Таблица 8
ЭИФП по методу №2_
Фактор Основное изменение величины Rf A RfI = RfI ■ AFnI Дополняющий коэффициент wf Влияние ЭИФП на изменение R/ AR/oe)
Fi 0,06858 0,29584 0,020288
F2 -0,04739 0,38921 -0,01844
F3 0,01162 0,36543 0,004245
F4 -0,01000 0,38526 -0,00385
F5 0,08824 0,14063 0,01241
Fe -0,03098 0,21871 -0,00678
F7 0,09276 -0,11490 -0,01066
Fs 0,00797 -0,14433 -0,00115
F9 0,00408 -0,15960 -0,00065
F10 -0,04948 0,00000 0
Z -0,00459
Проверочная формула правильности расчета ЭИФП по авторским методам имеет вид:
£П°= 1Щ (¿П) - £П= 1Щ ■ Д^п + 2П= 1Щ Ю = О . (9) По методу №1получается следующий результат: (0,140000000 - 0,135207354) + (-0,004792646) = 0,
0,004792646 - 0,004792646 = 0. По методу №2 получается следующий результат: (0,140000000 - 0,135408814) + (-0,004591186) = 0,
0,004591186 - 0,004591186 = 0. Для оценки целесообразности вложения средств в
тот или иной бизнес следует ориентироваться на показатель финансовой рентабельности, т.к. она является основной составляющей показателя экономического роста, поэтому в первую очередь наиболее интересна для изучения собственниками коммерческих организаций в условиях высококонкурентной среды. Следовательно, чем детальнее исследуется зависимость финансовой рентабельности от тех или иных факторов, тем точнее будут результаты анализа и оценка качества работы коммерческих организаций.
Библиографический список
1. Филатов Е.А. Детерминированный факторный анализ на основе моделей Филатова // Известия ИГЭА (БГУЭП): электронный журнал. 2011. № 4.
2. Филатов Е.А. Детерминированный факторный анализ на основе трехфакторных моделей Филатова // Актуальные проблемы права, экономики и управления: сборник статей международной научно-практической конференции. Иркутск: РИО САПЭУ, 2011. Вып.VII, т.1. С.168-170.
3. Филатов Е.А. Решение основных проблем в детерминиро-
ванном факторном анализе на основе методов Филатова // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). Рига-М.: Изд-во Международный исследовательский институт, 2011. №3. С.294-303. 4. Филатов Е. Методы детерминированного (функционального) факторного анализа: монография / Е.А. Филатов. Saarbrücken, Germany: LAPLAMBERT AcademicPublishing GmbH&Co. KG, 2012. 102 с.
УДК 332.1 (571.1)
ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЕКТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИХ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА
© Д.Ю. Хорохонов1
Министерство экономического развития Российской Федерации, 125993, Россия, г. Москва, ул. 1-ая Тверская-Ямская, 1,3.
Уточнена сущность ресурсного потенциала муниципальных образований, предложено рассматривать его в широком и узком смыслах; показаны современные тенденции трансформации управления развитием ресурсного потенциала территорий; предложены современные факторы эффективного развития ресурсного потенциала; перечислены составляющие экономического механизма управления развитием ресурсного потенциала муниципальных образований; представлены рекомендации по конкурсному отбору коммерческих проектов развития территорий, претендующих на использование муниципальных ресурсов. Ил. 1. Библиогр. 3 назв.
Ключевые слова: ресурсный потенциал; муниципальные ресурсы; социально-экономическое развитие муниципальных образований; развитие ресурсного потенциала территорий; отбор коммерческих проектов.
1Хорохонов Дмитрий Юрьевич, кандидат экономических наук, ведущий советник Департамента государственного регулирования в экономике, тел.: 89688150573, e-mail: Horohonov@mail.ru
Khorokhonov Dmitry, Candidate of Economics, Leading Advisor of the State Governance Department, tel.: 89688150573, e-mail: Horohonov@mail.ru
IMPROVING EFFICIENCY OF ECONOMIC DEVELOPMENT PROJECTS OF MUNICIPALITIES BASED ON THE USE OF THEIR RESOURCE POTENTIAL D.Yu. Khorokhonov
Ministry of Economic Development of the Russian Federation, 1,3 First Tverskaya-Yamskaya St., Moscow, 125993, Russia.
Having specified the nature of the resource potential of municipal units, the author suggests considering it in broad and narrow senses. The article shows the modern trends in the transformation of the region resource potential development management. It proposes contemporary factors contributing to the effective development of the resource potential and lists the components of the economic management mechanism for municipality resource potential development. The recommendations on the competitive selection of commercial projects of region development, claiming to be sourced by municipalities are given. 1 figure. 3 sources.
Key words: resource potential; municipal resources; socio-economic development of municipal units; development of the resource potential of the region; selection of commercial projects.
Федеральным законом №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования наделены широким кругом полномочий для самостоятельного функционирования и развития. Однако органы местного самоуправления столкнулись с рядом проблем, связанных с неудовлетворительным состоянием местных бюджетов, значительным дефицитом финансовых и материальных ресурсов. Такое положение дел существенным образом ограничивает возможности местных администраций влиять на процессы социально-экономического развития территории, сдерживает реализацию одного из важнейших положений Конституции Российской Федерации - обеспечение достойной жизни и свободного развития жителей городов и районов страны.
Ситуация усугубляется тем, что ресурсный потенциал муниципальных образований и система управленческих отношений, возникающих между публичным и частным секторами по поводу его использования и развития, ограничивает возможности эффективного решения социально-экономических задач, стоящих перед органами муниципальной власти.
Стратегия и социально-экономическая политика решения этих важнейших народнохозяйственных проблем определены в документах Правительства РФ, однако их реализация требует коренного совершенствования управления развитием ресурсного потенциала муниципальных образований, разработки научно-практических рекомендаций, необходимых исполнительным и представительным органам управления муниципальных образований в их практической деятельности.
Таким образом, актуальной и наиболее значимой проблемой, сдерживающей результативность реформы местного самоуправления, является недостаточная эффективность управления развитием ресурсного потенциала муниципальных образований.
Необходимым условием эффективного воздействия субъекта управления на объект является понимание сущности последнего. В современных условиях ресурсный потенциал муниципального образования целесообразно рассматривать в широком и узком смысле.
Ресурсный потенциал в широком смысле сформирован всеми видами ресурсов, принадлежащих всем
субъектам хозяйствования на территории данного муниципального образования, независимо от их формы собственности. В узком смысле - это все виды ресурсов, которыми органы муниципальной власти владеют и распоряжаются.
Соответственно, в отношении первого вида ресурсов органы местного самоуправления используют методы опосредованного (косвенного) управленческого воздействия, в отношении второго вида - методы прямого (непосредственного) воздействия.
В свою очередь, среди всей совокупности муниципальных ресурсов второго вида целесообразно выделять следующие группы: муниципальные ресурсы, формирующие экономическую основу местного самоуправления; муниципальные ресурсы совместного ведения, включающие ресурсы государственного сектора, находящиеся в совместном ведении органов местного самоуправления и органов государственной власти, и ресурсы частного сектора, необходимые для решения вопросов местного значения.
Структура совокупности ресурсов муниципальных образований схематично представлена на рисунке, где изображен процесс перехода частно-ориентированных муниципальных ресурсов, формирующих экономическую основу местного самоуправления, к группе муниципальных ресурсов, принадлежащих всем субъектам хозяйствования, как правило, субъектам частного сектора экономики.
Процесс, изображенный на рисунке, наблюдается в результате использования муниципальных ресурсов в коммерческих проектах. В современных условиях подобные трансакции являются одним из наиболее эффективных инструментов развития предпринимательства на местном уровне.
Расширение представления о ресурсном потенциале территории позволяет сделать вывод о необходимости трансформации механизма управления его развитием. Причем существенные изменения происходят как в объекте, так и в субъекте управления. К основным преобразованиям можно отнести следующие.
В структуре субъектов управления развитием ресурсного потенциала следует выделять представителей органов публичной власти, частного сектора экономики, общественных объединений и политических партий. Необходимость сотрудничества и установле-
Структура ресурсов муниципального образования
ния партнерских отношений с хозяйствующими субъектами муниципальных образований обусловлена продолжающимся развитием института частной собственности. В условиях развития конструктивного диалога в системе «власть-бизнес-общество» к решению задач эффективного использования ресурсов территории следует привлекать и представителей гражданского общества, на уровне органов управления территорией обеспечивая осуществление открытых и широких дискуссий. Безусловно, эффективность реализации коллегиально принятых решений существенно возрастает. В настоящее время в большинстве муниципальных образований коллегиальные органы, сформированные представителями органов публичной власти, общественных объединений, хозяйствующих субъектов и объединений предпринимателей, активно привлекаются к обсуждению не только обозначенной проблемы, но и в целом к принятию решений относительно перспектив развития территорий.
Состав объектов управления развитием ресурсного потенциала муниципальных образований также требует переосмысления. Данный потенциал представляет собой совокупность возможностей использования не только материальных и финансовых ресурсов, но и нематериальных ресурсов социально-экономического развития муниципального образования. Иными словами, взамен традиционного следует применять расширенный подход к классификации объектов управления развитием ресурсного потенциала муниципальных образований.
К материальным ресурсам необходимо отнести, прежде всего, природные и капитальные ресурсы, материальные запасы и средства производства. В совокупности финансовых ресурсов территории целесообразно выделять группы частных и публичных (государственных и муниципальных) финансов.
Важнейшими нематериальными ресурсами социально-экономического развития муниципальных образований являются информационные, правовые, организационно-управленческие, духовно-нравственные, интеллектуальные ресурсы, а также предпринима-
тельские способности населения и возможности инновационной деятельности.
Пересмотр структуры объекта управления в системе управления развитием ресурсного потенциала управления побуждает уточнить современные факторы его эффективного развития. При этом в условиях интенсивного становления и укрепления теории и практики успешного менеджмента в организациях частного сектора экономики представляется целесообразным адаптация и использование передовых инструментов управления частными компаниями в органах публичной власти, и в частности местного самоуправления.
Так, к ключевым современным факторам эффективного развития ресурсного потенциала муниципальных образований следует отнести внедрение современных информационных технологий в процесс муниципального управления; совершенствование базы данных и системы мониторинга состояния муниципальных ресурсов, обеспечение доступности к ним малого и среднего предпринимательства; развитие интеллектуального потенциала управления муниципальным образованием; внедрение концепции самообучающегося муниципального образования [2].
К числу мероприятий, способствующих информатизации процесса управления развитием ресурсного потенциала муниципальных образований, необходимо отнести сопровождение процесса принятия управленческих решений, касающихся развития ресурсного потенциала муниципальных образований, специализированными информационными технологиями; использование www-информационных технологий в процессе управления развитием ресурсного потенциала муниципальных образований (подключение персональных компьютеров ответственных лиц к сети Интернет, создание официального сайта органа местного самоуправления, содержащего вкладку «ресурсный потенциал муниципального образования»); обеспечение на региональном уровне муниципальных образований подробной географической информацией о состоянии минерально-сырьевого комплекса территории.
Структура интеллектуального потенциала управления муниципальным образованием может быть изображена в виде пирамиды, на верхнем уровне которой находится потенциал менеджеров, работающих в органах государственного и муниципального управления. Средний уровень представлен менеджментом организаций, формирующих частный сектор экономики. На нижнем уровне пирамиды изображены не только индивидуальные предприниматели, занятые «сами у себя», но и операционные работники предприятий, которые, по сути, являются менеджерами своего дела. Каждый из них имеет ясную цель деятельности и осознанно к ней движется, что является признаком организации. То есть в наиболее общем понимании операционные работники представляют собой организацию «в одном лице». От качества управления в подобных организациях также зависит качество управления в муниципальном образовании в целом.
Факторами формирования самообучающегося муниципального образования являются: организация стажировок, командировок в учебные центры, специализированные лаборатории и другие организации; обмен опытом с работниками органов местного самоуправления других муниципальных образований, в том числе, посредством социальных сетей в Интернете; обмен опытом между сотрудниками структурных подразделений местной администрации; поощрение стремления сотрудников к обучению и самосовершенствованию; обеспечение активного участия не только муниципального менеджмента, но и операционных сотрудников в процессе принятия управленческих решений о развитии ресурсного потенциала муниципального образования; стирание бюрократических границ между структурными подразделениями местной администрации; материальное и моральное поощрение наставничества [1].
Следует обратить внимание на тот несомненный факт, что одновременное использование местными администрациями каждого из выявленных факторов обеспечивает синергетический эффект развития ресурсного потенциала благодаря взаимному влиянию одного фактора на другой.
Пересмотр концепции управления развитием ресурсного потенциала муниципальных образований влечет за собой трансформацию экономического механизма такого управления. К наиболее эффективным инструментам данного механизма следует отнести:
- предоставление муниципальных ресурсов на льготных условиях хозяйствующим субъектам, планирующим и гарантирующим высокую эффективность их использования;
- предоставление средств бюджетной поддержки и налоговых льгот хозяйствующим субъектам, эффективно развивающим ресурсный потенциал муниципального образования;
- поощрение сотрудников местной администрации за успешную реализацию мер, направленных на повышение эффективности развития ресурсного потенциала муниципального образования.
Решения о льготном предоставлении муниципальных ресурсов целесообразно принимать на осно-
ве оценки вклада коммерческого проекта, предполагающего использование муниципальных ресурсов, в развитие социально-экономической сферы территории. Такой подход должен прийти на смену устоявшейся практике принятия решений о предоставлении муниципальных ресурсов хозяйствующим субъектам исходя из величины платежа в местный бюджет.
Бюджетная поддержка может быть оказана в виде субсидий, субвенций и кредитов субъектам предпринимательства, а также бюджетных инвестиций. Специфическим видом бюджетной поддержки может являться размещение муниципального заказа. В современных условиях органами местного самоуправления существенные льготы могут предоставляться не только по местному земельному налогу, но и, например, по единому налогу на вмененный доход, плательщиками которого являются предприятия малого бизнеса.
Внедрение в практику местного самоуправления инструмента поощрения сотрудников местной администрации требует, прежде всего, внесения изменений в нормативы оплаты труда персонала администраций тех муниципальных образований, которые не имеют достаточных собственных доходов местного бюджета и получают средства финансовой поддержки из региональных бюджетов.
Предложенные инструменты воздействуют на экономические интересы представителей гражданского общества, являющихся субъектами управления развитием ресурсного потенциала муниципальных образований.
Принятие решений об эффективном использовании муниципальных ресурсов предполагает необходимость использования научно-обоснованного подхода к конкурсному отбору коммерческих проектов развития территории, претендующих на использование ресурсов.
Подход к принятию решений о предоставлении муниципальных ресурсов должен принципиально отличаться от традиционного, в котором единственным критерием является величина финансовых поступлений в местный бюджет.
Предлагаемые рекомендации, позволяющие принимать обоснованные решения относительно выбора проекта использования местных ресурсов из ряда альтернативных, включают:
- алгоритм расчета коэффициента результативности проекта на основе оценки достижения целевых значений индикаторов социально-экономического развития муниципального образования в результате реализации проекта;
- рекомендации по проведению предварительной экспертизы проекта депутатским корпусом муниципального образования, экономическим советом по поддержке и развитию малого предпринимательства, общественными объединениями и политическими партиями, что обеспечивает гласность и прозрачность принимаемых решений.
Расчет коэффициента результативности проекта предлагается осуществлять в следующем порядке:
1. Определение значений целевых индикаторов социально-экономического развития муниципального
образования. Значения целевых индикаторов указываются в процентном отношении от значений индикаторов, определяющих положение так называемой идеальной точки. Идеальная точка - единый для всех муниципальных образований субъекта Российской Федерации стратегический ориентир социально-экономического развития, который предлагается определять на региональном уровне.
Для расчета коэффициента результативности предлагается использовать три индикатора социально-экономического развития муниципального образования: экономический, социальный и бюджетный. В качестве экономического индикатора предложен объем производства продукции в расчете на одного жителя муниципального образования, в качестве социального - среднедушевые денежные доходы, бюджетного - расходы местного бюджета в расчете на одного жителя.
Предложенные индикаторы являются взаимосвязанными, что подтверждает следующая система равенств:
V
N '
M -_*_
N M
Б Р V Б _—_*_*_■
N V N Р'
В В^Б^ _—_*_*_
N Б V N' где V - объем производства продукции в муниципальном образовании; N - численность населения; М -численность занятых в экономике; Б - совокупные доходы населения; Р - объем средств, направляемых на оплату труда занятых; В - расходы местного бюджета; й - доходы местного бюджета.
Предложенная система равенств показывает, что величина социального и бюджетного индикатора находится в факторной зависимости от значения экономического индикатора.
2. Расчет удаления идеальной точки от так называемой реальной точки, определяемой значениями индикаторов, характеризующих фактическое социально-экономическое состояние муниципального образования.
Расчет для трехмерной системы координат (соответствующей трем индикаторам социально-экономического развития муниципальных образова-
ний) осуществляется по формуле [3]:
Л =7 («„ - а)2 + (ьо - Ь1)2 + (со - с)2,
где а,К,С - значения целевых индикаторов; а,К,С - значения индикаторов, характеризующих фактическое социально-экономическое состояние муниципального образования и указываемых в процентном отношении к значениям индикаторов, определяющих положение идеальной точки.
3. Расчет удаления идеальной точки от так называемой точки приращения, определяемой значениями индикаторов, характеризующих прогнозируемое состояние муниципального образования в результате реализации проекта. Расчет осуществляется по формуле [3]:
/2 =7 (ао - а2)2 + (К0 - Ь2)2 + (С0 - С2)2 •
где а,К,С - значения индикаторов, характеризующих точку приращения (в процентном отношении к значениям индикаторов, определяющих положение идеальной точки).
4. Расчет коэффициента результативности проекта Кя по формуле [3]:
KR =
(I -
Ранжирование проектов по величине показателя результативности использования муниципальных ресурсов позволяет отбирать приоритетный проект из ряда альтернативных, требующих использования одних и тех же муниципальных ресурсов.
Таким образом, развитие ресурсного потенциала муниципальных образований требует, прежде всего, изменения традиционных принципов отбора коммерческих проектов субъектов хозяйствования, претендующих на использование муниципальных ресурсов. Решения об отборе таких проектов должны приниматься не по критерию величины платежа в местный бюджет, а на основе оценки результативности проекта для достижения целей социально-экономического развития муниципального образования.
Библиографический список
1. Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. М.: ЭКСМО, 2008. 400 с.
2. Peter M. Senge. The fifth discipline: the art and practice of the learning organization. Crown Business Publications, 2006. 464 p.
3. Хорохонов Д.Ю. Основы методики конкурсного отбора проектов использования муниципальных ресурсов // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2011. №2 (49). С.229-232.