Научная статья на тему 'Фоновое окружение как фактор активизации творческой деятельности в процессе дизайна'

Фоновое окружение как фактор активизации творческой деятельности в процессе дизайна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИЗАЙН / ФОНОВОЕ ОКРУЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Е. В.

The gist of the article is in the importance of comfortable conditions in the course of educational process. Background environment is the factor which influences on creation of the students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фоновое окружение как фактор активизации творческой деятельности в процессе дизайна»

Математические структуры и моделирование 2004, вып. 13, с. 186-189

УДК 378.147:535.6

ФОНОВОЕ ОКРУЖЕНИЕ - КАК ФАКТОР АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ДИЗАЙНА

Е.В. Морозова

The gist of the article is in the importance of comfortable conditions in the course of educational process. Background environment is the factor which influences on creation of the students.

Основой активизации творческой деятельности студентов художественнографических факультетов при изучении цветоведения в дизайне является учебно-познавательная деятельность, одним из средств которой можно назвать цветовосприятие. Большую роль в развитии цветовосприятия играют эмоции и чувства. В эмоциях и чувствах человека проявляется определенное отношение к окружающим предметам и явлениям действительности.

На активизацию этих процессов значительное влияние оказывают так называемые комфортные условия, под которыми понимается совокупность факторов, положительно воздействующих на психофизическое состояние обучаемых и обеспечивающих активизацию познавательных основных процессов [1].

Комфортные условия учебного заведения - оформление аудиторий, качество дидактических материалов, что предполагает знания в области цветопсихоло-гии. При создании комфортных условий ведущую роль играют: интерьер, свет, цвет.

Таким образом, можно говорить о введении в курс цветоведения материалов по практической психологии для дизайнеров.

Природа цвета впервые была объяснена И.Ньютоном (1642-1727). В основе современных теорий цветового зрения лежит его наблюдение, что белый солнечный свет, проходя через призму, расщепляется на спектр цветов. Феномен цвета обретает физическую почву, но теряет связь с целостным миром. Цветовая теория И.-В. Гете пытается восстановить эти связи и противопоставляется теории Ньютона. Белый цвет не разложим, а цвета - это результат восприятия, физиологического по своей основе и эмоционального по своей сути. Свету противостоит тьма, а цвет находится посередине, это полусвет - полутень. Так же Гете описал характер эмоционального воздействия цвета в работе «Нравственно-чувственное действие цвета».

© 2004 Е.В. Морозова

Омский государственный педагогический университет

Математические структуры и моделирование. 2004. Вып. 13.

187

Обзор литературы, посвященной проблеме цвета, показывает, что в данной области получено большое количество эмпирических данных, и поток исследований продолжает расти. Результаты касаются различных аспектов этой проблемы (физических, физиологических, психологических, эстетических, семиотических). Проблемой влияния цвета занимались В.М.Бехтерев, И.Н.Спиртов,

С.В.Кравков, Л.А.Шварц, А.И.Изотов, В.К.Шеварева, А.С.Новомейский, Ч.Ферре, Ф.Стефанеску-Гоанга, К.Гольдштейна, Г.Фрилинга, Р.Джеральда,

В.Брауна, Л.П.Урванцев, В.П.Казначеев, М.Люшер и др.

В связи психических состояний с цветовым восприятием существует зависимость предпочтений цвета от состояний человека. Существует и обратная зависимость - воздействие цвета на состояние человека. Восприимчивость к цветовому воздействию определяется индивидуальными особенностями личности и спецификой испытываемых психических состояний.

Таким образом, можно предположить, что студент через цветовую гамму интерьера и освещенность, получает часть информации и энергии, которые воздействуют на его организм. Процесс восприятия цвета координирует активизацию остальных психических процессов.

Так, например, в своем исследовании Е.А.Соловьева отмечает, что скорость и точность арифметических операций, производимых школьниками и студентами в помещениях различной окраски и за различного цвета столами в условиях, когда эта окраска экранирована и испытуемые о ней не подозревают, зависит от цвета окраски и от времени суток. Это означает, ч то интенсивность ответных моторных, умственных и физиологических реакций человека на невизуальное воздействие цвета зависит от длины и расположения цвета на спектре и от времени суток, которое определяет характер освещения (речь идет о присущей рецепторам кожи фоточувствительности).

При естественном освещении зеленые и желтые цвета ускоряют умственную активность, красно-оранжевые и фиолетовые - замедляют. При искусственном освещении лампами накаливания - наоборот. При этом отмечается следующая закономерность - кривые интенсивности цветных стимулов и ответных моторных, умственных и физиологических реакций человека в ночное время и при лампах накаливания противоположны кривой действия и реакции индивида при естественном и искусственном дневном освещении. При дневном освещении наиболее благоприятно на организм и психику человека действуют голубая, зеленая и желтая окраска рабочих мест и стен. При лампах накаливания ночью наиболее благоприятно действуют красные и фиолетовые цвета [2].

Однако в педагогике психология цвета до сих пор не получила должного внимания, несмотря на большое количество фактических данных психологического и физиологического воздействия цвета.

В процессе учебной деятельности, в зависимости от целенаправленной выразительности фонового окружения эмоциональное состояние повышается, что приводит к активизации творческой деятельности студентов.

Для успешного решения проблемы подготовки студентов художественнографических факультетов в процессе преподавания дизайна необходимо также использовать дидактические материалы, которые отвечают современным тре-

188

Е.В. Морозова. Фоновое окружение - как фактор активизации...

бованиям высшей школы.

Философское, психологическое и дидактическое обоснование принципа наглядности сделано великим классиком педагогики К.Ф.Ушинским. Этот принцип был положен в основу разработки различных современных педагогических систем и методик.

Основоположенники «наглядного обучения» Н.Н.Анисимов, Г.В.Беда, А.И.Васильев, С.Е.Игнатьев, В.А.Королев, Н.В.Одноралов, А.С.Пучков, Н.Н.Ростовцев, А.С.Рындин, А.М.Серов, А.В.Славин, Б.Г.Смирнов, А.Е.Терентьев, А.В.Триселев, Е.В.Шорохов и др. - иллюстрирующие содержание, учебные таблицы, демонстрационные модели.

Существует достаточное количество теоретического материала посвященного различным аспектам активизации обучения дизайну посредством наглядных пособий. Тем не менее, не исследовалась проблема активизации процесса обучения с использованием в наглядности методов повышения цветовосприятия.

Чем тоньше, полнее чувствует студент особенности учебного задания в процессе дизайна, тем выразительнее в его изображениях целостность и гармоничность цветовых сочетаний. Таким образом, наглядность в упражнениях, с тонкими нюансными сочетаниями определенных цветов является источником творческого вдохновения, эмоционального настроя студента в процессе обучения.

При обучении студентов положительная реакция на цвет, несомненно приводит к выразительности изображения. Учебное задание может быть понято и выполнено только на основе активной реакции зрительно воспринимаемых стимулов, вызываемых цветом, имеющих непосредственное отношение к наглядным пособиям.

Цветовосприятие неразрывно связано с мышлением. Цвета в наглядных пособиях, воспринимаемые непосредственно особенностью мышления студента, выступают как наделенные рядом признаков, отраженных в его понятиях.

Активизация ощущения цвета, творческого воображения и мышления, эмоционального усиления зрительного восприятия цвета - факторы, обеспечивающие овладение знаний, умений и навыков в процессе дизайна.

Поиск цветового решения зависит от поставленных задач. Этот поиск связан с началом творческой деятельности студента. Однако, в процессе формирования восприятия цвета этого недостаточно, педагогу необходимо дать специальную установку на готовность познания. Необходимо активно использовать современные наглядные пособия, где цветовая гамма применяется правильно, с учетом определенного момента подачи материала, времени воздействия определенным цветом, частоту сменяемости проекционного материала. Это значительно повышает эффективность производительности психических процессов. И если качество функционирования этих процессов повысится, то повышается эффективность процесса обучения.

Нельзя эффективно работать со студентами и развивать их творческие способности, не представляя тех закономерностей, по которым развивается их психика, тех принципов, по которым формируется цветовосприятие, не владея методами его организации, не учитывая индивидуальных особенностей студента.

Математические структуры и моделирование. 2004. Вып. 13.

189

Литература

1. Миронова Л.Н. Семантика цвета в эволюции психики человека. М., 1993.

2. Никандров Н.Д. Об оптимизации учебной деятельности. // Вест.высш.шк. 1983.

N.8.

3. Выготский Л.С. Развитие высших психологических функций. М.: изд-во АПН, РСФСР, 1960.

4. Ефременкова И.И. Цветовая активизация познавательных психических процессов в учебной деятельности курсантов ВМУЗ. Автореф.дисс.канд.пед.наук. Пет-родворец, 2001.

5. Соловьева Е.А. Особенности влияния цвета на психомоторные функции человека. - Дисс. канд. псих. наук. СПб., 1993.

6. Никитина А.В. Развитие творческой направленности личности будущего учителя средствами предметов эстетического цикла. - Автореф.дисс.канд.пед.наук. Казань, 2002.

7. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968.

8. Красилко А.И. Психология обучения художественному творчеству. М.: Институт практической психологии, 1998.

9. Леонова А.Ю. Влияние фонового окружения на восприятие и различение яркости и цвета у человека. - Дисс.канд.биол.наук. М., 2000.

10. Кузин В.С. Психология. М.: Агар, 1997.

11. Узнадзе Д.Н.Психологические исследования. М.: Наука, 1966.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.