Научная статья на тему 'Повышение уровня лечебной мотивации химически зависимых подростков методом мотивационного интервьюирования'

Повышение уровня лечебной мотивации химически зависимых подростков методом мотивационного интервьюирования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
352
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННОЕ ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ / НАРКОЗАВИСИМЫЕ ПОДРОСТКИ / УРОВЕНЬ ЛЕЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрова Е.А., Широченков Е.Ю.

В статье рассматриваются психологические факторы, влияющие на формирование лечебной мотивации у наркозависимых. Представлены результаты исследования эффективности метода мотивационного интервьюирования для повышения уровня лечебной мотивации химически зависимых подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение уровня лечебной мотивации химически зависимых подростков методом мотивационного интервьюирования»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

45. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Душенина Т.В., Галлеев А.Р. Комплексное лонгитудинальное исследование особенностей физического и психофизиологического развития учащихся на этапах детского, подросткового и юношеского периодов онтогенеза// Физиология человека. - 2003.-том 29.-№1.-с.70-76

46. Зюзина Н.Е. Состояние здоровья подростков в экономически «благополучных» семьях и оздоровительные программы// Сборник материалов XVI съезда педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии».-2005.-с.46-47

47. Блинова Н.Г., Казин Э.М., Васина Е.В., Витязь С.В. Особенности психофизиологического развития и формирования приспособительных реакций к обучению у подростков в условиях гимназии// Физиология человека.-2009.-том 35.-№6.-с.68-75

48. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Состояние здоровья современных детей и подростков и роль медико-социальных факторов в его формировании// Вестник российской АМН.-№5.-2009.-с.6-10

49. Костандов Э.А. Влияние контекста на пластичность когнитивной деятельности// Физиология человека.-2010.-том 36.-с.19-28

50. Денисов Л.А., Елисеев А.П., Савичева Н.М. Внедрение методов до нозологического контроля в практику работы школ// Санитарный врач.-№9.- 2009.-с.37

51. Фарбер Д.А., Игнатьева И.С. Влияние нейроэндокринных сдвигов пубертатного периода на реализацию рабочей памяти у подростков// Физиология человека.-2006.-том 32.-№1.-с 5-14

52. Богомолов А.М. Cтруктурно - функциональный подход к оценке адаптационного потенциала личности // Сибирский психологический журнал.-2008.-№28.-с.53-58 53.Звездина И.В, Жигарева Н.С, Деев А.Д. Значение поведенческих факторов риска в формировании отклонений в состоянии здоровья младших школьников// Коллектив авторов.-2009-с.58-61

54. Богомолов А.М. Cтруктурно - функциональный подход к оценке адаптационного потенциала личности // Сибирский психологический журнал.-2008.-№28.-с.53-58

55. Кучма В.Р. Охрана здоровья детей и подростков в национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 г.// Гигиена и санитария.-№6.-2013.-с.56-64

56. Агаджанян Н.А.,Миннибаев Т.Ш.,Северин А.Е. и др Изучение образа жизни, состояние здоровья и успеваемости студентов при интенсификации образовательного процесса // Гигиена и санитария.-2005.- №3.- с.48-52.

57. Рыбаков В.П., Пронина Т.С., Орлова Н.И., Кесватера Т.В., Чернышева Ю.Н. Биологические ритмы развивающего организма// Санитарный врач.-2010.-№8.-с.21-22.

58. Мирская Н.Б., Коломенская А.Н., Синякина А.Д. Влияние двигательной активности на состояние костномышечной системы современных школьников// Гигиена и санитария.-№2.-2010.-с.78-81.

59. Рахманин Ю.А., Ушаков И.Б., Соколова Н.В., Рапопорт И.К. Комплексный подход к гигиенической оценке качества жизни учащихся// Гигиена и санитария.-№2.-2010.-с.67-70.

©А.А.Мусина , Р.К.Сулейменова, Сакенова А.К., 2015

УДК 159.9.072

Е.А. Петрова, к.псих.н., доцент Е.Ю. Широченков, студент Психолого-педагогический факультет Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Российская Федерация

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЛЕЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ХИМИЧЕСКИ ЗАВИСИМЫХ ПОДРОСТКОВ МЕТОДОМ МОТИВАЦИОННОГО ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются психологические факторы, влияющие на формирование лечебной мотивации у наркозависимых. Представлены результаты исследования эффективности метода

230

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

мотивационного интервьюирования для повышения уровня лечебной мотивации химически зависимых подростков.

Ключевые слова

Мотивационное интервьюирование, наркозависимые подростки, уровень лечебной мотивации

В последнее время Россию захлестнула волна наркомании. Данные Министерства внутренних дел свидетельствуют, что 70% употребляющих наркотики - это подростки и молодежь. На данный момент существует множество реабилитационных программ, но проблема заключается в том, что установка на лечение у химически зависимых подростков часто является кратковременной. Следовательно, необходима целенаправленная работа по повышению уровня лечебной мотивации наркозависимых подростков. Психологические факторы, влияющие на формирование у наркозависимых лечебной мотивации, не получили до настоящего времени достаточного освещения в современной литературе.

Мы считаем, что повысить уровень лечебной мотивации химически зависимых подростков можно с помощью метода мотивационного интервьюирования. «Мотивационное интервьюирование - это процесс, когда двое или более людей рассматривают вместе стимулы, побуждающие человека к принятию решения и действию или бездействию по отношению к какой-то ситуации» [1, с.42]. Мотивационное

интервьюирование можно определить как продолжающийся разговор об изменениях, направленный особым стилем работы консультанта так, что основная роль в этом разговоре отводится клиенту. Консультант поощряет клиента говорить о сомнениях и препятствиях, о своей мотивации к изменениям, для того чтобы принять решение по поводу своего поведения. Преимуществами метода мотивационного интервьюирования являются низкая стоимость, эффективность, направленность на стимулирование ресурсов, усиление лечебной мотивации клиента.

Наше исследование проходило на базе наркологического диспансера. В исследовании приняли участие подростки с низким и средним уровнем лечебной мотивации. Сначала нами было проведено первичное диагностическое исследование. Психологически значимыми факторами для формирования лечебной мотивации являются: сила воли пациента; его личностные установки и свойства, связанные с деятельностью; преодоление анозогнозии; адекватное отношение к себе; гармонизация межличностных отношений; преодоление кризиса морально-этических ценностей; мотивация на успех. Мы исследовали данные параметры у испытуемых. Подростки продемонстрировали средний и низкий уровень силы воли, их поступки в основном реалистичны и взвешены. Но если происходит достаточно сильное влияние со стороны референтной группы, то им сложно достичь первоначальных целей. Достижение цели подростками не всегда обосновано, неустойчиво. Не все действия целесообразны, иногда они склонны к пустому времяпрепровождению. Более половины подростков испытывают хронический недостаток средств достижения поставленных целей. Типичные проявления ограниченности в выборе средств: низкий энергетический потенциал, конформность, сильная зависимость от ситуации, от других людей, внушаемость, обилие психологических комплексов. Показатели мотивации избегания неуспеха у участников эксперимента выше мотивации достижения, это характерно для личностей гипотимного склада, тревожных, неуверенных в себе, сензитивных, с низкой самооценкой и чертами зависимости.

После диагностики было проведено мотивационное интервьюирование с химически зависимыми подростками. Основной целью мотивационного интервьюирования было развитие качеств, влияющих на уровень лечебной мотивации и прохождение реабилитационного курса на стационаре. С каждым респондентом проводилось по 4 беседы. После мотивационных интервью была проведена вторичная диагностика основных качеств, влияющих на уровень лечебной мотивации химически зависимых подростков. Диагностика показала, что произошли качественные изменения, уровень силы воли значимо повысился. Испытуемые научились ставить перед собой реальные цели, стали настроены на достижение, мотивы целеобразования и деятельности стали систематичны, иерархизированы. В оценках других людей, событий подростки стали более объективны. После мотивационного интервьюирования у испытуемых выросла мотивация достижения успеха почти в два раза. Таким образом, исходя из сравнительного анализа полученных данных, можно утверждать, что проведение мотивационного интервьюирования оказало положительное влияние на испытуемых.

231

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Список использованной литературы:

1. Храпаль А. Мотивационное интервьюирование лиц, употребляющих инъекционные наркотики /Пособие для социальных работников программ профилактики ВИЧ/СПИД. - Киев: «СПИД Фонд Восток-Запад», 2004. - 108 с.

© Е.А. Петрова, Е.Ю. Широченков, 2015

УДК 740

Л. В. Худякова

студент 2 курса социально - гуманитарного факультета Ишимского педагогического института им. П.П. Ершова (филиал ТюмГУ) Г. Ишим, Российская Федерация

ОТЦЫ И ДЕТИ: ПРОБЛЕМА ПОКОЛЕН

Аннотация

В статье представлены проблемы взаимоотношений между молодёжью и старшим поколением, причины конфликтов и рекомендации по их преодолению.

Ключевые слова

Традиции, поколение, мировоззрение, терпимость.

Причины непонимания между «отцами» и «детьми», молодёжью и взрослыми, издавна волновали не только философов, писателей, учёных, но и простых людей, столкнувшихся с данной проблемой. Люди, принадлежащие разным поколениям, по-разному смотрят на мир, имеют свои системы ценностей и представлений о том, что хорошо, а что плохо. Меня, как представительницу молодёжи, заинтересовала данная тема, и я решила подробнее её изучить.

Ещё в V в. до нашей эры Сократ говорил: «Нынешняя молодёжь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителя» [1, стр. 216].

«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодёжь возьмёт завтра в свои руки бразды правления. Эта молодёжь невыносима, невыдержанна, просто ужасна» [1, стр. 217] - дошла до нас цитата древнегреческого поэта Гесиода, жившего VIII—VII в. до н. э.

А в XIX веке великий французский писатель Оноре де Бальзак так нелестно отозвался о юном поколении: «Все молодые люди подчинены закону, казалось бы, необъяснимому, а между тем в его основе лежат их юность и способность с какой-то яростью набрасываться на удовольствия. Бедны они или богаты, никогда ни у кого из них нет денег на нужды повседневной жизни, зато на прихоти они всегда находят деньги. Скупые там, где надо платить сейчас же, они расточительны во всём, что можно получить в кредит, точно они вознаграждают себя за то, что им не дано, проматывая то, что им доступно» [2, с. 36].

Приведённые выше высказывания отражают дух и настроения тех времён. Старшее поколение всегда считало своим долгом обвинить молодёжь в инфантильности, невежестве, утрате ценностей, неуважении к родителям и т.п.

Но изменилось ли что-нибудь? Как сейчас старшее поколение оценивает молодёжь?

Читая изречения выдающихся умов, разочарованных в подрастающих поколениях, невольно задаёшься вопросом: в чём причина конфликта «отцов и детей» и почему молодёжь, как правило, не соответствовала ожиданиям взрослых?

Полагаю, что данная проблема никогда себя не изживёт. Ведь культуру, в которой воспитывалось одно поколение, не принимает другое. Достаточно вспомнить столкновение молодого А. Чацкого, героя комедии «Горе от ума» и представителей старшей интеллигенции, «фамусовского общества». Воспитанные в старых

232

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.