Научная статья на тему 'Повышение уровня продовольственной безопасности'

Повышение уровня продовольственной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
508
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВИЕ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ДОКТРИНА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / AGRICULTURAL POLICY / FOOD SAFETY / FOOD / AGRICULTURAL PRODUCTION / OCCUPATIONAL SAFETY DOCTRINE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минаев А. М.

В статье рассмотрены методологические основы продовольственной безопасности, определено место продовольственной безопасности в структуре экономической безопасности России. Исследовано понятие, продовольственной безопасности, и эволюция взглядов на понятие. Рассмотрена основная цель продовольственной безопасности, сформулировано авторское понятие продовольственной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING FOOD SECURITY LEVEL

The article describes the methodological basis of food security, defined the place of food security in the structure of Russia ’s economic security. Studied the concept of food security, and the evolution of views on the concept. Consider the basic goal of food security, the author formulated the concept of food security.

Текст научной работы на тему «Повышение уровня продовольственной безопасности»

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3. Ст. 93.

3. Федеральный законот 28 марта 2008 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» // Сборник законодательства РФ. № 4. 1998.

4. Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-Ф3 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» // Сборник законодательства РФ. № 3. 1997.

5. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» // Сборник законодательства РФ. № 6. 1996.

6. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» // URL: http://www.mcx.ru/ (дата обращения: 25.11.20014).

7. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Российская газета. 2009. № 88 (4912). С. 15.

8. Военная доктрина Российской Федерации // Российская газета. 30 декабря 2014.

9. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 3 февраля 2010. № 21. С. 17.

10. Хачатурян А.А. Совершенствование системы коллективной безопасности государств-участников СНГ как фактор укрепления военно-экономической безопасности России // Вестник университета (Государственный университет управления), 2008, Т. 1, № 22.

11. Арутюнян Ю.В. Советское крестьянство в годы Великой Отечественной войны. М., 1970.

12. Арутюнян Ю.В., Вылцан М.А. Историческая роль МТС и их реорганизация. М., 1958.

13. Большой экономический словарь. М., 2004. С. 953

14. Большая экономическая энциклопедия. М., 2007. С. 548.

15. Митрофанова А.В. Рабочий класс СССР в годы Великой Отечественной войны. М., 1971.

16. Попов Н.А. Экономика отраслей АПК. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002.

17. Советская экономика накануне и в период Великой Отечественной войны 1938-1945 гг. М., 1978.

18. Федоров В.Ф., Погорелов А.В., Кобызев О.Ю., Байбородин В.А. Проблемы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов // Военная мысль. № 7. 2003. С. 10.

УДК 338.439

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Минаев А.М., аспирант кафедры «Менеджмент и маркетинг» ЧОУ ВО «Московского университета им. С.Ю. Витте»,

e-mail: [email protected]

В статье рассмотрены методологические основы продовольственной безопасности, определено место продовольственной безопасности в структуре экономической безопасности России. Исследовано понятие, продовольственной безопасности, и эволюция взглядов на понятие. Рассмотрена основная цель продовольственной безопасности, сформулировано авторское понятие продовольственной безопасности.

Ключевые слова: аграрная политика, продовольственная безопасность, продовольствие, сельскохозяйственное производство, доктрина продовольственной безопасности.

IMPROVING FOOD SECURITY LEVEL

Minaev A., the post-graduate student, Management and marketing chair, Moscow Witte University, e-mail: [email protected]

The article describes the methodological basis of food security, defined the place of food security in the structure of Russia's economic security. Studied the concept offood security, and the evolution of views on the concept. Consider the basic goal offood security, the author formulated the concept of food security.

Keywords: agricultural policy, food safety, food, agricultural production, occupational safety doctrine.

Одной из ключевых задач аграрной политики государства является достаточное обеспечениепромышленности необходимым сельскохозяйственным сырьем, а населения продовольствием на основе развития отечественного агропромышленного производства. Продовольственное обеспечение включает в себя, как минимум, два смысла. Один из который связан потребительским обеспечением населения, второй же обуславливается важностью обеспечения продуктами питания низкооплачиваемых категорий трудящихся.

Экономическая литература трактует понятие «продовольственное обеспечение» в различных аспектах во взаимной связи с определениями «продовольственная безопасность», «обеспечение продовольственной безопасности», «продовольственная независимость».

Понятие «продовольственная безопасность» по мнению И.В. Старикова является слишком общим, поэтому предлагается применять термин «надежное продовольственное обеспечение». По нашему мнению понятие «продовольственной безопасности» в свете разных подходов к определению термина требует уточнения.

Продовольственная безопасность - относительно новый термин, пришедший из обихода Организации Объединенных Наций. Принято считать, что впервые термин сформулирован и закреплен в 1974 году, во "Всеобщей декларации о ликвидации голода и недоедания".

Данное понятие рассматривается применительно как к отдельному человеку и его семье, так и ко всему миру в целом.

Бурдуков П.Т., СаетгалиевР.З. отмечают, что под продовольственной безопасностью следует понимать состояние экономики, при котором гарантировано обеспечение доступности продовольствия для всех жителей и в любое время и в необходимом

для здоровой и активной жизни количестве. При этом продовольственная необеспеченность может носить хронический характер, когда потребление пищи постоянно в течение года оказывается недостаточным из-за невозможности приобретения (нехватка-денежных доходов) или производства необходимого количество продовольствия.[7, с. 12]

И. Л. Маценович в свою очередь определяет продовольственную безопасность как способность государства, гарантированную соответствующим ресурсным потенциалом, независимо от внешних и внутренних условий стабильно удовлетворять потребность населения страны в целом и каждого гражданина в отдельности продуктами питания и питьевой водой в объемах, ассортименте и качестве, достаточных для полноценного физического и социального развития личности, обеспечения здоровья и расширенного воспроизводства населения. [9, с.10]

В отличие от определения, сформулированного ООН в 1974 г., в даннойформулировке подчеркнута значимость продовольственной независимости, выражающейся в способности государства обеспечивать продовольственную безопасность за счет собственного ресурсного потенциала, а не за счет импорта продовольствия.

В.Г. Агаев проблему продовольственной безопасности рассматривает с позиции торговли, отмечая, что торговля - это ключевой элемент в достижении мировой продовольственной безопасности. Торговля является фактором, порождающим эффективное использование ресурсов и стимулирующим экономическое развитие, от которого во многом зависит уровень продовольственной безопасности. Торговля позволяет потреблению продуктов питания превысить их производство, помогает сократить колебания производства и потребления и частично снимает бремя хранения. Торговля имеет

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №4 2015 | 35

Таблица 1. Эволюция взглядов на понятие продовольственной безопасности

Пессимистический

Оптимистический

Законы природы обуславливают неизбежность растущего несоответствия между темпами роста населения и увеличения средств существования (Т. Мальтус, XVIII в.)

Огромныевозможности сельскохозяйственного производства увеличиваются с ростом

народонаселения (Дж. Андерсон, XVIII в.)

Экопессимистический подход, придерживающийся концепции

ограниченности несущей способности планеты Земля, составляющей 5 млрд. чел (XX в.).

Технооптимистический подход, придерживающийся концепции

неограниченного роста несущей способности планеты Земля на основе развития технического прогресса, достижений в биологии и агрохимии (XX

огромное влияние на доступ к продовольствию, т.к. имеет положительное воздействие на экономический рост, доходы и занятость населения. [1, с. 20]

В. И. Назаренко рассматривает продовольственную безопасность в национальном плане как «наличие переходящих запасов продовольствия, гарантирующих, вместе с необходимым объемом текущего производства, значительную степень устойчивости экономики и стабильность снабжения продовольствием».

А.И. Алтухов отмечает, что продовольственная безопасность должна характеризоваться с одной стороны степенью удовлетворения потребностей населения в продуктах питания, с другой - надежностью продовольственного обеспечения. В качестве базовых показателей продовольственной безопасности рассматривается «уровень производства и потребления основных видов продовольствия и элементов пищи на душу населения, степень их физической и экономической доступности и достаточности исходя из медицинских норм».

Продовольственная безопасность, по нашему мнению, имеет,прежде всего, национальный характер, в зависимости от наличия земли и природно-экономических условий. В России, в среде управленческих кадров федерального уровня существует мнение о том, что странам, не располагающим сравнительным преимуществом в сельском хозяйстве, и имеющим высокий уровень издержек в сельскохозяйственном производстве, лучше вкладывать деньги в сферы, имеющие это сравнительное преимущество. Из доходов, полученных от этой деятельности, страна сможет удовлетворить свои потребности в продовольствии за счет импорта. Этот подход, по-существу, реализуется в аграрной политике правительства страны.

Автор полагает, что заинтересованность в обеспечении собственной продовольственной безопасности является вполне закономерным желанием любого государства, при этом возникает потребность в специальных политических мерах по охране посевных площадей, внутреннего производства, сохранения значительного сообщества фермеров и децентрализации производства. Бюджетные расходы на реализацию этой политики будут напрямую зависеть от неприятия риска населением, способностью и желанием платить за это.

Продовольственная безопасность в качестве общественного блага может нуждаться в значительном уровне поддержки. Более того, т.к. это общественное благо является совместным продуктом сельскохозяйственного производства, вопросы продовольственной безопасности, вероятно, потребуют применения механизмов регулирования привязанных к производству.

Очевидная зависимость от импорта продовольствия влечет за собой ряд проблем: обеспеченность мирового рынка продовольственными товарами может стать нестабильной в короткие сроки, и даже сократиться в среднесрочном периоде; сельскохозяйственная торговля в целом весьма нестабильна, поскольку страны в настоящий период времени экспортируют довольно небольшую часть собственной сельскохозяйственной продукции, а основные виды сельскохозяйственной продукции вообще экспортируются только несколькими странами; если во времена нехватки продовольствия

экономически развитое государство начнет скупать продовольствие, это будет иметь негативные последствия для мирового рынка.

Обеспечение достаточного уровня резервов является необходимым условием удовлетворения срочных потребностей в продовольствии, но проблемы могут возникнуть в связи с краткосрочным характером ввиду потерь качества продовольствия за время хранения и его удорожания. Поэтому, абсолютно необходимо, способствовать росту собственного сельскохозяйственного производства, чтобы оно стало основным источником поступления продовольствия государства.

Также необходимо во всех деталях изучить вопрос, как политическая интервенция впишется в рамки международных соглашений и насколько разрешено ее использование, исходя из опыта реализации прошлых соглашений по сельскому хозяйству.

Обеспечение продовольственной безопасности может стать невозможным, если сельское хозяйство будет полностью подчинено рыночным механизмам. Поэтому продовольственную безопасность можно считать одним из аспектов многофункциональности сельского хозяйства, только в силу того, что на правительстве любого государства в мире лежит важная задача по поддержанию внутреннего сельскохозяйственногопроизводства».

В США бытует мнение, что продовольственная безопасность является совместным продуктом сельскохозяйственной торговли, а не сельскохозяйственного производства, потому что продовольственная безопасность подразумевает способность купить еду, а не только произвести ее.

С. А. Чернявская обоснованно утверждает, что страна никогда не будет в состоянии полностью обеспечить собственную продовольственную безопасность (например, Норвегия всегда вынуждена будет ввозить зерно, чтобы полностью удовлетворить внутренний спрос), его производительность может быть ограничена географическими или климатическими факторами. При этом естественные сравнительные преимущества означают, что страны могут приближаться или превышать уровни самообеспеченности по некоторым продуктам, но при этом испытывать дефицит по другим [15, с. 25].

В понимании сущности продовольственной безопасности исторически сложились два противоположных взгляда - пессимистический и оптимистический (табл.1.1.).

Бурный рост технического прогресса, эволюция технологий производства продовольствия, раскрытие резервов генной инженерии и использование ресурсов Мирового океана позволяют допустить, что оптимистический взгляд наиболее приближен к реальности.

Какова же действительная цель продовольственной безопасности и каково ее количественное измерение?

В Декларации прав человека ООН (1948 г.) в ст. 25 говорится: "Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независимым от него обстоятельствам".

Здесь право на пищу увязывается с поддержанием здоровья.

Таблица 2. Потребность населения в основных продуктах питания на душу, кг.

Рекомендуемая норма потребления

Зерно (хлеб и хлебопродукты) 105

Картофель 100

Овощи 150

Мясо (в убойной массе) 75

Молоко 305

Таблица 3. Объем внутреннего производства основных продуктов питания на душу населения, кг.

1990 г. 2000г. 2005 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Зерно 787 450 546 685 430 659 496

Картофель 231 233 200 219 150 229 231

Овощи 77 86 80 94 85 114 117

Мясо(в убойной массе) 68 30 34 47 49 53 55

Молоко 376 222 218 230 224 221 223

Соответственно, продовольственная безопасность должна обеспечиваться на таком уровне, при котором поддерживается здоровье. Отсюда вытекает необходимость увязки продовольственной безопасности человека с его здоровьем. Поэтому в определении продовольственной безопасности должно присутствовать понятие здоровья.Также необходимо отметить, что в мировом масштабе ФАО в течение длительного времени рассматривает, как основной показатель продовольственного обеспечения размер переходящих запасов зерна по сравнению с годовым потреблением. Порогом продовольственной безопасности принято считать уровень запасов зерна в размере 20% от его потребления

Рассматривая же количественные показатели продовольственной безопасности России необходимо учитывать разработанную в течение последних нескольких лет доктрину продовольственной безопасности, в которой отражены пороговые значения доли импорта на отечественном рынке. В доктрине отмечено, что Россия должна быть обеспечена собственным мясом на 85%. По заявлениям Министерства сельского хозяйства РФ, потенциал отечественного АПК уже в ближайшей перспективе позволит достичь указанного значения, однако на сегодняшний день доля импорта остается достаточно высокой.

Пороговые значения потребности населения в основных продуктах питания, приведены в Таблице 2, объем внутреннего производства на душу населения указан в таблице 3 .

Рассматривая приведенные данные, автор особо отмечает, что показатели далеки от обозначенных норм потребления. По данным Росстата, доля граждан, недополучающих набор необходимых продуктов, намного превышает долю граждан, которые потребляют избыточное количество продуктов питания.

Исследования отмечают особенное острую недостаточность в потреблении овощей, по предварительным данным их недоедает порядка 65% населения, касательно фруктов, недоедание отмечается у 37,5% граждан. Мяса и мясных продуктов недополучают около 34%, рыбы и рыбопродуктов недополучает порядка 20% населения, 50% населения употребляет молока меньше установленной нормы потребности на душу населения. Важно отметить наличие граждан, полностью исключивших некоторые продукты из своего рациона. Например, сыр не входит в продовольственную корзину 19,3% населения, яйца — 18,2 %, рыбу — 16,7%, сливочное масло — 15,1%, молоко — 10,9% .

Исходя из нормативных документов, изучения проблемы питания населения, его влияния на качество жизни, мы полагаем, что понятие продовольственной безопасности в России необходимо рассматривать, прежде всего, на федеральном уровне, как уровень состояния экономики страны и аграрного сектора, при котором гражданам страны обеспечивается гарантированный доступ к продуктам питания в количестве и качестве, требуемых для здорового физического и социального развития.

Литература:

1. Агаев В.Г. Организационно-экономический механизм обеспечения продовольственной безопасности. - М.: Изд-во МСХА, 2000.

2. Алексеев А.Н., Филатов В.В. Социально-экономическая сущность агропродовольственного рынка// В мире научных открытий. 2011. Т. 15. № 3. С. 287-291.

3. Алексеев А.Н. Повышение конкурентной устойчивости агропродовольственной сферы северных регионов России// Транспортное дело России. 2011. № 6. С. 122-124.

4. Алексеев А.Н. Организационный механизм управления агропродовольственным рынком районов Крайнего Севера // Перспективы науки. 2010. № 11. С. 88-89.

5. Алексеев А.Н. Факторы, влияющие на развитие агропро-довольственного рынка районов Крайнего Севера // Перспективы науки. 2011. № 17. С. 115-117.

6. Алтухов А.И. Мировые тенденции в продовольственном обеспечении населения // АПК: экономика, управление. - 2009. - № 9. - С.10 - 18.

7. Балабанов В.С. Продовольственная безопасность (международные и внутренние аспекты) // В.С. Балабанов, Е.Н. Борисенко; Рос.акад.предпринимательства. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002. - 544 с.

8. Бурдуков П.Т., Саетгалиев Р.З. Россия в системе глобальной продовольственной безопасности. М.,1999

9. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mcx.ru/ documents/document/show/14857.19.htm (дата обращения 03.08.2015).

10. Маценович И.Л., Ходачек А.М. Продовольственная безопасность и продовольственная политика. - Спб.: ИВЭСЭП, Знание, 2004. - 136 с.

11. Перспективы реформирования аграрной политики России. -М.: Институт экономики переходного периода, 2004. - 113 с.

12. Рагулина Ю.В., Лебедев Н.А. Отдельные направления эволюции инновационных процессов промышленности макрорегионов // Глобальный научный потенциал. 2014. № 9 (42). С. 70-74.

13. Рагулина Ю. Предпосылки формирования теории и практики управления знаниями // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2009. № 2. С. 195-202.

14. Рагулина Ю.В., Петрова Ю.И., Ведзижев М.Б. Проблемы совершенствования механизма открытости деятельности органов исполнительной власти // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2013. № 4. С. 206-210.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Стариков И.В. Проблемы продовольственной безопасности в современной России // Круглый стол по вопросам продовольственной и аграрной политики. - М.: май-июнь 1996, № 1. - С. 22.

16. Чернявская С.А. Социально-экономические аспекты обеспечения продовольственной безопасности (по материалам Краснодарского края):Дис... канд.экон.наук: 08.00.05. - Краснодар, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.