Научная статья на тему 'Типология муниципальных образований Кировской области по ресурсному потенциалу социально-экономического развития'

Типология муниципальных образований Кировской области по ресурсному потенциалу социально-экономического развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
175
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / КРИТЕРИИ / ЭТАПЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ТИПИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / RESOURCE POTENTIAL FOR DEVELOPMENT / LABOUR POTENTIAL / CRITERIA / STAGES AND RESULTS OF TYPIZATION OF MUNICIPALITIES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Зыкова Светлана Борисовна

Рассмотрены научные подходы к определению устойчивого развития муниципальных образований области, ресурсного потенциала их социально-экономического развития. Цель проведенного исследования заключается в получении интегральной оценки ресурсного потенциала социально-экономического развития территорий Кировской области. Оценка проведена на основе группировок районов области по пяти блокам показателей, что позволило оценить природный, материально-технический, производственный, человеческий и финансовый потенциалы развития. Определение типов районов области по величине ресурсного потенциала развития проведено на основе статистических данных по Кировской области за 2010 год, который выбран за точку отсчета наличия ресурсов как основы развития муниципальных образований области. В ходе мониторинга выявлены существенные различия районов области по величине ресурсного потенциала развития, что вызывает необходимость рассмотрения разных сценариев их дальнейшего функционирования. Районы с низким уровнем ресурсного потенциала (0,34-0,45 балла) нуждаются в немедленном привлечении инвестиций из различных источников для восстановления экономической деятельности на этих территориях и предотвращения депопуляционных процессов. Районам со средним уровнем ресурсного потенциала (0,58-0,69 балла) важно преодолеть отрицательные тенденции в экономической деятельности предприятий, осуществить диверсификацию их деятельности и обеспечить сохранность населения. Районам с наиболее высоким уровнем ресурсного потенциала развития (0,70-0,82 балла) необходимо создать условия для его эффективного использования и воспроизводства населения. Разработанная типология муниципальных образований послужит нормативной основой разработки программ устойчивого развития районов Кировской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typological classification of the Kirov Region''s municipalities based on their resource capacities and capabilities for social and economic growth

The article addresses the concept of the sustainable development of a regional municipality and the role of a municipality's factor endowment in fostering social and economic growth. The goal of the research is to get the integrated assessment of the factor endowment of the socio-economic development for the Kirov Region's territories. The integrated assessment was based on grouping the region’s districts by five sets of indicators, which made it possible to assess natural, material and technical, production, human, and financial capabilities for development. Typological classification of the region’s districts by the size of their factor endowments is based on the Kirov Region’s statistical data for 2010 as the starting point of resource availability for development of the region’s municipalities. The monitoring discovered essential differences in the size of the factor endowments between the districts of the region, which should result in the different scenarios for the districts' future development. The districts with a small factor (0.34-0.45) endowment require an immediate attraction of heavy investments from different sources for economic revival in these territories and to prevent depopulation processes. In the districts with a normal factor (0.58-0.69) endowment it is important to overcome the negative trends in economic activities of enterprises, to implement the diversification of their activities and to ensure the population stability. In the districts with the highest factor (0.70-0.82) endowment it is necessary to create conditions for its efficient use and reproduction of population. The importance of the developed classification of the region’s districts by their factor endowments is to get the scientific basis for reasoning the differentiated approach to the influence on the region’s territories by the government and for determining the strategies for their further social and economic development.

Текст научной работы на тему «Типология муниципальных образований Кировской области по ресурсному потенциалу социально-экономического развития»

ЭКОНОМИКА

УДК 30:332.122

Типология муниципальных образований Кировской области по ресурсному потенциалу социально-экономического развития

Зыкова Светлана Борисовна, старший преподаватель ФГБОУ ВО Вятская ГСХА, г. Киров, Россия

E-mail: zykova_s@inbox.ru

Рассмотрены научные подходы к определению устойчивого развития муниципальных образований области, ресурсного потенциала их социально-экономического развития. Цель проведенного исследования заключается в получении интегральной оценки ресурсного потенциала социально-экономического развития территорий Кировской области. Оценка проведена на основе группировок районов области по пяти блокам показателей, что позволило оценить природный, материально-технический, производственный, человеческий и финансовый потенциалы развития. Определение типов районов области по величине ресурсного потенциала развития проведено на основе статистических данных по Кировской области за 2010 год, который выбран за точку отсчета наличия ресурсов как основы развития муниципальных образований области. В ходе мониторинга выявлены существенные различия районов области по величине ресурсного потенциала развития, что вызывает необходимость рассмотрения разных сценариев их дальнейшего функционирования. Районы с низким уровнем ресурсного потенциала (0,34-0,45 балла) нуждаются в немедленном привлечении инвестиций из различных источников для восстановления экономической деятельности на этих территориях и предотвращения депопуляционных процессов. Районам со средним уровнем ресурсного потенциала (0,58-0,69 балла) важно преодолеть отрицательные тенденции в экономической деятельности предприятий, осуществить диверсификацию их деятельности и обеспечить сохранность населения. Районам с наиболее высоким уровнем ресурсного потенциала развития (0,70-0,82 балла) необходимо создать условия для его эффективного использования и воспроизводства населения. Разработанная типология муниципальных образований послужит нормативной основой разработки программ устойчивого развития районов Кировской области.

Ключевые слова: устойчивое развитие региона, ресурсный потенциал развития, трудовой потенциал, критерии, этапы и результаты типизации муниципальных образований

Под устойчивым развитием муниципальных образований области следует понимать динамичное, сбалансированное развитие территорий, основанное на многофункциональной экономике, которое предполагает достижение высокого уровня жизни населения и сохранение благоприятной окружающей среды посредством использования достаточной собственной ресурсной базы, обязательного участия местных инициатив, эффективных действий органов местного самоуправления. В. Шевлоков и Х. Казанчева, рассмотрев данную проблему, сделали вывод, что «устойчивое развитие региона требует ресурсного обеспечения, позволяющего не только поддерживать на должном уровне социальную, экологическую, экономическую и институциональную сферы, но и компенсировать нанесенный окружающей среде ущерб, а также самовоспроизводить достаточные по объему и качеству ресурсы» [1].

В Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоря-

жением Правительства России от 02 февраля 2015 г. № 151-р, определена необходимость создания условий для обеспечения стабильного повышения качества и уровня жизни сельского населения на основе преимуществ сельского образа жизни, что позволит сохранить социальный и экономический потенциал сельских территорий, и обеспечит выполнение ими общенациональных функций [2]. В документе говорится, что каждый субъект страны должен руководствоваться ее положениями при разработке государственных программ развития сельской экономики, указано, что «оценка ресурсного потенциала сельского хозяйства дает основания для значительного увеличения производства сельскохозяйственной продукции, а также для повышения ее конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках» [2]. Исходя из поставленных в Стратегии целей регионам страны необходимо разработать и реа-лизовывать программы устойчивого развития сельских территорий. Это вызывает необходимость оценки наличия и использования ре-

сурсного потенциала развития сельских территорий региона. О.С. Русинова определяет ресурсный потенциал социально-экономического развития муниципального образования как совокупность факторов, составляющих базис функционирования и развития территориальной социально-экономической системы [3]. Обобщенная оценка потенциала развития сельских территорий региона неэффективна, так как социально-экономические различия внутри региона чаще всего выше различий между регионами, и для обеспечения устойчивого развития сельских территорий необходимо учитывать их особенности внутри каждого муниципального образования области. Исследование целесообразно начинать с оценки ресурсного потенциала социально-экономического развития сельских территорий муниципальных образований как исходного показателя, а затем перейти к оценке уровня социально-экономического развития сельских территорий муниципальных образований в динамике как результирующего показателя. Это позволит обосновать перспективы развития сельских территорий как внутри отдельных муниципальных образований, так и в области в целом.

Цель исследования - осуществление типизации муниципальных образований области, результатом которой является разработка типологии сельских территорий муниципальных образований Кировской области по величине ресурсного потенциала развития.

Материал и методы. В научной литературе представлено несколько вариантов методик проведения оценки ресурсного потенциала социально-экономического развития сельских территорий муниципальных образований. Инструментом оценки ресурсного потенциала в предлагаемых методиках служит внутрирегиональная типология сельских территорий. Под типологией понимается научное исследование объектов на основе детального анализа определенного набора показателей и последующей группировки объектов с помощью обобщенной модели [4]. Результатом ее является дифференциация территорий по отобранному набору показателей.

Для проведения данного исследования были изучены методики типологии территорий региона, представленные А.Б. Суховеевой [5], Н. Межоновой [4], Н.В. Полянсковой и Г.И. Чудилиным [6]. Поскольку муниципальные образования представляют собой слож-

ную систему, то был сделан вывод о необходимости использования типологии иерархического типа, дающей комплексную оценку накопленного ресурсного потенциала развития территорий за счет осуществления частных типологий по конкретным направлениям. В разрезе каждого направления дается бальная оценка ресурсного потенциала развития муниципальных образований области по данному направлению и определяется интегральный балл по всем составляющим. Интегральная типология муниципальных районов Кировской области по величине ресурсного потенциала социально-экономического развития была проведена на основе данных Кировстата по 39 муниципальным районам и МО «город Киров» за 2010 год [7]. Данный период был выбран не случайно. Он взят за точку отсчета, в которой определяется наличие совокупности ресурсов как потенциала развития сельских территорий муниципальных образований области, что позволит в дальнейшем провести исследование тенденций их развития в динамике, оценить текущее состояние, устойчивость развития и его перспективы. Кроме того, за данный год есть возможность собрать наиболее полную статистическую информацию для оценки ресурсного потенциала развития муниципальных образований за счет проведенной в этом году переписи населения.

Результаты и их обсуждение. На первом этапе были сформированы критерии и целевые показатели ресурсного потенциала социально-экономического развития районов (табл. 1). Исходный набор показателей был оценен с точки зрения того, насколько каждый из них отражает суть исследуемой проблемы. За основу были выбраны ключевые показатели, предложенные О.С. Русиновой [3], при этом исключены показатели, отсутствующие в статистической отчетности и включена в блоки часть показателей, приводимых в ней. Кроме того, был введен в исследование дополнительно блок показателей производственного потенциала сельскохозяйственных организаций района, так как считаем этот блок актуальным для оценки ресурсного потенциала социально-экономического развития сельских территорий. Таким образом, для оценки ресурсного потенциала социально-экономического развития муниципальных районов было сформировано пять блоков показателей: природного, материально-технического, производ-

ственного сельскохозяйственных предприятий, человеческого и финансового потенциалов.

Природный потенциал развития территорий области отражает распределение земельных ресурсов в хозяйственном использовании.

Материально-технический потенциал представляет собой совокупность овеществленного труда в муниципальной экономике в виде движимых (техника) и недвижимых (транспортная инфраструктура, здания и сооружения) объектов, а также показатели их состояния.

Производственный потенциал сельскохозяйственных организаций района характеризует достигнутый уровень производства как основы дальнейшего развития сельскохозяйственного производства в районе.

Человеческий потенциал отражает наличие сельского населения, его состав по возрасту и трудоспособности, что влияет на состояние трудовых ресурсов для обеспечения функционирования муниципальной экономики на перспективу.

Таблица 1

Система показателей оценки ресурсного потенциала социально-экономического развития муниципальных районов области

Блоки показателей Показатели ресурсного потенциала

Природный потенциал Площадь общей территории района. Доля сельскохозяйственных угодий в общей территории района. Доля посевных площадей в площади сельскохозяйственных угодий.

Материально- технический потенциал Стоимость основных фондов с.-х. организаций на душу сельского населения района. Количество тракторов на 1000 га пашни. Количество зерноуборочных комбайнов на 1000 га посевов зерновых. Густота автодорог с твердым покрытием. Степень износа основных фондов коммерческих и некоммерческих организаций района.

Производственный потенциал сельскохозяйственных организаций Стоимость сельскохозяйственной продукции на 1 га с.-х. угодий. Продуктивность скота: - среднегодовой удой; - скот и птица на убой в живом весе на 1 сельского жителя; - среднесуточные привесы КРС. Урожайность зерновых и картофеля.

Человеческий потенциал Численность сельского населения в районе. Доля сельского населения в районе. Средний возраст сельского населения. Доля трудоспособного населения в общей численности. Плотность населения в районе.

Финансовый потенциал Сальдированный финансовый результат деятельности предприятий и организаций района. Рентабельность проданных товаров района. Удельный вес убыточных предприятий и организаций в районе. Стоимость отгруженной продукции района на душу населения района.

Финансовый потенциал, в отличие от остальных, более динамичен и отражает результаты хозяйственной деятельности на территории района. Состояние финансового потенциала во многом определяет возможности хозяйствующих субъектов по осуществлению эффективной экономической и социальной

политики на основе государственно-частного партнерства.

На втором этапе было проведено формирование базы данных и обобщение массива данных путем разработки частных типологий по каждому из созданных блоков показателей. Для обобщения массива данных по совокупно-

сти муниципалитетов в разрезе предложенных блоков был использован метод бальной оценки, апробированный А.Б. Суховеевой при анализе регионов Дальнего Востока [5], так как в данных исследованиях других вышеназванных авторов описаны аналогичные методики. В результате сравнения всех муниципальных районов региона по значению каждого из выбранных показателей был получен ряд распределения районов, где X1>Х2> ... >Хп, где Xi - значение показателя X для >го района. Таким образом, определяется ранг - номер места каждого района в ряду распределения. Району, имеющему наиболее предпочтительное значение показателя, присвоен ранг 1, следующему -2 и т.д. Для районов, имеющих одинаковое значение показателя, установлены одинаковые ранги. Затем с помощью метода статистических группировок в каждой частной типологии районы подразделены на 3 группы: с относительно высоким, средним и низким потенциалом по данному виду ресурса. Это позволило определить однородные по каждому виду ресурсного потенциала районы Кировской области.

На третьем этапе на основе результатов частных типологий была построена интегральная типология муниципальных районов области по величине ресурсного потенциала развития. Ее осуществили на основе расчета

балльной оценки по частным типологиям для каждого района. Район, имеющий наилучшее значение по соответствующему показателю, получил максимальную оценку, равную N где N - общее число районов, учитываемых при оценке. В нашем случае число N равно 40.

Расчет балльной оценки каждого района по каждому показателю производился по формуле: Bi=N - М1 + 1, где М1 - ранг (место) п-го района в общем ряду ранжирования. Затем балльные оценки по 5 блокам показателей внутри каждого района были просуммированы, и была определена суммарная балльная оценка ресурсного потенциала районов области.

На четвертом этапе определяется сравнительная интегральная оценка ресурсного потенциала развития для каждого района путем деления значений суммарной балльной оценки района на ее максимально возможную величину (равную 40 x 24 = 960). Аналогичным образом проводится расчет промежуточных рейтинговых оценок районов по каждому из пяти групп ресурсного потенциала. Диапазон возможных значений рейтинговых оценок и интегрального показателя по районам составляет от нуля до единицы включительно. По величине интегральной оценки ресурсного потенциала разделили районы области на четыре группы (табл. 2).

Таблица 2

Интегральная типология районов Кировской области по величине ресурсного потенциала социально-экономического развития за 2010 год

№ группы Величина интегральной оценки ресурсно- Уровень ресурсного потенциала Количество районов Районы

го потенциала

1 0,70 - 0,82 Высокий 5 Зуевский, Кирово-Чепецкий, Куменский, Сунский, МО «Киров»

2 0,69 - 0,58 Средний 9 Верхошижемский, Малмыжский, Немский, Оричевский, Орловский, Пижанский, Слободской, Советский, Уржумский

3 0,46 - 0,57 Удовлетворительный 15 Арбажский, Афанасьевский, Белохолуницкий, Верхнекамский, Даровской, Вятскополянский, Кильмезский, Котельнический, Лебяжский, Нолинский, Омутнинский, Подосиновский, Тужинский, Фаленский, Юрьянский,

4 0,34 - 0,45 Низкий 11 Богородский, Кикнурский, Лузский, Мурашинский, Нагорский, Опаринский, Санчурский, Унинский, Свечинский, Шабалинский, Яранский

Сложившиеся различия между территориями области по уровню накопленного ресурсного потенциала, масштабам и интенсивности хозяйственной деятельности, а также степени фактического благосостояния населения обусловили процессы территориальной поляризации. Максимальное значение интегральной оценки ресурсного потенциала имеет Куменский район и МО «Киров», а минимальное - Опаринский и Шабалинский районы. Соотношение между максимальным и минимальным значениями интегральной оценки ресурсного потенциала районов составляет 2,3 раза. Только 5 районов области из 40 обладают высоким потенциалом развития, а 26 районов, или 65% от их общего количества -удовлетворительным и низким потенциалом социально-экономического развития. Этот важнейший негативный фактор определяет последующее функционирование не только отдельных территорий, но и всей области в целом.

Выводы. Предложенная методика оценки ресурсного потенциала развития сельских территорий способна выявить узкие места в воспроизводственной системе каждого района и обосновать характер и направленность мер регионального регулирующего воздействия. Региональная политика развития сельских территорий должна быть дифференцирована по группам территорий с различным уровнем ресурсного потенциала развития. В качестве подхода к решению данной проблемы может быть использована типология районов области. Для районов с высоким уровнем ресурсного потенциала программы развития должны быть направлены на формирование инновационного производства, улучшение качества и условий жизни населения за счет роста инфраструктурной оснащенности, активизации жилищного строительства. Для районов со средним уровнем ресурсного потенциала цель про-

грамм развития - преодоление отрицательных тенденций в результатах экономической деятельности, диверсификация деятельности сельскохозяйственных предприятий и обеспечение сохранности населения. Районы с низким уровнем ресурсного потенциала нуждаются в немедленном привлечении значительных инвестиций из различных источников для восстановления экономической деятельности на этих территориях и предотвращения депо-пуляционных процессов.

Список литературы

1. Шевлоков В., Казанчева Х. Концепция устойчивого регионального развития и прогнозная модель социально-экономического развития аграр-но-промышленного региона // Международный с.-х. журнал. 2008. № 6. С. 34.

2. Распоряжение Правительства России от 02 февраля 2015 г. №151-р [Электронный ресурс]: http://government.ru/media/iiles/Fw1kbNXVYxQ.pdf.

3. Русинова О.С. Оценка эффективности использования ресурсного потенциала социально-экономического развития сельских территорий аграрного региона // Вестник Удмуртского университета. 2011. Вып. 3. С. 48.

4. Межонова Н. Типология сельской местности как инструмент региональной политики // АПК: экономика и управление. 2009. № 2. С. 81-83.

5. Суховеева А.Б. Территориальные различия в социально-экономическом положении регионов Дальнего Востока // Региональные проблемы. 2009. № 12. С. 55-59.

6. Полянскова Н.В., Чудилин Г.И. Интегральная статистическая типология муниципальных районов Самарской области по уровню социо-эколого-экономического развития и устойчивости // Вопросы статистики. 2012. № 10. С. 35-40.

7. Кировская область в 2011 году: стат. ежегодник в 3 ч. Ч.3: Города и районы. Киров: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кировской области, 2012. 188 с.

Typological classification of the Kirov Region's municipalities based on their resource capacities and capabilities for social and economic growth Zykova S.B., senior lecturer

Vyatka State Agricultural Academy, Kirov, Russia

The article addresses the concept of the sustainable development of a regional municipality and the role of a municipality's factor endowment in fostering social and economic growth. The goal of the research is to get the integrated assessment of the factor endowment of the socio-economic development for the Kirov Region's territories. The integrated assessment was based on grouping the region's districts by five sets of indicators, which made it possible to assess natural, material and technical, production, human, and financial capabilities for development. Typological classification of the region's districts by the size of their factor endowments is based on the Kirov Region's statistical data for 2010 as the starting point of resource availability for development of the

region's municipalities. The monitoring discovered essential differences in the size of the factor endowments between the districts of the region, which should result in the different scenarios for the districts' future development. The districts with a small factor (0.34-0.45) endowment require an immediate attraction of heavy investments from different sources for economic revival in these territories and to prevent depopulation processes. In the districts with a normal factor (0.58-0.69) endowment it is important to overcome the negative trends in economic activities of enterprises, to implement the diversification of their activities and to ensure the population stability. In the districts with the highest factor (0.70-0.82) endowment it is necessary to create conditions for its efficient use and reproduction of population. The importance of the developed classification of the region's districts by their factor endowments is to get the scientific basis for reasoning the differentiated approach to the influence on the region's territories by the government and for determining the strategies for their further social and economic development.

Key words: sustainable development, resource potential for development, labour potential, criteria, stages and results of typization of municipalities

References

1. Shevlokov V., Kazancheva Kh. Kontsep-tsiya ustoychivogo regional'nogo razvitiya i progno-znaya model' sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya agrarno-promyshlennogo regiona. [The concept of sustainable regional development and a prediction model for the socio-economic develop-ment of an agro-industrial region]. Mezhdunarodnyy s.kh. zhurnal. 2008. no. 6. pp. 34.

2. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossii ot 02 fevralya 2015g. №151-r. [Order of Government of Russia from 02 february 2015 year № 151-r]. Available at: http://government.ru/media/files/ Fw1kbNXVYxQ.pdf. (accessed 10 april 2015 g.).

3. Rusinova O.S. Otsenka effektivnosti ispol'-zovaniya resursnogo potentsiala sotsial'no-ekonomi-cheskogo razvitiya sel'skikh territoriy agrarnogo regiona. [Estimation of the efficiency of use of resource capacities by agro-industrial region's rural areas for their social and economic development]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. 2011. Vyp. 3. p. 48.

4. Mezhonova N. Tipologiya sel'skoy mestnosti kak instrument regional'noy politiki. [Rural typology as a regional policy tool]. APK: ekonomika i upravlenie. 2009. no. 2. pp. 81-83.

5. Sukhoveeva A.B. Territorial'nye razlichiya v sotsial'no-ekonomicheskom polozhenii regionov Dal'nego Vostoka. [Territorial social and economic differences between the regions in the Russian Far East]. Regional'nyeproblemy. 2009. no. 12. pp. 55-59.

6. Polyanskova N.V., Chudilin G.I. Integral'-naya statisticheskaya tipologiya munitsipal'nykh rayonov Samarskoy oblasti po urovnyu sotsio-ekologo-ekonomicheskogo razvitiya i ustoychivosti. [Integrated statistical typology of municipalities of the Samara region by the level of social, ecological and economic development and sustainability]. Voprosy statistiki. 2012. no. 10. pp. 35-40.

7. Kirovskaya oblast' v 2011 godu: stat. ezhego-dnik v 3 ch. Ch.3: Goroda i rayony. [The Kirov Region in 2011: Statistical Yearbook, issued in three parts. Part 3: Towns and Districts]. Kirov: Territorial'nyy organ Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Kirovskoy oblasti. 2012. 188 p.

НОВЫЕ КНИГИ

Каталог научно-технической продукции за 2012-2015 гг. для научного обеспечения АПК Евро-Северо-Востока. Киров: НИИСХ Северо-Востока, 2016 г. 188 с.

Каталог составлен по результатам научно-исследовательских работ по научному обеспечению АПК Северо-Восточного региона европейской части России под общей редакцией академика РАН В.А. Сысуева.

Каталог содержит завершенные в 2012-2015 гг. и рекомендуемые для освоения в производстве разработки научных учреждений аграрного профиля, расположенных на территории Северо-Восточного региона европейской части России.

Предназначен для руководителей и специалистов региональных органов управления АПК Северо-Восточного региона европейской части России, сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, потенциальных инвесторов. Дополнительную информацию по каждой разработке можно получить в организациях-разработчиках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.