки и затрагивающей интересы студентов и преподавателей. Чаще всего инициируют кампанию студенческие объединения в содружестве с бизнес-сектором, администрацией учебного заведения или СМИ. Яркие, оригинальные акции действительно могут «расшевелить студентов», заставить их задуматься, например, кампания в поддержку государственных национальных заповедников, или озеленения территории родного учебного заведения, или марши «глобалистов».

Одновременно хотелось бы отметить, что не все акции волонтерского движения вызывают однозначное одобрение у российских граждан и международных экспертов, прежде всего потому, что волонтерское дви-

30

жение не должно подменять профессиональную деятельность, например, экологов, социальных работников или работников жилищно-хозяйственных служб, а должно иметь свою «нишу» для деятельности.

В настоящее время социальное становление личности для ее служения обществу признано одним из наиболее актуальных, доминирующих идей воспитания. В то же время активная деятельностная природа личности студента, его стремление к участию в общественной жизни во всех ее многообразных проявлениях вступает в противоречие с недостатком опыта, знаний, умений и навыков для действенного участия в жизненном процессе, его природной и социально-пространственной незрелостью. Волонтерское движение, которое позволяет молодому поколению реализовать свои устремления через помощь слабым, поддержку прогрессивных начинаний и проектов в области здравоохранения, экологии, профилактики правонарушений и т.д., призвано разрешить это противоречие.

Социально-экономическая ситуация в России (последствия мирового экономического кризиса, неблагополучие многих семей, высокий уровень безработицы, ухудшение состояния здоровья молодежи, рост в молодежной среде наркомании, алкоголизма, межнациональной напряженности), неспособность государственных органов на данном этапе разрешить разом все эти проблемы делает актуальным движение волонтеров и с точки зрения его очевидной полезности для общества. Именно волонтерское движение

может помочь «закрыть» образовавшиеся ниши в работе с трудными подростками, пенсионерами, гражданами, нуждающимися в социальной опеке и т.д., стать той реальной действующей незаформализованной общественной структурой, которой не хватает в сложившейся на сегодня социально-воспитательной системе.

В Республике Татарстан существуют множество организаций, занимающихся волонтерской деятельностью. Согласно материалам Министерства по делам молодежи, спорту и туризму, в настоящее время в республике Татарстан насчитывается около 420 молодежных, волонтерских отрядов, которые проявили свое стремление и готовность оказать поддержку тем, кто в этом нуждается. Каждый из них направляет свои силы на решение проблем определенных социальных групп, тех, кто оказался слабо защищен в условиях резко меняющейся жизни. Работая в любом направлении, добровольцы могут улучшать жизнь вокруг себя. Но зачастую получается так, что каждая из этих организаций действует раздельно, самостоятельно от других.

Добровольческое движение как вид общественного движения в г.Казани сформировалось в 2007 году в связи с объявлением этого года годом благотворительности в РТ. Для дальнейшего развития добровольческой деятельности и более эффективной работы стало необходимым объединение малых волонтерских групп для совместной работы. До этого времени в структуре многопрофильных общественных организаций вузов (Казанский государственный медицинский

университет, Академия социального образования (КСЮИ), Казанский филиал Российской академии правосудия и другие) существовали лишь отдельные волонтерские группы (отряды). 17 апреля 2007 года состоялся первый «круглый стол», на котором представители волонтерских групп высших и средних учебных заведений докладывали о проделанной работе, а также обсуждали возможные перспективы развития волонтерской деятельности в г. Казани. Понимая значимость и актуальность данного вопроса, в мае 2007 года Центр профилактики алкогольной и наркотической зависимостей «Выбор» при поддержке Комитета по делам детей и молодежи г. Казани реализовал проект «Ресурсный центр для добровольцев в г.Казани» (РЦД).

В период с мая по ноябрь 2007 года волонтеры различных вузов города Казани при поддержке РЦД приняли участие во многих общегородских и республиканских акциях. На акции, посвященной Дню защиты детей, добровольцы города встречали группы воспитанников из различных социальных приютов и детских домов и проводили с ними веселые игры и викторины. Волонтерами был организован сбор средств на сумму 148 тыс. 595 рублей.

В 2008 году студентами-волонтерами было решено создать единый координационный орган, объединяющий волонтерские группы города Казани. В декабре 2007 года на базе лагеря «Байтик» при поддержке Комитета по делам детей и молодежи Исполнительного комитета г. Казани прошел первый Казанский слет волон-

теров. В организационный комитет вошли сами волонтеры. Они принимали активное участие в подготовке мероприятий слета: организация мастер-классов, деловых игр и тренингов. В программе слета было запланировано обучение волонтеров по теме «Работа с различными социальными категориями граждан», элементы тренинга, коммуникативные игры, упражнения на развитие организаторских качеств, утверждение плана работы на 2008 год. Казанский слет дал возможность получить новые знания, навыки и модели работы с различными категориями населения.

Именно Казанский слет послужил созданию Казанского совета волонтеров, и именно там был принят проект устава Казанского совета волонтеров, который был утвержден 4 апреля 2008 года. На сегодняшний день Казанский совет волонтеров (КСВ) является одной из крупных общественных организаций, осуществляющих координацию всех волонтерских групп города из всех высших и средних специальных учебных заведений, реализации социально значимых проектов.

В 2003 году в АСО (КСЮИ) было организовано молодежное волонтерское движение «Социальный дозор». Профиль деятельности отряда — проведение различных благотворительных акций в учреждениях социального обслуживания: в Реабилитационном центре для несовершеннолетних детей и подростков «Апрель», Городском социальном приюте для несовершеннолетних детей и подростков «Гаврош», Центре помощи семье и

детям «Притяжение» Московского района, социально-реабилитационном центре для детей и подростков с де-виантным поведением и т.д. При социально-реабилитационном центре для детей и подростков с девиантным поведением АСО (КСЮИ) создала попечительский совет.

Студентами всех курсов специальности «социальная работа» ежегодно в учреждениях социального обслуживания проводятся различные благотворительные акции, приуроченные к различным знаменательным датам. Волонтеры «Социального дозора» принимали участие во втором международном фестивале добровольчества «Планета важных дел» в Твери, в фестивале «Все различны, все равны» в Казани, в международном слете-обмене опытом, куда было привлечено пятьдесят активистов волонтерских организаций Татарстана, Московской области, Дании и Великобритании.

Таким образом, волонтерская деятельность молодежного волонтерского отряда «Социальный дозор» играет существенную роль в оказании помощи различным категориям населения и одновременно является важным фактором социально-профессионального становления студентов — будущих компетентных специалистов социальной сферы.

Есть мнение, что волонтерская деятельность как проявление милосердия будет существовать до тех пор, пока сохраняется потребность людей в той или иной помощи и ограниченность возможностей государства удовлетворять потребности своих граждан в со-

32

циальной поддержке. Россия сегодня не исключение в этом вопросе. Для нашей страны волонтерское движение может стать тем посылом, который объединит усилия различных людей и снизит социальную напряженность в обществе.

Литература:

1. Воронков С.Г., Иваненков С.П. Молодежь и перспективы развития молодежной политики.— М., 2006.

2. Гершунский Б. Гражданское общество в России.—М.: «Педагогическое общество России», 2001.

3. Информационно-методический сборник материалов по развитию волонтерского движения в Республике Татарстан / Сост. Синеглазова А.Г., Хабибуллина Н.А.— Казань, 2006.

4. Орлова О.В. Гражданское общество и личность: политико-правовые аспекты.— М.: Пресс, 2005.

5. Свиридов Р.А. Молодежное волонтерское движение как фактор социализации подрастающего поколения.—М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.