Научная статья на тему 'Повышение творческой активности в процессе цветовосприятия в ходе обучения студентов художественно-графических факультетов'

Повышение творческой активности в процессе цветовосприятия в ходе обучения студентов художественно-графических факультетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧИСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ДИЗАЙН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Е. В.

The article contains a brief review of activation of the creative process in the sphere of educational activity, using color preferences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение творческой активности в процессе цветовосприятия в ходе обучения студентов художественно-графических факультетов»

Математические структуры и моделирование 2004, вып. 13, с. 182-185

УДК 378.147:535.6

ПОВЫШЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ

Е.В. Морозова

The article contains a brief review of activation of the creative process in the sphere of educational activity, using color preferences.

По-прежнему актуальной остается проблема подготовки педагогических кадров на художественно-графических факультетах, т.к. не во всех художественных вузах принимаются все необходимые меры для улучшения учебно-воспитательной работы, овладению профессиональным мастерством с учетом отечественного и мирового опыта, новейших технологий активизации творческой деятельности.

Вопросы творчества и его места в системе формирования личности, проблемы развития творческих способностей, активизации ее потенциала в процессе деятельности освещены в исследованиях О.В.Афанасьева, Л.С.Выготского, И.Е.Игнатьева, А.Н.Леонтьева, Н.С.Лейтеса, Б.Т.Лихачева, Я.А.Пономарева,

С.Л.Рубинштейна, Б. М.Теплова, П.М.Якобсона и др. Теоретические вопросы активизации творческой деятельности освещаются в работах А.Д.Алехина, Н.С.Боголюбова, С.Е.Игнатьева, В.В.Корешкова, В.С.Кузина, Н.Н.Ростовцева, А.С.Хворостова, Е.В.Шорохова.

Активизация и развитие творческих способностей студентов, в настоящее время, один из важных аспектов профессиональной подготовки будущего учителя. Необходимо учитывать не только интеллектуальное, но и психологическое развитие, которое формирует устойчивую творческую деятельность.

Это нацеливает на глубокое и всестороннее исследование существующей методики преподавания изобразительного искусства, определения путей ее усовершенствования на основе передового опыта отечественной и мировой науки и культуры.

Большой интерес представляет формирование восприятия цвета в процессе обучения дизайну. Так как восприятие цвета - это сложный психофизиологический процесс, проходящий последовательно на различных уровнях, от физического до эстетического и философского, то необходимо учитывать все особенности и закономерности, оказывающие влияние на процесс обучения.

© 2004 Е.В. Морозова

Омский государственный педагогический университет

Математические структуры и моделирование. 2004. Вып. 13.

183

Проблема цвета остается актуальной для всех, кто профессионально связан с его использованием. Наука о цвете существует, но рассеяна по многочисленным источникам, несмотря на то, что цвет используется в самых разнообразных отраслях науки, материального производства, во всех жанрах искусства. Трудно назвать область человеческой деятельности, к которой цвет не имел бы никакого отношения. Это дает повод для поиска новых решений.

До сих пор преподавание цвета в российских вузах находится в рамках традиций, заложенных в начале XX века. Отличается учебными программами по композиции с учетом специфики вуза (архитекторы, дизайнеры, модельеры и т. д.). Наиболее обстоятельные методические разработки в цветовом проектировании для студентов художественных вузов выполнены Л.Ф.Артюшиным, А.В.Ефимовым, В.Н.Козловым, К.А.Кондратьевой, Л.Н.Мироновой, И.Н.Савельевой.

В области науки о цвете накоплена значительная по объему информация, однако отсутствует единство в рассмотрении процессов восприятия цвета, сама наука разделена на отдельные отрасли знания.

И.Ньютон выделял объективную (физическую) и субъективную (чувственные восприятия) части науки.

У Э.Геринга деление учения о цвете на три области: физическую, физиологическую, психологическую.

А.П.Ершов и А.А.Хархаров рассматривают теоретические и практические вопросы восприятия, воспроизведения и изменения цвета [3].

С.В.Норенков выделяет новые аспекты теории и практики цвета: цветоги-гиена, цветотерапия, стандартизация и нормирование цвета, цветовая композиция, семиотика, эстетика цвета и др. Ставит задачу собрать многообразные, но разрозненные сведения о цвете в единой науке [4].

Л.Н.Миронова и А.Г.Устинов обосновывают самостоятельный статус эстетики и семантики цвета [5,7].

Эволюция цвета на основе историко-культурного анализа рассматривается в трудах И.А.Азизян и О.Е.Железняк [9].

А.П.Василевич и Р.М.Фрумкина рассматривают семантические значения слов в цветообозначениях [10].

Эмпирические исследования влияния цвета на психофизиологические и психомоторные функции человека обязаны своим появлением психологической теории цвета И.-В.Гете. Выразительность и психологичность описаний Гете и побудили исследователей проверить некоторые из его предположений.

Эмпирические данные свидетельствуют, что цвет оказывает определенное воздействие на многие физиологические и психологические функции человека, на его эмоциональное состояние (В.М.Бехтерев, К.Гольдштейн,

Р.Джерард, В.П.Казначеев, М.Люшер, А.С.Новомейский, Л.П.Урванцев, Г.Фрилинг, А.Л.Чуприков, В.К.Шеварева, А.М.Эткинд и др.). Это позволило создать методики цветовой диагностики и разработать рекомендации по применению цвета в области дизайна, архитектуры, рекламы и пр.

Полученные знания позволяют осуществлять дифференцированное, точное, эффективное цветовое воздействие в целях оптимизации функциональных со-

184

Е.В. Морозова. Повышение творческой активности...

стояний человека, повышения работоспособности и творческой активности с учетом индивидуальных особенностей студента.

Так, Е.А.Соловьевой [17]. предложен способ реализации цветового воздействия с помощью очков с цветными фильтрами.

Изучение знаково-символического содержания цветовых образов могут быть использованы в качестве средства развития образного восприятия, необходимого в сфере дизайнерской деятельности. Изучение состояния методики обучения цветоведению показало, что деятельность студентов направлена на разработку дизайна в материале без учета психофизиологических особенностей субъекта. Поэтому в учебной деятельности часто встречаются примеры подхода к цветоведению как средству достижения гармонии. Такой подход не может служить единственным основанием для разработки цветовой композиции объекта, даже если говорить о ее элементарных эстетических качествах. Человек - существо не только социальное, его деятельность обусловлена также факторами физиологического порядка, а его психические реакции - состоянием нервной системы.

Поэтому цветовые предпочтения зависят от физиологических свойств организма. Новейшие технологии в области психологии и медицины позволяют исследовать психофизиологические реакции человека на цвет, когда можно выявить закономерности цветовых предпочтений. Такой метод может быть полезен как дополнение к методу эстетическому в педагогической практике.

Цвет является объектом изучения сразу нескольких разделов психологии: психофизики, психофизиологии, психологии восприятия. У истоков современных представлений о восприятии цвета стояли: М.В.Ломоносов, Т.Юнг, Г.Фехнер, Г.Гельмгольц, Дж.Максвелл, Э.Геринг. Несмотря на различие в методах изучения цветового зрения, в разное время и с разными целями, изучаются закономерности возникновения цветовых ощущений и законы цветоразличения и цветопередачи.

Исследования сенсорных процессов дают нам возможность анализировать и активизировать процесс образовательной деятельности. Без использования смежных наук педагогическая практика немыслима. Особенно, значение имеет в методике преподавания изобразительному искусству тесная связь педагогики, психологии и медицины. Именно такое объединение позволяет создать благоприятные условия для овладения студентами сложным искусством восприятия цвета.

Вместе с тем, остаются нерешенными вопросы, связанные с формированием цветовосприятия в ходе учебного процесса с учетом индивидуально-психологических особенностей личности, а так же вопросы, касающиеся систематизации методов решения указанной проблемы.

Осмысленность и изобразительность восприятия цвета, в ходе обучения дизайну, зависит от соотношения между уровнем способности студента к восприятию цвета, психическими способностями его личности и методикой организации учебного процесса. Знание этой зависимости дает педагогу возможность управлять процессом обучения на основе последовательной, целенаправленной перестройки познавательной деятельности студентов.

Математические структуры и моделирование. 2004. Вып. 13.

185

Литература

1. Кузин В.С. Психология. М.: Агар, 1997.

2. Никитина А.В. Развитие творческой направленности личности будущего учителя средствами предметов эстетического цикла. - Автореф.дисс.канд.пед.наук. -Казань, 2002.

3. Ершов А.П., Хархаров А.А. Цвет и его применение в текстильной промышленности. Л.: Изд-во Ленинг-го унив-та, 1974.

4. Норенков С.В. Некоторые методологические проблемы в области научных исследований цвета // Современная наука о цвете и проблемы цветового проектирования: Материалы конференций, совещаний. М.,1989.

5. Миронова Л.Н. Пространство и цвет в истории культуры. // Техническая эстетика. 1988.

6. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск: Высшая школа, 1984.

7. Устинов А.Г. Цветовая форма. Вопросы семантики // Техническая эстетика. 1988.

N.12.

8. Жученкова С.Н. Разработка принципов программирования цвета в костюме при проектировании коллекции. - Дисс.канд.техн.наук. - М., 1995.

9. Азизян И.А. Цвет - культура - цветовая культура // Техническая эстетика. 1981.

N.5.

10. Василевич А.П. Исследование лексики в психолингвистическом эксперименте: на материале цветообозначений в языках разных систем. М.: Наука, 1987.

11. Выготский Л.С. Психология искусства. - 2-е изд. - М.: Искусство, 1968.

12. Гете В. Об искусстве. М.: Искусство, 1975.

13. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968.

14. Ростовцев И.И. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980.

15. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.

16. Красилко А.И. Психология обучения художественному творчеству. М.: Институт практической психологии, 1998.

17. Соловьева Е.А. Особенности влияния цвета на психомоторные функции человека. - Дисс.канд.псих.наук. - СПб., 1993.

18. Леонова А.Ю. Влияние фонового окружения на восприятие и различение яркости и цвета у человека. - Дисс.канд.биол.наук. - М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.