Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ СОГЛАСОВАННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ТАНЦОРОВ 12-14 ЛЕТ'

ПОВЫШЕНИЕ СОГЛАСОВАННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ТАНЦОРОВ 12-14 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ СПОРТ / СОГЛАСОВАННОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурзин Н.Д.

Цель исследования - экспериментально обосновать методику применения психологических упражнений, направленных на повышение согласованности двигательных действий в бальных танцах у спортсменов 12-14 лет. Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился с сентября 2022 по январь 2023 г., в котором приняли участие 10 пар танцоров 12-14 лет. Результаты исследования и выводы. Экспериментальная методика, направленная на повышение согласованности двигательных действий у танцоров, базировалась на комплексе упражнений по специальной, общей физической и психологической подготовке. Полученные результаты продемонстрировали эффективность комбинированной тренировки специальной и психологической подготовки танцоров у танцоров 12-14 лет. Исходя из этого тренерам рекомендуется внедрять данную методику в тренировочный процесс спортсменов в бальных танцах. Полученные данные позволят повысить эффективность системы подготовки спортсменов в танцевальном спорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING CONSISTENCY OF MOTOR ACTIONS OF DANCERS 12-14 YEARS OLD

Objective of the study was to experimentally substantiate the method of using psychological exercises aimed at increasing the coordination of motor actions in ballroom dancing among athletes aged 12-14. Methods and structure of the study. The pedagogical experiment was conducted from September 2022 to January 2023, in which 10 pairs of dancers aged 12-14 took part. Results and conclusions. The experimental technique, aimed at increasing the coordination of motor actions among dancers, was based on a set of exercises for special, general physical and psychological preparation. The obtained results demonstrated the effectiveness of the combined training of special and psychological preparation of dancers in dancers aged 12-14. Based on this, coaches are recommended to introduce this technique into the training process of athletes in ballroom dancing. The data obtained will improve the efficiency of the training system for athletes in dance sports.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ СОГЛАСОВАННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ТАНЦОРОВ 12-14 ЛЕТ»

Повышение согласованности двигательных действий танцоров 12-14 лет

УДМ^С 796.012.1(045)

Аспирант Н.Д. Мурзин1

1Российский университет спорта «ГЦОЛИФК» Москва

Цель исследования - экспериментально обосновать методику применения психологических упражнений, направленных на повышение согласованности двигательных действий в бальных танцах у спортсменов 12-14 лет.

Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился с сентября 2022 по январь 2023 г., в котором приняли участие 10 пар танцоров 12-14 лет.

Результаты исследования и выводы. Экспериментальная методика, направленная на повышение согласованности двигательных действий у танцоров, базировалась на комплексе упражнений по специальной, общей физической и психологической подготовке. Полученные результаты продемонстрировали эффективность комбинированной тренировки специальной и психологической подготовки танцоров у танцоров 12-14 лет. Исходя из этого тренерам рекомендуется внедрять данную методику в тренировочный процесс спортсменов в бальных танцах. Полученные данные позволят повысить эффективность системы подготовки спортсменов в танцевальном спорте.

Ключевые слова: танцевальный спорт, согласованность двигательных действий, психологические упражнения.

INCREASING CONSISTENCY OF MOTOR ACTIONS OF DANCERS 12-14 YEARS OLD

Postgraduate student N.D. Murzin1

'Russian University of Sport (SCOLIPE), Moscow

Abstract

Objective of the study was to experimentally substantiate the method of using psychological exercises aimed at increasing the coordination of motor actions in ballroom dancing among athletes aged 12-14.

Methods and structure of the study. The pedagogical experiment was conducted from September 2022 to January 2023, in which 10 pairs of dancers aged 12-14 took part.

Results and conclusions. The experimental technique, aimed at increasing the coordination of motor actions among dancers, was based on a set of exercises for special, general physical and psychological preparation.

The obtained results demonstrated the effectiveness of the combined training of special and psychological preparation of dancers in dancers aged 12-14. Based on this, coaches are recommended to introduce this technique into the training process of athletes in ballroom dancing. The data obtained will improve the efficiency of the training system for athletes in dance sports.

Keywords: dance sport, coordination of motor actions, psychological exercises.

Введение. Бальные танцы являются сложно-координационным видом спорта, одной из основных составляющих и характерных особенностей которого является именно дуэтное исполнение танца двумя партнерами. От их эффективного физического и эмоционального взаимодействия напрямую зависит то, насколько красивым и интересным будет танец для зрителя и судьи [3]. В спортивных танцах задействованы партнеры, и от того, как их спортивная деятельность сконструирована тренером зависит техническое выполнение того или иного танца, но так как спортивная деятельность должна быть рефлексивно конструируемая, это обязывает тренера обращать внимание на взаимодействие партнеров, их эмоциональную стабильность, решение конфликтов [2]. Вопросы психологической подготовки отдельного танцора, самонастройка и пр. рассматриваются в научной литературе довольно часто, в отличие от способов согласования движений между партнерами. Хотя на практике, по мнению многих тренеров, от согласованности действий зависит больший успех танца в целом. Несмотря на такую значимую роль согласованности действий

в танцевальной паре, литературы, посвященной этому вопросу, крайне мало. Кроме того, важной проблемой в бальных танцах является частая смена партнеров, которая не позволяет создать стабильный дуэт, который бы развивался от года к году. Во многом это зависит от психологической согласованности, которая лежит в основе двигательной согласованности.

Цель исследования - экспериментально обосновать методику применения психологических упражнений, направленных на повышение согласованности двигательных действий в бальных танцах у спортсменов 1214 лет.

Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился с сентября 2022 по январь 2023 г. и включал педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение за ходом эксперимента, а также проводили экспертную оценку перед и после проведения педагогического эксперимента. В исследовании принимало участие 10 пар танцоров 12-14 лет.

Экспериментальная методика, направленная на повышение согласованности двигательных действий

Результаты сравнительного анализа оценки выполнения танцорами каждой из программ (по ^критерию Стьюдента)

Программа x±G Критерий Стьюдента p

До эксперимента После эксперимента

Европейская программа 5.56±0.85 12.77±0.98 16.79 P<0.01

Латино-американская программа 6.12±0.97 13.77±0.85 18.23 P<0.01

у танцоров, базировалась на комплексе упражнений по специальной, общей физической и психологической подготовке.

Результаты исследования и их обсуждение. В стандарте к упражнениям по специальной подготовке относились: исполнение вариации в измененной позиции; специальные упражнения, совершенствующие технические действия в паре; исполнение частичных и целых танцевальных вариаций в медленном темпе - в 2-3 раза медленнее основного темпа; исполнение частичных и целых танцевальных вариаций со сменой партии, это упражнение обладало и психологическим эффектом; импровизация на основе бейзика. В ла-тине - исполнение вариации в медленном темпе - в 2-3 раза медленнее основного темпа; исполнение частичных и целых танцевальных вариаций со сменой партии; исполнение вариации перед зеркалом с контролем синхронности; исполнение частичных и целых танцевальных вариаций с изменениями ритма; импровизация на основе бейзика. В хореографии - пассивная растяжка в парах; исполнение прыжковых и вращательных танцевальных вариаций; «Зеркало».

Упражнения по общей физической подготовке состояли в следующем: приседания в парах со сменой рук: партнеры держатся левыми руками, делают присед, встают, меняют руки, делают присед, встают; подъем на носки с опорой друг на друга; прыжки с удержанием гимнастической палки обоими партнерами; пресс с удержанием ног одним из партнеров; приставные прыжки по кругу с удержанием гимнастической палки.

Упражнения по психологической подготовке включали: исполнение танцевальной вариации с заданными эмоциями (танцорам объяснялись их роли или эмоция, которую нужно донести до зрителя); обсуждение соревнований после участия в них (обсуждение проводилось с родителями и танцорами, позволяло выяснить и сгладить негативные эмоции, поддержать мотивацию).

Экспертная оценка заключалась в оценке судьями и специалистами исполнительского мастерства пар по основным критериям, используемым по Правилам Российского танцевального союза: основной ритм и темп, работа ног и стоп, динамика, линии корпуса, музыкальность, согласованность двигательных действий. Каждый критерий оценивался арбитром по шкале от 1 до 3. Для каждого критерия вычислялся средний показатель, а также средний показатель по сумме критериев. Судей, участвовавших в экспертной оценке, было 5 человек. Пары исполняли финалом 5 танцев европейской программы и 5 танцев латиноамериканской программы [1].

Результаты экспертной оценки показали существенные различия в исполнительском мастерстве после проведения эксперимента, а именно улучшение всех критериев исполнительского мастерства (см. таблицу).

Увеличение показателей всех критериев исполнительского мастерства танцоров, а также дополнительного введенного нами критерия «Согласованность действий» позволило считать разработанную методику эффективной.

Выводы. Полученные результаты продемонстрировали эффективность комбинированной тренировки специальной и психологической подготовки танцоров у танцоров 12-14 лет. Исходя из этого тренерам рекомендуется внедрять данную методику в тренировочный процесс спортсменов в бальных танцах.

Литература

1. Бальсевич В.К. Что нужно знать о движениях человека /

B.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1997. - № 2. - С. 46-50.

2. Бальсевич В.К. Конверсия основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 6. -

C. 15-26.

3. Коваленко А.А. Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования: Танцорика / А.А. Коваленко, В.В. Козлов. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 - 64 с., ил. - (Воспитание и дополнительное образование детей).

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 460 с.

5. Сингина Н.Ф. Некоторые аспекты общей и специальной физической подготовки в спортивных танцах / Н.Ф. Сингина, И.Н. Еремеева // Спортивные танцы, Бюллетень № 3 (5). -М., РГАФК, 1999. - С. 30-48.

6. Стребкова А.Г. Дуэтное исполнение танцевальных программ / А.Г. Стребкова. - М., 2008. - 54 с.

References

1. Balsevich V.K. Chto nuzhno znat o dvizheniyakh cheloveka [What you need to know about human movements]. Fizicheskaya kultura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka. 1997. No. 2. pp. 46-50.

2. Balsevich V.K. Konversiya osnovnykh polozheniy teorii spor-tivnoy podgotovki v protsesse fizicheskogo vospitaniya [Conversion of the main provisions of the theory of sports training in the process of physical education]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2008. No. 6. pp. 15-26.

3. Kovalenko A.A., Kozlov V.V. Fizicheskoye vospitaniye detey v uchrezhdeniyakh dopolnitelnogo obrazovaniya: Tantsorika [Physical education of children in institutions of additional education: Tanzorika]. Moscow: VLADOS publ., 2003 64 p., ill.

4. Murzin N.D. Metodika povysheniya soglasovannosti dvigatel-nykh deystviy v tantsevalnykh parakh 10-12 let [Methodology for increasing the coordination of motor actions in dance couples aged 10-12]. Moscow, 2020. - 55 p.

5. Rubinstein S.L. Osnovy obshchey psikhologii: v 2-kh tomakh [Fundamentals of general psychology: in 2 vol.]. Moscow: Peda-gogika publ., 1989. 460 p.

6. Singina N.F., Eremeeva I.N. Nekotoryye aspekty obshchey i spetsialnoy fizicheskoy podgotovki v sportivnykh tantsakh [Some aspects of general and special physical training in sports dances]. Sportivnyye tantsy. No. 3 (5). Moscow, RGAFK, 1999. pp. 30-48.

7. Strebkova A.G. Duetnoye ispolneniye tantsevalnykh programm [Duet performance of dance programs]. Moscow, 2008. 54 p.

В Информация для связи с автором: singina63@mail.ru

Поступила в редакцию 05.05.2023 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.