точки (по 20-30 пчелиных семей) на период медосбора, а также осуществляется разовое расширение гнезд весной, ежегодная смена маток, предупреждение роения путем формирования индивидуальных отводков на плодных маток, откачка меда на центральной усадьбе. Основные преимущества звеньевой системы — кооперация и разделение труда между членами звена, способствующие повышению его производительности. В сельскохозяйственных предприятиях Алтайского края с количеством пчелосемей 500-600 пасеку обслуживают 3-4 человека, один из них (звеньевой) — материально ответственное лицо. В итоге это ведет к значительному снижению совокупных затрат труда, а в расчете на одного работника — к увеличению нагрузки и выхода товарной продукции.
Выводы
Таким образом, дальнейшее развитие пчеловодства в Алтайском крае целесообразно осуществлять на основе создания и повышения эффективности деятельности крупных специализированных пчеловодческих хозяйств, средних и крупных сельскохозяйственных предприятий, использующих современные технологии содержания пчелосемей, производства меда и прочей продукции пчеловодства, увеличения количества племенных и высокотоварных пчелосемей, расширения ассортимента выпускаемой продукции пчеловодства. Как отмечают ряд ученых, кроме меда и воска от одной семьи за
УДК
Ключевые слова: экономические ресурсы, муниципальные ресурсы, ресурсный потенциал муниципального образования, социально-экономическое развитие, местное самоуправление.
Проблемы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований становятся более актуальны-
сезон можно получить 3-5 кг пыльцы-обножки, 2-3 кг перги, 200-300 г прополиса, 300-500 г маточного молочка, 4-6 г пчелиного яда и до 1 кг гомогената трутневых личинок [3].
Вместе с тем экономическая эффективность производства продукции пчеловодства существенно зависит от организации ее сбыта, выбора каналов реализации. Большинство товаропроизводителей Алтайского края сегодня выходят на рынок через посредников, получающих значительный объем полученной прибыли, что снижает показатели эффективности производства и реализации продукции. Решение данной проблемы — создание на кооперативной основе союзов и ассоциаций пчеловодов-товаропроизводителей, в рамках которых вопрос о выходе продукции на рынки будет решаться более конструктивно.
Библиографический список
1. Кирьянов Ю.Н. Технология производства и стандартизации продуктов пчеловодства: учебное пособие / Ю.Н. Кирьянов, Т.М. Русакова. — М.: Колос, 1998. — 160 с.
2. Комлацкий В.И. Пчеловодство: учебник для вузов / В.И. Комлацкий, С.В. Логинов, С.А. Плотников. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — 399 с.
3. Лебедев В.И. Требования к технологии содержания семей и производство продукции пчеловодства / В.И. Лебедев, Р.Г. Набиуллин / / Пчеловодство. — 2009. — № 2. — С. 48-51.
ми в связи с реализацией нового Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», в соответствии с которым органам местного самоуправления передана значительная часть государственных полномочий и ответственности в решении важнейших задач местного значения, которые не обеспечены соответствующими ресурсами.
+ + +
338.24:330.15:37(571.15) С.П. Балашова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В настоящее время наблюдается расширение активности местных органов власти в области экономической и хозяйственной деятельности. В этом проявилось принципиальное изменение вектора муниципальной политики в отношении к местному экономическому развитию как к некой второстепенной проблеме, находящейся в тени главной задачи обеспечения экономического роста.
Социально-экономическое развитие муниципальных образований напрямую зависит от эффективности использования имеющихся на их территории ресурсов — ресурсного потенциала муниципального образования. Уровень социально-экономического развития муниципальных образований является интегрированным выражением степени использования субъектом управления имеющегося потенциала, выделяемых ресурсов для достижения поставленных целей.
Экономическая и социальная составляющие развития территории тесно взаимосвязаны. Успех экономической деятельности муниципальных образований является решающим фактором для обеспечения нормальных условий жизнедеятельности населения, роста покупательной способности и повышения уровня жизни.
Большинство муниципальных образований объединяет одна и та же беда — слабость экономической базы, в результате — низкий уровень собственных доходов бюджета, трудности в решении многочисленных социальных проблем. Кроме того, отсутствуют четкие согласованные с местным сообществом стратегические цели и приоритеты в социально-экономическом развитии, что создает почву для принятия неэффективных управленческих решений.
Органы местного самоуправления не имеют возможности существенно увеличить доходную часть бюджета или сократить расходы, что с социальной точки зрения просто неприемлемо. Поэтому единственный путь у муниципалитетов — рациональное использование существующих ресурсов для достижения достойного уровня и качества жизни населения территории.
Традиционно ресурсами считается некая совокупность возможностей той или иной территории, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности субъектов. Прежде всего, с точки зрения участия в экономическом развитии территорий под этим понятием понимаются: трудовые ресурсы, искусственно создан-
ные средства производства (капитал, материальные ресурсы и др.) и природные ресурсы.
Экономические ресурсы отличаются разнообразием по происхождению, формам собственности, механизмам использования, степени вовлеченности в хозяйственный оборот. Любой ресурс (и/или их сочетание) территории может выступить в качестве экономического ресурса развития муниципального образования как элемент системы ресурсного обеспечения местного развития.
Под ресурсами муниципального образования нами понимается совокупность материальных, нематериальных и социально-трудовых возможностей территории муниципального образования, распоряжение которыми отнесено к муниципальной компетенции по Конституции и законодательству Российской Федерации.
В связи с новыми подходами к управлению ресурсами муниципальных образований меняется трактовка понятия «муниципальные ресурсы».
«Муниципальные ресурсы» — ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, причем традиционно под муниципальными ресурсами понимают только бюджетные ресурсы, так как они законодательно регламентированы, что не скажешь о других [1]. С учетом этого, на наш взгляд, правильно говорить не «муниципальные ресурсы», а «ресурсный потенциал (ресурсы)», «ресурсное обеспечение территории муниципального образования», или, более упрощенно, «местные ресурсы».
Исходя из этого, под потенциалом муниципального образования понимается совокупность всех имеющихся в его границах ресурсов (совокупность средств и возможностей) — материальных и нематериальных, вовлеченных в процессы общественного производства, в том числе и не вовлеченных, которые используются для социально-экономического развития территории. Совершенно очевидно, что ресурсный потенциал муниципального образования — сложная система, состоящая из взаимосвязанных частей.
Проведенный анализ сущности и видов ресурсов, исследование состава и структуры ресурсного потенциала территории в системном аспекте позволили уточнить термин «ресурсный потенциал» муниципального образования как совокупность ресурсных компонентов, которые, в свою очередь, могут быть названы соответст-
вующими потенциалами, число и состав последних напрямую зависят от степени детализации и особенностей развития территории, а также соответствующих механизмов и времени их вовлечения в хозяйственный оборот с целью повышения уровня социально-экономического развития муниципального образования.
Управление эффективным использованием ресурсного потенциала муниципального образования должно осуществляться на основе разработки стратегии этого процесса, иметь эволюционный, долгосрочный, равновесный, естественный и
устойчивый характер и обязательно учитывать существующий опыт ресурсополь-зования.
Базисом для разработки стратегии и формирования стратегического управления использованием ресурсного потенциала муниципального образования служат основные положения стратегии социально-экономического развития муниципального образования в целом, в соответствии с которыми разрабатываются и формируются направления использования ресурсного потенциала.
Стратегия социально-экономического развития (<
муниципального образования (МО)
Стратегические приоритеты как основные направления использования ресурсного потенциала МО
Стратегия управления ресурсным потенциалом МО
Цели управления
Обеспечение устой- Социально- Ограничение отри-
чивого социально- экономическое раз- цательного влияния
экономического витие МО при на окружающую
развития МО за уменьшении по- среду
счет эффективного требления ресурсов
использования ре-
сурсного потенциа-
ла
а к в
о р
и т к
е р
р о
Оценка и анализ состояния ресурсного потенциала МО
Природно- экологический потенциал Производственный потенциал Трудовой потенциал Инвестиционный потенциал Информационный потенциал Инновационный потенциал Предпринимательский потенциал Внешнеэкономический потенциал
Анализ эффективности стратегического управления !
ресурсным потенциалом МО --------------'
Рис. Модель стратегического управления ресурсным потенциалом муниципального образования
Мы предлагаем модель стратегического управления ресурсным потенциалом муниципального образования, которая представляет собой совокупность компонентов, образующих единый, целостный, непрерывный процесс управления использованием ресурсного потенциала в соответствии со стратегическими целями и приоритетами социально-экономического развития муниципального образования (рис.).
В модели предусмотрены непрерывное обновление и корректировка положений стратегии социально-экономического развития муниципального образования на основе анализа эффективности использования ресурсного потенциала с учетом анализа влияния факторов внешней и внутренней среды функционирования муниципального образования на его ресурсный потенциал.
Важнейшей частью предложенной нами модели являются оценка и анализ состояния ресурсного потенциала муниципального образования. Проводится расчет наличия и состояния всех видов ресурсов, расположенных на территории определенного муниципального образования.
Заключительным этапом модели является анализ эффективности стратегического управления ресурсным потенциалом. Расчеты показателей, характеризующих эффективность использования ресурсов территории, их анализ и динамика позволяют осуществить мониторинг эффективности управления ресурсным потенциалом муниципального образования.
Стратегическое управление ресурсным потенциалом муниципального образования невозможно без современного адаптированного механизма управления. Механизм управления ресурсным потенциалом муниципального образования представляет собой вовлечение в настоящем или будущем совокупности ресурсных потенциалов территории муниципального образования в хозяйственную деятельность через воздействие на них соответствующей совокупности взаимодействующих элементов (форм, методов, направлений, инструментов), объединенных в достижении определенной цели развития. Данный механизм на основе единства организационно-управленческого и методического аспектов позволяет повысить качество управления экономическим развитием муниципального образования [2].
Совершенно очевидно, что если ресурсы вовлечены в хозяйственный оборот, то
и они, и эффективность их использования должны быть оценены, как и любой другой товар.
Существуют различные подходы и методы оценки эффективности использования ресурсного потенциала муниципального образования, так же как и его влияния на социально-экономическое развитие муниципального образования. Система показателей, характеризующих оценку результативности управления ресурсным обеспечением территории, должна быть взаимосвязанной и упорядоченной системой, в которой должны найти свое отражение все основные элементы, составляющие жизнедеятельность населения [3].
Считаем необходимым обратить внимание на оценку природного, экономического потенциалов муниципального образования, поскольку они представляют собой сложные структуры и требуют особого подхода.
Природный потенциал территории определяется наличием природных ресурсов и природных условий, которые непосредственно используются в материальном и нематериальном производстве для удовлетворения потребностей общества и его субъектов. В связи с этим возникает необходимость оценки использования каждого отдельно взятого ресурса и условия, в совокупности составляющих природный потенциал муниципального образования. Результирующая оценка эффективности использования природно-ресурсного потенциала муниципального образования определяется по формуле:
Эп
=1
(П - З) р
где i = 1...п — число природных ресурсов, вовлеченных в хозяйственный оборот муниципального образования;
Р! — стоимостное выражение объема добытого и использованного ресурса;
П — экономическая прибыль, полученная в результате вовлечения извлеченного объема ресурса в хозяйственный оборот;
З — денежное выражение затрат на извлечение и переработку ресурса.
Экономический потенциал целесообразно оценивать через структуру и исполнение бюджета муниципального образования. Расчет эффективности использования имеющихся экономических ресурсов на территории муниципального образования предлагаем провести по следующей формуле:
1=1
С
Э = о аж.р. ~ р '
о
где Со — количество потребительных стоимостей, исчисляемых на основе рыночных цен, произведенных на территории муниципального образования за счет имеющихся экономических ресурсов;
Ро — количество экономических ресурсов, имеющихся на территории муниципального образования (денежное выражение оценки экономического потенциала муниципального образования).
Поскольку размер экономических ресурсов ограничен возможностями территории, то от действий органов местного самоуправления зависят развитие муниципального образования и эффективность выполнения задач по решению вопросов местного значения. От того, насколько эффективно орган местного самоуправления управляет экономическими ресурсами, в конечном итоге зависит качество жизни населения соответствующей территории.
Таким образом, через изменение показателей качества жизни населения в сравнении с изменением объема задействованных муниципальных ресурсов можно определить эффективность деятельности органов управления муниципального образования. Суть данной оценки отражает формула:
Э =
К рп
где Эф — эффективность деятельности местных органов управления за период;
Кж — прирост (снижение) качества жизни населения;
Рп — ресурсный потенциал муниципального образования в данный период.
Применение данных подходов и инструментов в деятельности органов местного самоуправления позволит региональным и муниципальным органам власти найти реальные рычаги прямого воздействия на социально-экономические процессы развития территорий разного уровня с целью более полного удовлетворения потребностей населения и повышения эффективности управления использованием имеющегося ресурсного потенциала.
Библиографический список
1. Пак Х.С. Новые методологические подходы к управлению ресурсами муниципального образования / Х.С. Пак. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербурской академии управления и экономики, 2009. — 224 с.
2. Оценка экономического и налогового потенциала муниципальных образований: учебное пособие / Т.Н. Черепкова, А.В. Панченко // Прогнозирование и планирование в налогообложении. — Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2009.
3. Пархоменко А.В. Концепция эффективного использования ресурсного потенциала муниципального образования / А.В. Пархоменко / / Стратегия и механизм реализации устойчивого социально-экономического развития региональной экономики: сб. науч. тр. — Пермский филиал Института экономики УрО РАН. — Пермь, 2003.
+ + +
УДК 636.294
Ю.В. Рогожин, В.В. Рогожин
ПРИЧИНЫ СТАГНАЦИИ И РЕЦЕССИИ В ОЛЕНЕВОДСТВЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) И МЕРЫ ПО ИХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ
Ключевые слова: оленеводство, северный олень, Республика Саха (Якутия)
Введение
Оленеводство является ведущей отраслью животноводства в большинстве рай-
онов Крайнего Севера Российской Федерации, занимающихся традиционными промыслами среди большинства малочисленных народов Севера [1, 2]. Поэтому это направление в АПК Республики Саха (Якутия) является приоритетным.