Научная статья на тему 'Повышение привлекательности специальности в глазах абитуриентов'

Повышение привлекательности специальности в глазах абитуриентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
559
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / АБИТУРИЕНТ / ПРОХОДНОЙ БАЛЛ / ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смородова О. В.

В работе рассмотрены направления проведения профориентационной работы в целях повышения привлекательности профилей подготовки в глазах абитуриентов и родителей. Предложена ориентировочная программа мероприятий на период проведения вступительной кампании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение привлекательности специальности в глазах абитуриентов»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 2410-700Х

УДК 372.862

О.В.Смородова

доцент кафедры Промышленная теплоэнергетика ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»

г.Уфа, Российская Федерация Е-mail: olga_smorodova@mail.ru

ПОВЫШЕНИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ В ГЛАЗАХ АБИТУРИЕНТОВ

Аннотация

В работе рассмотрены направления проведения профориентационной работы в целях повышения привлекательности профилей подготовки в глазах абитуриентов и родителей. Предложена ориентировочная программа мероприятий на период проведения вступительной кампании.

Ключевые слова Профориентация, абитуриент, проходной балл, привлекательность.

Одним из основных условий всестороннего процветания ВУЗа является привлечение к обучению в нем наиболее сильных абитуриентов [1 , ^7]. Качество набора на первый курс обуславливается не только значением среднего балла абитуриентов, но и целевой заинтересованностью в профиле подготовки выбранного учебного заведения [2, ^5].

За многолетний период существования высшей школы сформировалась стандартная практика обеспечения набора в ВУЗы. Основными мероприятиями являлись День открытых дверей учебного заведения и однократное посещение школ представителями кафедр.

Подобная практика была оправдана в период, когда количество высших учебных заведений было ограничено и зоны их влияния сформированы. Ситуация была достаточно стабильна. Традиционно в крупных городах наборы первокурсников определялись абитуриентами известных школ, с которыми, как правило, проводилась дополнительная работа в течение выпускного класса. Зачастую близлежащие с ВУЗом школы в старшие классы осуществляли специальные наборы. Выпускники таких школ проходили целевую подготовку для поступления в определенный ВУЗ. Демографическая ситуация была стабильна, конкурс в учебные заведения также мало варьировался год от года.

В последние годы обстоятельства существенно изменились. Количество ВУЗов увеличилось (рисунок 1, а). В сложившейся ситуации, когда вновь образованные учебные заведения заявили о своем намерении привлечения абитуриентов, традиционные методы профориентационной работы показали свою несостоятельность (рисунок 1, б): проходной балл направления подготовки снизился на 23% и на 21 % - на бюджет и на контракт соответственно.

го 200

£100

а - количество ВУЗов в городе

б - проходной балл на одну из специальностей

Рисунок 1 - Динамика показателей высших учебных заведений (г.Уфа)

25

250

20

15

150

5 10

5

о 50

0

2000 г

2016 г

2012 г.

2013 г

2014 г

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

Снижение проходных баллов привело к ухудшению качества набора на первый курс, и, как следствие, повышенному отсеву студентов и снижению количества и качества выпуска специалистов.

Для поддержания привлекательности специальности в глазах абитуриентов и их родителей на прежнем и более высоком уровне - в условиях повышенной конкурентной борьбы за внимание абитуриента - была разработана программа мероприятий.

Ключевой идеей программы является обязательное присутствие в ней мероприятий двух видов -постоянного фонового и периодического мощного воздействий на внимание абитуриента (таблица 1).

Таблица 1

Способы воздействия на внимание потенциальных абитуриентов

№ Вид воздействия

постоянное периодическое

1 создание сайта специальности в сети Интернет проведение Дня открытых дверей

2 создание канала на УоиТиЬе проведение встреч с выпускниками специальности

3 разработка и размещение видеоматериалов о специальности привлечение к проведению постоянных и периодических занятий выпускников кафедры

4 направление в школы писем Благодарности об успехах их выпускников с размещением на Досках почета в школе участие в Днях открытых дверей ВУЗа

5 размещение рекламы о специальности разработка и создание различной рекламной продукции с информацией о специальности - буклеты, ручки, календари, линейки и пр.

6 проведение встреч со школьниками выпускных классов (40-50 школ)

Особого внимания заслуживает создание контактов в сети Интернет, как одном из основных способов получения информации. На открытой страничке выпускающей кафедры необходимо размещать привлекательную информацию о специфике направления подготовки и трудоустройства выпускников. Учитывая менталитет потенциальных гостей, максимально следует представлять информацию в виде фото-и видеоматериалов. Для поддержания сайта в привлекательном состоянии администратору следует постоянно, желательно ежедневно, обновлять информацию - размещать ежедневные новости по кафедре, факультету, ВУЗу. Особый интерес вызывают сведения о выпусках специалистов, в особенности, сделавших успешную карьеру в сжатые сроки.

Одним из механизмов постоянного воздействия является использование информационного поля УоиТиЬе. Необходимо постоянно в течение года снимать короткие видеоматериалы и размещать их на своем канале для открытого доступа. Основным материалом должен стать видеоролик о специальности. Весомым дополнением станут интервью с выпускниками, материалы о прохождении практики. Могут заинтересовать и ролики о достижениях студентов - певцы, танцоры, спортсмены могут с успехом демонстрировать свои достижения.

Основными реперными точками в течение года, предшествующего набору абитуриентов, являются индивидуальные Дни открытых дверей кафедры. Основным достоинством таких мероприятий является наличие целевой аудитории, заинтересованной в конкретной специальности. Ограниченное количество гостей позволяет разработать специальные мероприятия, которые неудобны при проведении общего Дня открытых дверей ВУЗа (таблица 2).

Таблица 2

Примерный план проведения индивидуального Дня открытых дверей специальности

№ Наименование

1 Встреча абитуриентов, сбор, вручение сувениров с логотипом специальности

2 Вступительное слово декана факультета, заведующего кафедрой

3 Фильм о кафедре

4 Презентация с лекцией о специальности

5 Выступления выпускников производственников (3 чел)

6 Викторина «Готов ли ты изучать специальность?», вручение призов

7 Выступление студентов факультета (танцевальный коллектив, пение)

8 Тепловизионный портрет на память

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X

Продолжение таблицы 2

9 Демонстрация практического применения измерительных средств по специальности

10 Заключительный круглый стол: вопросы, ответы, буклеты, сувениры

Опыт проведения такого мероприятия показал, что оно вызывает весьма большой интерес. Положительно влияет более камерная обстановка по сравнению с встречей будущих абитуриентов всем учебным заведением. Как правило, гостями будут не более 100 школьников. Часто с ними вместе на встречу приходят и родители. Завоевать внимание родителей, может быть, является даже более значимым успехом, так как зачастую именно они принимают решение о направлении обучения выпускника школы. Поэтому в регламент мероприятия необходимо включить моменты, привлекательные как для школьника, так и для зрелых специалистов - родителей.

Заметно оживляют официальную обстановку включенные в программу нестандартные моменты -экспресс-викторина с вопросами об общих представлениях по специальности с вручением призов, создание тепловизионного портрета на память [3, ^334], осмотр теплового узла в подвале корпуса или что-то подобное. Завершает День круглый стол, где каждый может задать любому преподавателю свой вопрос, побеседовать в личной неформальной обстановке, пройтись по аудиториям корпуса, испытать работу оборудования по специальности [4, ^284].

Результаты работы, проводимой начиная с 2014-2015 учебного года (рисунок 2), показали, что проходной балл испытывает неуклонный рост в размере 5-7% ежегодно. Личные отзывы поступивших абитуриентов показали, что программа является весьма информативной и повышает привлекательность

специальности в среде абитуриентов и родителей.

200

^

пз ю

о

£150

о х

0 о.

.1 100

1 =1

О)

.

и 50 0

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.*

* - прогноз

Рисунок 2 - Результаты внедрения программы по профориентации

Список использованной литературы:

1. Султанмагомедов С.М. О подготовке кадров для отрасли трубопроводного транспорта в Уфимском государственном нефтяном техническом университете: в книге: Трубопроводный транспорт-2009, Материалы IV Международной учебно-научно-практической конференции. 2009. С.7-9.

2. Султанмагомедов С.М. Юбилейные кафедры - основа факультета трубопроводного транспорта//Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2012. №4. С.5.

3. Майский Р.А., Губина О.В., Хвалова Д.В. Роль современных информационных технологий в развитии высшего образования: в сборнике «Теоретические и прикладные аспекты информационно-аналитического обеспечения инновационной экономики»/ Сборник научных статей. 2012. С. 334-337.

4. Колоколова Е.А., Колоколова Н.А., Сулейманов А.М., Смородова О.В. Повышение уровня учебного процесса: в сборнике «Трубопроводный транспорт - 2011»/ Материалы VII Международной учебно-научно-практической конференции. 2011. С. 284-285.

© Смородова О.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.