Научная статья на тему 'Выпускник на рынке труда (по материалам опроса Росстата)'

Выпускник на рынке труда (по материалам опроса Росстата) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1032
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трудоустройство выпускников / работа по специальности / высшее бразование / среднее профессиональное образование / рынок труда / средняя зарплата / employment of graduates / work in the specialty / higher education / secondary vocational education / labor market / average salary

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чередниченко Галина Анатольевна

В статье на основе результатов проведенного Росстатом опроса выпускников ВО и СПО рассматриваются процессы перехода от образования к труду трех групп молодежи. Впервые на корректно сопоставимой эмпирической базе анализируется целый ряд характеристик: участие в трудовой деятельности в процессе обучения, сроки и способы поиска работы, влияние трудоустройства в соответствии с полученной специальностью / и вне такой связи на обретаемые статусы; уровень занятости и безработицы, размер средних зарплат по основным группам занятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чередниченко Галина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Graduate in the Labor Market (Based on the Rosstat Survey)

Based on the results of the Rosstat survey of graduates of HE and SPO, the article considers the processes of transition from education to work of three groups of young people. For the first time on a properly comparable basis of empirical analyses a number of characteristics: participation in the labour force in the learning process, timing and methods of seeking work, the impact of employment in accordance with the obtained specialty / outside link gain status; level of employment and unemployment, size of average wages by major groups of occupations.

Текст научной работы на тему «Выпускник на рынке труда (по материалам опроса Росстата)»

96 |

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Выпускник на рынке труда (по материалам опроса Росстата)

ЧЕРЕДНИЧЕНКО Галина Анатольевна,

доктор социологических наук, главный научный сотрудник Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии ФНИСЦ РАН, Москва

Аннотация

В статье на основе результатов проведенного Росстатом опроса выпускников ВО и СПО рассматриваются процессы перехода от образования к труду трех групп молодежи. Впервые на корректно сопоставимой эмпирической базе анализируется целый ряд характеристик: участие в трудовой деятельности в процессе обучения, сроки и способы поиска работы, влияние трудоустройства в соответствии с полученной специальностью / и вне такой связи на обретаемые статусы; уровень занятости и безработицы, размер средних зарплат по основным группам занятий

Ключевые слова:

трудоустройство выпускников, работа по специальности, высшее бразование, среднее профессиональное образование, рынок труда, средняя зарплата

В комплексе разнообразных проблем современного российского рынка труда имманентно присутствуют особые проблемы трудоустройства выпускников систем высшего и среднего профессионального образования. Переходящая от учебы к работе молодежь создает предложение в наиболее гибком и активном сегменте рынке труда, однако при найме она гораздо уязвимее, чем старшие работники, из-за отсутствия опыта работы, недостатков в понимании институтов рынка труда и особенностей его функционирования в реальной практике трудовых отношений. Особенно актуальными проблемы трудоустройства выпускников образовательных организаций становятся из-за растущей несогласованности между системой образования и рынком труда, а также неблагоприятного развития демографических процессов. С 2005 года начался резкий спад численности молодежных когорт, вступающих в трудоспособный возраст. В ближайшие 10-15 лет это приведет к существенному сокращению численности населения трудоспособного возраста [4]. Исключительную важность приобретает задача эффективного использования образовательного и трудового потенциала молодых поколений.

Для обеспечения успешного выхода молодежи на рынок труда важно систематически анализировать информацию о трудоустройстве выпускников образовательных организаций. Такие данные, как указано в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, рассматриваются в качестве важных показателей, свидетельствующих о степени соответствия системы профессионального образования запросам рынка труда [1]. Осуществить анализ процессов перехода от образования к трудовой деятельности позволяют материалы опроса трудоустройства выпускников высшего и среднего профессионального образования 2010-2015 годов, проведенного Росстатом РФ в 2016 году. Данные репрезентативного по России опроса могут обогатить материалы региональных исследований, посвященных раздельно проблематике ВО и СПО, более узкой отраслевой тематике. Важно подчеркнуть, что эти материалы дают возможность корректного сравнительного анализа ряда существенных показателей трудоустройства выпускников образовательных организаций высшего образо-

Чередниченко Г. А. Выпускник на рынке труда (по материалам опроса Росстата) // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 4. — С. 96-107. — 001 10.24411/2307-4264-2019-10412.

вания (ВО), среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС). Подобного сопоставления на базе общероссийской выборки еще не проводилось.

Данный опрос был осуществлен Росстатом РФ в качестве дополнительного модуля к выборочному обследованию рабочей силы (ОРС)* во всех субъектах РФ с апреля по сентябрь 2016 года по адресам домашних хозяйств ОРС. Объем выборки составил более 100 тыс. домашних хозяйств, 36 тыс. человек, или около 0,3% от общей численности выпускников 2010-2015 годов. Выпускники ВО составляют 60,4% выборки, выпускники СПО — 39,2%, в том числе по ППССЗ — 28,4% и по ППКРС — 10,9%. При сравнении пропорций выборки с данными государственной статистики [9; 10] оказывается, что они практически совпадают по показателю соотношения выпускников ВО и СПО (59,0 к 41,0%) и несколько различаются по соотношению выпускников ППССЗ и ППКРС (21,1% к 19,9%). Среди опрошенных получили образование платно 54,1% выпускников ВО, 30,2% — ППССЗ и 15,2% — ППКРС; соотношение мужчин и женщин среди выпускников вузов — 42,2 к 57,8%, по ППССЗ — 48,7 к 51,3%, по ППКРС — 62,0 к 38,0%; на городское и сельское население приходилось 83,4% и 16,6% лиц с высшим образованием, 77,1% и 22,9% — с подготовкой ППССЗ и 72,7% и 27,3% — с подготовкой ППКРС.

Сегодня молодежь все чаще начинает трудоустраиваться еще в период обучения. Исследователи выявляют тенденцию значительного повышения доли студентов, совмещающих учебу и профессиональную работу, а также увеличения количества времени, уделяемого работе [2; 13]. Основными мотивами выхода на рынок труда во время обучения является финансовая заинтересованность [14] и стремление получить опыт работы в ожидании отдачи от него в будущем, поскольку работодатель, как правило, запрашивает его при найме [8; 13].

Опрос Росстата РФ выявил следующие данные о работавших в период обучения (табл. 1): их доля была максимальна у выпускников ВО (45,0%), ниже — у получивших подготовку по ППССЗ (28,5%) и наименьшая — у получивших подготовку по ППКРС (18,7%). Наибольшие различия между тремя группами выпускников отмечались по доле имевших постоянную работу (28,1%, 14,9% и 6,2% соответственно) и в том числе по получаемой специальности (16,9%, 8,9% и 3,8%). Выявленная дифференциация отражает разную степень заинтересованности в приобретении опыта работы к окончанию обучения. У студентов вузов она наибольшая, поскольку трудовой опыт зачастую оценивается работодателем гораздо выше, чем характеристики дипломов [11]. Подготовку в СПО, особенно по ППКРС, получают в более короткие сроки, и этих выпускников ждет более широкий спрос на рынке труда, что в меньшей степени стимулирует их получать трудовой опыт заранее. Показательны различия между тремя группами выпускников относительно соотношения доли работавших во время учебы постоянно и работавших

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

* Более подробно см. материалы на сайте Федеральной службы государственной статистики: URL: http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/population/trud/itogJrudoustr/index.htmL

Таблица 1

Работавшие в период обучения среди выпускников ВО, ППССЗ и ППКРС, %

ВО ППССЗ ППКРС

Всего выпускников 100 100 100

Работали постоянно 28,1 14,9 6,2

- в том числе имели работу, связанную с получаемой специальностью 16,9 8,9 3,8

Работали время от времени 16,9 13,6 12,5

- в том числе имели работу, связанную с получаемой специальностью 7,0 6,1 6,5

Не работали 55,0 71,5 81,3

временно. У выпускников вузов первый показатель преобладал над вторым (28,1% и 16,9%), по группе ППССЗ соотношение было паритетным (14,9% и 13,6%), а в группе ППКРС доминировали временно работавшие (6,2% и 12,5%). Очевидно, что выпускники вузов гораздо чаще стремятся заранее гарантировать себе получение рабочего места, и поиск приемлемой позиции после выпуска стоит перед ними более остро.

В табл. 2 представлены данные о том, как распределялись выпускники ВО, ППССЗ и ППКРС в процессе их первого трудоустройства сразу после окончания образовательных организаций. Преобладающее большинство всех трех групп молодежи получили работу. У выпускников вузов в сравнении с получившими подготовку в СПО процент трудоустроившихся несколько выше (90,5% против 86,4% по ППССЗ и ППКРС); также среди них выше доля тех, кому не пришлось искать работу (29,3% в сравнении с 21,1% после ППССЗ и 18,1% после ППКРС). Благодаря тому, что выпускники вузов чаще совмещали учебу с работой в процессе обучения, процесс трудоустройства после выпуска проходил у них несколько более благоприятно, чем у получивших подготовку в СПО.

У всех трех групп трудоустроившейся молодежи отмечались схожие сроки поиска работы. Некоторое запаздывание происходило у лиц с ВО относительно лиц с ППКРС и отчасти — лиц с ППССЗ только в самом начале после выпуска: в течение первого месяца нашли работу 31,4% выпускников ВО, 33,1% выпускников ППССЗ и 37,6% выпускников ППКРС. Спустя полгода после окончания образовательной организации доля нашедших работу стала практически одинаковой (67,5%, 67,2% и 68,6% соответственно), а спустя год показатели полностью выравнивались до 4/5.

В ранге способов поиска работы у всех искавших ее (в сумме — трудоустроившихся и не трудоустроившихся) «обращение к друзьям, родственникам, знакомым» стоит на втором месте у выпускников вузов и на первом — у выпускников ППССЗ и ППКРС; этот способ поисков отметили 63,2%, 64,4% и 64,9% соответственно. Почти столь же часто упоминается «просмотр объявлений о вакансиях»: 64,1%, 58,0% и 53,7% (занимая

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ АНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Таблица 2

Первое трудоустройство выпускников после получения ВО, ППССЗ и ППКРС, %

ВО ППССЗ ППКРС

Всего выпускников 100 100 100

Трудоустроились, всего 90,5 86,4 86,4

в том числе: - искали работу 61,2 65,3 68,3

- не искали работу 29,3 21,1 18,1

Не трудоустроились, всего 9,5 13,6 13,6

в том числе: - искали работу 4,6 5,5 5,3

- не искали работу 4,9 8,1 8,3

у выпускников ВО первое место в ранге, а у выпускников СПО — второе). По этому показателю, как и по ряду нижеследующих, лица с ВО в сравнении с получившими подготовку по ППССЗ, а те, в свою очередь, в сравнении с получившими подготовку по ППКРС, обнаруживали несколько большую самостоятельность и активность: указали «обращение в государственную службу занятости» (20,4%; 19,6%; 17,4%); «обращение в коммерческую службу занятости» (5,4%; 3,3%; 1,9%); «подачу объявления» (18,8%; 11,8%; 9,2%); «участие в ярмарках вакансий» (9,0%; 5,5%; 3,6%).

Большинство искавших работу указывали, что сталкивались с трудностями при попытках трудоустройства: 76,2% выпускников ВО, 75,5% — выпускников ППССЗ и 71,7% — выпускников ППКРС. Из предложенных в вопросе анкеты конкретных показателей «препятствий трудоустройства» практически все позиции (за одним исключением) лица с ВО отмечали чаще, чем получившие подготовку по ППССЗ и тем более — по ППКРС. Прежде всего, это «отсутствие опыта работы» (53,7%, 52,2% и 48,3% соответственно), далее следовал «низкий уровень предлагаемой заработной платы» (32,0%, 29,5% и 30,2%), «отсутствие подходящих рабочих мест» (24,8%, 23,7% и 20,5%) и др. И только такой показатель, как «невозможность найти работу по полученной специальности», несколько чаще отмечали выпускники ППССЗ (16,5%, 17,6% и 12,7%).

Среди всех опрошенных не искали работу после окончания обучения чаще выпускники ВО, чем ППССЗ и тем более ППКРС (34,2%, 29,2% и 26,4% соответственно). Из всех не искавших, принятых за 100%, большая часть выпускников вузов продолжила работать на том же месте, что и во время обучения (57,0%); доля таковых значительна по ППССЗ (37,3%) и небольшая по ППКРС (19,8%). Эти данные дополнительно подтверждают значение предварительного трудового опыта в более благоприятном трудоустройстве студентов вузов (а потому и чаще ими практикуется); отчасти это относится к выпускникам ППССЗ и еще в меньшей степени — к выпускникам ППКРС.

Итак, в процессе первого трудоустройства после выпуска у всех трех групп молодежи обнаруживаются сходные показатели доли трудоустроенных, сроков поиска работы, рангов способов поиска. Но есть и разли-

ЮО 14 I 2019 социология образования

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

чия. Выпускники вузов, с одной стороны, чаще сталкиваются с трудностями и с большим числом препятствий при первом трудоустройстве, чем лица с подготовкой по ППССЗ и тем более по ППКРС. С другой стороны, те из них, кто еще в процессе учебы имел рабочее место или контакты с работодателем, демонстрируют преимущества в процессе трудоустройства. Среди всех выпускников ВО продолжили работать на имевшемся во время обучения рабочем месте, имели договор/контракт, получили предложение работодателя или распределение 22% опрошенных.

По мнению экономистов, переход от образования к трудовой деятельности можно считать успешным, если выпускник образовательной организации находит рабочее место, соответствующее приобретенной во время обучения профессии и уровню квалификации, устраивающее его по заработной плате, условиям и режиму труда, гарантиям занятости, возможностям профессионального роста [12]. Для современной российской экономики характерна и высокая динамика технологических изменений, и сохранение существенной доли рабочих мест невысокой квалификации. Между тем система образования в силу относительной автономности и инерционности развития неизбежно формирует у части молодежи неадекватные рынку труда знания, навыки и квалификации. В результате существенная часть выпускников образовательных организаций устраиваются на рабочие места, не соответствующие полученной специальности и уровню квалификации [3; 5; 6; 7].

Получили первое рабочее место, связанное с полученной профессией, 68,6% трудоустроившихся выпускников ВО, 61,4% выпускников ППССЗ и 59,5% выпускников ППКРС. 31,4%, 38,6% и 40,5% получили работу вне рамок полученной профессии*.

Последние в качестве основной причины такого положения называли отсутствие вакансий для работы по специальности (55,4%, 56,7% и 46,3% соответственно), а также низкий уровень заработной платы и не устраивающие условия труда (28,8%, 29,0% и 33,9% соответственно). Трудоустроившиеся по специальности/не по специальности по-разному распределялись по статусу занятий (табл. 3). Рассмотрим эти различия по каждой из трех групп.

Трудоустроившиеся с высшим образованием. Те, кто получили работу, связанную с приобретенной в вузе специальностью, в сравнении с трудоустроившимися вне такой связи гораздо успешнее распределялись по группам занятий. Среди первых 74,6% получили рабочие места, которые формально предназначены подготовкой в вузе — работали как специалисты высшего уровня квалификации, 19% оказались на позициях, которые не требуют высшего образования. Во второй подгруппе очень малая доля трудоустроившихся (21,8%) обрела занятия в соответствии с уровнем квалификации, предоставляемым дипломом вуза, что в три с половиной раза меньше, чем у работающих по специальности. Чаще всего в этой подгруппе трудоустраивались в качестве работников торговли и сферы обслуживания (26,8%). Сход-

* Показатели рассчитаны на основе вопроса анкеты «Была ли связана работа с полученной в процессе обучения профессией (специальностью)?». Ответы «да», «скорее да» отнесены в группу «Работа связана с полученной профессией»; ответы «нет», «скорее нет» — в группу «Работа не связана с полученной профессией».

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Таблица 3

Распределение по группам занятий трудоустроившихся выпускников ВО, ППССЗ, ППКРС в зависимости от того, связана или нет их первая работа со специальностью обучения, %

Группы занятий ВО ППССЗ ППКРС

связана нет связана нет связана нет

Руководители 6,4 6,5 1,9 1,7 0,4 1,3

Специалисты высшего уровня квалификации 74,6 21,8 19,1 4,8 0,9 1,0

Специалисты среднего уровня квалификации 9,6 16,5 44,0 13,7 4,7 6,5

Служащие, занятые подготовкой и оформлением документации, учетом и обслуживанием 2,6 8,6 3,4 5,4 3,5 2,4

Работники сферы обслуживания, торговли, охраны 3,7 26,8 11,3 34,0 33,8 32,1

Квалифицированные работники сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства 0,1 0,5 0,5 0,8 0,2 1,7

Квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта 2,0 6,9 12,7 12,9 34,2 17,0

Операторы производственных установок и машин, сборщики и водители 1,0 7,1 7,1 12,7 21,0 14,8

Неквалифицированные рабочие - 5,3 14,0 1,4 23,3

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

ную долю составляли те, кто оказались в иерархии статусов на одну-две ступеньки ниже, чем предполагалось по диплому (16,5% приходилось на специалистов среднего уровня квалификации и 8,6% — служащих-клерков). Одновременно существенная часть, почти 1/5, стали рабочими: 6,9% — квалифицированными, 7,1% — обученными, 5,3% — неквалифицированными. Распределение по агрегированным группам занятий: «белые воротнички» с высшим образованием; «белые воротнички», где наличие высшего образования не требуется; «синие воротнички» — у работавших по специальности обучения определялось соотношением 81,0% / 15,9% / 3,1%; а у занятых вне связи с полученной профессией — 28,3% / 51,9% / 19,8%.

Трудоустроившиеся с подготовкой по ППССЗ. Здесь, как и у выпускников вузов, получившие работу по специальности обучения распределялись по группам занятий гораздо успешнее, чем занятые вне связи с ней. В первой подгруппе наиболее часто (44,0%) обретали рабочие места в соответствии с уровнем квалификации по диплому — специалистов среднего звена. Почти каждый пятый получил рабочее место более высокого статуса — специалиста высшего уровня квалификации (что свидетельствует о гибкости спроса отдельных сегментов рынка труда, наличии неформальных отношений и др.). И еще 1/5 оказалась на позициях рабо-

чих, в том числе квалифицированных (12,7%). Среди последних определенную часть, по всей видимости, составляли те, кто были подготовлены именно в качестве высококвалифицированных рабочих по ППССЗ. Трудоустройство вне связи со специальностью обучения вело к тому, что выпускники получали рабочие места, соответствующие уровню диплома, в три раза реже (13,8%), чем в подгруппе работающих по специальности. Наиболее часто они оказывались на позициях рабочих (39,6%), в том числе квалифицированных — только 12,9%, остальные — на позициях более низких. Также массовым было обретение статуса работников торговли и сферы обслуживания (34,0%), рекрутирующих кадры широкого спектра квалификаций.

Трудоустроившиеся с подготовкой по ППКРС. Распределения по статусам тех, кто работал по специальности обучения, и занятых вне связи с ней в самом общем виде схожи. Это отличает ситуацию данной группы от выпускников вузов и ППССЗ. Больше половины как работающих по специальности (56,6%), так и занятых на рабочих местах вне связи с ней (55,1%) получали позиции рабочих (в сумме всех уровней квалификации); 1/3 и тех и других — статус работников торговли и сферы обслуживания; небольшой доле (6,0% и 8,8% соответственно) удается устроиться на работу, формально требующую наличия более высокого, нежели ППКРС, уровня квалификации. Одно важное различие в зависимости от работы по специальности/не по специальности фиксируется в распределении по статусам рабочих. В первом случае большую часть составляли получившие статус квалифицированных рабочих (34,2%) и единицы (1,4%) приходились на неквалифицированных. Во втором случае 17,0% были заняты как квалифицированные рабочие и 23,3% как неквалифицированные.

Итак, насколько интенсивно — в сравнении трех групп выпускников — факт работы по специальности/не по специальности сказывается на обретении статусов? Сопоставим у тех и у других суммарную долю получивших статусы, соответствующие уровню квалификации по диплому (и выше этого уровня). У выпускников вузов эти показатели составляли 81,0% и 28,3%, а у выпускников ППССЗ — 65,0% и 20,2% (различие в 2,9 и в 3,2 раза соответственно). То есть выпускники ППССЗ чаще, чем выпускники вузов, испытывали расхождение между профессиональной подготовкой и получаемым на рынке труда рабочим местом, поскольку они не только реже обретали занятие, связанное со специальностью обучения, но диспропорция статусов среди работающих по специальности обучения и среди занятых вне такой связи была выражена у них более резко. Для выпускников ППКРС показателями статусов, соответствующих уровню квалификации по диплому, являются доли занятых в качестве квалифицированных рабочих, служащих-клерков, работников торговли и сферы обслуживания. В сумме эти показатели составляли 71,5% у работающих по специальности и 51,5% — у работающих не по специальности; превышение первого показателя над вторым в 1,4 раза можно трактовать как менее интенсивное, чем у выпускников вузов и ППССЗ, влияние фактора связи работы по специальности обучения на обретаемые статусы.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Таблица 4

Уровни занятости и безработицы в 2016 году выпускников ВО, ППССЗ и ППКРС 2010-2015 годов, %

Группы Уровень

занятости безработицы

Выпускники ВО 85,8 5,5

Выпускники ППССЗ 80,9 8,1

Выпускники ППКРС 78,7 10,1

Все население 15-72 лет* 65,7 5,5

Наряду с данными о процессе первого трудоустройства выпускников опрос Росстата предоставляет информацию о том, каково было их положение на рынке труда на момент обследования — в 2016 году. Важной характеристикой этого положения являются показатели уровней занятости и безработицы (табл. 4). Уровень занятости был наиболее высоким у выпускников ВО (85,8%), несколько ниже — у лиц с подготовкой по ППССЗ (80,9%) и еще ниже — у лиц с подготовкой ППКРС (78,7%). Обратным было соотношение показателей уровня безработицы: он увеличивался от обладателей высшего образования к имеющим подготовку по ППССЗ и далее — ППКРС (5,5%, 8,1% и 10,1%). Сравнение с населением в целом показывает, что для всех групп молодежи в первые годы после выпуска характерна гораздо более высокая трудовая активность (и в большей степени выпускникам ВО, далее — выпускникам ППССЗ и ППКРС). По уровню безработицы показатели выпускников вузов и населения в целом были одинаковыми, а у лиц с подготовкой ППССЗ и еще более — с подготовкой по ППКРС превышали средние индексы.

Важнейшим показателем положения работника на рынке труда является заработная плата. По идее она зависит от квалификации работника, детерминирующей его производительность, и чем она выше, тем выше оплачивается тот или иной труд. В реальности на уровень и структуру заработной платы оказывают влияние множество факторов: различия между регионами, секторами экономической деятельности, отраслями, предприятиями и организациями, профессиональными группами; структура спроса на труд и его предложение; институты рынка труда, неформальные трудовые отношения и др. Все это, а также факт начала профессиональной карьеры, отсутствие, как правило, трудового опыта сказываются на оценке рынком труда качества человеческого капитала выпускников ВО, ППССЗ и ППКРС.

Данные о средних зарплатах трех групп выпускников в целом и по группам занятий представлены в табл. 5. Они рассчитаны на основе ответа на вопрос анкеты «Какую заработную плату Вы получили „на руки" по основному месту работы за последний месяц?». Нет возможности корректно сравнить эти результаты с данными государственной стати-

* Более подробно см.: Обследование рабочей силы. 2016. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/pubLications/cataLog/doc_1140097038766 (дата обращения — 09.08.2019).

Таблица 5

Среднемесячная заработная плата выпускников ВО, ППССЗ, ППКРС, работавших по найму, по группам занятий, в 2016 году, руб.

ВО ППССЗ ППКРС

Среднемесячная заработная плата выпускников 24 502 21 088 20 589

В том числе по группам занятий:

руководители 28 554 28 282 28 000

специалисты высшего уровня квалификации 24 782 19 633 19 113

специалисты среднего уровня квалификации 25 114 21 667 22 201

служащие, занятые подготовкой и оформлением документации, учетом и обслуживанием 19 839 19 012 20 457

работники сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности 21 113 18 800 17 277

квалифицированные работники сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства 20 980 19 102 15 141

квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта и рабочие родственных занятий 23 933 22 908 22 844

операторы производственных установок и машин, сборщики и водители 25 684 23 010 24 291

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

неквалифицированные рабочие 21 119 18 967 15 391

стики, поскольку в ней представлена зарплата, номинально начисленная работникам. Можно обратиться к данным, рассчитанным по предложениям работодателей, на ведущих российских сервисах поиска работы. Согласно им в 2015 году средняя зарплата по России составляла порядка 24 270 руб.* По материалам опроса, у всех занятых по найму выпускников вузов размер средней заработной платы составлял 24 502 руб., выпускников по ППССЗ — 21 088 руб. и выпускников по ППКРС — 20 589 руб., то есть вознаграждение первых примерно равнялось среднему показателю по стране, а у вторых и третьих было ниже. При этом различия между тремя группами выпускников были совсем небольшими: размер средней зарплаты выпускников ВО выше такового у лиц с подготовкой по ППССЗ в 1,16 раза и по ППКРС в 1,19 раза. Дифференциации зарплат в зависимости от указанных уровней образования всех работников по стране** гораздо выше: в 1,67 раза и в 1,65 раза соответственно. Таким образом, обстоятельства, определяющие начало трудового пути, существенно нивелируют размер вознаграждения молодых работников, вступающих на рынок труда с разным уровнем квалификации, полученным по диплому.

* Данные собраны по предложениям от работодателей на ведущих российских сервисах поиска работы: job.ru, hh.ru, rabota.ru, superjob.ru. Более подробно о средних зарплатах по России см.: URL: https://person-agency.ru/saiary.htmi (дата обращения — 15.03.2019).

** Сведения о заработной плате работников организаций по категориям персонала и профессиональным группам работников за октябрь 2017 г. См.: Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/iabour_costs/ (дата обращения — 04.08.19).

Отмеченные различия в размере общих средних зарплат трех групп выпускников (понижение от лиц с ВО к лицам с ППССЗ и далее — с ППКРС) во многом выдерживаются и при сравнении величины вознаграждений по группам занятий. У лиц с ВО превышение размера средних зарплат относительно лиц с более низким уровнем образования наблюдается по всем рассматриваемым группам занятий; у лиц с подготовкой по ППССЗ относительно ППКРС — по всем группам, за исключением специалистов среднего уровня квалификации, служащих-клерков и обученных рабочих. Тенденция нивелирования размеров вознаграждения во всех трех группах выпускников наиболее сильно проявляется в группе руководителей, а также квалифицированных и обученных рабочих. И напротив, наибольшие различия наблюдаются в группах неквалифицированных рабочих и работников сельского хозяйства (между выпускниками вузов и ППКРС в 1,4 раза), работников торговли и сферы обслуживания (в 1,2 раза). В частности, малый трудовой опыт проявляется в том, что выпускники вузов, занявшие позиции своего основного назначения по диплому — специалистов высшего уровня квалификации, — получали зарплату только в 1,3 раза выше, чем лица с СПО, которым удалось обрести такое занятие.

Обстоятельства старта трудовой карьеры особым образом сказываются на рангах размеров средних зарплат по группам занятий у каждой из трех групп выпускников. Если исключить из рассмотрения малочисленную группу руководителей с максимальной величиной вознаграждения повсюду, то оказывается, что у обладателей вузовского диплома вознаграждение на позициях специалистов высшей квалификации было не самым большим (только третье место в ранге). Более высокую надбавку на рынке труда получали те, кто с высшим образованием оказались на рабочих местах более низкого, чем по диплому, уровня квалификации — обученных рабочих (первое место) и специалистов среднего звена (второе место). Минимальная средняя зарплата наблюдалась у клерков. Среди лиц с подготовкой ППССЗ — аналогично выпускникам вузов — более высокое вознаграждение оказалось у работавших на позициях, которые предполагают наличие более низкого уровня квалификации, чем имеющегося по диплому: обученных рабочих (первое место), квалифицированных рабочих (второе место). И только третьему месту в ранге соответствовал размер зарплаты специалистов среднего звена — позиции, по которой получили подготовку. Наименьшее вознаграждение в этой группе выпускников отмечалось у работников торговли и сферы обслуживания. Среди обладателей подготовки по ППКРС максимальную среднюю зарплату получали обученные рабочие, то есть и здесь те, кто занимали позицию на ступеньку ниже, чем предоставляла полученная подготовка. Средняя зарплата квалифицированных рабочих, работавших согласно квалификации диплома, соответствовала второму месту в ранге. Самые низкие средние зарплаты отмечались у неквалифицированных рабочих и работников сельского хозяйства.

Результаты анализа статистической информации опроса Росстата РФ показали, что первое трудоустройство выпускников вузов и образовательных организаций СПО характеризуется рядом схожих черт (пре-

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Ш 14 I 2019 социология образования

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

обладающая доля получающих работу, сроки и способы ее поисков) и существенными особенностями: большая степень включения выпускников вузов в трудовую деятельность еще во время учебы оборачивается преимуществами их трудоустройства. Дисбаланс рынка образования и рынка труда проявлялся в том, что значительная часть молодежи на первой работе не получала рабочего места по специальности обучения, а также не обретала позиций, соответствующих имеющемуся у них согласно диплому уровню квалификации. В этом отношении положение выпускников ППССЗ было хуже, чем выпускников вузов и ППКРС. Факт начала трудовой карьеры нивелирует размеры средних зарплат всех трех групп выпускников в сравнении со всеми занятыми по стране и снижает ее размеры по тем группам занятий, которые формально по диплому ВО, ППССЗ и ППКРС являются их основным предназначением. В связи с этим самым актуальным вызовом практики к системе образования сегодня становится потребность в сглаживании диспропорций между структурой подготовки кадров в системе образования и структурой спроса на рынке труда.

Литература

1. Государственная программа Российской Федерации ««Развитие образования» на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс] // Законодательная база Российской Федерации: [сайт]. URL: https://zakonbase.ru/content/ base/272788// (дата обращения — 02.08.2019).

2. Апокин А. Ю., Юдкевич М. М. Анализ студенческой занятости в контексте российского рынка труда // Вопросы экономики. — 2008. — № 6. — С. 98-110.

3. Беляков С. А., Клячко Т. Л., Полушкина Е. А. Среднее профессиональное образование: состояние и прогноз развития. — М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2018. — 48 с.

4. Демографический ежегодник России. 2017: стат. сб. — М.: Росстат, 2017. — 263 с.

5. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Молодые специалисты: проблема подготовки и положение на рынке труда // Социологические исследования. — 2015. — № 5. — С. 114-122.

6. Ключарев Г. А. «Разрыв» образования и рынка труда: мнения экспертов // Социологические исследования. — 2015. — № 11. — С. 49-56.

7. Клячко Т. Высшее образование: больше, лучше, дешевле? // Демо-скоп Weekly. — 2016. — № 669-670 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.demoscope.ru/weekly/2016/0669/index.php (дата обращения — 08.03.2019).

8. Константиновский Д. Л., Вознесенская Е. Д., Чередниченко Г. А. Работающий студент: мотивы, реальность, проблемы / Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. — М.: ФИРО, 2009. — Вып. 12. — 72 с.

9. Статистическая информация. 2015. 2016. [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф/министерство/статистика (дата обращения — 20.02.2018).

10. Образование в Российской Федерации: 2014: стат. сб. — М.: НИУ ВШЭ, 2014. — 464 с.

11. Оценка общеэкономических условий на предприятиях и спроса на рабочую силу. Наем на работу выпускников основных профессиональных образовательных программ в условиях кризиса // Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования». НИУ ВШЭ. —

2016. — № 9 (98). — 38 с.

12. Рощин С. Ю. От учебы к работе: трудности перехода // Отечественные записки. — 2006. — № 30 (3). — С. 134-151.

13. Рощин С. Ю., Рудаков В. Н. Совмещение учебы и работы студентами российских вузов // Вопросы образования. — 2014. — № 2. — С.152-179.

14. Рудаков В. Н. Занятость студентов вузов и профессиональных образовательных организаций в Российской Федерации // Информационно-аналитические материалы по результатам социологических обследований. «Мониторинг экономики образования». НИУ ВШЭ. —

2017. — № 43. — 4 с.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.