Научная статья на тему 'Интеграция бизнеса и образования как необходимое условие развития политики использования человеческого капитала региона (на примере Кемеровской области)'

Интеграция бизнеса и образования как необходимое условие развития политики использования человеческого капитала региона (на примере Кемеровской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ПОЛИТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНОВ / HUMAN CAPITAL / THE POLICY OF USING HUMAN CAPITAL / SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION / REGIONS COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бойко Н.В., Снегирева Т.В.

Развитие региональной системы образования становится необходимым условием в реализации политики использования человеческого капитала региона. Интеграция бизнеса, образования и науки способствует развитию системы образования и эффективному использованию человеческого капитала в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF BUSINESS AND EDUCATION AS AN IMPORTANT CONDITION OF POLICY DEVELOPMENT OF USINY HUMON COPITAL OF THE REGION (KEMEROVO REGION AS AN EXAMPLE)

The development of the system of education becomes an important condition in the realization of policy of using regions human capital. Integration of business, education and science helps to develop the system of education and an effective using, of human capital in the region, regions competitiveness.

Текст научной работы на тему «Интеграция бизнеса и образования как необходимое условие развития политики использования человеческого капитала региона (на примере Кемеровской области)»

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 332.122

Н.В. Бойко

ст. преподаватель, кафедра экономики и управления, ФГБОУВПО «Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева», филиал (г. Прокопьевск)

Т.В. Снегирева

ст. преподаватель, кафедра государственного и муниципального управления, ФГБОУ ВПО «Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева»

ИНТЕГРАЦИЯ БИЗНЕСА И ОБРАЗОВАНИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Аннотация. Развитие региональной системы образования становится необходимым условием в реализации политики использования человеческого капитала региона. Интеграция бизнеса, образования и науки способствует развитию системы образования и эффективному использованию человеческого капитала в регионе.

Ключевые слова: человеческий капитал, политика использования человеческого капитала, система профессионального образования, конкурентоспособность регионов.

N.V. Boiko, the senior teacher of the chair of economy and management of the branch of Kuzbass State Technical University of Gorbachyov T.F. in the city of Prokopyevsk

T.V. Snegiryova, senior teacher of the chair of State and City management of Kuzbass State Technical University of Gorbachyov T.F.

INTEGRATION OF BUSINESS AND EDUCATION AS AN IMPORTANT CONDITION OF POLICY DEVELOPMENT OF USINY HUMON COPITAL OF THE REGION (KEMEROVO REGION AS AN EXAMPLE)

Abstract. The development of the system of education becomes an important condition in the realization of policy of using regions human capital. Integration of business, education and science helps to develop the system of education and an effective using, of human capital in the region, regions competitiveness.

Keywords: human capital, the policy of using human capital, the system of professional education, regions competitiveness.

В современных условиях для качественного роста социально-экономической системы территории, повышения ее конкурентоспособности необходимо эффективно использовать человеческий потенциал. Регионы, располагающие существенным человеческим капиталом, оказываются в более выгодном положении по сравнению с конкурентами, не обладающими подобными преимуществами. Отсутствие в социальноэкономической системе Российской Федерации эффективной политики формирования и использования человеческого капитала на федеральном, региональном, муниципальном уровне и на уровне отдельных предприятий различных форм собственности привело к снижению ВВП, росту безработицы, не соответствию объемов и структуры подготовки кадров потребностям общественного производства. В этих условиях в разряд первостепенных переходят задачи разработки инновационных подходов и соответст-

20

№ 1 (17) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

вующей научной проработки теоретических и методических аспектов, предложений и рекомендаций по эффективному использованию человеческого капитала с позиций обеспечения повышения конкурентоспособности и динамичного развития региона. Что в свою очередь подводит к объективной необходимости совершенствования политики использования человеческого капитала, предполагающей решение важнейшей современной проблемы региональной экономики, обусловленной состоянием методологии, теории и практики использования человеческого капитала.

Необходимость совершенствования политики использования человеческого капитала обусловлена следующим:

Во-первых, политика использования человеческого капитала региона подчинена социально-экономической политике государства, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Во-вторых, политика использования человеческого капитала региона много-субъектна и охватывает деятельность федеральных, региональных, муниципальных органов власти и органов управления хозяйствующими субъектами.

В-третьих, политика использования человеческого капитала предполагает соблюдение единства общих подходов и принципов ее реализации, базирующихся на системе общих императивных отношений.

В-четвертых, политика использования человеческого капитала должна быть эффективной и превентивной, а потому должна:

- гармонично сочетать интересы государства, регионов, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов в части распределения человеческого капитала по территории региона и стадиям воспроизводственного цикла;

- соответствовать целям и задачам субъектов, ее реализующих;

- быть доступной, ясной и реальной для всех субъектов и объектов;

- обеспечивать не только сохранение, но укрепление и инновационное развитие человеческого капитала [1].

Основным инструментом реализации политики использования человеческого капитала в Кузбассе является стратегия социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года, в которой при реализации активного сценария, декларировано основное социально-экономическое направление: «развитие системы подготовки кадров и стабилизация рынка труда».

Вышеуказанное направление предполагает создание региональной программы содействия развитию системы управления персоналом на предприятиях, создание системы непрерывного образования, поддержку реализации программ развития предпринимательства в университетах. Таким образом, реализация активного сценария развития региона тесно связана с интеграционным фактором развития человеческого капитала региона. Инновационно-интеграционная деятельность образования, бизнеса, научных организаций сегодня становится необходимым условием современного развития, формирования и поддержания человеческого капитала региона. Региональную систему

№ 1 (17) - 2013

21

Проблемы экономики и менеджмента

профессионального образования можно представить в виде схемы (рис. 1).

Рисунок 1 - Региональная система профессионального образования

На представленной схеме рынок труда обеспечивает информацией о спросе в регионах на специалистов и рабочие кадры, структуре и уровне их профессиональной квалификации. Рынок рабочей силы - заинтересованные домохозяйства, желающие приобрести образовательные услуги, изменить профиль деятельности или повысить квалификацию. Рынок образовательных услуг - совокупность предложений учреждений профессионального образования. Все три вышеуказанные системы в сочетании образуют региональную систему профессионального образования.

Процессы интеграции развиваются в определенных организационных формах: бизнес-инкубаторы, консалтинговые фирмы, технопарки, исследовательские университеты и т.д. Главная задача этих организаций решать исследовательские, образовательные, производственные задачи и вести подготовку высококвалифицированных специалистов. В результате взаимовыгодной интеграции в выигрыше остаются все участники. Университеты получают гарантированный инновационный заказ на подготовку более конкурентоспособных специалистов, качество предоставляемых услуг растет, повышается возможность развития экспериментальной базы, уровня материальной поддержки и стимулирования профессорско-преподавательского состава. Научные организации получают возможность развития материально-технической базы и ускоренной коммерциализации научных разработок. Благодаря взаимодействию с университетами они выращивают профессионалов высокого уровня. Компании, выступающие в роли заказчика, получают возможность готовить квалифицированные кадры на базе университета, отвечающие ее запросам. Эффективно вкладывая средства, они также получают прямой доступ к инновационным разработкам, необходимым им для изготовления конкурентоспособного товара. Выпускники вузов получают гарантированное трудоустройство, высокий уровень оплаты труда, благоприятные условия работы и перспективы карьер-

22

№ 1 (17) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

ного роста. Государство получает возможность более эффективного распределения ресурсов и активизацию экономического роста.

Однако образовательные учреждения и научные организации не стремятся к активной интеграции с бизнесом, только 56,8% вузов интегрируют с наукой, из которых 40,0% не добровольно, а под нажимом Министерства образования и науки Российской Федерации. Этот факт свидетельствует о насильственной деструктивной государственной политике, проводимой в области интеграции. В рамках принятого в августе 2009 года Федерального закона № 217-ФЗ, позволяющего бюджетным вузам и научным организациям создавать хозяйственные общества с целью практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной собственности в вузах было создано только 116 предприятий на тысячу рабочих мест [2]. Таким образом, не произошло масштабной коммерционализации результатов наукоемких разработок, не состоялось и повсеместное создание новых рабочих мест для выпускников вузов.

В настоящее время в Кемеровской области количество организаций, выполняющих исследования и разрабатывающих новые технологии, невелико (табл. 1).

Таблица 1 - Число организаций, выполнявших исследования и разработки

по формам собственности [3]

2005 2006 2007 2008 2009 2010

Число организаций - всего 29 31 34 29 29 27

Государственных 20 21 23 21 21 20

Муниципальных - 1 1 1 1 1

Частных 3 6 6 4 4 4

Смешанная форма 6 2 2 2 2 2

Прочих - 1 2 1 1 -

К сожалению, попытки осуществить продуктивную интеграцию всех вышеуказанных сфер деятельности малоэффективны, и причиной тому - ряд сложившихся негативных условий, к которым можно отнести: неблагоприятные административноправовые условия, которые предопределяют высокую степень зависимости любых образований от государства, доминирование привычных административнобюрократических схем мышления, устаревший образ мышления менеджмента, высокая степень коррупции. Кроме того, руководители большинства предприятий, живут «одним днем» не осуществляя существенных вложений в человеческий капитал предприятия. Согласно данным статистики Кемеровской области в структуре среднемесячных затрат организаций Кузбасса на рабочую силу расходы на обучение и переобучение персонала занимают последнее место (от 0,1 до 0,7%) [4]. Вкладывая огромные бюджетные средства в подготовку специалистов, государство, затем, «дарит» коммерческому сектору экономики лучшие кадры, ничего не требуя взамен. Чаще всего интеграция науки и образования сводится к тому, что крупные предприятия, модернизируя свои производства, закупают импортные технологии и оборудование, подключая образовательные учреждения для проведения краткосрочных курсов на рабочем месте. Это

№ 1 (17) - 2013

23

Проблемы экономики и менеджмента

не решает проблему нехватки квалифицированных кадров, покупка импортного оборудования не делает отечественные предприятия инновационными. По данным Межведомственного аналитического центра, в России бизнес неохотно вкладывает деньги в науку, две трети российских предприятий никак не финансирует научные разработки. Лишь 3,6% компаний тратят на НИОКР 10% собственной выручки. В структуре народнохозяйственного комплекса наиболее наукоемкие отрасли - машиностроение (2,4% выручки расходуются на инновации), металлургия (2,2%) и химическая промышленность (1,94%). Инвестируют в научные исследования и образования, как правило, крупные компании с численностью занятых более 1000 человек. Предприятия обрабатывающей промышленности хоть и финансируют научные разработки, но исключительно неохотно - в среднем в этой отрасли на инновации уходит 0,4% выручки [5].

Таблица 2 - Факторы, способствующие повышению уровня интеграции бизнеса,

образования и науки

Полити- ческий фактор 1. Определение ключевых направлений государственной политики в области образования, развития техники и технологий на перспективу. 2. Государственная поддержка научно-интеллектуального и образовательного секторов экономики. 3. Финансирование приоритетных направлений в области науки и технологий.

Норматив но-право- вой фактор 1. Законодательное регулирование нормативно-правовых актов, устанавливающих правовые механизмы процесса интеграции науки, образования и бизнеса. 2. Законодательное закрепление полномочий участников интеграционного процесса. 3. Определение норм гражданского, бюджетного, налогового законодательства в области интеграции участников взаимодействия.

Экономи- ческий фактор 1. Разработка системы налоговых и экономических льгот для предприятий, взаимодействующих с образовательными учреждениями, создание особых экономических зон для благоприятного взаимодействия. 2. Преодоление негативных экономических явлений, препятствующих эффективным интеграционным процессам. 3. Повышение спроса на технологические инновации. 4. Создание финансовых институтов и структур с долей государственного участия для стимулирования интеграционных процессов.

Социаль- но- культур- ный фактор 1. Осознание роли интеграции науки, бизнеса и образования в подготовке конкурентоспособных специалистов. 2. Укоренение статуса и престижа профессии ученого, преподавателя. 3. Развитие и поиск жизнеспособных форм интеграции образования, бизнеса и науки.

Тем не менее, несмотря на ряд перечисленных негативных условий, интеграция потенциально выгодна всем участникам взаимодействия, поэтому на первых этапах интеграционных процессов необходима системная государственная поддержка, создание ряда факторов взаимовыгодной интеграции: политических, нормативно-правовых, экономических, социально-культурных (табл. 2).

Проработка перечисленных факторов позволит создать необходимые условия

24

№ 1 (17) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

для развития и совершенствования политики использования человеческого капитала региона.

Список литературы:

1. Снегирева Т.В. Совершенствование политики использования человеческого капитала в региональной социально-экономической системе (на материалах Кемеровской области): дисс... канд. экон. наук. - Барнаул, 2012.

2. Стенограмма доклада Н.И. Булаева на заседании коллегии Рособразования от 26 февраля 2010 года [Электронный ресурс]. - Заголовок с экрана. - URL: http://www.ed.gov.ru/td/ofviz/12546/ (дата обращения 20.01.2013).

3. Труд и занятость в Кемеровской области: стат. сб. / Кемеровостат. - Кемерово, 2008 - 292 с.

4. Муравьев С.А. Региональный рынок труда и система профессионального образования в Кузбассе: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / Муравьев С. А., Руднева Е.Л. // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сб. докладов по материалам Пятой Всерос. науч.-практ. интернет-конф. (22-23 окт. 2008 г.). Кн. I. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. - Заголовок с экрана. - URL: http://labourmarket.ru/i_confs/conf5/book/iconf5_book1.pdf (дата обращения: 20.01.2013).

5. Демидова И.Д. Наука, образование, бизнес: векторы взаимодействия в современном обществе / Демидова И.Д., Иванов С. А. - СПб.: Скифия-принт, 2008. - 288 с.

List of references:

1. Snegireva T.V. Verbesserung der Politik des Gebrauches von menschlichem Kapital im regionalen Sozial- und Wirtschaftssystem (auf den Materialien der Kemerovskaya Provinz): Auszug des Autors zur Konkurrenz des wissenschaftlichen Grads von c.e.n: 08.00.05/T.V. Snegireva. - Barnaul. 2012.

2. Shorthand record of the report N.I. Bulaeva at the session of the board Of Rosobrazovaniya dated February 26, 2010 [Electronic resource]. - Title from the screen. - URL: http://www.ed.gov.ru/td/ofviz/12546/ (the date of rotation of 20.01.2013).

3. Labor and Employment in the Kemerovo region: Stat. Sat / Kemerovostat. - Kemerovo, 2008. - 292 p.

4. Muraviov S.A. Regional labor market and the system of vocational education in the Kuzbass: prob-

lem and prospect [Electronic resource] / Muraviov S.A., Rudneva E.L. // The fifth All-Russian scientific practical conference «Supply and demand on the labor market and the market for educational services in the regions of Russia». - Petrozavodsk, 2008. - Title from the screen. - URL:

http://labourmarket.ru/i_confs/conf5/book/iconf5_book1.pdf (the date of the rotation: 20.01.2013).

5. Demidov I. Science, education and business: the vectors of interaction in contemporary society / Demidov I., Ivanov S.A. - Sankt-Peterburg: Scythia-print, 2008. - 288 p.

№ 1 (17) - 2013

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.