Научная статья на тему 'Повышение уровня личной безопасности юных боксеров 10-12 лет в тренировочном процессе'

Повышение уровня личной безопасности юных боксеров 10-12 лет в тренировочном процессе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
62
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / БОКСЕРЫ / МЕТОД / ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ / УРОВЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ / КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ / TRAINING PROCESS / BOXING TECHNIQUE / PERSONAL SAFETY / PERSONAL QUALITIES / PHYSICAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чуринов Андрей Александрович

В статье рассматривается повышение уровня личной безопасности юных боксеров в тренировочном процессе. Уровень развития личностных (волевых) и физических качеств. Рассматривается способность юного боксера сохранять личную и социальную безопасность в повседневной жизни. Как тренировочный процесс влияет на формирование личного и социального опыта у детей 10-12 лет. Определяется уровень развития личностных качеств и уровень роста личной безопасности с использованием теста ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increasing the level of personal safety of the young boxers is 10-12 years in the training process

The article deals with increasing the level of personal safety of young boxers in the training process. The level of development of personal (volitional) and physical qualities. The ability of a young boxer to maintain personal and social security in everyday life is considered. How the training process affects the formation of personal and social experience in children 10-12 years. The level of development of personal qualities and the level of growth of personal safety is determined using the spielberger-Hanin situational anxiety test.

Текст научной работы на тему «Повышение уровня личной безопасности юных боксеров 10-12 лет в тренировочном процессе»

НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ • № 10 (38) • 2019

педагогические НАУКИ

УДК 379.85

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЮНЫХ БОКСЕРОВ 10-12 ЛЕТ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ

Чуринов Андрей Александрович;

Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск, РФ

В статье рассматривается повышение уровня личной безопасности юных боксеров в тренировочном процессе. Уровень развития личностных (волевых) и физических качеств. Рассматривается способность юного боксера сохранять личную и социальную безопасность в повседневной жизни. Как тренировочный процесс влияет на формирование личного и социального опыта у детей 10-12 лет. Определяется уровень развития личностных качеств и уровень роста личной безопасности с использованием теста ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина. Ключевые слова: тренировочный процесс; боксеры 10-12 лет; метод; личная безопасность; личные качества; физические качества; техника безопасности; уровень безопасности; контрольные испытания.

INCREASING THE LEVEL OF PERSONAL SAFETY OF THE YOUNG BOXERS IS 10-12 YEARS IN THE TRAINING PROCESS

Churinov Andrei Alexandrovich;

Petrozavodsk state University, Petrozavodsk, Russian Federetion

The article deals with increasing the level of personal safety of young boxers in the training process. The level of development ofpersonal (volitional) and physical qualities. The ability of a young boxer to maintain personal and social security in everyday life is considered. How the training process affects the formation of personal and social experience in children 10-12 years. The level of development ofpersonal qualities and the level of growth ofpersonal safety is determined using the spielberger-Hanin situational anxiety test

Key words: training process; Boxing technique; personal safety; personal qualities; physical qualities.

Для цитирования: Чуринов А.А. Повышение уровня личной безопасности юных боксеров 10-12 лет в тренировочном процессе // Наука без границ. 2019. № 10(38). С. 70-73.

Любой тренировочный процесс является стрессом и для его преодоления и создания более надежной личной безопасности, на мой взгляд, недостаточно стандартного соблюдения техники безопасности и санитарно-гигиенических норм. Для этого необходимо повышение и уровня развития личностных (волевых) и физических качеств. Ведь для того, чтобы ходить на тренировки, выполнять физические упражнения, нужно проявить личностные (волевые) качества: целеу-

стремленность и настойчивость, выдержку и самообладание, смелость и решительность, а это в свою очередь повышает развитие физических качеств, тем самым уменьшая состояние тревожности и повышая личную безопасность в тренировочном процессе.

В тоже время, как показывает теоретическое исследование научной литературы, проведенное по данной проблеме, разработанность ее рассматривается в основном по отдельности. Так отдельно

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ • № 10 (38) • 2019

рассматривается личная безопасность, заключающаяся в основном в соблюдении техники безопасности, санитарно-гигиенических норм, и отдельно рассматриваются вопросы развития основных личностных и физических качеств в тренировочном процессе. Однако целостного представления данного вопроса в научной литературе не обнаруживается. Исходя из вышеизложенного, было проведено исследование, целью которого являлось: исследовать уровень повышения личной безопасности в тренировочном процессе юных боксеров 10-12 лет с учетом развития основных личностных (волевых) и физических качеств. Выдвинута гипотеза: с ростом личностных (волевых) и физических качеств повышается уровень личной и социальной безопасности тренировочного процесса.

Актуальность исследования заключалась в следующем: в современных условиях все больше и больше привлекает внимание и общественных, и политических организаций к уровню безопасности человека. Связано это с ростом катастроф различного уровня, ключевой фигурой которых является человеческий фактор. Способность человека сохранять личную и социальную безопасность заключается в получении им личного и социального опыта. И этот опыт приобретается в обучении. Поэтому исследование вопросов личной безопасности детей и подростков является приоритетным в образовательном процессе.

Экспериментальной базой было выбрано отделение бокса ДЮСШ. В исследовании участвовало 16 детей 10-12 лет, ранее не занимавшихся боксом. На момент начала исследования юноши прошли медицинский осмотр, по результатам которого были допущены к регулярным занятиям боксом. Состав группы во время проведения исследования не менялся. Контрольные испытания и тестирование

фиксировались на протяжении двух лет с сентября (с началом тренировочного процесса и исследования) по май (с завершением исследования). В связи с проверкой выдвинутой гипотезы проводились исследования изменений уровня развития физических качеств и уровня развития личностных качеств в ходе тренировочного процесса.

Для определения уровня развития физических качеств применялись контрольные испытания:

1. подтягивания на высокой перекладине из виса,

2. прыжок в длину с места,

3. отжимания из упора лежа от пола,

4. бег 30 метров.

Для определения уровня развития личностных качеств и уровня роста личной безопасности использовался тест ситуативной тревожности Спилбергера-Хани-на, состоящий из 20 вопросов. Каждому вопросу в тесте соответствует ответ в баллах от 1 до 4. Сумма баллов соответствует своему уровню тревожности: низкой, умеренной, высокой.

Одним из результатов исследования стало определение уровня развития физических качеств. Показатели средних значений в упоре лежа на начало исследования составляют 6.9 раз, в конце исследования - 11,5 раз. Результаты в подтягивании на начало исследования составляют 2,62, на конец исследования - 5,75. Прирост показателей в отжиманиях в упоре лежа от пола и подтягиваниях на высокой перекладине из виса обусловлен интенсивным приростом мышечной массы в данный возрастной период. По данным литературы, этот прирост обусловлен возрастом в пределах 18%. В нашем же случае этот показатель достоверно увеличивается более, чем на 50%, что подтверждает влияние тренировочных процессов на развитие мышечной массы занимающихся. При анализе результатов прыжка в длину и бега

НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ • № 10 (38) • 2019

пЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

30 м обнаружилось, что исследуемый возраст, согласно литературным источникам, подтверждает динамику прироста в этом возрасте. Однако, изменение этих показателей (в начале исследования в прыжках в длину составляли 131 см, в конце исследования - 140,5 см, показатели в беге на 30 метров в начале исследования составили 6,8 сек, в конце исследования - 6,6 сек) также характеризуется незначительным приростом.

Согласно данным Т.Г. Авдеевой [1] в пределах 9% скоростно-силовые качества наиболее интенсивно развиваются в возрасте с 8 до 9 лет. А с 9 до 13 идет снижение этих показателей. В то время, как в нашем случае, эта разница составляет более 50%. Таким образом, анализируя двигательные качества, Т.Г. Авдеева [1] доказывает, что систематические тренировки усиливают координационные способности и приводят к улучшению точности воспроизведения пространственных характеристик (от 40 до 45%), что и подтверждают наши исследования.

При анализе результатов теста Спил-бергера-Ханина наблюдается тенденция снижения уровня тревожности, а в связи с этим и повышение развития личностных качеств в процессе тренировки, что подтверждает гипотезу повышения уровня личной и социальной безопасности под влиянием тренировочного процесса. В начале исследования средний балл уровня тревожности составлял 39,4 балла, что соответствует умеренной тревожности. В конце исследования тревожность составляет 27,5 баллов, что соответствует низкому уровню тревожности. Этот возрастной период, по данным литературы, характеризуется доминантным возбуждением коры больших полушарий, что нарушает формирование как положительных, так и отрицательных условных рефлексов: страдает процесс запоминания, нарушается функция второй сигнальной системы,

при характеристиках темперамента детей 10-12 лет оценивается состояние «юношеского максимализма». В нашем же случае тренировочный процесс оказывает положительное влияние не только на уравновешенность основных свойств высшей нервной деятельности (ВНД), но и на формирование двигательных навыков, а также на повышение уровня адаптации к тренировочным нагрузкам.

Таким образом, анализ результатов подтверждает выдвинутую гипотезу: с ростом личностных (волевых) и физических качеств повышается уровень личной и социальной безопасности тренировочного процесса. В ходе исследования выявлено что:

1. Уровень психолого-педагогической безопасности юных боксеров 10-12 лет в тренировочном процессе вырос (р>0,05,),

2. Уровень физической подготовленности юных боксеров 10-12 лет в тренировочном процессе вырос (р>0,05),

3. При снижении уровня тревожности возрастает степень доверия к условиям тренировки, что обеспечивает высокий рост физических качеств.

Более углубленное изучение развития личностных и физических качеств будет способствовать формированию безопасности тренировочного процесса юных спортсменов, более тонкому и внимательному подходу к развитию личности начинающего спортсмена, в помощи ему становлении как личности. Новизна исследования заключается в том, что впервые рассмотрена взаимосвязь личностных (волевых) и физических качеств тренирующихся с уровнем роста личной безопасности. Исследование имеет следующее практическое значение: приобретенный исследовательский опыт позволит найти новый подход к построению тренировочного процесса боксеров, а так же использовать количественные показатели в педагогической деятельности.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ • № 10 (BS) • 2019

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдеева Т.Г., Бахрах И.И. Детская спортивная медицина / авт.-сост. Т.Г. Авдеева [и др.]; под ред. Т.Г. Авдеевой, И.И. Бахраха - Издание 4-е, исправ. и доп. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 320 с. - (Медицина для Вас).

REFERENCES

1. Avdeeva T.G., Bakhrakh I.I. Children's sports medicine / ed. - Comp. T.G. Avdeeva et al.; Ed. T.G. Avdeeva, I.I. Bakhraha - Edition 4th and add. - Rostov-na-Donu, Phoenix, 2007, 320 p. (Medicine for you).

Материал поступил в редакцию 17.09.2019

© Чуринов А.А., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.