УДК 33 DOI 10.24412/2073-0454-2021-2-255-259
ББК 65 © А.А.Кушхова, Н.П. Купрещенко, 2021
Научная специальность 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОСНОВЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Ася Аслановна Кушхова, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров по кафедре экономики и бухгалтерского учета
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) Е-таЛ: [email protected]
Николай Пиманович Купрещенко, профессор кафедры экономики и бухгалтерского учета, доктор экономических наук, профессор
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) Е-таП: [email protected]
Аннотация. В последние годы страны Европы вынуждены вести постоянный поиск решений по урегулированию мигрантского кризиса, вызванного многократным ростом потока нелегальных мигрантов и беженцев в ЕС. Для России мигрантский кризис является процессом перманентным, который протекает в относительно вялотекущем режиме (в сравнении с обострением ситуации в странах ЕС). Изменения в обществе, связанные с пандемией СОУГО-19, обострили и обнажили многие проблемы в данной области. Для государства одной из первостепенных задач становится урегулирование мигрантского вопроса как одного из важнейших факторов укрепления национальной безопасности
Ключевые слова: миграция, миграционные потоки, миграционные процессы, экономика, социальная среда, рынок труда, нелегальная миграция, национальная безопасность, трудовая миграция.
INCREASING THE LEVEL OF ECONOMIC SECURITY ON THE BASIS OF REGULATING MIGRATION PROCESSES
Asya A. Kushkhova, Adjunct of Faculty of Training of Scientific and Scientific-Pedagogical Staff on the Department of Economics and Accounting
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
E-mail: [email protected]
Nikolaj P. Kupreshhenko, Professor of the Department of Accounting, Doctor of Economic Sciences, Professor Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Abstract. In recent years, European countries have been forced to constantly search for solutions to resolve the migrant crisis caused by the multiple growth of the flow of illegal migrants and refugees to the EU. For Russia, the migrant crisis is a permanent process that proceeds in a relatively sluggish mode (in comparison with the aggravation of the situation in the EU countries). The changes in society associated with the COVID-19 pandemic have exacerbated and exposed many of the problems in this area. For the state, one of the primary tasks is the settlement of the migrant issue as one of the most important factors in strengthening national security.
Keywords: migration, migration flows, migration processes, economy, social environment, labor market, illegal migration, national security, labor migration.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Кушхова А.А., Купрещенко Н.П. Повышение уровня экономической безопасности на основе регулирования миграционных процессов. Вестник Московского университета МВД России. 2021(2) :255-9.
Под национальной безопасностью понимается защищенность государства от внешних угроз, а также состояние, при котором сохраняется государственная
целостность, самостоятельность как субъекта системы международных отношений. Соответственно, основными элементами национальной безопасности вы-
ступают социально-экономическая, информационная, военная и другие виды безопасности [7].
Миграционные потоки и проблема их регулирования становятся все более существенным фактором угрозы национальной безопасности для ряда стран, среди которых и Россия, проблема урегулирования миграции для которой становится все более острой на фоне происходящих глобальных и внутриэкономиче-ских изменений. Серьезность проблемы контроля миграционных потоков в контексте угрозы национальной безопасности стран обусловлена следующими факторами.
В первую очередь, это масштабы миграционных потоков. Так, в России, по версии МВД, ежегодно находится порядка 9-11 млн. мигрантов (рис. 1) - иностранных граждан, прибывающих в РФ с различными целями, как правило, это трудоустройство (67,4%).
Триггерным механизмом миграционной активности традиционно выступает низкий уровень социально-экономического развития ряда стран СНГ, из которых формируется основной поток мигрантов в РФ. При этом вид на жительство или разрешение на временное проживание есть только у миллиона человек (в среднем), большая же часть учтенных трудовых мигрантов (речь идет лишь об учтенных иностранных гражданах, а не о реальных цифрах) работают по выданным патентам [6]. Основные «поставщики» трудовых мигрантов - Таджикистан, Узбекистан, Украина и др. (рис. 2).
В настоящее время, на период конца 2020 г. - начала 2021 г. в России официально находятся порядка 6 млн. мигрантов: снижение количества иностранных граждан обусловлено ограничениями, введенными в период пандемии COVID-19, которые вынудили организовать депортацию, временно приостановить потоки приема иностранцев в связи с закрытием границ.
При этом, масштабность миграционных потоков (исходящих) усугубляется качеством прибывающей рабочей силы. Большая часть мигрантов в РФ заняты на микропредприятиях (порядка 46%) и малых предприятиях (49%). В целом, мигранты составляют порядка 12% рабочей силы в России, а их вклад в ВВП составляет 7,7%, или 8,5 трлн руб. / 1,1 млн руб. на работающего мигранта за 2019 г. [3].
На фоне данных цифр дефицит рабочей силы в РФ также возрастает, не хватает в первую очередь, высококвалифицированных специалистов. По данным FinExpertiza, на начало 2019 г. дефицит достигал 1 млн. специалистов. Основная причина данной проблемы кроется в неутешительной демографической статистике, это вымирание коренного населения и отголоски демографической ямы 1990-х и 2000-х гг.
Факторами, которые в результате ослабляют национальную безопасность в результате низкого уровня регуляции миграционных потоков, становятся:
• обострение межнациональных конфликтов;
• обострение криминогенной обстановки на фоне роста теневых миграционных потоков;
• нагрузка на государственные ресурсы ввиду необходимости решать социально-бытовые вопросы прибывающих, обеспечивать мигрантом продовольствием, жильем;
• как следствие, усиливается социальная напряженность в обществе.
Кроме того, процесс интеграции мигрантов в принимающее общество происходит, как правило, медленно, в том числе, имеют место несоблюдение мигрантами установленных норм поведения, культурных традиций, законодательства принимающей страны. Как показывает опыт государств Европы, попытки адаптировать правовую, социально-культурную среду государства с учетом интересов прибывающих ино-странецев, создавая тем самым мультикультурную, многонациональную среду, приводят к обострению конфликтов между местным населением, политическими структурами, мигрантами и их представителями - общественными организациями и т.д., особенно в свете участившихся нарушений мигрантами законодательства принимающих стран (в основном речь идет об угроз террористических атак на фоне радикализации мигрантов-исламистов).
Попытки Еврокомиссия найти компромисс отражены в октябрьском (от 2020 г.) решении отменить обязательный прием беженцев странами-членами, и предложением альтернативы: принимать мигрантов, спонсировать их возвращение на Родину, предлагать на местах в странах прибытия материальную помощь. Однако страны так и не могут прийти к компромиссу в попытках одновременно соблюсти правила «политики открытых дверей» и требования национальной безопасности государств [1].
Как отмечает Смидович Г., старший научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН, интеграция мигрантов происходит на муниципальном уровне, на котором должно осуществляться локальное самоуправление, однако затянувшаяся муниципальная реформа в России фактически привела упразднению местного самоуправления как такового, поскольку утверждение поправок в Конституцию в 2020 г., можно сказать, аннулировало местное самоуправление как автономный институт гражданского саморегулирования на местах. Автор подчеркивает важность локализации процессов управления интеграцией мигрантов и выработки индивидуального подхода (например, заключения специальных интеграционных контрактов, как это происходит за рубежом, между главами муниципалитетов и заинтересованными в интеграции мигрантами).
Несмотря на то, что в 2020 г. под влиянием пандемии COVID-19 только в Москве число мигрантов со-
кратилось примерно на 40%, государство не намерено отказываться от привлечения иностранной рабочей силы. Потребность в трудовых ресурсах сохраняется, а с учетом массового оттока иностранцев - дефицит кадров растет.
Какими могут быть регулятивные меры государства в данной ситуации? В марте 2020 г. в целях формирования миграционной ситуации, которая будет отвечать национальным интересам, Президентом РФ утвержден
перечень задач по реализации реформы миграционной политики, в рамках которой предусмотрена новая система налогообложения мигрантов, ужесточение контроля за процедурой трудоустройства иностранных граждан, внедрение фиксированного авансового платежа после оформления электронного патента, специальный реестр для работодателей, выпуск ГО-карт с персональными данными, усиленный контроль за недобросовестными работодателями и др. [2; 4].
Рис. 1. Распределение стран по количеству мигрантов и доли, которую мигранты занимают в населении стран (по состоянию на начало 2020 г.)
Рис. 2. Распределение стран по количеству прибывающих в РФ трудовых мигрантов (основные «доноры» мигрантов)
На наш взгляд, данных мер, как минимум, недостаточно, поскольку:
а) многие отрасли должны планомерно сокращать зависимость от дополнительной рабочей силы за счет автоматизации процессов, что решает сразу несколько ключевых проблем: теневая миграция и нелегальное трудоустройство иностранных граждан, нарушение прав мигрантов, расходы предприятий на содержание иностранных сотрудников и др. В настоящее время ресурсы внутренней миграции фактически уже исчерпаны, и ожидать притока россиян из экономически более слабых регионов в экономически более активные области не приходится - только за первые 3 квартала 2020 г. внутренняя миграция сократилась на 17% [11]. Поэтому потребность в низкоквалифицированной рабочей силы в виде мигрантов из ближнего зарубежья будет только расти до тех пор, пока в отраслях не будут проведены кардинальные трансформации в области снижения зависимости от ручного труда. С одной стороны, эта идея кажется несколько утопичной, с другой стороны - прогресс неизбежен, уже сегодня многие предприятия в разы сокращают персонал в процессе перехода к автоматизированным решениям;
б) не представлены сколь-либо эффективные решения по снижению оттока квалифицированного персонала из РФ, что является прямой угрозой национальной безопасности РФ во всех отношениях.
Среди отраслей, которые более всего рискуют потерять кадровый потенциал по причине оттока кадров за рубеж - наиболее перспективная ИТ-отрасль. По разным оценкам, в ближайшие 1-2 года из России могут уехать от 10-15 тыс. ИТ-специалистов. Согласно результатам опроса о выручке российских разработчиков ПО, прибыль компаний в 2020 г. сократилась практически двое в сравнении с 2019 г.
В числе предложений по преломлению негативных тенденций - включение отрасли в список наиболее пострадавших от пандемии COVID-19 и получение соответствующих мер поддержки, рассрочка выплат страховых взносов в ФОТ и НДФЛ для производителей ИТ-продукции, субсидирование государственного спроса на продукты отечественных ИТ-компаний и др. [8]. Однако данные меры скорее носят характер антикризисных мероприятий и, как и для других отраслей, которые переживают «утечку мозгов» за рубеж, не содержат системных, стратегических предложений по удержанию и привлечению ценных кадров.
Подведем итоги.
Во-первых, предпринимаемые в настоящее время в РФ меры по урегулированию миграционных потоков недостаточно эффективны в контексте сохранения национальной безопасности. Мероприятия должны носить системный и стратегический характер, должны быть направлены не только на урегулирование миграционного законодательства, ужесточение контроля за миграционными потоками, создание новых условий
взаимодействия государства и мигрантов, но также на постепенное снижение зависимости от низкоквалифицированной рабочей силы, что касается именно трудовой миграции. В отношении политики открытых дверей, когда государство-реципиент оказывает меры поддержки иностранным гражданам, в т.ч., беженцам, необходимо принимать во внимание опыт европейских государств, в первую очередь, Германии, которая является во многом ответственной за мигрантский кризис, решения которого на данный момент фактически нет.
Во-вторых, до тех пор, пока в РФ не будет решена проблема оттока интеллектуальных кадров за рубеж, нельзя будет говорить о решении проблемы регулирования миграционных процессов в контексте укрепления национальной безопасности. РФ за последние годы интенсивно теряет рабочую силу - так, согласно данным Всемирного банка и исследованиям РАНХиГС, РФ является одним из лидеров по абсолютной численности эмигрантов среди стран Европы и Центральной Азии. Фактически за последние годы страна лишилась около 10% трудоспособного населения, причем для РФ характерна именно «интеллектуальная миграция».
Крупнейшие города и регионы России не могут конкурировать за наиболее перспективные кадры: специалисты стремятся уехать в поисках карьерных перспектив, лучшего качества жизни, достойного уровня оплаты труда. Так, например, в РФ разница в уровне заработной платы врача и водителя составляет порядка 20%, в Германии этот показатель достигает более 170%, в США - превышает 260% [12].
Обобщая вышесказанное, можно заключить, что все рассматриваемые процессы и явления не должны изучаться автономно друг от друга. В интересах укрепления национальной безопасности РФ должны быть максимально задействованы внутренние интеллектуальные ресурсы (для которых должна создаваться соответствующая среда и условия), направленные на системное и стратегическое урегулирование миграционных процессов. Соответственно, такие решения должны носить комплексный характер и содержать эффективные предложения в области кадровой политики, цифровой трансформации, регуляции правового поля и других ключевых направлений.
Литература
1. Джгаркава Н. Раскол, мигранты, терроризм: какие проблемы Евросоюза обнажила пандемия // Газета.ру, 09.01.2021 [Электронный ресурс] URL: https://www.gazeta.ru/ politics/2020/12/29_a_13420526.shtml.
2. К чему приведет новый закон о мигрантах в России - оценка экспертов// Новостное агентство Sputnik, 14.09.2020 [Электронный ресурс] URL: https://ru.armeniasputnik.am/ russia/20200914/24459416/K-chemu-privedet-novyy-zakon-o-migrantakh-v-Rossii--otsenka-ekspertov.html.
3. Как мигранты выживают в кризис // Ведомости, 16.07.2020 [Электронный ресурс] URL: https://www.vedomosti.ru/society/ articles/2020/07/16/834690-migranti-vizhivayut.
4. Коженов объяснил, почему Россия сокращает квоты на выдачу РВП для мигрантов // Sputnik, 16.11.2020 [Электронный ресурс] URL: https:// ru.armeniasputnik.am/radio/20201116/25365722/ Kozhenov-obyasnil -pochemu -Ross iya-sokraschaet-kvoty-na-vydachu-RVP-dlya-migrantov.html.
5. Лузина Т.В., Елфимова О.С. Проблемы миграционной безопасности и региональные тенденции миграционных процессов // Бизнес. Образование. Право, №1 (46), 2019. С. 213-221.
6. МВД: В 2020 году в России снизилось число мигрантов // Российская газета, 16.12.2020 [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2020/12/16/ mvd-v-2020-godu-v-rossii-snizilos-chislo-migrantov.html.
7. Резник Г.А., Амирова Д.Р. Миграция как угроза национальной безопасности страны: международные и национальные аспекты // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №6 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/82EVN616.pdf.
8. Россия стоит на пороге массового бегства ИТ-кадров за рубеж // CNews, 03.06.2020 [Электронный ресурс] URL: https://www.cnews.ru/ news/top/2020-06-03_natalya_kasperskaya_ rossiya.
9. Смидович Г. Векторы гражданской интеграции // Московский Комсомолец, 24.12.2020 [Электронный ресурс] URL: https://www.mk.ru/ politics/2020/12/24/gleb-smidovich-vektory-grazhdanskoy-integracii.html.
10. Соловьева О. Высокообразованные россияне предпочитают работать в развитых странах // Зависимая газета, 17.12.2020 [Электронный ресурс] URL: https://www.cnews.ru/news/ top/2020-06-03_natalya_kasperskaya_rossiya.
11. Социально-экономическое положение России, январь-сентябрь 2020 года // Федеральная служба государственной статистики, Москва [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov. ru/storage/mediabank/At1uinu9/osn-09-2020.pdf.
12. Эксперты оценили последствия оттока мигрантов из России // РБК, 03.11.2020 [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/economics /03/11/2020/5f9bf5269a794771485ceb51.
References
1. Dzhgarkava N. The split, migrants, terrorism: what problems of the European Union were exposed by the pandemic // Gazeta.ru, 09.01.2021 [Electronic resource] URL: https://www.gazeta. ru/politics/2020/12/29_a_13420526.shtml.
2. What will the new law on migrants in Russia lead to - expert assessment // News Agency Sputnik, 09/14/2020 [Electronic resource] URL: https://ru.armeniasputnik.am/ russia/20200914/24459416/K-chemu-privedet-novyy -zakon-o-migrantakh-v-Rossii - otsenka-ekspertov.html.
3. How migrants survive in a crisis // Vedomosti, 16.07.2020[Electronicresource]URL:https://www. vedomosti.ru/society/articles/2020/07/16/834690-migranti-vizhivayut.
4. Kozhenov explained why Russia is reducing quotas for issuing temporary residence permit for migrants // Sputnik, 11/16/2020 [Electronic resource] URL: https://ru.armeniasputnik.am/ radio/20201116/25365722/Kozhenov-obyasnil-pochemu-Rossiya -sokraschaet-kvoty-na-vydachu-RVP-dlya-migrantov.html.
5. Luzina T.V., Elfimova O.S. Problems of migration security and regional trends in migration processes // Business. Education. Pravo, No. 1 (46), 2019. S. 213-221.
6. Ministry of Internal Affairs: In 2020, the number of migrants in Russia decreased // Rossiyskaya Gazeta, 16.12.2020 [Electronic resource] URL: https://rg.ru/2020/12/16/mvd-v-2020-godu-v-rossii-snizilos-chislo-migrantov.html.
7. Reznik G.A., Amirova D.R. Migration as a Threat to the National Security of the Country: International and National Aspects // Naukovedenie Internet magazine Volume 8, No. 6 (2016) http:// naukovedenie.ru/PDF/82EVN616.pdf.
8. Russia is on the verge of a mass flight of IT personnel abroad // CNews, 06/03/2020 [Electronic resource] URL: https://www.cnews.ru/news/top/2020-06-03_natalya_kasperskaya_rossiya.
9. Smidovich G. Vectors of civil integration // Moskovsky Komsomolets, 24.12.2020 [Electronic resource] URL: https://www.mk.ru/ politics/2020/12/24/gleb-smidovich-vektory-grazhdanskoy-integracii. html.
10. Solovyova O. Highly educated Russians prefer to work in developed countries // Dependent newspaper, 17.12.2020 [Electronic resource] URL: https://www.cnews.ru/news/top/2020-06-03_ natalya_kasperskaya_rossiya.
11. Socio-economic situation in Russia, January-September 2020 // Federal State Statistics Service, Moscow [Electronic resource] URL: https:// rosstat.gov.ru/storage/mediabank/At1uinu9/osn-09-2020.pdf.
12. Experts assessed the consequences of the outflow of migrants from Russia // RBK, 03.11.2020 [Electronic resource] URL: https://www.rbc.ru/ec onomics/03/11/2020/5f9bf5269a794771485ceb51.