Научная статья на тему 'К вопросу об институциональных основах формирования человеческого капитала в постиндустриальной экономике'

К вопросу об институциональных основах формирования человеческого капитала в постиндустриальной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРОИЗВОДСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ / ИНВЕСТИЦИИ В ОБРАЗОВАНИЕ / "БОЛЕЗНЬ ИЗДЕРЖЕК" В ОБРАЗОВАНИИ / REPRODUCTION OF HUMAN CAPITAL / POST-INDUSTRIAL ECONOMY / MODERN ECONOMY OF RUSSIA / INVESTMENT IN EDUCATION / "THE COST DISEASE" IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирзагалямова Зульфия Нурулловна, Хасанова Асия Шамилевна

В работе исследованы институциональные основы формирования человеческого капитала в постиндустриальной экономике; выявлены отличительные особенности постиндустриальной экономики, противоречия современного состояния российской экономики. Обосновано, что человек становится критическим фактором современного общественного производства. Представлен анализ инвестиций в образование, актуализирован вопрос об эффективности инвестирования в высшее образование, определены основные направления государственного вмешательства в области воспроизводства человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional Framework of Human Capital Formation in the Post-Industrial Economy

The paper dwells upon the institutional framework of human capital formation in the post-industrial economy. The authors revealed peculiarities of the post-industrial economy, as well as the contradictions of the present state of the Russian economy, and proved that the person becomes a critical factor in contemporary social production. The analysis of investment in education was carried out, the issue of the effectiveness of investing in higher education was actualized, and the main directions of state intervention in the field of reproduction of human capital were outlined.

Текст научной работы на тему «К вопросу об институциональных основах формирования человеческого капитала в постиндустриальной экономике»

УДК 338

К вопросу об институциональных основах формирования человеческого капитала в постиндустриальной экономике

Мирзагалямова З.Н.

Кандидат экономических наук, профессор кафедры экономической теории и управления ресурсами Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева - КАИ

Хасанова А.Ш.

Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономической теории и управления ресурсами Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева - КАИ

В работе исследованы институциональные основы формирования человеческого капитала в постиндустриальной экономике; выявлены отличительные особенности постиндустриальной экономики, противоречия современного состояния российской экономики. Обосновано, что человек становится критическим фактором современного общественного производства. Представлен анализ инвестиций в образование, актуализирован вопрос об эффективности инвестирования в высшее образование, определены основные направления государственного вмешательства в области воспроизводства человеческого капитала.

Ключевые слова: воспроизводство человеческого капитала, постиндустриальная экономика, современная экономика России, инвестиции в образование, «болезнь издержек» в образовании.

В XXI в. основным фактором, определяющим социально-экономическое развитие любой страны, является инновационно-инвестиционная составляющая. Инновации в различных сферах экономики и общественной жизни - основа достижения мировой конкурентоспособности страны. Вместе с тем следует признать, что технологическая база российской экономики обновляется недостаточными темпами. Основные инвестиции и финансовые накопления направляются в экспортно-ориентированные сектора. К числу активно обсуждаемых проблем инновационных изменений относится и проблема инновационного воспроизводства человеческого капитала.

Под формированием человеческого капитала мы понимаем процесс реализации инвестиций в образовательном комплексе с целью накопления потенциального интеллектуально-образовательного

человеческого капитала. Образовательное учреждение является тем объектом, в котором осуществляется производство и сознательное усвоение новых знаний. На поверхности общественных отношений это выступает содержательным процессом создания интеллектуального, инновационного, образовательного человеческого капитала. Производство человеческого капитала является условием и конечным результатом функционирования образовательного учреждения. Образовательное учреждение воплощает две фазы реализации человеческого капитала: создающую информацию и использующую ее, создающую способности индивида и реализующую его потребности. В образовательной деятельности происходит выравнивание условий жизнедеятельности индивидов, благодаря чему происходит активное и всестороннее распространение новейших

технологий человеческой цивилизации, новых способностей и потребностей, осознание их различными субъектами общества.

Успех предприятий в индустриальной экономике определяется собственностью на материально-вещественные и финансовые факторы производства. В современной экономике основную роль играет человеческий капитал, который открывает новые возможности для наиболее эффективного использования материально-вещественного и финансового капитала в достижении богатства. Чем глубже человеческий капитал проникает в материально-вещественный и финансовый, тем большую роль в бизнесе играют субъекты интеллектуального капитала. Действительно, высококвалифицированные специалисты сегодня являются не просто работниками компаний, но и предпринимателями, инвесторы. Они совмещают свою профессиональную деятельность с участием во владении и управлении компанией. Жизнь каждого человека сегодня определяется наличием у него каких-то конкретных компетенций.

Если говорить об инженерной подготовке, то в новых условиях хозяйствования необходимы люди, способные ставить задачи в рамках сложной деятельности: проектирования, развертывания, сворачивания производств. Инженер сегодня должен уметь анализировать рынки, возможности применяемых технологий, осуществлять разработку продукции, определить каналы сбыта, знать экономику, менеджмент, т.е. подготовка кадров смещается в междисциплинарные области.

В условиях постиндустриальной экономики меняется само устройство промышленного производства. Для нее характерны: распределенное производство, рост доли интеллектуальной составляющей в составе стоимости продукции, превращение инноваций в ключевой фактор конкурентоспособности предприятий и потока их доходов.

Переход к постиндустриальной экономике в России осуществляется в непростых условиях. Современная экономика России имеет два «горба». С одной стороны, начиная с 2000-х гг., увеличилась доля «сырьевой» продукции в ВВП и особенно в экспорте, с другой стороны, происходит рост доли военно-промышленного комплекса. Проведена технологическая модернизация ряда обрабатывающих производств, сформированы несколько машиностроительных кластеров, ряд компаний сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) заняли сильные позиции на российском и зарубежном рынках [1].

Постиндустриальный формат предполагает совершенно иной тип образованных людей [2]. Человек становится критическим фактором современного общественного производства. Человеческий капитал играет ведущую роль в создании ценностей.

В доиндустриальную эпоху таким фактором являлась земля, о чем справедливо писали физиократы. В индустриальной экономике критический характер имеет материально-вещественный капитал. В эпоху постиндустриальных экономических отношений соотношение физического и человеческого капитала резко смещается в пользу последнего. Отсюда, чтобы развивать производство, необходимо осуществлять инвестиции в человека, в развитие его знаний, навыков, умений. Этот тезис находит отражение в опережающем развитии образования как молодежи, так и взрослого населения России (рис. 1).

2 073,7 (0

® р. со

--„-1-1- .............. ?- | 1 | г- 5 !

1.1и ими

1940/41 1950/61 1960/61 1970/71 1980/01 1990/91 2000/01 2010/11

| очных И очно-заочных | заочных

Рис. 1. Численность студентов российских ВУЗов в разрезе форм обучения [3]

Как видно из рисунка 1, численность студентов особенно возрастает с начала 2000-х гг. Наиболее существенной рост наблюдается по численности студентов, обучающихся по заочной форме. Данная динамика обусловлена предложением негосударственного высшего образования и внебюджетных мест в государственных вузах. Огромный спрос на высшее образование в числе прочих объясняется также тем, что оно стало каналом социального роста, доступным широким слоям населения [4].

Формирование человеческого капитала предполагает инвестиции (рис. 2).

о -I-,-!-,-,-

2006 2010 2011 2012 2013 2014

"I Государственные расходы Расходы за счет внебюджетных источников

Рис. 2. Расходы на образование [5]

На рисунках 2, 3 представлена динамика расходов на образование в России в 2006-2014 гг. В абсолютном выражении расходы на образование имеют положительную динамику. Если их рассматривать относительно доли в созданном ВВП, то уровень расходов в представленном временном лаге изменялся незначительно.

6

3 -

2 ■ 3.9 4.1 4.0 4.1

1

0 "I---Т---1---1---Т---Т---1

2006 ЗОЮ 2011 2012 2013 2014

□□ Государственные расходы I I Расходы за смет внебюджетных источников* А Всего

Рис. 3. Расходы на образование в % к ВВП [5]

Основное изменение в системе финансировании вузов - переход от безусловного государственного финансирования к диверсифицированным внебюджетным источникам. Внебюджетное финансирование стало привлекательным явлением в условиях, когда государство испытывает стресс различных общественных расходов. Абсолютные показатели не дают полной картины состояния финансирования образовательной сферы. Поэтому они должны быть дополнены данными об объемах финансирования в расчете на одного обучающегося.

Как и в любой другой сфере возникает вопрос об эффективности инвестирования в высшее образование. На наш взгляд, в качестве показателей эффективности инвестирования в высшее образование можно использовать два показателя:

• относительный доход населения с высшим образованием;

• уровень безработицы населения с высшем образованием в сравнении с частью населения со средним или профессионально-техническим образованием.

В 2013 г. размер средней заработной платы работников, имеющих высшее образование, в 1,3 раза

Средняя заработная плата работников

больше среднего значения заработной платы по всем категориям работников, в 1,6 раза больше по отношению к заработной плате имеющих среднее профессиональное образование, в 1,9 раза выше по отношению к тем, кто не имеет основного общего образования.

Отдельным вопросом можно поставить также заработную плату профессорско-преподавательского состава. В результате снижения объемов государственного финансирования, а также роста альтернативы приложения труда для интеллектуальных работников происходит отставание уровня заработной платы профессорско-преподавательского состава от уровня оплаты труда специалистов аналогичной квалификации в коммерческом секторе, что снижает привлекательность профессорско-преподавательской работы и ведет к возникновению сложностей в обновлении кадров.

Можно предположить, что разница в уровнях заработной платы работников реального сектора и профессорско-преподавательского состава обусловлена различным уровнем производительности труда в экономике и высшем образовании (рис. 4).

Производительность труда в экономике определяем путем деления ВВП на численность занятых в экономике. Производительность труда в высшем образовании рассчитывается как объем суммарных доходов государственных и муниципальных вузов (бюджетных и внебюджетных) в расчете на одного работника. Вместе с тем также следует отметить, что производительность труда в реальном секторе экономике и в высшем образовании достаточно сложно сравнивать. В сфере образования действует «болезнь издержек». В этой сфере, в отличие от реального сектора экономики, невозможно замещение труда капиталом или другими факторами производства. Так, III 1С , в отличие от фабричных работников,

Таблица 1

по уровню образования и полу, руб. [5]

Всего Имеют образование

Высшее Среднее профессиональное по программам подготовки специалистов среднего звена Среднее профессиональное по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих Среднее общее Основное общее Не имеют основного общего образования

2005

Все работники 8694 11383 7722 8123 7726 6418 5772

Мужчины 10869 14307 10197 9842 9894 8119 7219

Женщины 6923 9504 6320 5570 5260 4286 3972

2011

Все работники 22717 29927 18901 19746 18538 15970 14545

Мужчины 27563 37457 23992 23449 22907 19942 17311

Женщины 18718 25099 15714 13809 13180 10934 10908

2013

Все работники 28702 38233 23869 23926 22886 21622 19850

Мужчины 33301 45952 28464 27947 27339 25769 23187

Женщины 24721 33050 21093 18792 16898 16086 14809

Рис. 4. Производительность труда в стоимостных показателях в экономике и в высшем образовании [6]

не составляет промежуточного звена между сырьем и готовым продуктом, который может быть заменен машинами. Преподаватель - уникальный и незаменимый ресурс, это рабочая сила высокого интеллекта, которая требует для своего воспроизводства высоких доходов. С одной стороны, возможности роста производительности труда в высшем образовании ограничены в силу невозможности технологического замещения ресурса труда преподавателя другим ресурсом, с другой стороны, существует объективная необходимость поддержания фонда жизненных средств преподавателя на достаточном уровне. Эта ситуация в литературе получила название «болезни издержек». Последняя имеет прямое отношение к мере эффективности инвестиций в образование и поиску различных форм финансирования образовательных учреждений.

Другим показателем эффективности инвестиций в высшее образование является уровень безработицы населения с высшем образованием в сравнении с частью населения со средним или профессионально-техническим образованием (рис. 5).

Рисунок 4 и таблица 2 свидетельствуют о том, что уровень безработицы среди тех, кто имеет выс-

Проценты

10

О

Имеют образование:

высшее среднее среднее среднее основное не имеют

профессиональное профессиональное общее общее основного

по программам по программам общего

подготовки подготовки образования

специалистов квалифицированных

среднего звена рабочих, служащих

Уровень:

ф занятости (левая шкала} —0~ безработицы (правая шкала)

Рис. 5. Уровень занятости и безработицы по уровню образования 2014 г. [5]

шее образование ниже, чем у обладателей другого уровня образования.

Государственная политика в области воспроизводства человеческого капитала направлена на то, чтобы переложить основную тяжесть всех расходов по воспроизводству с государства на других субъектов рынка: предприятия, население. Роль бизнеса в воспроизводстве человеческого капитала должна быть главенствующей, т.к. реализация человеческого капитала влияет на результативность деятельности бизнеса. Роль государства в этом процессе сводится к двум задачам:

1. Регулирование экономических отношений бизнеса и работника;

2. Исправление провалов рынка в использовании человеческого капитала.

Существующая система государственного управления, налогообложения ограничивают возможности бизнеса по участию в воспроизводстве человеческого капитала. Достаточно сказать, что более 70 % налоговых доходов всех уровней прямо или косвенно связаны с фондом оплаты труда. Такая ситуация препятствует развитию бизнеса, сдерживает рост «белой» заработной платы, приводит к росту издержек производства продукции и услуг, снижению деловой активности, росту безработицы. Получается, что очень высока цена подчинения предприятий и организаций закону. Это приводит также к росту теневой экономики, усилению дифференциации и неравномерности в распределении доходов.

В условиях экономической нестабильности и неопределенности, существования безработицы предприятия не заинтересованы тратиться на обучение рабочей силы. Необходимо создать институты закрепления выпускников вузов за предприятием, профинансировавшим целевую подготовку их профессионального роста, кадровой ротации, дальнейшего развития человеческого капитала.

В обществе должно реализоваться социальное равновесие. Государство должно предоставлять равные возможности для своих членов. С этой целью необходимо расширить социальные расходы государства. В развитых странах мира доля государственных и общественных расходов на социальные цели достигает до 35 % бюджета.

Стоит задача создания институциональной среды социально-ориентированной экономики, направленной на расширенное воспроизводство человеческого капитала.

Кардинальные изменения назрели в системе распределительных отношений. Необходимо провести реформу доходов населения. В инновационной экономике человеческому капиталу,

Проценты 20

13 16

14 1? 10 8 6 4 2 О

Таблица 2

Безработные по уровню образования [5]

2000 г. 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Всего Мужчины Женщины

Численность безработных, тыс.чел. Имеют образование: 7700 5242 5544 4922 4131 4137 3889 2123 1766

высшее 757 541 834 783 676 721 709 334 374

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

неполное высшее профессиональное 268 145 - - - - - - -

среднее профессиональное по программам подготовки специалистов среднего звена 2028 1020 1152 1009 799 805 765 347 418

среднее профессиональное по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих 940 977 1154 976 839 803 786 490 295

среднее общее 2425 1751 1799 1575 1355 1376 1223 692 531

основное общее 1084 744 547 521 416 395 372 235 137

не имеют основного общего образования 198 64 58 58 46 38 35 25 10

Уровень безработицы (удельный вес безработных в численности экономически активного населения соответствующего уровня образования), % 10,6 7,1 7,3 6,5 5,5 5,5 5,2 5,5 4,8

высшее 5,1 3,1 3,9 3,6 3,0 3,1 3,0 3,1 2,9

неполное высшее профессиональное 11,3 10,1 - - - - - - -

среднее профессиональное по программам подготовки специалистов среднего звена 9,2 5,5 5,7 5,0 4,1 4,2 4,0 4,2 3,8

среднее профессиональное по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих 12,5 7,2 7,8 6,6 5,7 5,7 5,5 5,4 5,5

среднее общее 13,9 10,2 11,5 10,2 8,7 8,7 8,2 8,0 8,5

основное общее 16,1 14,6 16,4 16,0 13,5 13,6 13,0 13,2 12,8

не имеют основного общего образования 11,3 11,9 19,7 20,2 18,9 17,2 17,7 19,9 14,0

его роли в создании устойчивых конкурентных преимуществ фирмы уделяется первостепенное значение. И хотя по мере перехода к экономике знаний все большее значение приобретают формализованные знания и доходы от их использования, тем не менее главную роль в достижении конкурентных преимуществ предприятия играют такие знания, которые сложно описать, увидеть, формализовать. Человек знает больше, чем он может сказать. Уровень заработной платы в России необоснованно низкий, даже если учесть низкий уровень производительности труда. Особый подход к комбинированию факторов производства при реализации инновационной деятельности предполагает и соответствующий уровень оплаты труда.

Другая проблема в системе распределительных отношений - чрезмерная дифференциация доходов, нарастание бедности. В этой связи для снижения социальной напряженности, преодоления социаль-

ного расслоения необходимо ввести прогрессивное налогообложение.

Инновационная экономика предполагает изменение качества человеческого капитала. Как было отмечено ранее, у общества в лице его субъектов (население, предприятия, государство) средств для этого явно недостаточно. В этой связи государство, как субъект всего общественного капитала, должно свои усилия направить на разработку государственной политики в сфере воспроизводства человеческого капитала на федеральном и региональном уровнях, включающих в себя создание эффективных механизмов финансирования социальной сферы, повышения ответственности работодателей в решении социальных проблем; осуществление институционального регулирования процессов воспроизводства человеческого капитала в рамках выработанной государственной политики; привлечение в сферу воспроизводства человече-

ского капитала негосударственных предприятий и учреждений, институтов гражданского общества, поощрение всяческих гражданских инициатив, направленных на повышение качества рабочей силы; координацию деятельности населения, государственных и негосударственных предприятий и представляющих их интересов союзов и ассоциаций в рамках институтов социального партнерства, обеспечивающих устойчивые, эффективные связи между работодателями, образовательными учреждениями и населением с целью быстрой адаптации трудовой сферы к изменениям в экономике.

Еще одна проблема в воспроизводстве человеческого капитала - неравномерность социально-экономического развития в отдельных регионах. Образование должно рассматриваться как одно из неотъемлемых прав, которое гарантируется не уровнем благосостояния, а правовыми и социально-культурными институтами общества. Необходимы целенаправленные меры по выравниванию качества и обеспечению доступности высшего образования в региональном разрезе с точки зрения финансовых и интеллектуальных ресурсов. С другой стороны, структура рынка образовательных услуг должна соответствовать профессионально-квалификационной структуре рынка труда. Последняя зависит от состояния реальной экономики. В условиях структурного кризиса многие предприятия и отрасли находятся в фазе спада со всеми исходящими отсюда последствиями. Высшие учебные заведения должны шагать в ногу с изменениями в реальной экономике. Подготовка кадров по невостребованным рынком труда направлениям подготовки для предприятий и отраслей, находящихся в кризисном состоянии, подлежащих модернизации, приводит к противоречиям на рынке труда, а также снижает ресурсную поддержку вузов со стороны предприятий. Здесь возможны два варианта развития:

• инновационное возрождение вуза вслед за технико-технологическим обновлением и ростом региональных отраслей и предприятий;

• сокращение масштабов высшего образования за счет вузов, не обладающих необходимыми ресурсами для подготовки качественных специалистов. Необходимо создать механизмы, чтобы у вузов были мотивы предлагать новые продукты на рынке, стимулы для взаимодействия с экономическими субъектами.

Литература:

1. Хасанова А.Ш., Мирзагалямова З.Н., Фатыхо-ва Л.И. Ориентиры эффективного развития России // Вестник экономики, права и социологии.

- 2016. - № 4. - С. 107-112.

2. Информационные материалы Федеральной службы государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru/.

3. Komelina V.A., Mirzagalyamova Z.N., Gabbasova L.B., Lavrentiev S.Y., Kharisova G.M. Features of Students' Economic Competence Formation // International Review of Management and Marketing. International Review of Management and Marketing. - 2016. - № 6(1). - Р. 53-57.

4. Индикаторы образования: 2016. Статистический сборник / Л.Б. Гохберг, И.Ю. Забатурина, Н.В. Ковалева и др.; нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2016. - 320 с.

5. Абанкина И.В., Абанкина Т.В., Деркачев И.В. Исследование «болезни издержек» в российском высшем образовании // Университетское управление: практика и анализ. - 2014. - № 4-5.

- С. 52-65.

Institutional Framework of Human Capital Formation in the Post-Industrial Economy

Mirzagalyamova Z.N., Khasanova A.Sh.

Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev — KAI

The paper dwells upon the institutional framework of human capital formation in the post-industrial economy. The authors revealedpeculiarities of the post-industrial economy, as well as the contradictions of the present state of the Russian economy, and proved that the person becomes a critical factor in contemporary social production. The analysis of investment in education was carried out, the issue of the effectiveness of investing in higher education was actualized, and the main directions of state intervention in the field of reproduction of human capital were outlined.

Key words: reproduction of human capital, post-industrial economy, modern economy of Russia, investment in education, "the cost disease " in education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.