Научная статья на тему 'Повышение профессиональной компетенции современного преподавателя'

Повышение профессиональной компетенции современного преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
414
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / УЧАЩИЕСЯ / СПОСОБНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КАЧЕСТВА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMPETENCE / STUDENTS / ABILITY / PROFESSIONAL / INTELLECTUAL POTENTIAL / QUALITIES / RESEARCH ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурхонова Гуёхон Гуломовна, Акрамова Нозима Музаффаровна

Данная статья рассматривает вопросы повышения профессиональной компетентности современного педагога. Авторы статьи считают, что профессиональная компетенция преподавателя это интеллектуальный потенциал, который существует в уме учителя и реализуется при выполнении работы в соответствии с профессиональными стандартами. Это указывает на то, что под компетенцией учителя подразумевается способность учителя эффективно использовать профессиональные стандарты, чтобы помогать, направлять и консультировать своих учащихся, чтобы они могли добиться хороших результатов. Умение грамотно и эффективно использовать современные компьютерные и коммуникационные технологии с целью межличностного общения и организации рабочих процессов различного рода компетенции информационно-технологические.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE PROFESSIONAL COMPETENCY OF THE MODERN TEACHER

The article under discussion depicts improving the professional competence of a modern teacher. The authors of the target article consider that the authors of the article believe that the professional competence of the teacher is the intellectual potential that exists in the mind of the teacher and is realized while performing work in accordance with professional standards. This indicates that teacher competency refers to the teacher’s ability to use effectively professional standards to help, guide and advise their students so that they can achieve good results. The ability use to correctly and efficiently modern computer and communication technologies for the purpose of interpersonal communication and the organization of work processes of various kinds of competencies information technology, which should be constantly applied by the professional teachers in their professional activity.

Текст научной работы на тему «Повышение профессиональной компетенции современного преподавателя»

2. Влахов С., Флорин С. Непереводимое в переводе. С. Влахов, С. Флорин. М.: Международные отношения, 1980. С 342.

3. Комиссаров В.Н. Теория перевода (лингвистические аспекты): Учеб. для ин-тов и фак. иностр. яз. В.Н. Комиссаров. М.: Высш. шк. 1990. С 253.

4. Нишонов Усмонхон Ибрагимович. Обучение русскому языку как иностранному в вузах Узбекистана // Вопросы науки и образования, 2018. № 2 (14). С 45-46. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleшnka.ra/artide/n/obucheme-russkomu-yazyku-kak-mostrannomu-v-vuzah-uzbekistana/ (дата обращения: 15.11.2019).

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Бурхонова Г.Г.1, Акрамова Н.М.2 Email: [email protected]

1Бурхонова Гуёхон Гуломовна — заведующая кафедрой;

2Акрамова Нозима Музаффаровна — старший преподаватель, кафедра обучения языкам, факультет управления в производстве, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: данная статья рассматривает вопросы повышения профессиональной компетентности современного педагога. Авторы статьи считают, что профессиональная компетенция преподавателя - это интеллектуальный потенциал, который существует в уме учителя и реализуется при выполнении работы в соответствии с профессиональными стандартами. Это указывает на то, что под компетенцией учителя подразумевается способность учителя эффективно использовать профессиональные стандарты, чтобы помогать, направлять и консультировать своих учащихся, чтобы они могли добиться хороших результатов. Умение грамотно и эффективно использовать современные компьютерные и коммуникационные технологии с целью межличностного общения и организации рабочих процессов различного рода компетенции - информационно-технологические. Ключевые слова: компетенция, учащиеся, способность, профессиональный, интеллектуальный потенциал, качества, исследовательская деятельность.

IMPROVING THE PROFESSIONAL COMPETENCY OF THE MODERN TEACHER Burkhonova G.G.1, Akramova N.M.2

1Burkhonova Gu 'yokhon G 'ulomovna — Head of Department; 2Akramova Nozima Muzaffarovna — Senior Teacher, TEACHING LANGUAGES DEPARTMENT, MANAGEMENT IN PRODUCTION FACULTY, FERGHANA POLYTECHNIC INSTITUTE, FERGHANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article under discussion depicts improving the professional competence of a modern teacher. The authors of the target article consider that the authors of the article believe that the professional competence of the teacher is the intellectual potential that exists in the mind of the teacher and is realized while performing work in accordance with professional standards. This indicates that teacher competency refers to the teacher's ability to use effectively professional standards to help, guide and advise their students so that they can achieve good results. The ability use to correctly and efficiently modern computer and communication technologies for the purpose of interpersonal communication and the organization of work processes of various kinds of competencies - information technology, which should be constantly applied by the professional teachers in their professional activity.

Keywords: competence, students, ability, professional, intellectual potential, qualities, research activities.

УДК 372.881.1

В настоящее время реформа высшего образования в республике Узбекистан сосредоточена на выполнении правительственных решений по модернизации национальной системы высшего образования в области повышения качества высшего образования, внедрению национальной рейтинговой системы университетов, улучшению обучения иностранным языкам, внедрению новой системы послевузовского образования, а также развитию системы повышения квалификации и переподготовки академического и административного персонала вузов [2].

Преподаватель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий, интерактивных методов и активных форм обучения [1].

Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства преподавателя принято считать его профессиональную компетентность. Профессиональная компетенция преподавателя - это интеллектуальный потенциал, который существует в уме учителя и реализуется при выполнении работы в соответствии с профессиональными стандартами. Это указывает на то, что под компетенцией учителя подразумевается способность учителя эффективно использовать профессиональные стандарты, чтобы помогать, направлять и консультировать своих учащихся, чтобы они могли добиться хороших результатов [3]. Известно, что педагог должен самостоятельно осознать необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Проблеме развития профессионально-педагогической компетентности посвящен значительный ряд исследований (Н.В. Кузьмина, И.Ю. Алексашина, Е.В. Бондаревская; Т.П. Браже, С.Г. Вершловский и др.). Результаты данных исследований выступают основаниями для совершенствования и повышения квалификации разных категорий педагогов: ориентация на развитие творческого потенциала и методологического мышления, проектной культуры, готовности к самообразованию и в итоге - педагогической компетентности. Многие исследователи доказали, что структура специальной компетентности учителя иностранного языка состоит из следующих компонентов: коммуникативная компетентность, т.е. профессионально ориентированное знание иностранного языка; лингвистическая компетентность, предполагающая знание основных теоретических положений о языке как социальном явлении, его связь с мышлением, культурой народа, происхождением и развитием языка; знание культуры страны изучаемого языка, его истории и современных проблем развития, а также о жизни, быту, играх, популярности книги, песни, фильмы и умение использовать эти знания при выборе содержания обучения [1].

В настоящее время, определяя профессиональную компетентность учителя, нельзя игнорировать его информационную компетентность, которая обеспечивает навыки его деятельности информацией, содержащейся в учебных дисциплинах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Информационные технологии в профессиональной подготовке учителя предполагают взаимодействие учителя и обучаемого в некоторой информационной среде, в которой процесс общения ведется на языке этой среды - его средствах и технологиях. Умение грамотно и эффективно использовать современные компьютерные и коммуникационные технологии с целью межличностного общения и организации рабочих процессов различного рода компетенции - информационно-технологические. Для формирования информационно-технологического компьютера необходимо создать определенные педагогические условия, которые укрепят информационную составляющую предметов, преподаваемых лингвистом-преподавателем, разрабатывать и применять педагогическое программное обеспечение в профессиональной и педагогической деятельности, входить в Интернет и пользоваться сетевыми услугами, составлять и отправлять по сети текстовые сообщения, размещать информацию, читать и «загружать» существующую информацию, собственные средства ведения переговоров в режиме реального времени. Полученные знания и навыки на основе новых дидактических возможностей, предоставляемых современным компьютерным оборудованием и средства телекоммуникаций повысят уровень компетентности учителя, его профессионального мастерства.

Список литературы / References

1. Кондаков И.М., Сухарев А.В. Методологическое обоснование зарубежных теорий профессионального развития. Вопросы психологии, 1989. № 5. С. 158-164.

2. Бурхонова Г.Г. Национальные реформы высшего образования Узбекистана. [Электронный ресурс]. // Вопросы науки и образования. № 5 (50), 2019. С. 95-98. Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/natsionalnye-reformy-vysshego-obrazovaniya-uzbekistana/ (дата обращения: 15.10.2019).

3. Акрамова Н.М., Шарипов М.С. Reforms in the system of higher education in Uzbekistan. [Электронный ресурс]. // Вопросы науки и образования. № 29 (41), 2018. С. 87-88. Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/reforms-in-1:he-system-of-higher-education-in-uzbekistan/ (дата обращения: 15.10.2019).

FOSTERING THE PROCESS OF LEARNER AUTONOMY IN FOREIGN LANGUAGES CLASSROOMS Akramova N.M.1, Nigmatullina А^.2, Galiakberova A.R.3 Email: Akram [email protected]

'Akramova Nozima Muzaffarovna — Senior Teacher;

2Nigmatullina Almira Shamsunovna - Senior Teacher;

3Galiakberova Albina Rinatovna - Senior Teacher, DEPARTMENT OF LANGUAGE LEARNING, FACULTY OF MANAGEMENT IN PRODUCTION, FERGHANA POLYTECHNIC INSTITUTE, FERGHANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article under discussion describes development of the process of autonomy of students at the foreign languages lessons in non-philological higher educational institutions. The authors of the article argue that the importance of increasing the independence of students in the context of their extracurricular independent work is determined by: the individual nature of mastering a foreign language; individual style of learning (style of educational activity in mastering a foreign language). The authors of the article believe that in the context of higher education, increasing the independence of students in mastering a foreign language is associated with providing them with greater freedom in how to choose ways of doing homework, and in the choice of homework, their volume, deadlines, etc. The teacher's task is, on the one hand, to provide students with the necessary assistance in the development of their educational autonomy through the organization of training, which can be carried out as part of classroom studies, and, on the other hand, in creating conditions conducive to the implementation of their styles teachings in extracurricular independent educational activities. Keywords: task, teacher, student, autonomy, development, communicative, Practice, communication, exercises, language.

РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССА АВТОНОМИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Акрамова Н.М.1, Нигматуллина А.Ш.2, Галиакберова А.Р.3

'Акрамова Нозима Музаффаровна — старший преподаватель; 2Нигматуллина Альмира Шамсуновна - старший преподаватель;

3Галиакберова Альбина Ринатовна - старший преподаватель, кафедра обучения языкам, факультет управления в производстве, Ферганский политехнический институт, г.Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: данная статья рассматривает развитие процесса автономии студентов на уроках иностранного языка, которая является важной целью процесса обучения иностранным языкам и способствует индивидуализации обучения. Авторы статьи утверждают, что важность повышения самостоятельности студентов в условиях их внеаудиторной самостоятельной работы определяется: индивидуальным характером усвоения иностранного языка; индивидуальным стилем учения (стилем учебной деятельности при овладении иностранным языком). Авторы статьи считают, что в условиях вузовского образования повышение самостоятельности обучающихся при овладении иностранным языком связано с предоставлением им большей свободы как в выборе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.