Научная статья на тему 'ВНЕШНЯЯ МИГРАЦИЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ КАК ФАКТОР КРИЗИСА НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ'

ВНЕШНЯЯ МИГРАЦИЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ КАК ФАКТОР КРИЗИСА НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
779
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / КРИЗИС / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / БЕЖЕНЦЫ / ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / MIGRATION POLICY / MIGRATION PROCESSES / CRISIS / POLITICAL PARTIES / IDENTITY / REFUGEES / WESTERN EUROPE / EUROPEAN UNION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хорева Елизавета Евгеньевна, Бакшеева Анна Романовна

В исследовании понятие «национально-государственная идентичность» рассматривается в контексте трёх основополагающих подходов: примордиализм, инструментализм, конструктивизм. Кардинальные социальные, политические и экономические изменения, происходящие в мире в последние десятилетия, привели к расширению взаимосвязей и взаимозависимостей различных стран, народов, культур. Миграция, воздействуя на многие сферы жизни общества, превращает в проблему многие уже устоявшиеся представления. Авторы считают, что одной из главных выступает проблема идентичности. Структура населения страны формируется под влиянием естественного движения и под влиянием миграционных процессов. История Европы сопровождается входящими и выходящими миграционными движениями, такими как Великое переселение народов, период Великих географических открытий, американская лихорадка, миграция после Первой и Второй мировых войн. В исследовании рассматривается влияние миграционных процессов в странах Западной Европы на национально-государственную идентичность через различные сферы общественный жизни. Для этого факторы кризиса национально-государственной идентичности, в основе которых лежат миграционные процессы разделены на несколько групп: информационно-коммуникативные, политические, экономические и социально-психологические. В первой группе факторов кризиса национально-государственной идентичности автор выделяет медийный фон, который создают средства массовой информации. Так же это проявляется в навязывании стереотипного мышления по отношению к мигрантам. Рост правых партий, увеличение числа евроскептиков, недовольство стран Евросоюза миграционной политикой характеризует политический фактор кризиса национально-государственной идентичности в Западной Европе. Экономический фактор проявляется в области рынка труда. Изменение демографического, этнического и религиозного состава благодаря росту миграционных процессов на территории Западной Европы также негативным образом влияет на национально-государственную идентичность через социально-психологический фактор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTERNAL MIGRATION IN THE COUNTRIES OF WESTERN EUROPE AS A CRISIS FACTOR OF NATIONAL-STATE IDENTITY

In the study, the concept of "national-state identity" is considered in the context of three fundamental approaches: primordialism, instrumentalism, constructivism. The cardinal social, political and economic changes occurring in the world in recent decades have led to the expansion of interconnections and interdependencies of various countries, nations and cultures. Migration, affecting many spheres of society, turns into a problem many already established ideas. The authors believes that one of the main problems is identity. The structure of the population of the country is formed under the influence of natural movement and under the influence of migration processes. The history of Europe is accompanied by incoming and outgoing migration movements, such as the Great migration of peoples, the period of Great geographical discoveries, the American fever, migration after the First and Second world wars. However, the author draws attention to the fact that the wave of migrants in 2015 showed that Europe is not ready for mass migration, this leads to devastating consequences, in particular, to a crisis of national-state identity. The authors examines the impact of migration processes in the countries of Western Europe on the national-state identity through various spheres of public life. For this, the factors of the crisis of national-state identity, which are based on migration processes, are divided into several groups: information-communication, political, economic and socio-psychological. In the first group of factors of crisis of national-state identity, the author highlights the media background that the media create. This is also manifested in the imposition of stereotypical thinking in relation to migrants. The growth of right-wing parties, the increase in the number of euro-skeptics, dissatisfaction of the EU countries with the migration policy is characterized by the political factor of the crisis of national-state identity in Western Europe. The economic factor is manifested in the labor market. The change in the demographic, ethnic and religious composition due to the growth of migration processes in Western Europe through a socio-psychological factor adversely affects the national-state identity.

Текст научной работы на тему «ВНЕШНЯЯ МИГРАЦИЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ КАК ФАКТОР КРИЗИСА НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

Е.Е. Хорева, А.Р. Бакшеева

ВНЕШНЯЯ МИГРАЦИЯ В

СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ

ЕВРОПЫ КАК ФАКТОР

КРИЗИСА

НАЦИОНАЛЬНО-

ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ИДЕНТИЧНОСТИ

Аннотация

В исследовании понятие «национально-государственная идентичность» рассматривается в контексте трёх основополагающих подходов: примордиализм, инструментализм, конструктивизм. Кардинальные социальные, политические и экономические изменения, происходящие в мире в последние десятилетия, привели к расширению взаимосвязей и взаимозависимостей различных стран, народов, культур. Миграция, воздействуя на многие сферы жизни общества, превращает в проблему многие уже устоявшиеся представления. Авторы считают, что одной из главных выступает проблема идентичности. Структура населения страны формируется под влиянием естественного движения и под влиянием миграционных процессов. История Европы сопровождается входящими и выходящими миграционными движениями, такими как Великое переселение народов, период Великих географических открытий, американская лихорадка, миграция после Первой и Второй мировых войн. В исследовании рассматривается влияние миграционных процессов в странах Западной Европы на национально-государственную идентичность через различные сферы общественный жизни. Для этого факторы кризиса национально-государственной идентичности, в основе которых лежат миграционные процессы разделены на несколько групп: информационно-

коммуникативные, политические, эко-

E. Khoreva, A. Baksheeva

EXTERNAL MIGRATION IN THE COUNTRIES OF WESTERN EUROPE AS A CRISIS FACTOR OF NATIONAL-STATE IDENTITY

Abstract

In the study, the concept of "nationalstate identity" is considered in the context of three fundamental approaches: primordialism, instrumentalism, constructivism.

The cardinal social, political and economic changes occurring in the world in recent decades have led to the expansion of interconnections and interdependencies of various countries, nations and cultures. Migration, affecting many spheres of society, turns into a problem many already established ideas. The authors believes that one of the main problems is identity. The structure of the population of the country is formed under the influence of natural movement and under the influence of migration processes. The history of Europe is accompanied by incoming and outgoing migration movements, such as the Great migration of peoples, the period of Great geographical discoveries, the American fever, migration after the First and Second world wars. However, the author draws attention to the fact that the wave of migrants in 2015 showed that Europe is not ready for mass migration, this leads to devastating consequences, in particular, to a crisis of national-state identity. The authors examines the impact of migration processes in the countries of Western Europe on the national-state identity through various spheres of public life. For this, the factors of the crisis of national-state identity, which are based on migration processes, are divided into

номические и социально-

психологические. В первой группе факторов кризиса национально-государственной идентичности автор выделяет медийный фон, который создают средства массовой информации. Так же это проявляется в навязывании стереотипного мышления по отношению к мигрантам. Рост правых партий, увеличение числа евроскептиков, недовольство стран Евросоюза миграционной политикой характеризует политический фактор кризиса национально-государственной идентичности в Западной Европе. Экономический фактор проявляется в области рынка труда. Изменение демографического, этнического и религиозного состава благодаря росту миграционных процессов на территории Западной Европы также негативным образом влияет на национально-государственную идентичность через социально-психологический фактор.

several groups: information-

communication, political, economic and socio-psychological. In the first group of factors of crisis of national-state identity, the author highlights the media background that the media create. This is also manifested in the imposition of stereotypical thinking in relation to migrants. The growth of right-wing parties, the increase in the number of euro-skeptics, dissatisfaction of the EU countries with the migration policy is characterized by the political factor of the crisis of national-state identity in Western Europe. The economic factor is manifested in the labor market. The change in the demographic, ethnic and religious composition due to the growth of migration processes in Western Europe through a socio-psychological factor adversely affects the national-state identity.

Ключевые слова:

миграционная политика, миграционные процессы, кризис, политические партии, идентичность, беженцы, Западная Европа, Европейский союз.

Key words:

migration policy, migration processes, crisis, political parties, identity, refugees, Western Europe, European Union.

Идентичность занимает важное место в гуманитарных и социальных науках. Каждый человек обладает характеристиками идентичности, такими как социальный класс, национальность, принадлежность к обществу в котором он живёт. Идентичность играет важную роль в межкультурной коммуникации, которая становится все более распространённой в глобальном мире, основанном на технологиях. В психологии идентичность - это качества, убеждения, взгляды человека на жизнь. Т.В. Евгеньева даёт следующее определение идентичности: «идентичность - это самоотождествление или самоассоциация граждан с политической нацией, страной» [2]. Национально-государственная идентичность рассматривается в рамках трёх основополагающих подходах [5]. Примордиализм утверждает, что национально-государственная идентичность возникает с рождения, в результате опыта раннего детства и передаётся генеалогически из поколения в поколение. В рамках инструменталистской мысли национально-государственная идентичность является результатом выбора и в основном не зависит от ситуационного контекста или наличия культурных и биологических особенностей. Сторонники конструктивизма утверждают, что национально-государственная

идентичность поддаётся политико-управленческому влиянию со стороны властных структур и связанных с ними групп интересов. Идентичность создаётся социальными взаимодействиями между индивидами и группами и поэтому остаётся вне выбора человека, но может изменяться при изменении социальных условий.

Национально-государственная идентичность реагирует на стремительные изменения, происходящие в конце XX - начале XXI вв., которые главным образом связанны с растущими и весьма противоречивыми процессами глобализации.

Кардинальные социальные, политические и экономические изменения, происходящие в мире в последние десятилетия, привели к расширению взаимосвязей и взаимозависимостей различных стран, народов, культур. Миграция, воздействуя на многие сферы жизни общества, превращает в проблему многие уже устоявшиеся представления. Одной из главных выступает проблема идентичности.

Можно сказать, что миграционный кризис в странах Западной Европы наглядно продемонстрировал все еще существующую в европейском обществе «проблему другого» [6], т.е. проблему достаточно критического восприятия новых членов европейского общества, относящихся к другой национально-культурной идентичности.

На сегодняшний день существенная часть европейского общества с консервативными взглядами критично воспринимает носителей другой культуры и этничности, пребывающих в порядке массовой миграции, которые, по их мнению, оказывают влияние на размывание государственной и национальной идентичности европейских народов. Так, лидер нидерландской Партии свободы Герт Вилдерс в этой связи выдвинул тезис о том, что в скором времени европейцев ожидает перспектива «геноцида традиционных культурных ценностей» [19].

Анализируя историю миграционных процессов на территории стран Европы, можно сделать вывод о том, что в разные исторические периоды государства Европы «по-варварски» относились к захватническим территориям, насаждали свои устои и разрушали местные традиции. Однако в конце ХХ - нач. XXI вв. эти процессы стали более сложными и нелинейными, носящими непредсказуемый характер.

Согласно данным ООН, Европейский Союз занимает третье место в мире по количеству внешних мигрантов [3]. В этой связи, миграционные

процессы, воздействуя практически на все сферы жизни европейского общества, приводят к кризису национально-государственной идентичности.

Особое влияние на направленные в Европу миграционные потоки и связанные с этим политические процессы оказали развязанные при активном внешнем вмешательстве гражданские войны в Ираке, Сирии, Ливии и Йемене, «цветные» революции в Тунисе и Египте, незатихающий конфликт в Афганистане [1].

Для того чтобы продемонстрировать влияние миграции на национально-государственную идентичности через различные сферы общественной жизни необходимо разделить факторы кризиса на группы: информационно-коммуникативные, политические, экономические и социально-психологические. В каждой группе можно выделить несколько центральных явлений, в основе которых лежат миграционные процессы, приводящие к кризису национально-государственной идентичности.

Организация, проводящая опрос населения для определения общественного мнения в Европе - Евробарометр, ежегодно формирует отчёт об отношении граждан к главным вопросам, стоящими перед ЕС. Около 40% респондентов считают, что миграция является наиболее важной проблемой. Примечательно то, что за несколько лет миграция стабильно остаётся наиболее волнующим вопросом. Таким образом, анализируя статистические данные можно сделать вывод о том, что граждане ЕС рассматривают иммигрантов как участников вторжения в европейскую идентичность.

Согласно данным Еврокомисии, вопросы внешней миграции с 2016 года занимают лидирующие позиции в европейской политической повестке, опережая такие не менее значимые для Европейского Союза темы, как противодействие терроризму, экономическое неравенство, безработица и др. [7].

Согласно социологическому исследованию, который совместно проводили французская компания «Opinion and marketing research company Ifop» и британское агентство «Populus», большинство людей во Франции (68%), Германии (61%) и Великобритании (60%) считают, что мигранты вызывают раскол в обществе, отказываясь принимать европейские ценности и образ жизни [13].

Мнение о том, что иммигранты подрывают национальные ценности, говорит о том, что ксенофобия коррелирует с национализмом. Однако национализм оказался детерминантой антииммиграционых настроений лишь в той мере, в какой национальная идентификация оформлена в этнические, а не

гражданские или политические термины, то есть с акцентом на ценности предков, общую культуру и кровные связи.

Коммуникативный фактор кризиса национально-государственной идентичности проявляется в информационном фоне, который создают СМИ; в навязывании стереотипного мышления по отношению к мигрантам.

Волна мигрантов, с которой столкнулся Евросоюз в 2015 году, широко освещается в СМИ и социальных сетях. Мигранты и беженцы являются третьей наиболее обсуждаемой темой в основных средствах массовой информации и социальных сетях в Европе.

Ежедневно различные источники создают медийный фон, связанный с миграцией, который формирует восприятие. В 2017 году новости о миграции в европейских СМИ увеличились на 26% по сравнению с предыдущим годом [15].

Благодаря СМИ в сознании большей части европейцев исламский фактор прочно связан с фактором терроризма. Наблюдая за событиями по телевизору, читая новости в интернете, европейцы при сообщениях о мигрантах невольно испытывают чувства страха за себя и свою семью. Как показывает новый опрос исследовательского Pew Research Centre, поток мигрантов-беженцев и угроза терроризма тесно связаны друг с другом в умах многих европейцев. В восьми из десяти обследованных европейских стран половина или более опрошенных граждан считают, что прибывающие беженцы повышают вероятность терроризма в их стране. Особенно высоки такие показатели в Венгрии и Польше (более 70%), а также Нидерландах, Италии и Германии (60%) [9].

Этнические беспорядки во Франции, Германии, Бельгии, и других странах, участие мигрантов в террористических организациях, отрицательное отношение мигрантов к традиционным европейским ценностям дало толчок к росту популярности евроскептиков, правых партий, национализма.

Миграционный кризис и потребность суверенитета от Европейского Союза в миграционной политике предопределили существенный рост электоральный популярности таких партий, как Партия свободы (Австрия), Фи-дес (Венгрия), Альтернатива для Германии (Германия), Лига Севера (Италия), Партия свободы (Нидерланды), Национальный фронт (Франция), Партия Свободы и прямой демократии (Чехия), Шведские демократы (Швеция) и др. Как правило, электоральной основой таких политических партий становятся пенсионеры, молодежь и средний класс из небогатых районов, которые начинают ощущать на себе социальное давление мигрантов, оказыва-

ются подвержены безработице и на потенциальные рабочие места которых приходят мигранты.

В 2013 года в Берлине была основана «Альтернатива для Германии», главным вопросом политической повестки которой было сосредоточено на кризисе евро. С конца лета 2015 года ситуация изменилась: руководство партии с растущим потоком беженцев в Германию взяло чёткий курс против «Большой коалиции» (Лозунг: «Меркель должна уйти»). «Правый поворот» партии оформился на программном съезде партии в мае 2016 года в Штутгарте и воплотился в новый программный лозунг - «Ислам не для Германии» и является альтернативой позиции правящей партии ХДС/ХСС, которая в отношении иммигрантов-мусульман говорит о «германизации ислама» и предлагает формировать новую национально-государственную идентичность в рамках утверждения: «Мусульмане являются частью германской нации» [20].

«Альтернатива для Германии» с результатом 12,6% заняла третье место на парламентских выборах в Германии, состоявшихся в сентябре 2017 года. Эта партия, не прошедшая в парламент на предыдущих выборах (4,7%), одномоментно становится третьей по значению фракцией в Бундестаге и свою локальную победу одерживает за счет активного протестного голосования недовольных миграционной политикой Ангелы Меркель жителей востока страны.

Президентские выборы во Франции 2017 года продемонстрировали растерянность французов, почти в равной степени отдавших свои голоса сразу четырём кандидатам с разными позициями. Представительница правой силы «Национальный фронт» Марин Ле Пен в первом туре получила 21,3% голосов. Во втором туре ее поддержали 33,9% избирателей. «Национальный фронт» выступает против миграции, за сохранение французской культуры, ограничение абортов и возвращение смертной казни.

Результатом для правой националистической партии «Австрийская партия свободы» (АПС) досрочных выборов в парламент Австрии стало второе место с 27,4% голосов, отстав от консервативной партии «Австрийская народная партия» всего на 4% голосов. АПС так же, как и «Национальный фронт» выступает за ограничение миграции и поддержку семей и традиционных гендерных ролей.

Миграция будет оставаться центральным элементом политики континента, поднимая фундаментальные вопросы о европейских обществах, бросая вызов легитимности системы и увеличивая политическую силу ультраправых.

Уже сейчас становится заметно, что миграционная политика приводит к расколу Евросоюза. Страны Восточной Европы не поддержали распределение квот на въезд мигрантов, которое предложила Европейская комиссия, как обязательное действие в рамках «чрезвычайного механизма». Результатом этого не согласия стало неподписание миграционного пакта 7 из 28 государств Евросоюза. Для государств вызывает опасения тот факт, что в будущем возможно чрезвычайные квоты будут закреплены на постоянной основе. Политические потрясения в Западной Европе варьируются от Brexit в Соединённом Королевстве до роста ультраправых партий в Германии, Франции.

Призыв к солидарности от Ангелы Меркель не имел особого эффекта, так как местные жители не довольны мощным наплывом мигрантов, одна из причин которого заключается в миграционной политике ЕС. Так, согласно Pew Research Centre 45% граждан выступили резко против мигрантов [11]. Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод, что миграционная политика является причиной, усиливающей разногласия в рамках самого европейского объединения, а также в рамках национальных государства, что, несомненно, ведёт к разрушению национально-государственной идентичности.

Антиэмигрантская риторика особенно резко проявилась в политике тех государств, через территорию которых пролегают маршруты нелегальных мигрантов. Так один из лидеров Вышеградской группы, Премьер-Министр Венгрии Виктор Орбант заявил: «В европейском парламенте на данный момент существуют два лагеря: один под предводительством Макрона, возглавляющего силы, поддерживающие иммиграцию. С другой стороны, мы стремимся остановить нелегальную иммиграцию» [16].

Сложившееся положение в Европе образует обострение обстановки и внутри европейских стран. Не каждый европеец настроен на гостеприимство. Например, согласно статистике, большинство немцев считает, что власти не справляются с таким мощным наплывом мигрантов [4]. Политика «солидарности европейцев» пока что привела только к ухудшению экономических дел в ЕС, нестабильности в обществе, а также к увеличению беспорядков в странах Евросоюза. Последствия решения Брюсселя о равномерном распределении мигрантов по государствам Европы не заставили себя ждать. Во многих странах произошли массовые акции протеста. Итальянцы, немцы и представители других государств видят в этом исламизацию Европы, и открыто выступают против этого. При дальнейшем наплыве мигрантов местные

жители будут бороться с властями, и, возможно, эта борьба перерастёт из акций протеста во что-то более серьёзное.

По подсчётам немецкого Центра экономических исследований, Германия за два года потратила на мигрантов более 50 млрд. евро, в то время как на оборону в 2017 году было выделено меньше 37 млрд. евро. Это вызывает недовольство среди местного населения. Германия разрешает беженцам приводить своих ближайших родственников в течение четырёх лет после получения статуса. Согласно данным Министерства внутренних дел, ожидается, что в Германию прибудут 4,8 новых мигрантов на каждого принятого просителя убежища.

Так же в экономическом контексте миграция влияет на национально-государственную идентичность тем, что раскалывает общество в аспекте рынка труда. Статистика агентства занятости Германии показывает, что 86% работников из стран происхождения убежища неквалифицированы и конкурируют с коренными немцами за несколько низкооплачиваемых предложений работы на рынке [14].

Это утверждение подтверждает опрос, который проводился французской компанией Opinion and marketing research company Ifop и британским агентством Populus: Согласны ли Вы с предположением о том, что иммиграция отнимает рабочие места у местных жителей? 50% опрошенных жителей Франции, 47% жителей Великобритании и 36% жителей Германии считают, что иммиграция приводит к потере рабочих мест коренными жителями их стран [8].

Под влиянием миграции происходит изменение демографической структуры населения в странах ЕС. Вклад чистой миграции в общий прирост населения в ЕС превысил долю естественного прироста с 1992 года (95% от общего прироста населения), снизившись до 58% в 2009 году и вновь вернувшись к своему пику в 2013 и 2015 гг. На 1 января 2018 года население ЕС оценивалось в 512,4 млн. человек, из которых 22,3 млн. (4,4%) не являются гражданами ЕС. Около 85,5% общего изменения численности населения произошло в результате чистой миграции, которая продолжала оставаться основным фактором, определяющим рост населения в ЕС [12].

В основном в Европу мигрируют из стран с самым высоким в регионе уровнем рождаемости (Афганистан, Сомали - 6,3 ребенка на женщину), в самой Европе фертильность европейских женщин по данным Eurostat колеблется в промежутке от 1,2 до 1,9 [10].

Таким образом, если действующие тенденции сохранятся, то в 2090-х гг. европейское население станет меньшинством в Европе, сократившись до 200-220 млн. При такой демографической динамике есть все основания говорить о том, что к концу XXI века европейская цивилизация просто физически исчезнет, растворяясь в мигрантах, пусть даже многие из них и будут новыми гражданами ЕС.

В разные времена истории понятие «Европа» было связано с различными значениями. В средние века было христианство, в наше время разнообразие в культурном отношении - является основной характеристикой. Христианство утратило свое первенство, но остаётся одним из важнейших компонентов европейской идентичности. Международная миграция не оказывает непосредственного влияния на глобальный размер религиозных групп, но со временем миграция может изменить религиозный состав каждой страны и даже целых регионов. По состоянию на 2010 год около четверти мирового христианского населения было в Европе (26%).

Ожидается, что в ближайшие десятилетия миграция изменит религиозный ландшафт Европы. Исследование, проведённое Исследовательским центром Pew, предсказывает сокращение христианского населения с 553 до 454 млн. Хотя христиане останутся крупнейшей религиозной группой в Европе, по прогнозам, они сократятся с трёх четвертей населения до менее двух третей. Ожидается, что к 2050 году почти четверть европейцев (23%) не будут иметь никакой религиозной принадлежности, и мусульмане наверстают упущенное и увеличат долю мусульман в Европе с менее чем 6% в 2010 году до более чем 10% в 2050 году [18].

Со всех сторон политического спектра на христианство ссылаются как на мотивацию для сохранения идентичности Европы - либо пропагандируя, либо нападая на гуманитарную политику открытых границ. Это две противоположные крайности реакции христианства на кризис беженцев: одна с теологией, которая подчёркивает необходимость принадлежности (где защита христианской культуры важнее веры), а другая с теологией, которая подчёркивает необходимость веры (где вера важнее защиты христианской культуры).

В 2015 году экспертами Pew Research Center было проведено исследование относительно возможного изменения религиозного состава Европы [17].

Ро^Воок - 2019 - 3 Таблица 1. Проектируемый религиозный состав Европы к 2050 году

Сценарий с миграцией, в % Сценарий без миграции, в % Разница, в %

Мусульмане 10.2 8.4 1.8

Индуисты 0.4 0.2 0.2

Буддисты 0.4 0.2 0.2

Другие конфессии 0.2 0.1 0.1

Народные религии 0.2 0.1 0.1

Иудеи 0.2 0.2 0.0

Атеисты 23.3 24 -0.7

Христиане 65.2 66.7 -1.5

Изменения этнического состава заключаются в увеличении численности и доли «новых» расовых и этнических групп населения, прежде всего в городах стран ЕС, а также в возникновении районов компактного проживания иммигрантов. Усиление этнического, религиозного, социокультурного разнообразия населения обуславливает ряд проблем и конфликтов. При таком расселении отпадает необходимость изучать новый язык, появляется этническая преступность, возникает «государство в государстве», где действуют не европейские законы.

Присутствие около 25 млн. мусульман в 28 странах Европейского Союза в настоящее время вызывает споры, споры, страх и даже ненависть. Никогда прежде мы не были свидетелями такой атмосферы взаимного подозрения между мусульманами и основными европейскими обществами. Опросы общественного мнения в Европе показывают растущий страх и противодействие Европейским мусульманам, которые воспринимаются как угроза национальной идентичности и внутренней безопасности.

Выбранная миграционная политика в 1960-х гг. рассматривала мигрантов как источник дешёвой рабочей силы для восстановления послевоенной экономики, однако дальнейшее ограничение на въезд мигрантов привело к появлению «мигрантских районов» и созданию «государства в государстве». Риски, заложенные такой политикой государства в сфере в отношении мигрантов, могли быть нивелированы только соблюдением условий возвращения мигрантов на родину по истечении какого-то времени, чего не произошло. Волна мигрантов-беженцев в 2015 году показала неспособность европейского правительства предоставить убежище и защиту населению,

пострадавшему от военных конфликтов или политических притеснений, и обеспечить безопасность собственных граждан. Всплеск беженцев такого масштаба заставил некоторых европейцев опасаться иммиграционной ситуации в своих странах. По мере того, как приток различных рас, этнических групп и национальностей меняет облик Европы, мало кто из европейцев говорит, что растущее разнообразие делает их страну лучшим местом для жизни. Таким образом, можно сделать вывод о том, что миграция является фактором кризиса национально-государственной идентичности.

Литература

1. Бурда М.А. Миграционная политика России: риски европейской миграционной модели // Миграция и межнациональные отношения в современной России. Сб. материалов Междунар. науч.-практич. конф. 2018.

2. Евгеньева Т.В., Иванова С.В., Ильина В.В. Формирование национально-государственной идентичности: проблемы, опыт, перспективы // Ценности и смыслы. 2015. №5.

3. Михалева Г.М. Миграционная политика в Европейском союзе // Вестник РГГУ. Сер.: Политология. История. Международные отношения. 2017. №1(7).

4. РИА Новости. Опрос: 81% немцев считает, что ФРГ не справляется с кризисом мигрантов // РИА новости. URL: https://ria.ru/world/20160204/1369560547.html (дата обращения 27.03.2019).

5. Туаева К.Г. Философские основы национальной идентичности // Вестник ГУУ. 2014. №8.

6. Хабермас Ю. Вовлечение другого: Очерки политической теории. СПб.: Наука, 2008.

7. European commission. URL: http://ec.europa.eu/commfrontoffice /publicopinion/index.cfm/Survey/getSurveyDetail/instruments/STANDARD/survey Ky/2180 (дата обращения 24.04.2019).

8. Europeans fear job competition from migrants // Sputniknews. URL: https://sputniknews.com/agency_news/201607121042804442-migrants-jobs-eu-locals/ (дата обращения 23.04.2019).

9. Europeans Fear Wave of Refugees Will Mean More Terrorism, Fewer Jobs // Pew Research Centre. URL: https://www.pewglobal.org/2016/07/11/europeans-fear-wave-of-refugees-will-mean-more-terrorism-fewer-jobs/ (дата обращения 18.04.2019).

10. Key figures on Europe 2018 edition // Eurostat URL: https://ec.europa.eu/eurostat/documents/3217494/9376615/KS-EI-18-101-EN-N.pdf/83c1b958-4c97-4410-b86e-91ae4b729701 (дата обращения: 25.04.2019).

11. Many worldwide oppose more migration - both into and out of their countries // Pew Research Centre. URL: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2018/12/10/many-worldwide-oppose-more-migration-both-into-and-out-of-their-countries/#more-309372 (дата обращения 23.04.2019).

12. Migration and migrant population statistics // Eurostat URL: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-

explained/index.php?oldid=244940#Migrant_population:_22.3_million_non-EU_citizens_living_in_the_EU_on_1_January_2018 (дата обращения

25.04.2019).

13. Migrants are viewed as dividing European society-poll // Sputniknews. URL: https://sputniknews.com/agency_news/201606281042056730-eu-migrants-society-sputnik-poll/ (дата обращения 24.04.2019).

14. Migrant Influx to Germany May Weigh Down Economy in Years to Come// Sputniknews URL: https://sputniknews.com/analysis/201905231075244490-germany-migrants-economy-burden/ (дата обращения 03.03.2019)

15. Notizie de paura // Carta di Roma URL: https://www.cartadiroma.org/wp-content/uploads/2018/01/Rapporto-2017_-cartadiroma_small.pdf (дата обращения 25.04.2019).

16. Pelosi G. Europa, I'asse Salvini-Orban si salda contro migranti e Macron. URL: https://www.ilsole24ore.com/art/notizie/2018-08-28/europa-l-asse-salvini-orban-si-salda-contro-migranti-e-macron-

203224.shtml?uuid=AEA05UgF&refresh_ce=1. (дата обращения 24.04.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Projected Religious Composition of Europe in 2050 // Pew Research Centre URL: https://www.pewforum.org/2015/04/02/europe/150b/ (дата обращения 24.04.2019).

18. The Future of World Religions: Population Growth Projections, 20102050 // Pew Research Centre URL: https://www.pewforum.org/2015/04/02/religious-projections-2010-2050/ (дата обращения: 24.04.2019).

19. Wilders G. https://www.aftenposten.no/meninger/kronikk/i/Ba6P7/ Nederlands-frykt-for-Eurabia--Ketil-Raknes/ (дата обращения 24.04.2019).

20. Wulff Ch. Der Islam gehort zu Deutschland // Focus. URL: http://www.focus.de/politic/deutschland/20-jahre-wende/christian-wulff-derislam-gehoert- zu-deutschland _aid_558481.html (дата обращения 01.03.2019).

References

1. Burda M.A. Migratsionnaya politika Rossii: riski evropeiskoi migratsionnoi modeli. Migratsiya i mezhnatsional'nye otnosheniya v sovremennoi Rossii. Sb. materialov Mezhdunar. nauch.-praktich. konf. 2018.

2. Evgen'eva T.V., Ivanova S.V., Il'ina V.V. Formirovanie natsional'no-gosudarstvennoi identichnosti: problemy, opyt, perspektivy. Tsennosti i smysly. 2015. №5.

3. Mikhaleva G.M. Migratsionnaya politika v Evropeiskom soyuze. Vestnik RGGU. Ser.: Politologiya. Istoriya. Mezhdunarodnye otnosheniya. 2017. №1(7).

4. RIA Novosti. Opros: 81% nemtsev schitaеt, chto FRG ne spravlyaetsya s krizisom migrantov. RIA novosti. URL: https://ria.ru/world/20160204/1369560547.html (data obrashcheniya 27.03.2019).

5. Tuaeva K.G. Filosofskie osnovy natsional'noi identichnosti. Vestnik GUU. 2014. №8.

6. Khabermas Yu. Vovlechenie drugogo: Ocherki politicheskoi teorii. SPb.: Nauka, 2008.

7. European commission. URL: http://ec.europa.eu/commfrontoffice /publicopinion/index.cfm/Survey/getSurveyDetail/instruments/STANDARD/surveyKy /2180 (data obrashcheniya 24.04.2019).

8. Europeans fear job competition from migrants. Sputniknews. URL: https://sputniknews.com/agency_news/201607121042804442-migrants-jobs-eu-locals/ (data obrashcheniya 23.04.2019).

9. Europeans Fear Wave of Refugees Will Mean More Terrorism, Fewer Jobs. Pew Research Centre. URL: https://www.pewglobal.org/2016/07/11/europeans-fear-wave-of-refugees-will-mean-more-terrorism-fewer-jobs/ (data obrashcheniya 18.04.2019).

10. Key figures on Europe 2018 edition. Eurostat URL: https://ec.europa.eu/eurostat/documents/3217494/9376615/KS-EI-18-101-EN-N.pdf/83c1b958-4c97-4410-b86e-91ae4b729701 (data obrashcheniya: 25.04.2019).

11. Many worldwide oppose more migration - both into and out of their countries. Pew Research Centre. URL: https://www.pewresearch.org/fact-

tank/2018/12/10/many-worldwide-oppose-more-migration-both-into-and-out-of-their-countries/#more-309372 (data obrashcheniya 23.04.2019).

12. Migration and migrant population statistics. Eurostat URL: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-

explained/index.php?oldid=244940#Migrant_population: _22.3_million_non-

EU_citizens_living_in_the_EU_on_1_January_2018 (data obrashcheniya 25.04.2019).

13. Migrants are viewed as dividing European society-poll. Sputniknews. URL: https://sputniknews.com/agency_news/201606281042056730-eu-migrants-society-sputnik-poll/ (data obrashcheniya 24.04.2019).

14. Migrant Influx to Germany May Weigh Down Economy in Years to Come// Sputniknews URL: https://sputniknews.com/analysis/201905231075244490-germany-migrants-economy-burden/ (data obrashcheniya 03.03.2019)

15. Notizie de paura. Carta di Roma URL: https://www.cartadiroma.org/wp-content/uploads/2018/01/Rapporto-2017_-cartadiroma_small.pdf (data obrashcheniya 25.04.2019).

16. Pelosi G. Europa, I'asse Salvini-Orban si salda contro migranti e Macron. URL: https://www.ilsole24ore.com/art/notizie/2018-08-28/europa-l-asse-salvini-orban-si-salda-contro-migranti-e-macron-

203224.shtml?uuid=AEA05UgF&refresh_ce=1. (data obrashcheniya 24.04.2019).

17. Projected Religious Composition of Europe in 2050. Pew Research Centre URL: https://www.pewforum.org/2015/04/02/europe/150b/ (data obrashcheniya 24.04.2019).

18. The Future of World Religions: Population Growth Projections, 2010-2050. Pew Research Centre URL: https://www.pewforum.org/2015/04/02/religious-projections-2010-2050/ (data obrashcheniya: 24.04.2019).

19. Wilders G. https://www.aftenposten.no/meninger/kronikk7i/Ba6P7/ Nederlands-frykt-for-Eurabia--Ketil-Raknes/ (data obrashcheniya 24.04.2019).

20. Wulff Ch. Der Islam gehort zu Deutschland. Focus. URL: http://www.focus.de/politic/deutschland/20-jahre-wende/christian-wulff-derislam-gehoert- zu-deutschland _aid_558481.html (data obrashcheniya 01.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.