Научная статья на тему 'Повышение точности трехосного гиростабилизатора устранением боковой чувствительности поплавкового гироскопа'

Повышение точности трехосного гиростабилизатора устранением боковой чувствительности поплавкового гироскопа Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
101
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИРОСТАБИЛИЗИРОВАННАЯ ПЛАТФОРМА / ДВУХКАНАЛЬНАЯ АВТОКОМПЕНСАЦИЯ / ПОПЛАВКОВЫЙ ГИРОСКОП / GYROSTABILIZED PLATFORM / DOUBLE CHANNEL AUTOINDEMNIFICATION / FLOAT GYROSCOPE

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Ковалец О. Я.

Проводится анализ возможности уменьшения дрейфа трехосной гиростабилизированной платформы использованием по каждому каналу стабилизации вместо одногодвух поплавковых гироскопов, соединенных электромеханически. Доказана эффективность метода двухканальности при угловом движении фюзеляжа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of possibility of diminishing of drift of triaxial gyrostabilized platform using on every channel of stabilizing in place of onetwo float gyroscopes, united electromechanics, is conducted. Efficiency of method of double channel at angular motion of fuselage is wellproven

Текст научной работы на тему «Повышение точности трехосного гиростабилизатора устранением боковой чувствительности поплавкового гироскопа»

Здшснюеться aHaMi3 можливостi змен-шення дрейфу mpueicHoi гiростабiлiзованоi платформи шляхом використання в кожному каналi стаб^заци заметь одного -двох поплавцевих гiроскопiв, як з'еднат електромехатчно. Доведена ефективтсть метода двохканальностi за кутового руху фюзеляжа

Ключовi слова: гiростабiлiзована платформа, двохканальна автокомпенсащя,

поплавцевий гiроскоп

□-□

Проводится анализ возможности уменьшения дрейфа трехосной гиростабилизиро-ванной платформы использованием по каждому каналу стабилизации вместо одного

- двух поплавковых гироскопов, соединенных электромеханически. Доказана эффективность метода двухканальности при угловом движении фюзеляжа

Ключевые слова: гиростабилизированная платформа, двухканальная автокомпенсация, поплавковый гироскоп

□-□

The analysis of possibility of diminishing of drift of triaxial gyrostabilized platform using on every channel of stabilizing in place of one

- two float gyroscopes, united electromechani-cs, is conducted. Efficiency of method of double channel at angular motion of fuselage is well-proven

Keywords: gyrostabilized platform, double

channel autoindemnification, float gyroscope -□ □-

УДК 629.7.054

ПОВЫШЕНИЕ ТОЧНОСТИ ТРЕХОСНОГО ГИРОСТАБИЛИЗАТОРА УСТРАНЕНИЕМ БОКОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ПОПЛАВКОВОГО ГИРОСКОПА

О.Я. Ковалец

Ассистент

Кафедры биотехники и инженерии Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт» пр-т Победы, 37, г. Киев, Украина, 03056 Контактный тел.: (044) 454-94-51 E-mail: karachun1@gala.net

1. Введение

Исследования относятся к области прикладной гироскопии и посвящены анализу уменьшения величины дрейфа трехосной гиростабилизированной платформы использованием по каждому каналу схем со структурной избыточностью на основе прямого применения принципа двухканальности Б.Н. Петрова. В предлагаемом аспекте изучения явления, исследования не проводились.

Сосредотачивается внимание на главном факторе ухудшения параметров ГСП - наличии боковой чувствительности гироскопов по каждому каналу стабилизации. Особо выделено явление присутствия постоянной составляющей сигнала чувствительных элементов при детерминированном характере угловых колебаний корпуса летательного аппарата.

2. Анализ состояния проблемы и постановка задачи исследований

Гиростабилизированные платформы нашли широкое применение на подвижных объектах различного

класса. Это ракеты-носители, спутники, тактическая палубная авиация, стратегическая бомбардировочная авиация, надводные и подводные корабли, боевые машины, палубная артиллерия и многие другие, в том числе, средства обороны. Основная задача, решаемая ГСП, состоит в построении на подвижном объекте, в общем случае, триортогональной системы координат заданной привязки и требуемой точности. Особенно важны эти характеристики для устанавливаемых на них оптико-электронных приборов, гирокомпасов, гиротеодолитов, приборов ночного видения, оптических головок инфракрасного самонаведения и многих других.

Вместе с тем, в работах Б.И. Назарова и других авторов с очевидностью доказано, что трехосная стабилизированная платформа все же подвержена действию внешних, гармонических или случайных, возмущений, приводящих к собственным уходам относительно всех трех осей, что порождено, главным образом, наличием перекрестных связей между каналами стабилизации [1]. Наиболее существенное влияние на величину дрейфа платформы оказывают перекрестные связи по гироскопическим моментам ( -Н1оюу , -Н2тюх , -Н3%юу ), возникающие при отклонении гиромоторов относительно осей их

подвеса. Ограничимся, поэтому, изучением вопроса повышения точности ГСП именно в этом аспекте - уменьшением влияния перекрестных связей.

Как известно, влияние перекрестной угловой скорости может быть в известной мере устранено использованием двухроторных приборов, либо гироскопов с принудительным возвратом на нуль, а также применением электрической пружины [2]. Недостатки этих методов достаточно подробно проанализированы в литературе.

Оценим возможности методов автокомпенсации для повышения точности ГСП. Очевидно, что использование метода принудительного вращения опор кар-данова подвеса гироскопа, строго говоря, нецелесообразно, т.к. исключает возможность использования поплавковых приборов. Метод принудительного вращения двухстепенных гироскопов также непригоден из-за возникновения в этом случае гироскопических моментов, приводящих к дополнительным погрешностям приборов. К тому же, компенсация этих моментов усложняет практическое применение метода [3]. Основным же недостатком метода реверсирования вектора кинетического момента является компенсация уходов гироскопов лишь в среднем за период реверса.

Возможность повышения точности построения стабилизированной в пространстве площадки оценим путем уменьшения погрешностей ее гироскопических чувствительных элементов. Средством достижения поставленной цели выберем метод двухканальности [4, 5]. Кроме несомненных достоинств, этот метод, к сожалению, не лишен и недостатков, которые проявляются, с одной стороны, в виде двукратного увеличения габаритов и веса, с другой - всего лишь в осреднении проявления внутренних помех гироскопов. Второй недостаток, между тем, легко устраняется известными конструкторско-технологическими методами, например, использованием поплавкового подвеса и точной балансировкой гироузла.

3. Уравнения движения ГСП и приближенные решения.

Гироскопы с дифференциальным выходом

Известно [1], что гироскопические стабилизаторы, построенные на базе поплавковых интегрирующих гироскопов, имеют уходы, значительно превышающие собственный уход таких гироскопов в условиях неподвижного основания. Такое увеличение объясняется, в первую очередь, влиянием на них угловых колебаний стабилизированной платформы. Как было установлено Б.И. Назаровым [6] и С.С. Арутюновым [7], особенно значительными уходы интегрирующих гироскопов становятся в случае угловых колебаний основания вокруг двух или трех его осей с близкими или одинаковыми частотами.

Проанализируем схемную возможность уменьшения влияния угловых колебаний стабилизированной платформы на величину собственного ухода интегрирующего гироскопа и, следовательно, стабилизатора.

Детерминированные возмущения. Кинематическая схема трехосной гиростабилизированной платформы с использованием двух гироскопов в каждом канале стабилизации приведена на рис. 1.

В соответствии с этой схемой, линеаризованные уравнения движения платформы имеют вид [1, 8]:

Аю х + х- н11° 1 + н12° 2- к1р1 (а1- а2) = мх;

С'1сг1 + ^а 1 + Ниюх = Мг11 - Н11о1юу;

С'2°2 + 2 - Н12® х = МЙ2 + Н12°2®у ;

ВЮу + £уЮу + Н21Т1 - Н22Т 2 + к2р2 (т - Т2) = Му;

С2Л + - н21® у = Ч21- н21т1®х; С22т2 + £,2т2 + Н22юу = Мг22 + Н22т2юх;

СЮz + + Н31% 1 - Н32%2 + к3р3 (%1 - %2 ) = М2;

с31%1 + ^х 1- н31^ = Мх31- н31%1® у;

^2 + ^32^2 + Н32® = Мх32 + Н32У2®у , (1)

где А,В,С- моменты инерции платформы совместно с подвесом относительно осей X ^ ^ соответственно; 4, 4, ^ (1 = 1,2)- коэффициенты моментов вязкого трения на осях платформы и осях подвеса гироскопов; юх, юу, юz - проекции угловой скорости платформы на оси X ^ ^ ; а,т,%-углы прецессии гиромоторов; С'1,С21,С31 - моменты инерции гиромоторов относительно осей прецессии; Н11, Н21, Н31 - кинетические моменты роторов гиромоторов; Mx,My,Mz - проекции внешних моментов на оси стабилизации;

Рис. 1. Кинематическая схема трехосной гиростабилизированной платформы с двухканальной автокомпенсацией влияния внешних помех

Мх11,Му21,Мй1 - проекции внешних моментов на оси прецессии; (а1 -а2), Б2(т1 -т2), Б3 (%1 -%2) - функции, характеризирующие зависимость между моментами стабилизирующих двигателей и соответствующими углами прецессии;

М^ = - С'Д - МТ1^па1 + М 11;

Mz2i = -С2^ - MT2isignTi + М 21;

Мх31 = -С31®х - Мт3да1 + М 31; 1 = 1,2. (2)

Считаем Mx,My,Mz заданными гармоническими функциями времени:

Mx = MXsinYjt; My = Mjsin(y2t + n); Mz = M0sin (y 3t + e).

Ограничимся рассмотрением только двух связанных каналов стабилизации, которым соответствуют первые шесть уравнений системы (1). Решения их будем искать методом последовательных приближений в виде:

шх = шХ + %j +...; а2 = G0 + 5"+...;

Шу =шу + #1 +...; Tj =т0 +...;

СТ1 = а0 +5J +...; т2 =T0 .... (4)

Первое приближение. В первом приближении уравнения двух каналов стабилизации распадаются на следующие две несвязанные подсистемы:

АшХ + ГхшХ - НцС? + Hj2c2 - kjFj (а? - о») = Mx;

Cíjd? + fjjO? + НишХ = 0;

С1о02 + fioóS — HX = 0 ;

12^Х •0

Вшу + (ушу + H2jT? - H22t2 + k2F2 (t? - T0) = M

-y+W

C2jT0 + Í2iT? - H2X = 0; C22T2 + (22T2 + Н22Шу = 0 .

(5)

(6)

Решения систем уравнений (5) и (6) при гармонических воздействиях легко получить используя частотные характеристики системы -

шХ = МХА1 (y 1) Sin

о0 = МХА2 (y 1 )sin о2 = МХА3 (y 1) sin

Y 1t + Ф1 (Y 1]

Y 1t + Ф2 (Y

Y 1t + Ф3 (Y шу = муА4 (y 2 Wy 2t + Ф4 (Y 2

t0 = МуА5 (y 2) sin t2 = МуАб (y 2 )sin

■ni;

Y 2t + Ф5 (Y 2 ) + П

Y 2t + Фб (Y 2 ) + П

(7)

где А1 (у 1), А1 (у2), ф1 (у 1), ф1 (у2) - соответственно амплитудно-частотные и фазово-частотные характеристики тракта между входным воздействием и рассматриваемой выходной величиной (1 = 1,2,3,4,5,6).

Структурные схемы платформы в линейном приближении представим на рис. 2. Связи, обозначенные пунктиром - общая жесткая отрицательная обратная связь.

Рис. 2. Блок-схема двух каналов стабилизации. Первое приближение

В соответствии со структурными схемами, передаточные функции платформы имеют вид:

шх _ (С1Р2+^(с^2+М.

мх(р) а

О0 _-Нц (C'2P2 + Í12P).

мх(р)

H12 (CÍ1P2 + fup) .

Мх(р) а

шу =(C21P2 + f21P)(C22P2 + f22P) ;

Му(р) = в

T0 = H21 (C22P2 + Í22P) ; Му(р) в

т0 _ H22 (C21P2+f21p)

Ф1(р) = Ф2(Р) = Фз(Р) = Ф4(Р) =

Ф5(Р) =

Ф6(р) = = "22v~21r -ж, , (8)

^ Му(р) в ^

где

а = ACÍ1C2P5 +(ACÍ1Í12 + ACf + CÍ1C121; )p4 + + (Af11f12 + СиУх +

+^2^ + C2H1 - C'H )p3 + [1111121Х + C'12H11k1W1'(p) -

-c11H12k1w;(p)+- f^] p2 +; +[Í12k1w;(p)H11 - fnk1wr(p)H12 ]p в = BC21C22p5 + (ВС^22 + BC22f21 + C21C22fc)p4 +

+ (Bf21f22 + C21f22fC +

+C22f21fC + C22H21 - C21H22) p3 + [f21f22fC + C22H21k2W'(p) -

-C'21H22k2WÍ(p) + f22H21 - f21H22 ] p2 + ; + [f22k2W2(p)H21 - ^W^^]p

(9)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^1(р) , ^(р) , W2/(p) , - передаточные функ-

ции цепей стабилизации, являющиеся изображениями функций Fl (а0), Fl (а2), F2 (т0), F2 (т2); передаточные функции (8) составлялись в предположении линейности характеристик стабилизирующих двигателей.

Из выражений (7) следует, что постоянных составляющих угловых скоростей шх и шу первое приближение не дает.

Второе приближение. С учетом соотношений (4), уравнения второго приближения запишем в виде:

А%1 + 4%1 - Ни§1 + H12S1' - k1F1 (51 - 51') = Мх; C1151 + fn51 + Ни%1 = MZ11 - Нцо0шу; C1251' + f125"- H12%1 = Mz12 + Н12о2шу; ву + fyy, + H2lt, 1 - H22^'+ k2F2 (^ - ^ = My ; C2& + f21i;;- H2ly = Mz21 - H21T0«X ; C'JZ+ Н22У1 = Mz22+н22т0шХ .

(10)

Подставляя значения (2), (7), в уравнения (10) и выделяя постоянные составляющие моментов, обусловленные наличием перекрестных связей, определим угловые скорости ухода платформы относительно осей стабилизации -

у

<=х; =

1

- 2Н11МХМУА2 (Y i)A4 (Y 2 )C0S (ф2 -ф4-n)-C1A -- MT11signö0 + МдИ ] Ф7(0) -

-humxa (y !) а4 (y 2 )x

cos(фз-ф4-n)-О, - ^signö2 + МД12] ф8(0); (11) 1

H^M^A, (y , )A5 (y 2 )cos (ф, -ф5 -n)- C2,cb z -

ю* = y; =

2

-MT21signt0 + Мд21 ] Ф9(0)-

1

- 2H22MxA6 (y 2 )Ai (Y1 )x

cos^ -Фб-n)-C22™z - MT22signT2 + Мд22] Фи(0) , (12) где

Фу(Р) =

Ф8(Р) =

= X1(p) =(C'2P2 + f12P)[H11P + k1W1(P)] .

мПН(Р) а

X1(p) (о2 + fnp)[-H12P + к^Др)]

Mzn12(p) а

У (p) (q2p2+f22p) [-H21p+k2w2(p)]

M£i(P) ß

_ У (p) _ (C2iP2 + f2!P)[H22p + k2W2"( p)]

мп22(р) р

МП, = мг11 + ЫцоЭД; МП21 = мг21 + Ы^«; (1 = 1, 2). (13)

Формулы (11) и (12) получены в предположении равенства частот у1 и у 2 возмущающих моментов Мх и Му . При большом различии у 1 и у2 уходы платформы имеют характер колебаний разностной и суммарной частот.

Как видно из выражений (11) и (12), применение двух гироскопов по каждой оси стабилизации позволяет значительно уменьшить собственные уходы платформы, обусловленные перекрестными связями по гироскопическому моменту. В случае равенства параметров гироскопов (за исключением знаков кинематических моментов, т.е. Ы11 = -Ы12 = Ы1 ) первые слагаемые в выражениях (11) и (12) превращаются в

нули и погрешности ГСП будут определяться лишь вредными моментами, действующими по осям прецессии гироскопов.

4. Выводы

Построенные расчетные модели позволяют не только проанализировать и численно оценить степень влияния перекрестных связей по каналам стабилизации, но и обобщить выводы в плане целесообразности применения того, или иного, метода автокомпенсации вообще.

Литература

1. Назаров, Б.И. О погрешностях гиростабилизаторов [Текст] / Б.И. Назаров // Техническая кибернетика. - 1963. - №2. - С. 71-75.

2. Ткачев, Л. И. Системы инерциальной ориентировки

[Текст]: уч. пособие / Л.И. Ткачев: МЭИ, 1973. - 213 с.

3. Ковалец, О.Я. Влияние дифракционных явлений на по-

грешность системы коррекции гирогоризонта [Текст] / О.Я. Ковалец // Вюник НТУУ «КП1»: Серiя ПРИЛА-ДОБУДУВАННЯ. - 2009. - Вип. 38. - С. 10-16.

4. А.с. 256045 СССР, МПК G01p. Гиротахометр [Текст] /

Одинцов А.А. (СССР). - 1200779/18-10; заявл. 22.11.67; опубл. 04.11.69, Бюл. №34. - 1с.: ил.

5. Мельник, В.Н. Нелинейные колебания в полиагрегатном

подвесе гироскопа [Текст]: моногр. / В.Н. Мельник, В.В. Карачун; Нац. техн. ун-т Украины «КПИ». - К.: «Корнейчук», 2008. - 104с. - Библиогр.: с. 80-82. - ISBN 978-966-7599-48-5.

6. Назаров, Б. И. О погрешностях двухстепенного интегри-

рующего гироскопа, вызванных колебаниями основания [Текст] / Б.И. Назаров // Изв. ВУЗов СССР, «Приборостроение». - 1960. - Т.3, № 6. - С. 17-24.

7. Арутюнов, С.С. О погрешностях двухстепенного интегри-

рующего гироскопа, вызванных угловыми колебаниями объекта [Текст] / С.С. Арутюнов // Изв. ВУЗов СССР, «Приборостроение». - 1959. - № 2. - С. 15-19.

8. Одинцов, А.А. Об уменьшении погрешностей гиростаби-

лизаторов от перекрестных связей [Текст] / А.А. Одинцов, В.В. Карачун // Прикл. механика. - 1973. - Т. IX, вып. 10 - С. 112-118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.