УДК 332.122
Т. В. Снегирева
старший преподаватель, кафедра государственного и муниципального управления, ФГБОУ ВПО «Кузбасский государственный технический университет
имени Т.Ф. Горбачева»
Н.В. Бойко
преподаватель, кафедра экономики и управления,
филиал ФГБОУ ВПО «Кузбасский государственный технический университет
имени Т.Ф. Горбачева» в городе Прокопьевске
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация. Человеческий капитал - важнейший аспект современной экономики. Формирование и использование человеческого капитала на современном этапе определяет уровень конкурентоспособности региона. Важнейшим аспектом формирования человеческого капитала региона является система образования.
Ключевые слова: человеческий капитал, политика использования человеческого капитала, система профессионального образования, конкурентоспособность регионов.
T.V. Snegiryova, senior teacher of the chair of State and City management, Kuzbass State Technical University of Gorbachyov T.F.
N.V. Boiko, he teacher of the chair of economy and management, the branch of Kuzbass State Technical University in the town of Prokopyevsk
THE PECULIARITIES OF FORMING HUMAN CAPITAL IN KEMEROVO REGION
Abstract. Human capital is the most important aspect in modern economy. Forming and using of human capital at the modern stage defines the level of competitiveness of the region. The most important aspect in forming human capital is the system of education.
Keywords: human capital, policy of using human capital, system of education, competitiveness of the region.
Основным элементом общественного воспроизводства и решающим фактором экономического роста развития нашей страны и обеспечения на этой основе благосостояния населения является человеческий капитал и его эффективное использование. При разработке стратегии устойчивого развития регионов упор делается на экономическое развитие в ущерб целям развития человеческого капитала, что в итоге оказывает негативное воздействие на социально-экономическое развитие и территорий, и страны в целом.
Концепция человеческого капитала является для современной российской науки относительно новым направлением. Интерес к этой проблематике был вызван интенсивным развитием рыночных форм хозяйствования, распространением высокотехнологичных производств, изменением структуры рынка труда, гуманизацией всех форм социально-экономических отношений. Развитие теории человеческого капитала привело к признанию сначала в экономической науке, а позднее и на практике, того факта, что национальное богатство создается как вещественной, так и невещественной формой капитала, т.е. человеческий капитал стал учитываться как важнейшая составляю-
щая национального богатства.
Вложения в образование и здравоохранение создают «человеческий капитал» подобно тому, как затраты на оборудование и материалы создают капитал физический. Наращивание умственных и физических способностей работника как составляющих человеческого капитала сравнивается с накоплением материально-вещественных элементов производства. Человеческий капитал «увеличивает экономические способности людей на длительное время» [1].
Методологической основой признания решающей роли человеческого потенциала является теория человеческого капитала, которая получила широкое распространение в США, а затем и во всем мире с начала 60-х годов ХХ в. В качестве практической предпосылки теории человеческого капитала можно отметить НТП 50-60-х годов ХХ века. Это, прежде всего, связано с тем, что изменения второй половины ХХ века обусловили изменения в социальной и экономической жизни - человек с его интеллектуальными способностями становится определяющим фактором экономического роста. «Понимание роли и места человека в современном экономическом развитии опирается на огромные сдвиги в характере источников и механизмов самодвижения экономики и общества» [2]. Основные тенденции развития мировой экономики свидетельствуют о превращении природных и приобретенных самими людьми способностей и качеств в «основной критерий экономической жизнеспособности и социального прогресса».
В наиболее обобщенном виде человеческий капитал представляет собой совокупность знаний, умений, навыков, здоровья и т.д., которые позволяют человеку посредством инвестиций получать более высокие доходы в будущем.
Теория человеческого капитала рассматривает образование и квалификацию как основу экономического роста и признает за их обладателями право на получение адекватных доходов.
Возникновение человеческого капитала происходит в процессе производственных отношений, когда наемный работник продает свою рабочую силу работодателю, собственнику средств производства.
В большей части источников по проблеме человеческого капитала авторы не учитывают то, что понятие «человеческий капитал» является сложным образованием с многокомпонентной структурой, обладающим в условиях инновационной экономики, рядом принципиально новых характеристик; в которых должна быть обозначена его приоритетная роль в социально-экономическом развитии региона.
Модернизация развития отечественной экономики сопровождается существенной модификацией как технологий и принципов функционирования разноуровневых социально-экономических систем, так и ресурсов, в структуре которых приоритетное значение имеет человеческий капитал.
Обобщая выше изложенное, сформулируем авторское определение человеческого капитала, под которым мы понимаем совокупный запас знаний, творческих способностей, профессиональных компетенций, здоровья и культуры, обеспечивающий человеку реализацию его производственно-экономического потенциала, функциональную конкурентоспособность и прирост уровня благосостояния.
В таком понимании человеческий капитал обладает рядом отличительных свойств, характеризующих его экономическое содержание:
- человеческий капитал в виде способностей, знаний, навыков и компетенций может накапливаться и является своеобразным производственно-экономическим запасом;
- формирование и развитие человеческого капитала требует совокупных финансовых, материальных и интеллектуальных затрат со стороны государства, организаций и домохозяйств;
- инвестиции в человеческий капитал дают значительный социально-экономический эффект;
- человеческий капитал неотделим от своего носителя - конкретного человека;
- в процессе использования человеческий капитал не утрачивается, но изнашивается, прежде всего, вследствие ухудшения здоровья или естественного старения человека [3].
Мы придерживаемся точки зрения специалистов, которые считают, что на процесс воспроизводства человеческого капитала влияют как внешние, так и внутренние факторы, определяя его динамику и результаты [4].
К внешним факторам формирования человеческого капитала мы относим институты образования, науки, культуры, информации, здравоохранения, условия трудовой деятельности и др.
Внутренними факторами, предопределяющими результат воспроизводства индивидуального человеческого капитала, следует считать семью, ее материальный достаток, межличностные отношения, культурный уровень, социальные связи и др.
Нельзя не отметить, что по мере перехода к постиндустриальному обществу возрастает значение личностных черт и качеств человека: особое значение приобретают аналитические способности, информационная восприимчивость, коммуникабельность, креативность, обучаемость. Это связано с тем, что в инновационной экономике появляются новые формы человеческой деятельности, которые не поддаются четкой формализации и стандартизации. Модифицируется роль структурных элементов человеческого капитала, в частности приоритетное значение приобретает его интеллектуальная составляющая, под которой следует понимать совокупность способностей работника по созданию, генерации и практической реализации новых знаний. В свою очередь структурными звеньями инновационной составляющей современного человеческого капитала выступают креативное мышление работника, его творческая активность, способность к адаптации и самообучению, функциональная мобильность [4].
В постиндустриальной инновационной экономике человеческий капитал приобретает ряд принципиально новых характеристик [4]:
- одновременное потребление и накопление в процессе использования;
- опережающие темпы роста и развития (по сравнению с другими формами капитала);
- способность к внутренней систематизации за счет совокупности качественных и количественных характеристик личности - его носителя;
- мультипликативная способность и, соответственно, ценность;
- способность создавать полезные блага без участия природного и вещественного капитала;
- выполнение базисной и интегрирующей функции в системе национального капитала;
- доминирующая и интегрирующая роль в содержании и структуре человеческого капитала знаний, как осмысленной и систематизированной информации [5].
Таким образом, комбинированная социально-экономическая категория «человеческий капитал» сформировалась в результате заметных изменений в самом человеке как главной производительной силе и социально-экономическом субъекте общества. Если в доиндустриальной и индустриальной эпохах лимитирующим фактором выступал физический капитал и преобладал простой физический труд, то в постиндустриальный период господствующим является умственный труд высокообразованных людей, а лимитирующим фактором производства выступают знания и информация.
Вступление человечества в постиндустриальное общество привело к осознанию человека не только фактором экономической деятельности, а главной ценностью общественного развития, когда производство рассматривается уже не как конечная цель, а как средство повышения жизненного уровня людей. Это должно стать основой формирования принципиально новой социально-экономической политики - политики использования человеческого капитала, главным приоритетом которой является человек и его развитие.
Во-первых, государственное устройство в настоящее время представлено тремя уровнями: федеральным, региональным и местным. Жизнедеятельность определенных групп населения «заземлена» на конкретный уровень государственного устройства. Во-вторых, на каждом уровне рабочая сила распределена по стадиям воспроизводственного процесса. Таким образом, трудоспособная часть населения России, с его знаниями, умениями, навыками, представляет человеческий капитал, который, распределен по регионам и муниципальным образованиям и стадиям воспроизводственного цикла.
Фундаментальным свойством политики использования человеческого капитала является ее единство, реализуемое через межуровневое взаимодействие федеральных, региональных и муниципальных органов власти, ориентированное на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития образующих государство административно-территориальных образований и видов экономической деятельности, образующих в совокупности воспроизводственный процесс [6].
Структура использования человеческого капитала Кемеровской области отражает индустриально-сырьевой характер развития региона. На первом месте по доле в валовом региональном продукте (ВРП) и численности занятых находятся добывающая и обрабатывающая промышленности, относящиеся к стадии производства воспроизводственного цикла (табл.1). Однако в последние годы наблюдается отток работников именно из этих сфер. Причиной тому явилось сокращение темпов роста угледобывающей отрасли, а также потеря интереса молодежи к данным профессиям. Виды деятельности, относящиеся к стадиям обмена и распределения (операции с недвижимым имуществом, финансовая деятельность и др.), наоборот, характеризуются увеличением использования человеческого капитала. Однако они при этом не имеют существенного значения в экономике регионе (за исключением торговли и сферы бытовых услуг).
Рассматривая структурный фактор региональной экономики на примере Кемеровской области необходимо отметить то, что на протяжении десятилетий она остается неизменной и представлена тяжелыми отраслями добывающей промышленности:
угольной и металлургической, что в свою очередь отразилось на системе образования региона. В Кузбассе сложилась структура, состоящая преимущественно из начальных и средних профессиональных образовательных учреждений. Причем до трансформационного перехода экономики к рыночным отношениям, механизм государственного заказа и распределения действовал бесперебойно, формируя человеческий капитал отрасли региона. В период рыночных реформ формирование профессиональных образовательных услуг в Кемеровской области происходило стихийно и сопровождалось обострением противоречий между повышенным спросом населения на узкий круг наиболее престижных специальностей и запросами рынка труда, что привело к изменению структуры и качества человеческого капитала области. Коммерционализация системы профессионального образования привела к увеличению доли лиц (до 45% в целом по России), обучающихся за счет собственных средств. В Кемеровской области при общем росте численности студентов вузов по сравнению с 1997 годом в 2,2 раза, численность обучавшихся с полным возмещением затрат увеличилась в 7,3 раза [7]. Ориентируясь на запросы родителей, вузы и техникумы стали открывать престижные специальности. Оказалось, что во многих технических вузах почти треть специальностей -это специальности не профильного характера: главным образом, социально-гуманитарного профиля - экономические, юридические и «сервисные».
Таблица 1 - Группировка видов экономической деятельности Кемеровской области по доле в ВРП и сложившимся тенденциям использования человеческого капитала региона
Доля в ВРП, % Использование человеческого капитала региона
Имеет устойчивую тенденцию к увеличению Изменяется в незначительных пределах (до 2% в год) Имеет устойчивую тенденцию к сокращению
Более 15 % добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства
15-10 % оптовая и розничная торговля; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования
10-5 % операции с недвижимым имуществом, аренда производство и распределение электроэнергии, газа и воды; транспорт и связь; государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение
Менее 5% строительство;финансовая деятельность; предоставление коммунальных, социальных и прочих персональных услуг гостиницы и рестораны; здравоохранение, социальная сфера сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; образование
Сегодня анализ статистических данных по Кемеровской области указывает на существенный дисбаланс в кадровой структуре: нехватку специалистов среднего звена, дефицит рабочих профессий. Так, охват по профессиям в Кузбассе составляет: начального профессионального образования - 29,1% (94 профессии из 323), среднего
профессионального образования - 49,2% (94 специальности из 191). Соотношение численности обучающихся в образовательных учреждениях НПО и СПО (0,5:0,7) не соответствует сложившемуся распределению общей численности занятых в экономике по указанным уровням образования (2,7:1,1).
Система профессионального образования региона и ее несоответствие потребностям региональной экономики в кадрах нашла свое отражение в тенденциях развития человеческого капитала региона.
Рисунок 1 - Распределение студентов в государственных вузах Кемеровской области по направлениям подготовки на начало 2009/2010 учебного года
112%
□ 41,20%
□ 52,50%
□ 42,70%
□ 51,30%
□ Высшее
□ Среднее пофессиональное
□ Начальное профессиональное
□ Общее
□ Начальное общее
Рисунок 2 - Структура населения Кемеровской области по уровню образования
(2010 г., в %)
Высшее образование обусловливает повышенные запросы людей, которые не соглашаются на труд по рабочим специальностям. Они отказываются от тяжелого физического труда, и непривлекательных работ в сфере услуг, непосредственно связанных с обслуживанием. Однако это не единственная проблема. Рынок труда Кемеровской области перенасыщен специалистами с высшим образованием и испытывает недостаток специалистов со средним специальным образованием, но среди молодежи эти специальности не пользуются популярностью и не являются престижными, прежде всего, из-за невысокой заработной платы и тяжелых условий труда.
При этом по отдельным отраслям экономики и видам экономической деятельности это соотношение более удручающее: по металлургическому производству -1,0:9,4; по горнодобывающей отрасли 1,0:3,5; по железнодорожному транспорту -1,0:2,7; по химическому производству - 1,0:2,6 [8]. При сохранении сложившихся диспропорций в региональной структуре подготовки кадров именно квалифицированные рабочие и специалисты среднего уровня становятся одними из самых дефицитных ресурсов экономики Кемеровской области.
Данный структурный фактор усугубляется сложившимися негативными условиями в экономике региона. Одним из признаков неблагополучной ситуации на рынке труда остается прогрессирующее старение квалифицированных кадров, что свидетельствует об уменьшении человеческого капитала региона. По данным статистики Кемеровской области «молодежная» группа рабочих промышленных предприятий (в возрасте до 30 лет) составляет 26% от общей численности персонала. При этом она почти в два раза уступает «предпенсионной» группе (50-60 лет и старше). С учетом этого обстоятельства ученые прогнозируют выбытие в ближайшие годы не менее 20% занятых в промышленности квалифицированных кадров. В ближайшие 10-15 лет предприятия столкнутся с настоящим «кадровым голодом» рабочих профессий.
Другой не менее значимой причиной непривлекательности рабочих мест, низким престижем рабочих профессий становятся низкая оплата и неблагоприятные условия труда. Сохраняющаяся в большинстве отраслей региональной экономики система оплаты труда не способствует развитию наиболее перспективных и значимых для региона видов экономической деятельности. По данным областного департамента труда и занятости населения, около 17% заявленных работодателем в 2007 году вакансий приходилось на рабочие места с оплатой ниже установленного размера прожиточного минимума. Что касается неблагоприятных условий труда, то в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, сегодня трудится более 40% всех занятых в экономике региона; около 4% занятых работают на оборудовании, не отвечающем требованиям промышленной безопасности и охраны труда; боле 20% работников заняты тяжелым физическим трудом [9].
Явное несоответствие масштабов, направлений и качества профессиональной подготовки кадров потребностям предприятий и организаций становится причиной снижения их конкурентоспособности. В дальнейшем по мере расширения высокотехнологичных отраслей и сфер деятельности при нарастании дефицита квалифицированной рабочей силы и повышении требований к ее профессионализму это может стать реальной угрозой для экономического равновесия. Серьезной проблемой является то, что созданная сеть высших учебных заведений постепенно превращается в закрытую, самоорганизующуюся и саморегулирующуюся систему, не реагирующую на импульсы, исходящие от рынка труда. Повышенный социальный спрос молодежи на высшее образование, в свою очередь, ускоряет этот процесс, который можно оценить как «перегрев» высшего образования.
Для того чтобы состояние человеческого капитала не вступило в конфликт с необходимостью обеспечения высокой динамики ВРП, необходим переход к инновационной модели развития, которая опирается на продуманную политику использования человеческого капитала. Она ориентирована на постоянное наращивание инвестиций в
разработку и внедрение всей новой техники, прогрессивных технологий, на проведение научных исследований, а также на принципиальное обновление всей системы трудовых отношений, реальное их превращение в партнерские. Реализация этого возможна в соответствии с подготовкой и «выращиванием» собственных специалистов и работников новых поколений, обладающих высокой квалификацией, способных генерировать новые методы труда и управленческие решения, базирующиеся на справедливых распределительных отношениях, к которым пока еще наши собственники, к сожалению, не готовы.
Список литературы:
1. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Царенова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. - СПб.: Наука, 1999.
2. Степанов Г.Н. Управление человеческим капиталом в инновационной экономике. - М.: МГУП, 2006.
3. Подберезкин А. А. Человеческий капитал. Т.1: Идеология опережающего развития человеческого капитала / Институт развития гражданского общества и местного самоуправления. - М.: «Европа», 2007.
4. Снегирева Т.В. Совершенствование политики использования человеческого капитала в региональной социально-экономической системе (на материалах Кемеровской области): Дисс... кан. экон. наук., 2012.
5. Хлопова Т. Восполнение кадров рабочих и молодых специалистов: проблемы и пути решения // Человек и труд. - 2010. - №1. - С. 67-69.
6. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. - СПб.: СПбУЭФ, 1994.
7. Аналитическая записка «Финансовое обеспечение программно - целевого подхода к решению проблем в области образования и воспитания», опубликованная в Бюллетене Счетной палаты РФ. - 2007. - №4 (112).
8. Муравьев С.А., Руднева Е.Л. Региональный рынок труда и система профессионального образования в Кузбассе: проблемы и перспективы / Пятая всероссийская научно - практическая конференция «Спрос и предложения на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России» [электронный ресурс]. - Заголовок с экрана. - URL: http//www.labourmarket.ru. - дата обращения: 22.10.2008.
9. Стенограмма доклада Н.И. Булаева на заседании коллегии Рособразования от 26 февраля 2010 года [электронный ресурс]. - Заголовок с экрана. - URL: http://www.ed.gov.ru. - дата обращения 03.03.2010.
10. Снегирева Т. В. Совершенствование политики использования человеческого капитала в региональной социально-экономической системе (на материалах Кемеровской области): автореферат на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.05 / Т.В. Снегирева. - Барнаул. 2012.
List of references:
1. Dobrynin A. I., Spechte S. A., Tsarenova E. D. Menschlicher Kapital in der transitiven Wirtschaft: Anordnung, Schätzung, die Wirksamkeit des Gebrauches. - Str. petersburg: Science, 1999.
2. Stepanov G. N. Steuerung des menschlichen Kapitals in der Innovation Wirtschaft. - M.: [MGUP], 2006.
3. Podberezkin A. A. Menschlicher Kapital. T. I: Ideologie des Vorwegnehmens Entwicklungen des menschlichen Kapitals/des Instituts der Entwicklung der bürgerlichen Gemeinschaft und der lokalen Selbst-
anleitung. - M.: „Europa", 2007.
4. Snegireva T. V. Verbesserung der Politik des Gebrauches von menschlichem Kapital im regionalen Sozial- und Wirtschaftssystem (auf den Materialien der Kemerovskaya Provinz): Thesis... c.e.n., 2012.
5. Khlopova T. Beendigung des Personals der Funktion und der jungen Fachleute: Problem und die Methode der Lösung // Männer und der Arbeit. - 2010. - №1. - S. 67-69.
6. Dyatlov S. A. Unterseiten der Theorie des menschlichen Kapitals. - Str. Petersburg: [SPbUEF], 1994.
7. Analytical note is "financial guarantee by program - purposeful approach to the solution of problems in the region of formation and training", published in the bulletin of Census Chamber. - 2007. - №4 (112).
8. Muraviov S.A., Rudneva E.L. Regional labor market and the system of vocational education in the Kuzbass: problem and prospect/the fifth All-Russian scientific practical conference "supply and demand on the labor market and the market for educational services in the regions of Russia" [electronic resource]. -Title from the screen. - URL: http//www.labourmarket.ru. - the date of the rotation: 22.10.2008.
9. Shorthand record of the report N.I. Bulaeva at the session of the board Of Rosobrazovaniya dated February 26, 2010 [electronic resource]. - Title from the screen. - http://www.ed.gov.ru. - the date of rotation of 03.03.2010.
10. Snegireva T. V. Verbesserung der Politik des Gebrauches von menschlichem Kapital im regionalen Sozial- und Wirtschaftssystem (auf den Materialien der Kemerovskaya Provinz): Auszug des Autors zur Konkurrenz des wissenschaftlichen Grads von c.e.n: 08.00.05/T. V. Snegireva. - Barnaul. 2012.