4. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студ. высш. учеб. завед. А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. Москва, 2000.
5. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. Москва, 1992.
6. Воробьева О.В. Профессиональная подготовка будущего учителя начальных классов в современных образовательных условиях. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам XXI международной научно-практической конференции. Часть I. Новосибирск, 2012.
References
1. Bajdenko V.I. Diversifikaciya srednego pedagogicheskogo obrazovaniya. Moskva, 1995.
2. Bagge M.B. Shkola S.A. Rachinskogo kak pedagogicheskaya sistema. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 1999.
3. Verb M.A. Pedagogicheskaya kul'tura lichnosti. Vvedenie vpedagogicheskuyu deyatel'nost': Uchebnoe posobie. Moskva, 2003.
4. Vvedenie v pedagogicheskuyu deyatel'nost': uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zaved. A.S. Robotova, T.V. Leont'eva, I.G. Shaposhnikova i dr. Moskva, 2000.
5. L'vova Yu.L. Tvorcheskaya laboratoriya uchitelya. Moskva, 1992.
6. Vorob'eva O.V. Professional'naya podgotovka buduschego uchitelya nachal'nyh klassov v sovremennyh obrazovatel'nyh usloviyah. Lichnost', sem'ya i obschestvo: voprosy pedagogiki i psihologii: sbornik statej po materialam XXI mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Chast' I. Novosibirsk, 2012.
Статья поступила в редакцию 18.07.17
УДК 372.879.6
Krainik V.L., Dr. of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Sport Disciplines, Institute of Physical Culture and Sports, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: kraynikviktor@mail.ru
Kaznacheev S.V., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Department of Physical Education and Recreation, Siberian Institute of Management, Branch of Russian Academy of National Economy and State Service under the President of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: doc_kazna@mail.ru
Yudin D.S., postgraduate, Head of Department of Physical Education and Recreation, Siberian Institute of Management, Branch of Russian Academy of National Economy and State Service under the President of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: yudin@siu.ranepa.ru
INCREASING THE LEVEL OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS EXCUSED FROM ATTENDING PHYSICAL TRAINING ON THE BASIS OF THE ELECTIVE COURSE "THE HUMANITIES". The paper studies a relevant problem of the involvement of students excused from attending the classes of physical training into the process of sports activity in a form that is available for students, who suffer from chronic illnesses. According to the authors' opinion, the elective course on "The Humanities" has this opportunity to involve students into sports activities. The contents of this course covers some the issues of the constitutional organization of a man's body, his biological and social age, prevention of reduced quality of health. The work reveals the results of the pedagogical experiment on introduction of the elective course into the educational process of the Siberian Institute of Management (a branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation). The paper presents some conclusions about the effectiveness of the pilot innovations and prospects of its further implementation in different educational organizations.
Key words: physical education, recreation, humanities, exemption from physical training, students.
B.Л. Крайник, д-р пед. наук, проф., зав. каф. спортивных дисциплин института физической культуры и спорта Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул, E-mail: kraynikviktor@mail.ru
C.В. Казначеев, д-р мед. наук, проф., проф. каф. физического образования и рекреации Сибирского института управления - филиала РАНГХиГС, г. Новосибирск, E-mail: doc_kazna@mail.ru
Д.С. Юдин, аспирант, зав. каф. физического образования и рекреации Сибирского института управления - филиала РАНГХиГС, г. Новосибирск, E-mail: yudin@siu.ranepa.ru
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, ОСВОБОЖДЁННЫХ ОТ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ, НА ОСНОВЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ»
Поднимается актуальная проблема вовлечения студентов, по медицинским показаниям освобождённых от занятий физической культурой, в процесс физкультурно-спортивной деятельности в форме, доступной для учащихся, страдающих хроническими недугами. По мнению авторов, такую возможность предоставляет элективный курс «Человековедение», содержанием которого являются вопросы конституциональной организации человека, его биологического и социального возраста, профилактики снижения качества здоровья и др. Раскрываются результаты педагогического эксперимента по внедрению разработанного элективного курса в учебно-воспитательный процесс Сибирского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Делается вывод об эффективности экспериментального нововведения и перспективах его дальнейшей реализации в различных образовательных организациях.
Ключевые слова: физическая культура, рекреация, человековедение, освобождение от занятий физической культурой, студенты.
Вопросы освобождения учащихся от занятий по физической культуре регулируются в нашей стране законодательными регламентами различного уровня и, прежде всего, федеральным, общегосударственным законодательством. Необходимо отметить, что физическая культура относится к тем учебным дисциплинам, которые являются обязательными для изучения. Освобождение от физической культуры, как от предмета, от учебной дисциплины, невозможно. По фактическим признакам от занятий
физической культурой в любом учебном заведении могут быть освобождены только лица с ограниченной дееспособностью, не имеющие возможности обучаться на общих основаниях в рамках стандартных учебных заведений. По формальному основанию большинство учащихся получает освобождение от физической культуры только при наличии явных признаков наличия какого-либо заболевания, зафиксированного врачом, с последующим оформлением в клинико-экспертной комиссии медицинской
справки, разрешающей больному в течение определённого срока не посещать занятия по физической культуре.
К сожалению, Россия принадлежит к тому перечню стран, где фиксируется значительный процент жителей, страдающих хроническими заболеваниями различной природы, обострение которых возникает через непродолжительное время с момента завершения лечения очередного рецидива. Страдающий хронической формой заболевания пациент, в связи с регулярным обострением клинических проявлений болезни, по причине длительного сохранения физической недееспособности вынужден регулярно оформлять медицинские справки, освобождающие его от занятий физической культурой. В силу этих причин, дисциплина «Физическая культура» остаётся им, чаще всего, неосвоенной, а сам больной, даже при помощи лечащего врача, не сформировывает у себя навыки здорового образа жизни.
Несмотря на обилие научно-популярных и учебно-методических трудов по формированию здорового образа жизни, многие жители (прежде всего молодого поколения) не проявляют интереса к изучению их содержания и продолжают, даже при плохом самочувствии, жить привычной им жизнью. Каждый из них субъективно считает, что возникший у них недуг пройдёт самостоятельно, без помощи врача, а если клинические проявления болезни станут слишком явными, то с ними справятся органы здравоохранения и социальной защиты, частные клиники и различные благотворительные фонды.
Исправить существующее положение, активно помочь учащейся молодёжи России с успехом изучить предмет «Физическая культура» можно лишь путём расширения границ прагматического понимания его содержания, как способа эффективного развития силы, быстроты, выносливости, координации движений, гармоничных пропорций фигуры и т. п. Основой расширения этих границ должно стать осознание того, что для достижения социально активного, здорового долголетия молодым людям необходимо знать возможности своего организма, индивидуальные особенности его деятельности, качество здоровья, определяемое биологическим возрастом, имеющийся резерв жизнедеятельности на каждом этапе цикла персональной жизни.
Приведенный выше набор знаний, сведений о самом себе, учащийся любого учебного заведения мог бы получать при изучении специализированной программы «Человековедение», которая могла быть положена в основу обучения физической культуре в период действия медицинской справки об освобождении от занятий по данной дисциплине. Предлагаемая программа должна восприниматься учащимся как элективный или факультативный курс различной почасовой протяжённости.
Кафедра физического образования и рекреации Сибирского института управления уже в течение многих лет использует данную программу в качестве эффективного способа включения часто болеющих студентов к разработке индивидуальных маршрутов оздоровления стратегической направленности. Концепция указанной программы была разработана на основе многолетних исследований сотрудников Института клинической и экспериментальной медицины СО РАМН г. Новосибирска в 80-90-х годах ХХ столетия. Источниковой базой теоретического обоснования программы «Человековедение» были труды известных сибирских учёных и исследователей различных регионов России, активно исследовавших данную проблему [1, 2, 3, 4, 5].
Основными разделами программы стали:
- информация об общих принципах, структуре, конституциональной организации человека разного возраста;
- знакомство с понятием биологический, физиологический, психологический, социальный, паспортный возраст человека;
- особенности межличностного общения и психологические особенности в организации сознания мужчин и женщин;
- основы семейной, производственной, социальной жизни современного человека;
- само- и взаимопомощь в профилактике снижения качества здоровья с использованием разрешённых средств народной медицины, правильно организованного питания, режима двигательной активности, режима дня;
- воссоздание красоты тела и души человека, как интегрального показателя качества здоровья человека разного возраста;
- оздоровление с использованием возможностей и средств развития общей физической культуры, навыков руководства производственной и непроизводственной деятельностью людей, возможностей имиджа и этикета.
Для лучшего усвоения вопросов из различных разделов программы «Человековедение», студентам предлагаются: разнообразные тесты самопознания, пособия, презентации, организуются и проводятся ежегодные научные студенческие конференции, семинары, практикуется свободный обмен мнениями по актуальным вопросам здорового образа жизни. Теоретические занятия включают в свою структуру разнообразные мастер-классы, на которых слушатели овладевают техникой выполнения физических упражнений в домашних условиях, основами самодиагностики в оценке степени напряжения в работе основных внутренних органов и систем организма, простыми способами профилактики возникновения различных видов заболеваний, методов и приёмов достижения гармонии в межличностных отношениях людей и др.
Элективный курс «Человековедение» читается в Сибирском институте управления уже в течение десяти лет. Он преподаётся на первом, втором и третьем курсах, на каждом из которых имеется определённая специфика. На первом курсе осуществляется знакомство студентов с их телесной самоорганизацией, условиями реальной жизни в Сибирском регионе, психофизиологическими особенностями личности. На втором курсе объектами обсуждения становятся различные аспекты достижения гармонии межличностных отношений в их будущих или уже существующих семьях, вопросы управления качеством здоровья с использованием опыта народной медицины. На третьем курсе студенты знакомятся с организацией взаимодействий с людьми в различных коллективах, способами достижения выразительности в своём имидже, правилами косметического ухода за собой, визажом, способами сдерживания скорости биологического старения, языком внеречевого общения, основами биоэнергетики человека, с базовыми правилами этикета и условиями полноценного отдыха чиновников различного уровня.
Организация и проведение элективного курса «Человековедение» осуществляется в условиях включения 96% студентов института в занятия физической культурой и спортом. При этом, лишь 21% из них к спорту относится достаточно серьёзно, занимаясь им на постоянной основе. Остальные студенты обращаются к спортивной деятельности по какой-либо необходимости: 73% девушек - при желании совершенствования фигуры; а 81% молодых людей - ради развития внешнего рельефа мышц и в меньшей степени для развития отдельных физических качеств (силы, быстроты, выносливости). Формальным мотивом для начала занятий физической культурой, как правило, является предлог поправки своего здоровья или желание найти новый источник для формирования весёлого, оптимистичного настроения и заполнения избытка свободного от занятий времени.
Тем не менее, элективный курс физического образования с каждым годом его преподавания приобретает всё большую популярность в студенческой среде и вносит весомый вклад в развитие интереса студентов к посещению занятий, направленных на изучение дисциплины «Физическая культура». Об этом говорят следующие факты:
1. Реальный прирост количества студентов, желающих посещать элективный курс «Человековедение» (в 2-3 раза по отношению к 2002-2003 годам, вне зависимости от курса обучения).
2. Проведение семи ежегодных научных студенческих конференций с неизменно высоким уровнем посещения их учащимися института и включение в программы конференций до 60% тем, посвящённых изучению роли физической культуры в достижении успехов учёбы в институте.
3. Формирование студенческого объединения по пропаганде реальной пользы от регулярных посещений студентами занятий по физкультуре для учёбной деятельности.
4. Повышение ответственности студентов за пропуски занятий по физической культуре, выражающееся в увеличении с 10% до 40% количества студентов, изъявивших желание отработать пропущенные занятия непосредственно после нарушения, а не в канун промежуточной аттестации.
5. Постепенное увеличение общего числа участников спортивно-массовых мероприятий, проводимых внутри института, и «Дней здоровья», организуемых силами сотрудников кафедры физического образования и рекреации.
Организуя в вузе элективный курс «Человековедение» для привлечения студентов, формально освобождённых от занятий по физической культуре, к их посещению в период ремиссии хронической болезни, необходимо помнить о том, что его успех определяется личностными качествами и профессионализмом
педагога, а также его знанием природы человеческой натуры. В этой связи, повышение уровня овладения педагогической технологией во время преподавания элективного курса «Чело-
Библиографический список
вековедение» может стать одной из актуальных задач профессиональной деятельности преподавателей различных учебных заведений.
1. Зеленов Л.А. Методология человековедения. Нижний Новгород, 1991.
2. Казначеев В.П. Проблемы человековедения. Москва, 1997.
3. Несмелов В.И. Наука о человеке. Казань, 1994.
4. Печчеи А. Человеческие качества. Москва, 1985.
5. Субетто А.И. Социогенетика: системогенетика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие (интегративный синтез). Москва, 1994.
References
1. Zelenov L.A. Metodologiya chelovekovedeniya. Nizhnij Novgorod, 1991.
2. Kaznacheev V.P. Problemy chelovekovedeniya. Moskva, 1997.
3. Nesmelov V.I. Nauka o cheloveke. Kazan', 1994.
4. Pechchei A. Chelovecheskie kachestva. Moskva, 1985.
5. Subetto A.I. Sociogenetika: sistemogenetika, obschestvennyj intellekt, obrazovatel'naya genetika i mirovoe razvitie (integrativnyj sintez). Moskva, 1994.
Статья поступила в редакцию 11.07.17
УДК 378.637 (571.150)
Ovcharov A.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), Professor, Head of Department of Technological Disciplines, Institute of Physics and Mathematics Education, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: oav.ovcharov2010@yandex.ru
Moskalenko E.V., postgraduate, teaching assistant, Department of Theoretical Dases of Computer Science, Institute of Physics and Mathematics Education, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: mosk-ev@altspu.ru
THE USE OF E-LEARNING AND DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE ALTAI KRAI ON THE EXAMPLE OF THE ALTAI STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The research studies topical issues of introducing e-learning and distance educational technologies in the Altai State Pedagogical University. The work is based on the sociological survey of the faculty and students of the Altai State Pedagogical University. The authors analyze the formation and development of e-learning and distance learning technologies in the Altai State Pedagogical University. The article considers the current state of e-learning in the Altai State Pedagogical University, its legislative support and development prospects. The work defines the reasons of impeding the development of e-learning in Altai State Pedagogical University, the factors contributing to its spread, as well as the willingness of the faculty and students of the university for the introduction of e-learning and distance learning technologies. Key words: e-learning, distance education technology, distance learning system Moodle, informatization of education.
А.В. Овчаров, д-р пед. наук, канд. ф.-м. наук, проф., зав. каф. технологических дисциплин института физико-математического образования Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул, E-mail: oav.ovcharov2010@yandex.ru
Е.В. Москаленко, аспирант, ассистент каф. теоретических основ информатики института физико-математического образования Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул, E-mail: mosk-ev@altspu.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Статья посвящена актуальной проблеме внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в Алтайском государственном педагогическом университете. На основании социологического опроса профессорско-преподавательского состава и студентов АлтГПУ, авторами был проведен анализ становления и развития в АлтГПУ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В статье рассматривается современное состояние электронного обучения в Алтайском государственном педагогическом университете, его законодательное оформление и перспективы развития. Выявляются причины, препятствующие развитию электронного обучения в АлтГПУ, факторы, способствующие его распространению, а также готовность профессорско-преподавательского состава и студентов к внедрению в вузе электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Ключевые слова: электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, система дистанционного обучения Moodle, информатизация образования.
В условиях современного развития образования важнейшее значение приобретает применение наиболее перспективных технологий и систем обработки информации. Знания и навыки преподавателя по использованию информационных и телекоммуникационных технологий являются определяющим фактором информатизации преподавательской деятельности [1]. В последние годы электронное обучение становится неотъемлемой составляющей образовательного процесса в вузах и используется во всех формах обучения. Применение электронного обучения позволяет повысить качество образования за счет использова-
ния быстро пополняющихся мировых образовательных ресурсов и за счет того, что при использовании элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий увеличивается доля самостоятельной работы студентов при освоении материала. Особенно актуальным электронное обучение становится в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и связанного с этим сокращения объемов аудиторной работы, увеличения и расширения форм самостоятельной работы студентов, для организации которой электронное обучение открывает новые возможности [2].