ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 332 (470.6)
О. С. Русинова
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ АГРАРНОГО РЕГИОНА
Предложена методика оценки эффективности использования ресурсного потенциала сельских территорий, основанная на сопоставлении достигнутых результатов и имеющегося социально-экономического базиса. По итогам расчетов в соответствии с описанным алгоритмом выявлены противоречия и перспективы развития муниципальных районов Ставропольского края. Полученные результаты позволили обосновать содержание направлений регионального и муниципального регулирующего воздействия.
Ключевые слова: сельские территории, уровень развития, ресурсный потенциал, эффективность, региональная и муниципальная политика.
Как справедливо отмечают авторы Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г., сельские территории обладают мощным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом, рациональное использование которого может обеспечить многоотраслевое развитие, полную занятость, высокие уровень и качество жизни сельского населения [1]. Существенное отличие реального социально-экономического положения российского села от возможного актуализирует исследования в данной области, выдвигая на первый план необходимость анализа эффективности использования ресурсного потенциала сельских территорий, что, в свою очередь, требует разработки методик достоверной оценки последнего.
Значительная пространственная рассредоточенность населения и производства, обусловленная спецификой хозяйствования в агропромышленном комплексе, делает неэффективной обобщенную оценку потенциала развития сельских территорий аграрного региона. Это объясняет целесообразность проведения подобных исследований на материалах статистики муниципальных районов как территориальных единиц, в рамках которых локализуются в той или иной степени завершенные и обладающие собственной спецификой воспроизводственные циклы. В этом контексте представляется необходимой разработка методики оценки ресурсного потенциала сельских муниципальных районов аграрного региона.
В научной литературе представлено несколько вариантов методик проведения оценки социально-экономического потенциала муниципальных образований. Однако при всем внимании исследовательского сообщества к данной проблеме, растущем в последние годы, недостаточно проработаны методики оценки ресурсного потенциала социально-экономического развития сельских территорий.
На наш взгляд, целесообразно различать оценку уровня социально-экономического развития муниципального образования как результирующий показатель и оценку ресурсного потенциала социально-экономического развития муниципального образования как исходный показатель. Это деление может показаться несколько искусственным с учетом структуры и динамики воспроизводственного цикла, когда начало нового кругооборота во многом базируется на результатах предыдущего. Однако такой подход, отделяя текущие результаты от накопленного базиса, позволяет оценить эффективность использования имеющегося ресурсного потенциала, охарактеризовать качество работы органов местного самоуправления и региональных властей и обосновать перспективы развития муниципальных образований.
Под ресурсным потенциалом социально-экономического развития муниципального образования следует понимать совокупность факторов, составляющих базис функционирования и развития территориальной социально-экономической системы. Такая трактовка обусловливает необходимость разработки специфических оценочных методик, зависящих от типа социально-экономической системы муниципального образования, определяемого особенностями отраслевой структуры экономики, юридическим статусом и иными факторами.
При анализе уровня социально-экономического развития сельских территорий рекомендуются к использованию следующие показатели: объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на душу населения, объем продукции сельского
хозяйства на душу населения, среднемесячная начисленная заработная плата, плотность населения, сальдо миграции по отношению к численности населения. Ключевым в данном перечне является первый индикатор, величина которого включает объем добавленной стоимости, создаваемой в муниципальной экономике. Результаты оценки уровня социально-экономического развития сельских муниципалитетов позволяют судить как об эффективности использования имеющегося ресурсного потенциала, так и о перспективах изменения его качественного и количественного состояния.
Оценку ресурсного потенциала социально-экономического развития сельских территорий целесообразно осуществлять по четырем блокам: природного, материально-технического, человеческого и финансового потенциала. Каждый из блоков, в свою очередь, должен включать в себя несколько ключевых показателей (табл. 1).
Таблица 1
Система показателей оценки ресурсного потенциала социально-экономического развития сельских муниципальных районов аграрного региона
Подсистемы ресурсного потенциала сельских территорий Показатели ресурсного потенциала сельских территорий
Природный потенциал сельского хозяйства Доля сельскохозяйственных угодий в общей территории района Доля посевных площадей в общей территории района Доля площади многолетних насаждений в общей территории района
Материальнотехнический потенциал Стоимость основных фондов на душу населения Длина автодорог с твердым покрытием по отношению к территории района Количество тракторов на единицу посевных площадей Количество зерноуборочных комбайнов на единицу посевных площадей
Человеческий потенциал Доля населения, проживающего в населенных пунктах от 1 до 500 чел. в общей численности населения района Средний возраст населения Доля трудоспособного населения в общей численности Количество врачей на 10 тыс. человек Количество больничных коек на 10 тыс. человек Среднемесячная начисленная заработная плата работающих
Финансовый потенциал Сальдированный финансовый результат деятельности предприятий на душу населения Доходы консолидированного бюджета муниципального района на душу населения Налоговые доходы консолидированного бюджета муниципального района на душу населения
Природный потенциал сельского хозяйства отражает, помимо собственно биосферных ресурсов, результаты труда человека, для полноценного участия которых в производстве необходим длительный промежуток времени (например, многолетние насаждения).
Материально-технический потенциал представляет собой совокупность овеществленного труда в муниципальной экономике в виде движимых (техника) и недвижимых (транспортная инфраструктура, здания и сооружения) объектов, приобретение или создание которых требует значительных капитальных вложений.
Человеческий потенциал отражает качество жизни и, как следствие, качество трудовых ресурсов в муниципальной экономике. Доля населения, проживающего в населенных пунктах численностью от 1 до 500 чел. в общей численности населения района позволяет судить о прочности поселенческой сети. Именно в малых населенных пунктах наблюдается наиболее низкое качество жизни вследствие недоступности широкого спектра товаров и услуг, что вызывает отток населения, спад экономической активности и соответственно снижение уровня хозяйственного освоения данных территорий. Средний возраст населения района и доля трудоспособного населения в общей численности населения района позволяют оценить состояние трудовых ресурсов и перспективы их сокращения или увеличения. Количество врачей и количество больничных коек на 10 тыс. человек определяют степень доступности медицинских услуг, что непосредственно влияет на здоровье населения как
важнейшую составляющую человеческого капитала. Среднемесячная начисленная заработная плата работающих является индикатором, характеризующим возможности для воспроизводства домохозяйств, емкость потребительского рынка, налоговый потенциал местного бюджета.
Финансовый потенциал, в отличие от остальных, более динамичен и отражает как результаты хозяйственной деятельности на самой территории (сальдированный финансовый результат деятельности предприятий на душу населения, налоговые доходы консолидированного муниципального бюджета на душу населения), так и степень финансовой поддержки территории вышестоящими уровнями власти и управления (доходы консолидированного муниципального бюджета на душу населения, включающие, помимо прочего, межбюджетные трансферты). Состояние финансового потенциала во многом определяет возможности органов местного самоуправления по осуществлению эффективной местной экономической и социальной политики.
Для обобщения массива данных по совокупности муниципалитетов в разрезе предложенных блоков целесообразно использовать метод рангового распределения [2]. Так как среди районов нет одинаковых по сравниваемым характеристикам, то между ними можно установить отношения строгого порядка. В результате сравнения всех муниципальных районов региона по значению какого-либо показателя получается упорядоченная последовательность предпочтений:
х1 > х2 > ... >хп,
где х; - значение показателя х для района ; и где значение показателя 1 -го района наиболее, а п-го наименее предпочтительно.
Изучаемая совокупность муниципальных районов вместе с отношениями строгого порядка между ними образует полностью упорядоченную систему, поэтому существует числовая ось, элементами которой являются действительные числа, связанные между собой отношениями неравенства:
с1 > с2 > ... > Оп.
Это означает, что упорядочению районов соответствует упорядоченный набор чисел, то есть задана функция f (х) = с;.
В частном случае возможна обратная последовательность чисел:
с1 < с2 < . < сп,
где наиболее предпочтительно наименьшее значение показателя (например, смертность населения).
На практике чаще всего применяется функция предпочтения, носящая название шкалы рангов:
с1 = f (х:) = 1, с2 = f (х2) = 2, сп = f (хп) = п.
Числа с1, с2 . сп называются рангами. Наиболее предпочтительному району ставится в соответствие ранг, равный 1, следующему - 2 и т.д. Для районов, имеющих эквивалентное значение показателя, назначаются одинаковые ранги.
При этом общая оценка в рамках выделенных подсистем и итоговая оценка ресурсного потенциала сельских территорий формируются в результате аналогичного упорядочения суммы рангов каждого района по каждому из показателей.
В числе недостатков данного метода можно указать невозможность точного измерения различий между муниципалитетами по величине показателя. Однако он достаточно прост в применении и позволяет свести в единую систему, присваивая ранги по возрастанию или по убыванию, показатели, рост значений которых желателен или нежелателен для территориальной социально-экономической системы.
Оценка эффективности использования ресурсного потенциала сельских муниципальных районов, как уже отмечалось ранее, может быть произведена на основе сопоставления достигнутого уровня социально-экономического развития и имеющегося ресурсного потенциала. При этом она будет тем выше, чем больше величина добавленной стоимости, создаваемой в муниципальной экономике.
Научный и практический интерес представляет эмпирическая верификация предложенного подхода к оценке ресурсного потенциала социально-экономического развития сельских муниципальных районов на материалах конкретного аграрного региона.
Автором была проведена оценка ресурсного потенциала социально-экономического развития сельских муниципальных районов Ставропольского края по данным за 2009 год. Выбор региона в данном контексте не случаен. В 2009 г. Ставропольский край занял девятое место в России по объемам производства продукции сельского хозяйства, 43% его населения проживало в сельской местности при среднероссийском значении 26,9% [3]. Большую часть Ставропольского края составляют сельские территории, за исключением урбанизированной агломерации региона Кавказских Минеральных Вод и города Ставрополя. Это доказывает целесообразность применения предложенной методики оценки эффективности использования ресурсного потенциала социально-экономического развития сельских территорий к муниципальным районам данного региона.
Анализ уровня социально-экономического развития сельских муниципальных районов Ставропольского края, определяемого, прежде всего, степенью диверсификации отраслевой структуры экономики, позволил классифицировать их по следующим группам [4]: аграрно-индустриальные, аграрные, аграрно-сырьевые, сырьевые.
На основании определения уровня социально-экономического развития сельских территорий Ставропольского края и выявления величины их итогового ресурсного потенциала становится возможным проведение оценки эффективности хозяйствования и управления в муниципальных районах (табл. 2).
Таблица 2
Распределение сельских муниципальных районов Ставропольского края по уровню социальноэкономического развития и величине имеющегося ресурсного потенциала
Ресурсный Аграрно- Аграрные Аграрно-сырьевые Сырьевые
потенциал индустриальные муниципальные муниципальные муниципальные
муниципальные районы районы районы районы
1.1 1.2 1.3 1.4
Высокий Изобильненский Новоселицкий
Минераловодский Буденновский — Труновский Апанасенковский —
Новоалександровский Кировский
2.1 2.2 2.3 2.4
Средний Советский Александровский Степновский
Петровский Г еоргиевский Кочубеевский Красногвардейский Арзгирский
3.1 3.2 3.3 3.4
Низкий Г рачевский Андроповский Благодарненский Ипатовский Предгорный Шпаковский Курский Левокумский Туркменский Нефтекумский
Таким образом, согласно данным табл. 2, сельские муниципальные районы, расположенные в ячейках 3.1 и 1.3, представляют собой полюса изучаемого явления: первым удается достигать значительных результатов при невысоком ресурсном потенциале, а вторые используют имеющиеся исходные возможности крайне неэффективно. Ключевой детерминантой экономического развития в данном случае выступает эффективность работы хозяйствующих субъектов и качество муниципального и регионального менеджмента на территории. Приоритетом региональной и муниципальной политики по отношению к субрегиональным территориям, расположенным в ячейке 1.3, должно стать развитие отраслей по переработке сельскохозяйственной продукции в целях увеличения доли добавленной стоимости в общем объеме производства.
Результаты развития, пропорциональные имеющемуся базису, демонстрируют аграрноиндустриальные районы: Изобильненский, Минераловодский, Буденновский, Новоалександровский и Кировский (ячейка 1.1), а также аграрные районы: Александровский, Георгиевский, Кочубеевский и Красногвардейский (ячейка 2.2).
Отдельного рассмотрения требует выявленная позиция Предгорного и Шпаковского районов. Будучи расположенными вблизи крупных городов края, данные территории испытывают на себе последствия оттока ресурсов в центры экономической активности. Особенно это проявляется в Предгорном районе, ресурсный потенциал которого крайне низок. Переход данных районов в группу аграрно-сырьевых невозможен в силу низкого природного потенциала сельского хозяйства, поэтому дальнейшая поляризация краевой экономики может существенно усугубить их социальноэкономическое положение. В связи с этим основной задачей региональных и муниципальных властей по отношению к данным муниципальным районам должно стать преодоление негативных последствий развития региональных полюсов роста.
К субрегиональным территориям с наиболее сложной социально-экономической ситуацией следует отнести те, которые расположены в ячейках 3.3 и 3.4. Данные районы демонстрируют низкие экономические результаты при бедном ресурсном потенциале, что практически нивелирует возможности их самостоятельного развития.
Специфична ситуация, сложившаяся в Нефтекумском районе, основу экономики которого составляет добывающая промышленность, которая не способна обеспечить большое количество рабочих мест и зависима от располагаемых объемов и стоимости добычи полезных ископаемых. Сложности в развитии данной отрасли могут еще более усугубить социально-экономическое положение района. Для преодоления кризисного состояния выделенных территорий Ставропольского края необходима интенсивная региональная поддержка, особый акцент в осуществлении которой, как и в случае иных аграрно-сырьевых районов края, должен быть сделан на развитии легкой и пищевой промышленности, формирующей спрос на производимое сельскохозяйственное сырье.
Таким образом, предложенная методика оценки эффективности использования ресурсного потенциала социально-экономического развития сельских территорий способна выявить узкие места в воспроизводственной системе региона и обосновать характер и направленность мер регионального регулирующего воздействия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 50. Ст. 6748.
2. Киселева Н.Н., Дорошенко О.Н. Социально-экономическая дифференциация и стимулирование развития проблемных регионов Южного федерального округа. Ростов-н/Д; Пятигорск: СКАГС; Спецпечать, 2004. С. 60-62.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: стат. сб. / Росстат. М., 2010. С. 62, 526.
4. Русинова О.С. Сокращение дифференциации социально-экономического положения муниципальных районов как императив развития аграрного региона // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2010. № 4 (24). URL: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name= News&file=article&sid=237
Поступила в редакцию 06.04.11
O.S. Rusinova
The efficiency rating for the use of resource potential of social and economic development as to rural territories of an agrarian region
The article includes the methodology of efficiency rating in relation to the usage of the resource potential of rural territories, which contains the comparison between the results attained, and the social and economic basis available. Acord-ing to the described algorythm the calculations were performed and the antagonisms and prospects of development for the municipal areas of Stavropol Territory were revealed. The obtained results allowed to substantiate the directions of regional and municipal regulatory control.
Keywords: rural territories, the level of development, the resource potential, the effectiveness, regional and municipal policy.
Русинова Ольга Сергеевна, ассистент Rusinova O.S., assistant
ГОУВПО «Пятигорский государственный Pyatigorsk State Technological University
технологический университет»
357500, Россия, г. Пятигорск, ул. 40 лет Октября, 56 357500, Russia, Pyatigorsk, 40 lyet Octyabrya, 56
E-mail: o.s.rusinova@yandex.ru E-mail: o.s.rusinova@yandex.ru