Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ'

ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / экономика / наука / инновации / подготовка кадров / человеческий потенциал / education / economics / science / innovation / personnel training / human potential
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ»

Лазарева Е.Н.

старший преподаватель, Северо -Западный институт управления РАНХиГС, Санкт- Петербург Карцева А К.

начальник учебного отдела факультета экономики и финансов, Северо -Западный институт управления

РАНХиГС, Санкт-Петербург

ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ

ЭКОНОМИКИ

Ключевые слова: образование, экономика, наука, инновации, подготовка кадров, человеческий потенциал.

Keywords: education, economics, science, innovation, personnel training, human potential.

Ускорение технологического развития мировой экономики диктует необходимость коренных преобразований российской экономики. Руководство Российской Федерации рассматривает соперничество в технологической сфере как серьезный вызов для нашей страны. Усилия России в конкурентной борьбе на рынке технологий ослабляет отток из страны высококвалифицированных кадров, а вместе с ними и передовых научных идей и перспективных открытий.

Государство тратит значительные средства на стимулирование исследовательской деятельности и инновационного развития российских вузов. 29 университетам на конкурсной основе был присвоен статус национальных исследовательских университетов - статус, который предполагает выделение дополнительных финансовых ресурсов на развитие инновационной инфраструктуры и проведение научных исследований. Реализуются меры по привлечению к исследовательской работе в российских вузах всемирно известных ученых.

Но все-таки главная задача российских вузов - обеспечить экономику кадрами в необходимом количестве и требуемого качества. А эти требования постоянно возрастают. Только за последние 10 лет удельный вес работников с высшим образованием увеличился на 5,8 п.п. - с 28,4 до 34,2%. Произошло это за счет сокращения участия в экономике работающих с низким уровнем образования и средним профессиональным образованием (специалистов среднего звена). Наряду с ростом структурной доли работающих, имеющих высшее образование, увеличился и удельный вес квалифицированных рабочих и служащих. Однако заметим, что рост спроса на работников, имеющих высшее образование, заметно опережает прирост потребности производств в квалифицированных рабочих (табл. 1).

Таблица 1

Структура занятых по уровню образования, процентов1

Год Всего в том числе имеют образование

высшее среднее профессиональное общее среднее основное общее не имеют основного общего

по программе подготовки специалистов среднего звена по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих

2009 100 28,4 27,1 18,8 20,9 4,5 0,4

2010 100 29,1 27,1 19,6 19,9 4,0 0,3

2011 100 29,8 27,0 19,4 19,6 3,9 0,3

2012 100 30,4 26,2 19,5 19,9 3,7 0,3

2013 100 31,7 25,8 18,5 20,2 3,5 0,3

2014 100 32,2 25,8 19,0 19,2 3,5 0,2

2015 100 33,0 25,8 19,2 18,4 3,4 0,2

2016 100 33,5 25,9 19,2 18,1 3,2 0,2

2017 100 34,2 25,6 19,2 17,4 3,3 0,2

2018 100 34,2 25,5 19,5 17,2 3,4 0,2

2019 100 34,2 25,6 19,4 16,9 3,7 0,2

Наиболее высокие требования к образованию своих работников предъявляют организации финансово-страхового сектора - 68 % персонала этих организаций имеет высшее образование. В отраслях, генерирующих инновации, - науке и сфере информатизации - доля работников, имеющих высшее образование, заметно ниже - 56 и 63% от общего числа занятых соответственно. Высок удельный вес работающих с высшим образованием и в сфере государственного управления (58,5%) и образования (56%). 46% занятых в области культуры, спорта, организации досуга

1 Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). 2020: Стат.сб. / Росстат. - М., 2020. - С. 33.

и развлечений тоже высоко образованы. Во всех остальных видах деятельности, включая здравоохранение, структу р-ная доля лиц с высшим образованием ниже 40% \

Растущие требования современного производства к качеству рабочей силы требуют, чтобы национальная система образования была гибкой и быстро перестраивалась под меняющиеся запросы рынка труда. К сожалению, это пока не так. При сохраняющейся умеренной безработице многие предприятия испытывают кадровый голод. И речь идет не только о массовых профессиях Для ускорения модернизации российской экономики, что для нашей страны жизненно важно, требуются люди, которые способны мыслить нетрадиционно и действовать не по шаблону, т.е. хорошо образованные и ответственные суперпрофессионалы.

Например, сколько бы раз ни говорилось о «перепроизводстве» в стране экономистов, но эффективность функционирования многих российских предприятий говорит о том, что высококвалифицированных экономистов не хватает. Об этом говорят убытки, низкая рентабельность, низкая производительность труда, что, в конечном счете, сдерживает развитие страны.

Итак, требования к высшему образованию в современном мире постоянно возрастают. Однако справляется ли наша система подготовки кадров со стоящими перед нею задачами, остается большим вопросом. Данные официальной статистики дают основания предположить, что качество отечественного высшего образования снижается.

В частности, об этом свидетельствует динамика уровня занятости населения с высшим образованием: в 20092019 гг. уровень занятости населения РФ уменьшился на 4,2%, а по группе граждан с высшим образованием снижение составило 4,8%. А по категории мужчин падение уровня занятости носителей высшего образования произошло на фоне роста общего показателя занятости (табл. 2).

Таблица 2

Уровень занятости населения по образованию, (в процентах от численности населения соответствующего пола и уровня образования)2

Год Всего в том числе имеют образование

высшее среднее профессиональное общее среднее основное общее не имеют основного общего

по программе подготовки специалистов среднего звена по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Занятые, всего

2009 62,0 81,0 73,5 71,6 49,5 25,7 11,0

2014 65,3 82,2 73,8 72,8 51,3 26,8 9,5

2019 59,4 77,1 66,1 65,1 47,8 23,6 5,3

Мужчины

2009 66,9 84,9 79,8 76,2 56,5 31,4 14,5

2014 71,0 86,9 82,3 78,7 59,5 32,8 11,6

2019 67,3 82,4 77,3 72,6 57,8 32,7 8,1

Женщины

2009 57,7 78,1 69,6 65,0 42,6 20,2 8,3

2014 60,3 78,7 68,5 64,6 43,1 20,6 7,4

2019 52,9 73,3 59,4 54,9 38,3 15,8 3,4

Другой факт, подтверждающий высказанное предположение о снижении качества подготовки специалистов с высшим образованием, - более медленное снижение уровня безработицы среди граждан, имеющих высшее образование. Так, если общий уровень безработицы в стране в 2009-2019 гг. снизился в 1,8 раза, то среди рабочей силы с высшим образованием уменьшение показателя составило менее 1,6 раза. Для сравнения: в категориях рабочей силы с более низким образованием уровень безработицы сократился в 1,8 раза - по группе прошедших обучение по программам подготовки специалистов среднего звена, в 1,9 раза - среди квалифицированных рабочих и служащих. Даже в категории рабочей силы, имеющей общее и основное общее образование, уровень безработицы в рассматриваемый период снизился в большей степени, чем в группе с высшим образованием (табл. 3).

Таблица 3

Уровень безработицы населения по образования, в процентах от численности рабочей силы

соответствующего пола и уровня образования3

Год Всего в том числе имеют образование

высшее среднее профессиональное общее среднее основное общее не имеют основного общего

по программе подготовки специалистов среднего звена по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих

2009 8,3 4,6 6,3 8,9 12,5 17,6 21,6

2010 7,3 3,9 5,7 7,8 11,5 16,4 19,7

2011 6,5 3,6 5,0 6,6 10,2 16,0 20,2

2012 5,5 3,0 4,1 5,7 8,7 13,5 18,9

1 Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). 2020: Стат.сб. / Росстат. - M., 2020. - С. 60.

2 Там же, с. 34.

3 Там же, с. 118.

2013 5,5 3,1 4,2 5,7 8,7 13,6 17,2

2014 5,2 3,0 4,0 5,5 8,2 13,0 17,7

2015 5,6 3,4 4,5 5,8 8,6 13,4 21,3

2016 5,5 3,5 4,4 5,7 8,8 13,7 17,3

2017 5,2 3,2 4,1 5,4 8,4 13,0 20,1

2018 4,8 3,0 3,8 4,9 8,0 12,3 18,4

2019 4,6 2,9 3,6 4,7 7,6 10,9 14,8

О недостаточной гибкости отечественных вузов и их реакции на запросы рынка труда говорит и тот факт, что многие выпускники трудоустраиваются не по полученной специальности: в целом по системе высшего образования работа выпускников не соответствует полученной в вузе специальности в 31% случаев. Наиболее часто это происходит с людьми, получившими образование по следующим направлениям подготовки: сельское, лесное и рыбное хозяйство - 61%, социология и социальная работа - 53%, политические науки и регионоведение - 52%, промышленная экология и биотехнологии - 47,5%, технологии материалов - 45%, техника и технологии строительства - 43%, фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии - 43%, науки о Земле - 42%, машиностроение -42%, сервис и туризм - 41%.

В наибольшей степени соответствуют запросам рынка труда вузовские программы подготовки кадров по направлениям: клиническая медицина (не по полученной специальности работают 4% выпускников), фармация (4,3%), науки о здоровье и профилактическая медицина (6,7%), военное управление (работа 7,2% выпускников не связана с полученной в вузе специальностью). Но заметим, что в этих случаях высокие показатели трудоустройства по полученной специальности могут быть связаны с отсутствием профессиональных альтернатив, дисквалификацией и необходимостью дополнительного обучения в случае значительных перерывов в работе.

Одна из возможных причин снижения качества подготовки специалистов в вузах, как и на любом рынке, - ослабление конкуренции. Если обеим столицам это не грозит, поскольку 30% вузов страны сосредоточены именно на их территории (в г. Москве 153 вуза, в г. Санкт -Петербурге - 66 вузов из 741 вуза в РФ в 2019 г.)1, то в регионах ситуация совсем иная. Например, в Республике Мордовия функционируют 3 организации высшего образования, 2 из которых государственные2. Конкурировать в границах региона не с кем, и, открывая приемную кампанию 2021 г., ректор ведущего вуза региона и одного из крупнейших вузов страны, имеющего статус национального исследовательского, -МГУ им. Н. П. Огарева - объявил о снижении минимального порога баллов ЕГЭ для поступления в этот вуз: по иностранному языку на 10 баллов, истории - на 5 баллов, химии, физике, биологии - на 1 балл3, что, конечно же, не свидетельствует об укреплении конкурентоспособности этого вуза и повышении качества оказываемых им образовательных услуг.

Таким образом, вызванная требованиями научно -технического прогресса необходимость повышения качества трудового потенциала, подтверждаемая данными мировой и отечественной статистики, ставит перед российской системой высшего образования новые задачи. Современной экономике нужны не просто специалисты, знающие свое дело в момент выпуска из учебного заведения. Кроме глубоких и всесторонних знаний, вузы должны сформировать в обучающихся способность к саморазвитию, чтобы молодые люди могли отслеживать изменения в своей профессиональной сфере, осваивать новые компетенции, обосновывать принимаемые решения и нести за них ответственность.

1 Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат. сб. / Росстат. - М., 2019. - С. 343.

2 Мордовия: Стат. ежегодник / Мордовиястат. - Саранск, 2020. - С. 171.

3 Сергей Вдовин рассказал об особенностях приёмной кампании в МГУ им. Н.П.Огарёва // Официальный портал органов государственной власти Республики Мордовия. - https://e-mordovia.ru/for-smi/all-news/sergey-vdovin-rasskazal-ob-osobennostyakh-рпу emnoy -kamp ami-v-mgu-im-n-p -ogary eva/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.