Научная статья на тему 'Повышение социально-экономического потенциала региона в развитии конкурентных преимуществ предприятий регионального производственного комплекса'

Повышение социально-экономического потенциала региона в развитии конкурентных преимуществ предприятий регионального производственного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
914
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ / РЕГИОН / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / POTENTIAL / THE REGION / COMPETITIVE ADVANTAGES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шидов А. Х., Батова Б. З.

В статье рассмотрены понятие социально-экономического потенциала региона, определены его основные компоненты. Оценены факторы и условия, определяющие конкурентные преимущества региона, а также источники их формирования. Разработан алгоритм оценки конкурентного потенциала региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving socio-economic potential in the development of competitive advantages of enterprises of the regional industrial complex

The concept of social and economic potential of region is investigated, its basic components are defined. Factors and the conditions defining competitive advantages of region, and also sources of their formation are estimated.

Текст научной работы на тему «Повышение социально-экономического потенциала региона в развитии конкурентных преимуществ предприятий регионального производственного комплекса»

TERRA ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3

маО0ДГёа й!Оёаё0Г1-уё1Г11ёхДйё1А1 ПОАГОЁАЁА D№TA A DAgAЁ0ЁЁ ёПШАГОГОО ''ШЮОДЙОА 'Ш'ШОЁЁ ОДАЁ1ГАЁ0ПА1 ''МСАіАЙОААГГіАі ЁШ'ЁДЁЯА

ШИДОВ А.Х.,

доктор экономических наук, профессор, завкафедрой «Бухгалтерский учет и аудит», ГОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет

им. Х.М. Бербекова», 360004, Нальчик, ул.Чернышевского, 173;

БАТОВА Б.З.,

старший преподаватель, ГОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет

им. Х.М. Бербекова», 360004, Нальчик, ул.Чернышевского, 173

В статье рассмотрены понятие социально-экономического потенциала региона, определены его основные компоненты. Оценены факторы и условия, определяющие конкурентные преимущества региона, а также источники их формирования. Разработан алгоритм оценки конкурентного потенциала региона.

Ключевые слова: потенциал; регион; конкурентные преимущества.

The concept of social and economic potential of region is investigated, its basic components are defined. Factors and the conditions defining competitive advantages of region, and also sources of their formation are estimated.

Keywords: potential; the region; competitive advantages.

Коды классификатора JEL: R11, R58.

Экономический потенциал представляет собой не только совокупность экономических средств, источников и запасов общества для реализации конкретных целей, но и интеллектуальный потенциал общества, реализованный посредством высокого профессионализма и современного образовательного уровня. В связи с этим потенциал региона является социально-экономическим. Основными элементами социально-экономического потенциала являются: природно-ресурсный, природноклиматический, демографический, производственный, инфраструктурный, институциональный, инновационный, инвестиционный, информационный, устойчивая взаимосвязь между которыми и наличие единства целей позволяют рассматривать социально-экономический потенциал регионов как целостную систему.

© А.Х. Шидов, Б.З. Батова, 2010

Каждый компонент является, с одной стороны, обособленной сложной системой, а с другой — элементом целостного социально-экономического пространства России. Причем все составляющие социально-экономического потенциала должны развиваться согласованно в соответствии с развитием остальных. Так, невозможно развивать производственный потенциал без роста инфраструктурного и инвестиционного. Развитие это должно происходить на инновационной основе и сопровождаться развитием демографического и финансового потенциалов в тесном взаимодействии с процессами становления институциональной составляющей. Ускорение социальноэкономических процессов, усложнение мирохозяйственных связей обусловливают значимость развития информационных технологий, от уровня разработанности и использования которых зависит эффективность формирования предпосылок перехода к новой ступени развития России — информационному обществу. РФ в период перестройки в значительной степени утратила свой социально-экономический потенциал. Однако реализация задачи устойчивого экономического роста невозможна без его наращивания, что является в настоящее время сложнейшей научно-практической проблемой.

Понятие «социально-экономический потенциал» имеет подвижные физические границы, что позволяет при исследовании выбирать различные варианты структуры. В зависимости от рассматриваемой проблемы акцент делается на определенную его составляющую. Совокупность определяемых элементов зависит от логико-структурной детализации данного потенциала.

Особенность современного периода заключается в том, что исследования в большей степени носят прикладной характер, нацелены на поиски конкретных путей усиления социально-экономического потенциала регионов страны, а следовательно, социально-экономического развития и повышения уровня конкурентоспособности регионов.

В условиях продолжающихся экономических реформ и предоставления российским регионам большей самостоятельности возрастает их роль и ответственность за эффективное решение социально-экономических задач на подведомственных им территориях. При этом каждый регион в лице своих хозяйствующих субъектов стремится реализовать собственные экономические интересы, не ограничиваясь только рамками внутрирегионального рынка, что приводит к обострению экономического соперничества за рынки сбыта, сферы приложения капитала, за ограниченные ресурсы на общероссийском экономическом пространстве.

Регионы, эффективно использующие имеющийся потенциал развития, находящие рациональные пути его наращивания, создающие благоприятные условия для ведения бизнеса в условиях единого экономического пространства и нарастающей конкуренции, получают больше возможностей для решения задач сбалансированности и самодостаточности регионального и местных бюджетов, занятости населения, повышения его жизненного уровня.

Различный уровень конкурентоспособности и различная эффективность мероприятий по формированию и использованию конкурентных преимуществ во многом предопределяет дифференциацию российских регионов по важнейшим показателям социально-экономического развития. Так, среднедушевые денежные доходы населения в Кабардино-Балкарской Республике в два раза ниже среднероссийского показателя и на 25% ниже уровня, сложившегося в СКФО; ВРП на душу населения в 3 раза меньше ВВП.

В контексте вышеизложенного в обеспечении успешного социально-экономического развития особую важность и актуальность приобретает повышение конку-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3

рентоспособности регионов, способность формировать и эффективно использовать конкурентные преимущества, что во многом зависит от правильной оценки и выбора приоритетных направлений развития региональной экономики.

Жизненно важное значение решение указанной проблемы приобретает для дотационных регионов, каким является Кабардино-Балкарская Республика. Финансовая помощь и безвозмездные поступления формируют более половины (57,6%) доходов консолидированного бюджета республики.

Темпы роста ВРП остаются недостаточными для достижения необходимого уровня социально-экономического развития региона. Деятельность половины товаропроизводителей базовых видов деятельности является убыточной. В дореформенный период эти отрасли экономики приносили прибыль [3].

Повышение конкурентоспособности региона представляется возможным не только за счет реализации имеющихся в регионе на данный момент источников конкурентных преимуществ, но и в постоянном формировании новых. Для этого необходимо создание организационно-экономического механизма формирования конкурентных преимуществ региона, который приведет инвестиционные, инновационные и другие процессы в действие, будет способствовать развитию конкуренции и предпринимательства, тесному взаимодействию науки и бизнеса, эффективному и рациональному использованию ресурсов.

Выбор регионами вектора своего развития объективно обусловлен реально существующими различиями в уровнях их социально-экономического развития, отраслевой специализацией, обеспеченностью природными ресурсами, климатическими условиями, пространственно-географическим расположением и другими факторами и заключается в определении приоритетных направлений своего развития. Каждая из особенностей, присущая региону, может обеспечить ему преимущественное положение. Для этого региону необходимо найти свой особенный подход, учитывающий его отличительные черты.

В связи с этим важное значение приобретает выявление сильных сторон хозяйственного комплекса региона, позволяющих ему в условиях конкуренции занимать лидирующие позиции по темпам своего развития по отношению к конкурентам. Выявление и реализация региональных конкурентных преимуществ с максимальным экономическим эффектом, а также постоянный поиск и формирование новых конкурентных преимуществ являются основой успешного социально-экономического развития региона.

Такой взгляд на развитие национальной экономики значительно повышает роль территориального аспекта.

B зарубежной и отечественной экономической литературе немало работ, посвященных проблемам социально-экономического развития территорий, вопросам развития конкурентных отношений, инвестиционных процессов в экономике региона, различным аспектам конкурентоспособности и формирования конкурентных преимуществ, в том числе и региональным, как необходимой предпосылки развития в конкурентной среде.

Однако для российской экономики на современном этапе региональные аспекты формирования конкурентных преимуществ требуют дальнейшего развития научной основы, дополнений и корректировок, учитывающих специфику межрегиональных отношений в современных условиях, более углубленного изучения факторов и явлений, воздействующих на региональное развитие, поиска наиболее приемлемых путей достижения высоких темпов социально-экономического развития регионов.

Обладание конкурентным преимуществом является необходимым условием обеспечения конкурентоспособности экономического субъекта. Понятие конкурентоспособности имеет различные аспекты, зависящие от места, занимаемого субъектом конкурентных отношений. Соответственно, конкурентоспособность формируется на различных уровнях: товара (услуги), компании, отрасли, региона, страны. Анализ различных аспектов конкурентоспособности позволил выявить место региональной конкурентоспособности и изучить источники формирования конкурентных преимуществ региона.

Авторское видение развития региональной экономики предполагает рассматривать конкурентное преимущество региона как комплексный показатель, характеризующий конкурентные преимущества производимых региональными производителями товаров, самих хозяйствующих субъектов и региональной экономики в целом. Исходя из этого, считаем, что достижение конкурентоспособности региона включает решение двух взаимосвязанных задач:

1. Создание в регионе общих условий, благоприятных для развития предпринимательства, привлечения инвестиций, стимулирующих инновационное развитие, обеспечивающих эффективное использование ресурсов.

2. Формирование совокупности конкурентоспособных региональных товаропроизводителей, имеющих возможность выпускать конкурентоспособную продукцию (услуги), отличающуюся высоким качеством либо уникальностью.

Такой подход обусловил необходимость уточнения понятия «конкурентное преимущество региона», которое представлено как «совокупность имеющихся в регионе факторов и условий, а также способность их эффективного и рационального использования, обеспечивающих формирование в регионе благоприятной среды, способствующей конкурентоспособности региональных товаропроизводителей и достижению высокого жизненного уровня населения региона».

Решению задачи формирования благоприятной внешней среды (относительно региональных товаропроизводителей) или общих региональных условий способствует усиление роли управленческо-интеллектуальной составляющей. Данный фактор введен в качестве основного в схему формирования конкурентных преимуществ региона (рис. 1).

Таким образом, конкурентоспособность региона может быть достигнута в результате совокупного влияния факторов и условий региональной среды (природноклиматических, социально-экономических, демографических, политических и т.д.), действий, предпринимаемых товаропроизводителями по формированию и реализации конкурентных преимуществ за счет внутренних ресурсов, а также использования конкурентных преимуществ региона.

Конкурентные преимущества имеют различные источники формирования: существуют как объективные условия хозяйственной деятельности, сложившиеся к определенному времени; могут создаваться. В экономической литературе представлены различные классификации конкурентных преимуществ регионов (стран). Выделяют естественно-ресурсные, природно-климатические, политические, социально-экономические, демографические, инновационные, научно-технические, программно-стратегические, законодательные, операционные, организационные и другие виды конкурентных преимуществ.Резюмируя рассмотренные аспекты конкурентных пре-имуществ и источников их формирования, считаем возможным представить классификацию конкурентных преимуществ региона в следующем виде (таб. 1).

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3

Рис. 1. Схема формирования конкурентных преимуществ региона

Формирование конкурентных преимуществ региона и выбор соответствующего вектора развития региона требуют объективной оценки (анализа) их источников, действующих условий и факторов. Для проведения анализа сложившегося уровня развития региона и оценки его конкурентоспособности предлагается алгоритм, представленный на рис. 1.

Предлагаемый алгоритм отличается комплексностью подхода, который охватывает макро- и микроуровни: анализ экономического потенциала дополнен анализом структуры экономики региона [4].

Для создания наиболее полной картины достигнутого уровня конкурентоспособности региона считаем необходимым провести его сравнительную оценку относительно других регионов, к примеру, входящих в один федеральный округ.

Исследование и обобщение различных методических подходов к оценке конкурентоспособности региона выявили необходимость расширения круга используемых показателей. В результате, нами сформирована система показателей, включающая:

1. Показатели, характеризующие производственный потенциал и эффективность его использования — К эф: производство ВРП на 1 занятого в экономике (тыс. руб. на человека); доля занятых в экономике в численности экономически активного населения (%); основные фонды на 1 занятого в экономике (тыс. руб. на человека); производство ВРП на 1 рубль основных фондов (тыс. руб.); уровень годности основных фондов (%); доля прибыльных предприятий (%);

2. Показатели жизненного уровня населения региона: ВРП на душу населения (руб. на человека) — К нас; среднедушевые доходы населения (руб. на че-

ловека); соотношение среднедушевых доходов населения с величиной прожиточного минимума (%); соотношение среднемесячной начисленной заработной платы с величиной прожиточного минимума (%); площадь жилища на 1 человека (в квадратных метрах);

Таблица 1

Виды региональных конкурентных преимуществ и источников их формирования

Виды региональных конкурентных преимуществ Источники формирования

Естественно- ресурсные Природные ресурсы, климатические и географические условия территории. Заданы изначально, зависят от наделенности территории природными ресурсами и существуют независимо от политики производителей, для отдельных территорий могут являться основными и специализированными

Культурно- традиционные Накопленный опыт и знания местного населения, обусловленные особым укладом жизни, традициями и обычаями и определившие специализацию человеческой деятельности на конкретных видах производства. Могут являться уникальными и трудно копируемыми

Производственно- ресурсные Факторы производства, уровень технической оснащенности производства, финансовые, трудовые ресурсы, степень их профессиональной подготовки и др.

Научно- технические Формируются за счет создания и внедрения интеллектуального продукта, новых оригинальных идей и их реализации в готовые товары на рынке. Достигается эффективность использования всех видов ресурсов за счет повышения производительности труда и качества выполняемых работ в результате внедрения новых управленческих и производственных технологий; проявляется в виде обновления номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции в результате внедрения в производство результатов НИОКР, сопровождающегося не только изменениями качественных параметров выпускаемой продукции, но и созданием новых видов; в этом случае стратегия развития предприятия направлена не только на удовлетворение потребностей рынка и адаптацию к внешней среде, но и на формирование спроса, тем самым, воздействуя на окружающую его среду

Управлен- ческо-интеллек- туальные Высокий уровень квалификации управленческого персонала, профессионализм руководящих кадров высшего и среднего звена обеспечивают правильный выбор модели организации, управления, стратегии развития отдельных экономических субъектов и региона в целом. В свою очередь оптимальная организация, структура, управление, правильно выбранная стратегия позволяют своевременно и адекватно реагировать на изменения внешней и внутренней среды субъекта, более эффективно использовать имеющиеся ресурсы, а также способствуют выявлению, формированию и реализации конкурентных преимуществ. В целом положительное влияние управленческо-интеллектуального фактора способствует наиболее полному задействованию имеющихся в регионе материальных и нематериальных ресурсов, реализации организационных и программно-стратегических конкурентных преимуществ, а также усилению всех видов конкурентных преимуществ как на уровне производителей, так и региональном уровне

3. Показатели науки и образования — К но: количество организаций, выпускающих исследовательские разработки, в общем количестве организаций (%); численность персонала, занятого исследованиями и разработками, на 1000 человек, занятых в экономике (человек); количество аспирантов на 1000 человек населения (человек); доля студентов вузов в общей численности населения (%);

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3

4. Показатели инвестиционной активности — К инв: инвестиции в основной капитал на 1 жителя (тыс. руб.); инвестиции на 1 рубль ВРП (руб.);

5. Показатели инфраструктурной обеспеченности — К инфр: густота железных и автомобильных дорог (километров путей на 1000 квадратных метров территории); удельный вес дорог с твердым покрытием (%); число квартирных аппаратов сети общего пользования на 1000 человек; число зарегистрированных абонентских терминалов сотовой связи на 1000 человек; количество кредитных организаций на 1000 человек населения.

Для сравнительной оценки регионов рассчитаны сводные коэффициенты конкурентоспособности по каждому из регионов, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, по формуле средней геометрической:

Кк= \ ТСэфхКнасхЮюхКинвхКинфр.

Вышеизложенный подход, заключающийся в сочетании оценки экономического потенциала региона и его конкурентоспособности относительно других регионов, послужил основой для разработки механизма формирования региональных конкурентных преимуществ.

В современных условиях одновременное усиление интеграционных процессов и самостоятельности территории сопровождается повышенной асимметрией и дифференциацией социально-экономического развития регионов. Особо выделяются в этом отношении депрессивные территории, где многие экономические и социальные вопросы остаются нерешенными. В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы теоретического осмысления существующей региональной специфики и научно-практические особенности повышения экономического благосостояния региона за счет использования его собственного экономического потенциала, который может быть адекватно реализован с различной степенью эффективности, в зависимости от характера использования прогрессивных организационных форм и его конкурентных преимуществ.

В сложившихся условиях государственное регулирование региональных производственных комплексов является необходимым и доминантным элементом экономического механизма функционирования реального сектора экономики, обеспечивающим устойчивую положительную социально-экономическую динамику и развитие интеграционных процессов. Это обусловливает необходимость теоретического осмысления объективных условий совершенствования методов государственного управления инвестиционной деятельностью, анализа реального состояния и оценки степени их соответствия потребностям социально-экономического развития депрессивного региона на данном этапе и на перспективу.

На практике к концу 90-х годов XX века в отечественной экономике потеря эффективной управляемости реальным сектором привела к инвестиционному спаду, снижению эффективности управления инвестиционной деятельностью и в конечном итоге — к многократному падению объемов производства. В связи с этим состояние реального сектора экономики Кабардино-Балкарской Республики является типичным, поскольку воплощает практически весь комплекс противоречий, имеющих место на федеральном уровне. Промышленный, агропромышленный и рекреационный комплексы региона, с одной стороны, выступают системообразующей основой хозяйственной системы республики, а с другой — они более всего нуждаются в притоке инвестиций и повышении эффективности использования производственных ресурсов, что требует формирования эффектив ной, адекватной рыночным императивам системы государственного управления региональной экономикой.

Механизм модернизации системы государственного управления должен обеспечивать консолидацию ресурсов и согласование интересов всех субъектов воспроиз-

водственного процесса. Такой подход, во-первых, предполагает разработку комплекса действий на уровне федерального округа, помощь которого необходима для активизации развития экономики депрессивного региона на мезоуровне, а во-вторых, учитывает специфику региональной социально-экономической политики по реализации потенциала региона в преодолении кризисных факторов.

Разработка комплекса методолого-теоретико-прикладных аспектов организации процессов управления производством депрессивного региона позволяет решить три блока задач. Во-первых, методология может быть использована для модернизации основных отраслей АПК депрессивного региона; преодоления структурных дисбалансов экономики депрессивных республик ЮФО, закрепляющихся в ее институтах и воспроизводящих низкую конкурентоспособность сегментов экономики, что вызывает необходимость смены модели экономического роста как императива его устойчивости. Во-вторых, теоретические задачи, возникающие при изменении производственной и организационной структуры хозяйствующих субъектов или рационализации систем управления, касаются упорядочения внутренних и внешних связей и взаимодействия органов управления. Результатом решения задач этого блока являются рекомендации по выбору рациональной модели организации процесса управления по структуре его информационной базы, техническому оснащению информационных процессов, формированию рациональных организационных структур. В-третьих, практические задачи связаны с интеграцией и координацией развития всех составляющих научных основ управления производством, позволяющих конкретизировать взаимосвязи целей, методов, кадров и управления [4].

ЛИТЕРАТУРА

1. Казанчева Х.К. Проблемы социально-экономического развития региона в условиях рынка // Научная мысль Кавказа. Ростов-н/Д., 2003. Прил. № 8.

2. Петров В. Конкурентоспособность // Риск. 1999. № 4. С. 4-11.

3. Шидов С.А. Совершенствование системы управления предпринимательских структур в хозяйственном комплексе // Экономика территорий. Ростов-н/Д.: Южный Федеральный Университет, 2009. №2.

4. Яновский К.Э., Жаворонков СВ., Кочеткова О.В.,Мажуга А.Ю. Политико-экономические проблемы российских регионов / Ин-т Экономики переходного периода. М., 2001.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.